ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ
И.Ю. Пугачев
Pugachev I.Y. The perspectives for teaching staff’s physical efficiency provision in Technical Higher Education Institution of Ministry of Defence. The article presents the modernization perspectives of physical training system aimed at staff’s physical efficiency provision in Technical Higher Education Institution of Ministry of Defence. They presuppose expedient formation of training macro-course during the final years of study; the necessity for having final exam in physical training just before the State examinations, the application of the method of mathematical analysis of cardiovascular system and taking into account the most significant indicators in the process of current control of cadets’ physical state, the use in the educational process of permanent 5-minute fight with the elements of free style wrestling with stimulating system of total points.
Введение. Инженерно-технический состав Вооруженных Сил охватывает широкий спектр специальностей. На этих специалистах лежит большая ответственность за результаты своего труда, так как от того, насколько точно и своевременно выполнены профессиональные действия и обязанности каждым инженером и техником, зависит успешность выполнения боевых задач в целом (в масштабе экипажа, взвода, роты, батальона, полка и т. д.), сохранность и эффективность использования дорогостоящей техники (атомных подводных лодок, авиационных истребителей, стратегических бомбардировщиков и др. боевой техники), а также степень риска для жизни своих боевых товарищей.
Примерами предъявления высоких требований к безошибочным действиям являются: выполнение обязанностей инженерами (техниками) - операторами атомных энергетических установок подводных лодок и надводных кораблей, стационарных и подвижных атомных ракетных установок, радиолокационных станций, автоматизированных систем управления воздушным и другим движением, средств связи, труд инженернотехнических специалистов предварительной подготовки ракет, бомб, дистанционных взрывателей; труд инженерно-технических специалистов подразделений специального назначения (боевые пловцы-инженеры Военно-Морского Флота; инженеры-водолазы; инженерные специалисты Воздушно-Десантных Войск и др.). Данные примеры показывают, насколько важными являются не только военно-специальные качества выпускников инженерно-технических вузов Министерства
Обороны (МО) РФ, но и степень обеспечения их физической работоспособности к выполнению этих военно-специальных действий с высоким качеством, на фоне кумуляции утомления и воздействия различных неблагоприятных и сбивающих отрицательных факторов боевой обстановки.
Вопросы обеспечения физической работоспособности специалистов инженернотехнических вузов МО РФ рассматривались в трудах В.П. Малышева и др. [1], В.М. Мальцева [2], А.А. Юрченко [3], А.Л. Юрченко [4], В.Б. Парамзина [5] и др. Однако в данном контексте имеет место научная незавершенность качества подготовки специалистов: число аварий и катастроф по вине инженерно-технического состава весьма значительно, не все офицеры являются мастерами своего дела, на что указывают результаты анализа служебных отзывов на выпускников инженерно-технических вузов за 1986-2006 гг.
Как показывают результаты исследований [6, 7], требуемая модель квалификационного физического состояния выпускников инженерно-технических вузов достигается только на 67 %. Следовательно, существующая система физической подготовки курсантов и слушателей инженерно-технических вузов МО РФ не обеспечивает должного уровня развития профессионально важных показателей их физической работоспособности. Это в определенной мере снижает эффективность подготовки специалистов инженерно-технического состава Вооруженных Сил РФ.
В этой связи целью настоящей работы явилось определение перспективных направ-
лений модернизации программы по физической культуре (подготовке) в инженернотехнических вузах МО РФ, способствующих достижению требуемого уровня физического состояния выпускников, являющегося основным компонентом их физической работоспособности.
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы исследования; логические общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, абстрагирование и конкретизация); теоретический анализ и обобщение; педагогическое наблюдение; профессиографическое исследование; изучение профессиональной подготовленности (в том числе метод экспертных оценок, парное сравнение); метод «среза»; метод «пролонгированного обследования»; проверка и оценка физической подготовленности (метод контрольных упражнений); исследование функционального состояния организма; психологическое обследование; исследование физического развития (анатомоантропометрические методы); педагогический эксперимент; методы математической обработки экспериментального материала.
Результаты исследования. На первом этапе исследования нами изучалась динамика профессионально значимых показателей физической работоспособности специалистов инженерно-технических вузов МО РФ за период обучения в образовательном учреждении.
