Таблица 3. Коэффициенты корреляции между параметрами, характеризующими шкалы опросника «Социально-психологическая комфортность среды», и значениями методики АСС
Показатель методики АСС Показатели социально-психологической комфортности среды
Ид Мо Со Пн Пб СПКС
АСС 0,332**** 0,211**** 0,302**** 0,234**** 0,128** 0,359****
Примечания. 1. АСС — предназначена для изучения субъективного самочувствия и выявления наличия соматических жалоб у обучающихся.
2. Показатели социально-психологической комфортности среды те же, что и в табл. 1.
3. Уровень значимости: * — p<0,10; ** — p<0,05; *** — p<0,01; **** — p<0,001.
ния данного феномена являются показатели распределения значений интегральной шкалы теста СПКС, представленные на рисунке. Наличие многочисленных взаимосвязей субшкал теста СПКС со шкалами МЛО «Адаптивность» позволяет говорить о том, что тест СПКС действительно содержит информацию об определенных характеристиках адаптационного процесса. В свою очередь, учитывая содержание вопросов теста СПКС, можно полагать, что данный тест позволяет найти уровень адаптированности обучаемого к условиям обучения и в силу своего предназначения может быть использован для решения задач психологического сопровождения образовательного процесса в вузе.
1 Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М.,1973. С. 5-61.
УДК 159.95;159.922
СПОСОБНОСТЬ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ АДАПТИВНОСТИ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ
С. В. Забегалина, А. В. Чигарькова
В статье рассматриваются структурные компоненты прогностических способностей у военнослужащих как представителей профессии, осуществляющих свою деятельность в особых условиях. Исследование было направлено на изучение способности к прогнозированию при различных уровнях адаптивности и локуса контроля.
Ключевые слова: прогностические способности; военно-профессиональная деятельность; прогнозирование; личность; уровень субъективного контроля; интер-нальность; экстернальность; адаптация; адаптивность; личностный адаптационный потенциал.
Военная служба является видом человеческой деятельности, не только обладающей высокой социально-политической значимостью, но и выходящей за пределы обыденного, так как имеет экстремальный характер, наряду с оперативно-розыскной, спортивной и другими видами деятельности, «в которых построение гипотез поведения, принятие реше-
2 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1. С. 408.
3 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекозна-ния. СПб., 2001. С. 272.
4 Маклаков А. Г. Общая психология : учебник. СПб., 2000. 592 с.
5 Караваев А. Ф., Антилогова Л. Н., Скиданов Е. А., Зверев В. О. Профессиональная адаптация выпускников вузов МВД как фактор становления сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2(49). С. 53-57.
6 Щуров Е. А. Саморазвитие курсантов в процессе профессиональной подготовки // Там же. № 4(51). С. 33-36.
7 Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в системе психологического обеспечения адаптации к ней учащихся : монография. СПб., 2010. 316 с.
8 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика : учебник. СПб., 2002. С. 352.
9 Там же.
ния и его исполнение определяются секундами, а то и долями секунды» '.
Защита Отечества во все времена считалась почетной обязанностью и священным долгом каждого гражданина, и армия всегда рассматривалась как значимая часть общества. В ней находят отражение все социально-экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, а также все закономерности международной обстановки.
Это делает необходимым изучение свойств личности военнослужащего, в частности, его способность к прогнозированию, а также мера ответственности за принятое решение.
Вероятностно-прогностические способности военнослужащего являются одной из важнейших психических функций. Они способствуют адаптации к окружающей среде, а также помогают адаптировать эту среду под свои потребности. Выбирая стиль поведения в повседневной жизни, человек должен учитывать изменчивость ситуации, прогнозировать не только свои действия, но и действия других участников событий. Высокая степень изменчивости условий деятельности требует выделения в системе деятельности такой подсистемы, как деятельность ожидания,
экстраполяции со своей собственной системой действий и операций.
Решение военнослужащими неопределенных задач включает в себя три компонента, что можно с определенной долей допущения распространить и на решение прогностических задач, и на процесс прогнозирования в целом 2.
Эмоциональная сторона прогнозирования связана, с одной стороны, с эмоциональными процессами, с другой — с результатом деятельности военнослужащего, включающегося в оценку этой деятельности и участвующего, таким образом, в осуществлении обратной связи и в возможной корректировке деятельности.
