Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология
2016. Вып. 3 (43). С. 112-122
Терещенко Владимир Валерьевич, канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», педагог-психолог МБОУ СШ № 3 г. Смоленска [email protected]
Психологическое исследование
СПЕЦИФИКИ ПОНИМАНИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ ГОРОДСКИМИ И СЕЛЬСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
В. В. Терещенко
Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме — изучению специфики понимания взросления обучающимися города и села. Автором представлен междисциплинарный анализ современных работ по проблеме взросления. Взросление рассматривается не только как самостоятельный динамический процесс при изучении особенностей онтогенеза личности, но и как синоним зрелости, используемый для определения нормы развития субъекта. Определены базовые характеристики взросления: формирование смысложизненных позиций, развитие определенного уровня самопонимания, установление новых межпоколенческих отношений и отношений со сверстниками, а также принятие ответственности.
В продолжение дискуссии автора по проблеме личностного развития и взросления подростка1 мы обращаем внимание на важность осознания им своего Я. Это проявляется в самооценке, изменении отношений со сверстниками и в системе подросток—взрослый, более дифференцированных и осознанных эмоциональных проявлениях. С. Л. Рубинштейн, описывая процесс становления самосознания личности, выделяет ряд стадий — от инфантильного, наивного заблуждения ко все более дифференцированной и опосредованной самооценке2. Самооценка в подростковом возрасте представляет собой одно из центральных новообразований личности, которое определяет степень успешности социальной адаптации и одновременно является ограничивающим фактором, регулирующим поведение подростка.
Понимание представляет собой особую категорию, специфика которой до конца не изучена. В. В. Знаков, изучая феномен понимания, отвечает на ряд вопросов, один из которых — существование автономного процесса понимания, отличного от процесса мышления3. Применительно к подростковому возрасту мы можем отметить, что в связи с активизацией процесса познания, который,
1 См.: Терещенко В. В. Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления современного подростка // Психология обучения. 2013. № 11. С. 55—63.
2 См.: Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2012.
3 См.: Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М., 2005.
в частности, проявляется в философствовании и поиске ответов на глобальные вопросы, подросток стремится удовлетворить именно ту потребность в понимании, в частности в понимании себя. Автор подчеркивает, что с помощью понимания субъект не только познает окружающий мир, но и определяет и выражает собственное отношение к социальной действительности. Обращаясь к анализу особенностей понимания подростками своей зрелости важно подчеркнуть, что понимание возможно только в связи с познанием, так как является частью процесса мышления. Таким образом, сензитивным периодом для развертывания понимания является старший подростковый возраст, который Д. И. Фель-дштейн4 соотносил с фазой «интеллектуального возбуждения», когда актуальной потребностью становится потребность в познании себя и своего положении в системе Я—другой.
В своей работе мы соглашаемся с мнением Б .В. Кайгородова5 и вслед за ним предполагаем, что развитие самопонимания можно проследить через позитивное самоотношение подростка. Самопонимание детерминировано асинхронно-стью процесса овладения и присвоения культурных ценностей (социализации). Процесс социализации, в свою очередь, определяет и формирует опыт понимания собственных возможностей, которые являются необходимым аспектом для достижения жизненных целей.
В рамках нашего исследования понимание рассматривается через самоотношение и самопонимание, что детерминировано особенностью процесса социализации, в ходе которого подросток приобретает опыт понимания собственных возможностей (работа В. И. Слободчикова, Е. Н. Исаева)6.
Учитывая вышеизложенное, проведенный нами анализ имеющихся современных междисциплинарных работ по проблеме взросления позволил выделить несколько позиций: во-первых, взросление рассматривается как самостоятельный динамический процесс в рамках изучения особенностей онтогенеза личности; во-вторых, как синоним для определения нормы развития субъекта; в-третьих, в качестве важного фактора проектирования модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве в авторском подходе О. А. Фио-фановой7.
Мы считаем, что взросление следует рассматривать как феномен, характеризующий подростковый период онтогенеза, описывать через категории, связанные непосредственно с задачами развития в данном возрасте: принятие культурно заданных социальных ролей, формирование гендерной идентичности, достижение независимости от родителей, установление особых отношений со сверстниками.
4 Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные процессы развития личности. М., 1999.
5 Кайгородов Б. В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии. № 2 (30). М.; Воронеж, 2002. С. 117-126.
6 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.
7 См.: Фиофанова О. А. Педагогическое проектирование модальностей взросления в воспитательном пространстве // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. СПб., 2007. № 9. С. 236-242.
