Научная статья на тему 'Развитие ответственности как средство совершенствования профессионально важных качеств личности военнослужащего'

Развитие ответственности как средство совершенствования профессионально важных качеств личности военнослужащего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
303
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комарова Н. Г.

Представлены результаты экспериментальных исследований, которые подтверждают значимость развития атрибуции ответственности для детерминации поведения и успешной профессиональной деятельности в экстремальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Комарова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Responsibility Development as a Tool for Perfecting Servicemens Personal Traits Essential for Their Profession

The results of empirical researches which confirm the importance of the attribution of responsibility development in behavior determination and successful professional activity in extreme conditions are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие ответственности как средство совершенствования профессионально важных качеств личности военнослужащего»

Н. Г. Комарова

РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

Вопросы личностного развития курсантов и формирования их психологической готовности к будущей военно-профессиональной деятельности являются ключевыми в практике современного высшего военного учебного заведения. Деятельность военного вуза в этом направлении призвана обеспечивать решение его первостепенной задачи — повышение уровня адаптационных качеств выпускников, молодого пополнения кадрового офицерского состава Российской армии.

В то же время известно, что профессия военнослужащего относится к такому типу профессий, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности.

На организованном Шведским центром исследований в области военной медицины международном симпозиуме в Стокгольме в 1965 г. обсуждались проблемы и трудности, возникающие при адаптации человека к среде в стрессовых ситуациях военного сражения, а также вопросы военно-профессиональной пригодности. В ситуации современной войны жизнь солдата постоянно находится под угрозой, что вызывает повторяющееся чувство страха, способное в какой-то момент сломить психологическое сопротивление солдата, вызвав у него невроз. В развитии психических срывов существенную роль играют структура личности и индивидуальные особенности эмоциональных реакций. Поэтому одной из важных задач военной психологии является изучение поведения человека в условиях стресса с целью выявления факторов, снижающих либо повышающих его способности к выполнению различных военных функций1.

Отечественные психологи Б. Ф. Ломов, Г. М. Зараковский, В. Ф. Рубахин и др., проводя исследования в области обеспечения надежности операторской деятельности, подчеркивали, что состояние напряженности воина-оператора в условиях влияния различных факторов боевой обстановки характеризуется совокупностью физиологических сдвигов в организме: биохимическими изменениями; изменениями биоэлектрической активности мозга, мышц, сердца, кожи; сокращением сосудов и мышц; изменениями спектральных характеристик речи. Физиологическому сдвигу сопутствует совокупность разнохарактерных и разноуровневых сдвигов в психике: «блокируются» познавательные процессы — сужается объем восприятия, появляются «пустые фиксации» (смотрит и не видит) и т. п.; нарушается процесс мышления; сенсомоторные реакции могут характеризоваться спонтанностью, ошибочными действиями, разрушением навыков. В целом, уровень деятельности может быть либо понижен, либо полностью дезорганизован, доведен до уровня «отказа». В то же время было установлено, что эмоциогенные факторы по-разному действуют на людей, вызывая у одних стенические (повышающие работоспособность), а у других — астенические (понижающие работоспособность) реакции, для третьих же остаются индифферентными2.

© Н. Г. Комарова, 2008

Разнообразие военных специальностей и условий труда офицеров в армии и на флоте послужило основанием для разработки военными психологами критериев профессиональной пригодности применительно к профилю определенной военной профессии, при этом выделялись специальные профессионально важные качества как совокупность индивидуальнопсихологических качеств, которыми должен обладать определенный военный специалист, чтобы успешно решать профессиональные задачи3.

С середины 80-х гг. с целью прогноза сохранности эффективной работоспособности человека в экстремальных условиях, требующих повышенной мобилизации физических и душевных сил, в практику оценки общей военно-профессиональной пригодности было введено понятие «нервно-психическая устойчивость», которая определяется как отражение функционирования целостной системы регуляторных механизмов индивидуума на различных уровнях организма и личности: метаболическом и нейрогормональном; вегетативном; нейрофизиологическом; на уровне поведения и деятельности — в особенностях психомоторики, познавательно-мыслительной деятельности, темперамента, диспозиционных

о 4

структур высших социальных уровней4.

В настоящее время военными психологами для определения общей профессиональной пригодности личности к военному делу и к обучению в военном вузе предлагается оценка личностного адаптационного потенциала, который определяется как интегральная характеристика психического развития индивида, построенная на оценке свойств личности (адаптационных свойств), наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации: уровня нервно-психической устойчивости, коммуникативных способностей и показателей морального развития. При этом нервно-психическая устойчивость остается ведущим критерием в оценке пригодности к военно-профессиональной деятельности5.

