Научная статья на тему 'Формирование ассертивного поведения курсанток вузов МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД, средствами и методами физической подготовки'

Формирование ассертивного поведения курсанток вузов МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД, средствами и методами физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЕДЕНИЕ / УВЕРЕННОСТЬ / СТРЕСС / ПОЗЫ / ЖЕСТЫ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / PHYSICAL TRAINING / BEHAVIOR / CONFIDENCE / TENSION / POSES / GESTURES / ATTENTION / MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Вера Степановна, Баркалов Сергей Николаевич, Алдошин Андрей Витальевич

Раскрыты особенности и методика формирования навыков уверенного поведения курсантов женского пола, будущих сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, в процессе физической подготовки в юридическом вузе МВД России. Полученные данные указывают на существенное улучшение навыков ассертивного поведения как важного элемента профессионального общения, основанные на реальных особенностях интеллектуальной и двигательной деятельности курсанток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева Вера Степановна, Баркалов Сергей Николаевич, Алдошин Андрей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMA TION OF ASSERTIVE BEHA VIOUR OF CADETS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA STUDYING ON THE PROFILE OF TRAFFIC POLICE, MEANS AND METHODS OF PHYSICAL TRAINING

Features and a method of formation of skills of sure behavior of female cadets, future staff of divisions of traffic safety, in the course of physical training in legal higher education institution of the Ministry of the Interior of Russia are revealed. The obtained data confirm significant improvement of skills of affirmative behavior as an important element of professional communication, on the basis of real functions intellectual and leading action of cadets.

Текст научной работы на тему «Формирование ассертивного поведения курсанток вузов МВД России, обучающихся по профилю ГИБДД, средствами и методами физической подготовки»

Kokorev Denis Aleksandrovich, senior lecturer, postgraduate student, rgufk@yandex. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanov,

Vyprikov Dmitry Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, drevobrat@,mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov,

Bodrov Igor Mikhailovich, senior lecturer, poweri@rambler.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanov,

Burov Aleksey Gennadievich, senior lecturer, protos11@,mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova

УДК 796.01

ФОРМИРОВАНИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОК ВУЗОВ МВД РОССИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ ГИБДД, СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В.С. Макеева, С.Н. Баркалов, А.В. Алдошин

Раскрыты особенности и методика формирования навыков уверенного поведения курсантов женского пола, будущих сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, в процессе физической подготовки в юридическом вузе МВД России. Полученные данные указывают на существенное улучшение навыков ассертивного поведения как важного элемента профессионального общения, основанные на реальных особенностях интеллектуальной и двигательной деятельности курсанток.

Ключевые слова: физическая подготовка, поведение, уверенность, стресс, позы, жесты, внимание, память.

Актуальность исследования вызвана необходимостью разработки проблемы владения собой сотрудниками ГИБДД женского пола с целью обеспечения профессиональной надежности и безопасности в связи: с наличием негативных социальных процессов, роста потенциальных угроз, связанных с повышенным вниманием к ним террористических лиц и группировок в корыстных, криминальных целях; необходимости должного функционирования психики в условиях информационно-психологического противоборства [1, С. 31-33; 5, С. 37-40; 9, С. 13-15; 10, С. 133-138].

Кроме того, обнаружено, что учеба в военных и других вузах силовых ведомств, предъявляющая очень высокие требования к физическому и психическому здоровью, вызывает у курсантов-женщин большее восприятие стресса и более высокую частоту заболеваемости по сравнению с курсантами-мужчинами [1, С. 31-33; 5, С. 37-40; 10, С. 133138]. Мы полагаем, что управление поведением курсантов женского пола будет способствовать успешности срочной адаптации в период обучения на первом курсе. Предполагается, что поиск моделей поведения в

стрессовых ситуациях будет оказывать значимое влияние не только на соматическое здоровье, но и будет закладкой прочной основы для последующих успехов в освоении профессии на последующих курсах [6, С. 138-143; 7, С. 26-35].

