References
1. Antonyan YuM. Enikeev M. I. Eminov V. E. Psikhologiya of a crime and punishments. - M.: "PENATES-PENATY", 2000. P. 20.
2. Зейг Dzh. K. test by Eriksson: The identity of the master and his work / Lane from English V. V. Samoylov. - M.: Nekzaviksimy фирма "Class", 1999.
3. KlebelsbergD. Transport psychology: The lane with it. / Under the editorship of V. B. Mazurkevich. - M.: Transport, 1989.
4. Korchagin A.G. Careless criminal: subject and personality. Vladivostok, 1990. Page 76.
5. Violation of the rules of traffic by pedestrians: ugoklovno-legal, criminological and psychological проб-лемы: educational (practical) grant / L.N. Kostina [etc.]. - Eagle: ORYul Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. - 67 pages.
6. Romanov A.N. Motor transportation psychology: Уч. the settlement for the student. высш. уч. manager. - M.: Publishing center "Akademiya", 2002. Page 173-174.
7. Social psychology: Studies. grant for higher education institutions / Under the editorship of the prof. A.M. Stolyarenko. - M.: YuNITI-DANA, 2001. Page 272-274.
8. BrazhnikovD.A. Typological lines of the identity of the criminals who have committed motor transportation crimes//materials of the All-Russian scientific and practical conference in a mode of a video conferencing (Tyumen, on September 6, 2012). Tyumen: Tyumen institute of professional development of staff of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012. Page 91.
9. Gvozdeva E.V. Tipologiya of the criminals who have made penal violation of the rules of traffic and operation of vehicles//the Russian investigator. 2007 . No. 11.
10. ProtsenkoS.V. Influence of psychophysiological and age features of the subject on the activity which has been directly connected with ensuring transport safety//Legal psychology. 2009 . No. 4.
УДК 159.9 Ю.В. ОБУХОВА
аспирант кафедры психологии личности Южного федерального университета E-mail: uvobukhova@yandex.ru
UDC 159.9 Y.V. OBUKHOVA
postgraduate student, department of psychology of the personality Southern Federal University E-mail: uvobukhova@yandex.ru
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИК Я-КОНЦЕПЦИИ И ВЫРАЖЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ-МАТЕМАТИКОВ
INTERRELATION OF THE CONTENTS AND CHARACTERISTICS OF MY SELF AND EXPRESSIVENESS OF DIFFERENT TYPES OF INTELLIGENCE AT STUDENTS OF MATHEMATICAL FACULTY
В статье излагаются результаты эмпирического изучения взаимосвязи содержания и характеристик Я-концепции и выраженности социального, эмоционального, вербального видов интеллекта у девушек-математиков и юношей-математиков. Эмпирически установлено влияние различных видов интеллекта на содержание когнитивного компонента Я-концепции.
Ключевые слова: содержание и характеристики Я-концепции, интеллектуальные особенности.
In article results of empirical studying of interrelation of the contents and characteristics of the my self and expressiveness of social, emotional, verbal types of intelligence at girls mathematicians and youth men mathematicians are stated. Influence of different types of intelligence on the maintenance of a cognitive component of my self is empirically established.
Swords: the contents and characterististics of my self, the intellectual features.
