Научная статья на тему 'Взаимосвязь между особенностями интеллекта и содержанием Я-концепции у студентов физического и математического факультетов'

Взаимосвязь между особенностями интеллекта и содержанием Я-концепции у студентов физического и математического факультетов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / Я-РЕАЛЬНОЕ / Я-ИДЕАЛЬНОЕ / Я-ОТРАЖЕННОЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / MYSELF / ME-REAL / ME-IDEAL / ME-REFLECTED / SOCIAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / VERBAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обухова Юлия Владимировна

Излагаются результаты эмпирического изучения взаимосвязи между особенностями социального, эмоционального, вербального видов интеллекта и содержанием Я-концепции девушек физического и математического факультетов. Установлены особенности каждого из видов интеллекта, выявлено содержание таких измерений, как Я-реальное, Я-идеальное, Я-отраженное. Установлен характер взаимосвязи между содержанием когнитивного компонента Я-концепции и различными видами интеллекта. Выявлены черты, отраженные в Я-концепции, наиболее тесно связанные с различными видами интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Обухова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between the characteristics of intelligence and content of self-concept among students of physical and mathematical faculties

In article provides the results of empirical studying of interrelation between features of social, emotional, verbal types of intelligence and contents of conception of «Me» of female students of Mathematical and Physical faculties. Features of each of the intelligence types are established, the content of such measurements as: Me-real, Me-ideal, Me-reflected are revealed. The nature of interrelation between the maintenance of a cognitive component of the conception of «Me» and different types of intelligence is established. The features reflected in conception of «Me» which are most closely connected with different types of intelligence are revealed.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между особенностями интеллекта и содержанием Я-концепции у студентов физического и математического факультетов»

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ОСОБЕННОСТЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И СОДЕРЖАНИЕМ Я-КОНЦЕПЦИИ У СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

© 2014 г. Ю.В. Обухова

Обухова Юлия Владимировна -аспирант,

кафедра психологии личности,

факультет психологии,

Южный федеральный университет,

пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038.

E-mail: [email protected].

Obukhova Yuliya Vladimirovna -Post-Graduate,

Department of Psychology of Personality, Faculty of Psychology, Southern Federal University, M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038. E-mail: [email protected].

Излагаются результаты эмпирического изучения взаимосвязи между особенностями социального, эмоционального, вербального видов интеллекта и содержанием Я-концепции девушек физического и математического факультетов. Установлены особенности каждого из видов интеллекта, выявлено содержание таких измерений, как Я-реальное, Я-идеальное, Я-отраженное. Установлен характер взаимосвязи между содержанием когнитивного компонента Я-концепции и различными видами интеллекта. Выявлены черты, отраженные в Я-концепции, наиболее тесно связанные с различными видами интеллекта.

Ключевые слова: Я-концепция, Я-реальное, Я-идеальное, Я-отраженное, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, вербальный интеллект.

In article provides the results of empirical studying of interrelation between features of social, emotional, verbal types of intelligence and contents of conception of «Me» offemale students of Mathematical and Physical faculties. Features of each of the intelligence types are established, the content of such measurements as: Me-real, Me-ideal, Me-reflected are revealed. The nature of interrelation between the maintenance of a cognitive component of the conception of «Me» and different types of intelligence is established. The features reflected in conception of «Me» which are most closely connected with different types of intelligence are revealed.

Keywords: myself, Me-real, Me-ideal, Me-reflected, social intelligence, emotional intelligence, verbal intelligence.

Интеллектуальные особенности людей сказываются на содержании их Я-концепции. При этом не только особенности личности влияют на характер ее интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на процесс формирования личности, ее самосознания, представления о себе. Поэтому можно предположить, что у людей с низкими интеллектуальными особенностями их Я-концепция будет содержательно беднее, им сложнее вербально выразить особенности своей личности. Также можно предположить, что интеллект влияет избирательно, не в целом на содержание Я-концепции, а на отдельные проявления содержания, которые касаются

собственных черт личности, либо обстоятельств и ситуации, в которых эти черты проявляются. С нашей точки зрения, влияние интеллекта может избирательно проявляться для разных измерений Я-концепции (Я-реального, Я-идеального и Я-отраженного).

На возраст 21 - 24 лет приходится окончание профессионального обучения в вузе, период начального этапа карьеры, создания семьи и рождения первых детей. На этом этапе устанавливаются социальные контакты, интенсивно актуализируются виды интеллекта, изменяются представления о себе. Взаимосвязи интеллектуальных особенностей и особенностей Я-концепции, на наш взгляд, наиболее отчет-

ливо проявляются у студентов-выпускников вуза.