Таким образом, в рамках нашего исследования термин «зрелость» употребляется как синонимичный термину «взросление», так и понимается как динамичный процесс, который можно рассматривать в системе таких характеристик: формирование смысложизненных позиций, развитие самопонимания, установление новых межпоколенческих отношений и отношений со сверстниками, а также принятие ответственности.
Нами было проведено пилотажное исследование специфики понимания зрелости городскими и сельскими подростками. Исследование проводилось с участием учащихся двух образовательных организаций — МБОУ Хохловская СОШ Смоленского района Смоленской области (в исследовании приняли участие 18 подростков, учащихся 7 и 9 классов), и МБОУ СОШ № 3 г. Смоленска (в исследовании приняли участие 29 подростков, учащихся 7 и 8 классов).
Цель исследования — проверка гипотезы: подростковый возраст является важным этапом психического развития целостной личности. Взросление подростка в процессе онтогенетического развития происходит в соответствии с принципом гетерохронии: в онтогенезе периоды преимущественного развития физиологического взросления сменяются периодами психологического и социального. Взросление подростка можно рассматривать как важный динамический процесс, в структуру которого входят смысложизненные ориентации, индивидуально-типологические особенности личности, психологическая зрелость. Подростки, чей уровень взросления ниже, находятся в группе риска склонности к девиантному поведению.
Нами использовался ряд психодиагностических методик: опросник представлений о межпоколенческих отношениях (С. П. Иванов, О. В. Краснова, 1997), опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, 1988), индивидуально-типологический опросник (Л. Н. Собчик, 2002), тест смысло-жизненных ориентаций (СЖО, 2000) в адаптации Д. А. Леонтьева. Выбор тестовых методик был обусловлен непосредственно целью исследования, а также предположением о системном строении феномена взрослости, который включает в себя особенности формирования межпоколенческих отношений, самоотношения, определенные смысложизненные ориентации, а также специфику индивидуально-типологических особенностей.
Методы математико-статистической обработки включали в себя коэффициент линейной корреляции Пирсона, значения которого мы интерпретировали с помощью шкалы Чеддока, и тест на достоверность статистических различий между независимыми выборками — 1-критерий Стьюдента для независимых выборок. Поскольку 1-критерий имеет известные математические ограничения (соответствие каждой из анализируемых групп нормальному распределению и однородность дисперсий групп), мы пользовались дополнительными методами, для определения правомерности применения 1-критерия: W-критерий Шапиро-Уилка при выборке п<60 — на соответствие выборки закону нормального распределения, а также F-тест на равенство дисперсий. Применение данных тестов на соответствие нормальному распределению основывается на том факте, что W-критерий Шапиро-Уилка наиболее точен при применении на малых выборках (п<60).
В случаях, когда применение 1-теста было неправомерным, мы использовали и-критерий Манна-Уитни и критерий Шапиро-Уилка для определения величины уровня значимости р.
Норму в своей работе мы понимали как диапазон значений, ограниченный средней величиной переменной с одним стандартным отклонением в большую и меньшую сторону (M±SD).
Исследование проводилось с участием 47 подростков из г. Смоленска и Смоленского района в возрасте от 12 до 16 лет. 18 испытуемых из МБОУ Хохловская СОШ Смоленского района, среди которых 10 мальчиков (55,55%) и 8 девочек (44,45%); 3 испытуемых в возрасте 16 лет (16,66%), 5—15 лет (27,77%), 1—14 лет (5,55%), 9—13 лет (50%); 3 испытуемых воспитывались в неполной семье (16,66%), 15 — в полной (83,34%). И 29 испытуемых из МБОУ СОШ № 3 г. Смоленска, среди них: 11 мальчиков (37,93%), 18 девочек (62,07%); 6 — в возрасте 14 лет (20,68%), 22 — в возрасте 13 лет (75,86%), 1—12 лет (3,44%); 24 испытуемых воспитывается в полной семье (82,75%), 5 — в неполной (18,25%).
С целью определения специфики понимания взрослости подростками, проживающими в разных муниципальных образованиях, нами были выделены две группы: группа 1 — сельские школьники, группа 2 — городские школьники.