Очевидно, что совершенствование профессиональной подготовки военнослужащих необходимо рассматривать в совокупности с психологическими проблемами сохранения эффективности их воинской деятельности в боевых условиях. При этом особую актуальность приобретают исследования, позволяющие объяснить формирование психологических механизмов поддержания боевой надежности и работоспособности личного состава в ходе боевых действий, а также при решении служебных задач в экстремальных условиях.

Многолетний опыт психологической работы с курсантами тылового военного ВУЗа, собранные нами эмпирические данные позволяют говорить о различных уровнях формирования этих механизмов и свойств личности, определяющих адаптационный потенциал курсантов к моменту выпуска из вуза, и о неоднозначности процесса развития адаптационных возможностей курсантов за период обучения.

С целью изучения возрастной динамики адаптационных свойств личности курсантов нами было проведено лонгитюдное исследование на выборке объемом 757 человек. Сбор данных проводился методом продольных срезов с применением методики «Адаптивность», разработанной А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным для оценки личностного адаптационного потенциала на основе показателей по шкалам: «нервно-психической устойчивости», «коммуникативного потенциала» и «моральной нормативности»6. Первичный сбор данных был проведен в начале обучения, а повторный — на выпускном курсе. При этом адаптационные свойства развивались спонтанно, в одинаковых для всех курсантов условиях жизнедеятельности в соответствии с программой профессиональной подготовки офицеров службы горючего в тыловом военном вузе.

Кластерный анализ собранных данных выявил существенную вариативность в развитии личностных адаптационных свойств курсантов для всех уровней первичных значений.

У 38,2 % выборки наблюдается положительная динамика адаптационных возможностей, у 20,2 % выборки показатели не изменились, у 41,6 % выборки наблюдается отрицательная динамика.

Выявленные отрицательные тенденции в возрастной динамике адаптационных свойств курсантов к моменту окончания учебы, отражающие снижение боевой надежности будущих военных специалистов, а также недостаточную разработанность проблемы детерминации формирования личностного адаптационного потенциала7, обусловили необходимость поиска факторов повышения адаптационных возможностей личности и, как следствие, военно-профессиональной пригодности в ходе психологического сопровождения учебновоспитательного процесса.

Специфику основного содержания деятельности офицеров службы тыла составляет решение задач, связанных с обеспечением как повседневной жизни, так и боевой деятельности войск, что предъявляет высокие требования к их личностным качествам, среди которых следует особо отметить ответственность. В связи с этим проводимое нами психологическое изучение курсантов выпускных курсов с целью определения профессиональной пригодности каждого выпускника для прохождения службы в Вооруженных Силах РФ включает в себя оценку развития атрибуции ответственности личности как специального профессионально важного качества.

Атрибуция ответственности отражает субъективный аспект ответственности, заключается в возложении (принятии) человеком ответственности «за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями» (интернальная атрибуция), или в «склонности видеть источник управления своей жизнью преимущественно во внешней среде», в других людях, в судьбе или случае (экстернальная атрибуция)8.

Понятие «локуса контроля» было введено в психологию американским психологом Дж. Роттером. Выделяют «интернальный» (внутренний) и «экстернальный» (внешний) контроль, а также «промежуточные» позиции на континууме, простирающемся от экс-тернального к интернальному типу контроля. По мнению Дж. Роттера, интернальность и экстернальность контроля формируются в процессе социализации личности и определяются внутренними или внешними стратегиями атрибуции, отражая, соответственно, либо уверенность человека «в своей силе и способности реализовать свои цели», либо полагание на других, случай или судьбу9.

На основании данных фундаментального исследования по проблемам психологии ответственности К. Муздыбаева и данных других авторов (А. Реан, К. Хелькама)10, а также на основании собственных наблюдений в повседневной психологической работе в военном вузе и накопленных эмпирических данных нами была выдвинута гипотеза: развитие атрибуции ответственности является фактором, влияющим на формирование психологических механизмов регуляции поведения в стрессовых ситуациях и повышение военнопрофессиональной пригодности курсантов. Для проверки гипотезы были проведены экспериментальные исследования по двум направлениям. Первое направление связано с исследованием значимости атрибуции ответственности в формировании у курсантов за период обучения в вузе психологических механизмов, обеспечивающих регуляцию поведения в экстремальных обстоятельствах. Второе направление представлено экспериментальным обоснованием эффективности психокоррекционной работы с первокурсниками (развивающего эксперимента), нацеленной на повышение их моральной позиции и формирование духовной основы для развития профессионально важных качеств личности в период обучения в стенах вуза.

