УДК 378
ББК 74 © М.А. Ефременко, 2018
Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Максим Андреевич Ефременко,
адъюнкт кафедры физической подготовки УНК СП Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: maximkaefremenko@yandex.ru Научный руководитель: В.Л. Дементьев, доктор педагогических наук, профессор
Аннотация. Для повышения уровня подготовленности курсантов образовательных организациях МВД России к последующей профессиональной деятельности, необходимо определить содержание и последовательность обучения боевым приемам борьбы на занятиях по физической подготовке.
Ключевые слова: боевые приемы борьбы, физическая подготовка, содержание обучения, последовательность обучения, этапы обучения.
STAGES OF TRAINING IN FIGHTING TECHNIQUES FOR CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Maxim A. Efremenko,
Graduate Student Faculty of Physical Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. For increase in level of readiness of cadets the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to the follow-up professional activity, it is necessary to determine the content and the sequence of training in fighting methods of fight at classes in physical training.
Keywords: fighting methods of fight, physical training, content of training, sequence of training, grade levels.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ефременко М.А. Этапы обучения боевым приемам борьбы курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):219-21.
На занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России большое внимание уделяется разделу «Боевые приемы борьбы». Содержание, последовательность, методика обучения все это четко регламентировано нормативно-правовыми актами МВД России. В научной литературе также много работ посвящено проблемам и подходам совершенствования обучения боевым приемам борьбы [1, с. 161—166; 2; 3].
В процессе обучения боевым приемам борьбы есть четкая последовательность, которая разрабатывается и отражается в тематических планах и рабочих программах по каждой специальности обучения. Эта последовательность позволяет курсантам наиболее целесообразно овладеть умениями и навыками их выполнения. Проводя анализ содержания боевых приемов борьбы и последовательности их освоения курсантами в образовательных организациях МВД России, можно выделить определен-
ные этапы обучения (первоначальный, основной, заключительный). Данные этапы следуют друг за другом в процессе всего обучения. Невозможно добиться нужного результата на старших курсах, если на первоначальном этапе некоторые темы были освоены не в полном объеме.
Исходя из выше изложенного, на первоначальном этапе обучения боевым приемам борьбы внимание уделяется базовым упражнениям. Например приемы страховки и самостраховки. К этим приемам относятся: умение правильно приземлиться при падении на бок, спину, вперед. Отработка бросков, болевых, удушающих приемов и ударов в самозащите без оружия невозможна без знания страховки и умения правильно выполнять приемы контроля партнера при его падении, что непосредственно связано с обеспечением травмобезопасности занимающихся курсантов. Также на первоначальном этапе особое место занимают темы «Удары» и «Броски».
Данные темы лежат в основе: действий с использованием палки специальной, защитных действий от нападения на сотрудника полиции вооруженного и невооруженного преступника, приемов задержания, освобождений от захватов и обхватов. В содержание обучения ударной и бросковой технике входят основные моменты, без которых не возможно дальнейшее обучение боевым приемам борьбы. В этих темах закладывается понимание о способах передвижения, захватах, стойках, ударах, дистанции, на которой сотрудник полиции применяет боевые приемы борьбы.
Из обучения ударной техники вытекает целый блок, который посвящен защитным действиям. Нападая на сотрудника или оказывая ему сопротивление при силовом задержании, противник может наносить удары руками, ногами, ножом или аналогичным предметом, подручными средствами. Для защиты от ударов существуют специальные приемы, которыми курсанты должны овладеть. В содержание обучения защитных действий входит: защита передвижением, защита от ударов блокированием, подставками, захватами, отбивами, уходами, уклонами, нырками, отклонами. Эти приемы можно назвать фундаментом обучениязащиты, так как если курсант не овладел защитными действиями, то он не сможет в последующем правильно усвоить приемы задержания, от которых зависит его жизнь в реальной ситуации.
После выполнения защиты от ударов сотрудник действует по ситуации. К действиям по ситуации могут быть отнесены выполнение ответных действий: нанесение ударов в уязвимое место рукой или ногой, проведение болевых приемов на руку или бросок с проведением приемов в положении противника лежа [4].
После освоения курсантами отдельных элементов ударной и бросковой техники, преподаватель может переходить к их обучению задержаниям болевыми и удушающими приемами, а в последующем к сопровождению. Этот этап обучения можно назвать основным, так как для силового пресечения преступлений, административных правонарушений и задержания лиц их совершивших в зависимости от ситуации могут быть применены различные приемы: нанесение ударов ногами, руками, применение болевых и удушающих приемов. В содержание обу-
чения приемам задержания входят болевые приемы на руку в положении стоя. Однако, учитывая цель и порядок применения болевых приемов, которые являются основными при силовом задержании и позволяют достаточно надежно сковать правонарушителя, не причиняя ему вреда, а также сопроводить, надеть наручники и выполнить другие правоохранительные действия согласно закону.
