Научная статья на тему 'Организация самостоятельной физической подготовки слушателей вузов МВД России'

Организация самостоятельной физической подготовки слушателей вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / самостоятельная работа / совершенствование / двигательное действие / педагогический процесс / переутомление / physical training / independent work / improvement / physical action / pedagogical process / over fatigue

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адам Хаутиевич Броев

Осуществляемая в настоящее время в образовательных организациях МВД России деятельность по физической подготовке требует пристального внимания, так как она является составной частью их профессиональной подготовки. Основная цель физической подготовки состоит в формировании физической и психологической готовности слушателей к успешному выполнению оперативных, служебных и боевых задач, умелому применению физической силы. Правонарушения, совершаемые с применением физической силы и оружия, требуют улучшения физической подготовки сотрудников правопорядка, так как именно средствами физической подготовки поддерживается необходимый энергетический потенциал, необходимый для высокой работоспособности. Приобретенная в результате уверенность в своих силах и высокий уровень владения двигательными навыками укрепляют психологическую готовность сотрудника к выполнению своих служебных обязанностей. Автор в статье обосновал эффективность самостоятельного освоения сотрудниками знаний, умений и навыков, связанных с характером предстоящей оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Independent Physical Training of Listeners Higher Education Institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The activities for physical training which are carried out now in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation require close attention as it is a component of their vocational training. The main objective of physical training consists in formation of physical and psychological readiness of listeners for successful performance of operational, office and fighting tasks, to skillful use of physical force. The offenses committed with use of physical force and weapon demand improvement of physical training of law enforcement officials as means of physical training maintain the necessary energy potential necessary for high performance. And the confidence in the forces acquired as a result and high level of proficiency in movement skills strengthen psychological readiness of the employee for performance of the official duties. The author in article proved efficiency of independent development by employees of knowledge, the skills connected with the nature of the forthcoming operational office and office and fighting activity.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной физической подготовки слушателей вузов МВД России»

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10029

Организация самостоятельной физической подготовки слушателей вузов МВД России

Organization of Independent Physical Training of Listeners Higher Education Institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Адам Хаутиевич БРОЕВ,

старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Осуществляемая в настоящее время в образовательных организациях МВД России деятельность по физической подготовке требует пристального внимания, так как она является составной частью их профессиональной подготовки. Основная цель физической подготовки состоит в формировании физической и психологической готовности слушателей к успешному выполнению оперативных, служебных и боевых задач, умелому применению физической силы. Правонарушения, совершаемые с применением физической силы и оружия, требуют улучшения физической подготовки сотрудников правопорядка, так как именно средствами физической подготовки поддерживается необходимый энергетический потенциал, необходимый для высокой работоспособности. Приобретенная в результате уверенность в своих силах и высокий уровень владения двигательными навыками укрепляют психологическую готовность сотрудника к выполнению своих служебных обязанностей. Автор в статье обосновал эффективность самостоятельного освоения сотрудниками знаний, умений и навыков, связанных с характером предстоящей оперативно-служебной и служебно-бо-евой деятельности.

Ключевые слова: физическая подготовка, самостоятельная работа, совершенствование, двигательное действие, педагогический процесс, переутомление

Abstract. The activities for physical training which are carried out now in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation require close attention as it is a component of their vocational training. The main objective of physical training consists in formation of physical and psychological readiness of listeners for successful performance of operational, office and fighting tasks, to skillful use of physical force. The offenses committed with use of physical force and weapon demand improvement of physical training of law enforcement officials as means of physical training maintain the necessary energy potential necessary for high performance. And the confidence in the forces acquired as a result and high level of proficiency in movement skills strengthen psychological readiness of the employee for performance of the official duties. The author in article proved efficiency of independent development by employees of knowledge, the skills connected with the nature of the forthcoming operational office and office and fighting activity.

Key words: physical training, independent work, improvement, physical action, pedagogical process, over fatigue

Профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов — актуальный объект обсуждения и анализа, а также глубокого теоретического и практического осмысления специалистами данной области. Профессионально-прикладная фи-

зическая подготовка в образовательной системе МВД России выступает одним из направлений физического воспитания, формирующим определенные прикладные знания, физические и психические качества, умения, знания и навыки, способствующие достижению умелого осуществ-

ления оперативной, служебной и боевой деятельности. Она также служит средством всесторонней физической подготовки. Проведенные нами обзор и анализ учебных планов и программ подготовки и переподготовки кадров МВД России по дисциплине «Физическая подготовка» свидетельствуют о том, что успешность и эффективность освоения слушателями знаний, умений и навыков обусловливается процессом самоподготовки и самовоспитания [1].

Очевидно, что решение выявленной проблемы лежит в поле научного и организационного подходов, основанных на использовании информационного, организационно-методического и воспитательного обеспечения, в числе которых подготовка рекомендаций по организации и методике самостоятельной физической подготовки, а также деятельность преподавателей по формированию у слушателей устойчивой мотивации к самостоятельной физической подготовке для достижения высоких показателей в оперативно-служебной деятельности. Соответственно профессиональная подготовка слушателей заключается не только в специально организованных занятиях по физической подготовке, но и самостоятельно организованной двигательной активности в целях успешной адаптации к сложившимся современным реалиям оперативно-служебной деятельности [2]. Самостоятельная работа заключается в осуществлении слушателями мероприятий без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время.

