Научная статья на тему 'Основы формирования профессиональной компетентности и совершенствование физической подготовки сотрудников полиции'

Основы формирования профессиональной компетентности и совершенствование физической подготовки сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовка / профессиональная компетентность / сотрудники полиции / педагогический процесс / physical training / professional competence / police officers / pedagogical process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустам Олегович Бештоев

В статье рассмотрены вопросы необходимости разработки такой системы физической подготовки, функционирование которой позволит воспитать физическую и психологическую готовность сотрудников полиции к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Физическая подготовка выступает обязательным структурно-личностным компонентом профессиональной готовности сотрудника полиции к различным видам деятельности (связанной с использованием физической силы, боевых приемов борьбы, а также специальных средств и огнестрельного оружия) на всех этапах профессионально-прикладной подготовки. Поэтому для дальнейшего развития и совершенствования образовательного процесса на современном этапе необходимо широкое внедрение достижений науки во все области профессионального отбора, подготовки и обучения, а также профессиональной деятельности сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рустам Олегович Бештоев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of Formation of Professional Competence and Improvement of Physical Training of Police Officers

In this article questions of need of development of such system of physical training which functioning will allow to cultivate physical and psychological readiness of police officers for successful execution of operational and office and office and fighting tasks are considered. Physical training acts as an obligatory structural and personal component of professional readiness of the police officer for different types of the activity (connected with use of physical force, fighting methods of fight and also special means and firearms) at all stages of professional and applied preparation. Therefore further development and improvement of educational process, at the present stage requires widespread introduction of achievements of science in all fields of professional selection, preparation and training and also professional activity of police officers.

Текст научной работы на тему «Основы формирования профессиональной компетентности и совершенствование физической подготовки сотрудников полиции»

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10148

Основы формирования профессиональной компетентности и совершенствование физической подготовки сотрудников полиции

Bases of Formation of Professional Competence and Improvement of Physical Training of Police Officers

Рустам Олегович БЕШТОЕВ,

преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы необходимости разработки такой системы физической подготовки, функционирование которой позволит воспитать физическую и психологическую готовность сотрудников полиции к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Физическая подготовка выступает обязательным структурно-личностным компонентом профессиональной готовности сотрудника полиции к различным видам деятельности (связанной с использованием физической силы, боевых приемов борьбы, а также специальных средств и огнестрельного оружия) на всех этапах профессионально-прикладной подготовки. Поэтому для дальнейшего развития и совершенствования образовательного процесса на современном этапе необходимо широкое внедрение достижений науки во все области профессионального отбора, подготовки и обучения, а также профессиональной деятельности сотрудников полиции.

Ключевые слова: физическая подготовка, профессиональная компетентность, сотрудники полиции, педагогический процесс

Abstract.In this article questions of need of development of such system of physical training which functioning will allow to cultivate physical and psychological readiness of police officers for successful execution of operational and office and office and fighting tasks are considered. Physical training acts as an obligatory structural and personal component of professional readiness of the police officer for different types of the activity (connected with use of physical force, fighting methods of fight and also special means and firearms) at all stages of professional and applied preparation. Therefore further development and improvement of educational process, at the present stage requires widespread introduction of achievements of science in all fields of professional selection, preparation and training and also professional activity of police officers.

Key words: physical training, professional competence, police officers, pedagogical process

Становление новой российской государственности, происходящий на фоне изменения социально-политических условий в стране и за рубежом, сопровождается масштабными преобразованиями в МВД России, где ключевая роль в обновлении кадровой политики принадлежит совершенствованию содержания, форм и методики обучения и воспитания сотрудников полиции [2; 6].

Физическая подготовка выступает обязательным структурно-личностным компонентом про-

фессиональной готовности сотрудника полиции к различным видам деятельности (связанной с использованием физической силы, боевых приемов борьбы, а также специальных средств и огнестрельного оружия) на всех этапах профессионально-прикладной подготовки [1].

Формирование адекватной проводимым социально-экономическим преобразованиям системы подготовки кадров дляорганов полиции требует выведения профессионального образования на качественно новый уровень. Однако данные меры

в ведомстве проводятся не всегда последовательно и целенаправленно, следовательно, не всегда дают желаемые результаты.

