Научная статья на тему 'Интеграция технологий сопряженного воздействия в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России'

Интеграция технологий сопряженного воздействия в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов А. И.

The ways to improve education quality in physical training of students in law enforcement academies are discussed. It is shown that education tasks for applied disciplines must be planned concerning future professional activity. Based on the longitudinal studies, use of combined learning technologies in physical training of law enforcement students has been justified. The training and research station «Brosok» (Throw) consisting of PC-based electromechanical measurement device and loading block, has been developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция технологий сопряженного воздействия в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России»

К ЗАЩИТЕ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

А.И. КУЗНЕЦОВ, Московский университет МВД России

Аннотация

Рассмотрены пути повышения качества учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях МВД России. Показано, что в профессионально-прикладном направлении физической подготовки в вузах МВД, обобщенные задачи обучения курсантов должны формироваться с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности. На материале многолетних экспериментов обосновано использование технологий сопряженного воздействия в процессе физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России. Разработан и испытан тренажерноисследовательский стенд «Бросок», состоящий из электронно-механического измерительного устройства с программным обеспечением для ПЭВМ и нагрузочного блока.

Abstract

The ways to improve education quality in physical training of students in law enforcement academies are discussed. It is shown that education tasks for applied disciplines must be planned concerning future professional activity. Based on the longitudinal studies, use of combined learning technologies in physical training of law enforcement students has been justified. The training and research station «Brosok» (Throw) consisting of PC-based electromechanical measurement device and loading block, has been developed.

Повышение качества учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях МВД России требует от специалистов поиска, выявления и внедрения результативных методов и технологий обучения, определения наиболее эффективных направлений учебного процесса, способствующих достижению высокого профессионального уровня обучаемых. Пути совершенствования профессиональноприкладной физической подготовки рассмотрены многими авторами [5, 8, 11 и др.], которыми убедительно доказана необходимость непрерывного совершенство-

вания существующих средств и методов обучения, поиска новых методических подходов, а также внедрения в учебный процесс курсантов образовательных учреждений МВД России наиболее эффективных технологий теории и методики спортивной тренировки.

Основное противоречие изучаемой нами проблемы состояло в том, что существующая практика физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России, в рамках которой осуществляется обучение будущих сотрудников органов внутренних дел непосредственно ведению единоборства с правонарушителями и

их силовому задержанию, свидетельствует о недостаточно целенаправленной работе по формированию профессионально важных физических качеств и устойчивых двигательных навыков. На сегодняшний день, в учебном процессе курсантов образовательных учреждений МВД России еще не в полном объеме используется богатый материал, накопленный специалистами в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки. В частности, принцип сопряженного воздействия, выдвинутый В.М. Дьячковым [2, 3] и гласящий, что любое специальное упражнение формирует двигательный навык и развивает то или иное физическое качество.

В профессионально-прикладном направлении физической подготовки в вузах МВД, обобщенные задачи обучения курсантов должны формироваться с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности. Эти задачи и определяют группу двигательных действий, которые должны подробно изучаться и служить средством формирования умений и навыков точной диф-ференцировки усилий по необходимым для этой деятельности параметрам [1]. Используемые в профессионально-прикладной физической подготовке средства должны максимально точно отвечать не только принципу динамического (экзогенный фактор), но и принципу психофизиологического (эндогенный фактор) соответствия.

При освоении курсантами значительного количества различных тем по дисциплине физическая подготовка, в лимите отведенного на это времени, по нашему мнению, предпочтителен сопряженный вариант подачи учебного материала, который может быть выражен в многообразии специализированных комплексов парных упражнений, индивидуальных и командных подвижных игр с элементами единоборств [6], а также с использованием в учебном процессе тренажерных устройств со срочной информацией на базе ПЭВМ. В связи с вышеизложенным, обобщенной гипотезой серии исследований послужило предположение о том, что использование технологий сопряженного воздействия в процессе физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России позволит одновременно повысить эффективность развития специальных физических кондиций курсантов и формирования надежных навыков силового задержания.

Цель исследования - оптимизация учебного процесса физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России на основе разработки, интеграции и экспериментального обоснования методик сопряженного воздействия развития физических качеств курсантов и формирования надежных навыков боевых приемов борьбы.

Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы; изучение и анализ программно-нормативных документов; биомеханический анализ; анкетирование и интервьюирование; пе-

дагогические наблюдения; видеозапись соревновательных поединков; методы экспертных оценок; педагогическое тестирование; инструментальные методы исследования; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

В целях получения численных значений параметров техники боевых приемов борьбы, определяющих ее эффективность, были разработаны электронно-механическое измерительное устройство с программным обеспечением для ПЭВМ [9, 10] и нагрузочный блок [4, 7, 10], которые в совокупности составили тренажерно-исследовательский стенд «Бросок». Это позволило, в сочетании с синхронной видеосъемкой, изучать, оперативно контролировать и корректировать кинематические (амплитуду, время, скорость, ускорение) и динамические (силу, мощность, работу) характеристики основных приемов задержания из раздела «Боевые приемы борьбы» учебной программы по физической подготовке. С использованием разработанного тренажерно-исследовательского стенда обеспечивалось качественное обучение и совершенствование техники боевых приемов борьбы, в заданной темпо-ритмовой структуре, с ускорением в акцентированных опорных точках и максимальной быстротой выполнения приема в целом.

Основные серии предварительных и формирующих экспериментов проводились в ряде специализированных вузов Центрального и Дальневосточного регионов России в период с 1998 по 2003 гг. Эксперименты проходили в естественных условиях учебного процесса для образовательных учреждений МВД России. Программа эксперимента предусматривала выполнение одинакового объема суммарной учебно-тренировочной работы во всех группах. Уровень физической подготовленности и степень владения навыками боевых приемов борьбы курсантов определялся по показателям контрольно-педагогических испытаний, которые проводились не только для получения исходных и итоговых данных на всех этапах исследования, но и с целью формирования однородных экспериментальных групп в начале эксперимента. Анализ исходных значений показал, что между группами не было выявлено статистически достоверных различий (р > 0,05) ни по одному из изучаемых показателей физической подготовленности и уровня владения навыками боевых приемов борьбы.

Основные педагогические эксперименты проводились в 4 этапа длительностью 1 учебный год каждый и включали в себя 8 обследований, по 2 на каждом курсе обучения, исходное - в начале учебного года и итоговое - в конце. Этапное обследование состояло из оценки уровня общей и специальной физической подготовленности курсантов и навыков владения боевыми приемами (экспертная педагогическая оценка). Также проводились контрольные соревнования по комплексному единоборству в рамках итоговых обследований в конце каждого из четырех этапов основного педагогического эксперимента.

В ходе исследования экспериментальная методика сопряженного воздействия применялась во всех частях учебного занятия (подготовительной, основной и заключительной) опытных групп, но объем средств и их педагогическая направленность при этом были неодинаковыми. Подбор средств сопряженного воздействия осуществлялся, исходя из тематики, цели и задач занятия. В основной части занятия, в комплекс средств повышения технико-тактического мастерства и развития специальных физических качеств входили упражнения и специальные задания, моделирующие условия, приближенные к реальной обстановке силового задержания, и включающие: подготовительные упражнения; совершенствование боевых приемов борьбы по заданию; учебно-тренировочные поединки; упражнения на тренажерно-исследовательском стенде. В завершении основной части занятия выполнялись специализированные комплексы упражнений в парах, направленные на совершенствование ведущих физических качеств, а также рекреационного характера.

На всем протяжении экспериментов мы наблюдали достоверное преимущество курсантов опытных групп перед курсантами контрольных групп в основном по всем показателям, характеризующим степень развития общей и специальной физической подготовленности. Только на первых этапах эксперимента нами установлен факт отсутствия достоверных различий в уровне развития выносливости курсантов экспериментальных групп по окончании 1-го (р > 0,05) и 2-го курса обучения (р > 0,05). По-видимому, кумулятивный эффект воздействия экспериментальной методики на развитие выносливости за это время еще не смог себя проявить на уровне достоверных различий. Однако на следующих этапах эксперимента нами зафиксированы достоверные изменения в пользу курсантов опытных групп и по этому показателю подготовленности. Анализ динамики физической подготовленности курсантов на этапах формирующего эксперимента, свидетельствует о том, что экспериментальная методика сопряженного воздействия в большей мере влияет на скоростные, координационные и силовые способности занимающихся. Вместе с тем систематическое и концентрированное включение ее в учебный процесс на этапе совершенствования двигательных качеств и навыков (3-й и 4-й годы обучения) позволяет значительно повы-

сить интенсивность учебных занятий и на этой основе в итоге получить требуемый прирост в изучаемых показателях общей и специальной работоспособности.

