непосредственно перед соревнованиями, по сравнению с первоначальными показателями выявлены изменения в контрольной группе, которые носят достоверный характер (Р<0,05).
Это можно объяснить тем, что в контрольной группе не удалось преодолеть явление десинхроноза. В экспериментальной группе показатели функционального состояния после адаптационного микроцикла вернулись к начальному уровню, что говорит об эффективности использованной нами методики акклиматизации квалифицированных борцов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян, Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье. / Н.А. Агаджанян, Н.Н. Шабатура. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 175 с.
2. Алексеева, Т.И. Географическая среда и биология человека. / Т.И. Алексеева - М. : Мысль, 1977. - 230 с.
3. Грозин, Е.А. Использование среднегорье в практике подготовки квалифицированных спортсменов / Е.А. Грозин - Л. : [б.и.], 1990. - 26 с.
4. Деряпа, Н.Р. Проблемы медицинской биоритмологии / Н.Р. Деряпа, М.Г. Мошкин, В.С. Поеный. - М. : Медицина, 1985. - 80 с.
5. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации. / В.П. Казначеев - Новосибирск : Наука, 1980. - 120 с.
REFERENCES
1. Agadzhanyan, N.A. and Shabatura, N.N. (1989), Biorhythms, sport, health, Physical culture and sport, Moscow.
2. Alekseeva, T.I. (1977), Geographical environment and human biology, Thought, Moscow.
3. Grozin, E.A. (1990), Use middle mountains in practice of preparation of the qualified athletes, Leningrad.
4. Deryapa, N.R., Moshkin, M.G. and Poyeny, V.S. (1985), Problems of the medical biorhyth-mology, Medicine, Moscow.
5. Kaznacheev, V.P. (1980), Modern aspects of adaptation, Science, Novosibirsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.05.2016
УДК 796.011.3
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ РИСКА КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Вера Степановна Макеева, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Николаевич Баркалов, кандидат педагогических наук, доцент,
начальник кафедры, Андрей Витальевич Алдошин, кандидат педагогических наук, доцент, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова, Орел
Аннотация
В статье излагаются особенности обучения техническим элементам и двигательным действиям, имеющим элементы риска для здоровья курсантов женского пола. Дается характеристика основных и дополнительных средств и методов, способствующих снижению рисков при выполнении двигательных заданий. Представлены данные, характеризующие изменения психофизических состояний в начале и в конце эксперимента. Показано, что включение деятельностно-ситуативного подхода в процесс формирования двигательных действий посредством вариативных заданий позволяет изменять степень неопределенности ориентировочной основы осваиваемого действия и закреплять в личном опыте субъекта устойчивые алгоритмы успешных действий.
Ключевые слова: координация движений, курсантки, обучение двигательным действиям, реакция выбора, риски, страх.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p138-143
DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES DURING THE PERFORMANCE OF MOTOR ACTIONS WITH THE ELEMENTS OF RISK BY THE FEMALE
STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Vera Stepanovna Makeeva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Nikolaevich Barkalov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, chief of
department,
Andrey Vtalievich Aldoshin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lukyanov Oryol Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Oryol
Annotation
The article presents the features of training to the technical elements and the motor actions, which has elements of risk to the health of the female students. It gives the characteristics of the main and additional tools and methods that help to reduce the risks in the performance of the motor tasks. Data characterizing the change in the psychophysical condition at the beginning and end of the experiment have been shown. It is shown that the inclusion of the action-situational approach in the process of motor actions training by means of the variable operation allows you to change the degree of uncertainty of the trained motor action and consolidate in the personal experience the stable algorithms for the successful action.
Keywords: coordination of movements, students, women, training of motor actions, choice reaction, risk, fear.
Сознательное либо вынужденное формирование нового мышления, отношения к своей жизни, воспитания ценностного отношения к своему здоровью, включая его физическую, интеллектуальную и нравственную стороны, становятся ведущими при переходе курсантов вуза МВД России к будущей профессиональной деятельности [1, с. 11-14; 3, с. 31-33].
Задачами настоящего исследования является разработка методики нивелирования рисков при выполнении двигательных действий и заданий в процессе физической подготовки курсантов женского пола специализированного ведомственного вуза; определение ее эффективности на основе результатов обучения двигательным действиям и управления психофизическими состояниями, возникающими в ситуациях неопределенности.
