УДК 796
СОПРЯЖЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
В.А. Золотенко*
В статье рассматриваются проблемы эффективного совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России на основе технологий сопряженного воздействия.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка; технологии; сопряженное воздействие.
RELATED EFFECTS OF TECHNOLOGY AS A PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS MIA RUSSIA V.A. Zolotenko
The article deals with the problem effectively improve professional-applied physical training of students in educational institutions of the Russian Interior Ministry, based on the dual impact of technology.
Keywords: professional physical training; technology; the dual impact.
Повышение качества учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях МВД России требует от специалистов поиска, выявления и внедрения результативных методов и технологий обучения, определения наиболее эффективных направлений учебного процесса, способствующих достижению высокого профессионального уровня обучаемых. Пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки рассмотрены не достаточно, что убедительно доказывает необходимость непрерывного совершенствования существующих средств и методов обучения, поиска новых методических подходов, а также внедрения в учебный процесс курсантов образовательных учреждений МВД России эффективных технологий теории и методики спортивной тренировки.
Основное противоречие изучаемой проблемы
совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки состоит в том, что существующая практика физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России, в рамках которой осуществляется обучение будущих специалистов органов внутренних дел ведению единоборства с правонарушителями и их силовому задержанию, свидетельствует о недостаточно целенаправленной работе по формированию профессионально важных физических качеств и устойчивых двигательных навыков. На сегодняшний день, в учебном процессе курсантов образовательных учреждений МВД России еще не в полном объеме используется богатый материал, накопленный специалистами по теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки, например выдвинутый В.М. Дьячковым принцип сопряженного воздействия [2, 3] заклю-
* Золотенко Василий Анатольевич, адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: [email protected]
чающийся в том, что любое специальное упражнение формирует двигательный навык и развивает то или иное физическое качество.
В профессионально-прикладном направлении физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России, обобщенные задачи обучения курсантов должны формироваться с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности. Эти задачи и определяют группу двигательных действий, которые должны подробно изучаться и служить средством формирования умений и навыков точной диффе-ренцировки усилий по необходимым для этой деятельности параметрам [1].
Используемые в профессионально-прикладной физической подготовке средства должны максимально точно отвечать не только принципу динамического (экзогенный фактор), но и принципу психофизиологического (эндогенный фактор) соответствия.
При освоении курсантами широкого перечня различных тем по дисциплине физическая подготовка, в рамках предусмотренного рабочей программой на это времени, к одному из эффективных методов подачи учебного материала, относится метод сопряженного воздействия, который может быть выражен в многообразии специализированных комплексов парных упражнений, индивидуальных и командных подвижных игр с элементами единоборств [6], а также с использованием в учебном процессе тренажерных устройств.
В связи с вышеизложенным, обобщенной гипотезой серии исследований послужило предположение о том, что использование наряду с другими, технологий сопряженного воздействия в процессе физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России позволит одновременно повысить эффективность развития специальных физических кондиций курсантов и формирования надежных навыков силового задержания.
Для объективного исследования уровня физической подготовленности и совершенствования профессионально-прикладных двигательных умений и навыков курсантов образовательных учреждений МВД России, была проведена экспериментальная работа среди курсантов Белгородского юридического института МВД России. В этих же целях автором были обобщены результаты аналитических данных полученных за период педагогической практики в должности преподавателя кафедры физической подготовки и боевых единоборств Белгородского юридического института
МВД России в период с 1996 по 2008 год.
В формирующем эксперименте приняли участие 98 курсантов, из них 83 мужчины, 15 женщин Белгородского юридического института МВД России набора 2006 года: 24 человека - экспериментальная группа (ЭГ-1), 25 человек - экспериментальная группа (ЭГ-2), 25 человек - контрольная (КГ-1) 24 человека — контрольная (КГ-2).
В ходе экспериментальной работы одними из эффективных методов оказались технологии сопряженного воздействия, которые позволяют обучаемым более успешно осваивать боевые приемы борьбы и развивать тактическое мышление. Использование метода сопряженного воздействия помогает оптимизации учебного процесса по физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России.
На основе интеграции и экспериментального обоснования методик сопряженного воздействия, которые ранее исследовались другими специалистами [6; 8], автор подтвердил ее эффективность.
В ходе исследования экспериментальная методика сопряженного воздействия применялась во всех частях учебного занятия (подготовительной, основной и заключительной) опытных групп, но объем средств и их педагогическая направленность при этом были неодинаковыми. Подбор средств сопряженного воздействия осуществлялся, исходя из тематики, цели и задач занятия. В основной части занятия, в комплекс средств повышения технико-тактического мастерства и развития специальных физических качеств, входили упражнения и специальные задания, моделирующие условия, приближенные к реальной обстановке и включающие: подготовительные упражнения; совершенствование боевых приемов борьбы по заданию; учебно-тренировочные поединки, выполнение заданий на фоне физического и координационного утомления. В завершении основной части занятия выполнялись специализированные комплексы упражнений индивидуально и в парах, направленные на совершенствование ведущих физических качеств, а также рекреационного характера.