Определяя структуру взросления подростков группы 1, нами были выявлены следующие значимые корреляции между структурными компонентами: в целом для группы 1 характерны положительные связи умеренной силы между индивидуально-типологическими особенностями и показателями самоотношения.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что внутреннее недифференцированное чувство «за» и «против» себя непосредственно связано с такими индивидуально-типологическими особенностями, как общительность, стремление устанавливать межличностные контакты, которые не отличаются глубиной эмоциональной связи, с другой стороны, взаимосвязано с чрезмерной ранимостью и впечатлительностью, желанием занимать «позицию в тени», стремлением найти поддержку значимых взрослых.
Позитивное отношение к себе, одобрение и доверие к себе зависят от общительности, высокой социальной активности в установлении межличностных контактов недостаточной прочности, а также повышенной эмотивности, изменчивости настроения.
Отраженное самоотношение (или отношение других) как представление о том, что личность подростка, его поведение способны вызывать у других положительное отношение, зависит от способности устанавливать социальные контакты, общительности. При этом в большей мере ожидаемое положительное отношение зависит от повышенной чувствительности, впечатлительности, ранимости и обидчивости, стремления найти поддержку значимых взрослых, острой реакции на стрессовые ситуации.
Самопринятие, чувство симпатии к своим внутренним убеждениям зависит от общительности и социальной активности. Отрицательная связь самопринятия с эмотивностью (-0,80) позволяет сделать вывод, что чем сильнее чувство симпатии в отношении себя и своих внутренних убеждений, тем более устойчива эмоциональная сфера подростка.
Представление о себе как субъекте деятельности, являющемся источником активности, связано с интровертированностью. Причем чем сильнее выражена молчаливость, замкнутость и некоторая отгороженность от социума, тем меньше выражено переживание Я как внутреннего стержня, способствующего организации личности в деятельности, чувство управления собственными ресурсами и возможностями и, как итог, жизнью. Устойчивость эмоций определяет осознание и переживание личностью себя как субъекта деятельности и общения. Причем сензитивность является фактором, определяющим саморуководство подростка, способствует переживанию личностью чувства контроля над внешними условиями.
Повышенная чувствительность, ранимость способствуют сглаживанию внутренних конфликтов и стремятся к нивелированию сомнений относительно своего Я. Можно предположить, что характерное преувеличение чувства вины не находит каких-либо внутренних источников сомнений и культивируется в структуре личности подростка, тем самым блокируя проявления социальной активности и лидерских качеств.
Интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в значимости своего Я для других взаимосвязан в большей мере с повышенной чувствительностью, стремлением находить поддержку значимых взрослых.
Помимо взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей и самоотношения, в группе 1 отмечены корреляции индивидуально-типологических особенностей и показателей СЖО. Так, выявлена связь сензитивности и общего балла ОЖ (0,57), таким образом, повышенная чувствительность определяет общий уровень осмысленности жизни; сензитивности и результат жизни (0,59), сензитивности и локус контроля — жизнь (0,50). Следовательно, сензитивность как индивидуально-типологическая характеристика является детерминантой осмысленности полученного опыта и придания ему особой ценности, а также наделяет смыслом настоящую жизнь.
Также выявлены связи самоотношения и шкал опросника Иванова-Красновой. Отмечены корреляции фактора 8 и потенциала образования (0,63), самоинтереса и потенциала образования (0,60), самоуверенности и отношения к старшему поколению (0,48), самоуверенности и психосексуального поведения (0,59), самоуверенности и потенциала образования (0,49), саморуководства и отношения к старшему поколению (-0,54). Потенциал образования, таким образом, определяется через факторы самоинтереса и самоуверенности и связаны с позитивным отношением личности к своему Я. Отношение к старшему поколению зависит от самоуверенности и саморуководства. Причем чем сильнее развито чувство Я как источника собственной активности, тем меньше выражено позитивное отношение к старшему поколению.
Показаны взаимосвязи самоотношения и смысложизненных ориентаций. Так, отмечены корреляции отношения других и общего балла ОЖ (0,54), отношения других и процесс жизни (0,63), отношения других и результат жизни (0,50); самоинтереса и общего балла ОЖ (0,60), самоинтереса и результата жизни (0,51). Таким образом, детерминантой, определяющей особенности смыс-ложизненных ориентаций, выступают в большей мере отношение других, как
ожидание положительных или отрицательных мнений со стороны других в адрес Я подростков. Менее представлен, но является важным компонентом структуры взросления фактор самоинтереса личности как совокупности отношения к себе, собственным мыслям и чувствам, который также определяет осмысленность жизни подростка и взаимосвязан с удовлетворенностью самореализацией личности собственных возможностей.
Для выявления структурных особенностей взросления городских подростков нами был также проведен анализ группы 2 с помощью критерия Пирсона.
