Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами'

Социально-психологическая адаптация взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1434
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / РАННИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СХЕМЫ / ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / EARLY DISADAPTIVE SCHEMAS / DEFENSE-COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGIES / PSYCHOLOGICAL DEFENSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич, Галимзянова Мария Владимировна, Касьяник Павел Моисеевич, Романова Елена Васильевна, Заварзина Алена Александровна

Статья посвящена изучению социально-психологической адаптации и ранних дезадаптивных схем взрослых. В работе описываются полученные эмпирические результаты исследования. Было установлено, что показатели социально-психологической адаптации имеют устойчивую обратную связь с ранними дезадаптивными схемами. Ранние дезадаптивные схемы могут оказывать влияние на особенности переживаний человека и его поведение в стрессовых ситуациях. Чем сильнее у человека выраженность различных ранних дезадаптивных схем, тем ниже уровень адаптированности и различных связанных с ним личностных показателей. Чем больше выраженность ранних дезадаптивных схем, тем меньше у человека будет возможность удовлетворять свои потребности и реализовывать поставленные цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич, Галимзянова Мария Владимировна, Касьяник Павел Моисеевич, Романова Елена Васильевна, Заварзина Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of socio-psychological adaptation and early disadaptive schemas (EDS) in adults. Obtained empiric results of the study are described in the article. It has been determined that indices of socio-psychological adaptation form a large amount of stable negative correlations with early disadaptive schemas. Early disadaptive schemas may have an impact on peculiarities of man’s emotions and his behavior in stressful situations. The stronger intensity of different EDS, the lower is the level of adaptedness and different related personal indices. The greater intensity of EDS the less is man’s possibility to satisfy own needs realize the goals.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами»

УДК 316.6:159.923

DOI 10.33463/2072-8336.2019.1 (46).031-039

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ВЗРОСЛЫХ В СВЯЗИ С РАННИМИ ДЕЗАДАПТИВНЫМИ СХЕМАМИ

Богданов Е. Н., Галимзянова М. В., Касьяник П. М., Романова Е. В., Заварзина А. А.

Для цитирования

Богданов, Е. Н. Социально-психологическая адаптация взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами /Е. Н. Богданов [и др.] // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 1(46). - С. 31-39. - DOI : 10.33463/20728336.2019.1 (46).031-039.

I Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative

соттоп5 Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Статья посвящена изучению социально-психологической адаптации и ранних дезадаптивных схем взрослых. В работе описываются полученные эмпирические результаты исследования. Было установлено, что показатели социально-психологической адаптации имеют устойчивую обратную связь с ранними дезадаптив-ными схемами. Ранние дезадаптивные схемы могут оказывать влияние на особенности переживаний человека и его поведение в стрессовых ситуациях. Чем сильнее у человека выраженность раз-

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках исследовательского проекта № 15-06-10825 «Ранние дезадаптивные схемы и субъективные переживания детства в связи с совладающим поведением взрослых»

© Богданов Е. Н., Галимзянова М. В., Касьяник П. М., Романова Е. В., Заварзина А. А., 2019

личных ранних дезадаптивных схем, тем ниже уровень адаптированности и различных связанных с ним личностных показателей. Чем больше выраженность ранних дезадаптивных схем, тем меньше у человека будет возможность удовлетворять свои потребности и реа-лизовывать поставленные цели.

Ключевые слова: психологическая адаптация, ранние дезадаптивные схемы, защитно-совладающее поведение, копинг-стратегии, психологические защиты.

В современном мире жизнь человека пронизана разнообразными стрессовыми ситуациями, он находится в быстро меняющейся социальной, информационной, технологической среде, что приводит его к необходимости постоянного приспособления к ней. Адаптация позволяет человеку удер-

живаться в этих современных условиях и дает возможность развиваться. Однако не каждый человек способен эффективно справляться с возрастающими темпами современного прогресса и развиваться в постоянно изменяющихся условиях жизни, поэтому проблемы адаптации и изучения способов преодоления стрессовых ситуаций в последнее время стали особо актуальны. В России этим вопросом занимались многие ученые: В. А. Абаб-ков, В. А. Бодров, Р. М. Грановская, Л. Г. Дикая, Т. Л. Крюкова, Л. В. Куликов, С. К. Нартова-Бочавер и др.

