Научная статья на тему 'Изучение личностной обусловленности девиантного поведения на примере военнослужащих по призыву'

Изучение личностной обусловленности девиантного поведения на примере военнослужащих по призыву Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / САМООТНОШЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / VITALLY MEANINGFUL ORIENTATION / LOCUS OF CONTROL / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородина В. Н.

В статье рассматривается проблема девиантного поведения у военнослужащих по призыву. Проведено психологическое исследование указанного явления. Обсуждаются особенности смысложизненных ориентаций, локуса контроля, компонентов самоотношения у лиц, склонных к девиантному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PERSONAL CONDITIONALLY DEVIANT BEHAVIOR AN EXAMPLE MILITARY MAN

The paper addresses the problem of deviant behavior among military man. Conducted a psychological study of the phenomenon. The features vitally meaningful orientation, locus of control, components of self-determination in those prone to deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Изучение личностной обусловленности девиантного поведения на примере военнослужащих по призыву»

УДК 159.9.07

Borodina V.N. STUDY OF PERSONAL CONDITIONALITY DEVIANT BEHAVIOR AN EXAMPLE MILITARY MAN. The paper addresses the problem of deviant behavior among military man. Conducted a psychological study of the phenomenon. The features vitally meaningful orientation, locus of control, components of self-determination in those prone to deviant behavior.

Key words: deviant behavior, vitally meaningful orientation, locus of control, self-determination.

В.Н. Бородина, канд. психол. наук, доц. кафедры психологии

Филиала ВУНЦ СВ «ОВА» ВС рФ, г. Новосибирск, E-mail: borodina0769@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО НООЕДЕНИЯ НА ОРИМЕРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ОО ПРИЗЫВУ

В статье рассматривается проблема девиантного поведения у военнослужащих по призыву. Проведено психологическое исследование указанного явления. Обсуждаются особенности смысложизненных ориентаций, локуса контроля, компонентов самоотношения у лиц, склонных к девиантному поведению.

Ключевые слова: девиантное поведение, смысложизненные ориентации, локус контроля, самоотношение.

Современная обстановка в мире, ложные социальные и культурные ценности, неправильное воспитание в семье, негативные субкультуры оказывают огромное влияние на формирование у молодежи девиантного поведения. В дальнейшем молодые люди призываются на военную службу. Согласно данным Министерства обороны Российской Федерации, в 2010 г. в военных госпиталях лечились от наркомании и токсикомании 1671 человек. Так же за последние 30 лет «не боевые потери», суицид, составили 20-30% от общего числа потерь.

В работах отечественных ученых рассматриваются различные аспекты отклоняющегося поведения (Э.А Бабаян, С.А. Беличева, С.В. Березин, П.П. Блонский, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич и др.), ее профилактики (А.С. Макаренко,

A.В. Мудрик, Р.В. Овчарова и др.). Результаты исследований по вопросам профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих отражены в трудах О.В. Бакушина, В.Н. Герасимова,

B.Г. Гетманского, А.С. Калюжного, Ю.М. Кудрявцева, А.А. Лукь-янец, С.П. Полякова и др. В военных психолого-педагогических исследованиях в последние годы также возросло число работ, посвященных отдельным сторонам отклоняющегося поведения: суицидального (А.В. Бойко, С. Дмитриев), антидисциплинарного (А.Г. Тюриков, Р.К. Юскаев), педагогической диагностике данного явления (П.П. Дерюгин), превентивных действий (В.Н. Герасимов, Л.В. Мардахаев), подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими с отклонениями в поведении (Ю.М. Румянцев) и некоторые другие [1 - 11].

Новая психологическая парадигма, отражающая тенденцию движения психологической научной мысли к постнекласси-ческой науке, подходит к рассмотрению человека как открытой, самоорганизующейся психологической системы, «порождающей психологические новообразования и опирающейся на них в своем самодвижении» [3], Каждый человек в контексте теории психологических систем может быть понят как хронотоп. Хронотоп, согласно теории психологических систем, есть пространственно-временная организация, превращающая «объективную реальность» (мир до человека, без человека) в наполненный цветом и звуками, категоризированный значениями предметный мир (как основание предметного сознания). Этот предметный мир будет далее трансформироваться в реальность, наполненную смыслами, переживаемую человеком в ее данности ему «здесь и сейчас». По мере обретения человеком в онтогенезе смысловых измерений мира (и смыслового сознания), последний превращается в действительность - расширяющееся, устойчивое (благодаря ценностным координатам) пространство для жизни и развития. Согласно В.Е. Клочко, «пространство задается не только вещами, но и смыслами; время течет не только вне или внутри нас, но и благодаря нам» [4].

