Научная статья на тему 'Психологические особенности оценки и прогноза процесса адаптации военнослужащих'

Психологические особенности оценки и прогноза процесса адаптации военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1537
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ПРОГНОЗ / FORECAST / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SPECIAL CONDITIONS OF OPERATION ACTIVITY / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИИ / STRUCTURAL COMPONENTS OF ADAPTATION / ФАКТОРЫ / FACTORS / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / ADAPTIVE RESERVES / АДАПТАЦИОННАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / AND ADAPTIVE ADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забегалина Светлана Викторовна, Чигарькова Анна Владимировна

В статье рассматриваются психологические особенности процесса адаптации военнослужащих. Анализируется возможность прогнозирования адаптации к деятельности в особых условиях, определяются методы исследования, критерии и факторы адаптации, описываются феномены деятельности, функционального состояния и личности субъекта, которые могут выступать как структурные компоненты адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Забегалина Светлана Викторовна, Чигарькова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности оценки и прогноза процесса адаптации военнослужащих»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.95; 159.922

С.В. Забегалина, А.В. Чигарькова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В статье рассматриваются психологические особенности процесса адаптации военнослужащих. Анализируется возможность прогнозирования адаптации к деятельности в особых условиях, определяются методы исследования, критерии и факторы адаптации, описываются феномены деятельности, функционального состояния и личности субъекта, которые могут выступать как структурные компоненты адаптации.

Адаптация, прогнозирование, прогноз, особые условия деятельности, структурные компоненты адаптации, факторы, адаптационные резервы, адаптационная перестройка.

This article deals with psychological peculiarities of soldiers' adaptation process. Possibility of predicting adaptation to work in special conditions is analysed. Research methods, criteria and factors of adaptation are determined; the phenomena of activity, functional status and the personality of the subject that can be structural components are described in the paper.

Adaptation, forecasting, forecast, special conditions of operation activity, structural components of adaptation, factors, adaptive reserves, and adaptive adjustment.

Несмотря на устойчивый интерес к проблеме адаптации и многочисленные исследования, в психологии и смежных науках до сих пор возникает много вопросов, связанных с феноменологией, структурой и механизмами, обеспечивающими возможность достижения сбалансированности в системе «человек - среда» в постоянно изменяющихся жизненных условиях.

С учетом важности комплексного подхода к многомерному явлению адаптации, необходимости выявления динамики личностных изменений в ходе адаптации на разных этапах жизнедеятельности индивида остановимся на следующих концептуальных предпосылках рассмотрения феномена адаптации.

Во-первых, изучение адаптации должно проводиться с позиции ее активного носителя - субъекта адаптации. Как считает А.В. Брушлинский [3], человек и его психика - единая система, в которой именно субъект объективно является основанием всех психических процессов, свойств и состояний, вообще всех видов своей активности (деятельности, общения и т.д.). В субъекте и через него они взаимосвязаны и интегрированы воедино, так как являются неотъемлемыми качествами одного и того же субъекта.

Во-вторых, анализ адаптации подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве таких основных измерений, согласно концепции А.А. Реана, А.Р. Кудашева, А.А. Баранова, мы рассматриваем процесс и результат адаптации как основания для формирования новых психических качеств, внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования [11].

Процессуальный аспект адаптации основывается на выделении ее временных характеристик, протя-

женности, стадий самой адаптации. В рамках данного направления происходит выявление и рассмотрение основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временную последовательность. Интересно, что процессуальные характеристики тесно связаны с историческим и эволюционным развитием, так как постепенно процесс адаптации стал ускоряться, приобрел разнонаправ-ленность, усложнились этапы адаптации.

Результативный аспект адаптации традиционно используется как ключевой элемент при оценке успешности адаптивных процессов в целом, - вот почему результативный критерий положен в основу большинства современных классификаций феномена адаптации - от простейшей дихотомии (адаптация -дезадаптация) до более подробных и многомерных структурных построений, включающих уровневую структуру адаптации. Результативный критерий является, таким образом, основным в плане оценки данного феномена.