Явление адаптации традиционно рассматривается в трёх плоскостях: процесс, состояние, свойство. При изучении адаптации как процесса рассматривается смена его этапов, динамика изменений эмоциональной, поведенческой и когнитивной составляющих при переходе от одного этапа к другому. Когда говорят об адаптации как о состоянии имеют в виду степень адапти-рованности(дезадаптированности)индивида в текущий момент. Под свойством понимается адаптивность как характеристика индивида: здесь могут рассматриваться адаптивные характеристики личности, адаптивные стратегии поведения и др. [1].

Под адаптацией также понимается социально-психологический процесс, приводящий личность к состоянию адаптированности при правильном протекании. В ряде работ понятие адаптации личности рассматривается с позиции соотношения с понятием социализации и развития личности. Одни авторы считают, что процесс адаптации константен, другие говорят о том, что адаптивные процессы запускаются у человека в тех случаях, когда он оказывается в стрессовых ситуациях (а не

только при переживании конфликтных ситуаций) [2-4].

Таким образом, различные определения адаптации можно отнести к взаимодействию человека со средой, связанному с определенными характеристиками окружающей социальной среды, освоением норм и ценностей новой для человека группы, формированием его отношения к ним, освоением системы деятельности и межличностных отношений, степенью включенности в деятельность и отношения, проблемами реализации личностного потенциала.

Активизацией разнообразных форм адаптационных процессов называется копинг, или защитно-совла-дающее поведение.

По мнению Р. Лазаруса и С. Фолкма-на, совладание с жизненными трудностями - это динамичные когнитивные и поведенческие усилия человека, которые происходят по причине управления определенными внешними и внутренними требованиями и оценивающиеся им как заставляющие испытывать трудности или превышающие его ресурсы [5]. Целью совладания с негативными жизненными ситуациями является преодоление трудностей или нивелирование их отрицательных последствий, избегание их либо попытка перетерпеть [6]. Совла-дающее поведение можно обозначить как определенное поведение в социальном контексте, позволяющее преодолеть стрессы способами, которые соответствуют личностным особенностям и ситуациям, через осознанные стратегии действий [7]. Такое осознанное поведение существует для активного преобразования поддающейся контролю ситуации или приспособления к ней, если ситуация не поддается контролю. Такое понимание поведения важно для социальной адаптации здо-

ровых людей. Его стили и стратегии исследуются в качестве отдельных элементов осознанного социально направленного поведения, благодаря которому происходит преодоление жизненных ситуаций.

Развитие механизмов защиты и способов совладания со стрессовыми ситуациями для личности является очень важной и необходимой частью развития. Из-за особенностей жизненных ситуаций у человека могут создаваться неадаптивные стратегии совла-дания, которые способны косвенным путем влиять на человека негативно и повлечь за собой ухудшение психологического и физиологического состояния. Так как базовые структуры психики начинают формироваться именно в детском возрасте, то изучение механизмов социально-психологической адаптации в связи с опытом детства является важным исследовательским вопросом.

Особое внимание изучению детского опыта, связанного с удовлетворением базовых потребностей, уделяется в одном из современных научных подходов - теории схематерапии, являющейся концепцией ранних дезадаптивных схем (далее - РДС) Джеффри Янга. Он установил, что если базовые потребности ребенка не удовлетворяются или удовлетворяются неадекватно, то начинают формироваться так называемые дезадаптивные схемы. РДС - это дезадаптивные когнитивные и эмоциональные структуры, формирующиеся в детстве, организующие опыт и поведение, влияющие на актуальное восприятие окружающего мира и управление собственной деятельностью [8].

По мнению Дж. Янга, многие схемы, в особенности сформированные в результате травматического опыта детства, являются основой личност-

ных трудностей, проблем характера и хронических нарушений Я-концепции. В своих исследованиях он объединил эти схемы в группу, которую назвал «ранние дезадаптивные схемы». Исследователь говорит о том, что наше поведение является не частью схемы, а результатом ее наличия.