Профессиональная готовность будущего преподавателя к педагогической деятельности во многом определяет результаты модернизации математического образования. Поэтому возрастает роль профессионально-педагогической подготовки, которая в сочетании с фундаментальной общенаучной и специальной подготовкой позволит будущему преподавателю более полно реализовать большие потенциальные возможности университетского образования. На данном
этапе развития общества возникает потребность в усовершенствовании коммуникативной компетентности будущих преподавателей-математики (повышение уровня вербального интеллекта через овладение студентами нормами литературного языка и закрепленными за каждым видом профессиональной деятельности речевым оформлением); в выработке социокультурных компетенций (усовершенствование навыков межличностного взаимодействия, использование междисциплинарных
© Ю.В. Обухова © Y.V. Obukhova
19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - Р8УСИ0Ь0«СЛЬ 8С1БЖБ8
связей при изучении различных предметов); в развитии личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной реализации в будущем. Все это невозможно без адекватных знаний личности о самой себе. Эти знания воплощаются в Я-концепции личности, определяют способы интерпретации информации, ее поведение, продуктивность и удовлетворенность. В то же время, на содержание и характеристики Я-концепции влияет ряд индивидуально-психологических переменных, среди которых значительную роль играют интеллектуальные особенности личности. В современной психологической науке прослеживается несколько аспектов изучения Я-концепции: содержательный, структурный, динамический, функциональный, эмпирико-методический [1]. В содержательном аспекте изучения Я-концепции внимание исследователей уделялось эмпирическим связям между, преимущественно, самоотношением, как компонентом Я-концепции, и интеллектуальными (вербальный, эмоциональный интеллекты) особенностями. Эти взаимосвязи являются функциональными по характеру. В структурном аспекте чаще всего внимание исследователей заострялось на эмпирической связи отраженных разноуровневых феноменов структуры Я-концепции и вербального интеллекта. В динамическом аспекте, в большинстве случаев, изучалось развитие (усложнение, дифференциация) Я-концепции в связи с развитием когнитивных особенностей. В эмпирико-методическом аспекте исследователи, прежде всего, подчеркивают эмпирическую связь содержания самоописаний - эмпирического выражения Я-концепции - и особенностей вербального и общего видов интеллекта. Анализ выделенных нами аспектов в изучении Я-концепции показывает большую изученность взаимосвязи содержания Я-концепции, ее отдельных составляющих (самоотношение) с особенностями вербального и общего видов интеллекта [1; 2; 6]. В меньшей степени изучена взаимосвязь между Я-концепцией и особенностями социального и эмоционального видов интеллекта. Исследований, посвященных взаимосвязи характеристик (интенсивностных, пространственных и информационных) Я-концепции и особенностей вербального, социального, эмоционального интеллектов, явно недостаточно, что и обусловливает актуальность эмпирического изучения указанных взаимосвязей.
Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи между особенностями различных видов интеллекта и содержанием, характеристиками Я-концепции у студентов-математиков. Объект исследования: 35 студентов математического факультета ТГТИ им. А.П. Чехова в возрасте от 21-24 лет. Методы исследования: психологическое тестирование (методика «ЭмИн» Д.С. Люсина для изучения эмоционального интеллекта, методика Дж. Гилфорда и М. Салливена для диагностики социального интеллекта, исследование интеллекта по методу Д. Векслера - шкалы вербального интеллекта, модифицированная методика «Кто Я» Т.Куна), контент-анализ самоописаний, статистическая обработка результатов 81аЙ8Иса 6.0 (критерии Фридмана, Вилкоксона, Манна-Уитни, коэффициент
корреляции Спирмена, дескриптивная статистика, множественная линейная регрессия) [3; 4; 5].
В данной статье нами будут анализироваться измерения Я-концепции по критериям реальности и источника существования отраженного содержания в Я-концепции, а также по временной отнесенности: Я-реальное, Я-идеальное, Я-отраженное, Я-представляемое, Я-прошлое, Я-будущее. Мы будем рассматривать пространственные, интенсивностные и информационные характеристики Я-концепции [1].
Пространственные характеристики Я-концепции связаны с отражением в Я-концепции тех или иных сфер жизнедеятельности, в которых преимущественно видит свои проявления человек. Эмпирически генера-лизованность Я-концепции рассчитывалась на основе определения числа значимо употребляемых подкатегорий, отражающих в отдельности различные черты в субъектно-деятельностных и личностных свойствах, а также предпочтений по частоте употребления соответствующих подкатегорий. Генерализованность по содержанию эмпирически рассматривалась в трех градациях: собственно генерализованность, дифференци-рованность, фрагментарность. Я-концепция считается генерализованной по содержанию, если в текстах самоописаний все подкатегории употребляются без значимых предпочтений какой-либо из них. Я-концепция считается фрагментарной по содержанию, если в текстах самоописаний отдельные категории не употребляются, а среди присутствующих имели место значимо предпочитаемые. Я-концепция считается дифференцированной по содержанию, если в текстах самоописаний содержатся все подкатегории на фоне значимых предпочтений в употреблении отдельных из них. Интенсивностные характеристики Я-концепции - субъективная значимость в ее содержании тех или иных субъектно-деятельностных или личностных свойств, эмпирически выраженная в преимущественной частоте употребления и вербальной детализированности того или иного свойства в тексте самоописания. Информационные характеристики Я-концепции связаны с совершенствованием системы в отношении накопления ею информации о среде за счет усовершенствования систем управления, интегрирования самой информации. Информационной характеристикой Я-концепции выступает способ самоотношения, понимаемый как способ отношения человека к себе самому, выражающийся в свойствах характера и обращении человека с самим собой [2].
