Научная статья на тему 'Компетентностный подход в формировании профессиональной компетенции по физической подготовке у курсантов образовательных учреждений МВД России'

Компетентностный подход в формировании профессиональной компетенции по физической подготовке у курсантов образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / MODERNIZATION / COMPETENT APPROACH / BLOCK-MODULE MODEL / EFFECTIVENESS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисов Василий Алексеевич

В статье представлена блочно-модульная модель организации и планирования учебного процесса по физической подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России, которая способствовала существенному повышению уровня профессионально-прикладной физической подготовленности, здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фетисов Василий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competent approach in forming of professional competence on physical training of students of special educational establishments of Ministry of internal affairs

The article deals with the block-module model of organization and planning of learning process on Physical Training in students of special educational establishments of Ministry of Internal Affairs. The use of the given model in the educational process will help to solve many complicated problems in professional training of future law enforcement professionals, that is their special training, health and physical activity.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в формировании профессиональной компетенции по физической подготовке у курсантов образовательных учреждений МВД России»

3. Выготский Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2001 - 296 с.

4. Губа В.П., Фомин С.Г., Чернов С.В. Особенности отбора в баскетболе. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 61-70 с.

5. Короткова Е.А., Фомичева Н.В. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №8. - С. 12-14.

6. Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. -№3. - С. 40-44.

7. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Спортивноориентированное физическое воспитание: теория и технология: науч.-метод. рекомендации: в 2 т. - М.: Теория и практика физической культуры, 2006. - 15-18 с.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. -68-70 с.

9. Сараева Н.М., Хилькевич Е.С. Умственная работоспособность детей, проживающих в регионе экологического неблагополучия // 4-я Рос. конф. по экол. психологии: тезисы. г. Москва, 28-29 марта 2005 г. / Психол. ин-т РАО,

Междунар. незав. экол.-политол. ун-т и др. - М.: Психология, 2005. - С. 244-246.

10. Сараева Н.М. Психологический статус человека на территориях экологического неблагополучия. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 92 с.

11. Стародубцева И.В., Короткова Е.А. Умственное развитие старших дошкольников в процессе физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 3. - С. 18-22.

12. Чернякова Ю.С. Индивидуализация начального обучения баскетболу в общеобразовательной школе на основе модульной технологии: дис. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2003. - С. 69-72.

Федорова Марина Юрьевна - заместитель декана факультета физической культуры, доцент Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.

Fedorova Marina Yurievna - deputy dean of faculty of physical culture, associate professor of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University, Chita.

Рк 8(302-2)23-20-97.

УДК 373.6

В.А Фетисов Компетентностный подход в формировании профессиональной компетенции по физической подготовке у курсантов образовательных учреждений МВД России

В статье представлена блочно-модульная модель организации и планирования учебного процесса по физической подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России, которая способствовала существенному повышению уровня профессионально-прикладной физической подготовленности, здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма.

Ключевые слова: модернизация, компетентностный подход, блочно-модульная модель, профессиональная компетенция.

VA. Fetisov

Competent approach in forming of professional competence on physical training of students of special educational establishments of Ministry of internal affairs

The article deals with the block-module model of organization and planning of learning process on Physical Training in students of special educational establishments of Ministry of Internal Affairs. The use of the given model in the educational process will help to solve many complicated problems in professional training of future law enforcement professionals, that is their special training, health and physical activity.

Key words: modernization, competent approach, block-module model, effectiveness, professional competence.

В современных условиях деятельность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации протекает в период коренных изменений политической и экономической жизни российского общества, что нашло свое отражение в обновлении подходов, методов и средств правоохранительной деятельности в системе профессиональной подготовки личного состава МВД России. В связи с этим представляется своевременным создание новой парадигмы образования в системе МВД России, инновационное обновление профессиональной, служебно-

боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел для работы в современных условиях [13, с.2].