При наличии подобных сформированных в детстве схем в зрелом возрасте, сталкиваясь с определенными жизненными событиями, человек неосознанно возвращается к травматическому опыту и распространяет полученные тогда негативные чувства (гнев, страх, обиду, стыд) на актуальную ситуацию.

Однако формирование схемы происходит не сразу после получения первого негативного опыта, а из-за регулярного повторения переживаний и их накопления. Хотя схема и вызывает у человека негативные эмоции, она кажется ему знакомой и привычной, поэтому поведение, продиктованное влиянием схемы, воспринимается как правильное, а сами схемы надолго закрепляются у человека и мешают изменениям в личности. Схемы также влияют на получение более позднего опыта, подталкивают человека к определенным событиям и искажают его восприятие, тем самым продолжая накапливание негативных переживаний и укрепление в структуре личности [8-12]. Выраженность схемы может быть разной, и чем больше она выражена, тем больше ситуаций приводят к ее активации.

Очевидна практическая значимость поиска способов психологической помощи взрослым в преодолении влияния раннего опыта, а также недостаточная изученность этого вопроса, поэтому исследование ранних дезадаптивных схем в связи с соци-

ально-психологической адаптацией является актуальной темой.

Цель данного исследования - изучение взаимосвязи ранних дезадаптивных схем и социально-психологической адаптации взрослых.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что специфика в механизмах социально-психологической адаптации и стратегиях защит-но-совладающего поведения может быть связана с выраженностью различных ранних дезадаптивных схем. Чем сильнее выражены ранние деза-даптивные схемы у взрослых, тем ниже будет уровень их социально-психологической адаптации. Были поставлены следующие задачи:

- изучить особенности социально-психологической адаптации взрослых;

- определить выраженность ранних дезадаптивных схем у взрослых;

- выявить взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и ранних дезадаптивных схем у взрослых.

В исследовании использованы следующие методики:

- для изучения социально-психологической адаптации - методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонд (СП А);

- для исследования механизмов психологической защиты взрослых -методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика (LSI);

- для изучения копинг-страте-гий взрослых - копинг-тест Лазаруса «Способы совладающего поведения» (WSQ) [6, 7];

- для изучения особенностей адаптации к стрессовым ситуациям - разработанная нами для целей данного исследования анкета «Стрессовые ситуации»;

- для изучения ранних дезадаптивных схем взрослых - методика диагностики ранних дезадаптивных схем Янга «YSQ-S3R» (Young schema questionnaire) в адаптации П. М. Ка-сьяника и Е. В. Романовой [13].

В исследовании принимали участие 62 человека - 33 женщины и 29 мужчин (средний возраст 25 лет).

Были использованы следующие виды анализа данных:

Таблица 1

Показатели социально-психологической адаптации у мужчин и женщин (СПА), в %

Показатели Общая выборка Женщины Мужчины Р-уровень значимости

Ср. знач. а Ср. знач. а Ср. знач. а

Адаптация 64,0 11,3 63,4 10,01 64,7 12,7 0,648

Принятие себя 63,4 9,9 62,7 9,7 64,2 10,2 0,575

Принятие других 62,2 10,5 61,4 9,2 63,0 11,9 0,557

Эмоциональный комфорт 61,6 12,5 61,5 12,7 61,7 12,4 0,949

Интернальность 53,7 15,4 51,3 13,1 56,4 17,5 0,197

Стремление к доминированию 63,7 16,0 59,8 15,8 68,2 15,3 0,036*

* Различия достоверны при уровне значимости p < 0,05.

- критерии и-Манна-Уитни и ^кри-терий Стьюдента для оценки достоверности различий между группами;

- корреляционный анализ (коэффициент г-Спирмена).

Входе исследования получены следующие результаты. Изучение особенностей социально-психологической адаптации у взрослых показало, что в целом у респондентов наблюдается довольно высокий уровень адаптирован-ности, принятия себя и других, а также высокий уровень эмоционального комфорта на момент исследования. В целом респонденты данной выборки способны хорошо приспосабливаться к взаимодействию с окружающими их людьми, а также выстраивать адекватную систему межличностных отношений. У взрослых можно отметить высокий уровень эмоционального комфорта на момент исследования, что указывает на уравновешенность и оптимизм. У мужчин, в от-

личие от женщин, более выражен показатель «стремление к доминированию». Это может быть связано с установками на лидерскую позицию у мужчин.

