Научная статья на тему 'Особенности само-отношения студентов колледжа в зависимости от смысложизненных ориентаций'

Особенности само-отношения студентов колледжа в зависимости от смысложизненных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
416
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛОКУС-КОНТРОЛЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / SELF-CONSCIOUSNESS / SELF-ATTITUDE / ORIENTATION / LOCUS CONTROL / PERSONALITY DIFFERENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комиссарова Любовь Гомбоевна

В статье рассматриваются особенности эмоционального аспекта самосознания и взаимосвязь самоотношения со смысложизненными ориентациями у студентов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of college students’ self-attitude depending on the sense of life orientation

The article dwells upon the features of emotional aspect of self-consciousness and self-attitude interrelationship with sense of life orientation in college students.

Текст научной работы на тему «Особенности само-отношения студентов колледжа в зависимости от смысложизненных ориентаций»

2. Религиозные моральные ценности, наряду с культурой, наукой, образованием, являются необходимым компонентом, фактором духовного обогащения, развития человека, его морально-нравственных качеств, а также основанием оказания помощи.

3. Налицо колоссальный потенциал этноконфессиональных организаций и национальных традиций в формировании здорового образа жизни.

Литература

1. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. - 1996. - №2. - С. 35-37.

2. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л., 1987.

3. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. - 1997. - Вып. 3. - С. 406-411.

4. Даль В.И. Напутное. Пословицы русского народа. - М., 1957.

5. Шагдаров Л.Д., Хамонов М.П. Буряад, ород онь^н, хошоо угэнууд. (Бурятские, русские пословицы и поговорки). - Улан-Удэ: Бэлиг, 1996.

Доноева Юлия Валерьевна, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Donoeva Yulia Valerievna, postgraduate student, department of age and pedagogical psychology, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin Str., 24a.

УДК 37.015.3 © Л.Г. Комиссарова

Особенности самоотношения студентов колледжа в зависимости от смысложизненных ориентаций

В статье рассматриваются особенности эмоционального аспекта самосознания и взаимосвязь самоотношения со смысложизненными ориентациями у студентов колледжа.

Ключевые слова: самосознание, самоотношение, смысложизненные ориентации, локус-контроль, личностный дифференциал.

L.G. Komissarova

Features of college students' self-attitude depending on the sense of life orientation

The article dwells upon the features of emotional aspect of self-consciousness and self-attitude interrelationship with sense of life orientation in college students.

Keywords: self-consciousness, self-attitude, orientation, locus control, personality differential.

В последнее время значительно возрос интерес к проблеме самоотношения, его роли в развитии и становлении личности. Самоотношение рас-

сматривалось в работах многих отечественных и зарубежных психологов (И.С. Кон, В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, И.И. Чесноковой, А.В., Визги-ной, Н.Н. Климентьевой, Т.Л. Мироновой, А.А. Рысевой, Е.И. Симончик, К. Роджерса, А. Адлера, Г. Олпорта, Э. Эриксона и др.).

Отечественные ученые по-разному трактуют характеристики эмоционального аспекта самосознания. По И.И. Чесноковой, составляющей самосознания, наряду с самопознанием, является эмоционально-ценностное отношение личности к себе, трактуемое как «специфический вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя, т.е. разнообразные ее самоотношения» [13, с. 108-109]. Согласно И.И. Чесноковой, эмоционально-ценностное или эмоционально-оценочное отношение к себе складывается на основе множества испытанных субъектом чувств, эмоциональных состояний относительно самой себя. По В.В. Столину, основой самоотношения является процесс, в котором свойства «Я» личности оцениваются в соответствии с собственными мотивами и целями, отвечающими ее потребности в самореализации.

B.В. Столиным была определена структура самоотношения, состоящая из трех эмоциональных компонентов: самоуважение, аутосимпатия, близость-самоинтерес. Более общим образованием структуры самоотношения, по В.В. Столину, является недифференцированное общее чувство «за» или «против» своего «Я», являющееся суммацией позитивных и негативных компонентов самоотношения по трем эмоциональным осям [10]. С.Р. Пантилеев считает, что система самоотношения построена по принципу динамической иерархии системы, который заключается в том, что та или иная модальность эмоционального отношения может выступать в качестве ядра структуры, занимая ведущее место в иерархии других аспектов самоотношения. Он понимает самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта [8; 9]. Смысл «Я» обладает собственной внутренней структурой и может быть описан посредством содержательных эмоциональных измерений: симпатии, близости, уважении, содержащихся в различных пропорциях во внутренних действиях - установках.