В контексте данного исследования применялся наиболее эффективный способ получения информационного материала - анализ статистических кривых в сочетании с другими методами [8]. Таковыми, в частности, являлись: метод «среза» и метод «пролонгированного обследования».
Для элиминирования тенденции, вызванной действием субъективного фактора, первоначально нами изучалась педагогическая квалификация преподавателей кафедр (циклов) физической подготовки и спорта инженерно-технических вузов МО РФ по состоянию на 1993-2006 учебные года.
Анализ преподавательского состава кафедр (циклов) физической подготовки и спорта рассматриваемых вузов показал, что как преподаватели-офицеры, так и служащие в 93,2 % случаев имели высшее образование. При этом Военный институт физической
культуры закончили 76,0 % всех преподавателей, среди них кандидатов наук по специальности 13.00.04 - 4,4 %. По спортивной квалификации 34,8 % всех преподавателей имели звание мастера спорта СССР и РФ; 56,4 % были спортсменами 1 разряда и кандидатами в мастера спорта.
Анализ дееспособности кафедр физической подготовки и спорта инженернотехнических вузов по оценке уровня структурных показателей образовательного процесса (с 2003 по 2006 гг.) проводился по разработанной нами специальной «Методике определения рейтинга». Согласно технологическому применению вышеуказанной методики в образовательном процессе инженерно-технического вуза итоговое интегративное место кафедр физической подготовки и спорта варьировалось в пределах от 1 до 8, что говорит о должной степени выполнения ими функциональных задач учебно-воспитательного процесса. При этом следует отметить высокую оценку деятельности кафедры физической подготовки и спорта Военноморского института радиоэлектроники им. А.С. Попова (ВМИРЭ, Санкт-Петербург -Петродворец) лицензионной комиссией МО РФ. Так, по результатам лицензирования указанного вуза в 2004 г., кафедра физической подготовки и спорта по соответствующим показателям заняла общее 1 место не только в масштабе ВМИРЭ, внесшая существенный вклад в бинарную оценку блока социально-гуманитарных дисциплин, но и в масштабе вузов Вооруженных Сил РФ.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что педагогический потенциал кафедр (циклов) физической подготовки и спорта анализируемых инженернотехнических вузов был вполне достаточен для обеспечения проведения занятий по физической подготовке и спорту на должном методическом уровне. Это легло в основу объективности полученных выводов о динамике физического состояния курсантов инженернотехнических вузов, изученной методом «среза». Обследовалось 500 курсантов Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища (ВВАИУ), 300 курсантов Ломоносовского военного авиационно-технического училища (ВАТУ), 500 курсантов Санкт-Петербургского высшего военноморского инженерного училища (ВВМИУ)
им. Ф.Э. Дзержинского, 300 курсантов Ачинского ВАТУ, 500 курсантов Военно-морского института радиоэлектроники (ВМИРЭ) им. А.С. Попова (Санкт-Петербург - Петро-дворец), 500 курсантов и слушателей Санкт-Петербургского военного университета связи (ВУС), 500 курсантов Тамбовского военного авиационного инженерного института (ТВАИИ), 500 курсантов Санкт-Петербургского военно-морского инженерного института (ВМИИ) - по 100 человек на каждом курсе.
Для получения достоверных выводов о закономерностях временных тенденций развития исследуемого физического состояния в обработку информационного материала также были включены данные пролонгированных обследований наиболее значимых показателей физического состояния курсантов инженерно-технических вузов (Иркутского ВВАИУ - 50 человек, Воронежского ВВАИУ -70, Тамбовского ВВАИУ - 50, Ставропольского ВВАИУ - 20, Ачинского ВАТУ - 300, Ломоносовского ВАТУ - 100, Калининградского ВАТУ - 20 за 1988-1993 гг. обучения; Санкт-Петербургского ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского - 300 человек за 1993-1998 гг. обучения; Тамбовского военного авиационного инженерного института - 300 человек, Санкт-Петербургского военно-морского инженерного института - 300 человек, Санкт-Петербургского военного университета связи -160 человек за 1998-2002 гг. обучения; Военно-морского института радиоэлектроники им. А.С. Попова (Санкт-Петербург - Петро-дворец) - 300 человек за 2001-2005 гг. обучения). Общий объем выборки при этом составил 5570 человек, что обеспечило ее репрезентативность.