Изучение копинг-стратегий показало, что в целом у респондентов общей выборки показатели копинг-стратегий находятся на среднем уровне. Наиболее выраженными являются «планирование решения проблемы», «принятие ответственности» и «положительная переоценка». В трудных ситуациях взрослые предпочитают планировать решение проблемы, брать ответственность за происходящее на себя или положительно переоценивать происходящее. У женщин имеется тенденция к принятию ответственности в отличие от мужчин. Все копинг-стратегии регулярно применяются респондентами, а возможность менять стратегию в зависимости от ситуации является показателем адаптивного поведения.

Таблица 2

Показатели выраженности копинг-стратегий у мужчин и женщин (WSQ), в %

Показатели Общая выборка Женщины Мужчины Р-уровень значимости

Ср. знач. а Ср. знач. а Ср. знач. а р

Конфронтационный копинг 45,0 12,4 44,7 12,0 45,2 11,9 0,887

Дистанцирование 45,9 17,8 44,3 17,8 47,7 17,8 0,467

Самоконтроль 52,8 15,1 54,7 15,7 50,7 14,0 0,294

Поиск социальной поддержки 55,3 18,3 56,5 20,8 54,0 15,3 0,597

Принятие ответственности 60,3 19,9 65,6 19,2 54,3 19,2 0,025*

Бегство 56,0 15,9 58,3 14,4 53,4 17,4 0,226

Планирование решения проблемы 62,4 16,8 62,3 16,1 62,7 16,5 0,940

Положительная переоценка 57,4 17,0 57,7 19,0 56,9 14,7 0,853

* Различия достоверны при уровне значимости р < 0,05

Таблица 3

Показатели выраженности психологических защит у мужчин и женщин (ИЖС), в %

Показатели Общая выборка Женщины Мужчины Р-уровень значимости

Ср. знач. а Ср. знач. а Ср. знач. а р

Отрицание 43,0 21,4 44,6 22,8 41,2 19,9 0,542

Вытеснение 22,08 16,58 18,1 13,93 27,67 18,59 0,045*

Регрессия 39,6 19,0 43,1 21,0 35,5 15,8 0,110

Компенсация 41,0 19,2 41,5 18,5 40,6 20,4 0,857

Проекция 41,7 22,2 41,2 22,2 42,3 22,7 0,862

Замещение 40,1 21,5 40,5 22,0 39,7 21,4 0,884

Рационализация 37,5 20,43 41,0 21,6 33,4 18,6 0,142

Реактивное образование 31,1 22,8 33,4 24,7 28,5 20,6 0,411

* Различия достоверны при уровне значимости р < 0,05.

Изучение механизмов психологической защиты показало, что в целом у респондентов данной выборки наблюдается довольно низкий уровень выраженности механизмов психологической защиты (далее - МПЗ). Наиболее выраженными являются такие МПЗ, как «отрицание», «проекция» и «компенсация». Взрослые склонны проецировать свои чувства и мысли на других людей, преобразовывать появляющиеся нежелательные аффекты в противоположную сторону или переходить к более ранним психическим формам. У мужчин более выражена такая психологическая защита, как «вытеснение», в отличие от женщин. Это может быть связано с запретом на проявление эмоций у мужчин в процессе воспитания.

При анализе средних значений показателей интенсивности переживания стрессовых событий было обнаружено, что респонденты наиболее интенсивно переживают такие стрессовые ситуации, как плохое развитие начатого дела, потеря мобильного телефона, долгая

разлука с близким человеком. Женщины склонны наиболее интенсивно переживать следующие стрессовые ситуации: неожиданные неприятности, неприятные обязанности на работе, оскорбления в свой адрес, плохое развитие начатого дела, а также финансовые трудности, мужчины - долгую разлуку с близким человеком, потерю мобильного телефона, плохое развитие начатого дела.

Можно предположить, что полученный в процессе жизни опыт, который основывается на самых ранних периодах развития и впоследствии формируется в ранние дезадаптивные схемы, может оказывать влияние на возникновение особенностей переживания и поведения человека в стрессовых ситуациях.