Саморуководство непосредственно связано с уверенностью личности, активностью и проявлением агрессивности, выраженной в разной мере и степени, в сочетании с низкой подчиняемостью. Положительное отношение личности к себе, самопринятие в большей мере связано с такой особенностью, как ригидность. Причем отрицательная связь указывает на тот факт, что чем более ригидный подросток, что проявляется в упорстве, следовании поставленной цели, «коридорном мышлении», тем менее выражено самопринятие личностью своего Я. То есть для ригидных подростков характерны внутриличностные конфликты, связанные непосредственно с отношением личности к себе в процессе развития самопонимания как процесса познания себя путем сопоставления собственной личности с другими в процессе социального взаимодействия, а также сопоставления собственного представления о себе с представлениями других о его личности.
Вера в свои силы, способности, возможность контролировать собственную жизнь связаны с тревожностью. Отрицательная связь указывает на то, что чем сильнее выражены внутренняя потребность соответствовать ожиданиям окружающих, нерешительность, чувство ответственности, тем слабее позитивное эмоциональное отношение личности к собственным ресурсам. Позитивное отношение к своему Я так связано с тревожностью, что чем выше тревожность, тем меньшую симпатию испытывает подросток в отношении своего Я.
Негативное отношение к себе, готовность к самообвинению, упрекам в каких-либо неудачах связаны с повышенной чувствительностью и обидчивостью.
Таким образом, индивидуально-типологические особенности взаимосвязаны с некоторыми эмоциональными компонентами самоотношения городских подростков.
Количественный анализ корреляций самоотношения и смысложизненных ориентаций городских подростков представлен в табл. 1.
Интегральная шкала самоотношения связана с общим баллом осмысленности жизни, а также с типом локуса контроля. Также общий балл осмысленности жизни взаимосвязан с верой в собственные возможности и силы и определяет ее меру. Самоуверенность личности определяет тип локуса контроля, при котором ведущая роль отводится представлению о себе как сильной личности, которая обладает достаточной силой и возможностями для построения собственной жизни согласно индивидуально выработанным целям и ценностям; удовлетворенность самореализацией; меру наполненности смыслом настоящей жизни.
Также нами были обнаружены связи между самоотношением и особенностями межпоколенческих отношений городских подростков. Данные представлены в табл. 2.
Таблица 1
Взаимосвязь самоотношения и смысложизненных ориентаций в группе 2
О! - £ и 05 О 2 я 1 в ^ 1 О! Ч О а -а ^ Я 1 О! Ч О а 1- £ я 5 х н « и О Я <" я Я т
а н 1° § Й" а, С*
с 1 О
и
Фактор 8 0,50 0,49 0,50 — —
Самоуважение 0,54 — — — —
Аутосимпатия — — — 0,43 —
Самоуверенность 0,50 - 0,39 0,57 0,43
Корреляции отмечены на уровне значимости р<0,05.
Таблица 2
Взаимосвязь самоотношения и некоторых показателей особенностей межпоколенческих отношений в группе 2
Показатели самоотношения Протестно-агрессивная позиция Позитивная оценка отношений между поколениями в семье Оценка статуса родителей Отношение к старшему поколению Психосексуальное поведение
Самоинтерес -0,44 — — — -0,39
Отношение других — -0,41 -0,44 -0,52 —
Саморуководство — — — — -0,50
Корреляции отмечены на уровне значимости р<0,05.
Интересным фактом является отрицательная связь самоинтереса с протестно-агрессивной позицией и психосексуальным поведением. То есть чем сильнее развито чувство уверенности в себе как субъекте, представляющем интерес для других, заинтересованности в собственном Я, чем сильнее выражена мера близости к себе, тем менее ярко будет проявляться агрессивность как компонент эмоциональной сферы подростка, связанный в большей мере с гормональной перестройкой и неустойчивостью процессов торможения и возбуждения.
Позитивная оценка родителей, отношений между поколениями в семье и отношение к старшему поколению вообще нивелируют важность и ценность отношения других для формирования самоотношения личности.
Способность контролировать собственную жизнь, самопоследовательность взаимосвязаны с психосексуальным поведением, снижают его выраженность.
Для того чтобы выявить общее и особенное в структуре взросления городских и сельских подростков, нами были выявлены компонентные взаимосвязи, характерные для обеих выборок. Их соотношение представлено в табл. 3.
В табл. 3 представлены результаты анализа групп 1 и 2 с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона.
