Таблица 2
Предпочтение при восприятии и характеристика когнитивных процессов
Операционный этап Испытуемые с явным доминированием правого полушария предпочитают Испытуемые с явным доминированием левого полушария предпочитают
Восприятие информации Целостное Внимательны к интонациям Предпочитают ощущения, кинестетический канал восприятия Есть визуалы Дискретное Смысловая сторона речи Чаще - аудиалы, реже - визуалы
Переработка информации Быстрая Иногда - мгновенная Последовательная Медленная
Интеллект Интуитивный Логический
Эмоции Экстравертированность Легко «выходят из себя» Чаще - интровертированность. Практически не «выходят из себя»
Память Наглядно-образная Смысловая Словесно-логическая Часто - «механическая»
Мышление Оперирование образами Систематизация по реальным критериям Легко оперируют трехмерными моделями Оперирование цифрами, знаками Систематизация по формальным критериям Двумерное (на плоскости)
Деятельность Приверженность к практике: интересует сам процесс Задания с точным сроком выполнения Приверженность теории: интересует результат Задания с неограниченным сроком выполнения
3. Создание ситуации успеха на занятиях, работа в подгруппах, использование в тренинговых упражнениях индивидуальных выступлений и т.д.
Рекомендации при проведении развивающей программы с учетом предпочтений при восприятии и характеристике когнитивных процессов лево- и праволатеральных индивидов:
1. Сочетание подачи материала через аудиальный и визуальный каналы в равной степени.
2. Использование в групповой работе особенностей переработки информации лево- и праволатеральных через распределение игровых ролей: праволатеральным предоставлять функции «инициаторов», решение игровых ситуаций путем «мозгового штурма», «тактиков» деятельности, а леволатеральным - функции «стратегов», ведущая роль в планировании и определение «шагов» в достижении цели.
3. Обучение управлению эмоциями, деловому стилю общения, разрешению конфликтов.
4. Использование элементов коучинга: эффективное достижение цели, умение определять и разделять личные и общественно значимые цели и ценности.
Так как перед проведением практических занятий слушатели были ознакомлены с результатами диагностики, то, используя закрепленные паттерны действия при решении конфликтных ситуаций, способов достижения целей, слушатели осознанно были мотивированы на расширение средств управления. Игровая обстановка являлась условием безопасности для каждого слушателя. Наглядный пример действий, способов решений ситуаций разными слушателями служил возможностью расширения привычных действий. И закрепления но-
Библиографический список
1. Потапов, А.С. Методы исследований физиологических и психологических особенностей восприятия информации: методическое пособие. Тесты выявления латеральной асимметрии полушарий головного мозга / под ред. д-ра мед. наук, проф. РЮ. Ильюченка, д-ра психол. наук, проф. В.Г. Леонтьева. - Новосибирск, 2000.
2. Кокорина Е.Г Динамика показателей работоспособности школьников при организации обучения с учетом функциональной специализации полушарий головного мозга / Е.Г. Кокорина, А.С. Потапов. - Новосибирск; Томск, 2004.
Bibliography
1. Potapov, A.S. Metodih issledovaniyj fiziologicheskikh i psikhologicheskikh osobennosteyj vospriyatiya informacii: metodicheskoe posobie. Testih vihyavleniya lateraljnoyj asimmetrii polushariyj golovnogo mozga / pod red. d-ra med. nauk, prof. R.Yu. Iljyuchenka, d-ra psikhol. nauk, prof. V.G. Leontjeva. - Novosibirsk, 2000.
2. Kokorina E.G. Dinamika pokazateleyj rabotosposobnosti shkoljnikov pri organizacii obucheniya s uchetom funkcionaljnoyj specializacii polushariyj golovnogo mozga / E.G. Kokorina, A.S. Potapov. - Novosibirsk; Tomsk, 2004.
Статья поступила в редакцию: 19.03.12
УДК 159.9.07
Simakov A.A., Borodina V.N. FEATURES OF THE VITAL WORLD OF MILITARY MEN (ON THE EXAMPLE OF CADETS). In article the problem of studying of the vital world of the person is considered. Results of the conducted research have shown that process formation of the vital world of the person is display of the self-organizing inherent in psychological system, a condition of its steady functioning.
