Научная статья на тему 'Ценностные ориентации военнослужащих, склонных к девиантному поведению'

Ценностные ориентации военнослужащих, склонных к девиантному поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1160
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ЦЕННОСТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / САМОУВАЖЕНИЕ / СПОСОБ ОРИЕНТИРОВКИ / СКЛОННОСТЬ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ / VALUABLE ORIENTATIONS / ADAPTATION / PERSONAL DETERMINATIONS / VALUABLE PERSPECTIVE / SELF-RESPECT / THE ORIENTATION THREADS / DISPOSITION TO DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафонова Елена Васильевна

В рамках данной статьи рассматриваются особенности ценностных ориентаций и процесс адаптации военнослужащих по призыву к условиям службы. Реформирование основ государственного устройства повлекло за собой трансформацию прежних ценностных ориентиров, но при этом новые еще недостаточно сформировались и не стали осознанными. Выделен ряд проблем ценностной сферы, способных повлечь развитие отклоняющегося поведения у военнослужащих в процессе адаптации. В статье в контексте деятельностного и ценностного подходов рассматриваются личностные детерминанты (ценности, мотивы, смыслы, установки и т.п.) и индивидуально-личностные способы (средства) вхождения в новую социальную ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable orientations of the military men disposed to deviant behavior

Within the frame of such an article the valuable orientation peculiarities of military men and their adaptation process to the conscription conditions are submitted for the consideration. The transformations of the former valuable orientations are followed after reforms of the state structure system. But new values are not so well-organized to be real ones. Some problems of the valuable sphere are picking out in this article. They are able to develop unsocial deviant behavior of the military men in their process of adaptation to the new conditions of service. In this article we examine personal determinations (values and beliefs, motives, senses, directives, etc.) and personally-individual threads of inputting into a new social situation in the context of the activity and valuable approach.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации военнослужащих, склонных к девиантному поведению»

УДК 15

ББК Ю 942

Е. В. Сафонова

г. Хабаровск

Ценностные ориентации военнослужащих, склонных к девиантному поведению

В рамках данной статьи рассматриваются особенности ценностных ориентаций и процесс адаптации военнослужащих по призыву к условиям службы. Реформирование основ государственного устройства повлекло за собой трансформацию прежних ценностных ориентиров, но при этом новые еще недостаточно сформировались и не стали осознанными. Выделен ряд проблем ценностной сферы, способных повлечь развитие отклоняющегося поведения у военнослужащих в процессе адаптации. В статье в контексте деятельностного и ценностного подходов рассматриваются личностные детерминанты (ценности, мотивы, смыслы, установки и т.п.) и индивидуально-личностные способы (средства) вхождения в новую социальную ситуацию.

Ключевые слова: ценностные ориентации, адаптация, личностные детерминанты, ценностная перспектива, самоуважение, способ ориентировки, склонность к девиантному поведению.

E. V. Saphonova

Khabarovsk

Valuable orientations of the military men disposed to deviant behavior

Within the frame of such an article the valuable orientation peculiarities of military men and their adaptation process to the conscription conditions are submitted for the consideration. The transformations of the former valuable orientations are followed after reforms of the state structure system. But new values are not so well-organized to be real ones. Some problems of the valuable sphere are picking out in this article. They are able to develop unsocial deviant behavior of the military men in their process of adaptation to the new conditions of service. In this article we examine personal determinations (values and beliefs, motives, senses, directives, etc.) and personally-individual threads of inputting into a new social situation in the context of the activity and valuable approach.

Keywords: valuable orientations, adaptation, personal déterminations, valuable perspective, self-respect, the orientation threads, disposition to deviant behavior.

Развитие российского общества в современном мире характеризуется изменением основ государственного строя, осуществлением масштабной трансформации национальных ценностей и установок, интеграцией интересов общества и личности и дальнейшим развитием политических, социально-экономических и правовых отношений, изменением взглядов к обеспечению безопасности страны.

