Научная статья на тему 'Взаимосвязь между особенностями интеллекта и содержанием, характеристиками Я-концепции у студентов-медиков'

Взаимосвязь между особенностями интеллекта и содержанием, характеристиками Я-концепции у студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
428
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPT / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SOCIAL INTELLIGENCE / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / VERBAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обухова Юлия Владимировна

В статье излагаются результаты эмпирического изучения взаимосвязи содержания и характеристик Я-концепции и выраженности социального, эмоционального, вербального видов интеллекта у девушек-медиков и юношей-медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Обухова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между особенностями интеллекта и содержанием, характеристиками Я-концепции у студентов-медиков»

что чем сильнее выражена экстернальная направленность локуса контроля, тем выше склонность к суицидальному риску. В целом, уровень тревоги и проявления депрессии у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Экстернальный локус контроля является предпосылкой для возникновения суицидальных тенденций, чаще демонстративно-шантажного типа.

Таким образом, эффективность военно-профессиональной деятельности военнослужащих во многом определяется успешностью их адаптации к условиям их жизнедеятельности. Для более точной оценки адаптации военнослужащих и прогнозирования изменений следует учитывать уровень самооценки и уровень локуса контроля.

Литература

1. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М., 1997.

2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л., 1988.

3. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологи-

ческой науке / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 6. - С. 3 - 15.

4. Ершов, А.А. Взгляд психолога на активность человека / А. А. Ершов. - М., 1991.

5. Забегалина, С.В. Психолого-акмеологические основы прогнозирования адаптации студентов и курсантов вузов / С.В. Забегалина. - Ульяновск, 2010.

6. Калаков, Н.И. Особенности адаптации личности и физической подготовки в условиях Арктики / Н.И. Калаков, А.В. Скотникова, С.В. Забегалина // Спортивный психолог. - 2012. - № 3(27). - С. 77 - 79.

7. Кокс, Т. Стресс / Т. Кокс. - М., 1981.

8. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных ситуациях / В.И. Лебедев. - М., 1989.

9. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16 - 24.

10. Приступа, И.В. Факторы социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву различных возрастных групп / И.В. Приступа // Армия и общество. -2011. - № 4. - С. 28 - 36.

11. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А. Р. Кудашев, А.А. Баранов.- СПб., 2006.

УДК 159.9

Ю.В. Обухова

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор С. Т. Джанерьян

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И СОДЕРЖАНИЕМ, ХАРАКТЕРИСТИКАМИ Я-КОНЦЕПЦИИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

В статье излагаются результаты эмпирического изучения взаимосвязи содержания и характеристик Я-концепции и выраженности социального, эмоционального, вербального видов интеллекта у девушек-медиков и юношей-медиков.

Я-концепция, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, вербальный интеллект.

The article presents the results of empirical study of interrelation of the contents and characteristics of self-concept and expressiveness of social, emotional, verbal types of intelligence of girls and young men of medical faculty.

Self-concept, social intelligence, emotional intelligence, verbal intelligence.

В настоящее время происходит реформирование системы высших учебных медицинских заведений, целью которого является воспитание у студентов конкурентоспособности в результате овладения широким спектром гуманитарных компетенций будущего врача. Приоритетными направлениями для повышения конкурентоспособности будущих медиков являются, наряду с сформированностью навыков по решению сложных профессиональных задач, развитый эмоциональный, социальный и вербальный интеллекты, а также хорошая осознанность студентами-медиками собственных черт. Интеллектуальные особенности людей сказываются на содержании их Я-концепции. Не только осознание личностью собственных черт влияет на характер ее интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на осознанность черт в разных сферах жизнедеятельности. Хороший уро-

вень интеллекта приводит к увеличению количественного состава самоописаний, обобщению осознаваемых качеств и высокой представленности различных временных планов Я-концепции.

