Научная статья на тему 'Содержание эмоционально-оценочного компонента Я-концепции девушек - «Гуманитариев» и «Техников» в связи с особенностями их интеллекта'

Содержание эмоционально-оценочного компонента Я-концепции девушек - «Гуманитариев» и «Техников» в связи с особенностями их интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SOCIAL INTELLIGENCE / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / VERBAL INTELLIGENCE / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-RELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обухова Юлия Владимировна

В качестве объекта исследования выступили студентки отделения заочного обучения ЮФУ и отделения дневного обучения ТГПИ им. Чехова всего 24 чел. в возрасте от 20 до 40 лет. Испытуемые были разделены на 2 группы -девушки-гуманитарии (10 чел.) и девушки-техники (14 чел.). В статье описана методика проведения исследования, даны психологические рекомендации. Обоснована необходимость изучения интеллектуальных особенностей студентов в связи с содержанием эмоционально-оценочного компонента их Я-концепции. Показано влияние видов самоотношения по разным оценочным основаниям на разные виды интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Обухова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The maintenance of an emotional and estimated component of the my self of girls - "humanists" and "technicians" in connection with features of their intelligence

Students of office of correspondence course of SFEDU and office of day training of TGPI acted as object of research of A.P Chekhov only 24 people aged from 20 till 40 years. Examinees were divided into 2 groups girls humanists ( 10 people) and girls technicians (14 people). In article the technique of carrying out research is described, psychological recommendations are made. Need of studying of intellectual features of students in connection with the maintenance of an emotional and estimated component of their self is proved. Influence of different types of intelligence on the different estimated bases of the self-relation is shown.

Текст научной работы на тему «Содержание эмоционально-оценочного компонента Я-концепции девушек - «Гуманитариев» и «Техников» в связи с особенностями их интеллекта»

СОДЕРЖАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕВУШЕК -«ГУМАНИТАРИЕВ» И «ТЕХНИКОВ» В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ ИНТЕЛЛЕКТА

Обухова Ю. В.

В качестве объекта исследования выступили студентки отделения заочного обучения ЮФУ и отделения дневного обучения ТГПИ им. Чехова - всего 24 чел. в возрасте от 20 до 40лет. Испытуемые были разделены на 2 группы -девушки-гуманитарии (10 чел.) и девушки-техники (14 чел.). В статье описана методика проведения исследования, даны психологические рекомендации. Обоснована необходимость изучения интеллектуальных особенностей студентов в связи с содержанием эмоционально-оценочного компонента их Я-концепции. Показано влияние видов самоотношения по разным оценочным основаниям на разные виды интеллекта.

Ключевые слова: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, вербальный интеллект, самоотношение.

Анализ психологических исследований взаимосвязи интеллектуальных особенностей и самоотношения показывает, что в содержательном аспекте изучения Я-концепции обращается внимание на взаимосвязь между особенностями ее эмоционально-оценочного компонента и общего интеллекта. В структурном аспекте изучения Я-концепции внимание исследователей уделялось взаимосвязям между социальным интеллектом и эмоционально-оценочным компонентом Я-концепции [1, 3, 7]. Исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта с эмоционально-оценочным компонентом Я-концепции явно не достаточно. Можно предположить, что разные виды интеллекта влияют избирательно, не в целом на содержание эмоционально-оценочного компонента Я-концепции, а на отдельные проявления содержания. В зарубежных лонгитюдных исследованиях отмечалось, что молодые люди с высокими показателями самоотношения и высокой самооценкой будут более успешны в разных видах деятельности, так как они обладают определенным уровнем мастерства и развитыми когнитивными способностями (U. Orth, K. H. Trzesniewski & R. W. Robins, 2010; У. Erol & U. Orth, 2011) [9, 10].

Социальный, эмоциональный и вербальный виды интеллектов наиболее востребованы в различных видах деятельности и жизнедеятельности, но степень изученности этих видов интеллекта различна. Общими точками соприкосновения трех видов интеллекта (вербального, социального и эмоционального) является то, что эмоциональный интеллект оказывается связанным и с вербальными способностями, и со способностью понимать поведение и эмоции

людей. Эмоциональный интеллект предполагает умение сочувствовать, быть дружелюбным, отзывчивым, способным понять другого человека. Человек с развитым вербальным интеллектом более быстро и точно вербализует свои мысли и чувства, понимает вербальную экспрессию в контексте конкретных взаимоотношений, способен находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях [2, 5, 6].