Данные перемены обусловили трансформацию прежних ценностных ориентиров, но при этом новые еще недостаточно сформировались и не стали осознанными. Это создает определенные трудности в реформировании ВС РФ, которые призваны выполнить поставленные задачи по обеспечению военной безопасности России. Однако устойчивая негативная статистика последних лет наглядно демонстрирует реальную картину проблемности армейской действительности. Одним из актуальных направлений работы командиров и начальников ВС РФ по минимизации негативных тенденций является профилактика отклоняющегося поведения военнослужащих.

Проблема отклонений в поведении военнослужащих тесно связана с исследованиями трансформации ценностей и ценностных ориентаций в новых социально-исторических условиях.

Военная служба как особый вид человеческой деятельности, обладает не только высокой социальной значимостью, но и особой спецификой, выходящей за пределы обыденного понимания. С призывом на военную службу или поступлением на нее по контракту человек оказывается в совершенно новых, отличных от предыдущей жизни условий, и к этим условиям необходимо адаптироваться. Такая адаптация — специфический процесс военной службы, который обусловлен, с одной стороны, особенностью деятельности военнослужащих, а с другой, — высокой динамичностью военнопрофессиональной деятельности как в мирное, так и в военное время [см.: 3].

Социально-психологический аспект адаптации молодых воинов в армейских коллективах достаточно глубоко представлен в ряде современных исследований (М. И. Дъяченко, Л. Ф. Железняк,

Н. Ф. Феденко, С. С. Муцынов, А. Н. Александров, Ж. Г. Сенокосов, Б. П. Бархаев, А. В. Булгаков и др.). Однако, кроме адаптации личности к групповым требованиям и нормам, представляет

интерес исследование ценностных ориентаций и личностных детерминант адаптации военнослужащих к условиям службы по призыву, в первую очередь связанных с индивидуальными особенностями: чертами характера, тревожностью личности, внутриличностным конфликтом и другими качествами [см.: 17; 18; 19].

В отечественной психологии прямо или косвенно к проблеме ценностей обращались ведущие ученые (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мяси-щев и др.). Несмотря на различие подходов, все они делали акцент на социально обусловленном характере принятия ценностей личностью.

Рассмотрение понятия «ценность» в контексте деятельностного подхода представляется в «индивидуальных характеристиках личности» [см.: 1]. Основой индивидуальных особенностей человека, по мнению Б. Г. Ананьева, является его «статус в обществе» [см.: 1]. Понимание «ценности», по Б. Ф. Ломову, представлено через «направленность» как основную характеристику личности [см.: 12]. Содержание личности через призму ценностных ориентаций, по В. Н. Мясищеву, зависит от «опыта человека и связанной с этим системы ценностей» [см.: 15].

Значимыми для личности, по Д. А. Леонтьеву являются «ценностные представления: ценностные стереотипы, ценностные идеалы, ценностная перспектива» [см.: 10]. Именно данные категории ценностных представлений определяют тип поведения человека в обществе с учетом его ориентации на ценности группы. В контексте нашего исследования особо важным является ценностная перспектива для военнослужащего, находящегося в новых условиях жизнедеятельности. Естественно, любой человек ориентирован на положительную перспективу и делает все, чтобы она осуществилась. Однако военнослужащий понимает, что реальная перспектива в новых условиях жизнедеятельности может быть биполярна (высокий или низкий статус и роль в коллективе, уважение или неуважение других). Чтобы добиться желаемой ценностной перспективы, новобранец совершает как адекватные, так и неадекватные (девиантные) формы поведения, которые, как правило, связаны со спецификой ценностных ориентаций личности военнослужащих [см.: 10].

По мнению Г. П. Выжлецова, «ценность личности описывается двумя характеристиками - личностным смыслом и значением» [см.: 2]. Нам представляется, что именно в этом скрыто некоторое противоречие: с одной стороны, исторически сложилось, что служба Родине — это общественно значимая ценность и государство определяет

необходимость данной деятельности (в соответствии с Конституцией РФ), но с другой, — служба не всегда имеет личностный смысл для военнослужащего, что определяет появление ряда внутриличностных и социальных проблем. Б. И. Додонов указывал на то, что объективное значение деятельности и ее личностный смысл не должны расходиться друг с другом, что и будет определять самоценность человека [см.: 6].