Абсолютные значения изучаемых показателей физического состояния курсантов инженерно-технических вузов по разработанным нами модельным градациям переводились в условную 9-балльную шкалу, что дало возможность определить интегральный показатель физического состояния.
Динамика интегрального показателя физического состояния курсантов инженернотехнических вузов МО РФ за период обучения в образовательном учреждении показывает, что требуемая модель физического состояния выпускников достигается на 63,2 %. В основном квалификационная модель физи-
ческого состояния достигается по показателям состояния процессов протекания произвольных реакций (+6,3 %), минутному объему крови (+1,5 %), средне-динамическому давлению (+1,6 %), длительности интервала Я-Я (+1,1 %), периферическому сосудистому сопротивлению (+1,4 %), продолжительности интервала Р-Т (-0,2 %), вегетативному индексу Кердо (-0,5 %), а также по морфофункциональным показателям весо-мышеч-но-силового компонента тела (-7,8 %).
Вместе с тем в момент выпуска у курсантов и слушателей особенно недостает уровня развития (дееспособности) показателей основных психофизиологических функций: внимания, мышления, памяти (-42 %), кардиоваскулярной (-40 %), общей (-38 %) и силовой (-32 %) выносливости, а также показателей тонких физиологических механизмов двигательной деятельности (-49 %). Видимо, данные показатели в наибольшей степени подвергаются адаптивным перестройкам, требующим успешного обеспечения профессионально-боевых задач военного инженерно-технического труда.
Наиболее уровень физического состояния курсантов инженерно-технических вузов МО РФ приближен к требуемой модели на предпоследних курсах обучения (на 84,1 %). Далее, к моменту выпуска, абсолютные значения интегральных показателей снижаются (соответственно на 19,2 %) и достигают примерно одинакового уровня, зафиксированного к концу второго курса обучения.
На наш взгляд, причины снижения уровня физического состояния курсантов и слушателей к моменту выпуска вызваны следующим:
во-первых, дискретностью учебного процесса в инженерно-технических вузах на выпускных курсах, прерываемого концентрированным прохождением программ стажировок, ремонтной (морской; аэродромной) практики, основными сессиями и государственным экзаменом;
во-вторых, неравномерным распределением программного материала по дисциплине «Физическая культура» в годичном цикле, особенно на последних семестрах обучения, где программа завершается в течение второго и третьего мезоциклов с выставлением итоговой экзаменационной оценки; на наш взгляд, это формирует у обучаемых незначи-
тельную мотивационную установку на достижение требуемых результатов;
в-третьих, отсутствием мотивации у курсантов к личному физическому самосовершенствованию, а также недостаточностью знаний ими теоретико-методических особенностей организации и методики проведения самостоятельной физической тренировки.
На втором этапе исследования нами оценивалась эффективность текущего педагогического контроля за физическим состоянием курсантов с учетом физиологических показателей, регистрируемых методом математического анализа состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) с помощью специального измерителя параметров пульса (ИПП-01Ц).
С помощью данного измерителя осуществляется фиксация серий интервалов между сигналами пульса, поступающими от датчика, а также вычисление и индикация после окончания каждой серии измерений. Принцип работы датчика пульса состоит в регистрации колебаний светового потока, проходящего через мягкие ткани пальца, под влиянием измерений кровенаполнения. В итоге определяются текущие значения основных параметров пульса (частота сердечных сокращений, количество компенсаторных пауз и экстрасистол, колеблемость и стабильность ритма, вегетативный показатель ритма, индекс напряжения регуляторных систем).
Поскольку предельно допустимые значения показателей пульса определены для здорового человека, не занимающегося активно спортом, к эксперименту были привлечены курсанты, ранее не занимавшиеся спортивной деятельностью. Исследование проводилось на базе Ломоносовского ВАТУ и Тамбовского ВВАИУ в течение одного ме-зоцикла. Исследовались 136 человек в возрасте от 17 лет до 21 года, которые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 68 человек). В каждую из групп вошел однородный состав по уровню физического развития и функционального состояния организма. Результаты проверки курсантов по гетерогенным физическим упражнениям (бег на 100 м, бег на 400 м, бег на 1 км, бег на 3 км, подъем переворотом на перекладине, вис на согнутых руках, общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий) показали и примерно одинако-
вый уровень физической подготовленности обеих групп.
