Научная статья на тему 'Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением'

Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1310
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / DEVIANT ADOLESCENTS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SELF-RELATIONSHIP / RESILIENCE / COMPARATIVE ANALYSIS / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рожней Дарья Александровна

Статья посвящена изучению особенностей самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением. Проанализированы основные личностные факторы: глобальное самоотношение и жизнестойкость, а также их компоненты; личностный адаптационный потенциал, локус контроля. Проведен сравнительный анализ исследуемых показателей у старших подростков с девиантным поведением и кадетов экспериментальных классов. Выявлены особенности взаимосвязи самоотношения и жизнестойкости с социально-психологической адаптацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of self-relationship and viability in older teens with deviant behavior

The article is devoted to the study of the features of self-relationship and viability in older teens with deviant behavior. The main personal factors are analyzed: global self-relation and viability, as well as their components; personal adaptive potential, locus of control. A comparative analysis of the studied factors in older teens with deviant behavior and cadets of experimental groups was performed. The peculiarities of the relationship between self-relationship and resilience with socio-psychological adaptation are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением»

УДК 373.24

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/159-166

М.В. Чеховская1, Д.А. Рожней2

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина Санкт-Петербург. Россия

Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением

Статья посвящена изучению особенностей самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением. Проанализированы основные личностные факторы: глобальное самоотношение и жизнестойкость, а также их компоненты; личностный адаптационный потенциал, локус контроля. Проведен сравнительный анализ исследуемых показателей у старших подростков с девиантным поведением и кадетов экспериментальных классов. Выявлены особенности взаимосвязи самоотношения и жизнестойкости с социально-психологической адаптацией.

Ключевые слова и словосочетания: девиантное поведение, подростки, социально-психологическая адаптация, самоотношение, жизнестойкость, сравнительный анализ, корреляционный анализ.

M.V. Chekhovskaya, DA Rozhney

Leningrad State University named A.S. Pushkin St. Petersburg. Russia

Features of self-relationship and viability in older teens with deviant behavior

The article is devoted to the study of the features of self-relationship and viability in older teens with deviant behavior. The main personal factors are analyzed: global self-relation and viability, as well as their components; personal adaptive potential, locus of control. A comparative analysis of the studied factors in older teens with deviant behavior and cadets of experimental groups was performed. The peculiarities of the relationship between self-relationship and resilience with socio-psychological adaptation are revealed. Keywords: deviant adolescents, socio-psychological adaptation, self-relationship, resilience, comparative analysis, correlation analysis.

Как показывают исследования проблемы девиантного поведения, дезадаптация старших подростков - результат дисгармонии во взаимоотношениях не только с обществом и ближайшим окружением, но и с самим собой. Проявляется дисгармония во внутреннем дискомфорте, разрушении взаимоотношений, нарушении деятельности. Несоответствие социально-психологического статуса подростка требованиям и условиям социальной ситуации имеет разный уровень напряженности и проявляется в различных формах и сочетаниях. Разработка данной проблематики актуальна в связи с изучением причинно-следственных связей в формировании социально-психологической дезадаптации в сенсетивный для социального взаимодействия период [6, 9].

1 Чеховская Марина Валерьевна - канд. мед. наук, доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии; Россия, Санкт Петербург, Пушкин; e-mail: [email protected].

2 Рожней Дарья Александровна - Россия, Санкт Петербург, Пушкин; e-mail: [email protected].

По мнению Л.В. Выготского, формирование самоотношения в подростковом возрасте подготовлено биологически и социально всей предшествующей историей развития его личности. Процесс становления самопринятия у подростка обусловлен также развитием других психических функций и определен степенью развития сознания и психики в целом. Самоотношение следует рассматривать как постепенно развивающийся во времени психический процесс за счет непрерывности формирования, наличия стадий и перенятия отдельных онтогенетических этапов. самоотношение как процесс характеризуется систематически усложняющимися формами.

Формирование самоотношения в негативном полюсе порождает трудности социализации, мешающие развитию подростка как во внутренних, так и во внешних аспектах. в свою очередь, эти трудности влияют на развитие характерологических особенностей личности, которые могут служить толчком к девиантному поведению [2, 3].

Подростковый и ранний юношеский возраст характеризуются стремлением к эмоциональному разрешению проблем и конфликтов. Это период переоценки установок и закладки «фундамента» для будущего смыслостроительства.