C.Р. Пантилеев выделил три обобщенных фактора: «самоуважение», «ау-тосимпатия», «самоуничижение». Было установлено, что в самоотношении существуют две относительно независимые подсистемы - самооценок и эмоционально-оценочных отношений [5]. И.С. Кон выделяет самоуважение, которое понимается как итоговое измерение «Я», выражающее меру принятия или непринятия личностью себя, положительное или отрицательное отношение к себе [2]. А.В. Визгина (1987) осуществила анализ внутреннего диалога самосознания личности. Осознание себя личностью, выработка отношения к себе и развитие личностной позиции происходит во внутреннем диалоге. Внутренний диалог между «Я» и противоположным ему «не - Я» обладает сложной структурой, в основании которой лежат следующие черты диалогического взаимодействия: «доминирование - подчинение», «критика - защита», «дружественность - вра-

ждебность». Эти характеристики представлены рядом типов диалогического воздействия между «Я» и «не-Я» [6, с. 50].

Таким образом, имеется большое разнообразие подходов при анализе и описании эмоционального аспекта самосознания.

Поведение, деятельность, формирование многих психологических образований личности детерминированы особенностями самоотношения. В молодости на этапе наиболее интенсивного становления личности самосознание активизируется в связи с проблемами личностного становления. Это формирование эмоционально-ценностного отношения к себе или оперативная самооценка, базирующаяся на соответствии поведения, собственных взглядов, убеждений, результатов деятельности [11, с. 78-79].

Также важным фактором становления личности является самоопределение в социальной среде [2]. Наиболее сензитивным периодом жизненного самоопределения принято считать юношеский, когда происходит осознание себя, своего «Я», прояснение перспективы будущего, определение жизненных и профессиональных планов. Смысложизненные ориентации юношества носят перспективный характер.

По Н.Н. Никитиной, смысл жизни содержит в себе три аспекта:

1) целевой - определяет стратегию и тактику жизни;

2) эмоциональный - отражает удовлетворенность человеком своей жизнью, ее эмоциональную насыщенность;

3) волевой - является движущей силой активности личности, обеспечивает ее готовность к достижению жизненных целей [7].

Необходимо помнить о том, что поиск и обретение смысла жизни - это не одномоментный акт, а длительный процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, «смысл жизни - это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления» [1, с. 72].

Одним из условий психического здоровья студентов является позитивное самоотношение, которое оказывает влияние на успешность в учебно-профессиональной деятельности в условиях колледжа, самореализацию личности. Нарушения в развитии самоотношения способствуют формированию негативных свойств личности, что в конечном итоге может привести в дезадаптивным формам поведения и дезадаптации в целом. Таким образом, для поддержания психического здоровья и более эффективного обучения необходимо изучение самоотношения личности студентов и их смысло-жизненных ориентаций.

В связи с этим основной целью нашей исследовательской работы являлось описание характеристик самоотношения и выявление их взаимосвязи со смысложизненными ориентациями у студентов колледжа. Для достижения поставленной цели нами были подобраны экспериментальные методики, такие как тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева [3], методика «Личностный дифференциал» (ЛД) [4] и методика изучения самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева [9]. Обработ-

ка полученных эмпирических данных и математико-статистические расчеты проводились с использованием компьютерных программ Microsoft Excell 2007, Статистика 6.0.

Выборку нашего эмпирического исследования составили 3 группы испытуемых. Всего 209 студентов дневного отделения по специальностям: «Лесное и лесопарковое хозяйство» - 64 чел., «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» - 74 чел., «Экономика и бухгалтерский учет» - 68 чел. Средний возраст испытуемых 17,5 лет, диапазон их возрастной вариации определяется интервалом в 3 года - от 16 до 18 лет.

Рассмотрим особенности самоотношения студентов, полученные с помощью методики МИС. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения факторов самоотношения у студентов, обучающихся на различных специальностях (в стенах)

№ шкалы Название шкалы Показатели

Группа ЭО Группа ЛХ Группа ТА Вся группа

1 Открытость 6,2 6,1 6,2 6,2

2 Самоуверенность 5,9 5,4 5,7 5,7

3 Саморуководство 6,5 6 6,4 6,3

4 Отраженное самоотношение 6 5,8 5,9 5,9

5 Самоценность 7,1 5,7 6,3 6,4

6 Самопринятие 6,4 4,9 6,1 5,8

7 Самопривязанность 5,9 6 5,9 5,9

8 Внутренняя конфликтность 4,6 4,7 4,5 4,6

9 Самообвинение 4,6 4,6 4,7 4,6

Примечание: ЭО - группа студентов, обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»; ЛХ - группа студентов, обучающихся по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство»; ТА - группа студентов, обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Для студентов всех трех групп характерна тенденция к высоким оценкам по шкале «открытость», что характеризует респондентов как людей открытых, не способных скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость. Студенты обладают критическим

отношением к себе, глубоким самоосознанием и достаточно развитыми навыками рефлексии.

