Научная статья на тему 'Проблемы профессионального образования и совершенствования физической подготовки в системе МВД России'

Проблемы профессионального образования и совершенствования физической подготовки в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL EDUCATION / PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONAL RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Алдошин Андрей Витальевич

В статье рассматриваются концептуальные аспекты развития профессионального образования и направления модернизации физической подготовки в системе МВД России на основе организованного обеспечения профессиональной переподготовки специалистов, осуществляющих управление физическим совершенствованием сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Алдошин Андрей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION AND IMPROVEMENT OF PHYSICAL TRAINING IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS SYSTEM OF RUSSIA

In article conceptual aspects of development of professional education and the direction of modernization of physical training in the Ministry of Internal Affairs system of Russia on the basis of organized ensuring professional retraining of the experts exercising control of physical improvement of staff of law-enforcement bodies are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессионального образования и совершенствования физической подготовки в системе МВД России»

ТЕМА 4.

СПОРТ ДЛЯ ВСЕХ, РЕКРЕАЦИЯ И АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ

УДК 796.011.3

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ

МВД РОССИИ

Баркалов Сергей Николаевич кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

г. Орел, Россия Barkalov2009@mail. ru

Алдошин Андрей Витальевич кандидат педагогических наук доцент кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

г. Орел, Россия FPiS-orurinst@yandex. ru

PROBLEMS OF PROFESSIONAL EDUCATION AND IMPROVEMENT OF PHYSICAL TRAINING IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS SYSTEM OF RUSSIA

Barkalov Sergey Nikolaevich candidate of sciences (pedagogical), assistant professor head of the chair of physical training and sports Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov

Orel, Russia Barkalov2009@mail. ru

Aldoshin Andrey Vitalyevich candidate of sciences (pedagogical) assistant professor of the chair of physical training and sport Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov

Orel, Russia FPiS-orurinst@yandex. ru

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные аспекты развития профессионального образования и направления модернизации физической подготовки в системе МВД России на основе организованного обеспечения профессиональной переподготовки специалистов, осуществляющих

управление физическим совершенствованием сотрудников органов внутренних дел.

Summary. In article conceptual aspects of development of professional education and the direction of modernization of physical training in the Ministry of Internal Affairs system of Russia on the basis of organized ensuring professional retraining of the experts exercising control of physical improvement of staff of law-enforcement bodies are considered.

Ключевые слова. Профессиональное образование, физическая подготовка, профессиональная переподготовка.

Keywords. Professional education, physical training, professional retraining.

Российская система образования вступила в новый этап своего развития. Прошедшие годы оставили много нерешенных проблем. Широкомасштабные изменения, постоянно происходящие в научном знании и познавательной сфере, формирование нового культурно-образовательного и информационного пространства настоятельно ставят вопрос о подготовке высокообразованного, гармонично развитого человека, способного к непрерывному творческому самосовершенствованию.

Образование на современном этапе развития России выступает как один из факторов формирования нового качества экономики и обеспечения безопасности страны [1].

Общепризнанным является тот факт, что образование - сфера не только духовного, но и общественного воспроизводства, система приумножения человеческого потенциала как совокупности физических и умственных сил и способностей, знаний и умений, используемых для наращивания производительных сил и решения насущных проблем, стоящих перед обществом [2].

Создать современную систему образования сегодня - значит обеспечить его соответствие текущим и перспективным потребностям личности, региона, страны, тенденциям мирового развития. Такое соответствие предполагает гибкое и оперативное отражение новейших достижений научной мысли в содержании и практике образования, способность совершенствовать структуры, функции и принципы управления образованием применительно к социальным и производственным запросам общества. Причем образование должно не только отражать происходящие изменения в обществе, но и предопределять его будущее состояние [2].

Потребности современного этапа развития России ставят перед государством и обществом принципиально новую задачу - создание современной индустрии образования [3]. В свете этого резко обострилась актуальность и необходимость решения проблемы качественной подготовки специалиста на кардинально новой научно-педагогической основе [4]. В полной мере это относится к ведомственному образованию и науке, которые призваны решать специфические задачи подготовки высококвалифицированных кадров для системы правоохранительных органов и других государственных структур.