Key words: the vital world of the person, a locus of control, value, senses, orientations.
вых способов поведения. В практической работе проводились упражнения, которые предполагали разделение по подгруппам. Состав подгрупп менялся ежедневно, учитывалось желание слушателей и наличие в группе и право- и леволатеральных индивидов.
После завершения развивающей программы в экспериментальной группе нами были проведены вторичные замеры по методикам, характеризующим средства управленческой деятельности: стиль руководства, мотивация деятельности, коммуникативные и организаторские способности, поведение личности в конфликтной ситуации. При помощи данных методик мы исследовали всех испытуемых экспериментальной группы (527 человек).
Таким образом, проанализировав диагностические данные (первичных и вторичных замеров) используемых средств управленческой деятельности индивидами с доминированием левого или правого полушария головного мозга, мы выявили различное и существенное влияние на испытуемых проведенной коррекционно-развивающей программы. Поэтому, мы приходим к выводу: для оптимизации управленческой деятельности важно:
1. Учитывать психофизиологическую особенность восприятия и переработки субъектом информации.
2. Учитывать различия в использовании средств управленческой деятельности индивидами в зависимости от доминирования полушария головного мозга.
3. Расширять диапазон использования средств управления с целью оптимизации управленческой деятельности, учитывая психофизиологические особенности индивида.
A.А. Симаков, канд. воен. наук, доц., проф. каф. гуманитарных и общенаучных дисциплин;
B.Н. Бородина, канд. психол. наук, доц. каф. гуманитарных и общенаучных дисциплин Филиала ВУНЦ СВ «ОВА» ВС рФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО МИРА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ)
В статье рассматривается проблема изучения жизненного мира человека. Результаты проведенного исследования показали, что процесс становление жизненного мира человека есть проявление самоорганизации, присущей психологической системе, условие ее устойчивого функционирования.
Ключевые слова: жизненный мир человека, локус контроля, ценности, смыслы, смысложизненные ориентации.
Понятие «жизненный мир» человека полидисциплинарно, пришло из тех областей, где наука психология граничит с другими науками, философией, религией и др. Категория жизненного мира прошла путь от неосознаваемой интерсубъективной реальности (у Э. Гуссерля), через понятие его взаимосвязи с внутренним «Я» человека (в экзистенциальной психологии), типизированными формами мышления (в социологии) до универсума жизненно практических ориентаций культуры (в современной философии) и обозначения ее как отражения человеческого бытия (в философско-деятельностном подходе С.Л. Рубинштейна.
Сложность обсуждения и решения проблем, связанных с понятием «жизненный мир» человека, обусловлена состоянием психологии, уже вышедшей за рамки классического определения, в котором всегда выступала как «наука о психике».
Современная постановка этой проблемы определяется тем, что в психологической науке все более утверждается постнек-лассическая парадигма, которая конкретизируется в представлениях о человеке как открытой системе (А.Г. Асмолов, Б. Братусь, Э.В. Галажинский, Г.В. Залевский, В.П. Зинченко, В.Е. Клочко, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков и др.). Психологическое мышление, явившееся вследствие отказа от понимания психики как отражения объективного мира в пользу ее понимания как порождения новой реальности, меняет предмет психологии, центрируя его на человеке, выводя на первый план динамический жизненный мир человека с его хронотопическими характеристиками и феноменологическим планом. Сегодня все более признается в психологии, что границы жизненного мира человека следует искать там, где заканчиваются смысловые поля. Граница жизненного мира человека, отмечает Л.Я. Дорфман, «... со “стороны” бытия ... определяется его позициями по отношению к миру, входящему в круг его жизненных отношений» [1, с. 6]. Границу жизненного мира со «стороны» сознания М.К. Мамардашвили обозначает так: «Сознание наше живет в напряженном поле, очерченном предельными границами смыслов, и ясность в нем возможна тогда, когда мы владеем языком этих смыслов, то есть понимаем их отвлеченность, их граничную природу, умеем читать то, что они говорят о наших возможностях и природе, и когда сами достаточно развиты для этого» [2, с. 63]. В логике теории психологических систем, разрабатываемой В.Е. Клочко и его единомышленниками, жизненный мир человека - «особая психологическая системная (чувственно-сверхчувственная) субъектнообъективная реальность, порождаемая в актах взаимодействия человека с объективной реальностью, характеризующая индивидуальность человека как открытой психологической системы с точки зрения особенностей ее самоорганизации, степени открытости, особенностей информационного, энергетического и вещного обмена с окружающей средой» [3, с. 16].
