Тапунов Юрий Николаевич
старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (тел.: 89184166477)
Теоретико-методические аспекты физической подготовки курсантов вузов МВД
Аннотация
Автор указывает на то, что использования средств, методов и направлений физической подготовки курсантов вузов МВД значительно расходятся. Предлагается дифференцированный подход к организации процесса физической подготовки курсантов с учетом их физического состояния и будущей профессиональной деятельности.
Annotation
The author specifies that uses of means, methods and directions of physical preparation of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs considerably disperse. The differentiated approach to the organization of process of physical preparation of cadets taking into account their physical condition and the future professional work is offered.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, курсанты, физические способности.
Key words: is professional-applied physical preparation, cadets, physical abilities.
истема образования,
направленная на
профессионально-прикладную физическую подготовку работников правоохранительных органов, связанна со сложным и противоречивым характером процессов, происходящих в российском обществе, и усилением криминогенной обстановки. Все это диктует необходимость разработки и внедрения такой модели физической подготовки курсантов МВД, которая наряду с формированием профессиональных знаний, умений и навыков обеспечивала бы их психофизиологическую и специальную физическую подготовленность к профессиональной деятельности. В настоящее время все возрастающее значение придается решению этой проблемы, а именно, повышению эффективности учебных занятий по физической подготовке в высших учебных заведениях МВД России.
Так, по данным Н.И. Кашина [9], решение этой проблемы должно способствовать совершенствованиювсейсистемы профессиональной подготовки сотрудников МВД. Это связано с тем, что требования практики в отношении уровня профессиональной физической подготовленности
выпускников вузов МВД все больше и больше возрастают. В то же время, работа кафедр физической подготовки в этом направлении связана с влиянием целого ряда факторов, влияющих на педагогический процесс, а именно - низкое физическое состояние поступающих в вузы МВД абитуриентов, а также неадекватность содержания современных учебных программ [4, 11].
Начальный этап обучения на первом курсе является определяющим в деле эффективной адаптации курсантов к процессу профессиональной физической подготовке, становления и реализации их физических способностей, формировании у них основ профессионально-прикладного двигательной деятельности. О.А. Козлова [10] указывает, что профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах силовых ведомств на начальном этапе должна: с одной стороны развивать базовые физические способности (скоростные, силовые, координационные, гибкость и выносливость) и формировать основные двигательные навыки; с другой стороны - закладывать основы техники рукопашного боя и преодоления препятствий, а с третьей стороны - обеспечивать социальную и профессиональную адаптацию курсантов к обучению в специализированных вузах. Представляет интерес, что автором внедрена
C
10
методика дифференцированного подхода к организации и проведению учебно-тренировочных занятий со студентами, основанный на принципах развивающего обучения. Внедрение данной методики позволяет получить положительный эффект в повышении уровня психофизического состояния и работоспособности студентов.
Надо отметить, что хотя в Государственном стандарте высшего профессионального образования, в цикле социально-гуманитарных дисциплин "Физическая культура" и ставиться проблема целенаправленного построения учебнотренировочного процесса по физической подготовке курсантов, но без учета индивидуализации. По нашему мнению, знания индивидуальных особенностей развития физических способностей курсантов 17-22 лет должны стать определяющим при подборе средств и методов физической подготовки курсантов, особенно на первом курсе обучения в вузах МВД. Направленность физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств выражается в приоритетном развитии скоростносиловых качеств и общей выносливости, профессионально-прикладной физической подготовке, развитии базовых физических способностей (скоростных, силовых, координационных, гибкости и выносливости) и формировании основных двигательных навыков. С другой стороны физическая подготовка курсантов вузов должна закладывать основы техники рукопашного боя и преодоления препятствий, обеспечивать социальную и профессиональную адаптацию курсантов к обучению в специализированном вузе.
В современных исследования затрагивается важные вопросы физической подготовки курсантов к предстоящей служебной деятельности. Особую значимость эта проблема приобрела в связи с изменениями в характере будущей деятельности курсантов, вызванными реформированием уголовно-исполнительной системы, качественными изменениями преступности в стране, усилением использования преступниками современного оружия, изощренностью в совершении преступных действий, недостаточной физической подготовкой сотрудников исправительных учреждений [13].
Известно, что по вопросам использования эффективных средств, методов и направлений повышения профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов высших военных учебных заведений значительно расходятся. Так В.М. Богданов [1], А.А. Горелов [3] считают высокий уровень развития физических способностей достаточным для успешного выполнения служебно-боевых задач, Э.М. Казин,
Н.Г. Блинова [8] убеждены в важности
интегрального анализа физической и психологической подготовленности курсантов, которые формируются в условиях моделирования боевых ситуаций.
