УДК 152 ББК Ю942
Е. В Сафонова
г. Хабаровск
Особенности самоотношения военнослужащих в процессе адаптации к воинской службе
В настоящее время проблема психологического обеспечения адаптации военнослужащих к армейской среде и условиям службы относится к разряду наиболее актуальных и практически значимых. Успешность же этой деятельности более всего зависит от морально-психологического состояния и психологической готовности (наличия мотивов, интересов, ценностей, смыслов и т. п. ) военнослужащих к эффективной реализации поставленных целей и задач.
Ключевые слова: самоотношение, адаптация, ценностные ориентации, адаптационный комплекс.
E. V. Saphonova
Khabarovsk
The Military Men’s Self-Attitude Peculiarities in the Process of Adaptation to Military Service
At present the problem of providing psychological adaptation of military men to military surroundings and conditions of their service is the most actual and practically significant. The successful results of this activity depend mostly on moral psychological state and psychological readiness (motivation, interests, values, intentions, etc.) of military men for effective realization of goals and tasks.
Key words: self-attitude, adaptation, valuable orientations, adaptation complex.
В современной психологической литературе можно встретить достаточное количество разнообразных и порой противоречивых определений понятия «адаптация». Адаптация рассматривается как многогранная структура, многофакторное образование, касающееся нескольких сложных категорий - личность, деятельность, общение. Адаптация, с одной стороны, рассматривается как процесс, характеризующийся изменением окружающей среды путем снижения уровня рассогласования с личностью, а с другой - перестройкой самой личности, в целом же - гармонизацией указанных выше двух путей [3].
В отечественной психологии в контексте деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. А. Абульханова-Славская и др.) основным условием адаптации является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта с миро18
м, в процессе которого формируются свойства личности (А. Н. Леонтьев, 1975).
Опираясь на исследования процесса адаптации зарубежными психологами [7] и на работы Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, посвященные аспектам самосознания, А. А. Налчад-жан выделяет в качестве главного условия, влияющего на адаптацию личности, «Я-концепцию», ее подструктуры, которые могут являться мотивами и регуляторами поведения. Согласно автору,
«психика человека в лице центральных образований его «Я» следит за тем, как функционируют адаптивные механизмы, сравнивает реальное поведение с предварительным планом, с предвосхищаемым ходом адаптации» [7, с. 235]. Автор подчеркивает, что стабильная и интегрированная «Я-концепция» является психологическим условием устойчивости к фрустрациям и свидетельствует о благополучной адаптированности личности [7, с. 238].
В исследованиях военных психологов последних лет достаточно глубоко изучается социальнопсихологический аспект адаптации новобранцев в армейских коллективах (М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняк, Н. Ф. Феденко, С. С. Муцы-нов, А. И. Александров, Ж. Г. Сенокосов и др.). В частности, Ж. Г. Сенокосов исследует адаптацию как процесс выбора и реализации способов поведения и форм общения личности, которые позволяют согласовать требования и ожидания участников адаптивной ситуации в условиях, соответствующих или же, напротив, не соответствующих базовым ценностям личности и группы [14]. Кроме адаптации личности к групповым требованиям и нормам, представляет интерес исследование личностных детерминант (самоотноше-ние, мотивы, интересы, ценности, смыслы, черты характера и т. д.), которые тем или иным образом влияют на успешность протекания у юношей процесса адаптации к условиям службы [13].
Особо важным является рассмотрение данной проблемы с позиции динамических взаимоотношений человека с факторами среды и самим собой [8].
Именно специфика военной службы определяет не только возможность проявления индивидуальных различий (самоотношение, ценностные ориентации, смысл, локус-контроль и т. д.) в процессе адаптации к воинской службе, но и проявления поведения человека в фрустрирую-щих ситуациях. Данная проблема - проявление индивидуально-психологических особенностей личности в процессе адаптации к воинской службе, обусловливающих полюс поведения военнослужащих - является одной из ведущих в современных психологических исследованиях.
