УДК 796.011
А.А. Ахматгатин
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ
Восточносибирский институт МВД России
Анализируются тенденции развития физической культуры в системе высшего профессионального образования и современного состояния системы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России.
Делается вывод, что современная система физической подготовки в указанных образовательных учреждениях не обеспечивает полноценного решения задач, отвечающих за подготовленность выпускников к эффективной профессиональной деятельности и дальнейшей успешной жизни. Поэтому, на сегодняшний день назрела острая необходимость в концептуальных изменениях, предусматривающих смену подхода к системе физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России. Совершенствование данной системы заключается в переходе от концепции «физической подготовки» к концепции «формирования профессионально-прикладной физической культуры».
Ключевые слова: образование, образовательная система, физическая культура, профессиональная деятельность.
Физическая культура в системе высшего профессионального образования
Культура общества и образование - явления, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Взаимосвязь их состоит в том, что культура общества определяет содержание образования его субъектов, которое, в свою очередь, воздействуя на них посредством накопления информации, характерной для различных отраслей знаний, развития интеллекта и формирования соответствующего мировоззрения, делает их носителями культуры более высокого порядка, и обусловливает выход культуры общества на новый более высокий уровень. Данные явления обеспечивают поступательное развитие культуры общества и образования, при этом развитие одного из этих компонентов стимулирует развитие второго.
В настоящее время наблюдаются глобальные изменения, происходящие в мировой культуре. Эти изменения являются следствием технического прогресса и заключаются в переходе от этапа индустриальной культуры к новому этапу культуры постиндустриальной, характеризующейся следующими основными признаками: доминирующим субъектом культуры - человеком с автономно-гуманистическим типом сознания; формой социальной организации - гражданским обществом; супердинамичным характером коммуникаций; доминирующим электронным социокодом; креативной моделью образования и др. [7].
Данные изменения, отражаясь в системе образования, привели к смене образовательной парадигмы, обусловленной переходом от репродуктивно-педагогической цивилизации к цивилизации креативно-педагогической [24].
Изменения, произошедшие в системе образования, привели к значительному повышению требований, предъявляемых к выпускникам вузов. От современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью и соблюдением требований Государственных образовательных стандартов развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций обучаемых, их потребностей в самообразовании [12].
На сегодняшний день перед вузами стоит задача, заключающаяся не только в подготов-
© Ахматгатин А.А., 2010.
ке специалиста, обладающего комплексом необходимых ему знаний, умений и навыков, способного успешно выполнять свои профессиональные функции, но и в формировании творческой личности, способной самостоятельно совершенствовать свое профессиональное мастерство и, что не менее важно, имеющей устойчивую мотивацию на его совершенствование.
Одним из важных компонентов культуры общества и одновременно составляющих образования его субъектов является физическая культура общества и личности [9; 24 и др.].
Поэтому изменения, происходящие в культуре и образовании, непременно обусловливают необходимость изменений в сфере физической культуры.
При этом теория физического воспитания, длительное выполнявшая функцию отрасли знаний обеспечивающей физическое совершенствование человека, соответствовавшая периоду индустриальной культуры, развивалась и дополнялась научными идеями. На определенном этапе она трансформировалась в теорию воспитания физической культуры, новую концепцию, основанную на радикальных переменах в жизни общества и соответствующую этапу постиндустриальной культуры [7; 32 и др.].
Исходя из концептуальных положений новой теории, целью физической культуры студентов является формирование (или воспитание) физической культуры личности [1; 8; 25; 32 и др.].
При этом В.К. Бальсевич выделил две основные группы физкультурных ценностей: общественную и личную. К общественной группе ценностей он отнес общий уровень знаний о средствах и методах физического совершенствования человека; общий научно -технический потенциал физической культуры, составляющий ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, о правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека; накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи; опыт организ а-ции физической активности; общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структуру факторов, определяющих ее популярность в обществе; уровень активности общества в сфере физической культуры. Физическая культура личности отдельного человека рассматривается им, как совокупность трех составляющих: знания (образованность в области физической культуры), двигательные достижения (уровень развития физических качеств, двигательные умения и навыки) и мотивация двигательной активности [2].
