Научная статья на тему 'Психологическая адаптация обучающихся в специализированных учебных группах'

Психологическая адаптация обучающихся в специализированных учебных группах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИНТРОВЕРСИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / АВТОРИТАРНОСТЬ / ADAPTATION / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PERSONALITY / SERVICEMAN / EDUCATIONAL GROUPS OF CLOSED TYPE / INTERNALITY / EXTERNALITY / EMOTIONAL STABILITY / FIELD INDEPENDENCE / EXTRAVERSION / INTROVERSION / BEHAVIORAL TENDENCIES / AUTHORITARIANISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кириллова Татьяна Васильевна, Забегалина Светлана Викторовна, Абдуллаева Алена Игоревна

Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что пребывание в течение определенного времени (около года) в структуре закрытого военного коллектива не только не приводит к личностным деформациям, но и способствует расширению личностных проявлений. Проблематика психологической адаптации предполагает уточнение факторов, связанных со спецификой среды. Закрытые учебные группы имеют особые черты, которые необходимо учитывать при планировании эмпирического исследования. Такие аспекты, как структура взаимоотношений, система доминирования подчинения, суженное социальное поле взаимодействия и ролевого репертуара, неизбежно будут влиять на психологическую адаптацию обучающихся. Воинская часть обладает всеми компонентами, которые соответствуют специфике закрытых сообществ, и обучение в учебных группах в рамках подготовки новобранцев будет иметь последствия, характерные для аналогичных групп интернатного типа, а также учреждений, связанных с пенитенциарной спецификой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кириллова Татьяна Васильевна, Забегалина Светлана Викторовна, Абдуллаева Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of empiric research indicate that being for a certain period (about a year) in a structure of closed military collective not only does not result in personal deformation but facilitates the repertoire of personal manifestations. The problem of psychological adaptation implies more precise definition of factors associated with the specific character of environment. Closed educational groups have particular traits that must be considered when planning empiric research. Such aspects as structure of interrelations, system of dominance-submission, narrow social field of interaction and role repertoire will very likely impact on psychological adaptation of students. Military unit are characterized by the components that correspond to specific character of closed communities and learning in educational groups in preparation of recruits will have consequences that are typical for the similar groups of residential institutions as well as for penal institutions.

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптация обучающихся в специализированных учебных группах»

УДК 159.9:343.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ГРУППАХ

Т. В. Кириллова, С. В. Забегалина, А. И. Абдуллаева

Для цитирования

Кириллова, Т. В. Психологическая адаптация обучающихся в специализированных учебных группах / Т. В. Кириллова, С. В. Забегалина, А. И. Абдуллаева // Прикладная юридическая психология. - 2018. - № 3 (44). - С. 41-48.

Аннотация. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что пребывание в течение определенного времени (около года) в структуре закрытого военного коллектива не только не приводит к личностным деформациям, но и способствует расширению личностных проявлений. Проблематика психологической адаптации предполагает уточнение факторов, связанных со спецификой среды. Закрытые учебные группы имеют особые черты, которые необходимо учитывать при планировании эмпирического исследования. Такие аспекты, как структура взаимоотношений, система доминирования - подчинения, суженное социальное поле взаимодействия и ролевого репертуара, неизбежно будут влиять на психологическую адаптацию обучающихся. Воинская часть обладает всеми компонентами, которые соответствуют специфике закрытых сообществ, и обучение в учебных группах в рамках

© Кириллова Т. В., Забегалина С. В., Абдуллаева А. И., 2018

подготовки новобранцев будет иметь последствия, характерные для аналогичных групп интернатного типа, а также учреждений, связанных с пенитенциарной спецификой.

Ключевые слова: адаптация, психологическая адаптация, личность, военнослужащий, учебные группы закрытого типа, интернальность, экстерналь-ность, эмоциональная стабильность, поленезависимость, экстраверсия, ин-троверсия, поведенческие тенденции, авторитарность.

Поиск путей повышения эффективности отечественной системы образования способствовал тому, что в начале третьего тысячелетия в России вновь встал вопрос об особенностях обучения в различных учебных группах, в том числе специализированных, в которых предъявляют особые требования к условиям психологической адаптации обучающихся. Малоизученными в этом контексте являются группы по обучению военнослужащих, в частности, сущность адаптационного периода в рядах Вооруженных Сил, его динамика, длительность, структура, определяющие факторы, несмотря на наличие эмпирического материала [3]. Психологический анализ трудностей периода адаптации личности, предупреждение и преодоление их отрицательных

переживаний (стрессовых состояний), повышение общего жизненного тонуса и работоспособности военнослужащих, а также поиск новых форм и методов службы направлены на преодоление отрицательных последствий дезадаптации и ускорения их процесса адаптации к новым условиям [4].