В ходе эксперимента у курсантов контрольной группы текущий педагогический контроль осуществлялся согласно действующей системе проверки и оценки.
Курсанты экспериментальной группы, кроме того, дважды в сутки (утром до начала учебных занятий и за 1 ч до отбоя) обследовались с помощью ИПП-01Ц, по результатам чего корректировалась тренировочная нагрузка в процессе проведения всех форм физической подготовки. Технология дозирования физической нагрузки курсантов заключалась в сопоставлении фактических величин изучаемых параметров ССС с пределами физиологической нормы. При этом испытуемые объединялись в 3-4 группы по степени дозирования нагрузки, указанной в индивидуальной карте. При фронтальном способе организации занимающихся руководители учебных занятий, кроме того, давали курсантам возможность выполнять физические упражнения с учетом их субъективных ощущений.
Результаты проверки физической подготовленности исследуемых групп курсантов после эксперимента показывают, что они довольно существенно отличаются друг от друга. Экспериментальная группа показала более высокие результаты в беге на 1 км, беге на 3 км, подъеме переворотом на перекладине и в выполнении виса на согнутых руках. Контрольная группа оказалась лучше подготовленной в беге на 100 м. По остальным упражнениям в группах отмечены примерно одинаковые результаты. Однако различия между группами были достоверны только по результатам выполнения бега на 3 км (р < 0,05).
На третьем этапе исследования нами проводилось обоснование эффективного средства физической подготовки, способствующего формированию и совершенствованию психо-эмоциональной устойчивости выпускников инженерно-технических вузов МО РФ к воздействию профессиональных нагрузок эмоциогенного характера. В контексте этапа нами оценивались функциональные изменения реакции ССС выпускников инженерно-технических вузов МО РФ с различным уровнем физической подготовленности на стресс-фактор, смоделированный средствами физической подготовки, а
также в процессе непосредственного обслуживания ими военной техники.
Для решения вопроса к испытаниям привлекалось 40 курсантов Тамбовского ВАИИ в возрасте от 19 до 21 года, которые были разделены на две равные группы. В первую группу вошли курсанты, физически подготовленные на оценку «отлично». Во вторую группу были отобраны курсанты с удовлетворительным уровнем физической подготовленности. Уровень физической подготовленности курсантов определялся согласно упражнениям и нормативам действующей программы по физической подготовке.
На первом подэтапе исследования была сделана попытка найти спортивный аналог стрессового воздействия труда специалистов инженерно-технического состава.
Стресс-фактор представлял собой 5-минутную борцовскую схватку с элементами вольного стиля по упрощенным правилам. Отличительная особенность правил заключалась в том, что при «чистом» выигрыше на туше или технически по баллам победителю начислялось 10 очков, и поединок продолжался далее. Это обеспечивало активную двигательную деятельность испытуемых на протяжении заданного отрезка времени (в нашем случае - 5 мин.), т. е. перманентность ведения поединка.
Целесообразность применения указанной борцовской схватки была вызвана следующими положениями:
во-первых, спортивная борьба как вид единоборств и раздел рукопашного боя является стрессовым воздействием на занимающихся;
во-вторых, воздействие стресса на организм человека в целях совершенствования функциональных возможностей его организма более эффективно при относительно кратких психогенных воздействиях;
в-третьих, упрощенная система правил (доступная форма одежды, минимальное количество судей и т. д.) позволяет избежать сложных организационных вопросов, затрудняющих реализацию тренировок.
Поединки по борьбе проводились в часы учебных занятий и спортивно-массовой работы с привлечением большого числа зрителей (друзей, подруг и т. п.), что способствовало кумуляции нервно-эмоционального напряжения у испытуемых и максимальному
проявлению двигательной активности в процессе борцовской схватки. При этом наличие стресса подтверждалось по признакам внешних проявлений, а также в изменениях деятельности курсантов и слушателей.