Сегодня в ведомстве назрела настоятельная необходимость в разработке такой системы физической подготовки, функционирование которой позволит действительно воспитать физическую и психологическую готовность сотрудников полиции к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Однако существенная часть, на первый взгляд, актуальных научных теорий, концепций и представлений инновационных форм и методов организации, планирования и реализации процесса физической подготовки не находит широкого практического применения и остается невостребованной [5].

Вместе с тем из этого не следует, что физическое воспитание сотрудников полиции следует рассматривать только в виде прикладного характера и как один из предметов профессионального обучения и воспитания [6]. Его необходимо котировать в виде целостного процесса профессионально-прикладной физической подготовки, что является своеобразной разновидностью физического воспитания.

Профессионально-прикладная физическая подготовка, служащая узковедомственным интересам, должна системно обеспечивать педагогически направленный процесс специализированной физической подготовленности к оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности в органах полиции [2; 5]. В таком виде она будет более востребована в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций, а также в сложной оперативной обстановке [4].

Профессионализм сотрудников полиции заключается в том, что они не должны уступать, а правильнее всего и превосходить правонарушителей в проявлении общих физических качеств — силе, ловкости, быстроте, выносливости. Также сотрудники полиции должны на надлежащем уровне владеть специальными двигательными умениями и навыками, в числе которых — применение боевых приемов борьбы, преодоление различного рода препятствий, стрельба из огнестрельного оружия, посредством чего формируются компетенции в области физической подготовки и требуется поиск путей совершенствования всей системы подготовки [1; 3].

Складывающаяся сегодня в нашей стране современная образовательная политика характеризуется принципиально новым подходом — обучающийся рассматривается не как объект обучения, а как субъект. Однако, несмотря на все

эти инновационные преобразования, процесс обучения физической подготовке сотрудников полиции не нашел должного отражения. Между тем, это очень важное направление работы, необходимость реализации которого заложена в ряде нормативных правовых документов, в частности в приказах МВД России, определяющих направление учебно-воспитательного процесса. В этой связи актуальность целенаправленного профессионального обучения физической подготовке сотрудников полиции не вызывает сомнения [1; 2; 4].

Выводы. В контексте изложенного становится очевидным, что реформа системы МВД, касающаяся изменения образовательного пространства, без наполнения ее качественным социально-экономическим содержанием, ключевыми компонентами которой выступают профессиональный отбор, повышение роли науки, внедрение инноваций, совершенствование учебно-материальной базы, повышение компетентности сотрудников полиции, не может дать ощутимых результатов. Поэтому для дальнейшего развития и совершенствования образовательного процесса на современном этапе необходимо широкое внедрение достижений науки во все области профессионального отбора и подготовки.

Кроме того, в сложной оперативной обстановке или экстремальной ситуации отдельные сотрудники уступают правонарушителям в проявлении общих физических качеств — силе, ловкости, быстроте и выносливости, а также в использовании специальных двигательных умений и навыков — боевых приемов борьбы, преодолении различных типов препятствий, стрельбе из огнестрельного оружия и т.д. Данные обстоятельства предопределяют поиск путей совершенствования системы боевой и физической подготовки сотрудников полиции [1; 2; 7].

Список литературы

1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

2. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

3. Броев А.Х. Актуальные вопросы физической подготовки сотрудников полиции // Научные исследования в сфере гуманитарных и естественных наук: междисциплинарный подход и генезис знаний: Материалы Междунар. науч.-

118

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 3

практ. конф. НИЦ «Поволжская научная корпорация». 2016. С. 16—18.

4. Морозов В.В. К вопросу о повышении эффективности процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников в системе МВД России // Сб. материалов II науч.-практ. конф. Хабаровск, 8—10 октября 2014 г. С. 18—19.

5. Настуев Э.Б. Совершенствование физической подготовки слушателей по программам профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4А. С. 69—74.

6. Настуев Э.Б. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4А. С. 75—81.

7. Торопов ВА., Дудчик В.И., Новоторов Е.Е. Физическая подготовка — эффективное средство повышения уровня профессиональной подготовленности сотрудников полиции // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования: Сб. материалов II между-нар. науч.-практ. конф. Омск, 2019. С. 113—115.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Малейченко Е.А. и др. Физическая культура. Лекции. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 159 с.

ISBN 978-5-238-02982-5

Рассматриваются основные темы курса «Физическая культура»: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Предусматривается овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.