В результате контент-анализа самоописаний респондентов были выделены категории: инструментальные, интенциональные, экспрессивные, статусные черты, карьера, семья, жизнь, социальное окружение. При выделении категорий, обозначающих экспрессивные черты, нами анализировались экспрессивные эмоциональные черты, экспрессивные волевые черты и экспрессивные интеллектуальные черты. Показателем выраженности категории выступала относительная частота их встречаемости в самоописаниях [1].
Рассмотрим интеллектуальные особенности респондентов.
Показатели социального интеллекта относятся к диапазону высоких значений у юношей-математиков
- по шкалам «Познание классов поведения» (ПКП) и «Познание результатов поведения» (ПРП); к диапазону выше среднего - по шкале «Познание преобразований поведения» (ППП); к диапазону низких значений
- по шкале «Познание систем поведения» (ПСП). Все показатели эмоционального интеллекта относятся к диапазону высоких значений у юношей-математиков, исключение составляет шкала «Межличностное управление» (МУ). Показатели вербального интеллекта относятся к диапазону высоких значений у юношей-математиков по шкалам «Умение находить сходство» (Сх), «Уровень словарного запаса» (СлЗап); к диапазону низких значений по шкале «Понимание смысла высказываний» (Пон).
Показатели социального интеллекта относятся к диапазону высоких значений у девушек-математиков
- по шкалам ПРП и ПСП; к диапазону выше среднего - по шкале ППП; к диапазону ниже среднего - по шкале ПКП. Показатели эмоционального интеллекта относятся к диапазону высоких значений у девушек-математиков по шкалам «Межличностное понимание» (МП), «Внутриличностное управление» (ВУ) и для вну-триличностного эмоционального интеллекта (ВЭИ); к диапазону выше среднего - по шкалам «Понимание экспрессии» (ПЭ), МУ и для межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ); к диапазону выше среднего и высоких значений в равной степени по шкале «Внутриличностное управление» (ВУ); к диапазону выше среднего и низким значениям в равной мере по шкале «Контроль экспрессии» (ВЭ); к диапазону ниже среднего значения по шкале «Внутриличностное понимание» (ВП); к диапазону низких и высоких значений в равной степени по шкале «Управление экспрессией» (УЭ). Показатели вербального интеллекта относятся к диапазону высоких значений у девушек-математиков по шкалам Пон, СлЗап; к диапазону низких значений по шкале Сх.
Уровень социального интеллекта (Соц) у девушек-математиков выше, чем у юношей-математиков. Поэтому можно предположить, что девушки-математики имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии. Все показатели эмоционального вида интеллекта, фиксированные у юношей-математиков, выше, чем аналогичные показатели у девушек-математиков. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта у юношей позволяет им хорошо понимать свои эмоции и чувства других людей, а также управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими. Показатели вербального интеллекта (шкала СлЗап) относятся к диапазону высоких значений, а шкала «Осведомленность» (Осв) к диапазону ниже среднего значений у студентов-математиков независимо от пола. Уровень вербального интеллекта у девушек-математиков и юношей-математиков относится к диапазону выше среднего значений.
Рассмотрим содержание когнитивного компонента
Я-концепции в связи с интеллектуальными особенностями девушек и юношей математического факультетов. Взаимосвязь между указанными переменными определялась на основе результатов регрессионного линейного множественного анализа, где зависимой переменной выступили показатели содержания Я-концепции. В случаях, когда регрессионная связь не устанавливалась, мы использовали результаты корреляционного анализа интересующих показателей.
