международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
УДК 159.9
Обухова Юлия Владимировна
преподаватель ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: uvobukhova@yandex.ru Добровольская Мария Юрьевна
Студентка 2 курса ЮФУ г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: maria6290@yandex.ru
ОБРАЗ БУДУЩЕГО РОДИТЕЛЯ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ
ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности образа будущего родителя и эмоционального интеллекта у мужчин и женщин в период ранней взрослости.
Ключевые слова
Я-концепция родителя, образ будущего, эмоциональный интеллект
Одним из доминирующих факторов инициирования исследований Я-концепции родителя является усовершенствование психокоррекционных, психотерапевтических услуг и других направлений практической психологии, нуждающихся в знаниях о детерминантах Я-концепции и необходимых условий ее формирования, о механизмах ее становления, которые имеют особое значение для определения областей приложения в плане долгосрочного и результативного воздействия. Под Я-концепцией родителя мы будем понимать подструктуру общей Я-концепции. Следует отметить, что исследований, прямо направленных на выявление влияния интеллектуальных особенностей на Я-концепцию родителя, явно недостаточно [3]. Объект исследования: 30 мужчин и женщин в возрасте от 22 до 30 лет. Цель: выявить взаимосвязь содержания образа будущего родителя и особенностей эмоционального интеллекта. Методы: психологическое тестирование (Методика «ЭМИН» Д.В. Люсина, свободное самоописание «Я-будущий родитель»), контент-анализ самоописаний, параметрическая и непараметрическая статистика [1]. В результате проведенного исследования были выделены контент-аналитические категории: «Личность», «Способности» (инструментальные черты), «Социальное окружение». Показателем выраженности категории выступала относительная частота их встречаемости в самоописаниях [2].
У мужчин все шкалы эмоционального интеллекта (ЭИ) положительно связаны между собой. У женщин высокий уровень ЭИ по шкале «Межличностное понимание» (МП) положительно связан со шкалой «Внутриличностное понимание» (ВП) (r=0,710). Такие женщины легко находят общий язык с окружающими и полностью осознают свои эмоции и чувства. У женщин с высоким уровнем ЭИ шкала «МП» отрицательно связана со шкалой «Контроль экспрессии» (КЭ) (r=-0,603). Такие женщины понимают внутренний мир другого человека, но иногда проявляют импульсивность. У женщин высокий уровень ЭИ по шкале «Межличностное управление» (МУ) положительно связан со шкалами «ВП» (r=0,612) и «Внутриличностное управление» (ВУ) (r=0,635). Женщины, способные управлять своими и чужими эмоциями, осознают свой внутренний мир. Описывая себя, как будущего родителя, они осознают свои умения и навыки, способствующие лучшему выполнению их родительских функций. При описании социального окружения для женщин наиболее значимыми являются ребенок и муж, реже - другие люди. Мужчины же, описывая себя в качестве будущего родителя, в равной мере осознают свои личностные особенности и способности. В их самоописаниях прослеживаются страхи потери привычного социального окружения (друзей/ коллег / знакомых и др.). Из описания видно, что переход в статус родителя у мужчин претерпевает большие изменения, чем у женщин.
251
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
У девушек на высокую представленность инструментальных черт их Я-будущего влияет попарное сочетание показателей ЭИ по шкалам «ВУ» и «МУ» при доминировании высокого уровня «ВУ» (R2=0,719; b=0,152, p<0,003). Женщины, способные снижать интенсивность нежелательных эмоций, видят себя в будущем наделенными различными навыками, необходимыми для выполнения родительских функций. У мужчин на высокую представленность личностных качеств их Я-будущего влияет сочетание показателей ЭИ «ВУ», «МП», «ВП» при доминировании высокого уровня «МП» (R2=0,910; b=-3,208, p<0,0147). Мужчины, проявляющие чуткость к внутренним состояниям окружающих, видят себя в будущем наделенными личностными особенностями, необходимыми родителям.
Выводы: 1. характер взаимосвязей между шкалами эмоционального интеллекта обусловлен полом респондентов; 2. мужчины, по сравнению с женщинами, при описании себя в качестве будущего родителя используют большее количество категорий; 3. у женщин попарное сочетание показателей эмоционального интеллекта влияет на представленность черт в образе будущего родителя, в то время как у мужчин -одновременное влияние показателей эмоционального интеллекта.
Список использованной литературы:
1. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.
2. Обухова Ю.В. Взаимосвязь содержания и характеристик Я-концепции и выраженности различных видов интеллекта у студентов-математиков // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 1(57). С. 442-446.
3. Обухова Ю.В. Психологические аспекты изучения взаимосвязи между интеллектуальными особенностями и Я-концепцией личности // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. № 10/ 2. C. 31-34.
© Ю.В. Обухова, М.Ю. Добровольская, 2015
252