Жизнестойкость подростка укрепляется постепенно за счет формирующихся смыслов, укрепляющихся ценностей как основания для поддержания собственной устойчивости в мире.

Процессы формирования и развития жизнестойкости личности в подростковом возрасте отражают самосознание и ценностные ориентации. самосознание в старшем подростковом возрасте предполагает:

- самоанализ (конструктивность и объективность помогает человеку в развитии его потенциала);

- анализ собственных чувств и переживаний, с помощью которого подросток более осознанно воспринимает жизненные ситуации, осознает свою позицию. Все это противостоит чувству беспомощности, растерянности и, как следствие, приводит к бездеятельности, бессмысленной активности или девиантным действиям в трудных ситуациях;

- желание совершенствоваться, подкрепленное образами-стимулами (идеальные образы героев кинофильмов и книг; общение с конкретными людьми; жесткие социальные требования взрослых - выговоры, наказания; внутреннее состояние -«резервы души», «чувство уверенности») [1].

самоотношение и жизнестойкость - важные компоненты личности, влияющие на формирование и развитие социально-психологической адаптации. Изучение этих характеристик у подростков с девиантным поведением дает возможность разработки коррекционных и профилактических программ, способных повысить личностный адаптационный потенциал у юношей и девушек подросткового возраста [7].

Научная новизна. Проведен сравнительный анализ степени развития самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением,

выявлены особенности взаимосвязи компонентов самоотношения и жизнестойкости с социально-психологической адаптацией.

Основную группу составили старшие подростки с девиантным поведением, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ОМВД России по Ленинградской области. Было обследовано 40 человек (22 юноши и 18 девушек). Возраст респондентов от 14 до 17 лет.

В состав контрольной группы вошли учащиеся 9-11 экспериментальных кадетский классов средних образовательных школ в количестве 40 человек (22 юноши и 18 девушек).

Для обследования использовались следующие методики:

1) опросник «Самоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев);

2) тест жизенестойкости (С. Мадди, модификация Е.Н. Осина, Е.И. Рассказовой);

3) тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев);

4) многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин).

На основании данных, полученных в результате исследования, была составлена сводная таблица, которая была подвергнута математико-статистической обработке:

1. Вычисление первичных статистик: среднее арифметическое, стандартное отклонение, ошибка средней арифметической.

2. Применение частотного, сравнительного и корреляционного анализа. Определение статистически значимых различий сравниваемых показателей было произведено с применением t-критерия Стьюдента (для независимых выборок).

3. Для установления тесноты связей между изучаемыми показателями проведен многомерный корреляционный анализ с применением критических значений коэффициентов корреляции r-Пирсона. Математико-статистическая обработка результатов исследования осуществлена с помощью электронных таблиц Excel пакета программ Microsoft Office, программы «SPSS статистика 17.0».

Результаты сравнительного анализа по опроснику «Самоотношение»

Согласно данным сравнительного анализа по методике «Самоотношение» (табл. 1) у подростков с девиантным поведением показатели самоотношения -глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, ожидаемое отношение от других - значимо отличаются от показателей учащихся кадетских классов. на основании этого можно говорить о том, что у девиантных подростков низкая самооценка, не выражен интерес к собственной личности, преобладает видение в первую очередь своих недостатков, склонность к самообвинению и самоуничижению.

Таблица 1

данные по методике «Самоотношение»

Психологический признак Основная гр. Контрольная гр. иэмп Р

M±m с M±m с

Глобальное самоотношение 41,07±3,23 20,43 65,35±3,21 20,31 5,3 p<0,001

Самоуважение 37,45±3,27 20,7 67,3±2,44 15,45 7,3 p<0,001

Окончание табл. 1

Психологический признак Основная гр. Контрольная гр. иэмп Р

М±т с М±т с

Аутосимпатия 33,67±2,71 17,18 61,45±2,42 21,55 7,7 р<0,001

Ожидаемое отношение от других 26,1±2,35 14,92 60,02±3,40 15,31 8,2 р<0,001

Результаты сравнительного анализа по методике «Жизнестойкость»

Данные сравнительного анализа по методике «Жизнестойкость», отображенные в таблице 2, указывают на значимые различия по всем представленным шкалам. Другими словами, подростки с девиантным поведением в большей степени зависят от ситуативных переживаний стресса, испытывают трудности в преодолении постоянной базовой тревоги. У них чаще возникает ощущение беспомощности и дискомфорта. Такие подростки не готовы идти на риск ради приобретения нового опыта и усвоения новых знаний.