В контексте исследования мы предположили, что психологическая адаптация будет иметь особенности личностных характеристик у военнослужащих - призывников первого года с разными уровнями психологической адаптации, а также различия в показателях адаптации и личностных характеристик между военнослужащими по призыву и студентами первого года подготовки.

Проведенный теоретический анализ основных подходов к изучению психологической адаптации показал, что в каждом из них наблюдается своеобразное видение ее природы, функции, критериев успешности [2]. Рассматривают психологическую адаптацию как процесс приспособления к различным состояниям внешней среды, в ходе которого личностью приобретаются новые качества или свойства. Этим подчеркивается активность адаптивных процессов, постоянно сопровождающих личность и способствующих ее выживанию в различныхусловиях. В настоящее время психологическая адаптация актуальная и активно изучаемая проблема в научном мире [1 ]. Проведенный теоретический анализ современного состояния проблемы показал, что, несмотря на то что психологическая адаптация в среде военнослужащих активно изучается, крайне мало существует работ, в которых приводится сравнительный анализ параметров адаптации с другими группами.

В качестве эмпирических методов исследования выступили МЛО «Адаптивность- 99» А. Г Маклако-ва, С. В. Чермянина, методика оценки уровня субъективного контроля (УСК) в адаптации Е. Ф. Бажина и др., тест EPI Г. Айзенка, методика «Уровень пластичности - ригидности мыслительных процессов» А. Лачинса, психосемантический вариант методики Т. Лири, модификация С. В. Забегали-ной «Лист прилагательных», Тест включенных фигур К. Готтшальдта, опросник Дж. Кейрси.

Обратимся к данным, полученным по методике «Лист прилагательных» (модификация С. В. Забегалиной). Для их лучшего представления по методике все числовые показатели разделили на три уровня - низкий, средний (нейтральный) и высокий.

Как видно из рисунка 1, в группе военнослужащих зафиксированы высокие уровни выраженности таких черт, как авторитарность (56,25 %), эгоистичность (53,12 %), агрессивность (50 %) и альтруистичность (50 %).

На рисунке 2 представлены результаты по методике «Лист прилагательных», полученные в группе студентов. Как видно из представленных данных, половина или чуть менее половины испытуемых в указанной группе характеризуются высокими уровнями выраженности таких черт, как авторитарность (46,67 %), эгоистичность (50 %), агрессивность (46,67 %), подозрительность, подчиненность и зависимость (по 43,33 % соответственно). Мы можем предположить, что выраженность такой черты, как альтруистичность, в группе военнослужащих может быть связана с условиями их пребывания в системе срочной военной службы.

60 50 40 30 20 10

56,25

56,25

31,21

12,5

53,12

31,2

456

50

25 2

31,25 31,25

37,5

■ 1,25

53,13

2,5

31,25 31,25 31,25

50

37,5

5,62

28,1

21,8

^ ^ ,>Р л" .о" оР .¿г

У X

✓ У X

✓ /

■ Низкая □ Нейтральная ■ Высокая

Рис. 1. Результаты, полученные по методике «Лист прилагательных» в группе военнослужащих, %

}6г6-7

■ Низкая □ Нейтральная ■ Высокая

Рис. 2. Результаты, полученные по методике «Лист прилагательных» в группе студентов, %

8

0

Для выявления значимых соответствий параметров психологической адаптации определенным особенностям личности испытуемых, выявленных по примененным методикам, мы использовали Spearman Rank R - корреляционный анализ для непараметрических данных. Высокий уровень адаптации значимо положительно коррелирует с пластичностью (0,36), поленеза-висимостью (0,39) и эмоциональной стабильностью (0,56). Средний (удовлетворительный) уровень адаптации коррелирует с ригидностью (0,42) и по-лезависимостью (0,43). Низкий уровень адаптации коррелирует с эмоциональной нестабильностью (0,49). Таким образом, высокий уровень адаптации присутствует у военнослужащих, которые характеризуются пластичностью мыслительных процессов, поле-независимы и эмоционально стабильны. Низкий уровень адаптации свойственен индивидам с выраженной эмоциональной нестабильностью.

В группе студентов высокий уровень адаптации положительно коррелирует с пластичностью (0,49), поленезави-симостью (0,57) и эмоциональной стабильностью (0,66); средний (удовлетворительный) уровень адаптации коррелирует с полезависимостью (0,47) и эмоциональной нестабильностью (0,40); низкий уровень адаптации коррелирует с ригидностью (0,38) и эмоциональной нестабильностью (0,38).