Педагогические оценки курсантов экспериментальных групп, по итогам сдачи зачетов и экзамена, свидетельствуют о том, что курсанты опытной группы достоверно лучше выполняли зачетные требования по боевым приемам борьбы на всех этапах обучения начиная с 1-го курса (р < 0,05) и по 4-й курс включительно (р < 0,001). Помимо контроля знаний, умений и навыков, предусмотренного рабочей программой (демонстрация техники различных боевых приемов борьбы на не-сопротивляющемся партнере), нами разработана экспериментальная программа контроля навыков силового задержания в ситуациях, моделирующих условия, приближенные к реальной оперативной обстановке. По этому критерию подготовленности статистическая достоверность на первом этапе исследования между курсантами опытной и контрольной группами была минимальной (р < 0,05). На последующих этапах эксперимента это преимущество увеличивается. Так, на 4-м курсе эффективность выполнения приемов задержания, в ситуациях приближенных к реальным, была оценена экспертами у курсантов контрольной группы на 6,53±1,22 балла, а у курсантов опытной в 7,63±0,98 балла (р < 0,001).

Результаты контрольных соревнований по комплексному единоборству также доказали преимущество курсантов опытной группы в более эффективном выполнении боевых приемов борьбы в ситуациях активного противоборства. На заключительном этапе эксперимента курсантами опытной группы выиграно 81,7% от общего количества поединков.

Таким образом, экспертная педагогическая оценка и контрольное тестирование в условиях жесткого силового единоборства при психофизической мобилизации занимающихся наглядно свидетельствуют о преимуществе технологий сопряженного воздействия развития профессионально-прикладных качеств и двигательных навыков курсантов перед традиционной методикой, общепринятой в образовательных учреждениях МВД России. Это в итоге свидетельствует о более высоком уровне профессиональной готовности курсантов к решению оперативных задач в предстоящей служебной деятельности.

Литература

1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

2. Дьячков В.М. Экспериментальное обоснование и разработка системы тренировки в скоростно-силовых видах спорта: Дисс. ... д-ра. пед. наук в виде научн. доклада. - М., 1963. - 50 с.

3. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 40 с.

4. Колиненко А.Д., Кузнецов А.И. Применение тренажерных устройств в учебном процессе по физической подго-

товке курсантов образовательных учреждений МВД России // Совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД: Материалы научно-практической конференции. - М.: МосУ МВД РФ, 2004. - С. 153-154.

5. Колюхов В.Г. Основные направления совершенствования специальной, огневой и физической подготовленности сотрудников ОВД // Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров в ОВД: Материалы научнопрактической конференции. - М.: МосУ МВД РФ, 2003. -С. 8-10.

64 К защите докторской диссертации

6. Кузнецов А.И., Гросс И.Л. Технологии сопряженного развития физических качеств и формирования навыков единоборства у курсантов МВД // Научно-методическая конференция молодых ученых Московского университета МВД России.- М.: МосУ МВД РФ, 2003. - С.74-76. 7. Кузнецов А.И., Чехранов Ю.В. Тренажер для спортсме-нов-единоборцев: Свидетельство на полезную модель № 25419, РОСПАТЕНТ. - 2002. 8. Подлипняк Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР: Дисс. ... д-ра. пед. наук. - М., 1986. - 430 с. 9. Чехранов Ю.В., Гольцов В.В., Кузнецов А.И. Программа для регистрации и компьютерной обработки параметров технических действий спортсменов-единоборцев (SAMBO): Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2003612105, РОСПАТЕНТ. - 2003. 10. Чехранов Ю.В. Формирование рациональной основы техники бросков у юношей-самбистов на начальном этапе обучения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2002. - 22 с. 11. Яншин В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД СССР: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 24 с.

К сведению читателей

Научно-методический журнал «Вестник спортивной науки» можно заказать или приобрести по адресу:

105064, Москва, ул. Казакова, 18, издательство «Советский спорт».

Тел.: (095) 267-94-35, 267-95-90; e-mail: [email protected]

или

105005, Москва, Елизаветинский пер., 10, ВНИИФК, Центр развития и информационноаналитического обеспечения спорта, 4 этаж, ком. 402, 403;

Тел.: (095) 261-58-19, 261-96-73

К сведению авторов

Материалы для публикации в «Вестнике спортивной науки» представляются в печатном виде (1 экземпляр, через 1,5 интервала; поля слева 3 см, справа, сверху и снизу 2 см) на диске и в электронном виде (формат Word for Windows) по адресу: 105005, Москва, Елизаветинский пер., 10, ВНИИФК, Центр развития и информационно-аналитического обеспечения спорта.

Тел. (095) 261-21-64; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.