Научная статья на тему 'Адаптация личности субъекта экстремальной деятельности'

Адаптация личности субъекта экстремальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
424
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECT OF ACTIVITY / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTREME ACTIVITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ / ACTIVITY IN SPECIAL CIRCUMSTANCES / САМООЦЕНКА / SELF ESTEEM / НЕЙРОДИНАМИКА / НЕЙРОТИЗМ / NEUROTICISM / УРОВЕНЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ / LOCUS ОF CONTROL / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / INTERNALITY / СУБЪЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / SUBJECTIVE PSYCHOLOGICAL FACTORS / NEURODYNAMICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириллова Татьяна Васильевна, Забегалина Светлана Викторовна

Адаптация личности субъекта экстремальной деятельности определяется совокупностью профессионально значимых и профессионально-важных качеств, многие из которых не подлежат компенсации за счет индивидуального стиля. Выделяют ряд характеристик личности важных для любого субъекта экстремальной деятельности, независимо от ее специфики (рода служебной деятельности): особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента, эмоциональная стабильность, психическая устойчивость, стрессоустойчивость, высокая и адекватная самооценка, развитые волевые качества, ответственность, интернальность, устойчивая внутренняя мотивация, сформированные ценностные ориентации. Некоторые личностные особенности субъекта экстремальной деятельности подлежат компенсации в ходе выработки индивидуального стиля, при этом не обнаруживается их влияние на успешность в условиях средней степени напряженности. При высокой напряженности в условиях действия информационной триады усиливается роль типологических свойств нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кириллова Татьяна Васильевна, Забегалина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Person’s adaptation to extreme activity is determined by a number of professionally significant and professionally important qualities; some of them cannot be compensated by individual style. A number of person’s characteristics that are important for his extreme activity regardless of its specificity (kind of service) are identified: characteristics of neurodynamics and some properties of temperament, emotional, mental and stress stability, high and adequate self-esteem, developed volitional qualities, responsibility, internality, stable internal motivation and formed value orientations. Some personal characteristics can be compensated by the development of individual style; their influence on successfulness under the conditions of moderate tension is not found out. The role of typological properties of the nervous system under the high tension and under the influence of “information triad” is increased.

Текст научной работы на тему «Адаптация личности субъекта экстремальной деятельности»

УДК 159.923

АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТА ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для цитирования

Кириллова, Т. В. Адаптация личности субъекта экстремальной деятельности / Т. В. Кириллова, С. В. Забега-лина // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 1 (42). - С. 6-11.

Аннотация. Адаптация личности субъекта экстремальной деятельности определяется совокупностью профессионально значимых и профессионально-важных качеств, многие из которых не подлежат компенсации за счет индивидуального стиля. Выделяют ряд характеристик личности важных для любого субъекта экстремальной деятельности, независимо от ее специфики (рода служебной деятельности): особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента, эмоциональная стабильность, психическая устойчивость, стрессоустойчивость, высокая и адекватная самооценка, развитые волевые качества, ответственность, интер-нальность, устойчивая внутренняя мотивация, сформированные ценностные ориентации. Некоторые личностные особенности субъекта экстремальной деятельности подлежат компенсации в ходе выработки индивидуального стиля, при этом не обнаруживается их влияние на успешность в условиях средней степени

© Кириллова Т. В., Забегалина С. В., 2018

Т. В. Кириллова, С. В. Забегалина

напряженности. При высокой напряженности в условиях действия информационной триады усиливается роль типологических свойств нервной системы.

Ключевые слова: адаптация, личность, субъект деятельности, экстремальная деятельность, деятельность в особых условиях, самооценка, нейро-динамика, нейротизм, уровень локуса контроля, прогнозирование, интерналь-ность, субъективные психологические факторы.

В настоящее время анализ личности субъекта экстремальной деятельности представляет собой ключ к разрешению многих психологических проблем, возникающих в данной области. Адаптация личности тесно связана с ее жизнеспособностью [1], обладает рядом общих для указанных феноменов характеристик. Прогностический подход к личности субъекта деятельности - это не просто учет индивидуальных особенностей личности в деятельности, но и изучение и прогнозирование путей их развития, коррекции и выработки компенсаторных механизмов, что необходимо уже на этапе освоения деятельности [2]. Адаптация собственно к учебной деятельности при этом является отдельным направлением исследований[3].