Установлено, что степень выраженности большинства РДС у взрослых относительно невысокая, что может свидетельствовать об их психологическом благополучии. Наиболее выраженными в выборке являются показатели таких ранних дезадаптивных схем, как «жест-

Таблица 4

Выраженность ранних дезадаптивных схем (УБО) у мужчин и женщин, в %

Показатели Общая выборка Женщины Мужчины Р-уровень значимости

Ср. знач. а Ср. знач. а Ср. знач. а р

Эмоциональная депривированность 18,0 16,2 16,3 17,9 20,1 14,2 0,359

Покинутость - нестабильность 33,2 18,9 38,7 17,4 27,0 18,8 0,014*

Недоверие - ожидание жестокого обращения 32,2 17,7 34,8 17,6 29,3 17,5 0,232

Социальная отчужденность 25,7 15,6 27,2 16,0 24,0 15,2 0,433

Дефективность - стыдливость 17,7 15,5 15,6 13,8 19,9 17,1 0,287

Неуспешность 26,3 19,7 23,5 18,9 29,5 20,4 0,234

Зависимость - беспомощность 25,3 19,9 22,7 15,6 28,1 18,0 0,216

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уязвимость 27,2 17,4 27,0 17,1 27,3 18,1 0,950

Спутанность -неразвитая идентичность 30,0 18,1 28,6 14,6 31,6 21,6 0,513

Покорность 28,4 16,6 30,9 16,6 25,5 16,4 0,204

Самопожертвование 36,1 17,7 38,0 18,0 34,0 17,2 0,387

Подавление эмоций 31,6 15,7 31,4 18,5 31,7 12,0 0,941

Жесткие стандарты 46,9 20,5 47,4 21,0 46,3 20,1 0,838

Привилегированность -грандиозность 37,0 18,5 36,7 17,4 37,4 20,0 0,901

Недостаточность самоконтроля 36,7 16,7 36,0 17,4 37,5 16,0 0,724

Поиск одобрения 41,9 19,6 47,5 20,4 35,6 16,9 0,016*

Негативизм - пессимизм 30,6 17,4 29,7 17,6 31,6 17,5 0,674

Пунитивностъ 29,6 15,2 31,3 13,7 27,7 16,7 0,363

* Различия достоверны при уровне значимости р < 0,05.

кие стандарты - придирчивость», «поиск одобрения», «привилегированность -грандиозность» и «недостаточность самоконтроля». Наименее выражены у взрослых схемы «эмоциональная де-привированность» и «дефективность -

стыд». Для данной выборки характерна эмоциональная вовлеченность в отношения с близкими, а также критичность по отношению к себе и окружающим. У женщин более, чем у мужчин, выражены РДС «покинутость - нестабильность»

и «поиск одобрения». Для женщин (более, чем для мужчин) характерен поиск стабильности и получение одобрения, признания, поддержки и внимания от других людей. Изучение взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации у взрослых и показателей ранних дезадаптивных схем свидетельствует о том, что в целом по выборке ранние дезадаптивные схемы, представленные на слайде, образуют 23 обратные корреляционные взаимосвязи с показателями социально-психологической адаптации.

Наибольшее число сильных обратных корреляций с РДС обнаружено с показателем социально-психологической адаптации «адаптированность». Она связана с такими РДС, как «покинутость - нестабильность» (-0,395), «недоверие» (-0,576), «неуспешность» (-0,365) и «уязвимость» (-0,333), на уровне значимости р < 0,01, а также с РДС «эмоциональная деприви-рованность» (-0,304), «дефективность - стыд» (-0,317) и «пунитив-ность» (-0,294) на уровне значимости р < 0,05. Выявлено, что сформировавшиеся в детстве определенные устойчивые комплексы воспоминаний, эмоций, мыслей, развивавшихся в течение жизни человека, связаны с его социально-психологической адаптивностью во взрослом возрасте.

