Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности применения игрового метода в обучении курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России'

Психолого-педагогические особенности применения игрового метода в обучении курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашин Сергей Николаевич, Земляной Александр Иванович

В статье раскрываются психолого-педагогические особенности применения игрового метода на занятиях по физической культуре с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашин Сергей Николаевич, Земляной Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL and PEDAGOGICAL FEATURES APPLICATIONS OF THE GAME METHOD IN TRAINING CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In clause psychological pedagogical features of application of a game method on employment physical training with cadets and students of educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia are opened.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности применения игрового метода в обучении курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России»

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье раскрываются психолого-педагогические особенности применения игрового метода на занятиях по физической культуре с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.

Ключевые слова: образование, воспитание, педагогическая деятельность, качество образования, принципы.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES APPLICATIONS OF THE GAME METHOD IN TRAINING CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Annotation. In clause psychological pedagogical features of application of a game method on employment physical training with cadets and students of educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia are opened.

Keywords: formation, education, pedagogical activity, quality of formation, principles.

Реформирование системы МВД России предполагает коренное улучшение деятельности органов внутренних дел за счет приведения системы профессионального обучения сотрудников полиции в соответствие с требованиями российских и международных образовательных стандартов. Формирование адекватной проводимым социально-экономическим преобразованиям системы подготовки кадров требует выведение профессионального обучения на качественно новый уровень, на подготовку специалистов, сориентированных не только на овладение «определенной совокупностью знаний», но и на развитие личности обучаемого и усвоение конкретных сфер профессиональной деятельности.

В образовательных учреждениях МВД России идет активный поиск условий и средств, способствующих совершенствованию процесса подготовки кадров. В настоящее время не имеют достаточного научного обоснования идеологическая, содержательная и организационная составляющая технологии обучения в рамках профессионально-прикладной физической подготовки. Наблюдается недостаточная оснащенность процесса физической подготовки ведомственными учебниками и учебными пособиями, как показателя информационной составляющей технологии. Социальная составляющая технологии физической подготовки сотрудников ОВД нуждается в существенной доработке в плане повышения профессиональной компетенции преподавательского состава, приведение его к современным требованиям педагогической деятельности.

Проблемы профессиональной подготовки, в том числе и физической, и пути улучшения ее качества рассматривались в трудах различных исследователей. Однако, несмотря на наличие имеющихся взглядов на формирование физической готовности сотрудников полиции, особенности структуры физической подготовленности, взаимосвязи показателей физической и технической подготовки, особенностей формирования физической культуры личности сотрудника органов внутренних дел изучены недостаточно. Имеющиеся научные данные разрознены, а иногда и противоречивы, что затрудняет их теоретическое обобщение и практическую реализацию.

В проведенном исследовании рассматривается вопрос об эффективности применения игрово-

© Кашин С.Н., Земляной А.И., 2015

С.Н. Кашин А.И. Земляной

Sergey Kashin Alexander Zemlyanoy

Психология, социология

го метода в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура» с курсантами и слушателями образовательного учреждения МВД России. Результаты исследования доказывают целесообразность использования на выпускных курсах образовательного учреждения МВД России активных средств и методов физической подготовки для сопряженного и целенаправленного поддержания профессионально важных физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков. Была выявлена психолого-педагогическая особенность, которая заключается в том, что начиная с первых дней обучения в вузе (16-18 лет), происходит рост физической подготовленности, который продолжается до конца 3-го курса (до 19-21 года) , затем происходит стабилизация результатов в течение 4-го курса, а далее в течение 5-го курса происходит их незначительное угасание. Именно в этот период обучения (5 курс) необходимо активно использовать игровой метод проведения учебных занятий.

Основу применения игрового метода составляют общие, дидактические и технологические принципы организации учебно-воспитательного педагогического процесса [6; 7; 8; 9]. К общим принципам необходимо отнести: принцип единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного (физического) компонентов в формировании физической культуры личности; принцип деятель-ностного подхода к освоению физкультурно-спортивной практики (характеризуется реализацией ценностей физической культуры, включением обучаемых в процесс физического самообразования, физического самосовершенствования, предусматривает решение задач активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физической активности); принцип всестороннего гармонического развития личности (обеспечение в процессе физического воспитания, использование межпредметных связей в формировании общекультурных, нравственных, интеллектуальных и духовных ценностей, сознания и поведения социализированной личности, единства общей и специальной физической подготовки); принцип связи физического воспитания с правоохранительной деятельностью (подчеркивает прикладную функцию физического воспитания, создание психофизического фундамента разнообразных форм продуктивной и безопасной жизнедеятельности, использование средств физической культуры и спорта в целях трудового и военно-патриотического воспитания); принцип оздоровительной направленности физического воспитания (определяет здоровье занимающихся приоритетом во всех видах учебной и физкультурно-спортивной деятельности, критерием в достижении намеченных результатов, индивидуальный подход использования в образовательном процессе физических и интеллектуальных нагрузок) [1; 2].

Таким образом, использование игрового метода в обучении позволит оптимизировать процесс физической подготовки и повысить уровень физической подготовленности выпускника вуза за счет оптимального содержания учебных занятий [3; 4; 5]. Игровой метод так же способствует определению оптимальных нагрузок с учетом физической и интеллектуальной работоспособности в учебной деятельности, а также созданию благоприятных условий и морально-психологического климата на занятиях.

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Виленский М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: учебное пособие / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - М: Высшая школа, 1989. - С. 33-36.

3. Кашин С.Н. Применение средств физического воспитания в системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003.

4. Масалова О.Ю. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью и физической культуре: учебно-методическое пособие / О.Ю. Масалова. - М., 2009. - 202 с.

5. Соловьев Г.М., Кашин С.Н. Технологический подход в обеспечении качества образования учащихся высшей школы в области физической культуры // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3(46). -С. 108-110.

6. Соловьев Г.М., Козюра Е.Н., Кашин С.Н. Наука и образование в контексте физической культуры и здо-ровьесберегающего пространства вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5. - С. 175-178.

7. Соловьев Г.М. Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы): учебное пособие / Г.М. Соловьев. - Илекса, 2008. - 180 с.

8. Соловьев Г.М. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учебное пособие / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. - М.: Илекса, 2014. - 212с.

9. Сорокопуд Ю.В., Набат Э.Н. Концептуальная модель ведущих метаобразований преподавателя факультета физической культуры в контексте модернизации системы профессионального образования // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.