DYNAMICS OF PHYSICAL FITNESS STUDENTS-BASKETBALL PLAYERS
A.N. Lotarev, H.M. Lyashenko
In the framework of the development of software and methodical support of educational process at the Department of "BASKETBALL" presents research material to the ratio of the exercise absopositively specially-podgotovitelno (sopraceneri) and the competitive nature within two semesters of training in the discipline of physical culture, as well as their influence on level ofphysical preparedness of students-basketball players.
Key words: systematization of training AIDS, planning tools FC in the educational process, the level of physical fitness.
Lotarev Aleksandr Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Lyashenko Hristina Mikhailovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.01
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРОФИЛЮ ГИБДД
В.С. Макеева, С.Н. Баркалов, А.В. Алдошин
Предложена ориентация физической подготовки слушателей вузов МВД России, основанная на типологическом подходе. Определено, что лица, различающиеся по соматотипу и типу темперамента, проявляют разную результативность двигательных действий. Ведущим показателем при разделении слушателей на группы является соматотип.
Ключевые слова: физическая подготовка, монотония, соматотип, типы темперамента, индивидуальные программы, результативность двигательных действий.
В ряде исследований установлено, что прикладное значение физической подготовки детерминируется принципом связи физической подготовки со служебной практикой, построенной на учете индивидуальных особенностей психофизической организации личности, проявляющиеся в создании предпосылок разнообразных форм жизнедеятельности [1. С. 102-112; 6. С. 24-32; 7. С. 17-22]. Развитие профессионально важных качеств и расширение физических возможностей сотрудников, выполняющих операторскую деятельность, способствуют снижению ошибочных действий при анализе обстоятельств и принятию решений, обеспечивают профилактику утомления, повышают эффект
снижения монотонии [3. С. 31-33; 4. С. 137-147; 5. С. 24-32; 7. С. 26-31]. Этим в значительной степени определяется эффективность профессиональной готовности к выполнению служебных обязанностей, в том числе при возникновении нештатных ситуаций [3. С. 31-33; 7. С. 24-32].
Так в ряде исследований показано, что повышение эффективности занятий физической культурой и спортом достигается при использовании типоспецифических методик и средств достижения каждым человеком его индивидуальной нормы на основе выявления конституционально -типологической принадлежности [12. С. 93-99; 13. С. 16-28].
Служебная деятельность сотрудников подразделений ГИБДД в значительной степени обусловлена характером автомобильного движения на дорогах Российской Федерации и определяется необходимостью теоретического и методического обеспечения занятий по физической подготовке. В их число должны входить организация индивидуальных и групповых занятий, построенных на основе учета специфики служебной деятельности сотрудников, а также психофизической организации их личности [1. С. 102-112; 4. С. 137-147; 8; 12. С. 93-99]. Такая необходимость вызвана характером служебной деятельности, связанной с высокой ответственностью за результаты работы и сопровождаемой преимущественно однообразными, повторяющимися рабочими операциями. Указанная особенность требует поиска оптимальных характеристик и результативности физической подготовки. При этом по данным ряда исследований физическую подготовку необходимо не ограничивать лишь общепринятыми результатами по нормативам, но и необходимо проводить с учетом общего типа конституции и особенностей темперамента, так как они отражают особенности поведения индивидов [2. С. 35-40]. Однако анализ теоретических источников свидетельствует о том, что система физической подготовки сотрудников ОВД по-прежнему построена на формах занятий, не учитывающих характер выполняемой служебной деятельности и индивидуальных особенностей.
Традиционно дифференциация физической подготовки, применяемая по половозрастному принципу, построена на учете функционального, морфологического состояния организма и оценки уровня здоровья; динамики результатов и развития физических качеств в видах спорта [9. С. 17-27; 10. С. 28].
В настоящем исследовании рассматривается подход, направленный на совершенствование физической подготовки слушателей вуза МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД, посредством введения элементов индивидуализации обучения и тренировки, построенной на основе учета типологических свойств соматотипа и темперамента.