Ниже среднего оценка по шкале «самоуверенность» во всех трех группах свидетельствует о том, что студенты недостаточно удовлетворены собой, своими возможностями, присутствует некоторая внутренняя напряженность, сомнения в своих способностях. У студентов-лесников данный показатель ниже, чем у студентов-экономистов и у студентов-автомехаников.

Для студентов-экономистов и студентов-автомехаников характерны высокие значения по шкале «саморуководство». Это значит, что данные студенты склонны к интернализации локус-контроля, чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей и считают, что их судьба находится в их руках. Для студентов-лесников характерна средняя оценка по шкале «саморуководства». Это свидетельство того, что для данных студентов свойственна некоторая подвластность «Я» влияниям обстоятельств.

Высокие оценки по шкалам «отраженное самоотношение» и «самоценность» в группе студентов-экономистов свидетельствуют о том, что им свойственно «ощущение ценности своей личности, на фоне которого возникает ощущение ценности собственной личности и для окружающих» [6, с.35]. Это позволяет говорить о том, что будущие экономисты понимают, что их личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Ожидаемое отношение к себе со стороны других людей у них положительное. Средние оценки по шкалам «отраженное самоотношение» и «самоценность» в группах студентов-лесников и студентов-автомехаников свидетельствуют о несколько искаженном представлении о себе, занижении собственных достоинств, сомнении в ценности собственной личности.

Для студентов-экономистов и студентов-автомехаников характерна средняя выраженность принятия себя, что свидетельствует о положительном отношении к себе. Позитивное отношение к себе, согласие с самим собой у респондентов данных групп проявляются в одобрении своих планов и желаний, снисходительности к собственным недостаткам, безусловном принятии себя. Низкое значение по шкале «самопринятие» у студентов-лесников характеризует их как людей, которым не свойственно снисходительное отношение к своим недостаткам, они проявляют к себе определенную критичность.

Для студентов всех трех групп характерна средняя выраженность самопривязанности к сложившемуся образу «Я». Для них не характерна ригидность Я-концепции, привязанность, консервативная самодостаточность. Это отражает удовлетворенность собой, но в то же время стремление к развитию своего «Я», изменению себя в лучшую сторону.

Средние оценки по шкале «внутренняя конфликтность» с тенденцией к низкому значению во всех трех группах свидетельствуют о том, что для респондентов не характерна внутренняя конфликтность, которая проявля-

ется переживанием, тревожно депрессивным состоянием. Для них не свойственны сомнение, несогласие с собой, чрезмерное самокопание и рефлексия. В некоторой степени им присуще отрицание проблем, закрытость, поверхностное самодовольство.

Значения ниже среднего по шкале «самообвинение» во всех трех группах свидетельствуют о том, что студентам свойственна незначительная выраженность установки на самообвинение, в определенных ситуациях они могут поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки, промахи. В то же время у них присутствуют симпатия и положительные эмоции в свой адрес.

Итак, студенты-экономисты и студенты-автомеханики отличаются достаточно развитыми навыками рефлексии внутренней честностью, открытостью. Они более уверены в себе, обладают внутренним локус-контролем, достаточно настойчивы в достижении поставленной цели, общительны, доброжелательны. Они самодостаточны, готовы развиваться в лучшую сторону. Им не свойственно чрезмерное самообвинение и внутренняя конфликтность. У студентов-экономистов в отличие от студентов-автомехаников, присутствует ощущение ценности собственной личности, чувство симпатии к себе.