Корреляционный анализ, проведенный по параметрам уровня адаптации и параметрам теста УСК, выявил следующие значимые связи. В группе военнослужащих высокий уровень адаптации коррелирует с высоким уровнем общей интернальности (0,35), средний уровень адаптации - с высоким уровнем интернальности неудач (0,55) и

высоким уровнем интернальности труда (0,43), низкий уровень адаптации -с низким уровнем общей интерналь-ности (0,54) и низким уровнем интер-нальности достижений (0,49). В группе студентов высокий уровень адаптации коррелирует с высоким уровнем общей интернальности (0,52) и высоким уровнем интернальности достижений (0,52). Средний уровень адаптации коррелирует с низкими уровнями общей интернальности (0,59) и интер-нальности достижений (0,59).

Интересные данные мы получили, применив корреляционный анализ к параметрам адаптации и результатам, полученным по опроснику Дж. Кейрси. В группе военнослужащих по призыву высокий уровень адаптации коррелирует с импульсивным типом (0,36), средний уровень адаптации -с рассудочным типом (0,42), а низкий -с экстравертностью (0,49). В группе студентов высокий уровень адаптации коррелирует с интроверсией (0,52), а средний уровень адаптации - с экстраверсией (0,59).

Для описания данных, полученных по методике «Лист прилагательных», мы провели кластерный анализ, который является более чувствительным и наглядным при представлении результатов. Обратимся к рисунку 3, где отражены связи между уровнями адаптации и высокими значениями по октантам в группе военнослужащих.

Как видно из рисунка, высокий уровень адаптации в этой группе испытуемых сцеплен с высоким уровнем проявления авторитарных качеств, средний уровень адаптации - с высоким уровнем проявления эгоистичных качеств, а низкий уровень адаптации -с выраженной зависимостью в поведении.

Автор Выс -

Адагттив Выс -

Эгоист Выс -

Адаптив Среди -•-1-1-1-1-1-1—

Подозр Выс -

Подчин Выс -

Зависим Выс -

Адагттив Низ -

Дружел Выс -

Агресс Выс -

Апьтр Выс -

Рис. 3. Результаты кластерного анализа параметров адаптации и выраженности личностных черт по методике Т. Лири в группе военнослужащих (автор. - авторитарность, адаптив. - адаптивность, эгоист. - эгоистичность, подозр. - подозрительность, подчин. - подчиненность, зависим. - зависимость, дружел. - дружелюбие, агресс. - агрессивность, альт. - альтруиистичность, выс. - высокий, средн. - средний, низ. - низкий)

Автор Выс -

Эгоист Выс -

Подозр Выс -

Подчин Выс -

Зависим Выс ---

Дружел Выс -

Адагттив Среди -

Адагпив Низ -

Апьтр Выс -

Агресс Выс -

Адагттив Выс -

Рис. 4. Результаты кластерного анализа параметров адаптации и выраженности личностных черт по методике Т. Лири в группе студентов (автор. - авторитарность, адаптив. - адаптивность, эгоист. - эгоистичность, подозр. - подозрительность, подчин. - подчиненность, зависим. - зависимость, дружел. - дружелюбие, агресс. - агрессивность, альт. - альтруистичность, выс. - высокий, средн. - средний, низ. - низкий)

На рисунке 4 представлены результаты кластерного анализа по аналогичным параметрам в группе студентов.

Как видно из рисунка 4, у студентов средний уровень адаптации сцеплен с высокими баллами по черте «дружелюбие», низкий уровень адаптации попал в один кластер с выраженными чертами подозрительности, подчиненности и зависимости, а высокий уровень адаптации не имеет значимых сцеплений.

Обратимся к результатам проведенного исследования, полученным по кластерному анализу важнейших параметров, в качестве которых мы отобрали ригидность - пластичность, по-лезависимость - поленезависимость, эмоциональную стабильность - эмоциональную нестабильность и общую ин-тернальность. На наш взгляд, эти параметры отражают важнейшие конструкты личностных свойств. На рисунке 5 представлены результаты кластерного анализа по данным параметрам в группе военнослужащих.

Как видно из рисунка, высокий уровень адаптации в указанной группе сцеплен с высокими уровнями общей интернальности и эмоциональной стабильности, а низкий уровень адаптации - с низким уровнем общей интер-нальности и высоким уровнем эмоциональной нестабильности.