Интегральными, наиболее общими показателями степени открытости психологической системы является ригидность и локус контроля. Выделенное ранее (Клочко Ю.В., 2002) факторным анализом общее пространство «ригидность - интер-нальность», позволило предположить что континуум «ригидность - интернальность» является показателем качества, характеризующее как степень открытости (закрытости) системы миру, навстречу изменениям, так и степень устойчивости системы. Было доказано, что смещение локуса контроля в сторону ин-

тернальности сопровождается снижением ригидности и сближением ее различных параметров. Все это позволяет наметить те личностные конструкты, которые предположительно обусловливают проявление девинатного поведения и их качественные характеристики.

Г.В. Залевским было отмечено, что усиливающаяся алкоголизация или наркотизация свидетельствует о возрастании внутриличностной ригидизации, проявляющейся в расширении спектра фиксированных форм поведения [2]. У человека, фиксированного на вызывании аддиктивных состояний, изменяются система ценностей, отношение к людям, мотивации и убеждения. Алкоголизм, наркомания, попытки суицида и т.п. являются маркерами нецелесообразности личного существования. Еще

В. Франкл говорил, что алкоголизм возникает, когда человек теряет смысл жизни, попадает в ситуацию экзистенциального вакуума [11]. В ходе аддикции некогда ведущие личностные смыслы утрачиваются. Из личностного смысла - устойчивого эмоционального отношения, обладающего выраженным предметным характером и выступающим результатом специфического обобщения эмоций, по мнению В. В. Столина, формируется самоотношение [9].

Сказанное диктует необходимость исследования детерминант девиантного поведения человека в контексте становления многомерного мира. Отсюда - важно определить, как влияют смысложизненные ориентации и самоотношение «как интегральная, динамическая структура самосознания, отражающая меру принятия личностью самой себя», на девиантное поведение [10].

Под девиантным поведением мы понимаем систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и системы личностных смыслов.

Опираясь на общетеоретические построения, изложенные выше относительно представлений о психологических детерминантах формирования девиантного поведения личности, нами была предпринята попытка в условиях пилотажного исследования выделить особенности девиантного поведения, зависящие от индивидуально-личностных особенностей, которые локализуются вокруг факторов, характеризующих степень открытости/закрытости человека. К числу таких факторов могут быть отнесены локус контроля, смысложизненные ориентации и компоненты самоотношения.

Выборку нашего исследования составили военнослужащие по призыву воинской части в количестве 30 человек.

На первом этапе с целью выявления лиц склонных к употреблению алкоголя мы использовали Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма К.К. Яхина, В.Д. Менделевич [7]. Был выявлен 1 военнослужащий (что составляет от всех испытуемых 3%), склонный к бытовому пьянству. У остальных опрашиваемых склонность к алкоголизму и бытовому пьянству не выявлена.

С целью выявления лиц склонных к суицидным реакциям, мы использовали Методику оценки склонности к суицидным реакциям («СР-45»), разработанную Главным управлением воспитательной работы ВС РФ [1]. При интерпретации получен-

ных данных следует помнить, что методика констатирует лишь начальный уровень развития склонности личности к суициду в период ее обследования. При наличии конфликтной ситуации, других негативных условий и деформирующейся мотивации витального существования (ослабление мотивации дальнейшей жизни) эта склонность может развиваться.

Анализируя результаты теста, мы получили, что у 94% военнослужащих низкая склонность исследуемых к суицидным реакциям, а у 6 % военнослужащих может возникнуть суицидальная реакция только на фоне длительной психической травматизации и при реактивных состояниях психики.

На следующем этапе исследования с целью изучения смысложизненных ориентаций использован Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [6]. Отметим, что под смысложизненными ориентациями понимают разновидность направленности людей в определении своего положения, которые формируются при условии социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах и прочих проявлениях личности. Анализируя результаты исследования, мы пришли к следующим выводам по шкалам:

1. «Цели в жизни». Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале присущи 26,6% военнослужащим, живущим сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале характеризуют целеустремленных военнослужащих, что составляет только 16,6% от всех исследуемых.

2. «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале характеризуют человека, живущего сегодняшним днем, всего таких военнослужащих составляет 30% в данном подразделении. Низкие баллы по этой шкале признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем, таковых 20% тестируемых.

3.«Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией». Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале у 46,6% военнослужащих. У таких военнослужащих все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы выражены у тех военнослужащих, что составляет 13,3% от всей выборки испытуемых, которые не удовлетворены прожитой частью жизни.

