Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность и личностные качества преподавателя физической подготовки образовательного учреждения МВД России'

Профессиональная компетентность и личностные качества преподавателя физической подготовки образовательного учреждения МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торопов Виктор Алексеевич

В статье рассматривается роль и место личностных качеств преподавателя физической подготовки в структуре профессиональной компетентности педагогических кадров образовательных учреждений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торопов Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE AND PERSONAL QUALITIES OF THE TEACHER OF PHYSICAL PREPARATION OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In the article the role and the place of personal qualities of a teacher of physical preparation in the structure of professional competence of the pedagogical staff of educational establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia are discussed.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность и личностные качества преподавателя физической подготовки образовательного учреждения МВД России»

УДК 378

В.А. Торопов

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ

Victor Toropov

Физическое воспитание в силовых ведомствах в силу своего прикладного характера рассматривается как один из предметов профессионального обучения и воспитания личного состава в форме целостного процесса профессионально-прикладной физической подготовки. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование физической готовности сотрудника полиции к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.

Вопросам профессионального образования и обучения педагогических кадров для системы МВД России, в том числе и по физической подготовке, посвящен ряд исследований (Т.О. Алексеева, А.Д. Лазукин, В.А. Овчинников и др.). В своем большинстве ученые сходятся во мнении, что в настоящее время наблюдается отсутствие научно-обоснованной педагогической системы профессионального обучения кадров, проводящих учебные занятия по профессиональной, служебной и физической подготовке с сотрудниками полиции территориальных органов внутренних дел. Вследствие этого современные научные теории и концепции в области физической культуры не находят практического применения, остаются невостребованными в ввиду низкой профессионально-педагогической компетентности инструкторско-педагогических кадров [2].

В образовательных учреждениях МВД России идет активный поиск условий и средств, способствующих совершенствованию процесса подготовки кадров. В настоящее время не имеют достаточного научного обоснования идеологическая, содержательная и организационная составляющие технологии обучения в рамках профессионально-прикладной физической подготовки. Наблюдается недостаточная оснащенность процесса физической подготовки ведомственными учебниками и учебными пособиями. Социальная составляющая технологии физической подготовки сотрудников ОВД нуждается в существенной доработке в плане повышения профессиональной компетенции преподавательского состава, приведения его к современным требованиям педагогической деятельности.

© Торопов В.А., 2014

Вестник Университета № 17, 2014

В руководящих документах по физической подготовке для сотрудников органов внутренних дел определено, что занятия в системе профессиональной подготовки проводят руководители учебных групп. Как правило, это представители руководящего звена, не имеющие специализированного психолого-педагогического образования, спортивной подготовки, устойчивой мотивации к проведению учебных занятий и т.д. Несколько лучше обстоит дело с профессиональными компетенциями преподавательского состава кафедр физической подготовки образовательных учреждений системы МВД России. Основу кадрового потенциала кафедр составляют специалисты с высшим физкультур-но-педагогическим образованием, имеющие опыт занятий служебно-прикладными видами спорта и единоборствами, устойчивую мотивацию к качественному обучению личного состава в лице курсантов и слушателей. При этом общий уровень физической подготовленности выпускников образовательных учреждений МВД России оставляет желать лучшего как в плане гармоничного развития физической культуры личности, осознанной потребности в физическом и духовно-нравственном самосовершенствовании, так и с точки зрения противоборства с правонарушителями и вооруженными преступниками. Как результат, неоправданные ранения и гибель сотрудников органов внутренних дел при выполнении ими оперативно-служебных задач в мирное время вне зоны проведения контртеррористических операций.

Проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции, в том числе и физической, и пути улучшения ее качества рассматривались в трудах различных исследователей. Однако, несмотря на наличие исследований, особенности формирования физической культуры личности сотрудника органов внутренних дел изучены недостаточно. Имеющиеся научные данные разрознены, а иногда и противоречивы, что затрудняет их теоретическое обобщение и практическую реализацию.