Теоретический анализ психолого-акмеологи-ческой литературы позволяет выделить следующие феномены деятельности, функционального состояния и личности субъекта, которые могут выступать как структурные компоненты адаптации. Первый, активационный компонент, связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей и противодействие или компенсацию влияния факторов, затрудняющих достижение этих целей. Здесь мы имеем дело с механизмами активации, преобразования и распределения адаптационных и энергетических ресурсов субъекта, определяемых индивидуально-генетическими свойствами нервных процессов как основы, «материального субстрата» любой поведенческой активности. Активационный компонент под-

черкивает активность самого процесса адаптации [5].

Основу второго, когнитивного, компонента составляют перестройки в когнитивных системах деятельности, направленные на выработку наиболее эффективных способов переработки информации, без которых эффективная адаптация невозможна. Здесь задействовано дивергентное мышление, умение творчески подойти к решению задач, не ограничиваясь ранее принятыми стандартами. Когнитивный компонент исключает понимание адаптации как простого приспособления, подчеркивает сложность и вариативность данного процесса.

Третий, эмоциональный, компонент определяется динамикой эмоциональных переживаний, являющихся субъективными индикаторами эффективности процесса адаптации, которые способны приобретать доминирующее значение в сложных, экстремальных условиях, в тех видах деятельности, где требуется быстрое реагирование и перестройка функциональных систем организма.

В качестве четвертого могут быть выделены мо-тивационно-волевые процессы, обеспечивающие координацию всех остальных компонентов в направлении реализации значимых для субъекта целей и тем самым придающие устойчивость и непрерывность процессу адаптации.

Кроме этого мы выделяем ценностно-смысловые компоненты и поведенческие компоненты (наличие выработанных поведенческих схем, навыков, выраженность определенных поведенческих тенденций и стереотипов, например, в межличностном общении)

[4].

Обобщив данную классификацию, мы придем к выводу, что наиболее сложные и разнородные аспекты, явления адаптации проявляются в многогранной человеческой деятельности, в которой можно выделить психофизиологические, когнитивные и субъ-ектно-личностные (эмоциональные, мотивационно-волевые, ценностно-смысловые, поведенческие) компоненты адаптационного процесса и, несомненно, присутствует рефлексивный компонент, отраженный в общем виде в самооценке личности. Рефлексивный компонент включает в себя оценку, как имеющегося потенциала, своих способностей, так и возможностей их развития; своего прошлого, будущего и настоящего; своих качеств как стабильных и развивающихся черт личности, как и процесса, так и результата своей деятельности.

Понимая, что адаптация - это процессуальное явление, протекающее как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды, мы сосредоточили внимание на динамическом аспекте адаптации. В то же время мы рассматриваем способность к адаптации военнослужащих не только как индивидное, но и личностное качество. Б.Г. Ананьев, А.М. Богомолов, А.Г. Маклаков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Розов и др. указывают на необходимость исследования феномена адаптации с позиции личностного подхода. Различные качества личности могут иметь различное влияние на ход адаптации в зависимости от требований военно-профессиональной деятельности.

В динамике развития личности на уровне субъекта появляются новообразования системного характера, которые зафиксированы в таком понятии как личностный адаптационный потенциал [9].

Так как проблема феноменологии адаптивности личности в психологии остается мало разработанной, то остается открытым вопрос об индивидуальной специфике, определяющей пределы потенциальных внутренних изменений личности, связанных с характером ее деятельности, в рамках которой возможна адаптация конкретной личности.

К факторам, воздействующим на физическое и психическое состояние военнослужащего срочной службы, относятся: другой ритм жизни, строгий распорядок дня, требования воинской дисциплины, соблюдение субординации, значительные физические и психические нагрузки, необходимость приобретения специальных военных знаний и навыков, освоение нового круга обязанностей, изменение характера и режима питания, определенные бытовые неудобства. Кроме того, необходимо адаптироваться и к специфическим условиям службы, например, к физическим нагрузкам (марш-броски, прыжки с парашютом и т.д.), несению караульной службы.

В достижении относительно устойчивой адаптации значительную роль играет фактор скорости мобилизации приспособительных механизмов и последовательность их включения на разных уровнях функционирования организма.

При рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психической и социальной адаптации, часто на стыке этих уровней рассматривают психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Существуют свои определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях [9].

Комплексное изучение психических и функциональных состояний человека в служебной деятельности, постоянный мониторинг, отслеживание изменений и профилактика нарушений функционирования психики и организма является наиболее предпочтительным вариантом. Структура и динамика адаптации понимаются здесь как процесс уравновешивания в открытой системе (профессиональная служебная деятельность, отношения в коллективе, как правило, небольшом, здоровье, бытовые условия и т. д.) в ходе которого приобретаются новые системные качества.