Имеется связь между профессиональной безопасностью и физической подготовкой сотрудника правоохранительных органов. Обращается внимание на недостаточную сформированность физических и психических качеств выпускников МВД, неумение применять приемы борьбы в условиях неожиданного нападения и ограниченного пространства [22]. На слабую физическую подготовку современных сотрудников силовых органов различных профессиональных групп указывают ряд специалистов [6, 7, 17. 22,]. В частности, установлено, что у 81% сотрудников исправительных учреждений нет уверенности в умениях и навыках применения боевых приемов борьбы, в то же время приходилось их применять в служебной деятельности более чем в 50% случаев.
Организация профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России основана на использовании факторной структуры двигательных возможностей, стандартизированных показателей физической и технической подготовленности курсантов, выявлении степени воздействия тренировочного процесса на динамику показателей развития основных физических качеств [16]. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших военных учебных заведений должна сроиться на основе моделирования условий боевой деятельности с учетом выявлении степени воздействия сбивающих факторов на реализацию двигательных возможностей курсантов и их психофизическое состояния, определении специфики структуры физической подготовленности в условиях моделирования боевой деятельности [20].
Следует отметить тот факт, что число погибших военнослужащих и сотрудников МВД России при выполнении задач боевой службы не снижается Основными причинами гибели военнослужащих и сотрудников МВД являются недостаточная профессиональная подготовленность, моральноволевая неустойчивость, во многих случаев желание добиться выполнения боевой задачи "любой ценой", без учета реальной обстановки, и др. [14, 23, 24]. Повышение качества обучения и воспитания курсантов учебных заведений МВД, улучшение соответствующей материальнотехнической базы позволят выработать повысить уровень их профессиональной подготовки [5, 15]
Ю. В. Волненко [2] считает, что высокий уровень
готовности курсантов военного учебного заведения к профессиональной деятельности во многом зависит от их физического состояния, результативность профессионально-прикладной физической подготовки курсантов может быть повышена за счет использования модельных характеристик курсантов с высоким уровнем профессиональной готовности. С этим мнением полностью согласуются результаты исследований В.Н. Носули [18] и др., которые отмечают необходимость существенного совершенствования системы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений. Обновление прикладных физкультурных методик и технологий во многом обусловлено происходящими изменениями в характере и условиях жизнедеятельности человека - в сфере профессионального труда, учебной деятельности и в военном дел.
С.В. Кулымов [12] указывает на то, что особенности функциональных обязанностей офицера предусматривают овладение специфическим набором ценностей физической культуры, которые должны быть профилированными и способствовать формированию тех двигательных и личностных способностей, которые в наилучшей степени могут обеспечить профессиональную деятельность. В то же время на практике, отмечает автор, традиционный процесс использования физической культуры в обучении курсантов осуществляется в рамках такой физической подготовки, целевая направленность которой позволяет обеспечить физическую готовность к боевой деятельности, овладению военными и жизненно важными умениями, улучшению состояния здоровья.
Нельзя не согласиться с высказыванием С.В. Кулымова в том, что физическая подготовка курсантов вузов осуществляется на основе жестко регламентированного процесса, который по существу "не направлен на формирование физической культуры личности офицера, не носит профилированный характер в связи со спецификой профессиональной деятельности, имеет слабо выраженную направленность на становление профессионально-педагогического опыта в сфере физической культуры".
В.В. Прокопенко [22] проанализировал учебную успеваемость по физической подготовке курсантов вузов внутренних войск МВД России, которая показала, что средний балл по физической и методической подготовленности в курсантских подразделениях колеблется в пределах: от 2,9 балла на 1 курсе обучения до 3,9 балла на 4-5 курсах обучения. В то же время, по данным автора, при использовании различных форм физической
подготовки: учебных и факультативных занятий, утренней физической зарядки, спортивно-массовой работы и самостоятельной физической подготовки курсантов, уровень их физической подготовленности и отношение к овладению теоретическими знаниями и военно-прикладными двигательными навыками намного повышаются.
На основе анализа и изучения физической подготовленности, функционального состояния и заболеваемости курсантов О.К. Падиным [19] раскрыто содержание понятия оздоровительноприкладной физической подготовки применительно к будущей профессиональной деятельности офицера. Он предложил использовать профессионально личностную технологию нормирования и оценки физической нагрузки на занятиях с оздоровительно-прикладной направленностью, позволяющая учитывать индивидуальное функциональное состояние курсантов. Разработана модель, определены содержание, методические принципы и организационно-педагогические формы оздоровительно-прикладной физической подготовки будущего офицера в военном вузе [2, 6, 7,].
Таким образом, перспектива развития и совершенствования физической подготовки курсантов вузов МВД с учетом современных требований практики видится нам во внедрении в образовательный процесс дифференцированного подхода к процессу физического воспитания с учетом физического состояния занимающихся (здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности) и их будущей профессиональной деятельности. При этом условии педагогическая работа преподавателя вуза МВД по физической культуре и спорту должна быть направлена на выявление оптимальных путей реализации требований программы физической подготовки с учетом её индивидуализации, которая заключается в выделении личностей в процессе физического воспитания и выявлении отличительных особенностетй занимающихся.