Как отмечают Н.В. Зеленина с соавторами, весь накопленный опыт военных наук по профессиональному отбору, боевой подготовке и медико -психологическому сопровождению военнослужащих относится к мужчинам. Механически перенести эти знания на военнослужащих -женщин не представляется возможным в силу значительных биологических и половых отличий [2, С. 15-29; 10, С. 133-138]. Вместе с тем, как показал анализ теоретических источников, уверенное (ассертивное) поведение курсантов женского пола «...отрицательно коррелируют с соматической заболеваемостью» [10, С. 133-138]. В силу сложившихся условий обучения в юридическом вузе МВД России, где начальствующий и преподавательский состав, а также обучающиеся являются представителями мужского пола, девушки испытывали повышенное внимание к своим персонам [4, С. 88-94]. Не все успешно справляются с данным явлением, наблюдались особенности поведения в виде скованных, угловатых движений, закрытых позах, излишней суетливости, слишком сильной и беспорядочно-неоправданной жестикуляции, совершении множества лишних, неоправданных движений, неуверенности [3, С. 65; 8, С. 152-158].

В связи с этим, мы полагаем, что управление не только психическим состоянием, но и своими движениями на основе развития «мышечной памяти» по выполнению действий не хаотично и беспорядочно, а свободно, легко, разумно и правильно является одним из эффективных средств и методов формирования ассертивного поведения курсанток.

«Мышечная память» закрепляет за человеком определенные навыки владения телом, которые могут быть оправданы в той или иной ситуации, формирует определенный запас движений, которыми можно воспользоваться в различных ситуациях, в том числе потенциально опасных.

Формирование техники ассертивного поведения представляет собой работу над собой в виде самоподачи, создании внешнего облика и управление вниманием других. Техника уверенного поведения на этапе обучения поддерживается умениями распределять внимание и способность держать в поле зрения всех участников профессионального общения; одновременная оценка работы собственного тела и действия других; демонстрация накопленного опыта и контроль качества их выполнения.

Внимание представляет регуляцию ресурсов недифференцированных энергетических активационных возможностей организма. Понимание курсантками механизма управления вниманием и восприятием

является основой успешной самоподачи на практике. Всякая мысль, возникающая в нашем мозге, посылает соответствующие импульсы, которые в большей или меньшей мере влияют на действия. Осознание движения невозможно без введения в практику подготовки психического аппарата к выполнению движений. Б.Н. Неменский подчеркивал, что знания становятся личностными, «.когда они пропущены сквозь эмоциональный фильтр психики, переработаны и силой собственного переживания введены в сплав уже накопленного опыта» [3, С. 65].

Методика и организация исследования. Изменения памяти связаны с постоянной работой мозга, направленной на запоминание новых координаций и двигательных действий. Процесс выполнения сложно координационных двигательных действий представляется возможным только при хорошо развитой мышечной оперативной памяти. С этой целью наряду с обязательными упражнениями, предусмотренными программой подготовки, осуществляли дозированное включение в педагогический процесс сложно координационных упражнений, упражнений по регулированию жестов, а также направленных двигательных действий мимических мышц, сообщали теоретические сведения о внутренней природе подобных движений. По словам К.С. Станиславского, умение средствами движения ярко передать мысли и чувства зависит от готовности физического аппарата. Недостаточно подготовленное тело не в состоянии справиться с такой сложной задачей. Поэтому огромное внимание в эксперименте уделялось совершенствованию физических качеств. Тренировка физического аппарата всегда приносит видимые успехи и является важнейшей формой совершенствования во всех видах движения.