Нам думается, что такое понимание Б. И. До-доновым самоценности [см.: 6] сближает это понятие с чувством самоуважения и собственного достоинства, как основного средства функционирования сознания и самосознания в трактовке М. Рокича [см.: 20]. Самоуважение как важнейшую интегральную характеристику личности рассматривает И. Кон, подчеркивая, что она влияет практически на все аспекты ее поведения и деятельности. В частности, изучение девиантного поведения, включая преступность, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, показало, что пониженное самоуважение часто бывает не только спутником делинквентности, но и одной из ее причин [см: 8].

Осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и его оценка формируют особый вид отношения к нему, которое Г. П. Выжлецов называет «способом ориентировки» (как ценностное отношение) [см.: 2]. Способ ориентировки военнослужащего в новых условиях жизнедеятельности определяет норму или возможность появления отклонений в поведении военнослужащего. Думается, что данная трактовка ценностных отношений соотносима с понятием «установка». Большое значение имеют неосознаваемые процессы (гибкие системы реагирования адаптации — скрытый внутренний мир, латентные тенденции поведения), регулирующие поведение военнослужащих, которые находятся в совершенно новых для себя, нередко стрессовых условиях. Эти феномены (в том числе ценностная установка) не могут не влиять на процесс адаптации военнослужащих [см.: 2].

Таким образом, ценностные ориентации человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека.

Военнослужащий, попадая в новую ситуацию, осмысливает ее, оценивает, сравнивает с уже имеющимся опытом в соответствии со своей системой ценностей, вырабатывает свой, соответствующий новым условиям, стиль поведения. В зависимости от совпадения или не-

совпадения систем ценностей личности и коллектива, выбранного стиля у военнослужащего протекает процесс адаптации или же развивается дезадаптация [см.: 17; 18; 19].

Молодой человек, поступив на военную службу, может уже иметь формы отклоняющегося поведения, приобретенные до нее, или же приобрести данные формы уже в процессе адаптации к новым условиям военной жизнедеятельности. Именно на этапе адаптации важны превентивные меры для блокировки проявления девиантного поведения военнослужщих и выявления склонностей к данному поведению.

В контексте рассматриваемой нами проблемы в последнее время уделяется большое внимание проблеме мотивации девиантного поведения. Как подчеркивает В. Н. Кудрявцев, «один и тот же мотив, в зависимости от ситуации, может быть как побуждением к преступлению, так и побуждением к правомерному действию [см.: 9]. С данной позицией согласен и В. В. Лунеев, считающий, что личность выбирает тот или иной путь или форму поведения, которая кажется ему «в рамках усвоенной системы ценностей более короткой, экономичной и выгодной по сравнению с правомерным путем... » [см.: 13].

Таким образом, ценностное поле межличностного взаимодействия выступает интегрированным образованием, которое вбирает в себя все значимые отношения людей (ценностные, смысловые и мотивационные), в том числе и ценностные ориентации каждого участника взаимодействия. Однако ценностные ориентации как психологический механизм регуляции социального поведения не только проявляется, но и изменяются в процессе взаимодействия человека и социума. В процессе адаптации можно целенаправленно влиять на асоциальное поведение военнослужащего, с учетом ценностных ориентаций и личностных детерминант.

Ценностные ориентации как платформа взаимодействия людей в социуме в зависимости от рассматриваемого контекста ситуаций (например, нарушения социализации и адаптации, социопатии, моральная дефективность, асо-циальность, социальная дезадаптация) представляются как несовпавшие соционормативные системы регуляции жизнедеятельности. В данном случае нельзя рассматривать ценностные ориентации односторонне с позиции правил и норм социума. Нарушения в поведении связаны как с воздействием среды, так и с выпадением, на-

рушением и недоразвитием тех или иных личностных ценностей [см.: 3; 6; 8].

Таким образом, при различных формах девиантного поведения мы имеем веер характеристик ценностной сферы личности. Мозаичный характер ценностной сферы и полюс адаптации определяют вариативность девиантного поведения военнослужащих.