Многочисленные исследования последних лет убедительно показали многостороннее значение физической подготовки для повышения результативности оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, для успешности профессионального обучения личного состава, для сокращения сроков социальной и профессиональной адаптации молодых сотрудников, для поддержания высокой работо-

способности в повседневной жизни. (Кшевин В.С., Мороз В.В., Усенко В.П., Бирюков В.А., Серебряников В.А. (2003); Лупырь В.Г. (2005), Колюхов В.Г., Лисицин В.И., Улабышева В.Ф. (2006); Панарин Ю.А. (2006) и др.

Одним из главных направлений, в котором в настоящее время идет решение задач повышения профессиональной подготовленности курсантов МВД является совершенствование организационно-методических основ как в рамках многолетнего процесса обучения, так и применительно к отдельным учебным занятиям по физической подготовке.

Совершенствование организационно-

методических основ предполагает создание современной специализированной системы подготовки сотрудников органов внутренних дел, а также повышения интенсивности учебновоспитательного процесса за счет использования достижений психологии, педагогики, внедрения прогрессивных методов и технологий [13, с.8].

Специфика преобразований направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов для правоохранительной системы, способных оперативно и качественно решать поставленные служебные задачи. Соответственно с этим меняются цели профессионального образования как социального института. Другими словами, система профессионального образования сотрудников правоохранительных органов нуждается в смещении акцентов от знаниевого подхода к компетентностному.

Основным признаком компетентностного подхода в совершенствовании физической подготовки является опережающее развитие у сотрудников профессионально важных физических качеств и служебно-прикладных навыков с обязательной последующей тренировкой и отработкой освоенного учебного материала в условиях, моделирующих реальное противоборство с правонарушителем. В итоге конечный уровень физической подготовленности сотрудников должен характеризоваться совокупностью тактически грамотных и правомерных действий, приемов личной безопасности, профессионально важных физических качеств, навыков владения специальными средствами и боевыми приемами борьбы [10, с.3].

Компетентностный подход обучения физической подготовке позволит приблизить ее содержание и методику к условиям и характеру оперативно-служебной деятельности, обеспечить служебно-прикладную направленность обучения, наполнить учебные занятия элементами

реальной правоохранительной деятельности.

Необходимость совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов является весьма актуальной проблемой в свете проведения реформы МВД России. В решениях правительства России, приказах МВД подчеркивается, что возрастающие требования общества к профессионализму сотрудников органов внутренних дел, потребности правоохранительной практики не в полной мере реализуются образовательными учреждениями МВД России; состояние и перспективы развития служебно-боевой деятельности по пресечению различных противоправных действий, в частности силовое задержание активно сопротивляющихся правонарушителей, находятся в противоречии с существующей практикой физической подготовки и управления этим процессом [14, с.1; 15, с.2].

Сложились противоречия между необходимостью повышения уровня физической подготовленности слушателей (курсантов) образовательных учреждений МВД России и недостаточной эффективностью построения процесса физической подготовки в образовательных учреждениях, а также состоянием и перспективами развития служебно-боевой деятельности по пресечению различных противоправных действий с существующей практикой физической подготовки и управления этим процессом.

Предполагается, что эффективное формирование профессиональной компетенции курсантов школы милиции может быть обеспечено при создании блочно-модульной модели учебного процесса по физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России, которая будет способствовать существенному повышению их уровня профессионально-прикладной физической подготовленности, здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма.

В блочно-модульной модели учебный материал представлен в структурных схемах, при этом строго выдерживается логическая последовательность учебных элементов в каждом модуле. Весь учебный материал разбит на блоки -логически самостоятельные разделы курса. По каждому блоку определены требования к знаниям и умениям курсантов, содержание учебного материала, виды самостоятельной работы и литературы для нее. Блок состоит из комплекса модулей, выбранных согласно определенному варианту блочно-модульной структуры организации учебного процесса (рис. 1, 2).

I - ый макроцикл

I Блок

Сентябрь Базово - Октябрь Базово - Ноябрь Базово - Декабрі Базово

втяги- втягивающий обучающий обучают

вающий

К

1 Теоретическая подготовка.

Л1: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке курсантов Л.2Физиологические, медико-биологические основы физической подготовки.

2. Физическая подготовка.

Прикладная легкая атлетика Прикладная гимнастика

3 Профессионально-прикладная подго товка.

Специально-подготовительные упражнения Удары и защиты от ударов невооруженного правонарушителя.