С. Т. Посохова вводит понятие «стратегия адаптации» [9]. Стратегия адаптации неизбежно связана с «адаптогенными» признаками среды. Автор выделяет формальные (новизна, высокий темп изменений, стремительная иррадиация изменений, информационная перегруженность, высокая семантическая неопределенность) и психологические признаки (обострение дефицита адаптационного потенциала, повышение значимости Я, усиление тревоги и агрессивности, расширение спектра адаптационного поведения). В связи с этим у человека появляются необходимые программы активности в той или иной среде, которые важны для поддержания социального статуса и самоценности [8].
Учитывая, что адаптация - взаимообуслав-ливающий процесс взаимодействия человека и окружающей среды, А. А. Налчаджан выделяет ряд разновидностей адаптации [7, с. 32-44]. Для нас представляет интерес такой вид адаптации, как «адаптация и ситуация», в контексте которой автор выделяет два типа адаптированности: адаптация путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации и адаптация с сохранением ситуации. В первом случае личность претерпевает минимальные изменения и ее активность направлена на «реконструкцию реальной социальной ситуации», а во втором случае личность претерпевает глубокие изменения и использует уже приобретенные защитные механизмы или же создает новые [7, с. 40-41]. Для нас особенно важен второй тип адаптированности - с сохранением ситуации, так как специфика службы в армии по объективным причинам сужает возможность изменения ситуации военнослужащим. Чтобы адаптироваться к ситуации, он использует приобретенный ранее или же новый адаптационный комплекс (механизмы защиты).
Таким образом, если военнослужащий поступил на военную службу с одной «Я-концепцией», то влияние условий новой ситуации, может привести к изменению первоначальной «Я-концепции», и в связи с этим может возникнуть конфликт меж-
ду первоначальным и вновь сформировавшимся образом собственной личности [7, с. 213]. В данном случае в «Я - концепции» имеют большое значение ситуативные «Я-образы», которые, по мнению А. А. Налчаджана, являются «динамическими оперативными самоотражениями». При этом ситуативные Я - образы могут воспроизводиться в сходных проблемных ситуациях или же они изменяются, но в тех ситуациях, которые предъявляют требования к личности или же являются проблемными для нее [7, с. 211].
В связи с этим в контексте нашего исследования значимой является такая характеристика ситуативного «Я - образа», как самоотражение личности (самоуважение, самоценность или же, наоборот, наличие внутреннего конфликта). Эта характеристика будет являться регулятором поведения человека в процессе адаптации к новой социальной ситуации.
Поскольку все социальные ситуации не однозначны и требуют от личности осмысления, оценивания и актуализации прошлого опыта и т. д., каждый раз в новой «ситуации, в сфере сознания воспроизводятся те содержания, которые необходимы для адаптации в данной конкретной ситуации», что лишний раз подтверждает, что «Я-концепция» - это когнитивно-эмоциональный комплекс [7, с. 211].
Для нас важно понимание того, что человек, попадая в новые социальные отношения (в нашем случае это еще и «закрытая» форма отношений в специфических условиях), адаптируется в зависимости от системы самоотношения, ценностных и смысловых ориентаций как компонентов «Я-концепции» и проявляет адаптивность в разнообразных типах поведения.
Службу в армии можно считать решающим, переломным фактом жизненного пути, который С. Л. Рубинштейн понимал как «событие жизни». По его мнению, это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека [12].
Естественно, служба в армии будет являться именно таким событием для молодого человека. Как он пройдет этот промежуток жизни, зависит от его системы самоотношения, ценностных и смысловых ориентаций, которые и будут составлять по своей сути когнитивно-ценностнооценочный адаптационный комплекс личности.
Интересной, на наш взгляд, является представление о сущности жизненной ситуации Е. Ю. Коржовой (1994, 1997, 1998), которая считает, что жизненная ситуация определяет взаимосвязь личностных и ситуационных переменных, где поведение предполагается рассматривать как функцию взаимодействия личности и ситуации в данный момент времени, а стратегии по-
ведения - как особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов психической саморегуляции [4]. Автор выделяет два типа поведения в процессе адаптации: «событийное» и «личностное».