Когнитивная сторона прогнозирования представлена знаниями, необходимыми для получения прогноза:
— знания о развитии рассматриваемого явления или процесса в прошлом;
— знание объектов прогноза; специфику соотношения этих знаний с информацией об объекте прогноза (его состоянии) в настоящем;
— личностный опыт (знания) прогнозирующего субъекта.
Поведенческая сторона прогнозирования складывается из действий. Этими действиями являются: установление причинно-следственных связей; реконструкция и преобразование представлений; выдвижение и анализ гипотез, планирование.
Процесс прогнозирования возможно разделить на несколько стадий.
1. Эмоциональная стадия предполагает не саму по себе эмоцию, а переживание как особое образование в виде эмоционально испытываемого понимания смыслов и ценностей. В эмоции наблюдается сильная субъективность, большую роль играет личная значимость, при этом определяются уровень сложности предстоящего задания и степень готовности к действию, происходит прогноз результата действия.
2. Когнитивная стадия прогнозирования состоит в образовании ожидания новых связей между условиями задачи, особенностями ситуации или явления, а также в анализе поддающихся прогнозу не только объективных фактов, но и собственных действий и их последствий, т. е. субъективной составляющей.
3. Поведенческая стадия прогнозирования представлена уровнем реализации действия, которое обусловлено как индивидуальными различиями, ситуационными факторами, так и уровнем овладения деятельностью. На этой стадии прогнозирование призвано контролировать актуальную ситуацию и учитывать ее особенности, а прогностические способности актуализируются 3 .
В целом военно-профессиональная деятельность включает множество компонентов и подразделяется на два основных вида: деятельность в боевых условиях (боевая деятельность) и деятельность в обычных (мирных) условиях. Достижение целей в бою протекает в специфических условиях, отражающих ха-
рактер войны в целом, — в опасной, полной неожиданностей и сильных воздействий обстановке. Боевая деятельность — это сложная форма целенаправленного взаимодействия между военнослужащими в боевой обстановке. Добиваясь осуществления целей в бою, военнослужащим необходимо считаться с боевой обстановкой, учитывать ее вероятные изменения, преодолевать отрицательные влияния, максимально и творчески использовать оружие, знания, навыки, умения, боевые качества. Выполняя свои обязанности, военнослужащий должен предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение.
Следует отметить, что в любой деятельности изменение условий обусловливает «запуск» адаптационных механизмов, которые обеспечивают приспособление к изменившимся условиям. Боевой деятельности присущи свои адаптационные механизмы, но в то же время полной адаптации к условиям боя никогда не наступает, поскольку человек не может и не должен привыкнуть к постоянной угрозе его жизни.
У любого человека в экстремальной ситуации может произойти срыв адаптации, причем у одних людей это происходит очень рано, а у других значительно позднее. Данное обстоятельство связано с условиями, в которых оказался индивид, освоенностью выполняемой деятельности и с личностными особенностями военнослужащего. Поэтому в процессе боевой подготовки командиры всех степеней обязаны формировать у подчиненных те личностные качества, которые ведут к успешной деятельности в экстремальной обстановке. К их числу прежде всего относят эмоционально-волевую устойчивость, толерантность (устойчивость) к стрессу, морально-нравственную нормативность и др. 4
На результат прогнозирования, в частности, вероятностного прогнозирования, в экстремальных условиях оказывают влияние интеллект, интуиция, рефлексия, свойства нервных процессов (сила, подвижность, уравновешенность), действия противника и товарищей. В свою очередь, результат прогнозирования влияет на реакции антиципации и собственные действия 5. Таким образом, в качестве составляющих способности к прогнозированию мы выделяем систему знаний, умений и навыков — как результат прошлого опыта, особенности мышления и психофизиологические особенности, важнейшими из которых являются свойства нервной системы.
Подчеркнем, что военно-профессиональная деятельность существенно отличается от других видов социальной деятельности в силу фактора экстремальности. Данные отличия обусловливают потребность адаптации человека к новым условиям при поступлении его на военную службу, необходимость способности к прогнозированию и верной оценке своих действий, ответственности за принятое решение в изменяющихся условиях обстановки и в обычных (мирных) условиях.