1.Богданов В.М. Опыт создания современной структуры управления физической культурой и спортом в вузе / В.М. Богданов // Теория и практика физической культуры. -1998. - №4. - С. 55-58.
2.Волненко Ю.В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение готовности к
профессиональной деятельности: дис.. канд. пед. наук / Ю.В. Волненко. - Хабаровск, 2008. -196 с.
3.Горелов А.А. Научно-исследовательская работа по физической подготовке в вооруженных силах Российской Федерации и перспективы ее совершенствования / А.А. Горелов // Теория и методика физической подготовки. -1994. - №1. -
С. 18-24.
4.Ефимов С.И. Физическая подготовка как инструмент воспитания личности современного курсанта. На материале вузов МВД РФ: автореф. дис.... канд. пед. наук/С.И. Ефимов. - Саратов, 2002. - 24 с.
5.Иванова М.Б. Педагогические условия
формирования профессиональной
направленности личности курсантов вузов МВД России: дис. ... канд. пед. наук/ М.Б. Иванова. -Барнаул, 2000. - 202 с.
6.Ильинич, В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов Текст. /В.И. Ильинич. - М.: Высш. шк., 1978. - 147с.
7. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь Текст. /В.И. Ильинич. - М.: АО "Аспект Пресс", 1995. - 144с.
8.Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э.М. Казин, Н.Г Блинова Н.А. Литвинова. - М.: ВЛАДОС, 2000. -192 с.
9.Кашин Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения (На примере вузов МВД): дис.... канд. пед. наук/Н.И. Кашин. - СПб.,
2005. - 219 с.
10.Козлова О.А. Дифференцированная методика педагогических воздействий в процессе физического воспитания студенток с учетом их нозологии и психофизического состояния: дис. ... канд. пед. наук/О.А. Козлова. - Малаховка, 2008. -216 с.
11.Козлятников О.А. Профессиональноприкладная физическая подготовка курсантов специальных средних учебных заведений МВД России на основе моделирования условий и ситуацийзадержания правонарушителей: дис.... канд. пед. наук / О.А. Козлятников. - Волгоград,
2006. -125 с.
12.Кулымов С.В. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов военных вузов: дис.... канд. пед. наук/ С.В. Кулымов. - Челябинск, 2002. -171 с.
13.Логвинов А. В. Интенсификация физической подготовки курсантов и слушателей вузов
уголовно-исполнительной системы Минюста России: дис. ... канд. пед. наук/А.В. Логвинов. -Рязань, 2004. - 236 с.
14.Лошкобанов Е. А. Поддержание военнопрофессиональной работоспособности курсантов-выпускников военно-транспортного университета железнодорожных войск МО РФ средствами атлетической подготовки: автореф. дис.... канд. пед. наук/Е.А. Лошкобанов. - СПб., 2007. - 25 с.
15.Лукутин А.А. Формирование надежности выполнения приемов борьбы на занятиях по физической подготовке курсантов вузов МВД: дис.... канд. пед. наук / А.А. Лукутин. - Чебоксары,
2007. - 217 с.
16. Медведев И. М. Организация профессионально-прикладной физической подготовки в учебных заведениях МВД России: дис.... канд. пед. наук/И.М. Медведев. - Волгоград, 1999. -165 с.
17.Москвичев М. А. Методика специальной физической подготовки работников уголовноисполнительной системы: дис. ... канд. пед. наук /М.А. Москвичев. - МЮИ МВД России. - М., 1998. -170 с.
18.Носуля В. Н. Технология обучения самозащите без оружия в учебных заведениях ВМД России: дис. ... канд. пед. наук / В.Н. Носуля. -Краснодар, 1998. -144 с.
19.Падин О.К. Программно-целевой подход к организации профессионально-личностной физической подготовки курсантов военных вузов: дис. ... канд. пед. наук /О.К. Падин. - Воронеж, 2004. -172 с.
20.Попов А. Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших военных учебных заведений на основе моделирования условий боевой деятельности: дис. ... канд. пед. наук / А.Г. Попов. - Нижний Новгород, 2009. -151 с.
21.Прокопенко В. В. Индивидуализация физической подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России: дис.... канд. пед. наук/ В.В. Прокопенко. - СПб., 2007. -183 с.
22. Пузыревский Р. В. Формирование профессиональной готовности курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России к действиям в экстремальных ситуациях: дис.... канд. пед. наук/Р.В. Пузыревский. - Рязань, 2002. -192 с.
23.Соловьев А. И. Формирование профессионального мастерства у курсантов военных вузов в ходе учебных занятий: автореф. дис.... канд. пед. наук/А.И. Соловьев.М., 2006. 24с.
24.Узун Л. С. Теория и практика
13
профессиональной подготовки курсантов вузов ситуациях: дис.... д-ра пед. наук/Л.С. Узун. СПб., МВД России к действиям в экстремальных 2000. - 420 с.