ФГОС второго поколения
УДК 159.928.234
J
Е. С. Иванова
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА в ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ*
Л_______________________________________________________________________________________________________г
Аннотация. В статье представлены результаты исследования эмоционального интеллекта, активного словаря эмоций и эмоционального тонуса учащихся 13-14 лет. Установлено, что в подростковом возрасте эмоциональный интеллект не связан с уровнем развития активного словаря эмоций, но имеет значимые положительные корреляции с эмоциональным тонусом.
Ключевые слова: подростковый возраст, эмоциональный интеллект, вербализация эмоций, эмоциональный тонус.
Abstract. The paper presents the research data of emotional intelligence, emotional verbalization and emotional tonus of 13-14 year-old students; the factors of emotional intelligence and the level of emotional tonus having strong positive correlation.
Keywords: teenagers, emotional intelligence, emotional verbalization, emotional tonus.
Подростковый возраст - период, когда межличностное общение становится особенно важным и приобретает статус ведущего типа деятельности. Эффективная реализация всех составляющих общения (коммуникации, интеракции, перцепции) в значительной мере базируется на эмоциональном интеллекте - способности человека осознавать, адекватно выражать свои эмоции и воспринимать эмоции партнера по общению, включать эту информацию в общий контекст межличностного взаимодействия. Формирование эмоционального интеллекта начинается еще в дошкольном возрасте, и в подростковый период эта интегральная способность приобретает особое значение [1]. По своим особенностям эмоциональный интеллект является важной характеристикой человека, которая может развиваться на протяжении всей жизни, что позволяет, согласно современному подходу непрерывного развития личности, рассматривать его как метакомпетенцию [3].
Необходимо отметить, что современные условия жизни детей и подростков, связанные с компьютеризацией, распространенностью SMS - и MMS-общения, приводят к тому, что в сложной структуре общения акцент переносится на процесс коммуникации, точнее знаковую передачу информации. Увеличение количества передаваемой-получаемой информации без ее качественного преобразования, телеграфный стиль сообщений, отличающий SMS, ISQ и другие популярные в подростковой и молодежной среде каналы коммуни-
* Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 гг.».
кации, приводят к ситуации, когда современный человек, в частности подросток, имеет большое количество контактов, но при этом способность проявлять эмпатию, осознавать собственные чувства, регулировать эмоциональную составляющую общения - остаются крайне неразвитыми, что подтверждается представленными в литературе данными [2, 8] и результатами наших исследований [4].
Помимо обеднения процесса межличностного общения поверхностный, экстенсивный способ взаимодействия и закрепившийся в современной культуре запрет на эмоции приводят к тому, что низкий уровень эмоциональной вовлеченности запускает процесс утраты осмысленности, значимости происходящего, вызывает недоразвитие рефлексивных способностей, слабую структурированность и осознанность собственного внутреннего мира, склонность к алекситимии и нередко формирует предрасположенность к психосоматическим заболеваниям [8]. Эти проблемы ставят вопрос о комплексном изучении когнитивно-эмоциональных особенностей, что может быть реализовано через исследование эмоционального интеллекта и тесно связанных с ним познавательных и аффективных характеристик.
В дополнение к имеющимся моделям эмоционального интеллекта (D. Goleman, R. Bar-On, P. Salovey,
J. Mayer) исследователи выделяют в качестве основных его компонентов выраженную способность к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, управление эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении [1,7]. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, проявляющего закономерности внешнего
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6
27
ФГОС второго поколения
мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир, его связь с поведением человека и особенностями взаимодействия с окружающей действительностью.
И. Н. Андреева, анализируя различные представления о структуре эмоционального интеллекта, приходит к выводу о его связи с уровнем развития словаря эмоций (когнитивная составляющая) и эмоциональными особенностями личности (аффективная составляющая) [1]. Для проверки данного тезиса в рамках нашего исследования, помимо оценки уровня эмоционального интеллекта современных подростков, изучались объем активного словаря эмоций и уровень эмоционального тонуса.
На основании представленных в литературе данных были сформулированы две исследовательские гипотезы:
1. Согласно современным психологическим исследованиям, вербализация эмоций к подростковому возрасту практически завершена и словарь эмоций сформирован [1,2, 7]. В связи с этим мы предположили наличие тесной связи между показателями эмоционального интеллекта и объемом активного словаря эмоций.
2. Стойкое снижение эмоционального тонуса (предрасположенность к депрессии) ведет к сокращению объема активного словаря эмоций и негативно сказывается на формировании навыков межличностного общения [8]. Следовательно, можно ожидать отрицательных корреляций между показателями эмоционального тонуса и эмоционального интеллекта, а также показателями эмоционального тонуса и объемом активного словаря эмоций.