Приемы рукопашного боя с автоматом. Действия сотрудника с ПР.

-/Физические качества:

Общая выносливость Быстрота

Фев- Март Апрель Май I

раль Базово - Базово - Базово - Б

Ба- развивающий обучающий обучающий о

зово

раз-

ви-

ваю

ший

2 Блок

1 Теоретическая подготовка.

Л3: Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Л.4: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Л. 5: Основы здорового образа жизни курсанта. Физическая подготовка в обеспечении здоровья.

2 Физическая подготовка.

Прикладная легкая атлетика Силовая подготовка

Преодоление комплексной полосы препятствий

3 Профессионально-прикладная подго товка.

2 - ой макро-

3 Блок

Сентябрь Базово - Октябрь Базово - Ноябрь Базово - Декаб} Базові

втяги- втягивающий обучающий обучаюі

вающий

К

1 Теоретическая подготовка

Л 6: Физическая подготовка и профессиональное мастерство сотрудника ОВД.

Л. 7: Правовые основы применения сотрудником ОВД физической силы, специальных средств.

2. Физическая подготовка.

Прикладная легкая атлетика Прикладная гимнастика Силовая подготовка

3. Профессионально-прикладная подго товка.

Защита от попыток обезоружить. Обезоруживание правонарушителя.

Задержание и сопровождение и , наружный осмотр и связывание.

Способы взаимопомощи.

/Физические качества:

Общая выносливость

Февраль Базово -развивающий

•/ Блок- л

Март Апрель Май Июн

Базово - Базово - Базово БазОі

разви- совер- - со- сове^

ваю- шенст- вершен воющ

щий вующий СТВУЮ- щий

С

1 Теоретическая подготовка

Л 8: Модель физической подготовленности сотрудника ОВД.

2. Физическая подготовка.

Прикладная легкая атлетика Прикладная гимнастика

Преодоление комплексной полосы препятствий Силовая подготовка

3 Профессионально-прикладная подготовка

Учебно-тренировочные поединки Технико-тактическая подготовка Специально-подготовительные упражнения /Физические качества:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая выносливость Быстрота

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2006 г. по сентябрь 2008 г. на базе Читинской специальной средней школы милиции МВД России. На первом этапе (сентябрь 2006 г.

- сентябрь 2007 г.) были сформулированы гипотеза, цель, задачи исследования. Разработанная методика формирования профессиональной компетенции по физической подготовке у курсантов была внедрена в Читинской специальной средней школе милиции МВД России и сопровождалась мониторингом физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей организма. На втором этапе (сентябрь 2007 г. - сентябрь 2008 г.) проводились исследования по оценке эффективности блочно-модульной модели формирования профессиональной компетенции по физической подготовке, в которой приняли участие 38 курсантов 17-20 лет.

Для проведения эксперимента были организованы экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальную группу (ЭГ) составили курсанты 203-го взвода (п=16), которые занимались по разработанной нами блочно-модульной модели. В контрольную группу (КГ) вошли курсанты 204-го взвода (п=22), которые занимались по существующей программе МВД России (2006 г). На протяжении эксперимента обследование курсантов осуществлялось в 2 этапа: 1-й этап -сентябрь 2006 г. - сентябрь 2007 г., 2-й этап (сентябрь 2007 г. - сентябрь 2008 г.). Все режимные моменты в планировании физической подготовки в КГ и ЭГ связаны с программой обучения в образовательных учреждениях МВД России (2006 г.).

Разработанная и внедренная блочно-

модульная модель организации и планирования учебного процесса по физической подготовке, направленная на формирование профессиональной компетенции, способствовала более эффективному воздействию на физическое развитие и

физическую подготовленность курсантов экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Анализ данных, полученных в ходе научноисследовательского эксперимента, выявил следующие практические результаты. На начало эксперимента показатели физического развития курсантов экспериментальной и контрольной групп существенно не отличались друг от друга. Рассматривая динамику изменения показателей физического развития, в конце эксперимента можно сказать о том, что более существенное воздействие процесс физической подготовки оказал на развитие силовых способностей правой, левой кисти, становой силы. При этом темпы прироста силовых способностей обусловлены целенаправленным воздействием блочномодульной модели обучения.