Таким образом, в сфере физического совершенствования студента произошла смена це-леполагания с ориентации на исключительно двигательное развитие обучаемого, заключающееся в совершенствовании уровня его физических кондиций, формировании двигательных умений и навыков, к установке на одновременное воспитание интеллектуального, мотиваци-онного и двигательного компонентов.
В основе нового подхода лежит направленность не столько на подготовку выпускника, обладающего необходимым уровнем физических кондиций и владеющего достаточным фондом двигательных умений и навыков, сколько на формирование личности, обладающей необходимыми знаниями и умениями, позволяющими ей физически совершенствоваться и мотивированной на физическое совершенствование и поддержание здорового образа и стиля жизни.
Физическая культура в образовательном учреждении кроме всего прочего выполняет прикладную функцию, заключающуюся в подготовке студента к эффективной профессиональной деятельности. Поэтому, вопросам профессионально-прикладной физической подготовки студентов посвящено большое количество научных исследований [20; 26; 28; 30 и др.].
В свете новой теории специалистами предлагается заменить программы профессионально-прикладной физической подготовки на более емкие программы профессионально-прикладной физической культуры, имеющие расширенное культурно-образовательное и жизненно-прикладное значение [20].
При этом под профессионально-прикладной физической культурой понимается « ... -вид культуры, слагаемая культуры труда и физической культуры в целом, специфика кото-
рой заключается в содействии формированию и обеспечении условий функционирования двигательного компонента профессиональной деятельности, а более широкое воздействие -в использовании разнообразных факторов и эффектов применительно к другим компонентам и элементам, на других направлениях оптимизации профессионального труда и его последствий для человека» [28. С. 13].
Индивидуальная профессионально-прикладная физическая культура является частью физической культуры личности [26].
Физическая культура в образовательных учреждениях МВД России
В образовательных учреждениях МВД России для решения задач неспециального физкультурного образования учебными планами по всем реализуемым в них специальностям предусмотрена дисциплина «физическая подготовка».
Под физической подготовкой в общем смысле понимается процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно-важными движениями, имеющий прикладную направленность к трудовой, военной или иной деятельности [21].
Само название дисциплины в данных образовательных учреждениях указывает на ее большую прикладную направленность, что связано с очень высокими требованиями, предъявляемыми к физической работоспособности выпускников условиями профессиональной деятельности. То есть - это процесс физического воспитания, ориентированный на реализацию практических нужд общества и государства, включающих в себя защиту его целостности и безопасности, обеспечение общественного порядка и законности.
Вопросы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России рассматривались многими специалистами [3; 10; 11; 13; 14; 15; 19; 22; 23; 31; 33; 34 и др.].
В ходе проведенных исследований выявлен ряд свойственных ее организации и содержанию проблем и недостатков.
Так, в настоящее время проблема гибели и ранения сотрудников милиции по причине недостаточной подготовленности к силовому единоборству с противником остается весьма актуальной. По данным статистики, в год при исполнении служебных обязанностей погибают порядка 400 сотрудников и более 1000 получают ранения [3; 29].
Специалистами отмечается устойчивая тенденция увеличения заболеваемости и профессиональной инвалидности сотрудников ОВД, одной из причин которой является слабая физическая подготовленность [27].
При этом существующая система подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России не обеспечивает их полноценной готовности к выполнению профессиональных задач. Нагрузки, предлагаемые в процессе учебных занятий, являются недостаточно высокими и по своей направленности не имеют прогрессирующего характера. Нормативные требования не отвечают требованиям боевой подготовленности курсантов с учетом различных этапов обучения [22; 23 и др.].
В настоящее время начальный уровень физической подготовленности кандидатов на учебу является недостаточным, ввиду низкой эффективности функционирования системы физического воспитания общеобразовательной школы, что накладывает дополнительную нагрузку на процесс физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России [13].
Исследования, проведенные специалистами, показали отсутствие устойчивой динамики роста показателей общей физической подготовленности и эффективности выполнения боевых приемов борьбы курсантами образовательных учреждений МВД России в течение всего периода обучения [19; 33 и др.].