4. «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)» испытуемых соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Таких военнослужащих 40%. Низкие баллы продемонстрировали 16,6% респондентов. Такие военнослужащие не верят в свои силы контролировать события собственной жизни.

5.«Локус контроля - жизнь, или управляемость жизни». 26,6% тестируемых убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы продемонстрировали 3,3% военнослужащих по призыву, которые убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

6. Общий показатель осмысленности жизни. Высокие показатели продемонстрировали 20% исследуемых. У данных военнослужащих четкое понимание осмысленности своей жизни в целом. Низкие показатели наблюдаются у 13,3% тестируемых, что свидетельствуют о низкой осмысленности жизни, низкой ответственности за свою жизнь, о не восприятии себя как субъекта жизнедеятельности, своего прошлого, настоящего и будущего.

Таким образом, основная часть военнослужащих по призыву имеет жизненные цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, удовлетво-

рены пройденным отрезком жизни, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролируют свою жизнь, свободно принимают решения и воплощать их в жизнь.

С целью изучения эмоционально-ценностного компонента самосознания была использована методика исследования са-моотношения С.Р. Пантилеева [8].

Анализируя результаты исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Шкала «внутренняя честность (открытость)». Низкие значения продемонстрировали всего 10% военнослужащих от всей выборки. Это говорит о глубокой осознанности «Я», повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость. Высокие значения шкалы говорят о закрытости 26% военнослужащих, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую о себе информацию.

2. Шкала «самоуверенность» содержит пункты, задающие представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать. Положительный полюс шкалы выражен у 14% испытуемых, что соответствуют высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности. Низкие значения наблюдаются у 3% испытуемых, что говорит о неудовлетворенности военнослужащих собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение.

3. Шкала «саморуководство» отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Высокий балл по шкале у 43% респондентов, что свидетельствует о том, что человек отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в его собственных руках, чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Низкие баллы у 23% тестируемых, что свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом. Данная шкала по содержанию близка к психологической переменной, которую в литературе принято обозначать как локус контроля.

4. Шкала зеркальное (отраженное самоотношение) включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей. Высокие значения шкалы у 27% военнослужащих, что соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Низкие значения выражены у 13% респондентов, что связано с ожиданием противоположных чувств по отношению к себе от другого.

5. Шкала «самоценность». Высокие оценки по этой шкале (у 34% респондентов) отражают заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно прилагаемую ценность своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Низкие баллы 16% тестируемых по шкале говорят о переоценке своего духовного «Я», сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

6. Шкала «самопринятие». Высокий полюс 7% военнослужащих соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Низкий полюс 27% исследуемых свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств - недостаточном самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.

7. Шкала «самопривязанность». Высокие значения шкалы продемонстрировали 23% военнослужащих, что свидетельствуют о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция

к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания. Низкие значения 7% военнослужащих по призыву свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.

8. Шкала «внутренняя конфликтность». Высокие значения по данной шкале у 3% опрашиваемых, что свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры с собой протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерное самокопание и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции. Крайне низкие значения шкалы продемонстрировали 74% тестируемых, что свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, поверхностном самодовольстве.

9. Шкала «самообвинение». Высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Военнослужащих, имеющие высокие показатели, по данной шкале не выявлено. Низкий показатель выражен у 87% респондентов. Крайне низкие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.

Таким образом, только небольшая часть военнослужащих по призыву неудовлетворенны собой и своими возможностями, сомневаются в способности вызывать уважение, подвластно «Я» влияниям обстоятельств, неспособны противостоять судьбе, имеют плохую саморегуляцию, отсутствуют тенденции поиска причины поступков и результатов в себе самом, ожидают противоположные чувства по отношению к себе от другого, испытывают сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «Я», наблюдается потеря интереса к своему внутреннему миру, недостаточно принимают себя, желают что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой, имеют внутренние конфликты, сомнения, несогласия с собой, тревожно-депрессивные состояния, сопровождаемых переживанием чувства вины.

Библиографический список

С целью статистической обработки результатов исследования мы использовали коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Значимая положительная корреляционная связь (гху=0,36 при р<0,05, гху=0,46 при р<0,01) наблюдается между показателями методики «СР-45» и показателями шкалы «Внутренняя конфликтность» Методики исследования самоотношения. Испытуемые, имеющие внутренние конфликты, сомнения и несогласие с самим собой на общем негативном эмоциональном отношении к себе будут склонны к суицидным реакциям.