В современной психологической науке прослеживается несколько аспектов изучения Я-концепции: содержательный, структурный, динамический, функциональный, эмпирико-методический [1]. Анализ выделенных нами аспектов в изучении Я-концепции показывает большую изученность взаимосвязи ее содержания, отдельных составляющих (самоотношение) с особенностями вербального и общего видов интеллекта [1], [2], [6]. В меньшей степени изучена взаимосвязь между Я-концепцией и особенностями социального и эмоционального видов интеллекта. Исследований, посвященных взаимосвязи характеристик (интенсивностных, пространственных и информационных) Я-концепции и особенно-

стей вербального, социального, эмоционального интеллектов, явно недостаточно, что и обусловливает актуальность эмпирического изучения указанных взаимосвязей.

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи содержания и характеристик Я-концеп-ции и выраженности социального, эмоционального и вербального видов интеллекта у студентов-медиков. Объект исследования: 35 студентов медицинского факультета в возрасте 17 - 21 г. Методы исследования: психологическое тестирование (методика «ЭмИн» Д.С. Люсина для изучения эмоционального интеллекта, методика Дж. Гилфорда и М. Салливена для диагностики социального интеллекта, исследование интеллекта по методу Д. Векслера - шкалы вербального интеллекта, модифицированная методика «Кто Я» Т. Куна), контент-анализ самоописаний, статистическая обработка результатов 81аЙ8Иса 6.0 (критерии Фридмана, Вилкоксона, Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмена, дескриптивная статистика, множественная линейная регрессия) [3], [4], [5].

Под Я-концепцией мы будем понимать устойчиво-обобщенные целостные представления о себе, включающие и устойчиво-обобщенное самоотношение человека, определяющие его поведение и деятельность в различных ситуациях [1]. Под характеристиками Я-концепции мы подразумеваем постоянные и допускающие возможность их измерения признаки (свойства), обусловленные ее содержанием и структурой [2]. Нами будут анализироваться измерения Я-концепции по критериям реальности и источника существования отраженного содержания в Я-концепции, а также по временному континууму: Я-реальное, Я-идеальное, Я-отраженное, Я-представ-ляемое, Я-прошлое, Я-будущее. Мы будем рассматривать пространственные, интенсивностные и информационные характеристики Я-концепции. Эмпирически генерализованность Я-концепции рассчитывалась на основе определения числа значимо употребляемых подкатегорий, отражающих в отдельности различные черты в субъектно-деятельностных и личностных свойствах, а также предпочтений по частоте употребления соответствующих подкатегорий. Генерализованность по содержанию эмпирически рассматривалась в трех градациях: собственно генерализованность, дифференцированность, фрагментарность.

Я-концепция считается генерализованной по содержанию, если в текстах самоописаний все подкатегории употребляются без значимых предпочтений какой-либо из них. Я-концепция считается фрагментарной по содержанию, если в текстах самоописаний отдельные категории не употребляются, а среди присутствующих имели место значимо предпочитаемые. Я-концепция считается дифференцированной по содержанию, если в текстах самоописаний содержатся все подкатегории на фоне значимых предпочтений в употреблении отдельных из них.

Интенсивностные характеристики Я-концепции -субъективная значимость в ее содержании тех или иных субъектно-деятельностных или личностных

свойств, эмпирически выраженная в преимущественной частоте употребления и вербальной детали-зированности того или иного свойства в тексте самоописания. Информационной характеристикой Я-концепции выступает способ самоотношения, понимаемый как способ отношения человека к себе самому, выражающийся в свойствах характера и обращении человека с самим собой. Специфика этих характеристик чаще всего изучалась в соответствии с содержанием, структурой Я-концепции, мотивами, стратегиями поведения [2].

В результате контент-анализа самоописаний были выделены следующие категории: инструментальные, интенциональные, экспрессивные (экспрессивные эмоциональные и экспрессивные волевые черты), статусные черты, жизнь, карьера, карьерно-жиз-ненные обстоятельства, семья. Показателем выраженности категории выступала относительная частота их встречаемости в самоописаниях [1].