Таблица 3
Анализ корреляций используемых методик в группах 1 и 2
Коррелирующие величины Группа 1 Группа 2
Экстраверсия — спонтанность 0,47 0,43
Экстраверсия — эмотивность 0,68 0,38
Экстраверсия — ожидаемое отношение от других 0,58 0,44
Сензитивность — тревожность 0,60 0,40
Сензитивность — самообвинение -0,49 0,39
Эмотивность — самопринятие -0,80 0,37
8 (интегральная шкала) — самоуважение 0,61 0,79
8 (интегральная шкала) — аутосимпатия 0,77 0,79
Самоуважение — саморуководство 0,50 0,50
Аутосимпатия — самообвинение -0,78 -0,52
Ожидаемое отношение от других — самоинтерес 0,71 0,67
Ожидаемое отношение от других — результат 0,50 0,38
Самопринятие — 8 (интегральная шкала) 0,59 0,39
Позитивная оценка семьи — протестно-агрессивная позиция -0,53 -0,86
Позитивная оценка семьи — самостоятельность 0,72 0,49
Самочувствие в семье — самостоятельность 0,48 0,63
Отношение к старшему поколению — самостоятельность 0,57 0,57
Оценка сверстников — процесс 0,54 -0,37
Оценка сверстников — результат 0,57 0,40
Корреляции отмечены на уровне значимости р<0,05.
Как видно в таблице, группа 1 и группа 2 существенно отличаются по ряду параметров. Так, для группы 1 сензитивность является фактором, нивелирующим и смягчающим проявление самообвинения личности в адрес своего Я, в то время как для группы 2 повышенная чувствительность и обидчивость выступают детерминантой повышенного негативного отношения личности к себе, проявляющегося в критичном оценивании собственных поведенческих проявлений, а также личностных качеств.
Эмотивность выступает фактором, усиливающим негативное отношение личности к себе в группе 1, а для группы 2 выступает условием, облегчающим формирование позитивного отношения личности к себе, собственным мнениям и установкам.
Также для группы 1 значимым фактором при оценке насыщенности смыслом настоящей жизни выступает оценка сверстников, в то время как для группы 2 оценка сверстников не выступает значимым фактором, определяющим осмысление настоящей жизни в категориях эмоционального насыщения, наполненности смыслом.
С целью выявить значимые отличия группы 1 и группы 2 мы провели статистический анализ результатов использованных методик с помощью статистического критерия — ^критерий Стьюдента. По результатам этого анализа нам удалось выявить, что группа 1 и группа 2 статистически значимо не отличаются друг от друга по параметрам: позитивная оценка отношений между поколениями в семье, самочувствие в семье, отношение к старшему поколению.
По и-критерию Манна-Уитни мы получили следующие результаты: для группы 1 в 2,99 раза менее характерна интровертированность, по сравнению с группой 2 (средние показатели, соответственно, 282,5 и 845,5, при и=111,5); для группы 2, по сравнению с группой 1, характерны в 2,54 раза выше показатели по фактору 8 (интегральная шкала самоотношения) (среднее 809,5 и 318,5, соответственно, и=147,5); для группы 2 характерны более высокие показатели (в 2,29 раза) по шкале «общий балл ОЖ» по сравнению с группой 1 (средние 785,5 и 342,5, соответственно, и=171,5). Отмеченные результаты значимы на уровне р<0,05.
Обобщая все вышесказанное, нами были сделаны следующие выводы:
1. Структура взросления в подростковом периоде онтогенеза в группе 1 и группе 2 представлена следующими компонентами: индивидуально-типологические особенности, особенности самоотношения, смысложизненные ориентации, особенности межпоколенческих отношений. Вместе с тем различия в структуре взросления касаются в первую очередь специфики взаимосвязей компонентов. Так, ключевым компонентом в структуре взросления и городских и сельских подростков выступает самоотношение. Но для группы 1 характерными являются взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей, самоотношения и смысложизненных ориентаций, причем на формирование самоотношения влияют особенности межпоколенческих отношений. Для группы 2 характерны парные взаимосвязи: индивидуально-типологических особенностей и самоотношения, самоотношения и смысложизненных ориентаций, а также связь самоотношения и межпоколенческих отношений.