Корреляционная связь отрицательная наблюдается между показателями методики «СР-45» и показателями шкал методики «Тест смысложизненных ориентаций» «процесс», «результативность», «локус контроля - жизнь», «осмысленность жизни». Если испытуемый воспринимает сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, если продуктивно и осмысленно была прожитая часть жизни, и если он контролирует свою жизнь, свободно принимает решения и воплощает их в жизнь, если в целом жизнь осмыслена, то у таких людей склонность к суицидным реакциям низкая.

Таким образом, проведенный анализ показал, что военнослужащие, воспринимающие сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, продуктивно и осмысленно прожили часть жизни, контролируют свою жизнь, свободно принимают решения и воплощают их в жизнь. Если в целом жизнь осмыслена, то у таких людей склонность к суицидным реакциям низкая. Военнослужащие, имеющие внутренние конфликты, сомнения и несогласие с самим собой на общем негативном эмоциональном отношении к себе, будут склонны к суицидным реакциям.

В результате проведенное исследование позволило сделать вывод, что формирование девиантного поведения зависит от индивидуально-личностных особенностей, которые локализуются вокруг факторов, характеризующих степень открытости/закрытости человека. К числу таких факторов могут быть отнесены локус контроля, смысложизненные ориентации и компоненты самоотношения. Результаты нашего исследования могут быть эффективно использованы в психодиагностической, психокоррекционной, а также педагогической работе, направленной на формирование системы смысложизненных ориентаций, позитивного самоотношения человека.

1. Введение в профессию: основы деятельности психолога батальона, полка (учебно-методическое пособие) / под общ. ред. Н.И. Резника. -М., 2004.

2. Залевский, Г.В. Аддикция (алкогольная и наркотическая активность) как фиксированные формы поведения // Профилактика аддиктивных состояний в детско-подростковом возрасте: сб. мат-лов Всерос. конф. с междунар. участ. / под науч. ред. проф. Н.А. Бохан. - Томск, 2003.

3. Клочко, В.Е. Самореализация личности как проявление самоорганизации в психологических системах // Самореализация личности: системный взгляд / Клочко В.Е., Галажинский Э.В. - Томск, 1999.

4. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ. - Томск, 2005.

5. Клочко, В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. - Караганда, 1987.

6. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - М., 1992. - 30 с.

7. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. - СПб., 2008.

8. Слотина, Т.В. Психология личности: учебное пособие. - СПб., 2008.

9. Столин, В.В. Самосознание личности. - М., 1987.

10. Трифонова, И.С. Формирование профессионально-ценностного самоотношения как средство воспитания ценностного отношения к детям у

будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002.

11. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

Bibliography

1. Vvedenie v professiyu: osnovih deyateljnosti psikhologa bataljona, polka (uchebno-metodicheskoe posobie) / pod obth. red. N.I. Reznika. ? M., 2004.

2. Zalevskiyj, G.V. Addikciya (alkogoljnaya i narkoticheskaya aktivnostj) kak fiksirovannihe formih povedeniya // Profilaktika addiktivnihkh sostoyaniyj v detsko-podrostkovom vozraste: sb. mat-lov Vseros. konf. s mezhdunar. uchast. / pod nauch. red. prof. N.A. Bokhan. - Tomsk, 2003.

3. Klochko, V.E. Samorealizaciya lichnosti kak proyavlenie samoorganizacii v psikhologicheskikh sistemakh // Samorealizaciya lichnosti: sistemnihy vzglyad / Klochko V.E., Galazhinskiyj Eh.V. - Tomsk, l999.

4. Klochko, V.E. Samoorganizaciya v psikhologicheskikh sistemakh: problemih stanovleniya mentaljnogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektiv-nihyj analiz. - Tomsk, 2005.

5. Klochko, V.E. Samoregulyaciya mihshleniya i ee formirovanie. - Karaganda, 1987.

6. Leontjev, D.A. Test smihslozhiznennihkh orientaciyj. - M., 1992. - 30 s.

7. Mendelevich, V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie. - SPb., 2008.

8. Slotina, T.V. Psikhologiya lichnosti: uchebnoe posobie. - SPb., 2008.

9. Stolin, V.V. Samosoznanie lichnosti. ? M., 1987.

10. Trifonova, I.S. Formirovanie professionaljno-cennostnogo samootnosheniya kak sredstvo vospitaniya cennostnogo otnosheniya k detyam u buduthikh uchiteleyj: dis. ... kand. ped. nauk. ? Ekaterinburg, 2002.

11. Frankl, V. Chelovek v poiskakh smihsla. - M.: Progress, 1990.

Статья поступила в редакцию 28.09.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.