Таким образом, мы можем предположить, что военнослужащий, попадая в новую ситуацию, может проявлять поведение по двум направлениям в зависимости от набора личностных характеристик, самоотношения, ценностей и т. д. Первое направление - «событийное», когда военнослужащий «помещает» себя в новые ситуации (участие в соревнованиях, «писарь», рисование карт, спорт, творчество и т. д.), и второе направление -когда изменяется личность в зависимости от личностных уровней (самоотношение, ценностные и смысловые ориентации, Я-концепция и т. д.).
Четырёхфакторную модель ориентаций в жизненных ситуациях предлагает Е. Ю. Коржова, где при сочетании показателей образуется двухмерная типология субъект-объектных ориентаций, характеризующая степень субъективной включённости в жизненную ситуацию [5, 6]. Автор предлагает следующую двухмерную типологию: преобразователь жизненной ситуации (адаптирующий интернальный), гармонизатор жизненной ситуации (адаптирующий экстерналь-ный), пользователь жизненной ситуации (адаптивный интернальный), потребитель жизненной ситуации (адаптивный экстернальный) [5].
В данной типологии делается акцент на равноправности, равноценности различных типов жизненных ориентаций, непосредственно связанных с ценностными ориентациями личности, которые представляют разные уровни жизнево-сприятия и, как результат, - жизнеосуществления (там же).
Интересной является позиция А. А. Реана, который отмечает нецелесообразность противопоставления в процессе адаптации активного (преобразование) и пассивного (приспособление) типов, поскольку оба адаптивных типа активны -один в преобразовании, другой в приспособлении. Автор предлагает иное понимание социальной адаптации - как эффективной или неэффективной, критерием, который является ответственность [10]. Нам представляется более эвристич-ной позиция Е. Ю. Коржовой, которая предлагает другой параметр ответственности: один ответственен в создании внешнежизненной канвы, а другой - внутрижизненной [5].
Некоторую параллель можно провести между представленными параметрами ответственности личности Е. Ю. Коржовой и типологией социальных характеров Д. Рисмена. Типология социальных характеров Д. Рисмена построена на преобладании внутреннего или внешнего источника ценностных ориентации личности [11]. Автор в качестве основных типов описывает «ори-
ентированного на себя» и «ориентированного на другого».
Таким образом, локус контроля, ответственность, активность, направленность, являясь компонентами личности, являются посредниками между человеком и средой, с одной стороны, и механизмом адаптации человека, с другой.
Л. Н. Собчик предлагает рассматривать два типа реагирования в процессе адаптивного поведения: стенический (импульсивность, ригидность и оптимистичность) и гипостенический (пессимистичность, тревожность и социальная интро-версия) [15]. Адаптация, соответственно, может быть достигнута либо путем удовлетворения потребности в самореализации, достижения успеха в противодействии ограничивающим средовым факторам, либо путем повышения самоконтроля с отказом от достижения сиюминутных потребностей ради сохранения конгруэнтных отношений с окружением, что, на наш взгляд, особенно значимо в процессе адаптации к воинской службе. По мнению Л. Н. Собчик, существует связь индивидуально-типологических особенностей личности с определенными ценностными ориентациями [16, с. 30]. Так автор указывает, что ряду индивидуально-типологических особенностей соответствует определенные ценности.
Развивая представления о проблеме адаптации к стрессовой ситуации, Л. Н. Собчик (1999) говорит, что проблема «успешности - неуспешно-сти» психической адаптации рассматривается как интеграция механизмов психологической защиты и механизмов совладания (копинг) со стрессом, как «защитно - совладающий» стиль личности [1; 2]. Ученые выделили своеобразный «симпто-мокомплекс дезадаптации», который включает в себя: повышенный общий уровень напряженности психологических защит, преобладание защит «регрессия» и «замещение», склонность к избеганию или принятию на себя чрезмерной ответственности в преодолении жизненных трудностей. С. Т. Посохова указывает, что в современном мире существуют две тенденции: агрессивно-тревожное взаимодействие человека со средой и расширение спектра адаптационного поведения при снижающемся адаптационном потенциале [8].