Данные кластерного анализа по аналогичным параметрам в группе студентов (рис. 6) показывают, что в этой группе испытуемых высокий уровень адаптации сцеплен с пластичностью мыслительных процессов, эмоциональной стабильностью, полене-зависимостью и высоким уровнем общей интернальности. Средний уровень адаптации сцеплен с низким уровнем общей интернальности, а низкий уро-

вень адаптации - с эмоциональной нестабильностью.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ эмпирических данных показал, что в целом в обеих группах выражен высокий и средний уровни адаптации. При этом в группе военнослужащих высокий уровень адаптации был связан с пластичностью мыслительных процессов, поленезависимо-стью, эмоциональной стабильностью, высоким уровнем общей интерналь-ности, импульсивностью и высокими значениями по выраженности баллов в октанте «аторитарность». Мы можем предположить, что высокий уровень адаптации демонстрировали те военнослужащие, которые смогли сочетать умение перестроиться под закрытую систему отношений с сохранением таких качеств, как поленезависимость и спонтанность (импульсивность). Средний уровень адаптации в группе военнослужащих был связан с ригидностью, полезависимостью, высокими уровнями интернальности в переживании неудач и трудовой деятельности, рассудочным типом отношения к жизни и высокими значениями по выраженности баллов в октанте «эгоистичность». Другими словами, удовлетворительный уровень адаптации показывали те военнослужащие, которые старались больше соответствовать нормам и стандартам несения военной службы. И наконец, низкий уровень адаптации в группе военнослужащих был связан с эмоциональной нестабильностью, низкими уровнями в общей интернальности и интернальности достижений, экстраверсией и высокими значениями по выраженности баллов в октанте «зависимость».

В группе студентов высокий уровень адаптации был связан с пластич-

Рис. 5. Результаты кластерного анализа параметров адаптации и основных личностных параметров в группе военнослужащих (риг. - ригидность мышления, ПЗ - полезависимость, Ио - интернальность общая, эмоц. стаб. - эмоциональная стабильность, адаптив. - адаптивность, пласт. - пластичность мышления, ПнЗ - поленезависимость, эмоц. нестаб. - эмоциональная нестабильность, выс. - высокий, средн. - средний, низ. - низкий)

Рис. 6. Результаты кластерного анализа параметров адаптации и основных личностных параметров в группе студентов (риг. - ригидность мышления, ПЗ - полезависимость, Ио - интернальность общая, эмоц. стаб. - эмоциональная стабильность, адаптив. - адаптивность, пласт. - пластичность мышления, ПнЗ - поленезависимость, эмоц. нестаб. - эмоциональная нестабильность, выс. - высокий, средн. - средний, низ. - низкий)

ностью, поленезависимостью, эмоциональной стабильностью, высокими уровнями общей интернальности и интернальности в достижениях, ин-троверсией. Средний уровень адаптации был связан с полезависимостью, эмоциональной нестабильностью, низкими уровнями общей интернально-сти и интернальности достижений, экстраверсией и высокими значениями по выраженности баллов в октанте «дружелюбие». Низкий уровень адаптации был связан с ригидностью, эмоциональной нестабильностью и высокими значениями по выраженности баллов в октантах подчинение,зависимость и подозрительность.

Таким образом, наибольшие отличия мы получили при анализе среднего (удовлетворительного) уровня адаптации между двумя группами. Для студентов этот уровень был связан с чертами, в целом не способствующими принятию ответственности за свою жизнь и решения, но помогающими выстроить такие межличностные отношения, которые позволят им занять определенное место в структуре студенческого коллектива и будут способствовать бесконфликтным межличностным отношениям.

Иными словами, результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что пребывание в течение определенного времени (около года) в структуре закрытого военного коллектива не только не приводит к личностным деформациям, но и способствует расширению личностных проявлений. При этом в группе военнослужащих высокий уровень адаптации был связан с пластичностью мысли-

тельных процессов, поленезависимостью, эмоциональной стабильностью, высоким уровнем общей интерналь-ности, импульсивностью и высокими значениями по выраженности баллов в октанте «авторитарность». Средний уровень адаптации в группе военнослужащих был связан с ригидностью, по-лезависимостью, высокими уровнями интернальности в переживании неудач и трудовой деятельности, рассудочным типом отношения к жизни и высокими значениями по выраженности баллов в октанте «эгоистичность». Низкий уровень адаптации в группе военнослужащих был связан с эмоциональной нестабильностью, низкими уровнями в общей интернальности и интернальности достижений, экстраверсией и высокими значениями по выраженности баллов в октанте «зависимость».

Библиографический список

1. Адаптация курсантов образовательных организаций ФСИН России к учебной деятельности : монография / П. Ю. Аксенова и др. 2017. 160 с.

2. Забегалина С. В., Белозерова Л. А., Чигарькова А. В. Структура личности специалиста, обеспечивающая эффективность деятельности в особых условиях // Вестник КГУ имени Н. А. Некрасова. 2015. Т. 21. С. 42-45.

3. Маруняк С. В., Мосягин И. Г. Динамика психофизиологических показателей у военнослужащих в течение первого года службы по призыву // Экология человека. 2005. № 5. С. 21-25.

4. Секач М. Ф. Раннее выявление военнослужащих с психической неустойчивостью. Омск : МО СССР, 1985. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.