В экспериментальном исследовании приняли участие 76 учащихся 8-х классов в возрасте 13-14 лет, среди них 47 девушек и 29 юношей. Экспериментальной площадкой выступило МОУ «Гимназия № 47 г. Екатеринбурга». Испытуемым предъявлялись три методики: 1) опросник «Эмоциональный интеллект» (ЭмИн) Д. В. Люсина [7]; 2) методика «Словарь эмоций» - авторский модифицированный вариант ассоциативного вербального теста [5]; 3) «Шкала оценки эмоционального тонуса» - авторская экспериментальная методика, разработанная совместно с Н. Н. Смирновой [6].
Опросник ЭмИн позволяет выявлять уровень межличностного (МЭИ) и внутриличностного (ВЭИ) эмоционального интеллекта.
По межличностному эмоциональному интеллекту (что предполагает оценку понимания и управления чужими эмоциями) очень высокие значения выявлены у 6% испытуемых, высокие - у 23%, средние - у 49%, низкие и очень низкие - у 22% испытуемых. По внутриличностному эмоциональному интеллекту (включает понимание, управление и выражение собственных эмоций) очень высокие значения обнаружены у 10%, высокие - у 28%, средние - у 37%, низкие и очень низкие - у 25% опрошенных подростков. Таким образом, значительная часть испытуемых (более 60%) демонстрирует средний и низкий уровни развития способности понимать эмоции других людей и адекватно репрезентировать собственные чувства, что, безусловно, затрудняет процесс общения и межличностного взаимодействия, может провоцировать конфликты, чувство изолированности от окружающих, ощущение, что «никто не хочет понять», столь характерное для подросткового возраста.
Результаты по методике «Словарь эмоций» (СЭ) следующие: высокого уровня (17 и более названий эмоций и чувств) не выявлено ни у одного обследуемого; средний результат (9-16 эмотивов) обнаружен у 29% испытуемых, 71% продемонстрировали низкий уровень развития словаря эмоций. Таким образом, можно констатировать бедность эмоциональной лексики в данной подростковой выборке.
Исследование эмоционального тонуса (ЭТ) осуществлялось с помощью разработанного нами совместно с Н. Н. Смирновой опросника, включающего соматические и психоэмоциональные характеристики эмоционального благополучия субъекта [6]. Установлено, что у 4% испытуемых высокий уровень ЭТ, у 9% -низкий; у 40% выявлены ситуативные нарушения ЭТ. У 46% обнаружены выраженные нарушения ЭТ, что позволяет рассматривать эту часть выборки как группу риска, склонную к манифестации депрессивной и субдепрессивной симптоматики.
Для выявления вклада когнитивного (объем активного словаря эмоций) и эмоционального (уровень эмоционального тонуса) факторов в показатели эмоционального интеллекта подростков вычислялся коэффициент корреляции Пирсона (г). Матрица интеркорреляций в целом по выборке представлена в табл. 1.
Таблица 1
Матрица интеркорреляций в обобщенной выборке подростков
Показатель ПВ ОВ СВ ЭТ МП МУ МЭИ ВП ВУ ВЭ ВЭИ
СЭ 0,17 0,20 -0,09 0,10 0,14 0,07 0,13 -0,04 0,06 0,03 0,02
ПВ 0,03 0,56 0,82 -0,05 -0,24 -0,16 -0,47 -0,38 -0,25 -0,50
ОВ -0,02 0,35 -0,16 -0,20 -0,21 0,00 0,02 0,11 0,05
СВ 0,84 -0,06 -0,26 -0,18 -0,53 -0,34 -0,12 -0,46
ЭТ -0,12 -0,34 -0,25 -0,54 -0,37 -0,15 -0,49
МП 0,42 0,89 0,21 0,11 0,02 0,16
МУ 0,79 0,38 0,15 0,19 0,33
МЭИ 0,33 0,15 0,11 0,28
ВП 0,38 0,21 0,74
ВУ 0,40 0,78
ВЭ 0,70
Примечание. гкрит = 0,23 для p = 0,95, жирным шрифтом выделены значимые корреляции.