Студенты-лесники открыты, общительны, но недостаточно уверены в себе, у них присутствует внутренняя напряженность. Они подвластны внешним обстоятельствам, сомневаются в ценности собственной личности, проявляют к себе определенную критичность. Так же, как и будущие экономисты, и автомеханики, они самодостаточны и готовы развиваться в лучшую сторону. Им не свойственны чрезмерное самообвинение и внутренняя конфликтность. Мы предполагаем, что на формирование такого противоречивого отношения личности к себе оказывает влияние выбранная профессия. Возможно, они сомневаются в правильности выбора своей будущей профессии и не в полной мере осознают, чем в будущем будут заниматься, так как профессия лесника недостаточно престижна, в отличие от профессии экономиста или автомеханика. В процессе учебно-профессиональной подготовки в колледже необходимо проводить целенаправленную работу по предмету «Введение в специальность» в данной группе студентов.

Рассмотрим результаты исследования, полученные посредством методики «Личностный дифференциал». В таблице 2 представлены показатели оценок по ЛД.

В целом студенты имеют высокие оценки по всем трем факторам. Высокие значения по фактору оценки во всех трех группах свидетельствуют об их экстравертированности. Им свойственна высокая общительность и межличностная активность.

Высокие значения по фактору оценки свидетельствуют о высоком уровне самоуважения и удовлетворенности собой. Они принимают себя как личность, осознают себя как носителей позитивных, социально желательных характеристик.

Таблица 2

Оценочные показатели студентов, обучающихся на различных специальностях по методике ЛД (в баллах)

Группы Фактор оценки Фактор силы Фактор активности

Группа ЭО 2,02 1,26 1,43

Группа ЛХ 1,57 1,14 1,14

Группа ТА 1,67 1,21 1,14

по всей выборке 1,79 1,2 1,24

Примечание: ЭО - группа студентов, обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»; ЛХ - группа студентов, обучающихся по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство»; ТА - группа студентов, обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Аналогичная ситуация складывается в случае оценок фактора силы. Высокие оценки во всех трех группах характеризуют студентов как людей волевых, уверенных в себе, независимых, склонных рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Они способны держаться принятой линии поведения, умеют принимать ответственные решения, самостоятельно добиваются намеченных целей в жизни.

Таким образом, будущие специалисты-экономисты, автомеханики, лесники характеризуются экстравертированностью, оптимизмом, высоким уровнем самоуважения, независимостью и уверенностью в себе.

Результаты, полученные с помощью методики «Смысложизненные ориентации», представлены в таблице 3.

Таблица 3

Оценочные показатели студентов, обучающихся на различных специальностях по методике СЖО (в баллах)

~~"~~-Омысложизненные ^\_ориентации Группы Цели в жизни Процесс жизни Результативность жизни Локус-контроля Я Локус-контроля -Жизнь

Группа ЭО 30,5 29,9 26,1 21,6 30,3

Группа ЛХ 28,8 29,5 24,4 20,1 30

Группа ТА 31,9 30,1 25,9 21,6 30,1

по всей выборке 30,4 29,8 25,5 21,1 30,1

Примечание: ЭО - группа студентов, обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»; ЛХ - группа студентов, обучающихся по специальности «Лесное и лесопарковое хозяйство»; ТА - группа студентов, обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Студенты, обучающиеся на разных специальностях, имеют высокие оценки по всем факторам. Ставят перед собой цели на будущее, которые придают их жизни осмысленность, направленность и перспективу. Они воспринимают свою жизнь как интересный, эмоционально-насыщенный и наполненный смыслом процесс. Удовлетворены пройденным отрезком жизни. Высокие баллы по фактору «локуса контроля - Я» соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Высокие баллы по фактору «ло-куса контроля - жизнь» означают, что они убеждены в том, что их жизнь находится в их руках, они умеют контролировать ее, свободно принимать решения и воплощать их.

Теперь проанализируем данные корреляционного анализа о взаимосвязи смысложизненных ориентаций, с одной стороны, с самоотношением, с другой.

Таблица 4

Корреляционная матрица, данные о взаимосвязи самоотношения и смысложизненных ориентации

Цели в Про- Результатив- Локуса Локуса кон-

жизни цесс жизни ность жизни контроля -Я троля -Жизнь

Оценка 0,20* 0,19* 0,18* 0,27* 0,24*

Сила 0,29* 0,26* 0,27* 0,42* 0,22*

Активность 0,13 0,25* 0,25* 0,29* 0,22*

Открытость 0,08 0,13 0,15 0,12 0,15

Самоуверен- 0,27* 0,34* 0,29* 0,33* 0,27*

ность

Саморуковод- 0,21* 0,27* 0,14 0,29* 0,27*

ство

Отраженное 0,10 0,05 0,05 0,13 0,15

самоотношение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самоценность 0,15 0,15 0,16 0,24* 0,22*

Самопринятие 0,09 0,07 0,03 0,10 0,01

Самопривя- 0,22* 0,20* 0,20* 0,20* 0,29*

занность

Внутренняя конфликтность -0,06 -0,12 -0,26* -0,07 -0,21*

Самообвине- -0,16 -0,22* -0,32* -0,24* -0,28*

ние

Примечание: * - р <0,01.