Такая взаимосвязь может быть обусловлена индивидуальными особенностями субъекта: ограниченностью интеллекта и вербального перевода информации, особой эмоциональностью, спецификой человеческого восприятия и представления, вообще пристрастностью человеческого познания; ясностью индивидуального самосознания и наличием или отсутствием адекватных символов для его выражения и чувства личной адекватности; лингвистическими способностями и разнообразием лексического словаря, навыками самоописания; актуализацией защитных механизмов, невротическими особенностями личности [1]. Следует также отметить, что в большинстве исследований эта взаимосвязь декларировалась, не находила эмпирических подтверждений. Многие авторы указывали на наличие взаимосвязи между содержанием Я-концепции, ее отдельными составляющими (самоотношение) и особенностями вербального и общего интеллектов [2 - 10]. В специальном эмпирическом исследовании нуждается изучение взаимосвязи между разными видами интеллекта и измерениями Я-концепции, а также выявление черт, отраженных в Я-концепции, наиболее тесно связанных с различными видами интеллекта.

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи особенностей различных видов интеллекта и содержания Я-концепции у студентов-математиков и физиков. Объект исследования: 25 девушек - студентов математического и физического факультетов - в возрасте 21 - 24 лет. Методы исследования: психологическое тестирование (методика «ЭмИн» Д.С. Люсина для изучения эмоционального интеллекта, методика Дж. Гилфорда и М. Салливена для диагностики социального интеллекта, исследование интеллекта по методу Д. Векслера - шкалы вербального интеллекта, модифицированная методика «Кто Я» Т.Куна), контент-анализ самоописаний, статистическая обработка результатов 81ай8йса 6.0 (критерий Фридмана, Вилкоксона, коэффициент корреляции Спирмена, дескриптивная статистика) [11 - 13].

В соответствии требованиями к контент-анализу первоначально производилась пилотажная кодировка самоописаний для составления словарей индикаторов, в результате в

самоописании респондентов были выделены категории, характеризующие все проявления человека в его Я-концепции, включая его субъектно-деятельностные и личностные свойства: инструментальные, интенциональ-ные, экспрессивные, статусные черты, социальное окружение, жизнь, карьера, семья. При выделении категорий, обозначающих экспрессивные черты, нами анализировались экспрессивные эмоциональные черты, экспрессивные волевые черты и экспрессивные интеллектуальные черты. Показателем выраженности категории, а следовательно, содержанием Я-концепции была относительная частота встречаемости категорий в самоописаниях [6].

К инструментальным чертам в самоописаниях отнесены умения, навыки, способности, знания и способы действий респондентов, к интенциональным - описание желаний, долже-ствований, того, что для респондента ценно, важно, интересно, чем он стремится овладеть или чего хочет достичь. Экспрессивные черты в самоописаниях раскрываются через устойчивые характерологические особенности. Статусные черты в самоописаниях выражаются через перечисление социальных ролей. Категория «Социальное окружение» отражала предписывание респондентом самому себе социальных и межличностных ролей, «Жизнь» -описания жизненных обстоятельств, «Карьера» -описания, связанные с построением или планированием карьеры, с социальными, материальными, профессиональными достижениями, «Семья» - описания, связанные с построением семьи или описанием семейных отношений [7].

Обратимся сначала к анализу интеллектуальных особенностей респондентов. Показатели социального интеллекта у девушек-физиков относятся к диапазону высоких значений по шкале «Познание преобразований поведения» (111111); к диапазону ниже среднего - по шкалам «Познание результатов поведения» (ПРП), «Познание систем поведения» (ПСП) и социального интеллекта (СоцОб); к диапазону низких значений - по шкале «Познание классов поведения» (ПКП). Показатели эмоционального интеллекта у девушек-физиков относятся к диапазону высоких значений по шкале «Межличностное управление» (МУ); выше среднего - по шкалам «Понимание экспрессии» (ПЭ), «Межличностное понимание» (МП), «Внутриличностное пони-

мание» (ВП), «Внутриличностное управление» (ВУ); к диапазону низких значений - по шкалам «Контроль экспрессии» (КЭ), «Управление экспрессией» (УЭ), показатели внутриличностного эмоционального интеллекта (ВЭИ), общего эмоционального интеллекта (ОЭИ). Показатели межличностного эмоционального интеллекта (МЭИ) относятся к диапазону значений ниже среднего. Показатели вербального интеллекта у девушек-физиков относятся к диапазону выше среднего значений по шкале «Умение находить сходства» (Сх); к диапазону низких - по шкалам «Осведомленность» (Осв), «Понимание смысла выражений» (Пон), «Уровень словарного запаса» (СлЗап) и общего вербального интеллекта (ОВИ).