28
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6
ФГОС второго поколения
В данной и последующих таблицах используются следующие условные сокращения: СЭ - объем активного словаря эмоций; ПВ - прямые вопросы, выявляющие эмоциональное состояние испытуемых, ОВ - обратные вопросы, СВ - вопросы, выявляющие наличие психосоматической симптоматики, ЭТ - уровень эмоционального тонуса, который определяется как высокий уровень эмоционального и соматического благополучия и вычисляется как сумма показателей ПВ, ОВ и СВ; МП - понимание эмоций в межличностном общении, МУ - управление эмоциями в межличностном общении, МЭИ - показатель межличностного эмоционального интеллекта, который вычисляется как сумма МП и МУ; ВП - внутриличностное понимание переживаний, ВУ - внутриличностное управление эмоциями, ВЭ - внутриличностный контроль экспрессии, ВЭИ - внутриличностный эмоциональный интеллект, который вычисляется как сумма ВП, ВУ и ВЭ.
Как показывают представленные данные, объем активного словаря эмоций слабо связан с составляющими эмоционального интеллекта, однако на уровне тенденции наблюдаются корреляции со шкалой ОВ. Иными словами, чем выше уровень развития словаря эмоций, тем более склонен подросток отрицать выраженность у себя позитивных переживаний (шкала ОВ). Анализ содержания индивидуальных словарей эмоций показал, что в них преобладают (наиболее часто упоминаются) такие негативные переживания, как гнев, злость, страх, ненависть, печаль; среди позитивных высокочастотно упоминание эмотива радость. Вероятно, это является отражением тех процессов, которые принято называть кризисом подросткового возраста, проявляющимся в негативизме, остром чувстве одиночества, неприятия себя и/или окружающих [2].
Склонность акцентировать внимание на негативных переживаниях (шкала ПВ) отрицательно связана со способностью управлять своими эмоциями в общении и эмоциями окружающих, понимать и контролировать проявление своих чувств. Таким образом, чем больше подросток фиксирует внимание на отрицательных эмоциях, тем меньше он способен регулировать собственные переживания, а также влиять на эмоциональное состояние партнеров по общению.
Шкала, направленная на оценку частоты позитивных переживаний (ОВ), оказалась слабо связанной со всеми показателями эмоционального интеллекта. Этот факт, по-видимому, обусловлен тем, что преобладание позитивных переживаний, которое в подростковом возрасте нередко носит акцентуированный характер (гиперактивный, демонстративный и пр.), создает определенный барьер между ребенком и окружающими, для которых такой подросток представляется как «легкомысленный», «поверхностный», «бесчувственный», а его общий позитивный настрой воспринимается как защитная реакция, «маска» и нередко вызывает раздражение как у сверстников, так и у взрослых.
Шкала СВ - охваченность психосоматической симптоматикой - отрицательно связана со способностью понимать свои переживания, управлять ими, также обратная корреляция наблюдается между общим показателем внутриличностного интеллекта и способностью управлять эмоциями окружающих.
Таким образом, в целом по выборке можно отметить, что когнитивный компонент влияет на развитие эмоционального интеллекта подростка опосредованно - через вклад в способность дифференцировать собственные переживания, осознавать их, и лишь затем, по-видимому, происходит смещение фокуса внимания на переживания других людей. В предыдущих работах [4, 5] этот факт был выявлен нами с помощью иной батареи методик и проинтерпретирован как разобщенность эмоционального опыта и процесса его осознавания, что связано во многом с насыщенностью эмоциональной жизни в данный период, а также с характерной чертой подросткового возраста - убежденностью в уникальности своих переживаний, некоторой «закрытости» подростка от социально принятых форм фиксации собственных эмоций и чувств посредством общепринятых языковых символов.
Учитывая, что в эмоциональной сфере гендерные различия представлены весьма широко, особый интерес вызывает рассмотрение структуры корреляций и достоверности различий исследуемых показателей в выборках юношей и девушек. Сравнение с помощью критерия Фишера (F) показало, что значимые различия имеются лишь по шкале СЭ (объем активного словаря эмоций), МП (способность понимать эмоции в межличностном общении) и МЭИ (межличностный эмоциональный интеллект). По этим шкалам результаты в выборке девушек выше, чем в выборке юношей.
Таким образом, можно заключить, что в подростковом возрасте девушки более осведомлены о разнообразных переживаниях, более склонны их проговаривать, вербально фиксировать, а также ориентируются на внешний, экспрессивный компонент в понимании эмоций партнера по общению. Тем не менее они, как и юноши, испытывают затруднения с саморегуляцией и управлением своей экспрессией и переживаниями другого человека, с которым находятся в непосредственном контакте.
Рассмотрим гендерные особенности структуры корреляционных связей исследованных показателей.