Обратимся сначала к анализу интеллектуальных особенностей респондентов. Показатели социального интеллекта у девушек-медиков относятся к диапазону высоких значений по шкале «Познание систем поведения» (ПСП); к диапазону выше среднего - по шкале «Познание преобразований поведения» (ППП); к диапазону ниже среднего - по шкале «Познание классов поведения» (ПКП); к диапазону низких значений - по шкалам «Познание результатов поведения» (ПРП) и общая шкала социального интеллекта (Соц). Показатели эмоционального интеллекта у девушек-медиков относятся к диапазону выше среднего значений по шкалам «Контроль экспрессии» (ВЭ), «Понимание экспрессии» (ПЭ); к диапазону ниже среднего - «Межличностное управление» (МУ), «Внутриличностное управление» (ВУ); к диапазону низких значений по шкалам «Межличностное понимание» (МП), «Внутриличностное понимание» (ВП). Показатели межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) относятся к диапазону выше среднего значений, а показатели внутри-личностного эмоционального интеллекта (ВЭИ) - к диапазону ниже среднего значений. Показатели общего эмоционального интеллекта (ОЭИ) относятся в равной степени к диапазонам выше среднего, ниже среднего и низким значениям, а шкала «Управление экспрессией» (УЭ) - к диапазону выше среднего и низких значений. Показатели вербального интеллекта у девушек-медиков относятся к диапазону высоких значений по шкалам «Осведомленность» (Осв), «Умение находить сходства» (Сх); к диапазону низких значений по шкалам «Понимание смысла выражений» (Пон), «Уровень словарного запаса» (СлЗап) и для общего вербального интеллекта (ОВИ).

Показатели социального интеллекта у юношей-медиков относятся к диапазону ниже среднего значений по шкалам ПКП, ПСП; к диапазону низких значений по шкалам ПРП, ППП и для Соц. Показатели эмоционального интеллекта у юношей-медиков относятся к диапазону высоких значений по шкалам МП, ВЭ, ПЭ, УЭ и для МЭИ; в равной степени к диапазонам высоких и ниже среднего значений по шкале МУ, ВУ, для ВЭИ и ОЭИ; в равной степени к

диапазонам высоких и низких значений по шкале ВП. Показатели вербального интеллекта у юношей-медиков относятся к диапазону высоких значений по шкале Осв; к диапазону ниже среднего - по шкале Сх; к диапазону низких значений по шкале СлЗап и для ОВИ. Показатели вербального интеллекта по шкале Пон относятся в равной степени к диапазону выше среднего значения и низких значений.

Из полученных данных видно, что как для девушек-медиков, так и для юношей-медиков характерен низкий уровень социального интеллекта. Вместе с тем, показатель выраженности социального интеллекта по шкалам ППП и ПСП выше у девушек-медиков, нежели чем у юношей. Девушки лучше, чем юноши, распознают речевую экспрессию в контексте определенной ситуации, проявляют ролевую пластичность, понимают логику развития ситуации взаимодействия с другими людьми. Респонденты, хорошо понимающие правила, исходящие от тех или иных социальных ролей, ориентируются на ролевое поведение и профессиональную самореализацию. Показатели эмоционального интеллекта, фиксированные у юношей-медиков, выше, чем аналогичные показатели у девушек-медиков. Можно предположить, что у юношей-медиков низкий уровень социального интеллекта в определенной степени компенсируется хорошо развитым эмоциональным интеллектом, который является одним из профессионально важных качеств будущего врача. Различий в выраженности вербального интеллекта у медиков в связи с их полом не обнаружено. Исключение составляют показатели вербального интеллекта, которые выше у девушек по шкале Сх и выше у юношей - по шкале Пон. Данные девушки обладают особой проницательностью и наблюдательностью, которые помогают им лучше разбираться в людях и понять истинную причину происходящих явлений. А юноши-медики преуспели в способности к суждениям и оперированию прошлым опытом, они с легкостью могут применить на практике полученные теоретические знания. Общей трудностью, с которой сталкиваются данные студенты-медики, является недостаточный уровень развития словарного запаса. Можно полагать, что особо низкий уровень вербального интеллекта может значительно снизить эффективность будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрим содержание когнитивного компонента Я-концепции в связи с интеллектуальными особенностями студентов-медиков. Взаимосвязь между указанными переменными определялась на основе корреляционного анализа, в случаях установления регрессионного анализа мы использовали его результаты.