Для развития каждого из этих качеств и тренинга компонентов поведения мы применяли специальную систему упражнений, обобщающую собственный опыт с теми приёмами и упражнениями, которые использовал К.С. Станиславский (Уроки актерского мастерства) и его последователи. Упражнения данной системы являются эффективными в освоении необходимых двигательных действий, а также оптимизации психических процессов: улучшают сосредоточенность, объем внимания, переключаемость нервных процессов, наблюдательность, точность параллельного восприятия. Так, в процессе занятий акцентировали внимание на точном графическом образе действия, который может быть выстроен только при четком и развитом мышлении. В управлении вниманием давали указания на отдельные ситуации, где необходимо сосредоточиться и мысленно представить определенный характер вызываемых ощущений, в частности, знаменитое упражнение Станиславского, «повесь пиджак на вешалку» или «повесь тело на колок». Упражнение рекомендуется для снятия волнения, оно помогает предельному расслаблению мышц, освобождению их от мышечных

зажимов. С помощью навыков «снятия зажимов с мышц», «мышечного контролёра» достигается возможность предельно расслабиться, расправить плечи и позвоночник, как «на колок» и др.

В занятиях также использовали систему упражнений, помогающих преодолевать неблагоприятные условия публичности. Так, в овладении процессом «органического действия» совершали в присутствии зрителей (других курсанток) простые жизненные действия, не осложнённые творческим вымыслом: что-либо рассмотреть, отыскать, заучить что-либо наизусть. Смысл подобных упражнений в том, чтобы научится отвлекаться от присутствующих, овладеть тем, что Станиславский называл «публичным одиночеством».

Следуя основному правилу дидактики - от простого к сложному, мы переходили к более сложным упражнениям, способствующим повышению работоспособности и понижению инертности нервных процессов, повышающих подвижность и переключаемость, стимулирующим сенсомоторные реакции.

На начальных этапах обучения фиксировалось внимание обучающихся на существенных элементах действия или операции, благодаря которому курсантки запечатлевали для себя мысленный образ объекта в целом, не выделяя деталей. Затем, по мере повторения и изучения, фиксировались крупные фрагменты действия: движения с широкой амплитудой, характерные позы и т. д. Дальнейшее наблюдение, алгоритм которого задавался преподавателем, позволял выделять значимые элементы, группировать вокруг них мелкие детали, в результате чего формировалась возможность восприятия целого на основе восприятия отдельных его частей.

В исследовании принимали участие 42 курсанта женского пола 1 -го курса, обучающиеся в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова в период 2016-2017 уч.г. Результаты подготовки оценивались экспертной группой по следующим показателям: пластическая выразительность, физическая раскрепощенность; эмоциональная гибкость; коммуникативно-рефлексивные, эмпатические способности. Моторные выразительные средства (мимика, жесты, позы) оценивались в процессе микро-выступления, которое представляет собой демонстрацию техники ударных движений и выполнения приемов силового задержания «правонарушителя». Объем, продуктивность, концентрация, распределение, устойчивость и переключаемость внимания оценивались с помощью методики «Корректурная проба». Оценка физической подготовленности проводилась по методике Р. Симека и оценивалась баллами. Для достоверности результатов исследования проводилось дополнительное тестирование каждого физического качества в отдельности.

Результаты исследования. Анализ результатов педагогического

наблюдения показал, что на первом этапе исследования уровень запоминания предложенных упражнений у испытуемых имел низкий уровень. Сформированность навыков ассертивного поведения на начальном этапе имела низкий уровень развития. Для 37 % испытуемых в общении и взаимодействии наблюдалось выражение нарочитой серьезности, отсутствует улыбка. Перед аудиторией некоторые курсантки демонстрируют отсутствующий взгляд, мимика однообразна. Проявление интеллекта в процессе учебной деятельности никак не подкрепляется и не стимулируется эмоциональным состоянием, скорее наоборот. Динамика владения техникой самоподачи представлена в таблице.