В исследованиях были использованы следующие методы психодиагностики11: методика «Адаптивность»; методика определения уровня субъективного контроля (УСК) — адаптированный вариант методики Дж. Роттера, разработанный Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткиндом, — для оценки атрибуции ответственности личности на основе шкалы локуса контроля; методика 16 PF Р. Кеттела — для изучения индивидуально-психологических особенностей личности на основе 16 функционально связанных факторов; метод «Групповой оценки личности» — для оценки успешности адаптации курсантов младших курсов к условиям обучения в военном вузе; опросник Х. Смишека — для изучения характерологических особенностей на основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда12. В связи с тем что у многих курсантов наблюдается не одна, а несколько ярко выраженных черт личности (более трех), мы в своей практике, используя дихотомическую шкалу ответов, столкнулись с трудностью определения ведущих черт в структуре характера. Поэтому с целью повышения информативности результатов теста13 измерение исследуемых признаков проводилось на основе ординальной оценочной шкалы. Испытуемым предлагалось выбрать наиболее подходящий ответ из предложенных: «нет, это не так», «да, пожалуй, так», «да, верно», «да, совершенно верно», для обозначения которых использовать соответствующие оценки шкалы (—1, + 1, +2, +3). При этом расширяется диапазон интенсивности признаков — от 0 до 72 баллов (в сравнении с интервалом от 0 до 24 баллов при дихотомической классификации ответов). Ретестовая надежность шкал опросника: г = 0,71 — 0,96. Коэффициент согласованности шкал методом расщепления по формуле Спирмена-Брауна: гх = 0,54 — 0,76 (при дихотомической шкале: гх =0,23 — 0,67). На основании вышеизложенного считаем возможным говорить о корректности использования ординальной оценочной шкалы для диагностики характерологических особенностей.

Теоретической основой эксперимента стала теория морального развития Л. Коль-берга14. Психокоррекционное воздействие на курсантов было построено в форме цикла групповых дискуссий по проблеме нравственных дилемм.

По первому направлению исследований получены следующие данные.

1. Корреляционное исследование статистических связей атрибуции ответственности с адаптационными свойствами личности курсантов на выборке курсантов выпускного курса объемом 1161 человек выявило значимые интеркорреляции (прир < 0,01) с нервно-психической устойчивостью (г = 0,48), с коммуникативными способностями (г = 0,42), с моральным развитием (г = 0,35), с личностным адаптационным потенциалом (г = 0,51). При этом значения нервно-психической устойчивости наиболее тесно связаны с интегральными показателями адаптационных возможностей (г = 0,87) (в сравнении с коммуникативными способностями (г=0,75) и моральным развитием (г=0,62)), что подтверждает наибольшую значимость нервнопсихической устойчивости личности в формировании ее адаптационного потенциала.

2. Корреляционное исследование взаимосвязей атрибуции ответственности и нервнопсихической устойчивости с факторами Р. Кеттела, проведенное на выборке курсантов выпускного курса объемом 540 человек, выявило существование значимых взаимосвязей (при р < 0,01) атрибуции ответственности с факторами эмоциональной регуляции психических состояний: с эмоциональной устойчивостью (фактор С, г = 0,36), с отсутствием склонности к тревожному фону настроения (фактор О, г = - 0,37), со свободой от фрустрационной напряженности (фактор 04, г = - 0,35), а также с моральными регуляторами поведения (фактор О, г = 0,28; фактор 03, г = 0,34). Показатели нервно-психической устойчивости также значимо (при р < 0,01) связаны с эмоциональными регуляторами состояния и поведения человека (фактор С, г = 0,43; фактор О, г=- 0,41; фактор 0_4, г=- 0,47) и с моральными качествами

(фактор О, г = 0,22; фактор 03, г = 0,36). Таким образом, личностные факторы, значимо связанные с атрибуцией ответственности, также играют определяющую роль в формировании нервно-психической устойчивости.

3. Лонгитюдное исследование возрастной динамики атрибуции ответственности курсантов за период обучения на выборке объемом 981 человек выявило существенную вариативность возрастных изменений в широком диапазоне (значение стандартного отклонения ЗЛ = 5,50). При этом у 60,5 % выборки наблюдается повышение показателей, у 7,5 % выборки показатели остались на первоначальном уровне, у 32 % выборки показатели атрибуции ответственности характеризуются снижением.