Объектом нашего эмпирического исследования являются ценностные ориентации военнослужащих по призыву, имеющих склонность к девиантному поведению, находящихся в периоде адаптации. На первом этапе нами было проведено обследование 277 респондентов со сроком службы от 3 до 6 месяцев с целью выявления склонностей к девиантному поведению. Для выявления склонности к девиантному поведению были использованы следующие показатели: уровень и тип агрессивности, склонность к алкоголизму, которые определили выбор методик: «Опросник для оценки агрессии» (Ч. Спилбергер) и «Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма» (К. К. Яхин, В. Д. Менделевич). Также использовался метод наблюдения, беседа и анализ личных дел военнослужащих по контракту.

Из числа обследованных (277 человек) у 147 военнослужащих была выявлена разная степень склонности к девиантному поведению (разного типа), что послужило основанием для разделения их на 3 группы:

I. Группа (67 человек) — военнослужащие, склонные к аутоагрессии;

II. Группа (40 человек) — военнослужащие, склонные к внешней агрессии;

III. Группа (40 человек) — военнослужащие, склонные к алкоголизму.

Для выявления особенностей ценностных ориентаций военнослужащих этих групп использовались следующие методики: ценностные ориентации (М. Рокич) [см.: 7], тест смысложизненных ориентаций (СЖО), разработанный и адаптированный Д.А. Леонтьевым на основе теста РШ Дж. Крамбо и Л. Махолика [см.: 11], Висбаденский опросник (Н. Пезешки-ан) [см.: 14], уровень субъективного контроля (Дж. Роттер), индивидуально-типологический опросник (Л. Н. Собчик).

Результаты исследования показали, что между структурами ценностных ориентаций трех групп наблюдаются как сходства, так и различия (рис. 1).

□ 1 группа - аутоагрессия

□ 2 группа - внешняя агрессия

□ 3 группа - алкоголизм

Рис. 1 Особенности ценностных ориентации испытуемых различных групп (по методике М. Рокича)

Шкалы представлены по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича [см.: 7].

Примечание: «1 ценность — активная деятельная жизнь, 2 ценность - здоровье, 3 ценность — красота природы и искусства, 4 ценность — материально обеспеченная жизнь, 5 ценность — счастье других (спокойствие в стране), мир, 6 ценность — познание, интеллектуальное развитие, 7 ценность

— независимость оценок и суждений, 8 ценность — счастливая семейная жизнь, 9 ценность — уверенность в себе, 10 — жизненная мудрость, 11 ценность — интересная работа, 12 ценность — любовь, 13 — наличие верных друзей, 14 ценность — общественное признание, 15 ценность — равенство в возможностях (продуктивная жизнь), 16 — свобода поступков и действий, 17 — творческая деятельность, 18 ценность — получение удовольствия» [см.: 7].

Как видно из рис. 1, представители всех трех групп в качестве ведущих для себя ориентаций определяют ценности «здоровье» и «семья». Эти ценности занимают наиболее высокие ранговые позиции. Это очевидно не случайно, поскольку ценностные ориентации относятся к категории предпочитаемых у большинства людей.

В 1-ой группе преобладают следующие ценностные ориентации: материально обеспеченная жизнь, творческая деятельность (соответственно на 2, 3, 4 ранговых позициях). Обратим внимание на то, что в 1 группе (склонные к аутоагрессии)

5-ю ранговую позицию занимает «независимость оценок и суждений». Аутоагрессия часто связана с выраженной интровертированностью, закрытостью, можно предположить, что именно это определило значимость указанной ценности для данной категории респодентов.

Во 2-ой группе (склонные к внешней агрессии) преобладают следующие ценностные ориентации: любовь, материально обеспеченная жизнь, творческая деятельность, познание (соответственно на 2, 3, 4, 5 ранговых позициях). Специфичной для данной группы является

6-я ранговая позиция — равенство в возможностях. Важность выбора данной ценности можно объяснить, на наш взгляд, тем, что

внешняя агрессия связана с контролем за событиями жизни.