Высокая представленность инструментальных черт в Я-реальном у девушек-медиков наиболее связана с социальным и вербальным видами интеллекта. Низкая представленность экспрессивных волевых черт и высокая представленность экспрессивных эмоциональных черт в их Я-реальном наиболее связана только с социальным интеллектом. А низкая представленность статусных черт в Я-реальном девушек-медиков наиболее связана только с эмоцио-

нальным интеллектом. Высокая представленность экспрессивных волевых черт в Я-реальном у юношей-медиков наиболее связана с эмоциональным интеллектом, а высокая представленность экспрессивных эмоциональных черт - только с вербальным интеллектом. Низкая представленность в Я-реальном описаний жизненных обстоятельств наиболее связана только с эмоциональным интеллектом.

Для Я-идеального девушек-медиков установлена следующая закономерность: высокий уровень эмоционального интеллекта (шкала ВП) влияет на низкую представленность в когнитивном компоненте Я-концепции описаний жизненных обстоятельств. Девушки-медики, недостаточно осознающие свои жизненные обстоятельства, обладают способностью к лучшему пониманию себя, своих эмоций и чувств. Выраженность эмоционального интеллекта (шкала ВП) характерна для девушек-медиков с низкой представленностью в их Я-идеальном экспрессивных черт. Характер взаимосвязи между экспрессивными чертами, отраженными в Я-идеальном, и социальным и эмоциональным видами интеллекта избирателен.

Низкая представленность описаний, связанных с построением семейных отношений в Я-идеальном у юношей-медиков, наиболее связана с социальным и вербальным видами интеллекта, а высокая представленность в их Я-идеальном экспрессивных эмоциональных черт наиболее связана только с вербальным интеллектом.

Для Я-будущего девушек-медиков установлена следующая закономерность: высокий уровень социального интеллекта (шкала ППП) влияет на низкую представленность в когнитивном компоненте Я-концепции описаний, связанных с построением карьеры. Девушки с высокой способностью к познанию преобразований поведения слабо представляют в будущем свои карьерные устремления. Следовательно, социальный интеллект (шкала ППП) влияет на содержание когнитивного компонента Я-будущего девушек-медиков.

Для Я-будущего юношей-медиков установлена иная закономерность: высокий уровень внутрилич-ностного эмоционального интеллекта влияет на низкую представленность в когнитивном компоненте Я-концепции описаний жизненных обстоятельств. Выраженность эмоционального интеллекта (показатели ВЭИ) характерна для юношей-медиков с высокой представленностью в их Я-будущем описаний построения семейных отношений. Юноши, умеющие понимать и управлять своими эмоциями и чувствами, не представляют в будущем свои семейные отношения. Характер взаимосвязи между осознанием семейных отношений в Я-будущем юношей-медиков и эмоциональным и вербальным видами интеллекта избирателен.

Высокая представленность описаний карьерно-жизненных обстоятельств в Я-прошлом девушек-медиков и низкая представленность экспрессивных черт в их Я-прошлом наиболее связана только с вербальным интеллектом. Для Я-прошлого юношей-медиков установлено влияние высокого уровня вер-

бального интеллекта (шкала Пон) и низкого уровня (шкала СлЗап) на высокую представленность в когнитивном компоненте Я-концепции экспрессивных черт. Юноши, обладающие способностью к суждениям, но с недостаточным уровнем словарного запаса, хорошо осознают свои характерологические черты в прошлом. У юношей-медиков не выявлена взаимосвязь между содержанием Я-прошлого и социальным и эмоциональным видами интеллекта.

Между содержанием когнитивного компонента Я-отраженного и Я-представляемого девушек-медиков и различными видами интеллекта связь не установлена. Высокая представленность экспрессивных черт в Я-отраженном у юношей-медиков и низкая представленность статусных черт наиболее связана только с вербальным интеллектом. Высокая представленность в Я-представляемом юношей-медиков экспрессивных черт и низкая представленность статусных черт связана только с эмоциональным интеллектом.

Следовательно, характер взаимосвязи между чертами, отраженными в различных измерениях Я-концепции, и видами интеллекта у студентов-медиков обусловлен их полом.

Рассмотрим характеристики Я-концепции у студентов-медиков. У девушек-медиков и юношей-медиков Я-реальное является дифференцированным по содержанию. Я-идеальное, Я-отраженное, Я-представляемое, Я-прошлое, Я-будущее - генерализованными по содержанию. Таким образом, генера-лизованность содержания Я-концепции студентов обусловлена не их полом, а измерениями Я-концепции.