Проблема совершенствования подготовки кадров в системе МВД России представляется чрезвычайно актуальной в свете осложнения криминогенной обстановки, роста террористической и экстремистской преступности, которая приняла в последние годы беспрецедентный размах и превратилась в одну из

острейших проблем современности. Особую остроту вопросы борьбы с преступностью приобретают вследствие масштабного, зачастую конфликтного передела собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых политических и националистических интересов. В отношении Российской Федерации расширяется и спектр угроз, связанных с международным терроризмом [5].

Вместе с тем, следует признать, что, к сожалению, подразделения МВД России не всегда оказываются на должном уровне готовности к противодействию преступным посягательствам.

Для того чтобы успешно бороться с преступностью, обеспечивать законность и правопорядок в стране, сотрудники органов внутренних дел сегодня должны не только обладать фундаментальными теоретическими знаниями, но и иметь серьезную физическую подготовку. Поэтому профессиональная подготовка кадров в современных условиях настоятельно требует постоянного совершенствования способов, форм, методов и приемов обучения [6].

Деятельность сотрудников правопорядка часто связана с задержанием вооруженных преступников, характеризуется иногда смертельной опасностью, дефицитом информации и времени для принятия ответственных решений, постоянным изменением обстановки, непредсказуемостью действий, задержанных и другими стресс-факторами, как правило, имеющими место в экстремальных ситуациях [7].

Успешность деятельности в таких условиях во многом определяется умением сотрудников управлять своим эмоциональным состоянием, способностью мобилизовать свои внутренние возможности для достижения цели, смелостью, мужеством, решительностью, высоким уровнем общефизической подготовки, умением эффективно пользоваться табельным оружием, уверенным владением боевыми приема борьбы и спецсредствами [7].

Обобщая накопленный в нашем институте и других образовательных организациях МВД России опыт организации образовательного процесса, следует выделить ряд принципов, следование которым, на наш взгляд, способствует повышению эффективности физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Прежде всего, это принцип учета предварительной подготовки обучающихся. Во-вторых, принцип учета деятельностного подхода и работы на общий результат. Данный принцип предполагает поиск компромиссного варианта между целостным (синтетическим) и расчлененным (аналитическим) методами обучения. В-третьих, принципы преемственности, оздоровительной направленности и единства квалификационных (нормативных) требований.

Физическая подготовка в системе МВД России должна проводиться в условиях, максимально приближенным к реальным: на полигонах, специальных полосах препятствий, в сложных погодных условиях, при выполнении реальных служебных действий опытными сотрудниками. В процессе проведения занятий в обязательном порядке необходимо моделировать эмоционально-волевые и психомоторные явления в соревновательной обстановке, в ситуациях неожиданности и новизны, в отработке выполнения действий в состоянии усталости, при создании обстановки, требующей проявления самостоятельности и организованности, формирования уверенности в себе, сослуживцах и руководителях [8, 9].

Успешное решение задач, стоящих перед физической подготовкой сотрудников органов, организаций, подразделений МВД России, зависит от многих условий.

Одним из них является эффективное управление их физическим совершенствованием. Однако отсутствие в Министерстве внутренних дел Российской Федерации единого центра по обучению специалистов по физической подготовке органов внутренних дел существенно осложняет возможность выработать единые организационные требования, является причиной того, что на должности, связанные с управлением и организацией физической подготовки в ОВД, назначаются сотрудники с юридическим образованием, имеющие спортивную квалификацию (как правило, по единоборствам), но не получившие базового физкультурного образования, военнослужащие и сотрудники полиции, прошедшие службу в подразделениях специального назначения, сотрудники с высоким личным уровнем физической подготовленности, проявляющие интерес и склонность к обучающей деятельности, то есть лица, не имеющие специальных знаний в области физической подготовки и спорта. В конечном итоге страдает общая профессиональная подготовленность сотрудников органов, организаций, подразделений МВД России.

Современному специалисту, организующему физическую подготовку в подразделении ОВД, уже не обойтись без знаний закономерностей развития и функционирования физического (двигательного) компонента профессиональной деятельности и тесно связанных с ним психического и как его части - личностного компонентов. Необходимо также уметь воздействовать на эти компоненты профессиональной деятельности, то есть регулировать психофизическое состояние сотрудников в зависимости от требований конкретных условий службы и возникающих при этом ситуаций.