В 3-ей группе преобладают следующие ценностные ориентации: материально обеспеченная жизнь, творческая деятельность, активная деятельность, любовь ('соответственно на 2, 3, 4 ранговых позициях). Особенностью в данной группе, как и в первой, является 5-я ранговая позиция — независимость оценок и суждений. Испытуемые третьей группы никогда не признают, что у них есть некоторая склонность к употреблению алкоголя и в данной группе, как и в первой на пятой ранговой позиции оказывается выбор — независимость оценок и суждений.

При этом следует отметить, что в первой группе ценность «любовь» имеет гораздо более низкий ранг (11 -ый ранг), чем в двух других группах (4-ый и 6-ой ранг соответственно). Возможно, это связано со сниженным чувством доверия к миру, людям у респондентов первой группы.

Методика «Висбаденский опросник» (Н. Пезешкиан) [см.: 14] позволила выявить такие характеристики и личностные особенности, которые, на наш взгляд, по своим сущностным характеристикам в большей степени можно рассматривать в качестве инструментальных ценностей личности.

□ 1 группа - аутоагрессия

□ 2 группа - внешняя агрессия

□ 3 группа - алкоголизм

Рис. 2. Особенности ценностных ориентаций испытуемых различных групп (по методике Н. Пезешкиан)

Шкалы представлены по методике «Висбаденский опросник» Н. Пезешкиан [см.: 14].

Примечание: 1— аккуратность,2 — чистоплотность, 3 — пунктуальность, 4 — вежливость, 5 — прямота (честность), 6 — усердие (деятельность), 7 -— обязательность, совестливость, точность, 8 — бережливость, 9 — послушание, 10 — справедливость, 11— верность,12 — терпение, 13 — время, 14 — контакты, 15 — доверие, 16 — надежды, 17 — секс, нежность, 18 — контакты, 19 — будущее.

Результаты исследования, полученные по данной методике, показали, что между ценностными ориентациями трех групп наблюдаются как сходство, так и различия, но различия только в количественном соотношении. Так, представители всех трех групп в качестве ведущих для себя ориентаций определяют следующие инструментальные ценности: деятельность, доверие, справедливость, будущее. Однако они в количественном соотношении находятся на разных уровнях. Единственное отличие наблюдается в том, что в третьей группе представлена такая ценность, как «время», которое интерпретируется как успевающий (неуспевающий) за жизнью, за товарищами и т.д.

В качестве дополнительной методики нами был использован тест «СЖО» Д. А. Леонтьева [см.: 11].

Результаты представлены на рис. 3. Анализ результатов показал, что между жизненными ориентациями трех групп наблюдается сходство: преобладают шкала «цели» и шкала «процесс», т. е. вся жизнь ориентирована на повседневную военную деятельность, которая большинством респондентов рассматривает-

ся как временная, не связанная с их будущим. Поэтому вполне объяснимы низкие результаты по шкале «локус-Я» во всех трех группах: военнослужащим свойственно неверие в свои силы и невозможность контролировать события собственной жизни на данном этапе, поскольку определяющим регулятором жизни является воинская дисциплина.

По методике «Индивидуально-типологический» опросник (Л. Н. Собчик), в 1-ой группе преобладают экстраверсия и эмотивность, во 2-ой группе-экстраверсия, спонтанность и агрессия, в

3-ей группе преобладают экстраверсия, эмотив-ность и тревожность. Преобладание экстраверсии во всех трех группах, возможно, связано с тем, что все военно-служащие, склонные к девиантному поведению, чаще всего не берут на себя ответственность, а оправдание своим поступкам ищут во внешнем окружении, обвиняя в своих проблемах других. Высокие показатели по шкале эмотивность свидетельствуют о том, что для представителей этих групп характерны смена настроения, мотивационная неустойчивость, повышенная лабильность и тревожность.

Рис. 3. Особенности смысложизненных ориентаций трех групп (по методике Д. А. Леонтьева)

Шкалы представлены по методике «Висбаденский опросник» Н. Пезешкиан [см.: 11].

Примечание: 1 ориентация на «цели», 2 ориентация на «процесс», 3 ориентация на «результат»,

4-«локус — Я», 5-«локус — жизнь»».