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи между содержанием эмоционально-оценочного компонента Я-концепции и различными видами интеллекта у студентов. Методы исследования: тестирование (методики: «ЭмИн» Д. С. Люси на для изучения эмоционального интеллекта; Дж. Гилфорда и М. Салливена для диагностики социального интеллекта; шкалы вербального интеллекта Д. Векслера; тест-опросник В. В. Столина, С. Р. Пантилеева), статистическая обработка результатов Statistica 6.0 (биномиальное распределение, критерий Манна-Уитни, дескриптивная статистика, множественная линейная регрессия) [4, 5, 6, 7].

Рассмотрим интеллектуальные особенности девушек разных специальностей. Приведем шкалы интеллекта, значения которых относятся к диапазонам высоких и выше среднего значений (р < 0,05).

У девушек-техников показатели социального интеллекта относятся к диапазону высоких значений по шкале «Познание преобразований поведения» (ППП). Такие девушки способны быстро заметить изменения вербальных реакций своих собеседников в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации,

что помогает им при выстраивании наиболее эффективных отношений с окружающими.

У девушек-гуманитариев показатели социального интеллекта относятся к диапазону высоких значений по шкале «Познание результатов поведения» (ПРП) и по общему социальному интеллекту. Такие девушки хорошо ориентируются в невербальных реакциях участников коммуникации, умеют предвосхищать дальнейшие поступки людей, достигать поставленных целей. У девушек-гуманитариев показатели вербального интеллекта относятся к диапазону высоких значений по шкале «Понимание смысла выражений» (Пон). Это свидетельствует о способности девушек-гуманитариев понимать истинный смысл выражений, уметь аргументировать свою точку зрения, данная способность способствует более успешной адаптации в социуме.

Таким образом, показатели выраженности социального и вербального видов интеллекта обусловлены специализацией девушек.

Рассмотрим особенности самоотношения у девушек разных специальностей. Приведем шкалы самоотношения, значения которых относятся к диапазонам высоких и выше среднего значений (р < 0,05). К видам самоотношения по внутреннему оценочному основанию, мы вслед за В. В. Сталиным, С. Т. Джанерьян, будем относить следующие шкалы: Аутосимпатия (АутСим), Самоинтерес (СамИнт), Самопринятие (СамПр), Самопонимание (СамПон), Самообвинение (СамОб), Самоуважение (СамУв), Самоуверенность (СамУвер), Саморуководство (СамРук). К видам самоотношения по внешнему оценочному основанию - Ожидание положительного отношения других (ОжПолОтн), Отношение других (ОтнДр) [1, 7].

У девушек-техников показатели видов самоотношения по внутреннему оценочному основанию относятся к диапазону высоких значений по шкале СамОбв. Выраженность видов самоотношения по внешнему оценочному основанию у них индивидуализирована.

У девушек-гуманитариев показатели видов самоотношения по внутреннему оценочному основанию относятся к диапазону высоких значений по шкалам «АутСим», «СамИнт» и «СамРук». Показатели видов самоотношения по внешнему оценочному основанию относятся к диапазону высоких значений по шкалам «ОтнДр» и «ОжПолОтн».

Таким образом, у девушек-гуманитариев выявлена тенденция к доминированию тех видов самоотношения, которые относятся как к внутреннему, так и внешнему оценочным основаниям.

Обратимся теперь к анализу содержания эмоционально-оценочного компонента Я-концепции в связи с интеллектуальными особенностями деву-

шек - «техников» и «гуманитариев». Взаимосвязь между указанными переменными определялась на основе результатов регрессионного линейного множественного анализа, где зависимой переменной выступили доминирующие показатели эмоционально-оценочного компонента Я-концепции. Такими доминирующими показателями выступили для девушек-техников - Самообвинение (СамОбв), а для девушек-гуманитариев - Аутосимпатия (АутСим), Самоинтерес (СамИнт), Саморуководство (СамРук), Ожидание положительного отношения других (ОжПолОтн), Отношение других (ОтнДр).