Как показывают данные табл. 2, в выборке юношей словарь эмоций имеет очень слабые, преимущественно отрицательные корреляции с показателями эмоционального интеллекта, что указывает на относительную независимость этих факторов и может быть связано с трудностями вербализации, рефлексируемой экспрессии собственных чувств и осознанием переживаний другого человека.
Таблица 2
Матрица интеркорреляций в группе юношей
Показа- тель МП МУ МЭИ ВП ВУ ВЭ ВЭИ
СЭ -0,01 -0,12 -0,09 -0,06 -0,17 0,07 -0,06
ПВ -0,16 -0,26 -0,30 -0,58 -0,43 -0,05 -0,49
ОВ 0,04 -0,34 -0,17 -0,04 -0,32 0,18 -0,06
СВ -0,22 -0,41 -0,44 -0,60 -0,44 0,04 -0,46
ЭТ -0,19 -0,47 -0,45 -0,63 -0,56 0,06 -0,51
Примечание. г = 0,36 для p = 0,95, жирным шрифтом выделены значимые корреляции.
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6
29
ФГОС второго поколения
Склонность подчеркивать преобладание в своем опыте негативных переживаний (шкала ПВ) отрицательно связана с пониманием (ВП) и управлением (ВУ) собственными эмоциями, негативно влияет на контакт с миром собственных чувств в целом (ВЭИ).
Шкала ОВ (недооценка значимости позитивных переживаний) не обнаружила в выборке юношей значимых корреляций.
Склонность к психосоматическому реагированию (шкала СВ) имеет большое количество высокозначимых отрицательных корреляций с показателями межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта, аналогично общему показателю эмоционального тонуса (ЭТ). Таким образом, для юношей-подростков предрасположенность к развитию депрессивной, психосоматической симптоматики является прогностически неблагоприятным фактором в реализации различных аспектов межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта, нарушает контакт с пространством собственных переживаний и обедняет понимание и осознание особенностей эмоционального реагирования окружающих.
Рассмотрим результаты корреляционного анализа исследованных показателей выборки девушек.
Таблица 3
Матрица интеркорреляций в группе девушек
Показа- тель МП МУ МЭИ ВП ВУ ВЭ ВЭИ
СЭ 0,06 0,11 0,09 0,01 0,19 0,05 0,11
ПВ -0,05 -0,25 -0,15 -0,42 -0,36 -0,36 -0,51
ОВ -0,36 -0,14 -0,29 0,06 0,20 0,10 0,15
СВ -0,07 -0,22 -0,15 -0,50 -0,28 -0,21 -0,45
ЭТ -0,20 -0,30 -0,27 -0,48 -0,27 -0,27 -0,46
Примечание. г = 0,29 для p = 0,95, жирным шрифтом выделены значимые корреляции.
Согласно представленным данным, показатели объема активного словаря эмоций (СЭ) в выборке девушек имеют очень слабые, не проявляющиеся даже на уровне тенденций положительные корреляции с показателями эмоционального интеллекта. Этот факт свидетельствует о несформированной связи между когнитивным компонентом эмоционального интеллекта и непосредственным аффективным опытом, который в результате остается недостаточно осознанным и принятым личностью.
Склонность фиксировать свое внимание на негативных переживаниях (шкала ПВ) отрицательно связана с внутриличностным эмоциональным интеллектом и всеми его составляющими.
Тенденция недооценивать частоту позитивных переживаний (шкала ОВ) отрицательно связана с пониманием эмоций партнера по общению (МП) и общим уровнем межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ).
Соматическая симптоматика (шкала СВ) негативно влияет на уровень понимания собственных чувств (ВП) и внутриличностный интеллект в целом (ВЭИ).
Выявленные гендерные различия показателей эмоционального интеллекта и интеркорреляционных связей нуждаются в проверке на основании лонгитюдного исследования, так как в литературе указывается преобладание межличностного интеллекта в женской
выборке и внутриличностного - в мужской (результаты получены на студенческих группах) [1,7].
Подводя итог, следует отметить, что первая гипотеза нашего исследования - о тесной связи объема словаря эмоций и эмоционального интеллекта - не получила подтверждения. Это может объясняться слабой интеграцией когнитивно-эмоциональной сферы подростков, переживающих кризис идентичности. Выдвинутое нами вслед за И. Н. Андреевой и Д. В. Люсиным предположение нуждается в проверке на выборках более взрослых испытуемых.