Требования профессиональной деятельности к уровню физической подготовленности сотрудника полиции отражены в ряде руководящих документов по физической подготовке. В соответствии с ними сотруднику полиции надлежит уметь самостоятельно поддерживать должный уровень общей физической подготовленности, необходимый для профессиональной деятельности, применять навыки профессионально-прикладной физической подготовки в профессиональной деятельности, применять правомерные действия по силовому пресечению правонарушений, обезоруживанию, обезвреживанию, задержанию, проведению наружного осмотра, связыванию (сковыванию наручниками) и сопровождению правонарушителей. Также сотрудник полиции должен знать основы здорового образа жизни и тактику силового задержания и обезвреживания вооруженного и невооруженного противника, самозащиты без оружия. Как отмечалось ранее, целевой установкой физической подготовки выступает формирование физической готовности сотрудника. Данная трактовка целиком соответствует общепринятым представлениям о физической подготовке. В общих положениях Федерального закона № Э29-ФЗ от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте» даются основные понятия, которые применяются для определения сущности физической подготовки. Так, под физической подготовкой понимается процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик. Физическая подготовка в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрены военная служба и иные специальные виды службы военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, осуществляется в целях успешного выполнения ими своих служебных обязанностей [1].

Современные взгляды на профессиональную компетентность и личностные качества преподавателя физической подготовки образовательного учреждения МВД России отражают довольно разнообразный спектр представлений об их структуре и содержании. При всем многообразии понятия «профессиональная компетентность» можно констатировать, что это наличие необходимых для профессии знаний, умений и навыков, а также творческих способностей и личностных качеств, обеспе-

чивающих продуктивную производительность и эффективную результативность в достижении профессиональных целей посредством специфического набора компетенций [2]. К основным видам профессиональных компетенций педагога относятся образовательно-когнитивные, организационные, управленческие, конструктивные, операционально-технологические, коммуникативные, информационно-технологические, информационно-компьютерные, интерактивные, оценочные, коррекционные и др. Применительно к преподавателю физической подготовки образовательного учреждения МВД России основные виды профессиональной компетентности можно структурировать в четыре основные группы: знания, умения и навыки, профессиональные способности и профессионально-личностные качества.

Следует отметить, что неотъемлемой частью профессиональной компетентности выступает ее личностная составляющая. Именно с позиции личностно-ориентированного образования, личностно-деятельностного и компетентностного подхода нами рассматривается установка о необходимости целенаправленного профессионального обучения инструкторско-педагогических кадров по физической подготовке для системы МВД России, что способствует формированию у них профессионально-педагогической готовности. Профессионально-педагогическая готовность - это качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся совокупностью личностных и профессионально значимых качеств, определяющих способность эффективно осуществлять учебно-воспитательную деятельность. Профессионально-личностные качества преподавателя физической подготовки включают в себя активность, целеустремленность, психофизическую и интеллектуальную работоспособность, мотивированность, креативность, рефлексию, самоактуализацию и самореализацию. При этом самообразование как общая проблема и профессиональное педагогическое самообразование как ее часть имеют ведущее значение в профессиональной педагогической деятельности [3].

Тем самым профессиональная компетентность преподавателя физической подготовки должна обеспечивать формирование у обучаемых физической и психологической готовности к действиям в сложных условиях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, воспитывать высокие морально-волевые, социально-духовные, нравственно-этические качества и свойства личности сотрудника полиции, целенаправленно и приоритетно обучать личный состав действиям, связанным с правомерным применением физической силы, боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия. Важная роль отводится и личностным качествам педагога. Личность преподавателя кафедры физической подготовки (его общекультурный, научный и методический уровень, профессиональная эрудиция, ответственность, трудолюбие, целеустремленность, мировоззренческая убежденность, разумная требовательность и педагогическое мастерство) является главным психолого-педагогическим фактором, обеспечивающим качество обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ № 329-Ф3 от 4 дек. 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/printable/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 21.10.2014).

2. Ганченко И.О. Педагогика профессионального самообразования / И.О. Ганченко. - Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004. - 316 с.

3. Соловьев Г.М. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учебное пособие / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. - М.: Илекса, 2014. - 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.