На самообвинение девушек-техников влияют высокий уровень эмоционального интеллекта по шкале «Понимание экспрессии» (ПЭ) и низкий уровень вербального интеллекта по шкале «Понимание смысла выражений» (Пон) (К2=0,583) с доминированием шкалы «Пон» (р = 0,000956). У девушек, способных к пониманию своих и чужих эмоций, наблюдаются трудности в построении умозаключений на основе жизненного опыта, они чаще всего винят себя в происходящем. При этом необходимо отметить, что, по мнению Векслера, в шкале «Пон» взаимодействуют и интеллектуальные, и эмоциональные факторы, поэтому низкий уровень выраженности данной шкалы приводит к отсутствию самостоятельности и проявлению социальной незрелости суждений у данных девушек [2].

Как известно, каждому человеку свойственно ошибаться, но если внутренний мир человека сильно запутан и он перестает различать хорошее и плохое, истинное и ложное, нужное и ненужное, то он, скорее всего, будет в своей жизни совершать много ошибок, после которых будет обвинять самого себя в них. При оказании психологической помощи данным девушкам можно порекомендовать: во-первых, убедить клиента в том, что его самообвинение во многом (конечно, когда оно необоснованно) - результат его привычки. Во-вторых, убедить клиента в необходимости бороться с этой привычкой. В-третьих, найти способ преодоления этой привычки, для этого необходимо выявить эмоции, подпитывающие привычку самообвинения. В преодолении привычки самообвинения большое значение имеет рациональность. Как правило, у любого негативного события имеется огромное количество причин. Часто именно стечение обстоятельств является основной причиной чего-то негативного [8]. Из полученных результатов видно, что девушкам-техникам будет сложно объективно проанализировать причины неприятного события в своей жизни, поэтому в качестве рекомендации можно предложить им разобрать похожую ситуацию, которая имела место у их знакомых, случалась с героями книг или фильмов, а уже после этого переходить к анализу собственной ситуации.

Таким образом, на самообвинение девушек-техников влияет вербальный интеллект.

На аутосимпатию девушек-гуманитариев влияют высокий уровень эмоционального интеллекта по шкале «ПЭ», социального интеллекта по шкале «ППП», вербального интеллекта по шкале «Осв», а также низкий уровень эмоционального интеллекта по шкале «Внутриличностное управление» (ВУ) (К2 = 0,999) с доминированием шкалы «ПЭ» (р = 0,003567). Девушкам, способным к пониманию своих и чужих эмоций, умеющим находить соответствующий тон общения с разными собеседниками, обладающим осведомленностью в разных сферах жизнедеятельности, но не умеющим управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные, нравится размышлять о своих достоинствах, выделять себя из массы других людей.

При оказании психологической помощи таким девушкам можно применить технику вербализации чувств, которая включает: непосредственную вербализацию собственных эмоциональных состояний партнера; косвенную (опосредованную) вербализацию эмоций и чувств партнера; метафорическую вербализацию эмоциональных состояний партнера; вербализацию общности с партнером; вербализацию значимости партнера. Непосредственная вербализация позволяет несколько снизить напряженный психоэмоциональный фон межличностной коммуникации деловых партнеров. Косвенная (опосредованная) вербализация эмоций является более эффективной для локализации негативных эмоций партнера, когда их непосредственная вербализация не только неуместна, но и неприемлема. Метафорическая вербализация, использующая аналогии, сходства, сравнения, которые понижают психическое напряжение, способствует позитивной коррекции дискомфортного эмоционального состояния делового партнера. Подчеркивание общности с партнером должно быть релевантным (уместным), относящимся к деловой, профессиональной или личностной, персонифицированной зоне партнера. Подчеркивание значимости партнера способствует смягчению напряженного эмоционального фона деловой коммуникации. Необходимое условие вербализации значимости партнера - эмоциональный оттенок формулировки высказывания, его убедительность и искренность. [4].

На самоинтерес девушек-гуманитариев влияют высокий уровень социального интеллекта, вербального интеллекта по шкалам «Нахождение сходства» (Сх) и «Общая осведомленность» (Осв) и низкий уровень социального интеллекта по шкале «ПРП» (К2 = 0,999), где доминирующая шкала «Общий показатель социального интеллекта» (р = 0,000552).

Девушки, разносторонне развитые, умеющие анализировать сходства и различия в происходящем, но не способные вовремя предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей, склоны к постоянному изучению своего внутреннего мира, своих воспоминаний, а также к анализу собственных возможностей, личностного и субъектного потенциала.

Психолог-консультант может применить техники и упражнения из гештальт-терапии, психодрамы, тренинга актерского мастерства с целью развития способности прогнозировать последствия поведения у девушек-гуманитариев [6].