Отмечается отсутствие у курсантов сознательной учебно-профессиональной мотивации по предмету «Физическая подготовка», что является одной из причин пропусков занятий и тем самым обстоятельством, затрудняющим совершенствование процесса обучения [19].
На сегодняшний день правоохранительная деятельность рассматривается преимущественно с точки зрения действий в ситуациях, когда возникают основания к применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также специальных средств и огнестрельного оружия. На основании этого строятся программы подготовки, направленные на совершенствование физических качеств и соответствующих двигательных навыков. При этом данная составляющая правоохранительной деятельности не отражает всего спектра присущих ей особенностей и происходящих в ней изменений, касающихся психических (ценностных, эмоциональных, когнитивных) и физических (двигательный режим, направленность и характер физической нагрузки) компонентов, организационных и санитарно-гигиенических условий, экологической ситуации и материально-технической базы [3].
Учебные программы в вузах МВД России в большей степени ориентированы на решение задач обучения двигательным действиям и развития физических качеств, и, в гораздо меньшей степени, на решение задач воспитания потребностей в ценностях физической культуры для достижения жизненных и профессиональных целей [13; 34].
Процесс физического совершенствования курсантов образовательных учреждений МВД России в настоящее время строится на основе теории физического воспитания, соответствующей этапу индустриальной культуры, что значительно ограничивает ее возможности в воспитании сотрудника, способного и мотивированного на активное и деятельностное отношение к оптимизации своего физического состояния.
Для повышения эффективности физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России специалистами предлагаются различные подходы.
Одним из направлений ее совершенствования является внедрение в данный процесс технологий спортивной подготовки. Так, для оптимизации физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России специалистами были экстраполированы следующие принципы теории и практики спорта [5; 6]:
• принцип отражения цели как основы построения тренировочной деятельности;
• использование программно-целевой организации тренировочного процесса;
• концентрация на ограниченном по времени этапе подготовки однонаправленной физической нагрузки;
• применение сопряжено-последовательной системы организации нагрузки.
Опираясь на данные положения, были разработаны методики физической подготовки
курсантов образовательных учреждений МВД России.
Основными признаками данной педагогической технологии выступили [10; 14; 31]:
• выделение семестрового макроцикла, в течение которого решаются основные задачи достижения занимающимися модельного уровня физической подготовленности;
• поэтапное концентрированное формирование каждого из физических качеств, составляющих модель физической подготовленности курсанта в рамках однонаправленных мезоциклов продолжительностью 7-8 недель;
• рациональная организация физической подготовки, предусматривающая опережающее развитие силовых и скоростно-силовых качеств, затем формирование выносливости с последующей реализацией достигнутого двигательного потенциала в условиях моделирования служебно-боевой деятельности.
Уместное внедрение технологий спортивной подготовки способно привести к значительному положительному эффекту в решении задач физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России, однако вряд ли это достижимо посредством обычного механического наложения подходов, используемых в спорте, в рассматриваемый нами процесс. Одна из причин этого кроется в различиях между целевой направленностью спортивной подготовки, заключающейся в достижении максимально возможных показателей физической работоспособ-
ности спортсмена в определенный период времени, соответствующие его участию в главных соревнованиях; и целевой направленностью физической подготовки курсанта образовательного учреждения МВД России, заключающейся в достижении определенного уровня физической работоспособности и его поддержании в течение длительного периода времени. Вторая причина -это большая разница степени тренировочных воздействий, оказываемых на спортсмена и курсанта, что делает нецелесообразным применение для физического совершенствования последнего сопряжено-последовательной системы организации нагрузки.
Другим направлением совершенствования системы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России видится специалистами в ее комплексировании на основе использования упражнений, одновременно обеспечивающих совершенствование физических качеств, двигательных умений и навыков, а также решающих задачи смежных дисциплин, таких как огневая и тактико-специальная подготовка [4; 22].
Еще одним из направлений совершенствования физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России является внедрение в нее методов моделирования различных ситуаций, встречающихся в профессиональной деятельности сотрудников милиции [4; 10; 16; 23; 31 и др.].