Нужно учитывать, что процесс адаптации:

1) всегда предполагает взаимодействие как минимум двух объектов, двух систем (человек - среда, человек - воздействующий фактор, человек - человек и т.д.); 2) это взаимодействие разворачивается в особых условиях - условиях дисбаланса, несогласованности между системами; 3) основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах; 4) достижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.

Адаптация военнослужащего в условиях несения службы с этой точки зрения будет охватывать несколько систем и проходить на разных уровнях -уровне организма, индивида, личности, профессионала.

Важно отметить, что адаптационные возможности - это запас функциональных резервов, которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой. В каждый момент времени существует некоторый положительный и отрицательный баланс функциональных ресурсов по отношению к некоторому среднему их уровню. Средний уровень функциональных ресурсов, в свою очередь, также изменяется со временем. Можно выделить суточные и сезонные колебания функциональных ресурсов, но не менее существенными являются возрастные изменения [6].

Для поддержания необходимого уровня функционирования систем организма происходит расходование адаптационных резервов. В экстремальных условиях организм вынужден адаптироваться к окружающей среде путем изменения уровней функционирования отдельных систем, что требует расходования функциональных резервов. Благодаря деятельности регуляторных механизмов происходит перестройка внутренней среды в соответствии с внешними условиями.

Пусковым механизмом адаптационной перестройки организма можно считать попадание в непривычные для него, стрессовые, условия а именно - «измененные», «неадекватные» условия существования.

Так, например, по А.А. Ершову адаптация является единством стресса (общего адаптационного синдрома), памяти и доминанты. Адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены. Адаптация подчиняется не только закону сохранения равновесия, но и законам развития, экономии сил [4].

При том, что стресс - «любое влияние, которое нарушает естественное равновесие организма» [7, с. 16], цель адаптации заключается в том, чтобы «достичь оптимума эффективности деятельности, обеспечить развитие организма, человека и, как минимум, сохранить их жизнеспособность, функционирование в своей целостности», и адаптационный резерв - это информационные, энергетические и метаболические ресурсы, расходование которых сопровождается постоянным восполнением [11, с. 169]. Таким образом, стресс и адаптация - взаимосвязанные психологические и психофизиологические феномены.

Следует отметить, что не только стресс влияет на адаптацию, но и тревога, которая высокая по интенсивности и растянувшаяся во времени, создает неадекватность обстановки, трудные ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Тревога часто лежит в основе изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

Ф.Б. Березин определил «тревожный ряд», который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

1) ощущение внутренней напряженности не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

2) гиперостезические реакции означают, что тревога нарастает, ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

3) собственно тревога является центральным элементом рассматриваемого ряда, характеризуется ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки информации делается неправильный вывод;

4) страх характеризуется как тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не быть ее причиной, но у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями с данными объектами или направленными на них;

5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы проявляется следующим образом: нарастающая интенсивность тревожности приводит субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

6) тревожно-боязливое возбуждение означает, что вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает [2].

В рамках рассматриваемой нами проблемы очень важным является тот факт, что особенности нейро-динамики оказывают существенное влияние на формирование профессионально важных качеств личности военнослужащих. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности и т.д. Даже такой важный для деятельности момент, как формирование профессиональной самооценки, во многом зависит от характеристик нейродинамики: лица с тенденцией к слабости нервных процессов испытывают больше затруднений в формировании адекватной самооценки, для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышена вероятность установления негибкой неадекватно высокой самооценки [9].

Функциональная недостаточность адаптационных механизмов и систем чаще в своей основе имеет биологическую слабость нервной системы и реже -дефекты предшествующего социального формирования личности (воспитание вне семьи, отсутствие одного из родителей, безнадзорность, педагогическая запущенность).

В экстремальных видах деятельности, с повышенным риском и часто неожиданно возникающими проблемными ситуациями наибольшую профессиональную пригодность, по мнению ряда авторов,

имеют лица с сильной нервной системой [11]. Так, свойство экстра-интроверсии принято считать профессионально важным, прежде всего для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми, в частности - военно-профессиональная деятельность. Это качество значимо и для индивидуальной работы. Считается, что интроверсия связана с более высоким уровнем активации коры головного мозга в покое, поэтому интроверты предпочитают деятельность, позволяющую избегать чрезмерной внешней стимуляции.