В течение учебно-тренировочного мезо-цикла у испытуемых с помощью специального измерителя параметров пульса «Электроника ИПП-01Ц» до и после борцовского поединка определялись следующие вышеуказанные показатели ССС: частота пульса (ЧП), количество компенсаторных пауз (КП) и экстрасистол (Э), колеблемость (Р) и стабильность ритма (Ь), вегетативный показатель ритма (В), индекс напряжения регуляторных систем (ИН).
В результате исследования удалось установить, что функциональное состояние ССС у всех курсантов в покое соответствовало пределам физиологической нормы.
На 1-ой минуте отдыха после борцовской схватки обнаружены отклонения изучаемых параметров пульса у всех испытуемых от фоновых данных с достоверным различием (р < 0,001). Это говорит о выраженных сдвигах функционального состояния ССС. При этом значения показателей ЧП, КП, Э, Р, Ь изменились в сторону повышения, а показателей В и ИН - в сторону уменьшения. Отклонение абсолютных значений показателей В и ИН от должных величин физиологической нормы также характеризует увеличение их напряженности. Однако степень отклонения показателей Ь, В, КП, Э у «отлично» физически подготовленных курсантов оказалась менее выраженной, а по таким показателям, как Р, ИН и ЧП, различия между группами были достоверны (табл. 1).
На 15-й минуте отдыха восстановление параметров пульса в основном пришло в норму, за исключением показателей ИН и В, по которым различия между группами были достоверны (табл. 1). При этом степень напряженности указанных показателей у «отлично» физически подготовленных курсантов была менее выражена.
Время полного восстановления ЧП у курсантов первой группы составило 13,38±1,9 мин, у второй группы - 19,21±2,1 мин (р < 0,05).
На втором подэтапе исследования изучались параметры ССС в условиях непосредственной работы выпускников инженернотехнических вузов МО РФ на современных
Таблица 1
Результаты исследования функционального состояния ССС выпускников инженерно-технических вузов в процессе 5-минутной борцовской схватки
Параметры пульса Группы испытуемых
отлично физически подготовленные удовлетворительно физически подготовленные
( х ± т ) ( х ± т )
фоновый уровень 1-я минута отдыха 15-я минута отдыха фоновый уровень 1-я минута отдыха 15-я минута отдыха
Частота пульса (уд/мин.) 63,7±1,6 156,4±2,5 63,9±1,7 68,4±1,9 164,5±2,7* 69,6±2,4
Количество компенсаторных пауз (п/мин.) 0,65±0,03 0,85±0,03 0,67±0,03 0,7±0,03 0,9±0,04 0,72±0,03
Количество экстрасистол (э/мин.) 0,17±0,02 0,286±0,025 0,16±0,02 0,19±0,02 0,307±0,025 0,18±0,02
Показатель колеблемости ритма (усл. ед.) 23,6±2,1 35,8±2,4 23,4±1,9 22,8±2,2 43,0±2,6* 23,6±2,1
Показатель стабильности ритма (усл. ед.) 6,9±0,5 9,72±0,6 6,8±0,6 7,0±0,4 10,4±0,6 6,9±0,4
Вегетативный показатель ритма (усл. ед.) 7,1±0,3 4,9±0,2 4,8±0,3 7,3±0,2 4,9±0,3 4,0±0,2*
Индекс напряжения регуляторных систем (усл. ед.) 169,6±12,1 48,7±4,9 49,4±5,1 180,0±13,6 34,9±4,7* 31,1±4,3**
Примечание. Достоверность различий (по Г-критерию) по соответствующим показателям между дискриминантными группами испытуемых: * -р < 0,05; ** -р < 0,01.
системах военной техники в ходе сдачи ими выпускных экзаменов и возникновения сложных ситуаций при работе на тренажерных устройствах. Курсантам и слушателям давалось задание по обслуживанию инженерно-технических систем по своей специальности в условиях ограниченного лимита времени.
Регистрация показателей ССС осуществлялась в указанных выше периодах.
В процессе работы по обслуживанию техники у курсантов отмечались не характерные для них поведенческие реакции, скованность, напряженность, повышенная раздражительность, вспыльчивость, неадекватные реакции на замечания окружающих, наблюдались соответствующие изменения в мимике. Это позволяло судить о наличии у курсантов стрессовой реакции [9].