На всем протяжении экспериментов наблюдалось достоверное преимущество курсантов экспериментальных групп перед курсантами контрольных групп в основном по всем показателям, характеризующим степень развития общей и специальной физической подготовленности. Только на первых этапах эксперимента нами установлен Современная наука № 1 (4) 2011
факт отсутствия значительных различий в уровне развития выносливости курсантов экспериментальных групп по окончании 1-го (р > 0,05).
Однако на следующих этапах эксперимента нами зафиксированы достоверные изменения в пользу курсантов экспериментальных групп и по этому показателю подготовленности. Анализ динамики физической подготовленности курсантов на этапах формирующего эксперимента, свидетельствует о том, что экспериментальная методика сопряженного воздействия в большей мере влияет на скоростные, координационные и силовые способности занимающихся. Вместе с тем систематическое и концентрированное включение ее в учебный процесс на этапе совершенствования двигательных качеств и навыков позволяет значительно повысить интенсивность учебных занятий и на этой основе в итоге получить требуемый прирост в изучаемых показателях общей и специальной работоспособности.
Педагогические оценки курсантов экспериментальных групп, по итогам сдачи зачетов свидетельствуют о том, что курсанты экспериментальной группы достоверно лучше выполняли зачетные требования по боевым приемам борьбы на всех этапах обучения начиная с 1-го курса (р < 0,05) и по 2-й курс включительно (р < 0,001). Помимо контроля знаний, умений и навыков, предусмотренного рабочей программой (демонстрация техники различных боевых приемов борьбы
на несопротивляющемся партнере), курсантам предлагались задания для выполнения силового задержания в ситуациях, моделирующих условия, приближенные к реальной оперативной обстановке. По этому критерию подготовленности статистическая достоверность на первом этапе исследования между курсантами экспериментальной и контрольной группами была минимальной (р <
0,05). На последующих этапах эксперимента это преимущество увеличивается. Так, в конце обучения на втором курсе эффективность выполнения приемов задержания, в ситуациях приближенных к реальным, была оценена у курсантов контрольной группы наЗ,9 балла, а у курсантов экспериментальной на 4,5 балла (р < 0,001).
Таким образом, экспертная педагогическая оценка и контрольное тестирование в условиях жесткого силового единоборства при психофизической мобилизации занимающихся наглядно свидетельствуют о преимуществе технологий сопряженного воздействия развития и совершенствования профессионально-прикладных качеств и двигательных навыков курсантов перед традиционной методикой, общепринятой в образовательных учреждениях МВД России. Это в итоге свидетельствует о более высоком уровне профессиональной готовности курсантов к решению оперативных задач в предстоящей служебной деятельности.
Литература
1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
2. Дьячков В. М. Экспериментальное обоснование и разработка системы тренировки в скоростно-силовых видах спорта: дис. д-ра. пед. наук в виде научн. доклада. - М., 1963. - 50 с.
3. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1967. -40 с.
4. Колиненко А.Д., Кузнецов А.И. Применение тренажерных устройств в учебном процессе по физической подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России // Совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД: Материалы научно-практической конференции. - М.: МосУ МВД РФ, 2004. - С. 153-154.
5. Колюхов В.Г. Основные направления совершенствования специальной, огневой и физической подготовленности сотрудников ОВД // Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров в ОВД: Материалы научно практической конференции. — М.: МосУ МВД РФ, 2003. - С. 8-10.
6. Кузнецов А.И., Гросс И.Л. Технологии сопряженного развития физических качеств и формирования навыков единоборства у курсантов МВД // Научно-методическая конференция молодых ученых Московского университета МВД России.-М.: МосУ МВД РФ, 2003. -С.74-76.
7. Кузнецов А.И., Чехранов Ю.В. Тренажер для спортсменов-единоборцев: Свидетельство
на полезную модель № 25419, РОСПАТЕНТ. - 2002.
8. Кузнецов А.И. Интеграция технологий сопряженного воздействия в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России // Вестник спортивной науки. - 2010. - № 3. - 61-64.
9. Подлипняк Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР: дис... д-ра. пед. наук. - М., 1986. - 430 с.
10. Чехранов Ю.В., Гольцов В В., Кузнецов А.И. Программа для регистрации и компьютерной обработки параметров технических действий спортсменов-единоборцев (SAMBO): Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2003612105, РОСПАТЕНТ-2003.
11. Чехранов Ю.В. Формирование рациональной основы техники бросков у юношей-самбистов на начальном этапе обучения: автореф. дис... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2002. - 22 с.
12. Яншин В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД СССР: автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1989. - 24 с.