Качествами, необходимыми для будущего сотрудника органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей, являются «способность избегать угрозы безопасности или противостоять им, защищать от них окружающих, а также не создавать опасностей для себя и окружающих в процессе ... профессиональной деятельности» [10, с. 132-142]. Смысловую нагрузку данного определения можно разделить на две составляющие: начало действия процесса и неполная уверенность в успешном результате, при которых: неопределенность воздействия возрастает при динамичности, усложнении условий и параметров события; динамичность события определяется темпом и частотой изменений, а степень сложности определяется количеством элементов на нее воздействующих. При этом категории «неопределенность» и «вероятность» как отрицательного, так и положительного свойства является основным ключом к раскрытию природы рисков. Как отмечается в ряде исследований, любая угроза безопасности личности вызывает эмоционально-психологическую напряженность, энергия которой тратится на противодействие угрозе [2, с. 12-14]. Наличие риска сопровождается страхом в виде негативного психического состояния, связанного с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направлено на источник действительной или воображаемой опасности. В связи с этим важно формирование механизмов личностной
устойчивости, которые позволят сохранять субъективное ощущение безопасного состояния [5, с. 6-69; 7, с. 48-50; 8].
В реальной практике служебной деятельности неопределенность и динамичность происходящих событий не способствует эффективному применению выученных приемов и повышает степень риска для их здоровья [2, с. 12-14; 4, с. 8-12; 9, с.157-161]. Поэтому важно строить учебный процесс таким образом, чтобы снизить эти риски и повысить уверенность обучающихся при выполнении специальных приемов и двигательных действий, приближенных к реальной практике.
В констатирующем эксперименте продолжительностью в один учебный год, принимали участие девушки курсанты 2 курса Орловского юридического института им. В.В. Лукьянова. Курсантки подверглись тестированию показателей физической подготовленности и анкетированию по следующим методикам: определение ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; шкала выраженности сниженного настроения - субдепрессии В. Зунга; определение состояния фрустрации В.В. Бойко.
Было перераспределено соотношение средств учебно-тренировочного процесса в специальной технической подготовке посредством создания неопределенности ситуаций при выполнении двигательных заданий и поиска способов их самостоятельного решения, основанных на методе деятельностно-ситуативного формирования двигательных действий. При этом крайне важно, что ориентировочная основа не задавалась в готовом виде, а наоборот, строилась самим субъектом посредством решения специально подобранных двигательных задач.
В соответствии с требованиями метода деятельностно-ситуативного формирования двигательных действий в учебно-тренировочном процессе по преодолению полосы препятствий, имеющей определенный уровень риска, внесены дополнительные задания и корректировка действий. Так, в технике преодоления «разрушенного моста» даны рекомендации сфокусировать внимание испытуемых на опоре («не смотреть ниже моста»); при соскоке с высоты 2,5 м вместо традиционного способа выполнять соскок из положения седа, с последующим висом и «сползанием» с моста и др.
К дополнительным заданиям были отнесены следующие упражнения: распознавание временных интервалов и их реализация в пределах 1 с, 3 с, 5 с. В ходе исследования каждому испытуемому предъявлялись звуковые сигналы интенсивностью 60 дБ, частотой 1000 Гц, разной длительности (от 1 с до 5 с) в случайном порядке. Давались 7^10 пробных попыток на точность выполнения временного отрезка. Указывалось общее время, характеризующее среднюю ошибку реакции (мс), а также количество преждевременных и запаздывающих реакций. После пробных заданий на оценку временных интервалов дополнительно давались конкретные двигательные задания для каждого временного диапазона по воспроизводству запланированного двигательного действия для каждого звукового сигнала. Подсчитывали количество ошибок при выборе двигательного задания. Преподаватель задает звуковой сигнал определенной длительности, включая и выключая секундомер, испытуемый отсчитывает временной сигнал и в соответствии со своей временной оценкой звукового сигнала выполняет заранее установленное для этого временного отрезка двигательное действие. Варианты заданий: бег 100 м с 6 поворотами на 360° на время; оценка точности пространственного восприятия: кувырок вперед ^ основная стойка ^ шаг левой ногой вперед ^ приставить правую ногу ^ шаг правой ногой в сторону ^ приставить левую ногу ^ в полуприседе положить камень на вытянутую руку. Место постановки отмечается мелом. Пробная попытка выполняется один раз со зрительным контролем, в задании выполняется с повязкой на глазах. Измеряется средняя ошибка в сантиметрах; оценка силовой дифференцировки с помощью ручного динамометра. Пробная попытка: максимальное усилие - половина усилия. Затем определяется половина от максимального усилия после выполнения 10 поворотов вправо и 10 поворо-
тов влево. Все три задания могут даваться в разной последовательности в соответствии с заданными временными интервалами.