Оба эти направления способствуют повышению эффективности процесса физической подготовки, но в корне изменить ситуацию они не могут. Для того чтобы физическая подготовка в полной мере обеспечивала решение стоящих перед ней задач, необходимы концептуальные изменения в ее организации, заключающиеся в переходе от концепции «физического воспитания (физической подготовки) курсанта» к концепции «формирования его физической культуры».
При этом некоторыми специалистами разрабатывались возможности воспитания физической культуры личности у курсантов вузов МВД России, предусматривающего формирование всех свойственных ей компонентов [11; 34].
Основы профессионально-прикладной физической культуры курсанта образовательного учреждения МВД России
Эффективное решение задач физического совершенствования может обеспечить специально организованный педагогический процесс, целью которого в соответствии с новыми концептуальными положениями будет являться воспитание или формирование физической культуры курсанта образовательного учреждения МВД России.
В отличие от физической подготовленности, физическая культура курсанта подразумевает не только соответствующий требованиям, предъявляемым условиями профессиональной деятельности, уровень развития физических качеств и способностей, а также степень сформированности прикладных двигательных умений и навыков, но и состояние человека, включающее все компоненты, свойственные физической культуре личности.
На физическую культуру курсанта вуза МВД России, как на процесс неспециального образования в этой области, так и на состояние личности, формируемое в ходе данного процесса, очень большое влияние оказывают специфические условия его служебной деятельности. Это связано с высокими требованиями, предъявляемыми ими к физической работоспособности сотрудника органов внутренних дел. Поэтому физическая культура в образовательных учреждениях МВД России для обеспечения своих функций должна носить выраженный профессионально-прикладной характер, в значительно большей степени, чем в деятельности специалистов ряда других профессий.
Поэтому мы полагаем, что процесс освоения ценностей физической культуры курсантом вуза МВД России ввиду выраженной специфической направленности будет корректно именовать профессионально-прикладной физической культурой.
Курсанты образовательных учреждений МВД России являются сотрудниками органов
внутренних дел, обучающимися по специальности высшего профессионального образования. Этап обучения в вузе является наиболее важным с точки зрения формирования индивида, как специалиста и как личности, обладающей соответствующим уровнем культуры, в том числе и физической. Поэтому профессионально-прикладная физическая культура в образовательном учреждении МВД России должна обеспечить воспитание профессионально-прикладной физической культуры курсанта, как определенной основы на весь период его службы в органах внутренних дел и жизни в целом.
Профессионально-прикладная физическая культура в образовательных учреждениях МВД России рассматривается нами, как система, включающая в себя следующие элементы:
1. Неспециальное физкультурное образование, реализуемое, главным образом, на учебных занятиях по физической подготовке. Является главным элементом системы профессионально-прикладной физической культуры в образовательном учреждении МВД России. С одной стороны, данный вид физической культуры обеспечивает достаточно полное овладение курсантом ценностями физической культуры, с другой стороны, имея выраженную учебно-тренировочную направленность, формирует его физическую подготовленность к решению оперативно-служебных задач.
2. Прикладные виды спорта, занятия которыми, с одной стороны, значительно повышают уровень физической подготовленности занимающихся, с другой стороны, способствуют более глубокому освоению ими ценностей физической культуры и играют большую роль в воспитании мотивации к занятиям физическим упражнениями и формировании здорового образа жизни.
3. Физическая рекреация, направленная на удовлетворение биологических потребностей в движении, является дополнительным фактором, способствующим укреплению здоровья, повышению физической работоспособности, формированию здорового образа жизни. Выполняет также функцию активного отдыха и организации досуга курсантов. Этот элемент физической культуры при его частом применении играет существенную роль в обеспечении физической подготовленности занимающихся. Его значение возрастает на старших курсах, когда курсанты переходят с казарменного проживания на свободный режим и, у них появляется больше возможности самостоятельно организовать свой досуг. Также физическая рекреация имеет большое значение для поддержания работоспособности сотрудников органов внутренних дел в период всей их службы.
4. Двигательная реабилитация, данный вид профессионально-прикладной физической культуры направлен на ускорение процесса восстановления здоровья после различных заболеваний и травм. Важность этого вида заключается в условиях службы сотрудника органов внутренних дел, обусловливающих значительное негативное влияние на состояние его здоровья и наличие экстремальных ситуаций, что повышает вероятность заболеваний и получения сотрудниками травм.