жизнестойкость как личностная характеристика не развивается на должном уровне, что препятствует эффективному совладанию со стрессовыми ситуациями. Это, в свою очередь, может влиять на развитие социально-психологической дезадаптации.

Таблица 2

Сравнительный анализ по методике «Жизнестойкость»

Психологический признак Основная гр. Контрольная гр. иэмп р

М±т с М±т с

Жизнестойкость 41,17±2,12 13,46 51,07±1,31 8,32 4 р<0,001

Вовлеченность 18,42±0,89 5,63 22,42±0,7 4,43 3,5 р<0,001

Контроль 15,05±0,75 4,76 17,5±0,61 3,9 3,6 р<0,001

Принятие риска 8,7±0,61 3,9 11,15±0,54 3,45 3 р<0,001

Результаты сравнительного анализа по методике «Смысложизненные ориентации»

Поскольку методика «Смысложизненные ориентации» предполагает разграничение полученных результатов на женские и мужские, целесообразнее описывать их отдельно. В состав основной и контрольной групп вошли 44 юноши и 36 девушек. Данные представлены в табл. 3 и 4.

С помощью сравнительного анализа удалось установить значимые различия по всем представленным шкалам: цели, процесс, результат, локус контроля - Я, локус контроля - жизнь. И юноши, и девушки из основной группы менее целеустремленны и в меньшей степени направлены на осмысление своей жизни. Но если основываться на данных частотного анализа, девушки с девиантным пове-

дением более целенаправленны, нежели юноши. и у тех, и у других низкая удовлетворенность эмоциональной насыщенностью жизни и самореализацией. Тем не менее, девушки более склонны к неудовлетворенности в данных аспектах. Локус контроль у подростков из основной группы также ниже, чем у юношей и девушек кадетов. Низкие показатели говорят о неверии в свои силы, низкой самооценке.

Таблица 3

Сравнительный анализ по методике «Смысложизненные ориентации»

(мужская часть)

Психологический признак Основная гр. Контрольная гр. иэмп Р

М±т с М±т с

Цели 25,09±0,8 3,77 33,27±1,09 5,14 6 р<0,001

Процесс 27,09±0,79 2,72 31,18±0,87 4,11 3,5 р<0,01

Результат 21,09±0,47 2,22 24,4±0,87 4,09 3,4 р<0,01

ЛК-Я 16,27±0,94 4,4 21,54±0,52 2,46 4,9 р<0,001

ЛК-Жизнь 24,31±0,92 4,35 30,5±1,01 4,75 4,5 р<0,001

Таблица 4

данные по методике «Смысложизненные ориентации» (женская часть)

Психологический признак Основная гр. Контрольная гр. иэмп Р

М±т с М±т с

Цели 24,77±0,84 3,57 28,61±1,41 5,99 2,3 р<0,05

Процесс 21±0,76 3,25 27,88±1,30 5,52 4,6 р<0,001

Результат 18,38±0,5 2,14 21,72±0,79 3,37 3,5 р<0,01

ЛК-Я 15,55±0,85 3,61 19,72±0,83 3,54 3,5 р<0,01

ЛК-Жизнь 22,77±0,73 3,11 26,88±1,36 5,79 2,7 р<0,05

Результаты сравнительного анализа по методике Мло «Адаптивность»

Данные, полученные в ходе сравнительного анализа по методике Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (табл. 5), указывают на значимые различия по всем шкалам 2, 3 и 4 уровней. У девиантных подростков низкий адаптационный потенциал. Это обусловлено отсутствием адекватной самооценки и поведенческой регуляции; проявлениями агрессивности и низким уровнем социализации. У основной группы ярко выражены признаки дезадаптивных нарушений. Этому способствуют высокий уровень ситуационной тревожности, низкая толерантность к неблагоприятным факторам деятельности, отсутствие мотивации, выраженное нервно-психическое напряжение, нарушение морально-нравственной ориентации, неприятие общепринятых норм поведения.