Так, результат в показателях кистевой динамометрии правой руки результат в экспериментальной группе в конце исследования составил 45,81±0,62, в контрольной группе - 44,10±0,64 (1= 1,55; р<0,05). Темпы прироста показателей в экспериментальной группе составил 10,52%, в контрольной группе - 5,59%. В показателях кистевой динамометрии левой руки в экспериментальной группе результат составил 42,6±0,60, в контрольной группе - 42,30±0,62 (1= 3,35; р<0,05). Темпы прироста показателей в экспериментальной группе составили 7,05%, в контрольной группе - 5,09%. Результат становой силы в экспериментальной группе в конце исследования равен 90,78±9,02, в контрольной группе - 87,16±1,14 кг (1= 2,12; р<0,05). Темпы прироста показателей становой силы в экспериментальной группе составили 10,46%, в контрольной группе - 5,82%. В показателях длины тела, массы тела и весо-ростовом индексе достоверных различий в конце педагогического эксперимента не выявлено, хотя наблюдается тенденция к положительной динамике.

Таблица 1

Динамика изменения показателей физического развития у курсантов МВД контрольной и экспериментальной групп в течение двухгодичного педагогического эксперимента

Показатели Г руппа На начало эксперимента На конец эксперимента Разница, ед. Темпы прироста% Достоверн. различия

Длина тела (см) КГ 175,2±2,05 176,1±1,50 0,9 0,51 1 =0,35; Р>0,05

ЭГ 174,4±1,20 176,0±1,02 1,6 0,91 1 =1,02; Р>0,05

Разница, ед. 0,8 0,1

Разница, % 0,46 0,06

Достоверность разл. t=0,34;Р>0,05 t=0,05;Р>0,05

Масса тела (кг) КГ 73,5±1,30 74,8±1,28 1,3 1,75 1 = 0,71; Р>0,05

ЭГ 74,1±1,11 74,9±0,86 0,8 1,07 1 = 0,57; Р>0,05

Разница, ед. 0,6 0,1

Разница, %о 0,82 0,13

Достоверность разл. t=0,35;Р>0,05 t=0,06;Р>0,05

Динамометрия прав.кисти (кг) КГ 41,7±0,76 44,10±0,64 2,40 5,59 1 =2,42; Р<0,05

ЭГ 41,23±0,68 45,81±0,62 4,58 10,52 1 =4,97;Р<0,001

Разница, ед. 0,47 1,38

Разница, %о 1,13 3,24

Достоверность разл. t=0,46;Р>0,05 t=1,55;Р>0,05

Динамометрия левой кисти (кг) КГ 40,20±0,72 42,30±0,62 2,10 5,09 1 =2,21; Р<0,05

ЭГ 39,7±0,76 42,6±0,60 2,90 7,05 1 =3,02; Р<0,01

Разница, ед. 0,5 0,30

Разница, %о 1,24 0,71

Достоверность разл. t=0,48;Р>0,05 t=0,35;Р>0,05

Становая сила (кг) КГ 82,23±1,67 87,16±1,14 4,93 5,82 1 = 2,44; Р<0,05

ЭГ 81,76±1,32 90,78±1,27 9,02 10,46 1 =4,88;Р<0,001

Разница, ед. 0,47 3,62

Разница, %о 0,57 1,95

Достоверность разл. t=0,22;Р>0,05 t=2,12;Р<0,05

Весоростовой индекс КГ 0,420±0,024 0,425±0,018 0,005 1,19 1 = 0,17; Р>0,05

ЭГ 0,425±0,030 0,426±0,027 0,001 0,24 1 =0,025;Р>0,05

Разница, ед. 0,005 0,001

Разница, %о 1,19 0,24

Достоверность разл. t=0,13;Р>0,05 t=0,03;Р>0,05

Анализ физической подготовленности до эксперимента показал, что у курсантов экспериментальной и контрольной групп не было выявлено достоверных различий (р>0,05). При проведении контрольных испытаний курсанты обеих групп показали средний уровень физической подготовленности в сравнении с нормативами (Приказ МВД РФ от 15 мая 2001 г. №510).