Таблица 1. Распределение военнослужащих по уровням адаптивных способностей (n=55)
Уровень Личностно-адаптационный потенциал Нервно-психическая устойчивость Склонность к суицидальному риску Коммуникативные способности Моральная нормативность
Низкий 5 0 55 0 2
Средний 18 44 0 35 37
Высокий 32 11 0 20 16
В целях исследования в качестве диагностического инструментария были применены следующие методики: «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш, МЛО «Адаптивность» А. Г. Ма-клакова, «Уровень субъективного контроля» (адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А. М. Эткин-да). В связи с командировками в исследовании принял участие не весь предполагаемый контингент, что помешало выявить более значимые связи. По всем трем методикам было опрошено 55 военнослужащих, мужчин в возрасте от 20 до 40 лет со стажем военной службы от 2 лет до 20 лет.
Для изучения особенностей прогнозирования был выбран тест «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш, состоящий из 20 пар стимульных утверждений, часть из которых маскировочные (для испытуемых тест называется «Склонность к риску»). Теоретической основой создания данного теста явилась факторная модель (Л. А. Регуш) структуры способности к прогнозированию. В соответствии с ней способность к прогнозированию определяется такими качествами мышления, как аналитичность, глубина, гибкость, перспективность, доказательность. На выявление данных качеств направлены тестовые задания. Интегральным показателем методики является уровень способности к прогнозированию 6.
В МЛО «Адаптивность» А. Г. Маклакова диагностируется адаптивность испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность. В соответствии с нашей целью исследования мы использовали результаты трех шкал: личностный адаптационный потенциал, нервно-психическая устойчивость, склонность к суицидальному риску.
Для того чтобы оценить, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него, была применена методика «Уровень субъективного контроля». Испытуемому предлагаются 44 утверждения, ответы на которые свидетельствуют о том, каков уровень субъективного контроля у данного человека.
В проведенном ранее исследовании в ходе учебно-профессиональной подготовки к деятельности в особых условиях студентов (будущие специалисты-спасатели и пожарные, а также будущие специалисты в области уголовного и гражданского права) мы выяснили, что высока корреляция с прогностическими способностями уровня субъективного контроля, замеряемого по методике УСК. Так, коэффициент
корреляции интернальности в области достижений и прогностических способностей (СП) составил 0,75. Субъективный локус контроля помогает прогнозировать ситуацию и поведение людей из-за более внимательной и взвешенной перцептивной оценки среды. Таким образом, интернальность действительно связана со способностью прогнозировать, что и позволяет использовать данную методику в комплексе с методикой оценки прогностических способностей 7.
По данным МЛО «Адаптивность» А. Г. Маклако-ва (табл. 1), видим, что большинство военнослужащих обладают высоким или средним уровнем адаптивных способностей. Это свидетельствует о достаточно быстрой адаптации к новым условиям деятельности, адекватной ориентации в ситуации, своевременной выработке стратегии своего поведения. Почти у всех военнослужащих хорошая нервно-психическая устойчивость и низкая склонность к суицидальному риску, что говорит о высокой поведенческой регуляции, высокой адекватной самооценке и реальном восприятии действительности.
У пяти военнослужащих проявляются признаки дезадаптации, что может быть связано с повышенной конфликтностью, наличием явной акцентуации характера, непринятием их коллективом, слабым типом нервной системы и т. д. В экстремальных условиях вероятны нервно-психические срывы.
Для выявления взаимосвязи между показателями прогностических способностей и личностных характеристик военнослужащих мы использовали критерий ранговой корреляции Ч. Спирмена и составили корреляционную матрицу с помощью компьютерных программ и пакетов анализа «Excel» и «Statistica 6.0 for Windows». Как видно из табл. 2, способность к прогнозированию обнаруживает положительную корреляцию с уровнем субъективного контроля (p<0,05), из этого мы можем сделать два вывода: чем выше уровень способности к прогнозированию, тем больше направленность субъективного контроля будет стремиться к чистой интернальности; у людей с выраженным интернальным локусом контроля выше способность к прогнозированию. Военнослужащие с интер-нальным локусом контроля берут необходимый уровень ответственности за происходящее с ними на себя, что позволяет лучше прогнозировать и планировать будущие действия и события. Излишне высокий уровень интернальности при этом способствует переоценке своей значимости влияния на ход событий и не способствует успеху.