Такой показатель социально-психологической адаптации, как «принятие себя» обратно взаимосвязан с РДС «покинутость - нестабильность» (-0,333), «покорность» (-0,349), «негативизм - пессимизм» (-0,326) и «пуни-тивность» (-0,340) на уровне значимости р < 0,01. Если присутствует низкая удовлетворенность собой, негативная оценка своих личностных качеств, то человек считает, что он непременно

потерпит неудачу во всех своих начинаниях, физически непривлекателен, социально нежелателен, начинает подчиняться мнению окружающих, чтобы избежать нежелательных последствий, а также постоянно концентрироваться на негативных аспектах жизни.

Показатель социально-психологической адаптации «интернальность» обратно взаимосвязан с такими РДС, как «покинутость - нестабильность» (0,406) и «покорность» (-0,386), на уровне значимости р < 0,01, а также с такими РДС, как «недоверие» (-0,314), «неуспешность» (-0,284) и «зависимость - беспомощность» (-0,250), на уровне значимости р < 0,05. Выявлено, что если в детстве присутствовала ненадежность (непредсказуемость) близких, чрезмерная опека с их стороны или игнорирование потребностей ребенка, то во взрослом возрасте у него может сформироваться склонность занимать позицию пассивного наблюдателя.

Изучение копинг-стратегий показало, что в целом у респондентов средние значения показателей копинг-стратегий находятся на среднем уровне. С копинг-стратегией «планирование решения проблемы» обнаружены сильная прямая взаимосвязь с РДС «жесткие стандарты - придирчивость» (0,408) и сильная обратная взаимосвязь с РДС «дефективность» (-0,331) на уровне значимости р < 0,01. Вероятно, люди, которые ощущают себя внутренне несовершенными, которые не верят в свою успешность и считают, что они во всем окажутся хуже других, неспособны целенаправленно и планомерно решать проблемные ситуации, а убеждение, что человек должен бороться, прилагать неимоверные усилия для того, чтобы соответствовать очень высо-

ким внутренним стандартам поведения и деятельности, дает человеку возможность регулировать ситуацию и адаптировать ее к своим завышенным требованиям.

Изучение взаимосвязей раннихде-задаптивных схем и механизмов психологической защиты у взрослых показало, что в среднем по выборке ранние дезадаптивные схемы образуют всего 9 связей с механизмами психологической защиты. Установлено, что взрослые склонны проецировать свои чувства и мысли на других людей, преобразовывать появляющиеся нежелательные аффекты в противоположные или переходить к более ранним психическим формам.

Итак, гипотеза подтвердилась, и это дает основания полагать, что чем сильнее у человека выраженность различных РДС, тем ниже уровень адапти-рованности и различных связанных с ним личностных показателей. Можно предположить, что на возникновение особенностей переживания и поведения человека в стрессовых ситуациях может оказывать влияние полученный в процессе жизни опыт, который основывается на самых ранних периодах развития и впоследствии формируется в ранние дезадаптивные схемы.

Библиографический список

1. Балл Г А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92-100.

2. Дерманова И. Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 1 (№ 6). 1996.

3. Началджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван : ЭПО, 1988.

4. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1995. Вып. 3. № 20. С. 74-79.

5. Lazarus R., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York : Springer, 1984.

6. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три шкалы. Кострома : Авантитул, 2007.

7. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания(адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3.

8. Young J. E., Klosko, J. S. & Weishaar M. E. Schema therapy. A practitioner's guide. New York : The Guilford Press, 2003.

9. Arntz A. Schema-focused therapy for borderline personality disorder: effectiveness and cost-effectiveness, evidence from a multicentertrial. European Psychiatry, 23, Suppl. 2, 2008.

10. Theiler S. The efficacy of Early Childhood Memories as indicators of current maladaptive schemas and psychological health. School of Social and Behavioural, Sciences Swinburne University of Technology Hawthorn, Victoria, Australia, 2005.

11. Young J. E. & Brown G. Young Schema Questionnaire: Special Edition. New York : Schema Therapy Institute, 2001.

12. Холмогорова А. Б. Схема-терапия Дж. Янга - один из наиболее эффективных методов помощи пациентам с пограничным расстройством личности // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 2.

13. Касьяник П. М., Романова Е. В. Диагностика ранних дезадаптивных схем. СПб. : Изд-во политех. ун-та, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.