Анализ полученных результатов показал, что средняя относительная точность воспроизведения временных характеристик интервалов для всех звуковых сигналов составила 0,86 мс. Это указывает на то, что испытуемые чаще уменьшали длительность сигнала при его воспроизведении, что связано, на наш взгляд, с повышенным нервным напряжением при освоении сложных в координационном плане упражнений и перераспределении непроизвольного внимания. При освоении двигательных компонентов задания происходит сокращение времени ошибки реагирования на звуковой сигнал. Улучшение точности воспроизведения около секундных интервалов отражает высокий уровень развития непроизвольного внимания, что указывает на повышение уровня произвольной саморегуляции. Наблюдаемый прирост показателей специальной технической подготовленности при освоении двигательных заданий связан с тем, что применение средств и методов координационной направленности позволяет придерживаться оптимального соотношения между факторами, ведущими к закреплению двигательных навыков, и факторами, увеличивающими их целесообразную изменчивость в условиях постоянного изменения обстановки деятельности [6, с. 123-128]. Это, в свою очередь, приводит к существенному повышению эффективности усвоения двигательных действий. Оценка психофизических состояний курсанток представлена в таблице.
Таблица
Сравнительная характеристика показателей психофизических состояний курсанток
на исходном и конечном этапах эксперимента
Показатели До эксперимента После эксперимента
Состояние фрустрации 4,7±3,1 4,3±2,1
Субдепрессия 36,6±5,5 34,2±7,5
Спокойствие-тревожность 6, 0±0,8 6,4±0,6
Бодрость-усталость 6,0± 1,0 64,2±1,0
Приподнятость-подавленность 6,2± 0,6 66,1±1,2
Уверенность-беспомощность 7,1±1,3 6,5±0,4
Ситуативная тревожность 34,2±8,3 31,8±9,4
Личностная тревожность 30,3±8,0 30,5±6,2
Психические состояния курсанток экспериментальной группы улучшились по сравнению с исходными данными по показателям фрустрации, отражающей выносливость к жизненным трудностям и реакции на эти трудности; шкале уверенности; шкале бодрости и коэффициенту настроения, где преобладают положительные эмоции; уверенности в своих силах и готовности к деятельности. Это показывает отсутствие на момент исследования сниженного настроения. Состояние субдепрессии в группе мало выражено. Ситуативная тревожность у испытуемых умеренная, как на исходном уровне, так и конечном этапе эксперимента, а разница с личностной тревожностью не превышает 10 баллов, что говорит о норме. В целом можно отметить, что средние значения по большинству показателей находятся в средне-низкой степени выраженности, что должно положительно сказываться на деятельности.
ВЫВОДЫ
Включение деятельностно-ситуативного подхода в формировании двигательных действий посредством вариативных заданий позволяет варьировать степень неопределенности ориентировочной основы осваиваемого действия и закреплять в личном опыте субъекта устойчивые алгоритмы успешных действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошин, А.В. Физическая подготовка как неотъемлемая составная часть профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России /
А.В. Алдошин, С.А. Моськин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов : сборник статей. - Орел : ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова. - 2016. - С. 11-14.
2. Герасимов, И.В. Устойчивость сотрудников МВД к стрессу в условиях повышенного риска / И.В. Герасимов // Автономия личности. - 2011. - Т. 4. - № 2. - С. 12-14.
3. Герасимов, И.В. Педагогические аспекты формирования профессиональных двигательных навыков курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / И.В. Герасимов // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт: сборник статей. - Орел : ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова. - 2015. - С. 31-33.
4. Еремин, Р.В. Основные аспекты физической подготовки в процессе обучения курсантов вузов МВД России / Р.В. Еремин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. - № 3. - С. 8-12.
5. Карманчиков, А.И. Прогнозирование и формирование оптимального поведения человека в чрезвычайных ситуациях / А.И. Карманчиков, А.А. Тройникова // Вектор науки Тульского госуниверситета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 4 (19). - С. 66-69.
6. Макаренко, Н.В. Психофизиологические функции и операторский труд / Н.В. Макаренко. - Киев : Наукова думка, 1991. - 216 с.
7. Макеева, В.С. Физическая подготовка в обеспечении личной безопасности курсантов, обучающихся по профилю ГИБДД / В.С. Макеева, С.Н. Баркалов, И.В. Герасимов // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 3 (54). - С. 48-50.
8. Макеева, В.С. Формирование потребности в безопасности у курсантов, обучающихся по профилю ГИБДД [Электронный ресурс] / В.С. Макеева, С.Н. Баркалов, А.В. Алдошин // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2015. - № 3 (35). - URL : www.scientific-notes.ru/pdf/040-014.pdf. - Дата обращения 01.04.2016.