В связи с этим специальная педагогическая переподготовка сотрудников, занимающих должности, связанные с управлением и организацией физической подготовки в подразделениях ОВД, жизненно необходима. Она позволила бы повысить их компетентность настолько, чтобы достигнуть необходимой однозначности понимания содержания хотя бы наставлений и программ, позволила бы расширить круг не только профессиональных, но и научно-педагогических знаний. Прохождение профессиональной переподготовки должно стать, на наш взгляд, обязательным условием назначения на должности, связанные с обеспечением профессиональной служебной и физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.

По нашему глубокому убеждению, развитие системы физической подготовки сотрудников органов, организаций, подразделений МВД России в обозначенных направлениях будет способствовать их становлению настоящими профессионалами, сильными и честными представителями государства, стоящими на страже порядка, закона и справедливости, всегда верными присяге и долгу, готовыми вести бескомпромиссную борьбу с преступностью, защищать законные права и интересы граждан страны.

Список литературы

1. Горбунова Т. В. Проблемы модернизации российской системы профессионального образования: критический взгляд / Т. В. Горбунова // Креативная экономика. - 2011. - № 4 (52). - С. 72-76. - Режим доступа: http://www. creativeconomy. ru/articles/3358/.

2. Филиппов В. Высшая школа России перед вызовами XXI века / В. Филиппов // Высшее образование в России. - 2001. - № 1. - С. 5-15.

3. Яковлев Б. В мире новых реальностей / Б. Яковлев // Высшее образование в России. - 2001. - № 3. - С. 3-6.

4. Михайлова Е. М. Системное управление инновационно-образовательными процессами в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Липецк, 2002. - 24 с.

5. Баркалов С. Н. Концептуальные аспекты системы физической подготовки в органах внутренних дел и пути совершенствования ее нормативного обеспечения / С. Н. Баркалов, А. В. Бакин, А. Ф. Кузнецов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 4 (63). - С. 11-16.

6. Герасимов И. В. Физическая подготовка и спорт как важнейшие элементы профессиональной готовности курсантов образовательных организаций системы МВД России / И. В. Герасимов, А. В. Алдошин // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 673. - Режим доступа: http//www.science-education. ш/120-15266.

7. Баркалов С. Н. Анализ практики и условий применения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел / С. Н. Баркалов // Наука и практика. - Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2014. - № 2 (59). -С. 156-160.

8. Герасимов И. В. Использование ситуативно-ролевых тренингов на занятиях по физической подготовке / И. В. Герасимов // Наука и практика. - Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова. - 2014. - № 1 (58). - С. 151-155.

9. Моськин С. А. Использование элементов моделирования ситуаций служебной деятельности при проведении практических занятий по физической подготовке / С. А. Моськин // Наука и практика. - Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2015. - № 3 (64). - С. 159-161.

References

1. Gorbunova T. V. Problems of modernization of the Russian system of professional education: critical look // Creative economy. - 2011. - № 4 (52). - P. 72-76. -http://www. creativeconomy. ru/articles/3358/.

2. Filippov V. The higher school of Russia before calls of the 21st century // The Higher education in Russia. - 2001. - № 1. - P. 5-15.

3. Yakovlev B. In the world of new realities // The Higher education in Russia. - 2001.

- № 3. - P. 3-6.

4. Mikhaylova E. M. System management of innovative and educational processes in higher education institution : abstract of the thesis ... candidate of pedagogical sciences.

- Lipetsk, 2002. - 24 p.

5. Barkalov S. N., Bakin A. V., Kuznetsov A. F. Conceptual aspects of system of physical training in law-enforcement bodies and a way of improvement of her standard providing // Psychopedagogics in law enforcement agencies. - 2015. - № 4 (63). - P. 1116.

6. Gerasimov I. V., Aldoshin A. V. Physical training and sport as the most important elements of professional readiness of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs system of Russia // Modern problems of science and education.

- 2014. - № 6. - P. 673. - URL: http//www.science-education.ru/120-15266.

7. Barkalov S. N. Analysis of practice and conditions of application of fighting methods of fight by the staff of law-enforcement bodies // Science and practice. - Orel: Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov. -2014. - № 2 (59). - P. 156-160.

8. Gerasimov I. V. Use of situational and role trainings on classes in physical training // Science and practice. - Orel: Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov. - 2014. - № 1 (58). - P. 151-155.

9. Moskin S. A. Use of elements of modeling of situations of office activity when carrying out a practical training on physical training // Science and practice. - Orel: Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov. - 2015. -№ 3 (64). - P. 159-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.