Блочно-модульная модель формирования профессиональной компетенции по физической подготовке способствовала достоверному повышению в экспериментальной группе в конце педагогического эксперимента в показателях физической подготовленности курсантов МВД. Результат в беге на 3000 м в экспериментальной группе на протяжении эксперимента повысился и составил 667,2±11,23, в контрольной группе -703,05±10,47 (1= 2,34; р<0,05). Результат в подтягивании в висе в конце исследования в экспериментальной группе составил 14,9±0,28, в контрольной группе-14,0±0,22 (1= 2,57; р<0,05).

По показателям физической подготовленно-

сти, определяющих уровень скоростных, координационных способностей членов экспериментальной группы, в конце педагогического эксперимента достоверность различий не выявлена, хотя наблюдается тенденция к положительной динамике. Результат в беге на 100 м в экспериментальной группе на протяжении эксперимента повысился и составил 13,44±0,12, в контрольной группе -13,46±0,18 (1=0,14; р<0,05). Результат в челночном беге на 10х10 на протяжении эксперимента изменился и составил в экспериментальной группе 24,53±0,32, в контрольной группе - 25,1±0,18 (1= 2,02; р<0,05).

Таким образом, можно констатировать, что предложенная нами блочно-модульная модель формирования профессиональной компетенции, направленной на повышение уровня физической подготовленности курсантов школы милиции, эффективнее в сравнении с существующей программой подготовки в образовательных учреждениях МВД России (2006 г.).

Таблица 2

Динамика изменения показателей физической подготовленности у курсантов МВД контрольной и экспериментальной групп в течение двухгодичного педагогического эксперимента

Показатели Группа На начало эксперимента На конец эксперимента Разница, ед. Темпы прироста, % Достоверн. различия

Бег на 3000 м (с) КГ 745,8±12,74 703,05±10,47 42,75 5,90 1 =2,60;Р<0,05

ЭГ 749,5±11,95 667,2±11,23 82,3 11,6 1 =5,02;Р<0,001

Разница, ед. 3,70 35,85

Разница, %о 0,50 5,16

Достоверн. разл. t=0,21; Р>0,05 t=2,34;Р<0,05

Бег на 100 м (с) КГ 13,64±0,10 13,46±0,08 0,18 1,33 1 = 1,40; Р>0,05

ЭГ 13,80±0,13 13,44±0,12 0,36 2,64 1 =2,04; Р>0,01

Разница, ед. 0,16 0,02

Разница, %о 1,17 0,15

Достоверн. разл. t=1,00; Р>0,05 t=0,14; Р>0,05

Подтягивание в висе (кол-во раз) КГ 13,3±0,24 14,0±0,22 0,7 5,13 1 = 2,19; Р<0,05

ЭГ 13,1±0,32 14,9±0,28 1,8 12,85 1 =4,28;Р<0,001

Разница, ед. 0,2 0,9

Разница, %о 1,50 6,43

Достоверн. разл. t=0,51;Р>0,05 t=2,57;Р<0,05

Челночный бег на 10x10 м (с) КГ 25,5±0,20 25,1±0,18 0,4 1,58 1 =1,48; Р>0,05

ЭГ 25,8±0,34 24,53±0,32 1,27 5,05 1 =2,76;Р<0,05

Разница, ед. 0,3 0,73

Разница, %о 1,18 2,91

Достоверн. разл. t=0,77;Р>0,05 t=2,02;Р>0,05

Компетентностный подход, предусматривающий системную трансформацию профессиональной подготовки, основу которой составляет идея направленности образовательного процесса образовательных учреждений МВД России в единстве его целевого, содержательного и технологического компонентов на конечный результат - становление профессиональной компетентности будущего сотрудника органов внутренних дел, доказывает правомерность опережающей системы развития основных физических качеств сотрудников МВД, по сравнению с традиционно сложившейся методикой, что подтверждается результатами исследования их физического развития и физической подготовленности.

Литература

1. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. - 2004. - №2.

2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10.

3. Бородин Н.В. Основы разработки модульной технологии обучения. - Екатеринбург, 1994.