9. Моськин, С.А. Особенности методики обучения боевым приемам борьбы // Наука и инновации в сфере образования и производства: сборник научных трудов / С.А. Моськин. - Орел : Орловский государственный университет, 2015. - С. 157-161.
10. Переверзев, А.Г. Формирование личности военнослужащего безопасного типа поведения в среднем профессиональном военном / А.Г. Переверзев // Омский научный вестник. -2014. -№ 5 (132). -С. 139-141.
11. Сыромятников И.В. Деятельностно-ситуативный способ обучения и его роль в развитии профессиональной субъектности офицеров / И.В. Сыромятников // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. - 2007. - № 1. - С. 132-142.
REFERENCES
1. Aldoshin, A.V. and Mos'kin, S.A (2016), "Physical fitness as an integral part of the vocational training of cadets and students of educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs", Actual problems of physical culture and sports of cadets, trainees and students: a collection of articles, publishing house The Lukyanov Oryol Legal Institute Ministry of Internal Affairs of Russia, Orel, pp.1114.
2. Gerasimov, I.V. (2011), "Stability of the MIA employees to stress in high-risk conditions", The autonomy of the individual, Vol. 4, No. 2, pp. 12-14.
3. Gerasimov, I.V. (2015), "Pedagogical aspects of formation of professional motor skills among the cadets and students of the educational institutions of Russian Ministry of Internal Affairs", Improvement of the physical, fire and tactical-special training for law enforcement officers. Physical training and sports: a collection of articles, publishing house The Lukyanov Oryol Legal Institute Ministry of Internal Affairs of Russia, Orel, pp. 31-33.
4. Eremin, R.V. (2014), "The main aspects of physical training in the course of training of students of universities of Russian Interior Ministry", News of the Tula State University. Physical culture. Sport, No. 3, pp. 8-12.
5. Karmanchikov, A.I. and Troinikova, A.A. (2014), "Forecasting and formation of the optimal human behavior in emergency situations", Vector of science TSU, Pedagogy, Psychology, No. 4, pp. 6669.
6. Makarenko, N.V. (1991), The psychophysiological functions and operator work, Naukova dumka, Kiev.
7. Makeeva, V.S., Barkalov, S.N. and Gerasimov, I.V. (20150, "Physical training in ensuring the personal safety of the students enrolled in the traffic profile", Physical culture and health, No. 3 (54), pp. 48-50.
8. Makeeva, V.S., Barkalov, S.N. and Aldoshin, A.V. (2015), "Formation of the security needs of cadets enrolled in the traffic profile", Scientists note. Electronic scientific journal of the Kursk State University, No. 3, available at: www.scientific-notes.ru/pdf/040-014.pdf.
9. Mos'kin, S.A. (2015), "Features of methods of teaching to fighting techniques of combat", Science and innovation in the education and production spheres, Orel State University, Orel, pp. 157-161.
10. Pereverzev, A.G. (2014), "Formation of the military man personality with the safe behavior type in the average professional soldier", Scientific messenger of Omsk, No. 5 (132), pp. 139-141.
11. Syromyatnikov, I.V. (20070, "Activity-situational way of training and its role in development of professional subjectivity of officers", Messenger of MGOU. Series: Pedagogical sciences, No. 1, pp. 132-142.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.05.2016
УДК 797.122.2
РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
В статье рассматриваются наиболее эффективные тренировочные режимы развития специальной выносливости высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ. Критериями соответствия тренировочных нагрузок нагрузке соревновательного упражнения являлись показатели темпа гребли и уровень лактата в капиллярной крови, зарегистрированный после выполнения упражнения.
Ключевые слова: тренировочные нагрузки, методы тренировки, педагогические и биохимические показатели.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p143-148
DEVELOPMENT OF THE SPECIAL ENDURANCE OF KAYAK AND CANOE ROWERS WITH HIGH QUALIFICATION Irina Nikolaevna Maslova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education, Voronezh
Annotation
The article examines the most effective mode for the training the special endurance of highly skilled kayak and canoe rowers. The criteria for compliance of the training loads to the competitive load include the indicator of the competitive exercise rowing tempo and the level of lactate in capillary blood, registered after the exercise.
Keywords: training loads, training methods, teaching and biochemical parameters.
ВВЕДЕНИЕ
С учетом известных физиологических механизмов обеспечивающих специальную работоспособность высококвалифицированных гребцов важнейшим критерием соответствия тренировочных нагрузок нагрузке соревновательного упражнения является уровень лактата в крови, зарегистрированный после выполнения упражнения, из внешних признаков соответствия тренировочной нагрузки соревновательному режиму наиболее информативным критерием и доступным для регистрации является темп гребли [1, 2].