Развитие компонентов, обеспечивающих формирование навыков ассертивного поведения у испытуемых в процессе эксперимента

Показатели В начале В конце

эксперимента эксперимента

Физическая раскрепощенность (баллы) 2,3±0,9 9,1±1,3

Владение методом «физических действий» (баллы) 3,3±1,9 7,9±1,5

Моторные выразительные средства: мимика, жесты, позы (баллы) 3,0±0,9 9,1±1,8

Эмоциональная гибкость (баллы) 2,0±1,9 8,2±1,5

Коммуникативно-рефлексивные способности (баллы) 4,3±2,9 8,7±1,4

Пластическая выразительность 3±0,9 7,1±1,5

Память на слова (запомненные слова) 7,1+0,3 8,2+0,7*

Память на цифры (запомненные цифры) 4,5+1,2 5,4+0,6*

Объем внимания (просмотренные знаки) 1602+24 1593+31,6*

Концентрация внимания (ошибки) 2+1,7 0,4+0,7

Примечание.-^ - различия недостоверны.

Информация, представленная в таблице, объективно отражает процесс развития компонентов, обеспечивающих формирование навыков ассертивного поведения, показывает какие параметры подготовки развиваются интенсивнее, какие сложнее.

Результаты исходного среза в экспериментальной группе характеризуются высоким уровнем проявления эмоциональных способностей у 5,5 % от общего количества, принимавших участие в эксперименте; средний уровень установлен у 24,5 %, низкий - у 70 % испытуемых. Незначительный процент оценок высокого уровня объясняется сложностью специальной подготовки, выходящей за рамки предыдущего базового школьного образования.

В результате сравнения данных уровня развития эмоциональных способностей на начальном и конечном этапах исследования можно отметить рост количества курсанток с высоким уровнем развития

способностей от 5,5 до 35,2 %, со средним - от 24,5 до 63,8 % и уменьшением удельного веса оценок низкого уровня - от 70 до 1 %.

Уровень развития моторных, мимических и пантомимических выразительных средств характеризуется ростом оценок высокого уровня с 5,1 до 39,4 %, среднего уровня - с 27,8 до 60,6 %.

Подвижность и переключаемость нервных процессов, эмоциональная гибкость, сенсорные способности, умение управлять эмоциональной атмосферой характеризуются ростом удельного веса оценок высокого уровня - с 4,1 до 50,1 %, среднего уровня - с 27,7 до 49,9 %.

В коммуникативно-рефлексивных способностях наблюдается рост удельного веса оценок высокого уровня с 9 до 32,7 %, среднего - от 22,4 до 64,8 %. Физическая раскрепощённость, владение методом «физических действий» характеризуется увеличением удельного веса оценок высокого уровня - с 8 до 17,5 %, среднего - от 25,3 до 82,5 %.

В конце года показатели умения управлять поведением и реакциями достигло высокого и очень высокого уровня, имели достоверный характер и составили 41,7 балла по сравнению с началом года. При недостоверном улучшении объема внимания наблюдаются существенная положительная динамика умственной продуктивности, точности работы и снижении числа ошибок. Поскольку выполнение корректурной пробы представляет собой длительную работу монотонного характера, данные изменения мы связываем с увеличением фокусировки внимания и волевых проявлений со стороны курсанток. Данный параметр умственной работоспособности характеризует состояние регуляторных систем и степень утомления организма.

Таким образом, улучшение результатов запоминания слов и цифр свидетельствуют не только об улучшении кратковременной памяти, но и проявлении волевых усилий, которые раскрывают способность в будущей работе в правоохранительных органах, в частности в подразделениях ГИБДД МВД России, сохранять длительное время активность и энергичность психических функций при возникновении непредвиденных ситуаций и нарастающем утомлении.

Обсуждение результатов. Как показал анализ теоретических источников и полученные данные в процессе эксперимента, при взаимодействии ожидается, что тот или иной акцент в самоподаче приведет к раскрытию качеств, необходимых для создания определенного облика. Обычно его основу составляет интуитивное знание основных способов социального восприятия. «Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «.запускают соответствующие механизмы социального восприятия» [3, С.65].