Также нами была использована статистическая обработка данных при помощи Statistika 6.0 и SPSS 12.0. В результате обработки обнаружились следующие статистически значимые связи. В первой группе (склонность к аутоагрессии) коррелируют следующие показатели: интроверсия и локус - Я (р<0,01), контакты, цель жизни, локус - жизнь, отношения в семье (р<0,05). Данные положительные корреляции связаны, на наш взгляд, с важностью для данных респондентов близкого окружения, с одной стороны, и одновременно восприятия внешней среды как угрожающей, с другой.

Во второй группе (склонность к внешней агрессии) коррелируют следующие показатели: экстраверсия и локус - Я (р<0,01), агрессивность, контакты, цель жизни (р<0,05). Респондентам данной группы важно внешнее окружение, контакты и достижения целей жизни, но агрессия для них становится средством контроля за внешней средой.

В третьей группе (склонность к алкоголизму) коррелируют следующие показатели: деятельность, усердие, ощущения (р<0,01), семья, внутренний конфликт, отраженное самоотношение, тревожность (р<0,05). Респонденты данной группы, имея склонность к употреблению алкоголя, не считают себя таковыми независимо от мнения окружающих, что может стимулировать появление внутриличностного конфликта и отраженного самоотношения, которое связано с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

Проведенное эмпирическое исследование выявило следующее:

— в представленных группах имеются ряд различий как количественных, так и качественных;

— в 1-ой группе (склонность к аутоагресии) предпочитаемой является ценностная ориентация — независимость оценок и суждений и эмотивность;

— во 2-ой группе (склонность к внешней агрессии) наблюдается тенденция направленности на внешнее окружение, на контроль за событиями жизни и себя, а также контроль контактов в семье и за ее пределами. На наш взгляд, этим объясняется проявление данного вида агрессивности, т. к. новые условия, специфика военной службы связаны с потерей возможности контролировать все вышеперечисленные сферы,

— в 3-ей группе (склонность к алкоголизму) военнослужащим свойственна интраверсия, проявление тревожности и наличие внутрилич-ностного конфликта, способствующих проявлению данной девиации.

Таким образом, у военнослужащих, склонных к девиантному поведению, сформированы специфические ценностные ориентации и личностные детерминанты, которые могут определять разные формы девиаций.

В данном случае мы можем говорить об особых типах личности, которые наиболее четко выделяются в выборке склонных к девиациям. Учитывая специфичную систему ценностных ориентаций, не следует забывать о том, что не все респонденты, склонные к девиантному поведению, в условиях военной службы проявят

эту девиацию. На это обратила внимание Ю. А. Васильева, которая указывала, что правомерно говорить о «группе риска» девиаций. Риском в данном случае будут выступать указанные осо-

бенности ценностной сферы, а произойдет ли девиация, зависит от многих факторов, в частности от среды, особенностей социализации, межличностных контактов в новом коллективе и т.д.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: в 2-х.т.: Педагогика, 1980. Т. 1. С. 16—178.

2. Васильева Ю. А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. 1997. № 2. Т. 18. С. 58 — 78.

3. Военная психология // под ред. А. Г. Ма-клакова. СПб.: Питер, 2007. 464 с.

4. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социальнополитический журнал. 1996. № 1. С. 86 — 99.

5. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лич-ности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. С. 256-269.

6. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978. 272 с.

7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб: Изд-во «Питер», 2000. 512 с.: ил. (серия «Мастера Психологии»).

8. Кон И. С. Категория «Я» в психологии. Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 3.

9. Криминальная мотивация / под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986. 304 с.

10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.

11. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО); 2-е изд. М.: Смысл, 2006. 18 с.

12. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444с.

13. Лунеев В. В. Мотивация преступного поведения. М.: Наука, 1991. 383 с.

14. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2005. 445 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действи-тельности // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 35-38.

16. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход. М.: РГБ, 2003. 393 с.

17. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2007. 464 с.

18. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. 360 с.

19. Серый А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. С. 354-360.

20. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.