Показатели социального интеллекта у девушек-математиков относятся к диапазону высоких значений по шкалам ПРП, ППП; низких - по шкале ПКП; выше среднего - по шкале ПСП и для СоцОбщ. Показатели эмоционального интеллекта у них же относятся к диапазону высоких значений по шкале МП и для ОЭИ; к диапазону выше среднего - по шкалам МУ, ВП, ВУ, КЭ, ПЭ, УЭ и для МЭИ, ВЭИ, показатели вербального интеллекта - к диапазону выше среднего по шкалам Осв, СлЗап; высоких - по шкале Пон и для ОВИ; низких - по шкале Сх.

Показатели каждого из видов интеллекта, фиксированные у девушек-математиков, выше, чем аналогичные показатели у девушек-физиков, исключением является шкала вербального интеллекта - нахождение сходства. Специфика знаний, получаемых на физическом и математическом факультетах, осознанность Я-концепции могут быть обусловлены уровнем интеллектуального развития. Так, показатель вербального интеллекта - умение находить сходство - является одним из профессионально важных качеств для студентов физического факультета. Это проявляется в способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированию. Для успешного обучения физиков и математиков по предметам естественнонаучного цикла необходим высокий уровень развития пространственного и вербального видов интеллекта; чтобы хорошо успевать по гуманитарным дисциплинам, нужен высокий уровень развития вербального интеллекта. Уровень развития эмоционального и социального видов интеллекта не является

решающим для успешности в обучении по данным профессиограмм, составленных для специальностей математиков и физиков.

Рассмотрим содержание измерений Я-кон-цепции у девушек-физиков и девушек-математиков.

Под Я-концепцией будем понимать устойчиво-обобщенные целостные представления о себе, включающие и устойчиво-обобщенное самоотношение человека, определяющие его поведение и деятельность в различных ситуациях. Содержание Я-концепции изучается для отдельных ее измерений или специфических достаточно устойчивых образов Я. Образ Я может употребляться не только в значении оперативно-ситуативного образа, но и для обозначения достаточно устойчивых, включенных в Я-концепцию измерений, дифференцируемых по критерию их отнесенности к сферам жизнедеятельности, к сферам личности, временному критерию, критерию реальности осознаваемого в Я-концепции. Наиболее изучены следующие измерения Я-концепции: Я-актуальное, Я-реальное, Я-идеальное, Я-бу-дущее и Я-отраженное. Следует отметить, что образ Я отличается устойчивостью в отличие от оперативных образов [1].

При изучении Я-концепции и ее измерений нужно учитывать, что различные по содержанию образы Я связаны с различной значимостью этого содержания для субъектов самосознания, что и помогает отобразить наиболее универсальные и общезначимые измерения Я-концепции [7].

Нами будут анализироваться измерения Я-концепции по критериям реальности и источника существования отраженного содержания в Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-отраженное. Измерение Я-реальное отражает то, каким человек является в данный момент; Я-идеальное - каким ему хотелось бы стать в будущем, а Я-отраженное - как, по его мнению, видит его социальное окружение.

Для каждого измерения Я-концепции определялась генерализованность по содержанию на основе определения числа значимо употребляемых подкатегорий, отражающих в отдельности различные черты в субъектно-деятельностных и личностных свойствах, а также предпочтений по частоте употребления соответствующих подкатегорий. Генерализо-ванность по содержанию эмпирически рассматривалась в трех градациях: собственно

генерализованность, дифференцированность, фрагментарность. Я-концепция считается генерализованной по содержанию, если в текстах самоописаний все подкатегории употребляются без значимых предпочтений какой-либо из них. Я-концепция считается фрагментарной по содержанию, если в текстах самоописаний отдельные категории не употребляются, а среди присутствующих имели место значимо предпочитаемые. Я-концепция считается дифференцированной по содержанию, если в текстах самоописаний содержатся все подкатегории на фоне значимых предпочтений в употреблении отдельных из них [6].