Таким образом, данные представленные в результате проведенного эксперимента, свидетельствуют о том, что обучение будущих сотрудников ГИБДД МВД России по предложенной нами программе существенно усовершенствовало управление навыками ассертивного поведения, тем самым повысив уровень инструментовки профессионального общения. При этом методики, применяемые нами в учебном процессе, учитывают реальные особенности интеллектуальной и двигательной деятельности курсанток и обогащают их индивидуальные ресурсы, в конечном счете, способствуя развитию и усложнению ментального мира личности, понимания необходимости занятий физической подготовкой и спортом для формирования профессиональной готовности.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что у адаптированных к систематическим физическим упражнениям курсанток процессы мышления, памяти, устойчивости внимания улучшаются: наблюдается общая положительная тенденция в показателях концентрации внимания, памяти, двигательно-моторных показателей.

Список литературы

1. Биккинина Г.М., Исхаков Э.Р. Влияние экстремальных ситуаций на поведенческие факторы риска хронических заболеваний у сотрудников ОВД // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2010. № 1. С. 31-33.

2. Бородин Ю.А. Тенденции изменения требований профессиональной деятельности и организации системы физической подготовки курсантов и слушателей вузов инженерно-технического профиля // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. трудов. Харьков, 2007. № 3. С. 15-29.

3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. СПб.: Питер, Смысл, 2005. С. 65.

4. Крук В.М. Проблема личностной надежности специалиста в отечественных философских исследованиях // Вестник МГОУ. Психологические науки. 2011. № 4. С. 88-94.

5. Кузнецова О.В. Личностные детерминанты эффективности служебной деятельности женщин-сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 2(65). С. 37-40.

6. Макеева В.С., Баркалов С.Н., Алдошин А.В. Развитие координационных способностей при выполнении двигательных действий с элементами риска курсантов женского пола образовательных организаций МВД России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 138-143.

7. Макеева В.С., Баркалов С.Н., Алдошин А.В. Физическая подготовка курсантов женского пола, обучающихся в вузах МВД России,

направленная на развитие профессионально важных качеств // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 2А. С. 26-35.

8. Макеева В.С., Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Координационные упражнения повышенной сложности в физической подготовке курсанток юридического вуза // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3. С.152-158.

9. Романова В.В. Служба женщин в органах внутренних дел (правовые и организационные аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 24 с.

10. Формирование психосоматических заболеваний у военнослужащих-женщин в процессе обучения / Н.В Зеленина [и др.] // Вестник Рос. военно-медицинской академии. 2015. № 4(52). С. 133-138.

Макеева Вера Степановна, д-р пед. наук, проф., vera_191@mail.ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,

Баркалов Сергей Николаевич, канд. пед. наук, доц., начальник кафедры, barkalov2009@mail. ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,

Алдошин Андрей Витальевич, канд. пед. наук, доц., FPiS-orurinst@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

FORMA TION OF ASSERTIVE BEHA VIOUR OF CADETS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA STUDYING ON THE PROFILE OF TRAFFIC POLICE, MEANS AND METHODS

OF PHYSICAL TRAINING

V.S. Makeeva, S.N. Barkalov, A. V. Aldoshin

Features and a method of formation of skills of sure behavior of female cadets, future staff of divisions of traffic safety, in the course of physical training in legal higher education institution of the Ministry of the Interior of Russia are revealed. The obtained data confirm significant improvement of skills of affirmative behavior as an important element of professional communication, on the basis of real functions intellectual and leading action of cadets.

Key words: physical training, behavior, confidence, tension, poses, gestures, attention, memory.

Makeeva Vera Stepanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, vera_191@mail. ru, Russia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,

Barkalov Sergey Nikolayevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, barkalov2009@mail. ru, Russia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,

Aldoshin Andrey Vitalyevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, FPiS-orurinst@yandex. ru, Russia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.