Таблица 5

Результаты сравнительного анализа по методике Мло «Адаптивность»

Психологический признак Основная гр. Контрольная гр. иэмп Р

М±т с М±т с

ПР 2,65±0,16 1,05 4,7±0,18 1,15 8,5 р<0,001

КП 3,57±1,29 1,29 4,02±0,18 1,16 4,9 р<0,001

мн 2,7±0,16 1,04 4,32±0,11 0,72 8,2 р<0,001

ЛАП 1,77±0,11 0,73 3±0,14 0,9 6,8 р<0,001

АС 2,3±0,12 0,79 3,85±0,14 0,89 4 р<0,001

ПС 2,12±0,12 0,79 3,75±0,11 0,7 2,5 р<0,05

ДАН 2,4±0,11 0,74 3,95±0,11 0,74 2 р<0,05

Результаты корреляционного анализа

Поскольку распределение близко к нормальному, то для корреляционного анализа был применён критерий Пирсона. Данные корреляционного анализа указывают на то, что показатель глобального самоотношения коррелирует с личностной тревожностью ( отрицательная связь при р<0,001), локусом контроля -Я (при р<0,001), жизнестойкостью (при р<0,001), эмоциональной насыщенностью (процесс) (при р<0,01) и результативностью жизни (при р<0,05).

на основании полученных данных можно предположить, что при увеличении показателя глобального самоотношения повышается локус контроля - Я (Я - хозяин жизни), формируется жизнестойкость, позволяющая эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, растет позитивная насыщенность жизни, а также удовлетворенность самореализацией.

При формировании положительного отношения к себе и росте самооценки уменьшается личностная тревожность.

Личностный адаптационный потенциал коррелирует с аутосимпатией и жизнестойкостью (при р<0,05), которая, в свою очередь, взаимосвязана с поведенческой регуляцией (при р<0,05). Исходя из этого, можно утверждать, что позитивное принятие собственного «Я» и адекватная самооценка личности, выраженность компонентов жизнестойкости способствуют формированию высокого адаптационного потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Выводы

1. В ходе сравнительного анализа были получены значимые различия по методике «Самоотношение» (при р<0,001). Такие компоненты Я-концепции, как самопринятие, уверенность в своих силах, аутосимпатия, интерес к своей личности, в основной группе находятся на негативном полюсе. Подростки с девиантным поведением отрицают наличие интереса у окружающих к их персонам и сомневаются в своих возможностях вызвать симпатию у сверстников и старшего поколения.

2. По данным сравнительного анализа уровень жизнестойкости и ее компонентов (вовлеченность, принятие риска и контроль) у подростков с девиантным

поведением значительно ниже (при р<0,001), чем у учащихся из кадетских классов. Это свидетельствует о невыраженности стрессоустойчивости у подростков основной выборки. Они испытывают трудности совладания со стрессом.

3. Для девиантных подростков в большей степени характерны вербальная агрессия, раздражительность и подозрительность, что свидетельствует о проблемах социализации. Высокий уровень реактивной тревоги, возможно, был вызван психодиагностическим обследованием, тогда как личностная тревога - конституциональная черта и говорит о слабой сопротивляемости стрессу. Девиантные подростки менее осмысленно относятся к своей жизни. Происходящие с ними события они считают недостаточно эмоционально насыщенными, интересными и важными. У большинства наблюдается неудовлетворенность самореализацией. Локус контроля снижен.

4. сравнительный анализ показал, что у подростков с девиантным поведением уровень социально-психологической адаптации значительно ниже (при р<0,001), чем у учащихся кадетских классов. Все респонденты основной выборки находятся в группе сниженной адаптации. Их характеризуют низкая самооценка и негативное принятие собственного «Я». Регуляция поведенческих реакций и самодисциплина не соответствуют норме, что порождает трудности в социальном взаимодействии.

5. В ходе корреляционного анализа были установлены положительные связи между самоотношением, жизнестойкостью, локусом контроля и смысложизнен-ными ориентациями (процесс и результативность жизни). Также были выявлены положительные связи между личностным адаптационным потенциалом (ЛАП), жизнестойкостью и аутосимпатией.

Формирование жизнестойкости в позитивном полюсе, высокий уровень локу-са контроля, четкое понимание желаний и целей относительно своего будущего способствуют развитию адекватной самооценки, самопонимания и самопринятия.

