УДК 378
В.А. Торопов
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ
Victor Toropov
Физическое воспитание в силовых ведомствах в силу своего прикладного характера рассматривается как один из предметов профессионального обучения и воспитания личного состава в форме целостного процесса профессионально-прикладной физической подготовки. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование физической готовности сотрудника полиции к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.
Вопросам профессионального образования и обучения педагогических кадров для системы МВД России, в том числе и по физической подготовке, посвящен ряд исследований (Т.О. Алексеева, А.Д. Лазукин, В.А. Овчинников и др.). В своем большинстве ученые сходятся во мнении, что в настоящее время наблюдается отсутствие научно-обоснованной педагогической системы профессионального обучения кадров, проводящих учебные занятия по профессиональной, служебной и физической подготовке с сотрудниками полиции территориальных органов внутренних дел. Вследствие этого современные научные теории и концепции в области физической культуры не находят практического применения, остаются невостребованными в ввиду низкой профессионально-педагогической компетентности инструкторско-педагогических кадров [2].
В образовательных учреждениях МВД России идет активный поиск условий и средств, способствующих совершенствованию процесса подготовки кадров. В настоящее время не имеют достаточного научного обоснования идеологическая, содержательная и организационная составляющие технологии обучения в рамках профессионально-прикладной физической подготовки. Наблюдается недостаточная оснащенность процесса физической подготовки ведомственными учебниками и учебными пособиями. Социальная составляющая технологии физической подготовки сотрудников ОВД нуждается в существенной доработке в плане повышения профессиональной компетенции преподавательского состава, приведения его к современным требованиям педагогической деятельности.
© Торопов В.А., 2014
Вестник Университета № 17, 2014
В руководящих документах по физической подготовке для сотрудников органов внутренних дел определено, что занятия в системе профессиональной подготовки проводят руководители учебных групп. Как правило, это представители руководящего звена, не имеющие специализированного психолого-педагогического образования, спортивной подготовки, устойчивой мотивации к проведению учебных занятий и т.д. Несколько лучше обстоит дело с профессиональными компетенциями преподавательского состава кафедр физической подготовки образовательных учреждений системы МВД России. Основу кадрового потенциала кафедр составляют специалисты с высшим физкультур-но-педагогическим образованием, имеющие опыт занятий служебно-прикладными видами спорта и единоборствами, устойчивую мотивацию к качественному обучению личного состава в лице курсантов и слушателей. При этом общий уровень физической подготовленности выпускников образовательных учреждений МВД России оставляет желать лучшего как в плане гармоничного развития физической культуры личности, осознанной потребности в физическом и духовно-нравственном самосовершенствовании, так и с точки зрения противоборства с правонарушителями и вооруженными преступниками. Как результат, неоправданные ранения и гибель сотрудников органов внутренних дел при выполнении ими оперативно-служебных задач в мирное время вне зоны проведения контртеррористических операций.
Проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции, в том числе и физической, и пути улучшения ее качества рассматривались в трудах различных исследователей. Однако, несмотря на наличие исследований, особенности формирования физической культуры личности сотрудника органов внутренних дел изучены недостаточно. Имеющиеся научные данные разрознены, а иногда и противоречивы, что затрудняет их теоретическое обобщение и практическую реализацию.
Требования профессиональной деятельности к уровню физической подготовленности сотрудника полиции отражены в ряде руководящих документов по физической подготовке. В соответствии с ними сотруднику полиции надлежит уметь самостоятельно поддерживать должный уровень общей физической подготовленности, необходимый для профессиональной деятельности, применять навыки профессионально-прикладной физической подготовки в профессиональной деятельности, применять правомерные действия по силовому пресечению правонарушений, обезоруживанию, обезвреживанию, задержанию, проведению наружного осмотра, связыванию (сковыванию наручниками) и сопровождению правонарушителей. Также сотрудник полиции должен знать основы здорового образа жизни и тактику силового задержания и обезвреживания вооруженного и невооруженного противника, самозащиты без оружия. Как отмечалось ранее, целевой установкой физической подготовки выступает формирование физической готовности сотрудника. Данная трактовка целиком соответствует общепринятым представлениям о физической подготовке. В общих положениях Федерального закона № Э29-ФЗ от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте» даются основные понятия, которые применяются для определения сущности физической подготовки. Так, под физической подготовкой понимается процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик. Физическая подготовка в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, осуществляется в целях успешного выполнения ими своих служебных обязанностей [1].
Современные взгляды на профессиональную компетентность и личностные качества преподавателя физической подготовки образовательного учреждения МВД России отражают довольно разнообразный спектр представлений об их структуре и содержании. При всем многообразии понятия «профессиональная компетентность» можно констатировать, что это наличие необходимых для профессии знаний, умений и навыков, а также творческих способностей и личностных качеств, обеспе-
чивающих продуктивную производительность и эффективную результативность в достижении профессиональных целей посредством специфического набора компетенций [2]. К основным видам профессиональных компетенций педагога относятся образовательно-когнитивные, организационные, управленческие, конструктивные, операционально-технологические, коммуникативные, информационно-технологические, информационно-компьютерные, интерактивные, оценочные, коррекционные и др. Применительно к преподавателю физической подготовки образовательного учреждения МВД России основные виды профессиональной компетентности можно структурировать в четыре основные группы: знания, умения и навыки, профессиональные способности и профессионально-личностные качества.
Следует отметить, что неотъемлемой частью профессиональной компетентности выступает ее личностная составляющая. Именно с позиции личностно-ориентированного образования, личностно-деятельностного и компетентностного подхода нами рассматривается установка о необходимости целенаправленного профессионального обучения инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для системы МВД России, что способствует формированию у них профессионально-педагогической готовности. Профессионально-педагогическая готовность - это качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся совокупностью личностных и профессионально значимых качеств, определяющих способность эффективно осуществлять учебно-воспитательную деятельность. Профессионально-личностные качества преподавателя физической подготовки включают в себя активность, целеустремленность, психофизическую и интеллектуальную работоспособность, мотивированность, креативность, рефлексию, самоактуализацию и самореализацию. При этом самообразование как общая проблема и профессиональное педагогическое самообразование как ее часть имеют ведущее значение в профессиональной педагогической деятельности [3].
Тем самым профессиональная компетентность преподавателя физической подготовки должна обеспечивать формирование у обучаемых физической и психологической готовности к действиям в сложных условиях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, воспитывать высокие морально-волевые, социально-духовные, нравственно-этические качества и свойства личности сотрудника полиции, целенаправленно и приоритетно обучать личный состав действиям, связанным с правомерным применением физической силы, боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия. Важная роль отводится и личностным качествам педагога. Личность преподавателя кафедры физической подготовки (его общекультурный, научный и методический уровень, профессиональная эрудиция, ответственность, трудолюбие, целеустремленность, мировоззренческая убежденность, разумная требовательность и педагогическое мастерство) является главным психолого-педагогическим фактором, обеспечивающим качество обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России.
Библиографический список
1. Федеральный закон РФ № 329-Ф3 от 4 дек. 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 21.10.2014).
2. Ганченко И.О. Педагогика профессионального самообразования / И.О. Ганченко. - Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004. - 316 с.
3. Соловьев Г.М. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учебное пособие / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. - М.: Илекса, 2014. - 212 с.