Для Я-реального юношей-математиков установлена следующая закономерность: высокий уровень социального интеллекта (шкала ПСП) влияет на высокую представленность в когнитивном компоненте Я-концепции экспрессивных эмоциональных черт. Юноши, способные анализировать сложные межличностные ситуации и легко адаптирующиеся к изменениям ситуаций взаимодействия, осознают свои устойчивые характерологические черты. Характер взаимосвязи между описаниями построения карьеры в Я-реальном девушек-математиков и эмоциональным и вербальным видами интеллекта избирателен. Выраженность социального интеллекта (шкала ПСП) и эмоционального интеллекта (шкала ВЭ и для ВЭИ) характерна для девушек-математиков с высокой представленностью жизненных описаний в их Я-реальном. Девушки, осознающие свои жизненные обстоятельства, способны предсказать ход развития этих событий, умеют контролировать свою экспрессию и понимать свои эмоции и чувства.
Следовательно, социальный интеллект влияет на содержание когнитивного компонента Я-реального юношей-математиков. Характер взаимосвязи между экспрессивными волевыми чертами в Я-реальном у юношей-математиков и социальным, и эмоциональным интеллектами избирателен. Характер взаимосвязи между описаниями построения карьеры в Я-реальном девушек-математиков и эмоциональным, и вербальным видами интеллекта избирателен.
Для Я-идеального юношей-математиков установлена следующая закономерность: высокий уровень вну-триличностного эмоционального интеллекта влияет на низкую представленность в когнитивном компоненте Я-концепции экспрессивных черт. Юноши, хорошо понимающие себя, свои эмоции и чувства, не стремятся к осознанию характерологических особенностей. Для Я-идеального девушек-математиков установлена иная закономерность: высокий уровень эмоционального интеллекта (шкала ВУ) влияет на низкую представленность в когнитивном компоненте Я-концепции экспрессивных эмоциональных черт. Девушки, способные управлять своими эмоциями и чувствами, не стремятся к осознанию своих характерологических черт.
Следовательно, эмоциональный интеллект влияет на содержание когнитивного компонента Я-идеального как юношей-математиков, так и девушек-математиков.
Для Я-будущего юношей-математиков установлена следующая закономерность: высокий уровень вербального интеллекта влияет на высокую представленность в когнитивном компоненте Я-концепции описаний построения карьеры. Юноши, обладающие способностью
19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 19.00.00 - PSYCHOLOGICAL SCIENCES
понимать и определять истинное содержание сообщений собеседника, стремятся к построению карьеры в будущем. Выраженность эмоционального интеллекта (шкалы ВУ УЭ и для ВЭИ) характерна для девушек-математиков с высокой представленностью описаний карьеры в их Я-будущем, а выраженность эмоционального интеллекта (по шкале МУ) - с низкой представленностью статусных черт. Девушки, желающие построить карьеру в будущем, не осознают свои социальные роли, но при этом способны управлять и контролировать как свои, так и чужие эмоции и чувства.
Следовательно, вербальный интеллект влияет на содержание когнитивного компонента Я-будущего юношей-математиков.
Для Я-прошлого юношей-математиков установлена следующая закономерность: высокий уровень социального интеллекта и внутриличностного эмоционального интеллекта влияет на низкую представленность в когнитивном компоненте Я-концепции инструментальных черт. Юноши, обладающие развитой способностью к рефлексии и лучшему пониманию себя, своих желаний, чувств и эмоций, могут проявлять больше интереса и творчества в работе, но при этом не осознают в прошлом себя делающими или умеющими что-либо. Для Я-прошлого девушек-математиков установлена иная закономерность: низкий уровень вербального интеллекта влияет на высокую представленность в когнитивном компоненте Я-концепции инструментальных и экспрессивных черт. Девушки, не наделенные способностью к оперированию словами, выражениями, осознают себя в прошлом способными, умеющими что-либо делать.