Выбор слушателей (5 курс обучения) для организации учебного процесса по физической подготовке оказался не случайным, так как они
находятся на заключительном этапе обучения в вузе и переходном этапе к служебной деятельности. Данный этап подготовки является очень важным в организации дальнейшей карьеры выпускника. Учебный день наполнен значительной умственной нагрузкой и имеет много сходства с операторской деятельностью, так как слушатели много времени проводят за компьютером при написании выпускных квалификационных работ и при подготовке к занятиям. И весь процесс требует высокой ответственности за результаты работы. Поэтому нам важны сведения об особенностях взаимосвязи показателей морфофункционального состояния и физической подготовленности различных конституциональных типов и типов темперамента испытуемых.
Цель исследования заключается в разработке комплекса мер, направленных на проектирование индивидуальных и групповых программ физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД, с учетом особенностей служебной деятельности операторской направленности.
Задачи исследования заключаются в определении оптимального набора типоспецифических групп слушателей, для каждой из которых необходимо подобрать рациональный состав тренировочных средств, методов и организационных форм построения учебного процесса, а также оптимальные параметры физической нагрузки.
Исследования проводились в период с 2015 по 2016 годы на базе Орловского юридического института МВД России им. В.В. Лукьянова. Всего было обследовано 2 группы слушателей в возрасте 19-21 год в количестве 48 чел. В процессе исследования проведена оценка морфофункционального развития и физической подготовленности слушателей, определены типологические особенности телосложения (классификация морфотипов по М.В. Черноруцкому) и темперамента (по методике Айзенка). Проведенные обследования позволили констатировать, что среди испытуемых было выявлено 10 юношей, отнесенных к гиперстеническому типу телосложения, имеющих относительно большее преобладание поперечных размеров тела над продольными, с широкой грудной клеткой, хорошо развитой мышечной системой, широким костяком.
С мышечным типом телосложения (нормостеники) выявлен 31 слушатель. Телосложение нормостеников характеризуется хорошо развитой мускулатурой и умеренным жироотложением, пропорциональным, правильным (наиболее распространённым) соотношением размеров тела в длину и ширину.
С астеноидным типом, для которых характерны худоба, длинная грудная клетка и конечности, составили группу из 7 чел.
Слушатели различных конституциональных типов
дифференцированы по уровню проявления физических возможностей. По
результатам тестирования уровня физической подготовленности установлено, что слушатели с нормальным типом телосложения имеют преимущество перед другими группами в развитии скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. Они также проявляют лучшие показатели в проявлении координационных способностей. Эти данные перекликаются с данными, полученными Ю.Н. Москвичевым с соавторами [12. С. 93-99].
По большинству анализируемых показателей лица с гиперстеническим и астеническим телосложением заметно уступают в результативности двигательных действий. Астеники уступают первым двум группам в силовых, скоростно-силовых качествах, а в показателях, отражающих выносливость, не уступают показателям нормостеников.
По типу темперамента выявлено 19 слушателей, с преимущественным проявлением темперамента сангвиников. Второе место занимают лица холерического типа - 12 чел. Юноши с флегматическим типом образовали группу в 13 чел. и с меланхолическим типом - 4 чел.
В группе астеников имеют холерический (3) и флегматический (4) тип темперамента, 4 слушателя имели меланхолический тип темперамента.
В группе слушателей нормостеников абсолютное большинство составляют сангвиники 15 человека и 9 слушателей имеют холерический тип организации нервной системы.
В группе гиперстеников находились 9 флегматиков и 4 сангвиника.
По результатам тестирования ведущих двигательных качеств и умений слушатели различных типов темперамента дифференцируются по уровням проявления двигательных возможностей, что подтверждает данные полученные нами ранее [11. С. 253-257]. Так сангвиники имеют преимущество перед своими ровесниками в развитии скоростных способностей. Высокий уровень скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, скоростной выносливости выявлен у курсантов холерического типа нервной системы.
Флегматики и меланхолики в основном уступают в результативности владения многими двигательными действиями, предъявляемыми учебной программой.
Таким образом, нами установлен факт, что ведущие компоненты структуры подготовленности слушателей разных конституциональных типов и типов темперамента не совпадают при выполнении одних и тех же двигательных заданий учебной программы. Вместе с тем, типы телосложения и темперамента тесно связаны с их двигательными возможностями и умением реализовать эти возможности. Они выступают одними из ведущих индикаторов индивидуальности человека в юношеские годы. Однако по данным исследований ряда авторов установлено, что ведущим фактором изменчивости обсуждаемых показателей у юношей 19-21 года является тип телосложения.
