УДК 796 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10028
Значимость физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей, обучающихся в вузах МВД России
The Importance of Physical Training in Professional Activity of the Listeners Studying in Higher Education Institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Алихан Хажмуратович АФОВ,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам успешности физической подготовки, которая во многом зависит от общефизического развития слушателей образовательных организации МВД России. Содержание и направленность физической подготовки определяются профилем деятельности, характером выполняемых задач сотрудниками правоохранительных органов. Основными средствами физической подготовки являются упражнения общефизического и слу-жебно-прикладного характера. Именно качество выполнения изучаемого упражнения свидетельствует о физической подготовленности слушателей. Эффективность выполнения оперативно-служебных задач зависит от уровня профессиональной подготовленности, фундаментом которой выступает физическая подготовка.
Ключевые слова: физическая подготовка, слушатели, упражнения, оперативно-служебная деятельность
Abstract. Article is devoted to questions of success of physical training which in many respects depends on all-physical development of listeners educational the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation organizations. Contents and orientation of physical training are defined by an activity profile, the nature of the carried-out tasks by law enforcement officers action. Fixed assets of physical training are exercises of all-physical and office and applied character. The quality of execution of the studied exercise demonstrates physical fitness of listeners. The efficiency of execution of operational and office tasks depends on the level of professional readiness as which base physical training acts.
Key words: physical training, listeners, exercises, operational and service activity
Физическая подготовка в вузах МВД России — неотъемлемый компонент образовательного процесса. Являясь составной частью боевой подготовки, она представляет собой систему мероприятий, направленных на усвоение занимающимися теоретических знаний, а также привитие умений и навыков, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности [3]. Физическая подготовка выступает важнейшим компонентом, определяющим уровень профессионализма обучающихся. Со стороны Министерства внутрен-
них дел Российской Федерации этому вопросу всегда уделяется повышенное внимание, подтверждением чему служит приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [1]. Данный документ определяет современный взгляд на содержание и процесс формирования и совершенствования спортивной подготовки и физического воспитания как постоянного контингента сотрудников МВД, так и переменного состава, к которому относятся слушатели учебных заведений ведомства.
На сегодняшний день органы внутренних дел заинтересованы в квалифицированных, добросовестных и мотивированных на работу кадрах. В связи с этим работа с личным составом в контексте увеличения психологической и физической нагрузки является фактором повышения эффективности оперативно-служебной деятельности. Цель физического воспитания в образовательной среде МВД России — содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных кадров [5].
Как известно, занятия по физической подготовке качественно отличаются от остальных предметных дисциплин ввиду характера выполняемых действий. В период обучения в образовательных организациях МВД России при помощи средств и методов физической подготовки приобретаются высокая степень тренированности и способность переносить большие физические и психологические нагрузки в течение длительного периода времени без снижения работоспособности. В процессе обучения слушателей по физической подготовке предусматривается решение следующих задач [1]:
■ воспитание высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
■ сохранение и укрепление здоровья, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
■ всесторонняя физическая подготовка;
■ профессионально прикладная физическая подготовка с учетом особенностей их трудовой деятельности;
■ приобретение необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки;
■ совершенствование спортивного мастерства слушателей;
■ воспитание убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности слушателей, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
В образовательных организациях МВД России общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди слушателей, а также организация наблюдений за со-
стоянием их здоровья возложены на начальствующий состав, а конкретное проведение занятий осуществляется их руководителями [5].
Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию слушателей в соответствии с учебным планом и образовательной программы возложена на кафедру физической подготовки.
Физическое воспитание в образовательных организациях МВД России проводится на протяжении всего периода обучения слушателей и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания.
Учебные занятия — основная форма физического воспитания. Они планируются в учебных планах по всем специальностям и должностным категориям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физической подготовки.
Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых слушателей [6].
В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.
Актуальность привлечения сотрудников правоохранительных органов к занятиям спортом обусловлена в первую очередь применением физической силы в современных реалиях, что являет собой противоборство с противником, в процессе которого могут наноситься травмы [2].
Принципы физического воспитания особенно ярко проявляются в его специализированном виде — в профессионально-прикладной физической подготовке, непосредственно и органически связанной с настоящей или будущей профессиональной деятельностью
Профессионально-прикладная физическая подготовка — длительный, многоступенчатый и многолетний процесс, специально направленный на формирование знаний, профессионально значимых физических и психических качеств, прикладных двигательных навыков и умений, которые способствуют успешности деятельности и преимущественно необходимы в связи с её особыми внешними условиями по выработке функциональной устойчивости организма к этим ус-
124
Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 1
ловиям. В структуре профессиональной подготовки слушателей образовательных организаций МВД России профессионально-прикладная физическая подготовка занимает одно из ключевых мест, являясь важной и неотъемлемой частью обучения и воспитания личного состава [3].
Из сказанного следует, что цель профессионально-прикладной физической подготовки — обеспечение готовности слушателей к эффективному выполнению служебных обязанностей, в том числе в условиях силового противоборства с правонарушителями.
Необходимость дальнейшего совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки обусловлена тем, что она [4; 6]:
■ может быть эффективной и максимально ориентированной на развитие профессионально важных физических качеств, если будет носить комплексный характер и включать освоение боевых приёмов борьбы, овладение приёмов использования табельным оружием, а также общую и специальную физическую подготовку;
■ позволяет повысить уровень профессионально важных физических качеств. Так, более высокими становятся показатели физического развития, улучшаются показатели общей физической подготовленности, специальной подготовленности к ведению единоборства, а следовательно, и готовности к профессиональной деятельности;
■ позволяет улучшить скоростно-силовые качества;
■ повышает эффективность физической подготовки курсантов и слушателей и обеспечивает развитие необходимых физических качеств, что позволит повысить их профессиональный уровень;
■ может быть использована при профессиональном отборе.
Выводы. Корректное применение в комплексе указанных методов способствует закреплению формированных положительных качеств и является стимулом для дальнейшего физического самосовершенствования.
Список литературы
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Власенко Е.Е. Оказание первой помощи сотрудниками полиции // Наука в контексте модернизации России: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Владикавказ, 2014. С. 311—317.
3. Карданов А.К., Хажироков ВА. Некоторые аспекты совершенствования физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России // Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 94—97.
4. Леушина М.Л. Травматизм во время занятий физической подготовкой и спортом в вузах системы МВД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 36. С. 51—53.
5. Мешев И.Х. Актуальные вопросы развития профессиональных качеств сотрудников специальных подразделений средствами физической подготовки // Современное общество и власть. 2018. № 2 (16). С. 25—28.
6. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. С.В. Кузнецова. М.: ДГСК МВД России, 2016.