Вовлеченность в жизненный процесс и умение получать от него удовольствие, принятие нового опыта и готовность использовать его в дальнейшем, а также одобрение и принятие собственного «Я» влияют на развитие высокого уровня адаптации.

1. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие / О.В. Борисенко, Т.А. Матерова, О.А. Ховалкина и др. Барнаул, 2014. 184 с.

2. Гаджиева К.А. Самоотношение подростков с отклоняющимся поведением // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology. snauka.ru/2015/01/4228.

3. Исследование особенностей самоотношения подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс]. URL: http://studbooks.net/1661953/psihologiya/issledovanie_ osobennostey_samootnosheniya_podrostkov_s_deviantnym_povedeniem

4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.

5. Маклаков А.Г., Чермянина С.В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2006. С. 549-672.

6. Мороденко Е.В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестник ТГПУ 2009. N° 8. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-i-dezadaptatsiya-v-protsesse-sotsializatsii-lichnosti.

7. Нетруненко Е.В. Взаимосвязь жизнестойкости и самоотношения у старшеклассников, готовящихся к службе в армии: автореф. бакалавр. раб. ... психол.-педагог. / Саратовский исследовательский национальный государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Балашов, 2016. 12 с.

8. Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия № 14. Психология. 2013. № 2. С. 147-165.

9. Педченко В. В. Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка // Молодой ученый. 2017. № 5. С. 405-410.

10. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.

Транслитерация

1. Osobennosti formirovaniya zhiznestojkosti i sovladaniya s trudnymi zhiznennymi i stressovymi situatsiyami nesovershennoletnih v obrazovanii: metodicheskoe posobie / O.V. Borisenko, T.A. Materova, O.A. Hovalkina i dr. Barnaul, 2014. 184 p.

2. Gadzhieva K.A. Samootnoshenie podrostkov s otklonyayuschimsya povedeniem, Psihologiya, sotsiologiya i pedagogika, 2015, No 1. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4228.

3. Issledovanie osobennostej samootnosheniya podrostkov s deviantnym povedeniem. URL: http://studbooks.net/1661953/psihologiya/issledovanie_osobennostey_samootnosheniya_ podrostkov_s_deviantnym_povedeniem

4. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennyh orientatsij (SZHO). 2-e izd. M.: Smysl, 2000. 18 p.

5. Maklakov A.G., Chermyanina S.V. Mnogourovnevyj lichnostnyj oprosnik «Adaptivnost'», Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy: uchebnoe posobie / red. i sost. D.YA. Rajgorodskij. Samara: Izd. dom «BAHRAH-M», 2006. Pp. 549-672.

6. Morodenko E.V. Sotsial'no-psihologicheskaya adaptatsiya i dezadaptatsiya v protsesse sotsializatsii lichnosti, Vestnik TGPU, 2009, No 8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7 sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-i-dezadaptatsiya-v-protsesse-sotsializatsii-lichnosti.

7. Netrunenko E.V. Vzaimosvyaz' zhiznestojkosti i samootnosheniya u starsheklassnikov, gotovyaschihsya k sluzhbe v armii: avtoref. bakalavr. rab. ... psihol.-pedagog. / Saratovskij issledovatel'skij natsional'nyj gosudarstvennyj universitet im. N.G. CHernyshevskogo. Balashov, 2016. 12 p.

8. Osin E.N., Rasskazova E.I. Kratkaya versiya testa zhiznestojkosti: psihometricheskie harakteristiki i primenenie v organizatsionnom kontekste, Vestnik Moskovskogo universiteta, ser. No 14, Psihologiya, 2013, No 2, pp. 147-165.

9. Pedchenko V. V. Kriterii i pokazateli sotsial'no-psihologicheskoj dezadaptatsii starshego podrostka, Molodoj uchenyj, 2017, No 5, pp. 405-410.

10. Stolin V.V., Pantileev S.R. Oprosnik samootnosheniya, Praktikum po psihodiagnostike: Psihodiagnosticheskie materialy, M., 1988, pp. 123-130.

© М.В. Чеховская, 2018 © Д.А. Рожней, 2018

для цитирования: Чеховская М.В., Рожней Д.А. Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 2. С. 159-166. For citation: Chekhovskaya M.V., Rozhney D.A. Features of self-relationship and viability in older teens with deviant behavior, ne Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2018, Vol. 10, No 2, pp. 159-166. DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/159-166 Дата поступления: 11.04.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.