Вторая гипотеза получила значительное подтверждение: выявлены высокие (уровень значимости 0,99) отрицательные корреляции межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта с предрасположенностью к депрессии в обобщенной выборке испытуемых, а также в подгруппах юношей и девушек, что подтверждает имеющиеся в научной литературе данные [7]. Иными словами, чем выше уровень эмоционального благополучия подростка, что выражается в отсутствии психосоматической симптоматики, общем позитивном тоне переживаний, тем лучше он понимает происходящее в его внутреннем мире, тем активнее стремится познавать переживания других людей, регулировать и управлять процессом общения, заявляя свою субъектную позицию.
Полученные результаты уточняют имеющиеся данные о взаимосвязи способности вербально репрезентировать эмоции с показателями эмоционального интеллекта, а также убедительно доказывают негативное влияние на внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект сниженного эмоционального тонуса, фиксированности на негативных эмоциях. Выявленные гендерные различия вносят свой вклад в понимание особенностей процесса взросления юношей и девушек в подростковом возрасте.
Результаты исследования позволяют определить следующие направления деятельности не только специалистов, работающих с подростками и молодежью, но и общества в целом.
1. Организация интерактивных интернет-ресурсов, администрируемых ведущими психологами, педагогами, учеными, деятелями культуры и искусств, успешными бизнесменами и общественными лидерами. Это позволит, с одной стороны, обеспечить передачу жизненных ценностей и опыта общения от поколения к поколению, а с другой - построить столь важный процесс так, чтобы говорить с подростками и молодежью на одном языке, доступными и понятными для них средствами доносить наиболее важные результаты жизненного опыта и личного успеха.
2. Создание условий для активного и деятельного включения подростков в решение социальных проблем -проведение конкурсов инициативных проектов, выделение грантов для реализации идей и задумок социально активных, а не только талантливых юношей и девушек. Это позволит многим подросткам ощутить собственную значимость, поверить в себя, свои силы, получить необходимый ресурс успешности и позитивного опыта.
3. Создание и организация деятельности специализированных психологических центров, ориентированных как на групповые, так и на индивидуальные фор-
30
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6
ФГОС второго поколения
мы работы. Очевидно, что некоторая часть подростков нуждается в индивидуальном сопровождении в период взросления: психологической поддержке и коррекции навыков поведения, общения, взаимодействия. Слабая личностная структура, негативный опыт общения - явления, чрезвычайно распространенные в подростковой среде. Помощь психологов откроет подросткам с де-фицитарным или отклоняющимся вариантом развития новые грани общения и построения жизненного пути.
Литература
1. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СПГУ, 2004. Ч. 1. С. 22-26.
2. Возрастная и педагогическая психология / сост. И. В. Дубровина. М.: Академия, 1999. 314 с.
3. Зеер Ф. Э., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высш. образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
4. Иванова Е. С. Взаимосвязь словаря эмоций с некоторыми особенностями эмоциональной сферы у старших школьников // Культура, личность, социум: взгляд молодых психологов: материалы всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / под ред. С. А. Богомаза, Ю. В. Сметановой. Томск: Аграф-Пресс, 2006. С. 63-66.
5. Иванова Е. С. Возможности методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы // Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 101-112.
6. Иванова Е. С. Эмоциональный тонус и методика его диагностики в молодом и юношеском возрасте//Образование и наука. Изв. УрО РАО, 2006. С. 69-74.
7. Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2011№ 1 (80) с. 34-41.
8. Люсин Д. В. Новая методика исследования эмоционального интеллекта: опросник ЭиИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.
9. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психологии. 1999. № 2. С. 61-74.
УДК 378.02
J
М. В.Казачихина
ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ УСТАНОВКИ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Л________________________________________Г
Аннотация. В статье анализируется понятие «установка», рассматриваются ее структура и функции, описываются возможности изменения социальных установок в педагогической деятельности, раскрывается понятие «тренинг личностного роста» и его потенциал в формировании установки педагогов на инновационную деятельность.
Ключевые слова: установка, аттитюд, изменение социальных установок, инновационная деятельность, инновационная установка, педагоги, тренинговые технологии в образовании, тренинг личностного роста.
Abstract. The paper analyzes the concept of attitude; its structure and functions considered, possibilities of changing social attitudes described. Also, it considers the concept of personality development training and its potential in forming the attitude of teachers to innovative activities.
Keywords: attitudes, changing attitudes, innovation, innovative setting, teachers, training technologies in education, personal growth training.
Анализ проблем вузовского образования с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки основ формирования психологической готовности будущих учителей к инновационной деятельности.
Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит успех переустройства образовательной практики, перспективы развития учебных учреждений.
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6
31