Согласно учебному плану и графику учебного процесса физическая подготовка осуществляется в течение всего периода обучения слушателей. Оценка уровня и результат освоения дисциплины осуществляются путем принятия зачетов и экзаменов.

Практика показывает, что прохождение итогового контроля вызывает значительные трудности у большой части слушателей ввиду ограниченности трудоемкости дисциплины. Поэтому слушателям имеет смысл уделять пристальное внимание процессу организации самостоятельной физической подготовки [3], которая будет осуществляться ими на индивидуальной основе во внеучебное время. Цель такой подготовки — развитие и совершенствование физических профессионально значимых качеств [3].

Самостоятельная физическая подготовка должна быть построена на основании следующих принципов: участия педагога в организации процесса, планомерности и умеренности в освоении физических нагрузок, преемственности видов

физической нагрузки (т.е. постепенный переход от простых упражнений (видов тренировки) к более сложным), факультативности (т.е. решение дополнительных задач, способствующих самосовершенствованию) [5]. Структурно процесс самостоятельной физической подготовки включает в себя три этапа: подготовительный, рабочий и контрольный.

На этапе подготовки слушатели мотивируются на необходимость самостоятельной подготовки, обеспечивается обучение формам, средствам, методам самоконтроля, а также видам самостоятельной работы.

В рамках рабочего этапа происходит непосредственно самостоятельная психическая, волевая и физическая подготовка с преимущественным консультированием с преподавателями по дисциплине [2].

И наконец, на контрольном этапе определяется эффективность самостоятельной работы путем проведения контрольных испытаний, по результатам которых будут вноситься коррективы в программу самоподготовки.

Самостоятельная подготовка в действительности должна носить самостоятельный характер и побуждать слушателей работать напряженно [3], но без каких-либо крайностей. Содержание и объем самостоятельной работы должны быть посильными на каждом этапе обучения, а сами слушатели подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически. В организации самостоятельной подготовки необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками каждому обучающемуся требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного и индивидуального подхода планирования нагрузок в процессе их самостоятельных занятий. Во всех случаях преподаватели (руководители занятий) при организации самостоятельной физической подготовки должны обоснованно и дифференцированно подходить к каждому слушателю исходя из его индивидуальных, психических и физических особенностей, влияющих на быстроту и полноту усвоения теоретических и практических знаний и умений. Вместе с тем педагог должен уделять повышенное внимание несправляющим-ся слушателям, чтобы адаптировать под них программу тренировок, не забывая при этом о поддержке и мотивации успешных слушателей. Ввиду этого задания, предлагаемые преподавателем к выполнению, должны отличать соответствующий уровень сложности, новизна и нестандартность [3]. Задания, предлагаемые для самоподготовки должны вызывать интерес у слуша-

2019 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры

127

телей, который достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием практического значения предлагаемых задач и сочетанием различных мотивов самостоятельных занятий.

Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разное время и включать задания преподавателя, также они могут проводиться по самостоятельно составленной программе или индивидуальному плану. Ввиду этого руководство со стороны преподавателей по физической подготовке должно сводиться преимущественно к обеспечению слушателей методическими навыками, умениями находить наиболее целесообразные упражнения, сочетать интенсивность тренировочного процесса с динамикой профессиональных нагрузок, контролировать эффективность воздействия занятий на функциональные возможности организма [4].

Выводы. Обобщая изложенное, отметим, что овладение системой самостоятельных занятий в условиях все возрастающих требований к физической подготовке слушателей образовательных организаций МВД России, а также работа по поддержанию и совершенствованию приобретенных знаний, умений и навыков являются важнейшим компонентом профессионального формирования личности. Необходимо подчеркнуть, что при организации самостоятельной физической подготовки перед педагогом стоит ответственная задача по формированию у слушателей основных принципов самообучения, методов распределения физической нагрузки и контроля за физическим состоянием организма [1]. Стало быть, обоснованное, целенаправленное и рациональное построение процесса самостоятельной

физической подготовки — важнейшая составляющая программы профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России [5].

Список литературы

1. Карданов АК. Вопросы оптимизации организации физической подготовки слушателей по программам профессиональной подготовки МВД России // Современный ученый. 2017. № 3. С. 149—152.

2. Кодзоков А.Х., Канукоев А.М. Оптимизация структуры физической подготовки в образовательных организациях МВД России // Развитие научных направлений в современных условиях: Сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. 2017. С. 41—43.

3. Настуев Э.Б. Совершенствование физической подготовки слушателей по программам профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4А. С. 50—55.

4. Хальзов В.И., Кропанов A.C. Физическое воспитание в системе профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 2(54). С. 220—223.

5. Ярославский МА. Цели и средства функциональной тренировки // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 2018. С. 299—304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.