Таблица 2. Взаимосвязь показателей методики «Адаптивность» со способностью к прогнозированию и уровнем субъективного контроля по Спирмену (п=55)
Личностные характеристики Способность к прогнозированию Уровень субъективного контроля
Моральная нормативность -0,269 0,333
Личностный адаптационный потенциал - 0,366
Нервно-психическая неустойчивость - -0,299
Коммуникативные способности - 0,315
Способность к прогнозированию отрицательно взаимосвязана с моральной нормативностью (р<0,05). Это говорит о том, что развитая способность прогнозировать может использоваться в отрицательном русле — военнослужащие могут уклоняться от исполнения норм в коллективе и не стремиться соблюдать общепринятые нормы поведения, зная (прогнозируя), как им избежать последствий негативного поведения. Этот вывод подтверждается наблюдениями.
В ходе корреляционного анализа выявлена отрицательная взаимосвязь на уровне значимости 5%-ного уровня субъективного контроля с адаптивными способностями (ЛАП), избыточно высокая ин-тернальность способствует дезадаптации личности 8, ведет к излишней тревожности, потребности контролировать все и вся, что невозможно в условиях деятельности в особых условиях, при непрерывно меняющейся обстановке. В целом военнослужащие способны добиться в жизни большего, если они верят, что их судьба находится в их собственных руках. Это, в свою очередь, ведет к лучшей адаптации у интерналов и плохой адаптации у экстерналов (они больше подвержены социальному воздействию).
На значимом уровне была обнаружена отрицательная корреляция уровня субъективного контроля с нервно-психической неустойчивостью, что позволяет утверждать: чем сильнее выражена интернальная направленность локуса контроля, тем выше нервно-психическая устойчивость. Результаты анализа позволяют нам сделать выводы: психическая устойчивость связана с пониманием, что большинство важных событий в жизни является результатом собственных действий человека, которыми можно управлять, следовательно, военнослужащие чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Интернал приписывает свои успехи, достижения и радости собственным знаниям и способностям. Военнослужащие с интернальным ло-кусом контроля обладают также развитым чувством ответственности по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в способности обвинить самого себя в неудачах, неприятностях.
Уровень субъективного контроля находит отрицательные взаимосвязи с такими чертами личности, как тревожность, подозрительность, нонконформизм. Это свидетельствует о том, что уровень тревоги и депрессии у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов, что в принципе подтверждается данными других исследовате-
лей 9. Экстернальный локус контроля является предпосылкой для возникновения суицидальных тенденций у военнослужащих в критической ситуации. Военнослужащие-интерналы стараются «спрятаться», проявляют эгоистичность, склонны к отсутствию гибкости, зависят от других людей, предпочитают принять решение совместно с другими военнослужащими, чтобы не нести за него ответственность.
Военнослужащий, обладающий интернальным локусом контроля, берет на себя большую ответственность за результаты своей деятельности, и в связи со спецификой военно-профессиональной деятельности в нем воспитываются и формируются такие качества, как требовательность к себе, склонность к принятию решений с учетом потребностей и нужд людей, но в интересах дела. Он руководствуется чувством долга, настойчив, добросовестен, предпочитает работоспособных людей, и сам таковым является.
Высокий уровень прогностических способностей выявлен у 27% военнослужащих, что говорит о таких хорошо развитых качествах мышления, как аналитичность, глубина, гибкость, перспективность, доказательность. У 62% из них выявлен средний уровень и у 11% — низкий уровень, что может свидетельствовать о затруднениях в планировании действий и прогнозировании событий.
Экстернальным локусом контроля обладают 12%, интернальным — 88% военнослужащих. Локус субъективного контроля положительно коррелирует с общим уровнем саморегуляции, личностным адаптационным потенциалом, отрицательная корреляция выявлена с нервно-психической неустойчивостью.
В целях совершенствования военно-профессиональной подготовки военнослужащих, на наш взгляд, целесообразно использовать такие теоретические и практические модели обучения, которые способствуют развитию прогностических способностей военнослужащих. Для успешной реализации этой задачи необходимым условием является включение в образовательный процесс методов обучения, способствующих интеграции различных компонентов прогностических способностей. Динамично и эффективно на интеграцию особенностей мышления (интеллектуальные, интуитивные свойства), знаний, умений, навыков, способности к рефлексии и других факторов успешного прогнозирования в экстремальной ситуации может повлиять использование задач на развитие внимания, восприятия и мышления профессионального характера.