Следовательно, социальный и эмоциональный интеллекты влияют на содержание когнитивного компонента Я-прошлого юношей-математиков. Вербальный интеллект влияет на содержание когнитивного компонента Я-прошлого девушек-математиков.
Характер взаимосвязи между статусными чертами в Я-отраженном юношей-математиков и социальным и вербальным видами интеллекта избирателен. Выраженность вербального интеллекта (шкала Осв) характерна для девушек-математиков с высокой представленностью в их Я-отраженном экспрессивных эмоциональных черт.
Таким образом, высокая представленность экспрессивных эмоциональных черт в Я-отраженном у девушек-математиков наиболее связана только с вербальным интеллектом. Характер взаимосвязи между статусными чертами в Я-отраженном юношей-математиков и социальным и вербальным видами интеллекта избирателен.
Выраженность вербального интеллекта (шкала Сх) характерна для юношей-математиков с высокой представленностью статусных черт. Между содержанием когнитивного компонента Я-представляемого девушек-математиков и различными видами интеллекта связь не выявлена.
Следовательно, высокая представленность статусных черт в Я-представляемом у юношей-математиков наиболее связана с вербальным интеллектом.
Обратимся теперь к анализу характеристик
Я-концепции. Как у юношей-математиков, так и у девушек-математиков, Я-реальное, Я-идеальное, Я-будущее, Я-прошлое, Я-отраженное, Я-представляемое являются генерализированными по содержанию. Это свидетельствует о полноте отражения во всех измерениях Я-концепции собственных личностных черт студентами-математиками.
Таким образом, генерализованность содержания Я-концепции студентов не обусловлена ни их полом, ни измерениями их Я-концепции.
Выраженность эмоционального интеллекта (шкала ВП и для ВЭИ) характерна для юношей-математиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-реальном, связанных с объектностью в самоописаниях. Выраженность вербального интеллекта (шкала Осв) характерна для юношей-математиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-идеальном, связанных с субъек-тностью в самоописаниях. Юноши, стремящиеся к построению собственного поведения и себя в целом, наделены высоким уровнем эрудиции. Выраженность эмоционального интеллекта (шкала ВП) характерна для юношей-математиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-будущем, связанных с субъектностью в самоописаниях. Юноши, осознающие себя в будущем в качестве активного субъекта своей жизни, способны к осознанию себя, своих эмоций и чувств. Выраженность эмоционального интеллекта (шкала ВЭ и для ВЭИ) характерна для юношей-математиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-прошлом, связанных с объектностью в самоописаниях. Выраженность социального интеллекта (шкала ПСП и для Соц) характерна для юношей-математиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-прошлом, связанных с субъектностью в самоописаниях. Юноши, выступающие в прошлом в позиции внутреннего наблюдателя, способны понимать логику развития событий, успешно адаптируются к изменяющимся условиям. Выраженность социального интеллекта (шкала ППП) характерна для юношей-математиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-отраженном, связанных с субъектностью в самоописаниях. Юноши, предполагающие, что окружающие прекрасно к ним относятся, наделены способностью понимать изменения значения исходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей эту ситуацию.
Выраженность вербального интеллекта (шкала СлЗап) характерна для девушек-математиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-реальном, связанных с объектностью в самоописаниях. Девушки, осознающие себя с позиции внешнего наблюдателя, наделены хорошим уровнем словарного запаса. Выраженность вербального интеллекта (шкала Сх) характерна для девушек-математиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-идеальном, связанных с субъектностью в самоописаниях. Выраженность эмоционального (шкалы ВП,
ВЭ, УЭ и для ВЭИ) и социального (шкала ПСП) видов интеллекта характерна для девушек-математиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-идеальном, связанных с объектностью в самоописаниях. Девушки, стремящиеся к констатации общераспространенных качеств, способны понимать, контролировать, управлять своей экспрессией, понимать значение действий людей. Выраженность эмоционального интеллекта (шкала ПЭ) характерна для девушек-математиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-будущем, связанных с объектностью в самоописаниях. Девушки, осознающие себя в будущем в качестве подверженных влиянию окружающих, способны понимать свою и чужую экспрессию. Выраженность эмоционального интеллекта (показатель ВЭИ) характерна для девушек-математиков с высокой представленностью информационных характеристик в их Я-прошлом, связанных с субъектностью в самоописаниях. Девушки, рефлексивно относящиеся к себе в прошлом, способны к пониманию и управлению своей экспрессией.