Свойства нервной системы действительно играют большую роль в процессах адаптации военнослужащих. Определяя психогенное влияние условий военной службы как фрустрирующее, можно отметить, что дезадаптация к данным условиям выражается в нервно-психической неустойчивости.

Возможности психологической адаптации относительно военнослужащих тесно связаны с уровнем психической устойчивости личности, что в основном изучается применительно к сложным ситуациям, требующим повышенного психического напряжения. Психически устойчивые при встрече с трудностями ищут способ их преодоления, у них идет понижение силы отрицательных эмоций за счет саморегуляции, улучшается функционирование задействованных систем организма, оптимизируется уровень возбуждения. Для психически неустойчивой личности характерны спонтанные поиски выхода, усугубление осознаваемых трудностей, возрастание силы негативных эмоций; ухудшение функционирование систем организма, понижается социальная мотивация (или идет оборонительная реакция) в трудной ситуации. Психически неустойчивые люди проявляют низкий уровень саморегуляции и не способны контролировать свою деятельность.

По концепции адаптации личности к экстремальным условиям, предложенной В.И. Лебедевым, адаптация «есть уровень психической деятельности, система отношений, определяющая адекватное заданным условиям среды поведение личности, ее эффективное взаимодействие с окружающей средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения» [8]. Адаптация к условиям службы в армии определяется как способность к деятельности физиологически приемлемой ценой напряжения, способность противостоять действию вредных факторов среды [9].

Бесспорным показателем успешности адаптации является, прежде всего, достижение возможности выполнения основных задач деятельности и ее высокая продуктивность, общая удовлетворенность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие. При этом эффективность адаптации оценивается с учетом ее психофизиологической и социально-психологической стоимости, которая определяется, по мнению Р. М. Баевского, энергетическими и информационными затратами. Под ценой, или платой, адаптационного процесса обычно понимается степень напряжения регуляторных систем, которая необходима для обеспечения адаптационной деятельности человека [1].

Не все молодые люди способны выдержать длительное нахождение в армии, деятельность в особых условиях - перенести отрыв от родительского дома, требования воинской среды и специфическую атмосферу межличностных отношений. Одно из главных требований армейской среды к входящей в него личности - это умение и готовность личности подчиняться целям коллектива в рамках общей деятельности. Поэтому военнослужащие должны воспринимать особые условия деятельности как совокупность предъявляемых психологических характеристик и эффективных стратегий поведения, призванных преодолевать сложные ситуации, ведущие к дезадаптации в условиях военной службы.

Психологическая устойчивость как предпосылка возможности и качества адаптации во многом зависит от опыта военнослужащего, способности владеть своими эмоциями, развития его волевых качеств, особенно выдержки и самообладания, точности и быстроты реакции, силы и координации к устойчивости движений и действий, от развития способности военнослужащего сохранять в особых условиях большой объем памяти, высокую устойчивость и концентрацию внимания на основной его деятельности в сочетании с распределяемостью и переключаемостью внимания, от способности сохранять продуктивность памяти, высокую скорость запоминания, припоминания и точность воспроизведения, а также гибкость и остроту мышления.

При выполнении боевых задач военнослужащие сталкиваются с большими физическими и особенно психическими нагрузками. В этом случае возможно быстрое расходование нервной, психической энергии, что приводит к снижению внимания и работоспособности военнослужащего. Для того чтобы сохранить боеспособность в этих условиях, стойко переносить длительные психические нагрузки и напряжения, необходимо обладать большой нервно-психической выносливостью.

Фактически адаптация человека к особым условиям деятельности во многом определяется существующими у него высшими адаптивными психофизиологическими уровнями и применение тех или иных адаптационных стратегий обусловливается в большой мере особенностями психического склада человека.