М. С. Яницкий выявил три типа личности: адаптирующийся (высокая тревожность, напряженность, ожидание негативного отношения других, низкий самоинтерес, общая экстерналь-ность), идентифицирующийся (конформность, зависимость, низкая самоуверенность, рефлексивность на фоне высокой аутосимпатии, самоинте-рес и саморуководство, ориентирован на семью, карьеру, престиж, общественное признание) и самоактуализирующийся (осмысленность жизни, спонтанность, креативность, интернальность, позитивная Я-концепция, личность направлена на
ценности творчества, личностный рост, саморазвитие ради всеобщего блага) [17].
Таким образом, представленные типы личности, с одной стороны, отражают различные типы адаптаций человека к социальному окружению в зависимости от системы его ценностных ориентаций, а с другой, отражают типы самоотношения.
Мы можем предположить, что данные типы личности являются результатом адаптации человека к окружающей среде посредством значимых ценностных ориентаций личности. Кроме того, типы личности синтезируют в себе систему координат ценностных и смысловых ориентаций, социальной ситуации (события) и отношения человека к себе, которые представляют собой адаптационный комплекс личности.
Объектом нашего эмпирического исследования является самоотношение военнослужащих по призыву в процессе адаптации к воинской службе. Проведено обследование 119 респондентов со сроком службы от 3 до 4 месяцев. Для выявления самоотношения мы использовали тест - опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), шкалы которого позволили выявить специфику структуры самоотношения. Также использовался метод наблюдения, беседа и анализ личных дел военнослужащих по призыву.
У 119 военнослужащих был выявлен доминирующий тип самоотношения. Однако, следует отметить, что в группе респондентов выявлены военнослужащие, у которых не обнаружено доминирование какой-либо шкалы самоотношения. Проведенный анализ позволил выявить среди них два варианта представленности шкал: 1) все шкалы представлены на достаточно высоком уровне и 2) показатели по всем шкалам слабо выражены. Это послужило основанием для введения нами дополнительных вариантов интерпретации полученных результатов: достаточно высокие показатели по всем шкалам мы определили как амбивалентное самоотношение, а низкие результаты одновременно по всем шкалам - как неопределенное самоотношение.
По результатам диагностики выявлены 5 групп респондентов: 1-я группа - с доминированием шкалы «самоуважение» (18 человек), 2-я группа - с доминированием шкалы «аутосимпатия» (29 человек), 3-я группа - с доминированием шкалы «самоуничижение» (18 человек), 4-я группа -с амбивалентным самоотношением (29 человек) и 5-я группа - с неопределенным самоотношением (25 человек). Результаты представлены на рис. 1.
1-я группа - доминирует тип самоотношения -«самоуважение» (18 человек). В данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность), самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я (отражение самоотношения). Для респондентов данной группы характерны мораль-
ность, успешность, воля, целеустремленность, стремление к социальному одобрению.
количество
человек
30
25
20
15
10
5
0
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
Рис. 1. Распределение количества респондентов
по группам с доминированием разного типа самоотношения
Примечание: 1-ягруппа-самоуважение,2-ягруппа-аутосимпатия, 3-я группа - самоуничижение, 4-я группа - амбивалентное, 5-я группа - неопределенное.
2-я группа - доминирует тип - «аутосимпатия» (29 человек). В данный фактор вошли значения шкал: самоценность, самопринятие и са-мопривязанность. Эти шкалы отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему Я.
3-я группа - доминирует тип - «самоуничижение» (18 человек). Данный фактор содержит шкалы, фиксирующие внутреннюю конфликтность, самообвинение, и связан с негативным самоотношением личности, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения. Показатели третьего типа самоотношения свидетельствует о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.
4-я группа - амбивалентное самоотношение (29 человек). В данной группе представлены достаточно высокие показатели по всем или двум факторам.
5-я группа - неопределенное самоотношение (25 человек). Низкие результаты одновременно по ряду шкал, которые не позволяют определить доминирующий тип самоотношения.
Для определения уровня адаптационного потенциала мы использовали тест «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, который предназначен для военнослужащих. Результаты представлены на рисунке 2.