Следовательно, возраст и пол - общепринятые факторы при разработке нормативов - не являются исчерпывающими при обсуждении
показателей физического развития и физической подготовленности. Внутри одного пола и возрастной группы величины этих показателей дифференцируются типами темперамента и телосложения. Постановка процесса физической подготовки, построенной на учете индивидуальных особенностей проявления соматотипа и темперамента в сочетании с определенными условиями внешней среды, способствует повышению физической и умственной работоспособности слушателей.
Список литературы
1. Акимова Г.П., Соловьев А.В., Пашкина Е.В. Методологический подход к определению влияния человеческого фактора на работоспособность информационных систем // Труды ИСА РАН. 2007. Т. 29. C. 102-112.
2. Баркалов С.Н. Учет особенностей темперамента курсантов образовательных организаций МВД России в процессе физической подготовки на первоначальном этапе обучения // Наука и инновации в сфере образования и производства: сб. науч. трудов. Орел: Орловский государственный университет, 2015. С. 35-40.
3. Биккинина Г.М., Исхаков Э.Р. Влияние экстремальных ситуаций на поведенческие факторы риска хронических заболеваний у сотрудников ОВД // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2010. № 1. С. 31-33.
4. Бодров В.А. Психологическая оценка подготовленности оператора к действиям в проблемных ситуациях при тренажерной подготовке // Принципы и методы повышения эффективности тренажерной подготовки. М., 1990. С. 137-147.
5. Глемба К.В. Влияние перцептивных процессов пространственного восприятия участников дорожного движения на их безопасность // Вестник ЧГАА. 2012. Т. 62. С. 26-31.
6. Глемба К.В., Ларин О.Н. Обзор методов определения надежности оператора в динамических эргатических системах // Транспорт Урала, январь-март. 2012. № 1(32). С. 17-22.
7. Зараковский Г.М., Меденков А.А., Рысакова С.Л. Информационное обеспечение исследований и разработок в области психофизиологической оптимизации труда // Физиология человека. 1992. Т. 18. № 1. С. 24-32.
8. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб органов внутренних дел МВД России. М.: МЦ ГУК МВД РФ, 1997. 68 с.
9. Компоненты метаболического синдрома у женщин, занимающихся преимущественно умственным трудом / О.П. Ротарь [и др.] // Проблемы женского здоровья. 2009. Т. 3. № 2. С. 17-27.
10. Макеева В.С., Баркалов С.Н., Алдошин А.В. Организация деятельности вуза и самоорганизация здорового поведения курсантов МВД в процессе физической подготовки // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 28.
11. Макеева В.С., Шавырина С.В. Индивидуально-типологический подход в физическом воспитании студенток вуза // Ученые записки Орловского государственного университета. Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2. С. 253-257.
12. Москвичев Ю.Н., Борисова О.В. К технологии дифференцирования средств и методов физической подготовки студентов вузов на основе учета соотношения соматических и психологических типов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. С. 93-99.
13. Самооценка психофизического состояния в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД: учеб. пособие / В.С. Макеева [и др.]. Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. 100 с.
Макеева Вера Степановна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,
Баркалов Сергей Николаевич, канд. пед. наук, доц., начальник кафедры, [email protected], Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,
Алдошин Андрей Витальевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION, TAKING INTO ACCOUNT
FEATURES OF THE PSYCHOPHYSICAL ORGANIZATION OF IDENTITY
OF THE LISTENERS STUDYING ON THE PROFILE OF TRAFFIC POLICE
V.S. Makeeva, S.N. Barkalov, A.V. Aldoshin
In a research the orientation of physical training of students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia based on typological approach is offered. It is defined that the persons differing on a somatic type and type of temperament show different effectiveness of physical actions. The leading indicator at division of listeners into groups is somatic type.
Key words: physical training, monotonies period, somatic type, temperament types, individual programs, effectiveness of physical actions.
Makeeva Vera Stepanovna, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Orel, Orel Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia of V.V. Lukyanov,
Barkalov Sergey Nikolayevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Orel, Orel Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia of V.V. Lukyanov,
Aldoshin Andrey Vitalyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Orel, Orel Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia of V.V. Lukyanov