4. Лонгитюдное исследование взаимообусловленности динамики атрибуции ответственности и адаптационных свойств личности курсантов за период обучения на выборке объемом 562 человека выявило положительные корреляционные связи (при р < 0,01) изменений атрибуции ответственности с изменениями показателей нервно-психической устойчивости (г = 0,30), коммуникативных способностей (г = 0,23) и морального развития (г = 0,13), а также с изменениями личностного адаптационного потенциала (г = 0,29).

5. Исследование характерологических особенностей курсантов первого года обучения на основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда, проведенное на выборке объемом 678 человек, позволило изучить степень выраженности различных черт характера курсантов, а также определить частоту наблюдения акцентуированных черт по выборке. Таким образом, были получены данные о существенных различиях в выраженности черт характера. При этом наиболее частыми и наиболее выраженными являются гипертимические черты (94,8 % случаев), застревающие (92,3 % случаев) и демонстративные (90,7 % случаев). Менее часто наблюдается тревожная акцентуация (8 % случаев), дистими-ческая (13,3 % случаев) и возбудимая (26,5 % случаев). В соответствии с позицией автора концепции и современными представлениями об акцентуациях характера как причинах снижения нервно-психической устойчивости, полученные данные свидетельствуют о возможных затруднениях адаптации к требованиям воинского регламента у значительного числа первокурсников.

Корреляционное исследование взаимосвязей характерологических особенностей испытуемых с атрибуцией ответственности и нервно-психической устойчивостью выявило значимые интеркорреляции, (при р < 0,01) возбудимых (г = - 0,31 и г = - 0,39, соответственно), тревожных (г = - 0,25 и г = - 0,35), циклотимических (г = 0,25 и г = - 0,32), дис-тимических (г = - 0,12 и г = - 0,17), экзальтированных (г = - 0,18 до г = - 0,28) и эмотивных (г = - 0,16 и г = - 0,26) черт характера, а также нервно-психической устойчивости с атрибуцией ответственности (г = 0,38). Полученные данные позволяют говорить о том, что повышение интернальности атрибуции ответственности испытуемых сопряжено со снижением показателей выраженности перечисленных черт характера и, как следствие, с повышением нервно-психической устойчивости. Иными словами, развитое чувство ответственности личности за свои действия и поступки сдерживает проявление акцентуаций — неконтролируемые инстинкты и влечения возбудимых личностей, робость и внутреннюю неуверенность тревожно-боязливых, лабильность внутреннего душевного состояния циклотимических, сосредоточенность на печальных сторонах жизни и душевную неудовлетворенность дистимических, проявления бурных эмоциональных реакций аффективно-экзальтированных, чувствительность и глубокие реакции в области тонких чувств эмотивных личностей. Снижение показателей атрибуции ответственности сопряжено с повышением показателей акцентуаций характера, что в совокупности детерминирует снижение показателей нервно-психической устойчивости.

Выявлены слабые статистические связи (при р < 0,01) педантических черт характера с атрибуцией ответственности (г = 0,09) и с нервно-психической устойчивостью (г = - 0,09). По мнению К. Леонгарда, педантические личности характеризуются основательностью, максимальной аккуратностью и добросовестностью, высокими деловыми качествами. Перечисленные характеристики относятся к «социально ценным», что может служить объяснением положительной связи педантических черт с показателями атрибуции ответственности. В то же время чрезмерная добросовестность чревата страхом ответственности у лиц педантического типа, что связано с ослаблением механизмов вытеснения. Эти лица не способны вытеснять сомнения, тормозящие принятие решения и начало действий. Способность принять решение в этих случаях настолько резко нарушена, что человек не в состоянии нормально работать. Очевидно, что страх перед ответственностью и принятием решений может служить объяснением отрицательной связи педантических черт и нервно-психической устойчивости личности, а также слабости выявленных интеркорреляций.

Выявлены значимые взаимосвязи (прир < 0,01) гипертимических и демонстративных черт с атрибуцией ответственности (г= 0,21 и г = 0,22, соответственно) и с нервно-психической устойчивостью (г = 0,20 и г = 0,18), а также незначимые связи застревающих черт с атрибуцией ответственности (г = 0,06) и показателями нервно-психической устойчивости (г = - 0,03). Очевидно, что полученные данные противоречат концепции акцентуаций К. Леонгарда.