Если выстраивать последовательность обучения боевым приемам борьбы, то следующими темами будут обучение личному досмотру и обучение надеванию наручников, связыванию веревкой, брючным ремнем. Способы личного досмотра, под которым здесь понимается наружный осмотр, сотрудниками полиции применяются при силовом задержании правонарушителя с целью выявления оружия, различных запрещенных предметов и предметов, являющихся вещественными доказательствами, а также для последующего безопасного доставления правонарушителя в отдел полиции. Занятия по изучению данной темы направлены на формирование навыков, необходимых для задержания противника, самозащиты от его нападения во время сопровождения, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах.
Систематическое повторение приемов обеспечивает формирование и автоматизацию самых разнообразных двигательных навыков, а это, в свою очередь, наиболее полно способствует развитию разносторонней двигательной деятельности занимающихся. В содержание обучения данной темы входит: личный досмотр в положении стоя у стены, под воздействием загиба руки за спину в положении стоя у стены, под воздействием загиба руки за спину в положении лежа, с использованием наручников в положении стоя у стены, с использованием наручников в положении лежа, под угрозой применения оружия (специального средства) в положении стоя у стены, под угрозой применения оружия (специального средства) в положении лежа [2; 3].
На заключительном этапе обучения боевым приемам борьбы курсантов обучают оказанию помощи сотруднику (гражданину) при нападении на него и взаимодействию с напарником при силовом задержании. Данные темы невозможно усвоить без ранее изученного материала, за весь период обучения дисциплины физическая подготовка.
220
Вестник экономической безопасности
№ 3/2018
Целью проведения занятий является отработка возможных вариантов действий сотрудника полиции при совместных действиях по задержанию вооруженных преступников и отработка вариантов оказания помощи сотрудникам, находящихся в критических ситуациях в результате действий преступников. На старших курсах, на заключительном этапе обучения, большое внимание уделяется тактике. Тактика в общем виде представляет собой наиболее целесообразное использование физических, психических и технических возможностей в конкретно-сложившихся условиях для достижения наилучшего результата в рукопашной схватке [5, с. 161—166]. От способности принимать правильные решения, планировать свои действия сообразно складывающейся ситуации зависит в конечном итоге результат поединка.
Обучение тактике на занятиях по применению боевых приемов борьбы курсантами необходимо осуществлять на основе формирования прочных теоретических знаний о сути понятий «техника», «тактика» и «стратегия», а также понимания их взаимосвязи. Чтобы успешно составлять план действий, нужны знания и опыт, который курсанты образовательных организаций получают на занятиях по физической подготовке.
Учебные программы по физической подготовке построены на последовательном освоении боевых приемов борьбы, за весь период обучения. На первоначальном, основном и заключительном этапах
курсантам даются движения и приемы, содержание которых повторяются и усложняются с каждым годом обучения.
Литература
1. Содержательные аспекты освоения тактики выполнения боевых приемов борьбы // Пужаев В.В., Чехранов Ю.В., Дементьев В.Л. В сборнике: боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016.
2. Боевые приемы борьбы: учебно-наглядное пособие / В.Н. Лавров, С.Н. Баркалов, И.В. Герасимов и др. / под общ. ред. В.Н. Лаврова. Орел: ОрЮИ МВД России, 2011.
3. Алексеев Н.А. Боевые приемы борьбы: учебно-методическое пособие / Н.А. Алексеев, Н.Б. Ку-тергин. Белгород: БелЮИ МВД России, 2010.
4. Лукутин А.А. Методика обучения сотрудников органов внутренних дел рукопашному бою с правонарушителями: учебно-методическое пособие / А.А. Лукутин, Н.Н. Устюжании, А.И. Орлов. Н. Новгород: НА МВД России, 2009.
5. Пужаев В.В., Чехранов Ю.В., Дементьев В.Л. Содержательные аспекты освоения тактики выполнения боевых приемов борьбы // Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016.
Психология
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ
Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / [В.Л. Цветков и др.]; под ред. И.А. Калиниченко. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 207 с.
Рассматриваются проблемы психологии профессиональной деятельности для сотрудников полиции. Даются психологическая характеристика следственной деятельности, профессиографическое описание деятельности участкового уполномоченного полиции.
Анализируются психологические особенности предварительного расследования. Уделяется внимание криминальной психологии и особенностям судопроизводства по уголовным делам. Самостоятельная глава посвящена судебно-психологической экспертизе. Для курсантов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности и юридической психологии.