Профессионально-прикладная физическая культура курсанта образовательного учреждения МВД России является целевым ориентиром и системообразующим фактором всего процесса профессионально-прикладной физической культуры в вузе.
Под профессионально-прикладной физической культурой курсанта образовательного учреждения МВД России мы понимаем область его личностной культуры, характеризующуюся необходимым уровнем образованности в сфере физической культуры, физической подготовленностью к решению оперативно-служебных задач, психофизическим здоровьем, наличием мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, направленных на занятия физическими упражнениями, прикладными видами спорта и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая культура курсанта образовательного учреждения МВД России включает в себя следующие компоненты:
1. Образовательный, подразумевающий знание средств, методов и принципов физической культуры, а также умение их использования для укрепления здоровья, повышения физической и умственной работоспособности, формирования двигательных умений и навыков, совершенствования профессионального мастерства.
2. Мотивационно-ценностный, подразумевающий ориентацию личности на деятельно-стное и активное отношение к освоению ценностей физической культуры, использованию их в служебной деятельности и во время досуга, устойчивую потребность в занятиях физическими упражнениями и здоровом образе жизни.
3. Практико-деятельностный, подразумевающий участие личности в различных физ-культурно-спортивных мероприятиях в качестве физкультурника, спортсмена, инструктора, организатора, судьи и т.д.;
4. Физическую подготовленность, подразумевающую большую физическую и умственную работоспособность, высокий уровень развития физических качеств, совершенное владение профессионально-прикладными двигательными умениями и навыками, крепкое здоровье, высокий уровень адаптивных возможностей.
Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсанта образовательного учреждения МВД России, включающей в себя все эти компоненты, обеспечит подготовку сотрудника органов внутренних дел, не только обладающего требуемым уровнем физической подготовленности, но и мотивированного на занятие физическими упражнениями и поддержание достигнутого уровня физической работоспособности, умеющего целесообразно и эффективно использовать средства физической культуры для решения задач физической подготовки и укрепления здоровья, способного в течение всего периода службы поддерживать оптимальную работоспособность и крепкое здоровье, как залог успешной профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Акулова, Л.Н. Информационное обеспечение физической культуры студентов педагогического вуза: дисс.... д-ра пед. наук / Л.Н. Акулова. - СПб., 2005. - 380 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
3. Баркалов, С.Н. Методика служебно-боевой подготовки курсантов вузов МВД России с учетом специфики профессиональной деятельности: дисс.. канд. пед. наук / С.Н. Баркалов. -М., 2005. - 224 с.
4. Баркалов, С.Н. Основные направления совершенствования служебно-боевой подготовки курсантов вузов МВД России // Проблемы совершенствования служебно-боевой подготовки сотрудников силовых ведомств: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. / ГОУ ВПО ВСИ МВД России. - Иркутск. 2007. - С. 12-17.
5. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Вер-хошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
6. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
7. Видт, И.Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук / И.Е. Видт. - Тюмень, 2003. - 50 с.
8. Виленский, М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дисс. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / М.Я. Виленский. - М., 1990. - 84 с.
9. Выдрин, В.М. Советская физическая культура как феномен культурной революции в СССР: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук / В.М. Выдрин. - М., 1980. - 41 с.
10. Гадалов, А.В. Формирование готовности курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.В. Гадалов. - М., 2000. - 24 с.
11. Евтушенко, А.В. Формирование профессиональной физической культуры курсантов высших учебных заведений МВД России: дисс.... канд. пед. наук / А.В. Евтушенко. - Смоленск, 1999. - 145 с.
12. Захарова, И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дисс.д-ра пед. наук / И.Г. Захарова. - Тюмень, 2003. - 46 с.
13. Кашин, Н.И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств (на примере вузов МВД): автореф. дисс. канд. пед. наук / Н.И. Кашин. - СПб., 2005. - 24 с.