С целью уточнения результатов корреляционного анализа были использованы графические средства статистической обработки данных — проведена аппроксимация наблюдаемых значений некоторой кривой по методу «наименьших квадратов». Графический анализ множества тестовых данных позволил выявить изменение знака интеркорреляций с « + » на «-» по мере увеличения показателей исследуемых акцентуаций.

Акцентуация Величина показателя Количество случаев Корреляция с атрибуцией ответственности Корреляция с нервно-психической устойчивостью

Гипертимическая более 55 53 -0,32 * -0,25 *

Демонстративная более 45 52 -0,33 * -0,37 *

Застревающая более 40 169 -0,29 ** -0,23 **

* -р < 0,05; ** -р < 0,01.

Полученные данные объясняют слабость статистических связей по выборке в целом и подтверждают представления об акцентуациях как причинах снижения нервно-психической устойчивости.

Таким образом, умеренно выраженные акцентуированные черты гипертимиче-ского, демонстративного и застревающего типа, сопряженные с интернальной атрибуцией ответственности, не приводят к заметному снижению нервно-психической устойчивости. В то же время, их яркие проявления в поведении — склонность к нарушению этических норм и утрата чувства долга гипертимиков, склонность к хитрости, обману, асоциальному поведению демонстративной «авантюристической личности», стойкие эгоистические аффекты застревающей акцентуации — сопряжены со снижением показателей атрибуции ответственности и нервно-психической устойчивости.

Итак, результаты исследования позволяют говорить о том, что развитие атрибуции ответственности способствует сдерживанию проявления акцентуаций в поведении человека.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: во-первых, наблюдается существенная вариативность возрастной динамики атрибуции ответственности и адаптационных возможностей курсантов в условиях обучения в тыловом военном вузе; во-вторых, приведенные данные подтверждают значимость развития атрибуции ответственности для повышения нервно-психической устойчивости и адаптационного потенциала личности.

Второе направление нашей работы — исследование возможности развития атрибуции ответственности как детерминанты повышения военно-профессиональной пригодности курсантов тылового вуза. Исследование проводилось на выборке курсантов двух учебных взводов (28 и 30 человек), структурно входящих в одну роту. Испытуемые проходили профессиональное обучение и воинскую службу практически в одинаковых условиях. В первом взводе (экспериментальная группа) проводился цикл дискуссий, во втором взводе (контрольная группа) дискуссии не проводились. Для оценки эффективности воздействия цикла дискуссий, цель которых — стимулирование моральной позиции курсантов, было проведено исследование лонгитюдно-последовательного характера. Исследование проводилось методом сравнительного анализа данных в экспериментальной и контрольной группах и включало решение двух задач. Первая задача — оценить эффективность эксперимента на младших курсах обучения испытуемых, вторая задача — провести оценку эффекта эксперимента в ходе дальнейшего обучения курсантов.

Для решения первой задачи исследование проводилось по двум направлениям: первое направление нацелено на исследование изменений в моральном сознании курсантов, а второе — на исследование изменений в их реальном поведении, обусловленных ожидаемыми изменениями в моральном сознании. Для сбора данных по первому направлению исследования использовались шкала моральной нормативности методики «Адаптивность» и шкала локуса контроля опросника УСК. Сбор первичных данных в группах был проведен на первом курсе во втором учебном семестре до начала цикла дискуссий на темы морали и нравственности, повторные данные собраны по окончании дискуссий.

Собранные данные свидетельствуют о том, что после цикла дискуссий в экспериментальной группе наблюдается уменьшение разброса значений локуса контроля — величина стандартного отклонения уменьшилась с 5,24 до 3,59, повышение минимального значения с 21 до 29 баллов, повышение значений у 86 % испытуемых, среднее разностей М= 4,32. В контрольной группе повышение моральной позиции не выявлено.

Последующее изучение испытуемых было проведено на втором курсе обучения, через 5 месяцев после проведения цикла дискуссий. Оно включало оценку развития морального сознания курсантов на основе шкалы моральной нормативности МЛО «Адаптивность», а также оценку изменений в реальном поведении испытуемых.

В экспериментальной группе наблюдалось повышение моральной позиции у 57 % испытуемых, устойчивость показателей у 39 % испытуемых и снижение — у одного испытуемого, М= 0,89. В контрольной группе наблюдалась положительная динамика у 16,5 % испытуемых, устойчивость показателей у 67 % испытуемых и у 16,5 % испытуемых — снижение показателей, М = - 0,1.