Кибак И. А. Общественное мнение как критерий оценки эффективности законотворческой деятельности
1 Бабушкин Г. Д. Вероятностное прогнозирование в экстремальных ситуациях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4(39). С. 49-52.
2 Лепешинский И. Ю., Глебов В. В., Листков В. Б., Терехов В. Ф. Основы военной педагогики и психологии : конспект лекций. Омск, 2011. 180 с.
3 Потапова М. Г. Развитие прогностических способностей как условие профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте : дис____психол. наук. Астрахань, 2006. 196 с.
4 Лопань А. В. Психологические аспекты военной службы : учебное пособие. М., 2004. 120 с.
5 Бабушкин Г. Д. Указ. соч.
6 Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003. 352с.
7 Забегалина С. В. Интуитивное мышление и прогностические способности, выявленные в ходе подготовки к деятельности в особых условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 2(41). С. 11-15.
8 Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.
9 Там же.
УДК 159.9:342.534
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. А. Кибак
Рассматриваются проблемы и пути развития общественного мнения в парламентской (законотворческой) деятельности. Раскрываются роль, значение и возможности влияния общественного мнения на законотворческий процесс. Показано, что использование общественного мнения в законотворческой деятельности характеризует степень гуманизации и психологизации общества.
Ключевые слова: общественное мнение, законотворческая деятельность, законопроект, опрос, влияние, гуманизация, психологизация, депутат.
Общественное мнение и в законотворческой сфере, где поступки людей оцениваются с позиции действующих и желаемых законов (правовых норм), имеет парламентскую окраску. Моральные оценки соизмеряют поведение людей с общепринятыми принципами и моральными установками. Они служат элементом социального контроля во всех сферах общественной жизни. Кроме регулятивно-воспитательной функции общественного мнения, выделяют нормативную, аналитическую, консультативную, экспрессивную, директивную. Основной функцией является, безусловно, оценочная.
Сформированное общественное мнение имеет ин-тегративный характер. Это не простая сумма индивидуальных мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, результат обмена мнениями между людьми, сплав, репрезентирующий мнение общества. Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истинны. Соотношение истинного и ложного в общественном мнении всегда необходимо учитывать при определении его практической ценности. Социальная сущность общественного мнения проявляется в оценке субъектом того или иного процесса, события с точки зрения их соответствия интересам субъекта.
Как продукт осознания требующих решения социальных либо законодательных проблем, оно проявляется в сопоставлении, а иногда столкновении взглядов по обсуждаемому проекту закона, в одобре-
нии, поддержке или, наоборот, отрицании, осуждении тех или иных правовых норм или линий поведения депутатов.
Многие авторы отмечают, что при подготовке и принятии законопроектов законодатель должен учитывать все разнообразие общественного мнения '.
Отсюда следует, что законотворческая деятельность, основанная на изучении общественного мнения, не только имеет большое значение в сфере правовых отношений, но и стимулирует социально-психологические и экономические отношения в обществе. При этом улучшается качество подготовки законопроектов, законодательных решений, прослеживаются преимущества, возникающие в результате изучения и учета мнения общественности. Это также свидетельствует о степени психологизации и демократизации общества.
Задача депутата — найти и сформулировать этот общезначимый правообразующий интерес. Именно в этом вопросе он прежде всего ждет помощи от социологов, психологов, занимающихся изучением общественного мнения.
Имеются разные возможности влияния на законотворческий процесс в период зарождения, создания, обсуждения и принятия законопроектов. Многие из них известны и могут помочь в выявлении объективных потребностей в законопроектах и в повышении эффективности их применения.
1. Определенную позитивную роль могут сыграть различные психолого-социологические анкетные опросы. Результаты опроса ни в коей мере не обязательны для законодателя, он свободен в своем законодательном решении, и имеется немало примеров, когда законодатель занимал позицию, обратную мнению большинства опрошенных.
2. Может помочь опрос через СМИ с предварительной публикацией концепции либо самого текста законопроекта. Имея возможность знакомиться с текстом, граждане могут направить свои идеи в СМИ, разработчику и автору законопроекта.
3. В последнее время дает много возможностей Интернет. Он становится хорошим информационным каналом для ознакомления с законопроектом. Размещение законопроекта на сайте позволяет организовать его онлайн-обсуждение или получить отклики.