Стало аксиомой признание роли профессионально значимых и про-

фессионально важных качеств для деятельности и их влияния на адаптационный процесс [4]. При всем своеобразии комплексов профессионально важных качеств в различного рода экстремальной деятельности можно, однако, назвать ряд личностных качеств, выступающих как адаптационно значимые практически для любого вида деятельности в особых условиях [5]. Это - развитый самоконтроль, устойчивая и адекватная самооценка своих способностей и достижений, являющаяся не только важным компонентом самосознания, но и основанием для адекватного самопрогноза себя в деятельности, а также эмоциональная устойчивость, низкая тревожность, отношение к риску как необходимости, при этом сам риск не гедонистического, а прагматического и гуманистического характера. Иными словами, субъект экстремальной деятельности не идет на риск ради выброса адреналина, кратковременного эмоционального всплеска, он выбирает его осознанно и по необходимости, максимально возможно обеспечивая сохранность жизни и здоровья себя и окружающих его людей.

Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента также значимы для экстремальной деятельности. Хотя эти психологические феномены и не включаются в перечень личностных свойств, а рассматриваются обычно как свойства более низших уровней психики, в частности, индивидного, некоторые авторы, рассматривающие личность более широко, все же включают эти свойства в одну из ее подструктур. Кроме того, с особенностями нейродинамики связаны такие значимые для личности и деятельности характеристики, как личностная

тревожность, эмоциональная устойчивость, самооценка своих способностей, склонность к риску. В силу специфики экстремальной деятельности особенности нейродинамики слабо компенсируются индивидуальным стилем, но это возможно в целях адаптации.

Для эмоционально стабильных (устойчивых) более характерны точность и адекватность оценок поведения и достижений своих и окружающих, они уверенней в себе, толерантны к стресс-факторам, реалистично смотрят на мир. Эмоциональная устойчивость помогает лучше моделировать свою деятельность и объективно оценивать результаты, ориентироваться во временной перспективе без уклона в прошлое или будущее. Высокий нейротизм, наоборот, вызывает переоценку негативных факторов, реальная значимость событий или качеств переоценивается, если они носят отрицательный характер, в результате оценка своих действий неадекватна, выраженная тревожность, неуверенность в своих силах и возможностях мешают достигнуть высоких результатов [6].

Высокий нейротизм сочетается часто с педантичностью, так как только четкое следование планам, инструкциям снижает тревогу, появляется чувство контроля событий и их предсказуемости. С одной стороны, субъект экстремальной деятельности с повышенным нейротизмом более чувствителен к различного рода угрозам и настроен на прогнозирование трудностей, а другой - нейротизм порождает недоверие к себе в деятельности, побуждает к перепроверкам, что в условиях нестабильности обстановки при высоких темпах изменений ведет к потере времени, дезадаптации.

Эмоциональная устойчивость детерминирует стабильность состояния и эффективность деятельности при воздействии эмоциогенных факторов. Эмоциональная устойчивость коррелирует отрицательно с тревожностью и положительно с самооценкой (при этом неадекватная самооценка порождает снижение эмоциональной устойчивости).

Психическая устойчивость значима для адаптации личности субъекта экстремальной деятельности, так как она постоянно включает в себя сложные ситуации, требующие повышенного психического напряжения [7]. Поведение в трудных ситуациях психически устойчивой и неустойчивой личности анализируют А. Я. Анцупов и А. И. Ши-пилов [8]. В то время как первые ищут способы преодоления трудностей, понижают силу отрицательных эмоций в ходе деятельности и оптимально возможно задействуют адаптивные механизмы личности, произвольно регулируя в этих же целях уровень возбуждения, психически неустойчивые личности проявляют обратные реакции и соответственно склонны к дезадаптации.

Адаптация личности субъекта экстремальной деятельности тесно связана с понятием стрессоустойчивость. Стресс, который испытывает субъект экстремальной деятельности, подразделяется на биологический и психологический, эмоциональный и информационный, он может быть различным по силе и времени действия, но в целом это имманентное качество экстремальной деятельности. Устойчивость к стрессу в таком случае можно определить как свойство личности, «обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психиче-

ской деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» [9, с. 542].