Как видно из рис. 2, в 1-й группе (самоуважение) по средним показателям преобладает шкала личностный адаптационный потенциал. Низкие показатели по данной шкале представлены в 3-й группе (самоуничижение), что, на наш взгляд, соответствует особенностям личности респондентов этой группы (внутренний конфликт, тревожнодепрессивные состояния, чувство вины, заниженная самооценка, чрезмерные самокопания и рефлексия, конфликтная аутокоммуникация, отрицание проблем, закрытость, отсутствие симпатий). Это сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств.
9
8
7
6
среднее 5 значение 4 (баллы) з
2
1
0
□ адаптационный потенциал
■нервно-психич.
устойчивость
1 2 группы 4
Рис. 2. Результаты исследования адаптационного потенциала по методике «Адаптивность» Примечание: 1-я группа - самоуважение, 2-я группа - аутосимпатия, 3-я группа - самоуничижение, 4-я группа -амбивалентное, 5-я группа - неопределенное.
Вторая шкала - нервно-психическая устойчивость - также преобладает в 1-й группе (самоуважение), а низкие показатели по данной шкале представлены в 3-й группе (самоуничижение).
Третья шкала - коммуникативный потенциал -преобладает в 1-й группе (самоуважение), что соответствует личностным особенностям респондентов в данной группе: высокое самомнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности, активность. В остальных группах по показатели по данной шкале значимых различий не выявлено.
По четвертой шкале - морально-нравственная развитость - высокие показатели в 1-й (самоуважение) и 5-й (неопределенное самоотношение)
группах. Для военнослужащих этих групп характерна адекватная ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения, а следовательно на требования армейского устава.
Все аспекты адаптации тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивая единый, комплексный процесс «состыковки» личности и среды. Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, так как она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума (В. Г. Асеев).
Для изучения ценностных ориентаций мы в качестве дополнительной использовали методику М. Рокича (рис. 3).
1
16 -
ранги
14 -12 -10 -8 -6 -I
4
2
0
□ 1 группа -самоуважение
■ 2 группа -аутосимпатия
□ 3 группа -самоуничижение
□ 4 группа -амбивалентное
■ 5 группа -неопределенное
1 2 3 4 5
6 7 8 9 1011 12131415161718 ценностные ориентации
Рис. 3. Особенности ценностных ориентаций испытуемых различных групп (по методике М. Рокича)
Примечание: 1 - активная деятельная жизнь, 2 - здоровье, 3 - красота природы и искусства, 4 - материально обеспеченная жизнь, 5 - счастье других (спокойствие в стране), мир, 6 - познание, интеллектуальное развитие, 7 - независимость оценок и суждений, 8 - счастливая семейная жизнь, 9 - уверенность в себе, 10 - жизненная мудрость, 11 - интересная работа, 12 - любовь, 13 - наличие верных друзей, 14 - общественное признание, 15 - равенство в возможностях (продуктивная жизнь), 16 - свобода поступков и действий, 17 - творческая деятельность, 18 - получение удовольствия.
5
Проведенный анализ показал, что такие ценности, как здоровье, семья, друзья, уверенность в себе, любовь, материально обеспеченная жизнь, активная деятельность и любовь с незначительными вариациями в их рангах во всех пяти группах вошли в число доминирующих (за исключением 3-й группы (самоуничижение), где уверенность в себе как ценность не представлена).
Специфичной для 1-й (самоуважение), 2-й (аутосимпатия) и 4-й групп (амбивалентное) является ценность счастье других.
В 3-й группе (самоуничижение) специфичной является ценность - красота природы и искусства. Важность выбора данной ценности можно объяснить, на наш взгляд, тем, что данный тип самоотношения характеризуется закрытостью и интровертированностью.
В 5-й группе специфичной являются ценности жизненная мудрость, интересная работа, свобода поступков и действий.
В иерархии инструментальных ценностей в 1-й группе (самоуважение) преобладают следующие инструментальные ценностные ориентации: независимость, рационализм, образованность, ответственность, жизнерадостность, честность.
Во 2-й группе (аутосимпатия) преобладают: жизнерадостность, воспитанность, аккуратность, честность, чуткость, исполнительность.