14. Колюхов, В.Г. Блочный принцип физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России / В.Г. Колюхов, В.И. Лисицын, А.И. Лысов // Проблемы совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД: материалы межвузовской научно-практич. конф. (8-9 апреля 2005 г.) / Московский ун-т МВД России. - М.: 2005. С. 43-49.
15. Колюхов, В.Г. Методика обучения курсантов образовательных учреждений МВД России боевым приемам борьбы: учебно-методическое пособие / В.Г. Колюхов, В.И. Лисицын. - М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. - 84 с.
16. Колюхов, В.Г. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие / В.Г. Колюхов. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 136 с.
17. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева.
- М.: ГЦИФК, 1992. - 119 с.
18. Лубышева, Л.И. Теоретико-методические и организационные основы формирования физической культуры студентов: дисс.. д-ра пед. наук / Л.И. Лубышева. - М., 1992. - 476 с.
19. Лупырь, В.Г. Организационно-технологические особенности совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов юридических вузов МВД России: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.Г. Лупырь. - М., 2002. - 24 с.
20. Матвеев, Л.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л.П. Матвеев, В.П. Полянский // Теория и практика физической культуры. 1996. № 7. С. 42-47.
21. Матвеев, Л.П. Теория и методики физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. - 3-е изд. доп.. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 160 с.
22. Медведев, И.М. Организация профессионально-прикладной физической подготовки в учебных заведениях МВД России: дисс.. канд. пед. наук / И.М. Медведев. - Волгоград, 1999.
- 165 с.
23. Морев, Д.Г. Методика боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России в условиях ограниченного пространства: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Д.Г. Морев. -М., 2001. - 24 с.
24. Николаев, Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: дисс. .д-ра пед. наук / Ю.М. Николаев. - СПб., 1998. - 338 с.
25. Петьков, В.А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: дисс.. д-ра пед. наук / В.А. Петьков. -Армавир, 1999. - 414 с.
26. Полянский, В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладных форм физической культуры (её содержания и форм) в современном обществе: дисс.. д-ра пед. наук / В.П. Полянский. - М., 1999. - 352 с.
27. Полянский, В.П. Теоретико-методическое обеспечение служебно-боевой подготовки в связи с модернизацией системы профессионального образования // Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств: материалы Международного научного конгресса / Москва 2-4 февраля 2006 г. - М.: ООО «Антиа Пресс», 2006. С.243-249.
28. Полянский, В.П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социокультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2008. № 5. С. 12-17.
29. Путан, Л.Я. Формирование ориентации на здоровый образ жизни у курсантов в вузе МВД России: дисс. . канд. пед. наук / Л.Я. Путан. - СПб., 2003. - 174 с.
30. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов / Р.Т. Раевский. - М.: Высшая школа, 1985. - 138 с.
31. Сидоров, С.Г. Формирование служебно-прикладной физической подготовленности слушателей (курсантов) вузов МВД России: дисс. канд. пед. наук / С.Г. Сидоров. - Челябинск, 1998. - 160 с.
32. Соловьев, Г.М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: дисс. ... д-ра пед. наук / Г.М. Соловьев. - Ставрополь, 1999. - 388 с.
33. Степанов, Г.И. Поэтапное формирование навыков выполнения боевых приемов борьбы у курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Г.И. Степанов. - М., 2006. - 23 с.
34. Шамрай, С.Д. Воспитание физической культуры у слушателей вузов МВД России: автореф. дисс.. канд. пед. наук / С.Д. Шамрай. - СПб.: СПб. Ун-т МВД России, 2000. - 24 с.
Дата поступления в редакцию 28.02.2010
A.A. Ahmatgatin
TEORETICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL CULTURE WITHIN MVD RUSSIA CADET EDUCATIONAL INSTITUT
The subject of present article is the analysis of physical culture development tendencies within the high educational system. Modern physical culture education situation within the MVD Russia cadet educational institutions system is also considered here.
Author arrives to the conclusion that modern physical culture education does not ensure complete decision of effective professional activity tasks. It is necessary to modify conceptual basis of physical culture education, system purposes should be changed. The improving of this system means the transition from physical culture training to professional applied physical culture concept.
Key words: education, educational concept, physical culture, professional activity.