Способность субъекта нетолько реагировать на наличную ситуацию, но и прогнозировать ее развитие, может как предотвращать, так и способствовать возникновению стресса, влиять на этапы и специфику его прохождения [10]. Прогнозирование негативных последствий неконтролируемого характера вызывает чувство безысходности и стресс. Недостаток прогностических способностей также порождает стресс из-за невозможности подготовиться к изменениям обстановки и исходу ситуации. Мышление и эмоциональный фон мысли и чувства личности при этом могут иметь неодинаковое значение для адаптации личности «из-за возможностей различного уровня развития интеллекта и эмоциональной сферы у одного и того же человека» [7, с. 15].

Небольшая и средняя степень психического напряжения повышает эффективность деятельности почти у всех субъектов независимо от свойств ней-родинамики, типа нервной системы. Сильные психические нагрузки быстрее снижают эффективность деятельности у лиц со слабой нервной системой. Средний по силе стресс оказывает неоднозначное влияние: субъекты со слабой нервной системой иногда даже опережают лиц с сильной нервной системой, демонстрируя высокую эффективность и устойчивость деятельности. При дальнейшем увеличении интенсивности деятельности и повышении значимости результата у представителей сильного типа происходит мобилизация ресурсов и возможно повышение эффективности деятельности даже в

таких условиях, что невозможно для лиц со слабой нервной системой.

При наличии информационной триады - лимит времени, значимость решения и «плохая» информация (недостаточная, избыточная, искаженная, противоречивая), то есть при высокой напряженности эффективна только личность с сильным типом нервной системы. Преимущество сильного типа нервной системы для занятий экстремальными видами деятельности доказано в психологических исследованиях и подтверждается практикой. В особых условиях возможности компенсаторных механизмов и индивидуального стиля деятельности ограничены. Слабый тип нервной системы дает возможность действовать высокоэффективно при условиях незначительной или средней стрессогенности, без временных ограничений или повышенной ответственности решений.

Отрицательно на адаптацию личности субъекта экстремальной деятельности влияет и повышенное чувство опасности и нечувствительность к изменению, «перцептивная защита», склонность к «выплеску» эмоций, низкий уровень интеллектуального, морального, коммуникативного развития. На уровне поведения затрудняет адаптацию склонность уходить от проблем, к конфликтам, излишняя самоуверенность. Внутренними негативными факторами нужно назвать барьеры в осознании трудностей, невидение проблем, нетерпимость к чужому мнению и взглядам, большой вес внешней (отрицательной) мотивации, экстернальность, снижение личной ответственности при встрече с трудностями, завышенная самооценка.

Значимым фактором адаптации личности субъекта экстремальной де-

ятельности адаптации субъективного порядка является самооценка. Так, к неоправданному риску часто склонны субъекты с неадекватно завышенной самооценкой. Уровень склонности к риску, отношение к риску наиболее ярко проявляется в деятельности, связанной с опасностью, причем уже на этапе профессионального обучения. Доказана и связь прогностических способностей с адаптацией, нервно-психической устойчивостью [5].

Склонность к неоправданному риску ставит под сомнение успех субъекта экстремальной деятельности, так как он начинает руководствоваться при выборе способа действия прежде всего потребностями аффективного плана, что, как правило, приводит к недооценке требований ситуации и переоценке собственных возможностей. Неоправданная осторожность при этом связана с боязнью принятия решений, медлительностью и пассивностью. В обоих случаях нарушено вероятностное прогнозирование в деятельности, а как результат наблюдается снижение возможностей адаптации.

Важнейшими характеристиками личности, непосредственно влияющими на адаптацию к экстремальной деятельности, являются волевые качества, развитая ответственность за собственные решения и поступки и способность взять таковую за других людей, интер-нальность [5], следует также назвать организованность, личное мужество, оптимальный уровень самокритичности, просоциальную направленность личности.