В ходе нашего эмпирического исследования были использованы методика для диагностики процесса адаптации: МЛО «Адаптивность- 99» А.Г. Маклако-ва, С.В. Чермянина; методика для самооценки отдельных личностных особенностей (выступающих в качестве факторов адаптации) «Самооценка» Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модифицированная в целях исследования, что допускает ее процедура) и методика оценки уровня субъективного контроля (УСК), разработанная на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера (Locus of control scale) и адаптированный на русскоязычной выборке Е.Ф. Бажиным с соавторами (Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд). Последняя была выбрана нами постольку, поскольку процесс адаптации тесно связан с экстернальностью и интернальностью личности, что указывается, в ча-

стности, при интерпретации самой методики (специфика восприятия и оценки наличной ситуации, прогноз ее развития).

По результатам выборочного исследования военнослужащих по контракту в количестве 108 человек, были выявлены следующие результаты: экстерналь-ным локусом контроля обладают 12 % военнослужащих. Экстернальность связана с такими личностными чертами, как: безответственность, неуверенность в своих способностях, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений. В целом им больше свойственны подозрительность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману. Экстерналы хуже ориентируются в особенностях межличностного общения, недооценивают влияющие факторы и склонны «сваливать вину» за неудачи на других или обстоятельства, что затрудняет их адаптацию в коллективе, а также повышает ощущение нестабильности, неспособности предсказать поведение окружающих и ход развития ситуации.

Интернальным локусом контроля по результатам исследования обладают 88 % военнослужащих. Характерными чертами интерналов являются: эмоциональная стабильность, следование нормам общества, доверие к людям, общительность и выраженная сила воли. Военнослужащие, которым присуща такая локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, независимы. Они более продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с риском, проявляют большую готовность отсрочить сиюминутное удовольствие ради достижения отдаленного во времени, но более ценного блага. Интерналы в большей степени, чем экстерналы, убеждены, что усердная служба (работа) способствует достижению высокой продуктивности, а высокая продуктивность, в свою очередь, - получению высокого «вознаграждения». У военнослужащих с интернальной направленностью контроля общая удовлетворенность службой значительно выше, чем у военнослужащих с экстернальной направленностью контроля.

По данным методики «Самооценка» Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн (модифицированного варианта) были получены следующие результаты:

Данные по контрольным шкалам «Здоровье» и «Ум» показали, что большинство военнослужащих (92 %) оценивают себя на среднем и высоком уровнях, на низком уровне самооценка у 19 (8 %) военнослужащих. Низкие результаты выявлены по шкале «Прогностические способности», что может быть связано с тем, что военнослужащие предъявляют повышенные требования к проявлению у себя прогностических способностей в силу специфики воинского труда.

По шкалам коммуникативные способности, способность к преодолению трудностей, адаптационные и интуитивные способности более половины военнослужащих (свыше 50 %) имеют высокую самооценку, а 40 % среднюю, что может быть обусловлено их личностными качествами или стремлением к разви-

тию данных качеств. Низкая самооценка также была выявлена у военнослужащих (менее 10 %), что возможно свидетельствует о наличии признаков дезадаптации, что может быть связано, например, с высокими физическими нагрузками или трудностями построения социальных контактов.

Военнослужащие со средним или высоким уровнем самооценки настроены более оптимистично, нежели те, у кого самооценка занижена; они успешнее решают стоящие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, более доброжелательно воспринимает окружающий мир и себя самого.

После проведения «МЛО Адаптивность» А.Г. Маклакова были получены следующие результаты.

Большинство военнослужащих (99 %) обладают высоким или средним уровнем адаптивных способностей, что проявляется в способности достаточно быстро и легко адаптироваться к новым условиям деятельности, адекватной оценке и верной ориентации в ситуации, быстрой выработке стратегии своего поведения, хорошие показатели нервно-психической устойчивости в целом свидетельствуют о высокой поведенческой регуляции, адекватной самооценке и реальном восприятии действительности.

В ходе корреляционного анализа была выявлена значимая корреляция (на уровне значимости р<0,05) уровня субъективного контроля с адаптивными способностями (ЛАП), позволяя утверждать, что чем сильнее выражена интернальная направленность ло-куса контроля, тем выше адаптивные способности. Это объясняется следующим: военнослужащие способны большего добиться в жизни, если они верят, что их судьба находится в их собственных руках. Это, в свою очередь, ведет к лучшей адаптации у интерналов и плохой адаптацией у экстерналов, последние больше подвержены социальному воздействию.