Для девушек-медиков характерна субъективная значимость экспрессивных черт в Я-реальном, Я-идеальном, Я-отраженном, Я-представляемом, а также описаний, связанных с карьерой или карьерно-жизненными обстоятельствами, в Я-будущем, Я-прошлом. Для юношей-медиков характерна субъективная значимость экспрессивных черт во всех рассматриваемых измерениях их Я-концепции. Таким образом, пол студентов-медиков обусловливает различия в выраженности интенсивностных характеристик в их Я-будущем, Я-прошлом.

Выраженность эмоционального интеллекта (шкала ВУ) характерна для девушек-медиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-реальном, связанных с объектностью в самоописаниях. Выраженность вербального интеллекта (шкалы Сх, СлЗап и для ОВИ) характерна для девушек-медиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-идеальном, связанных с объектностью в самоописаниях. Выраженность социального интеллекта (шкала ПРП) характерна для девушек-медиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-будущем, связанных с субъектностью в самоописаниях. Выраженность социального интеллекта (шкала ППП) характерна для девушек-медиков с высокой представленностью информационных характеристик, связанных с субъектностью, а выраженность Соц - с высокой представленностью информационных ха-

рактеристик в их Я-прошлом, связанных с объектно-стью самоописаний. Выраженность эмоционального интеллекта (шкала ВУ) характерна для девушек-медиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-отраженном, связанных с субъектностью в самоописаниях. Выраженность социального интеллекта (шкала ППП) и выраженность вербального интеллекта (шкала Пон) характерна для девушек-медиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-представляемом, связанных с объектностью в самоописаниях. Выраженность вербального интеллекта (шкала СлЗап) характерна для юношей-медиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-реальном, связанных с объектно-стью в самоописаниях. Выраженность эмоционального интеллекта (шкала ВУ) характерна для юношей-медиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-будущем, связанных с субъектностью в самоописаниях. Выраженность эмоционального интеллекта (шкала МУ и для показателей МЭИ) характерна для юношей-медиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-отраженном, связанных с объ-ектностью в самоописаниях.

Следовательно, характер взаимосвязи информационных характеристик каждого из измерений Я-концепции и особенностей вербального, социального и эмоционального интеллектов избирателен и обусловлен полом студентов.

Выводы:

1. Как для девушек-медиков, так и для юношей-медиков характерен низкий уровень социального интеллекта. Показатели эмоционального интеллекта, фиксированные у юношей-медиков, выше, чем аналогичные показатели у девушек-медиков. Различий в выраженности вербального и социального интеллектов студентов-медиков в связи с их полом не обнаружено.

2. Черты, отраженные в разных измерениях Я-концепции, связаны с различными видами интеллекта. Характер взаимосвязи между чертами, отраженными в различных измерениях Я-концепции, и видами интеллекта у студентов-медиков обусловлен их полом.

3. Влияние различных видов интеллекта на содержание когнитивного компонента Я-идеального, Я-будущего, Я-прошлого студентов-медиков избирательно и зависит от их пола.

4. Независимо от пола студентов генерализован-ность содержания их Я-концепции обусловлена ее измерениями. Пол студентов-медиков обусловливает различия в выраженности интенсивностных характеристик в Я-будущем, Я-прошлом. Характер взаимосвязи информационных характеристик каждого из измерений Я-концепции и особенностей вербального, социального и эмоционального видов интеллекта избирателен и обусловлен полом студентов.

Литература

1. Джанерьян, С.Т. Когнитивный компонент самосознания / С.Т. Джанерьян // Индивидуальные различия в соз-

нании и общении: Сб. ст. - Ростов н/Д., 2007. - С. 99 - 117.

2. Джанерьян, С.Т. Характеристики профессиональной Я-концепции / С.Т. Джанерьян // Северо-Кавказский психологический вестник. - Ростов на/Д., 2004. - № 2. -С. 25 - 31.

3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб., 1999.

4. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный ин-

теллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М., 2004. - С. 29 - 39.

5. Михайлова, Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию / Е.С. Михайлова. - СПб.,1996.

6. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.