Как подчеркивает Е.В. Некрасова, жизненный мир как ставшее и постоянно становящееся, влияет на дальнейшую жизнь человека, обеспечивая тем самым самоорганизацию психологической системы. Более поздние и зрелые образования (смыслы, ценности) определяют масштаб жизненного мира человека, наполняя смыслом прошлые события, которые в свою очередь, становятся причиной последующих действий и поступков. Возможное будущее является запускающим, детерминирующим механизмом смены образов мира, жизни человека, их постоянного противоречия, и тем самым становления жизненного мира.
Психика, функционирующая на принципе гомеореза, выступает как важнейший инструмент порождения жизненного мира. Согласно Е.В. Некрасовой, нарушение существования системы,
основанной на принципе гомеореза, выражается в «свертывании» будущего, утере возможности системой избирать, устанавливать соответствие своих актуальных потребностей и возможностей некоторым сторонам «в себе и для себя» существующей объективной реальности, в сломе (разрушении) целостности жизненного мира как основания психологического здоровья человека [3].
Следовательно, выяснение особенностей жизненного мира военнослужащих представляется необходимым условием успешной профессиональной (служебной) деятельности, а также важным для укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава, повышения его готовности и способности к выполнению задач в любых условиях.
Цель исследования - изучить особенности жизненного мира военнослужащих (на примере курсантов).
Методы исследования: методика «Диагностики уровня субъективного контроля» Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда), методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца.
Эмпирическую базу исследования составили курсанты 5 курса филиала ВУНЦ (г. Новосибирск) в количестве 30 человек.
Первый этап нашего исследования направлен на изучение локуса контроля как базовой личностной характеристики, по которой «можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом своей собственной деятельности, а в какой степени - пассивным объектом деятельности других людей и внешних обстоятельств». Локус контроля является интегральными, наиболее общим показателем степени открытости психологической системы. Психологические исследования личности свидетельствуют о наличии достаточно устойчивых связей между уровнем субъективного контроля и различными формами самореализующегося поведения. Так, установлено, что внутренний локус контроля облегчает инновации и принятие динамических поведенческих стратегий.
Ответы испытуемых по данной методике мы отнесли к полюсам локализации интернальность/экстернальность.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:
1. По шкале «Общая интернальность» преобладает экстер-нальный тип личности у 100% опрошенных. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их являются результатом случая или действий других людей.
2. По шкале «Интернальность в области достижений» мы видим, что 96,2% исследуемых принадлежат к экстернальному типу. Люди такого типа считают, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Только 3,8% испытуемых имеют интернальный тип личности, они считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем.
3. По шкале «Интернальность в области неудач» видно, что 90% исследуемых экстернального типа личности, свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей. 10% исследуемых интернального типа личности, это говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что
проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.
4. По шкале «Интернальность в семейных отношениях» 85,1% испытуемых продемонстрировали экстернальный тип личности. Эти люди считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. 14,9% исследуемых имеют интернальный тип личности. Это означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.
5. По шкале «Интернальность в производственных отношениях» просматривается значительное преобладание экстерналь-ного типа (97% испытуемых). Это указывает на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению. 3% исследуемых имеют интернальный тип личности, это свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.
6. По шкале «Интернальность в области межличностных отношений» просматривается 11,2% интернального типа личности, это свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. 88,8% респондентов показали экстернальный тип. Это указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.