4. Друшкин А.В. Блочно-модульное обучение в профессиональном образовании. - Саратов, 2001.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая пара-

дигма результата образования // Высшее образование сегодня. - №5. - 2003.

6. Инусова Х.М. Модульное обучение - что это // Наука и жизнь. - 1999. - № 1.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. - М., 2002.

8. Кшевин В. С., Мороз В.В., Усенко В.П. Физическая подготовка: учеб. пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России,

2003.

9. Колюхов В.Г., Лисицин В.И., Улабышева В.Ф. Построение процесса обучения боевым приемам борьбы: метод. рекомендации. - М.: МЦ при ГУК МВД России, 2004.

10. Колюхов В. Г. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2006.

11. Кукосян О.Г., Князева Г.Н. Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионально обучения: метод. пособие. - Краснодар, 2001.

12. Лупырь В.Г. Пути оптимизации профессиональноприкладной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: учеб.-метод. пособие. - Омск: Омская академия МВД России, 2005.

13. Мотин В.В., Гудков Н.А., Груненков Ю.П. Основные принципы построения инновационного учебного заведения системы дополнительного профессионального образования МВД России. - Домодедово: ВИПК МВД России,

2004.

14. Медведев Д.А. Послание Президента Федеральному Собранию. - М., 2009. www.kremlin.ru.

15. Нургалиев Р.Г. // Российская газета: федеральный выпуск. - 2009. № 4980 (156) 21 августа.

16. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002 (англ. 1984).

17. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

18. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - №3.

19. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе. - М.: Новая школа, 2001.

20. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделение философии

образования и теории педагогики РАО 23 апреля. - 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm

21. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989.

Фетисов Василий Алексеевич - аспирант Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.

Fetisov Vasiliy Alexeevich - post-graduate of N.G. Chernyshevskiy Zabaikalskian State Humanitarian Pedagogical University, Chita.

ph. 36- 55- 64, 8 912 5189322.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 371.037

Ю. Ф. Хохрякова

Оценка уровня физического развития и физической подготовленности учащихся 10-х профильных классов военной направленности

В статье автором дан анализ уровня физического развития и физической подготовленности учащихся 10-х профильных классов военной направленности г. Читы.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, общеобразовательная школа, профильное обучение, военно-физкультурное образование.

Yu.F Khokhryakova

Estimation of physical development and fitness level among pupils of 10th forms of military profile

The article analize the level of physical development and fitness among pupils of 10th forms of military speciality in Chita.

Key words: physical development, fitness level, comprehensive school, specialized education, military-sports education.

Одной из приоритетных задач образования в современных условиях, по мнению специалистов [4 и др.], остается задача обеспечения преемственности общей и профессиональной ступеней образовательного процесса. Модернизация системы школьного образования в стране, в частности введение профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования, открывает принципиально новые возможности в осуществлении профессиональной ориентации учащихся, на основе выявления и развития личностных интересов, индивидуальных склонностей и способностей [2].

Одним из типовых профилей, рекомендованных Министерством образования РФ (приказ от 9 марта 2004 г. № 1312) к использованию на старшей ступени школьного обучения, является оборонно-спортивный профиль. Данный образовательный профиль предусматривает изучение двух предметов на профильном уровне - «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Согласно концепции профильного обучения в образовательной области «Физическая культура» в рамках оборонно-

спортивного профиля, в зависимости от его дополнительного наполнения, возможна дифференциация и ориентация на следующие виды профессиональной деятельности:

- педагогическая (по специальностям учитель физической культуры, тренер, методист, инструктор);

- военная или «силовая» (по специальностям, требующим крепкого здоровья, повышенного уровня физической и технической подготовленности);

- медицинская (по специальностям, требующим знаний анатомии и физиологии человека, оздоровительной и лечебной физической культуры, методов и средств контроля за физическим развитием и функциональным состоянием организма).

В последнее время в средних общеобразовательных школах России стремительно увеличивается численность контингента учащихся профильных классов военно-физкультурной направленности. Создание данных классов, по мнению авторов [5 и др.], является одним из условий успешного функционирования системы многоуровневого военно-физкультурного обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.