В начальный период подготовки к экстремальной деятельности интеллект и способности оказывают влияние на адаптацию, так как благоприятствуют усвоению знаний, выработке

умений и навыков. Однако в последующем на адаптацию к деятельности большее влияние оказывают уровень мотивации к ней, ответственность, внутренняя дисциплина. Высокая позитивная внутренняя мотивация способствует адаптации и играет роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у адаптан-та требуемых знаний, умений и навыков. В обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает, то есть никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие или низкую мотивацию к деятельности и привести в этом случае к ее высокой успешности.

Ценностные ориентации личности выполняют регуляторную функцию жизнедеятельности, оказывают влияние на планирование будущего. Они определяют основные направления активности, способы поведения и достижения целей, мало меняются с течением времени. Их изменение возможно лишь под влиянием кардинальных перемен в жизни человека, при переосмыслении своего прошлого, а их устойчивость связана с возрастом и сфор-мированностью самосознания.

Согласно А. Г Маклакову, существуют четыре варианта соотношения ценностей личности и ценностей группы (социума), которым соответствуют четыре варианта ценностного развития личности [11]: конформное, вариативное, маргинальное, девиантное развитие. Если первый вариант означает совпадение ценностей личности и группы, то последний характеризует полное расхождение основных («ядерных») ценностей при возможном частичном рассогласовании менее значимых («периферийных»).

Маргинальное развитие порождает конфликт личности и группы, девиантное - внутриличностный конфликт из-за рассогласования внутреннего мира субъекта и внешних к нему требований. Если наблюдается расхождение периферийных ценностей, то, как правило, следует компромисс, если же противоречие затрагивает базовые ценности, то наступает личностный кризис. Адап-тант может игнорировать и отрицать наличие противоречия между ценностями, настаивать на своей правоте, идти на компромисс или найти творческое решение проблемы, позволяющее устранить или снизить проявление возникшего кризиса [11].

Если система личностных ценностей не сформирована, отсутствует выраженная иерархия в ней, то возникает ощущение внутренней пустоты. Такая личность ориентирована на внешние критерии и нормы, присутствует пассивность, не критичность в поведении и взглядах в целом, «слушается» группу, а не следует ее нормам сознательно, что приводит к дезадаптации по внутреннему критерию.

Любой кризис, связанный с негативными жизненными событиями, переосмыслением своих целей,оценкой прошлого, носит менее выраженный характер при наличии сформированной структуры ценностей, чем достигается устойчивость личности, в частности при «кризисе нереализованности» в профессиональном или личностном плане. При достижении намеченных целей ценностные ориентации стимулируют к постановке новых. Этот механизм действует при устойчивой структуре ценностного сознания человека.

Все рассмотренные характеристики оказывают влияние на успешность адаптации личности субъекта экстре-

мальной деятельности, некоторые из них тесно связаны между собой, причем взаимосвязь идет по принципу дополнения или компенсации каких-либо качеств другими в целях достижения адаптированности личности.

Библиографический список

1. Махнач А. В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 4. С. 5-16.

2. Секач М. Ф., Каминер Е. Социально-психологическая адаптация и психологическая защита при обучении курсантов ввуза // Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 2. С. 34-42.

3. Адаптация курсантов образовательных организаций ФСИН России к учебной деятельности : монография / П. Ю. Аксенова и др. М., 2017. 160 с.

4. Кириллова Т. В., Михайлов А. Г Система работы по профессиональной адаптации военнослужащих-контрактников к деятельности в органах безопасности в условиях профессиональной подготовки // Перспективы науки. 2013. № 12(51). С. 17-19.

5. Забегалина С. В. Прогностические и адаптационные способности как детерминанты жизнеспособности человека // Жизнеспособность че-

ловека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. М., 2016. С. 356-373.

6. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998. 192 с.

7. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983. 166 с.

8. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : учеб. для вузов. М. : Юни-ти, 2000. 551 с.

9. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. С. 542-543.

10. Забегалина С. В., Калаков Н. И. Психологические подходы и модели развития стресса у субъекта экстремальной деятельности // Мир образования - образование в мире. 2016. № 1(61). С. 225-234.

11. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16-24.

12. Шадриков В. Д. Введение в психологию: Мотивация поведения. М., 2001. 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.