На саморуководство девушек-гуманитариев влияют низкий уровень вербального интеллекта по шкалам «Осв», «Сх», «Пон», эмоционального интеллекта по шкале «ВЭ», социального интеллекта по шкалам «ПРП», «ППП» (К2 = 0,999) с преобладанием шкалы «ПРП». Девушки с узкой направленностью и широтой познавательных интересов, не стремятся к обобщению имеющейся информации и построению умозаключений, испытывают трудности при контролировании своих и чужих эмоций, часто ошибаются в интерпретации слов собеседников, так как действуют на основе собственных убеждений и ценностей, чем на основе социальных норм или группового давления.

При консультировании таких девушек наиболее эффективным будет применение техник и упражнений из экзистенциональной психотерапии и нейро-лингвистического программирования [4].

На ожидание положительного отношения от окружающих девушек-гуманитариев влияют высокий уровень эмоционального интеллекта по шкале «ПЭ» и низкий уровень социального интеллекта по шкале «ПРП» (К2 = 0,882), где преобладает шкала «ПРП» (р = 0,004008). Девушки, понимающие свои и чужие эмоции, совершают ошибки из-за непонимания связи между своим поведением и его последствиями, нуждаются в одобрении себя и результатов своей деятельности другими людьми.

На отношение к другим девушек-гуманитариев влияют высокий уровень социального интеллекта по шкале «ПСП» и низкий - по шкале «ПРП», а также высокий уровень эмоционального интеллекта по шкале «ПЭ» и низкий - по шкале «ВЭ» (К2 = 0,999) с доминированием шкалы «ПСП» (р = 0,006570). Девушкам, способным к логическим умозаключениям, умеющим прогнозировать поведение других людей, понимающих свои и чужие эмоции, испытывающим трудности при контролировании внешних проявлений своих эмоций, необходима обратная связь от окружающих.

При оказании психологической помощи данным девушками следует применять социально-

психологический тренинг с целью выработки паттерном поведения, связанные с контролем собственных эмоций, сдерживания непродуктивных эмоциональных реакций [4].

Таким образом, у девушек-гуманитариев на доминирующие виды самоотношения по внутреннему оценочному основанию влияет каждый из видов интеллекта. У девушек-техников на доминирующие виды самоотношения по внешнему оценочному основанию влияет социальный интеллект.

ВЫВОДЫ

1. Показатели выраженности социального и вербального видов интеллекта обусловлены специализацией девушек.

2. У девушек-гуманитариев выявлена тенденция к доминированию тех видов самоотношения, которые относятся как к внутреннему, так и внешнему оценочным основаниям. У девушек-техников выраженность видов самоотношения по внешнему оценочному основанию индивидуализирована.

3. У девушек-техников на доминирующие виды самоотношения по внутреннему оценочному основанию влияет вербальный интеллект, а у девушек-гуманитариев - каждый из видов интеллекта.

4. У девушек-гуманитариев на доминирующие виды самоотношения по внешнему оценочному основанию влияет социальный интеллект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джанерьян С. Т. Структура типов профессиональных Я-концепций // Российский психологический журнал. - 2005. - Т. 2. - № 3. - С. 79-93.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. -СПб.: Питер, 1999. - 368 с.

3. Климонтова Т. А., Семенова А. А. Развитие самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков // Психология детской одаренности и творческих способностей / Под ред. Л. И. Ларионовой. Часть II. - Иркутск: ВСГАО, 2009.- С. 363-423.

4. КочунасР. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

5. ЛюсинД. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - С. 264-278.

6. МихайловаЕ. С. Методика исследования социального интеллекта: адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Саливена. Руководство по использованию. -СПб.: ИМАТОН, 1996. - 56 с.

7. Обухова Ю. В. Психологические аспекты изучения взаимосвязи между интеллектуальными особенностями и Я-концепцией личности // Северо-Кавказский психологический вестник. -2012. - № 10 / 2. - С. 31-35.

8. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. - М., 1988. -С. 123-130.

9. 9. Erol У., Orth U. Self-Esteem Development From Age 14 to 30 Years: A Longitudinal Study // Journal of Personality and Social Psychology, 2011, Vol. 101, no. 3, pp. 607-619.

10. Orth U., Trzesniewski K. H. & Robins R. W. Self-esteem development from young adulthood to old age: A cohort-sequential longitudinal study // Journal of Personality and Social Psychology, 2010, Vol. 98, pp. 645-658.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.