Я-реальное как девушек-физиков, так и девушек-математиков является генерализованным по содержанию, Я-идеальное и Я-отраженное -фрагментарными по содержанию. Самоописания девушек обеих групп нацелены на точность, развернутость, детализированность, обобщенную оценку себя, отражение в личностных характеристиках прежде всего эмоциональных особенностей и черт, соотнесенных с построением карьеры и семьи.

Таким образом, генерализованность содержания зависит не от профессиональной принадлежности девушек, а от измерений Я-концепции.

Рассмотрим содержание когнитивного компонента Я-концепции в связи с интеллектуальными особенностями девушек-физиков и девушек-математиков.

Выраженность социального интеллекта (по шкале ПРП) характерна для девушек-физиков с высокой представленностью в их Я-реальном черт, связанных с построением или планированием карьеры, и экспрессивных волевых черт и низкой представленностью в их Я-реальном экспрессивных эмоциональных черт. Респонденты с высокими показателями познания результатов поведения способны предвидеть последствия поведения людей в определенной ситуации и ход дальнейших событий. Они умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели, хорошо ориентируются в невербальных реакциях участников взаимодействия.

Выраженность вербального интеллекта (по шкале СлЗап) характерна для девушек-физиков с низкой представленностью в их Я-реальном экспрессивных эмоциональных черт. Респонденты с хорошим умением оперировать словами и прекрасным словарным запасом недостаточно уверены в себе, также это может

свидетельствовать о наличии у них опасений, связанных с самораскрытием, выраженной тенденцией к самозащите. У девушек-физиков не выявлена взаимосвязь между содержанием их Я-идеального, с одной стороны, и эмоциональным интеллектом - с другой.

Следовательно, низкая представленность экспрессивных эмоциональных черт в Я-реальном у девушек-физиков наиболее связана с вербальным и социальным интеллектами. А высокая представленность в их Я-реальном черт, описывающих построение или планирование карьеры, и экспрессивных волевых черт наиболее связана только с социальным интеллектом.

Выраженность шкалы ПСП социального интеллекта характерна для девушек-математиков с высокой представленностью в их Я-реальном черт, связанных с описанием жизненных обстоятельств, а выраженность всех показателей социального интеллекта - с высокой представленностью экспрессивных волевых черт. Познание систем поведения предполагает умение в большинстве случаев анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимать логику развития отношений. Чаще всего в литературе подчеркивалось, что высокий уровень социального интеллекта важен для овладения социономиче-скими профессиями [14]. Поэтому можно предположить, что высокий уровень социального интеллекта иногда развивается в качестве компенсации низкого уровня, развития общего интеллекта или других видов интеллекта. В то же время формальная успеваемость таких студентов может быть завышена за счет умелого воздействия на преподавателей с целью получения желаемой более высокой оценки или просто из-за хорошо развитых волевых качеств. Выраженность социального интеллекта (по шкале ПКП) характерна для девушек-математиков с низкой представленностью в их Я-реальном описаний социального окружения. Познание классов поведения предполагает хорошее владение языком телодвижений, мимики и жестов, это в свою очередь приводит к хорошему пониманию смысла слов собеседника.

Выраженность вербального интеллекта (шкала Сх) характерна для девушек-математиков с высокой представленностью в их Я-реальном черт, связанных с построением или планированием карьеры. Респонденты, кото-

рые стремятся построить или реализовать карьеру, наделены хорошими способностями находить сходство, выстраивать логические связи, обобщать и анализировать данные.

Выраженность эмоционального интеллекта (шкала ВП и особенности ВЭИ) характерна для девушек-математиков с высокой представленностью в их Я-реальном черт, связанных с построением или планированием карьеры. Высокий уровень внутриличностного понимания позволяет респондентам лучше осознать происходящие с ними изменения и быстро адаптироваться к ним, используя свои навыки и умения. Выраженность эмоционального интеллекта (шкала МУ) связана с низкой представленностью в их Я-реальном статусных черт, а шкала КЭ и особенности ВЭИ связаны с высокой представленностью черт, отражающих жизненные обстоятельства. Для респондентов, наделенных способностью вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций, характерны сложности в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей. У них хорошая способность контролировать внешние проявления своих эмоций, понимать свои собственные эмоции, лучше осознавать жизненные обстоятельства.