У студентов-математиков не выявлена взаимосвязь между информационными характеристиками в Я-отраженном и Я-представляемом, с одной стороны, и всеми видами интеллекта, с другой стороны.
Следовательно, характер взаимосвязи информационных характеристик каждого из измерений Я-концепции и особенностей вербального, социального и эмоционального интеллектов избирателен и обусловлен полом студентов.
Для девушек-математиков характерна субъективная значимость экспрессивных черт в Я-прошлом, Я-отраженном, Я-представляемом; экспрессивных эмоциональных черт в Я-реальном, Я-идеальном; инструментальных черт в Я-будущем.
Для юношей-математиков характерна субъективная значимость экспрессивных черт в Я-прошлом, Я-отраженном, Я-представляемом; экспрессивных
эмоциональных черт в Я-реальном; статусных черт в Я-идеальном; описание карьеры в Я-будущем.
Таким образом, пол студентов-математиков обусловливает различия в выраженности интенсивностных характеристик в их Я-идеальном, Я-будущем.
Выводы
1. Уровень социального интеллекта у девушек-математиков выше, чем у юношей-математиков. Все показатели эмоционального интеллекта, фиксированные у юношей-математиков, выше, чем аналогичные показатели у девушек-математиков. Различий в уровне вербального интеллекта у студентов-математиков не обнаружено.
2. Черты, отраженные в разных измерениях Я-концепции, связаны с различными видами интеллекта. Характер взаимосвязи между чертами, отраженными в различных измерениях Я-концепции, и видами интеллекта у студентов-математиков обусловлен их полом.
3. Влияние различных видов интеллекта на содержание когнитивного компонента Я-реального, Я-будущего, Я-прошлого студентов-математиков избирательно и зависит от их пола. Влияние эмоционального интеллекта на содержание когнитивного компонента Я-идеального юношей и девушек не зависит от их пола, а обусловлено их профессиональной принадлежностью.
4. Генерализованность содержания Я-концепции студентов-математиков обусловлена их профессиональной принадлежностью. Характер взаимосвязи информационных характеристик каждого из измерений Я-концепции и особенностей вербального, социального и эмоционального интеллектов избирателен и обусловлен полом студентов. Пол студентов-математиков обусловливает различия в выраженности интенсивностных характеристик в их Я-идеальном и Я-будущем.
Библиографический список
1. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. Ростов-на-Дону, 2004. 480 с.
2. Джанерьян С.Т. Характеристики профессиональной Я-концепции // Северо-Кавказский психологический вестник. Ростов-на-Дону: РГУ, 2004. № 2. С .25-31.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.
4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004. С.29-39.
5. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М.Салливена: Руководство по использованию. СПб.,1996. 56 с.
6. Стопин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983. 284с.
References
1. Dzhaneryan S.T. Professional my self: system analysis. Rostov-on-Don, 2004. - 480 p.
2. Dzhaneryan S.T. Characteristics of the professional my self //North Caucasian psychological messenger. - Rostov-on-Don: RSU, 2004. - No. 2. P. 25-31.
3. Druzhinin V.N. Psikhologiya of the general abilities. - St. Peterburg. 1999. - 368 p.
4. Lyusin D.V. Modern ideas of emotional intelligence // Social intelligence. The theory, measurement, researches / Under the editorship of D. V. Ushakov, D. V. Lyusin. - Moscov, 2004. - P. 29-39.
5. Mikhaylova (Alyoshina) E.S. Metodika of research of social intelligence: Adaptation of dough of J. Gilford and M. Salliven: Operating instructions. - St. Peterburg., 1996. - 56 p.
6. Stolin V. V. Samosoznaniye of the personality. M.: Publishing house of the Moscow University, 1983. 284 p.