7. По шкале «Интернальность в отношении здоровья и болезни» видно, что большая часть военнослужащих относится к экстернальному типу 95%. Они считают, что здоровье и болезнь является результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. 5% имеют интернальный тип личности. Это свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.
Таким образом, основная часть курсантов продемонстрировала экстернальный локус контроля, что свидетельствует о том, что данные люди полагают, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т. д.
С целью определения смысла жизни военнослужащих на следующем этапе нашего исследования мы использовали методику Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации».
По шкале «Цели в жизни» 81,4% исследуемых имеют низкий уровень, это присутствует у людей, живущих сегодняшним или вчерашним днем. 3,7% исследуемых имеют высокий уровень. Это характеризует не только целеустремленных людей, но и прожектеров, планы которых не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.
Анализируя данные по шкале «Процесс жизни», 29,6% исследуемых имеют низкие баллы - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее. 7,4% исследуемых, имеют высокие баллы по этой шкале, которые будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем.
По шкале «Результат жизни» 40,7% исследуемых с низким баллом - неудовлетворенность прожитой частью жизни. 37,7% исследуемых показали высокие баллы по этой шкале, которые будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни.
По шкале «Локус контроля - Я», 44,4% исследуемых имеют низкий балл - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. 29,6% исследуемых показали высокие баллы это соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле.
Анализируя данные по шкале «Локус контроля - Жизнь», 44,4% исследуемых показали низкий балл. Для данных испытуемых характерны фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. 29,6% исследуемых имеют высокий балл. Данные испытуемые убежде-
ны в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Высокие показатели по шкале «Осмысленность жизни» продемонстрировали 27,2% опрошенных. У данных военнослужащих четкое понимание осмысленности своей жизни в целом. Низкие показатели наблюдаются у 51,8% тестируемых, что свидетельствуют о низкой осмысленности жизни, низкой ответственности за свою жизнь, о не восприятии себя как субъекта жизнедеятельности, своего прошлого, настоящего и будущего.
Таким образом, основная часть курсантов не имеет жизненных целей в будущем, живут сегодняшним или вчерашним днем, не верит в свои силы контролировать события собственной жизни, для них характерны фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее, не воспринимают себя как субъекта жизнедеятельности, своего прошлого, настоящего и будущего.
На следующем этапе исследования мы использовали Методику для изучения ценностей личности Ш. Шварца.
На уровне нормативных идеалов (то есть на уровне убеждений) для обследованной выборки наиболее значимыми для курсантов являются ценности:
1. Универсализм. Мотивационная цель данного типа ценностей - понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.
2. Безопасность. Мотивационная цель этого типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей. По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность. Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).
3. Конформность. Определяющая мотивационная цель этого типа - сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).
Наименьшей значимостью на уровне нормативных идеалов обладают такие ценности:
1. Власть. Функционирование социальных институтов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей доминантности - подчиненности. Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Ценности власти и достижения фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициозный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти (авторитет, богатство) подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.
2. Гедонизм. Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).
3. Стимуляция. Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразных и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.
На уровне индивидуальных приоритетов (то есть в конкретных поступках) у курсантов в наибольшей степени проявляются такие ценности как универсализм, безопасность, доброта. Моти-
вационная цель доброты - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).
Наименьшей значимостью на уровне индивидуальных приоритетов обладают такие ценности как гедонизм, власть, стимуляция.
Для статистической обработки результатов исследования мы использовали метод математической статистики - коэффициент линейной корреляции Пирсона, позволяющий определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или профилями (иерархиями) признаков.
Анализ полученных данных позволяет сказать, что значимая положительная корреляционная связь (гкр=0,38 при рd”0,05) наблюдается между «Общей интернальностью» и показателями шкал «Цель в жизни» (rxy=0,41), «Осмысленность жизни» (rxy=0,39). Испытуемые с более высоким уровнем субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями будут более целеустремленны и у них более четкое понимание осмысленности своей жизни в целом.