До начала выполнения работы величина показателей ССС была примерно одинаковой у всех испытуемых.
На 1-й минуте после выполнения задания на тренажере (как и после борцовской схватки) имели место отклонения всех изучаемых параметров ССС от исходных значений с достоверным различием (р < 0,01). При этом у курсантов первой группы отклонения оказались менее выраженными. Достоверными также оказались различия между группами
по показателям: Р (р < 0,05), В (р < 0,01) и ИН (р < 0,001). На 15-ой минуте отдыха восстановление параметров ЧП, КП, Э, Р, Ь у всех курсантов пришло к исходному уровню. Показатели В и ИН по-прежнему отличались (недостоверно) от фоновых данных в обеих группах, в то же время степень их отклонения у курсантов второй группы была более выраженной.
Время полного восстановления ЧП в первой группе составило 11,04±2,3 мин, во второй 18,26±1,9 мин. При этом различия между группами были достоверны (р < 0,05).
Следует подчеркнуть, что помимо идентичности динамики показателей ССС после борцовской схватки и выполнения выпускниками инженерно-технических вузов МО РФ сложных заданий на тренажерных устройствах в условиях дефицита времени аналогичное сходство также обнаружено и по динамике состояния ССС у специалистов инженерно-технического состава в ходе учебно-боевых учений после действий по подготовке к повторному учебно-боевому заданию [6].
Выводы. Таким образом, на основании проведенных исследований следует заключить, что перспективными направлениями обеспечения физической работоспособности специалистов инженерно-технических вузов
Министерства Обороны РФ являются, во-первых, целесообразность построения учебно-тренировочного макроцикла на выпускных курсах в виде двух последовательных этапов: ударного (предпоследний семестр) -с целью достижения квалификационной модели физического состояния путем преимущественного применения однонаправленных концентрированных нагрузок - и поддерживающего (последний семестр) - с целью поддержания достигнутого уровня физического состояния до момента выпуска из вуза путем равномерного прохождения учебной программы преимущественно комплексным методом; во-вторых, необходимость проведения итогового экзамена по физической культуре непосредственно перед государственными экзаменами или включение дисциплины «Физическая культура» в программу государственных экзаменов с соответствующими коррекциями в содержании образовательного государственного стандарта; в-третьих, применение метода математического анализа сердечно-сосудистой системы и учета физиологических показателей (частоты сердечных сокращений, количества компенсаторных пауз и экстрасистол, колеблемости и стабильности ритма, вегетативного показателя ритма, индекса напряжения регуляторных систем) в рамках текущего педагогического контроля за физическим состоянием курсантов; в-четвертых, использование в учебнотренировочном процессе разработанной перманентной 5-минутной борцовской схватки с элементами вольного стиля по упрощенным правилам со стимулирующей системой суммарных баллов как эффективного средства, адаптирующего выпускников к психогенным
нагрузкам военного инженерно-технического труда.
1. Малышев В.П. и др. Физиология труда спе-циалистов-операторов. М., 1983.
2. Мальцев В.Н. // Материалы итог. науч. конф. ин-та за 1995 г. / ВИФК. СПб., 1996. С. 233234.
3. Юрченко А.А. Специальная поэтапная физическая и психофизическая подготовка курсантов инженерных вузов ВВС: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000.
4. Юрченко А.Л. Формирование организаторско-методических знаний и навыков по физической подготовке у курсантов инженерных военно-учебных заведений ВВС с использованием информационных технологий: дис. . канд. пед. наук. СПб., 2002.
5. Парамзин В.Б. // Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Э.М. Османова, Е.П. Лисицына, В.И. Сютиной. Тамбов, 2006. С. 185-190.
6. Пугачев И.Ю. Квалификационные требования к физическому состоянию выпускников военных авиационных инженерных и технических училищ: дис. ... канд. пед. наук. Л., 1995.
7. Пугачев И.Ю. Обеспечение работоспособности и формирование физической готовности специалистов инженерно-технических вузов МО РФ к профессиональной деятельности: моногр. СПб., 2006.
8. Годик М.А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок: дис. . д-ра пед. наук. М., 1982.
9. Марищук В.Л. // Стресс и тревога в спорте. М., 1983. С. 72-87.
Поступила в редакцию 7.09.2006 г.