В 3-й группе (самоуничижение) преобладают: аккуратность, жизнерадостность, воспитанность, честность, смелость, широта взглядов, образованность.
В 4-й группе (амбивалентное) преобладают ценностные ориентации: воспитанность, ответственность, образованность, аккуратность, честность, самоконтроль
В 5-й группе (неопределенное) преобладают следующие ценностные ориентации: воспитанность, образованность, честность, аккуратность, ответственность, независимость, самоконтроль.
Как мы видим, из представленных инструментальных ценностных ориентаций в 1-й группе специфическими ценностями являются независимость и рационализм. Во 2-й группе специфическими ценностями являются - чуткость и исполнительность. В 3-й группе - смелость и широ-
та взглядов. В 4-й группе - самоконтроль. В 5-й группе - независимость и самоконтроль. Следует отметить, что во 2-й группе (аутосимпатия) в отличие от всех других групп в числе значимых ценностей отсутствует ценность образованность.
Таким образом, указанные инструментальные ценностные ориентации в каждой из групп являются наиболее значимые для респондентов этих групп.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
- по всем методикам исследования в представленных группах выявлен ряд существенных различий как количественных, так и качественных;
- в 1-й группе (самоуважение) наблюдается преобладание адаптивных способностей, коммуникативного потенциала и моральнонравственной нормативности. Значимыми являются ценностные ориентации - счастье других, независимость и рационализм;
- во 2-й группе (аутосимпатия) преобладают следующие ценностные ориентации счастье других, чуткость и исполнительность;
- в 3-й группе (самоуничижение) наблюдается преобладание морально-нравственной нормативности. Значимыми являются ценностные ориентации красота природы и искусства, смелость и широта взглядов;
- в 4-й группе (амбивалентное) наблюдается преобладание морально-нравственной нормативности. Значимыми являются ценностные ориентации счастье других, самоконтроль;
- в 5-й группе (неопределенное) наблюдается преобладание морально-нравственной нормативности. Значимыми являются ценностные ориентации жизненная мудрость, интересная работа, свобода поступков и действий, независимость и самоконтроль.
Таким образом военнослужащим, с разными типами самоотношения свойственны доминирование разных шкал по уровню адаптивности и специфические ценностные ориентации, представляющие собой важные, содержательные жизненные инструментарии, которые актуализируются в новых социальных ситуациях и условиях.
Список литературы
1. Вассерман Л. И., Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: пособие для врачей и психологов. СПб., 1997.
2. Исаева Е. Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофрений: автореф. дис. ... канд. псих. наук. СПб., 1999.
3. Кисенова Р. Х. К проблеме исследования факторов адаптации личности // Актуальные проблемы психологии личности: материалы межрегион. заочной научно-практ. конф. / НГПУ НП «Сибирская Ассоциация Консультантов», 2009.
4. Коржова Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации. Психологические проблемы самореализации личности / сост. Л. А. Коростылева. СПб., 2004. Вып. 5. С. 155-161.
5. Коржова Е. Ю. Субъект - объектные ориентации в жизненных ситуациях. Психологические проблемы самореализации личности / сост Л. А. Коростылева. СПб., 2004. Вып. 5. С. 91-101.
6. Коржова Е. Ю. «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций: метод. пособие / Межрегиональная академия управления персоналом. Киев, 1994. 96 с.
7. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 263 с.
8. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: дис. ... докт. психол.наук. СПб., 2001
9. Посохова С. Т. Изменения окружающей среды и психологические феномены адаптации // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6 / под ред. Л. А. Коростылевой. СПб.
10. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1997. Вып. 3 (№ 20)
11. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. № 5, № 7. С. 244-151.
12. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. 416 с.
13. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2007. С. 165-172.
14. Сенокосов Ж. Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе. М.: ВПА, 1990. 264 с.
15. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: метод. рук-во. М., 1990. 75 с.
16. Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: практ. рук-во. СПб.: Речь, 2003. 96 с.
17. Яницкий М. С. Психологические факторы и механизмы развития систем ценностных ориентаций личности: дис. ... докт. психол. наук. Новосибирск, 2000.