Заметим, что сразу после цикла «моральных» дискуссий повышение показателей моральной нормативности в экспериментальной группе не наблюдалось. Очевидно, потребовалось время для того, чтобы, в соответствии с известным положением С. Л. Рубинштейна15, полученная извне информация, прошедшая сквозь «призму» внутреннего мира личности, критически переработалась и «трансформировалась» в собственную позицию.

Исследование изменений в реальном поведении испытуемых мы провели методом сравнительного анализа оценок их поведения на первом и втором курсах обучения. В качестве оценки реального поведения мы приняли оценку успешности адаптации курсанта к условиям обучения в военном вузе, полученную на основе метода групповой оценки личности (Г ОЛ). Как показывают собранные данные, в экспериментальной группе у 79 % испытуемых наблюдается повышение индивидуальных показателей ГОЛ и у 21 % испытуемых наблюдается снижение оценок, М=0,26; в контрольной группе у 47 % испытуемых наблюдается повышение оценок и у 50 % испытуемых — снижение, у одного курсанта (3 %) оценка не изменилась, М=0,02. Таким образом, на втором курсе обучения в экспериментальной группе доминирует повышение оценок успешности адаптации к требованиям вуза, в контрольной группе доминирующее повышение не наблюдается.

Для решения второй задачи исследования было продолжено лонгитюдное психологическое изучение испытуемых. Сбор данных проводился на каждом последующем курсе обучения. Были собраны данные в экспериментальной и контрольной группах по шкалам: локуса контроля, моральной нормативности и нервно-психической устойчивости, при этом мы объединили множество тестовых значений испытуемых в каждой группе по каждой шкале в кластеры «лучших» и «худших». Собранные данные позволяют наблюдать существенные различия в динамике исследуемых показателей. В экспериментальной группе после цикла дискуссий наблюдается повышение показателей как в кластерах «лучших», так и в кластерах «худших» и небольшая положительная динамика на последующих курсах обучения. В контрольной группе заметное повышение показателей наблюдается лишь на выпускном курсе, значения средних по разным срезам сбора данных отражают разнонаправленность их динамики. Особенно большое различие между группами испытуемых наблюдается в кластерах «худших» показателей. В экспериментальной группе после цикла дискуссий к худшим относятся «промежуточные» значения по шкале локуса контроля, «хорошие» значения по шкалам моральной нормативности и нервно-психической устойчивости. В контрольной группе остаются худшими экстернальный локус контроля и «удовлетворительные» показатели по шкалам моральной нормативности и нервно-психической устойчивости.

Итак, на основании полученных данных по второму направлению нашей работы можно сделать вывод о возможности целенаправленного повышения моральной позиции курсантов на младших курсах обучения и создания духовной основы для их конструктивного личностного развития на старших курсах. Говоря словами В. М. Бехтерева, моральное сознание личности, являясь «высшим определителем отношений человека к окружающему миру и важнейшим определителем его поступков и действий»16, детерминирует нервно-психическую устойчивость испытуемых и повышает их личностный адаптационный потенциал.

Таким образом, проведенные экспериментальные исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие атрибуции ответственности является фактором, влияющим на формирование психологических механизмов регуляции поведения в стрессовых ситуациях и повышение эффективности военно-профессиональной деятельности в специфических для военной службы условиях.

1 АгрельЯ. Стресс: Его военные следствия — психологические аспекты проблемы // Эмоциональный стресс. Труды Шведского симпозиума. Л., 1970.

2 Инженерная психология в военном деле / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1983. С. 175-177.

3 Вопросы профессионального психологического отбора и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в вузе: Материалы Всеармейского учебно-методического сбора. М., 1988. С. 58-66.

4 Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. М., 1988.

5 Методические рекомендации по организации и проведению профессионального психологического отбора в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. М., 2002. С. 4-5.

6 Там же. С. 150-159.

7 Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: Его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24; Дикая Л. Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 18-37.

8 Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 44.

9 Муздыбаев К. Указ. соч.; Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. М., 2003. С. 259-261.

10 Реан А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4;ХелькамаК. Развитие атрибуции ответственности в онтогенезе // Проблемы психологии личности / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1982. С. 148-154.

11 Методики военного профессионального психологического отбора: Метод. пособие. М., 2005.

12 Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

13 Основы военного профессионального психологического отбора: Учеб. пособие. М., 2005; Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000; Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.

14 Пауэрс Ф. К., Хиггинс Э, Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3.

15 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 11.

16 Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991. С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.