Также была обнаружена значимая корреляция уровня субъективного контроля с нервно-психической устойчивостью, что означает, что чем выше показатели интернальности, тем выше и уровень нервно-психической устойчивости. Результаты исследования позволяют нам сделать вывод о том, что адаптированные военнослужащие считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Таким образом, они приписывают свои успехи и достижения в большей мере собственным усилиям и способностям. Они обладают также развитым чувством субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности искать причины неудач в том, что они недостаточно старались, стремились к цели, или же, в отдельных случаях - недостаточным знаниям и способностям в данной области.

Наличие отрицательной корреляции уровня субъективного контроля со склонностью к суицидальному риску у военнослужащих (р < 0,05) говорит о том,

что чем сильнее выражена экстернальная направленность локуса контроля, тем выше склонность к суицидальному риску. В целом, уровень тревоги и проявления депрессии у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Экстернальный локус контроля является предпосылкой для возникновения суицидальных тенденций, чаще демонстративно-шантажного типа.

Таким образом, эффективность военно-профессиональной деятельности военнослужащих во многом определяется успешностью их адаптации к условиям их жизнедеятельности. Для более точной оценки адаптации военнослужащих и прогнозирования изменений следует учитывать уровень самооценки и уровень локуса контроля.

Литература

1. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М., 1997.

2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л., 1988.

3. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологи-

ческой науке / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 6. - С. 3 - 15.

4. Ершов, А.А. Взгляд психолога на активность человека / А. А. Ершов. - М., 1991.

5. Забегалина, С.В. Психолого-акмеологические основы прогнозирования адаптации студентов и курсантов вузов / С.В. Забегалина. - Ульяновск, 2010.

6. Калаков, Н.И. Особенности адаптации личности и физической подготовки в условиях Арктики / Н.И. Калаков, А.В. Скотникова, С.В. Забегалина // Спортивный психолог. - 2012. - № 3(27). - С. 77 - 79.

7. Кокс, Т. Стресс / Т. Кокс. - М., 1981.

8. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных ситуациях / В.И. Лебедев. - М., 1989.

9. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16 - 24.

10. Приступа, И.В. Факторы социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву различных возрастных групп / И.В. Приступа // Армия и общество. -2011. - № 4. - С. 28 - 36.

11. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А. Р. Кудашев, А.А. Баранов.- СПб., 2006.

УДК 159.9

Ю.В. Обухова

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор С. Т. Джанерьян

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И СОДЕРЖАНИЕМ, ХАРАКТЕРИСТИКАМИ Я-КОНЦЕПЦИИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

В статье излагаются результаты эмпирического изучения взаимосвязи содержания и характеристик Я-концепции и выраженности социального, эмоционального, вербального видов интеллекта у девушек-медиков и юношей-медиков.

Я-концепция, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, вербальный интеллект.

The article presents the results of empirical study of interrelation of the contents and characteristics of self-concept and expressiveness of social, emotional, verbal types of intelligence of girls and young men of medical faculty.

Self-concept, social intelligence, emotional intelligence, verbal intelligence.

В настоящее время происходит реформирование системы высших учебных медицинских заведений, целью которого является воспитание у студентов конкурентоспособности в результате овладения широким спектром гуманитарных компетенций будущего врача. Приоритетными направлениями для повышения конкурентоспособности будущих медиков являются, наряду с сформированностью навыков по решению сложных профессиональных задач, развитый эмоциональный, социальный и вербальный интеллекты, а также хорошая осознанность студентами-медиками собственных черт. Интеллектуальные особенности людей сказываются на содержании их Я-концепции. Не только осознание личностью собственных черт влияет на характер ее интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на осознанность черт в разных сферах жизнедеятельности. Хороший уро-

вень интеллекта приводит к увеличению количественного состава самоописаний, обобщению осознаваемых качеств и высокой представленности различных временных планов Я-концепции.

В современной психологической науке прослеживается несколько аспектов изучения Я-концепции: содержательный, структурный, динамический, функциональный, эмпирико-методический [1]. Анализ выделенных нами аспектов в изучении Я-концепции показывает большую изученность взаимосвязи ее содержания, отдельных составляющих (самоотношение) с особенностями вербального и общего видов интеллекта [1], [2], [6]. В меньшей степени изучена взаимосвязь между Я-концепцией и особенностями социального и эмоционального видов интеллекта. Исследований, посвященных взаимосвязи характеристик (интенсивностных, пространственных и информационных) Я-концепции и особенно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.