В результате проведенной корреляции между показателями шкалы «Общая интернальность» и типами ценностей на уровне нормативных идеалов можно сделать следующие выводы о том, что корреляционная связь положительная между показателями шкалы «Общая интернальность» и такими типами ценностей как «достижение»(гху=0,38, при рd”0,05), «власть» (r=0,49, при рd”0,01), «самостоятельность» (rxy=0,39, при рй”0,05У. Это означает, что люди с высоким уровнем субъективного контроля (ин-тернальный тип) над любыми значимыми ситуациями ориентированы на личный успех в соответствии с социальными стандартами, на социальный статус, доминирование над людьми и ре-
Библиографический список
сурсами, для них характерна самостоятельность мысли и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности.
Отрицательная корреляционная связь выявлена между показателями шкалы «Общая интернальность» и таким типом ценности на уровне индивидуального поведения как «конформность» (rxy= -0,4, при рd”0,05). Это означает, что люди с более высоким уровнем субъективного контроля в меньшей степени ориентированы на сдерживание и предотвращение действий, которые не соответствуют социальным ожиданиям.
Таким образом, военнослужащие с высоким уровнем субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями будут более целеустремленны и у них более четкое понимание осмысленности своей жизни в целом, ориентированы на личный успех в соответствии с социальными стандартами, на социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами, для них характерна самостоятельность мысли и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности, в меньшей степени ориентированы на сдерживание и предотвращение действий, которые не соответствуют социальным ожиданиям. Закрываясь как психологическая система, человек лишается возможности творить свой жизненный мир, освобождаясь тем самым от ответственности перед собой, другими людьми, обществом и, в конечном счете, погибает духовно или даже физически. Таким образом, процесс становления жизненного мира человека есть проявление самоорганизации психологической системы, условие ее устойчивого функционирования.
Результаты исследования позволяют наметить ориентиры для оказания психологической помощи курсантам с опорой на их жизненный мир, помогать им в личностном росте, развитии, преодолении жизненных трудностей.
1. Дорфман, Л.Я. Детерминированность и свобода человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997.
2. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию. - М., 1992.
3. Некрасова, Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека: монография. - Барнаул, 2005.
Bibliography
1. Dorfman, L.Ya. Determinirovannostj i svoboda cheloveka // Psikhologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoyj psikhologii. - M., 1997.
2. Mamardashvili, M. Kak ya ponimayu filosofiyu. - M., 1992.
3. Nekrasova, E.V. Prostranstvenno-vremennaya organizaciya zhiznennogo mira cheloveka: monografiya. - Barnaul, 2005.
Статья поступила в редакцию 19.03.12
УДК 159
Sokolovsky I.E. SPIRITUALLY-MORAL COMPETENCE Of INTERFAITH DIALOGUE. The analysis of interfaith dialogue from a position of interpersonal and spiritually-moral dialogue is carried out. Problems in formation and the education, the maintenances connected with search and mechanisms of rapprochement of secular and religious psychology in questions of spiritual safety of the person of youth and spiritually-moral competence of the teacher, the psychotherapist, the missionary are designated.
Key words: spiritually-moral education, secular and Christian values, religiousness, religious identity, missionary work, interfaith dialogue.
И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. НОУ ВПО «ПСТГУ», г. Москва, E-mail: [email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ
Проводится анализ межконфессионального общения с позиции межличностного и духовно-нравственного общения. Обозначены проблемы в образовании и воспитании, связанные с поиском содержания и механизмов сближения светской и религиозной психологии в вопросах духовной безопасности личности молодёжи и духовно-нравственной компетентности педагога, психотерапевта, миссионера.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, светские и христианские ценности, религиозность, религиозная идентичность, миссионерство, межконфессиональное общение.
Общение многими известными учеными рассматривается как важнейшее условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации его личностного развития. А.А. Бо-далёв определяет общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информации с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.
Таким образом, общение рассматривается как единство действий людей, где осуществляется их объединений, упорядочивается их целенаправленная деятельность. В общении достигается взаимопонимание и согласованность действий, поступков, формируются позиции и качества человека. Во многих видах деятельности общение - это не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профес-