Следовательно, высокая представленность в Я-реальном у девушек-математиков черт, связанных с описанием жизненных обстоятельств, наиболее связана с эмоциональным и социальным интеллектами, а высокая представленность в их Я-реальном черт, описывающих построение карьеры, наиболее связана с эмоциональным и вербальным интеллектом.

Выраженность социального интеллекта характерна для девушек-физиков с низкой представленностью в их Я-идеальном статусных черт. Выраженность эмоционального интеллекта (по шкале МУ) связана с низкой представленностью в их Я-идеальном экспрессивных черт. Между содержанием Я-идеального у девушек-физиков и их вербальным интеллектом связь не установлена.

Таким образом, низкая представленность статусных черт, отраженных в Я-идеальном у девушек-физиков, наиболее связана с социальным интеллектом, а низкая представленность экспрессивных черт - с эмоциональным интеллектом.

Выраженность социального интеллекта (по шкале ПСП) характерна для девушек-

математиков с высокой представленностью в их Я-идеальном статусных черт. Выраженность эмоционального интеллекта (по шкалам МУ, ВП, КЭ, ПЭ, УЭ, а также особенности внутриличностного и межличностного эмоционального интеллектов, и эмоционального интеллекта) связана с высокой представленностью в их Я-идеальном статусных черт, а выраженность эмоционального интеллекта (по шкале ВУ) - высокой представленностью черт, связанных с построением карьеры и семейных отношений, и низкой представленностью экспрессивных эмоциональных черт. Выраженность эмоционального интеллекта (по шкале УЭ) связана с низкой представленностью экспрессивных эмоциональных черт. У девушек-математиков не выявлена взаимосвязь между содержанием Я-идеального, с одной стороны, и вербальным интеллектом -с другой.

Следовательно, высокая представленность статусных черт, отраженных в Я-идеальном у девушек-математиков, наиболее связана с социальным и эмоциональным интеллектами, а низкая представленность экспрессивных эмоциональных черт - только с эмоциональным интеллектом.

Между содержанием когнитивного компонента Я-отраженного девушек-физиков и различными видами интеллекта связь не выявлена.

Выраженность вербального интеллекта (по шкале Осв) характерна для девушек-математиков с высокой представленностью в их Я-отраженном экспрессивных эмоциональных черт. У них также не выявлена взаимосвязь между содержанием Я-идеального, с одной стороны, и социальным, эмоциональным интеллектами - с другой.

Таким образом, высокая представленность экспрессивных эмоциональных черт в Я-отраженном у девушек-математиков наиболее связана только с вербальным интеллектом.

В ходе проведенных исследований выявлено, что выраженность большинства показателей эмоционального, социального и вербального видов интеллекта у девушек-математиков выше, чем у девушек-физиков, исключением является шкала вербального интеллекта - нахождение сходства. Я-реальное в обеих группах испытуемых является генерализованным по содержанию, Я-идеальное и Я-отраженное -фрагментарными по содержанию. Генерализо-ванность содержания Я-концепции девушек

зависит не от их профессиональной принадлежности, а от измерений Я-концепции.

Черты, отраженные в разных измерениях Я-концепции, связаны с различными видами интеллекта. Характер взаимосвязи между статусными чертами, отраженными в Я-идеальном, и социальным интеллектом обусловлен профессиональной принадлежностью студентов.

Характер взаимосвязи каждого из измерений Я-концепции - Я-реальное, Я-идеальное, Я-отраженное и особенностями вербального, социального и эмоционального интеллектов избирателен и обусловлен профессиональной принадлежностью девушек.

Литература

1. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концеп-ция: системный анализ. Ростов н/Д, 2004. 480 с.

2. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144 с.

3. Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубов-ского. М., 1982. 227 с.

4. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.

5. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986. 420 с.

Поступила в редакцию

6. Джанерьян С.Т. Самоописание как выражение и способ изучения Я-концепции // Психол. вестн. 2000. Вып. 5. 4.1 - 2. С. 209 - 214.

7. Джанерьян С.Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестн. Оренбургского ун-та. 2005. № 4. С. 156 - 163.

8. Климонтова Т.А. Самоотношение и его влияние на положение интеллектуально одаренных подростков в учебной группе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2003.

9. André, C. L'estime de soi, Recherche en soins infirmiers, no. 82. France, 2005. P. 26 - 30.

10. Рысева А.А. Особенности и развитие самоотношения интеллектуально одаренных подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2008.

11. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004. С. 29 - 39.

12. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб.,1996. 56 с.

13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 368 с.

14. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998. 359 с.

5 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.