2. В структуре взросления сельских подростков представлены следующие значимые межкомпонентные взаимосвязи: значимыми индивидуально-типологическими особенностями выступили экстраверсия — эмотивность, интро-версия — сензитивность. При этом свойства эмотивность и экстраверсия являются условиями, определяющими особенности формирования специфики самоотношения подростка. Восприятие себя как субъекта деятельности, источника активности, самопоследовательность зависят от сензитивности и интровертиро-ванности личности. Сензитивность выступает детерминантой осмысления полученного опыта, а также наделения смыслом со-бытия личности. Уверенность в собственных силах, вера в себя — условие формирования позитивного отношения к старшему поколению, определения потенциала образования, а также особенностей психосексуального поведения. Смысложизненные ориентации
взаимосвязаны с отношением других и самоинтересом личности, то есть формируются по средствам сопоставления представлений о себе с представлениями других о своем Я (носят социальный характер).
3. В структуре взросления городских подростков на первый план выступает ригидность как индивидуально-типологическое свойство, проявляющееся в «коридорном мышлении» и способствующее снижению самопринятия личностью своего Я. Для ригидных городских подростков характерны внутриличностные конфликты, связанные с отношением личности к себе в процессе развертывания самопонимания как процесса познания себя посредством сопоставления с другими. Тревожность снижает восприятие себя как субъекта деятельности и уменьшает степень симпатии подростка в отношении своего Я. Уверенность в собственных силах определяет тип локуса контроля, при котором личность является источником управления собственными ресурсами и возможностями, способствует успешной самореализации и определяет меру осмысленности события. Позитивная оценка семьи (межпоколенческих отношений, родителей) способствует снижению значимости мнения других при формировании самоотношения личности.
Изученные особенности развития личности в подростковом возрасте определяют необходимость психолого-педагогического сопровождения педагогов с целью содействия целостному развитию личности подростка. Особое значение имеет профилактическая деятельность по предупреждению отклоняющегося поведения. Проведенное нами пилотажное исследование влечет за собой длительное, многолетнее изучение проблемы взросления, зрелости современного городского и сельского подростка. Новые материалы и обобщения, полученные в анализе взросления подростков города и села, помогают нам определить риски социализации личности в трансформирующейся социокультурной среде современной системы образования, наметить пути дальнейшего исследования и психолого-педагогического сопровождения растущих детей специалистами психологической службы образовательных организаций.
Ключевые слова: взросление, зрелость, подросток, понимание, смысложиз-ненная позиция, индивидуально-типологические особенности, самоотношение, межпоколенческие отношения.
Psychological Research on Specificity of Understanding the Process of Growing by Urban and Rural Schoolchildren
V. Tereshchenko
The article is devoted to a relevant psycho-pedagogical problem — studying the specifics of understanding the process of growing by children in cities and villages. The
author presents an interdisciplinary analysis of contemporary works on the problem of growing up. Growing up is not only considered as a separate process in the study of the dynamic characteristics ofthe individual's ontogenesis, but also as a synonym of maturity used to determine the standard development ofthe subj ect. Basic characteristics ofgrowing up are defined: the formation of life-purpose position, the development of a certain level of self-understanding, the establishment of new intergenerational relationships, relations with peers and acceptance of responsibility. The results of empirical research allow us to see the different structure of our urban and rural students. For a group of village teenagers — stable relationships with individually typological features of the self and life orientations and the formation of the self-influence, especially intergenerational relationships. Paired relationships are characteristic for urban teens: individual-typological features and the self, the self and life orientations, the relationship of the self and intergenerational relations. In the structure of growing rural teenagers presented the following significant intercomponent relationships: the importance of individually typological features like extraversion — emotiveness, introversion — sensitivity. This emotiveness and extraversion — the conditions defining the features of formation of the specifics of a teenager. The structure of the urban adolescents growing up has a number of features which include rigidity — anxiety. Anxiety reduces the perception of themselves as stakeholders and reduces the degree of a teenager's sympathy towards his "I". The positive assessment of the family (intergenerational relationships, parents) helps to reduce the importance of others' views in the formation of self-identity.
Keywords: growing, mature, teen, understanding, life-purpose position, individually-typological features, the Self, intergenerational relationships.
Список литературы
1. Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М., 2005.
2. Кайгородов Б. В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии. № 2 (30). М.; Воронеж, 2002. С. 117-126.
3. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2012.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.
5. Терещенко В. В. Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления современного подростка // Психология обучения. 2013. № 11. С. 55-63.
6. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: Структурно-содержательные процессы развития личности. М., 1999.
7. Фиофанова О. А. Педагогическое проектирование модальностей взросления в воспитательном пространстве // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. СПб., 2007. № 9. С. 236-242.