Как видно из таблицы 4, фактор «цели в жизни» имеет достоверную тесную положительную связь с факторами «оценка» (г= 0,20; р<0,01), «сила» (г= 0,29; р<0,01), «самоуверенность» (г= 0,27; р<0,01), «саморуко-

водство» (г= 0,21; р<0,01), «самопривязанность» (г= 0,22; р<0,01). Иными словами, чем конкретнее цели в жизни, чем человек более уверен в принципиальной возможности самостоятельного осуществления выбора, убежден в своей способности контролировать свою жизнь, тем выше уровень самоуважения, уверенности в себе, независимости, самостоятельности, саморуководства. Следовательно, наличие целей на будущее является психологической предпосылкой формирования эмоционального аспекта самосознания - самоотношения.

Семь достоверно значимых взаимосвязей было обнаружено в процессе корреляционного анализа между процессом жизни и некоторыми эмоциональными компонентами самоотношения. Так, оказалось, что чем выше эмоциональная насыщенность жизни, тем в большей степени выражены нравственно-психологические свойства личности, удовлетворенность собой и принятие себя как человека, склонного осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик (г= 0,19; р<0,01); волевые свойства личности, независимость, склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях (г=0,26; р<0,01). Чем эмоционально насыщеннее жизнь, тем больше проявляется экстравертированность личности, активность и общительность (г=0,25; р<0,01), самоуверенность, саморуководство, самопривязанность. Отрицательную связь между процессом жизни и самообвинением (г= -0,22; р<0,01) можно объяснить тем, что люди с высоким уровнем показателя процесса жизни не склонны обвинять себя, не ставят в себе в вину свои промахи, неудачи и недостатки.

Фактор «результативность жизни» имеет достоверно значимые корреляционные связи с факторами «оценка» (г=0,18; р<0,01), «сила» (г=0,27; р<0,01), «активность» (г=0,25; р<0,01), «самоуверенность» (г=0,29; р<0,01), «самопривязанность» (г=0,20; р<0,01). Очевидно, когда человек удовлетворен результативностью своей жизни, он уверен в себе, независим, самостоятелен, склонен рассчитывать на собственные силы в затруднительных ситуациях. При этом, согласно полученным данным, «результативность жизни» имеет отрицательные связи с «внутренней конфликтностью» (г= - 0,26; р<0,01) и с «самообвинением» (г= - 0,32; р<0,01).

Согласно результатам проведенного исследования, «локуса контроля -Я» достоверно связан с факторами «оценка» (г=0,27; р<0,01), «сила» (г=0,42; р<0,01), «активность» (г=0,29; р<0,01), «самоуверенность» (г=0,33; р<0,01), «саморуководство» (г=0,29; р<0,01), «самоценность» (г=0,24; р<0,01), «самопривязанность» (г=0,20; р<0,01). Сильная личность, обладающая достаточной свободой выбора, отличается уверенностью, независимостью, активностью в межличностных отношениях, оптимизмом, высоким уровнем самоуважения, саморуководства. У таких людей присутствует ощущение ценности собственной личности. Человек с высоким уровнем «локуса контроля - Я» не склонен к самообвинению (г= - 0,24; р<0,01).

Фактор «локуса контроля - жизнь» положительно коррелирует с факторами «оценка» (г=0,24; р<0,01), «сила» (г=0,22; р<0,01), «активность» (г=0,22; р<0,01), «самоуверенность» (г=0,27; р<0,01), «саморуководство»

(г=0,27; р<0,01), «самоценность» (г=0,22; р<0,01), «самопривязанность» (г=0,29; р<0,01). Действительно, если человек умеет контролировать свою жизнь, свободно принимает решения и воплощает их, то у него присутствует самоуважение, уверенность и привязанность к себе, активная жизненная позиция. Он ощущает ценность собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего «Я»» для окружающих его людей. Отрицательные взаимосвязи «локуса контроля - жизнь» наблюдаются с категориями «внутренняя конфликтность» (г= -0,21; р<0,01) и «самообвинение» (г= -0,28; р<0,01). Данные коэффициенты корреляции хорошо согласуются с уже полученными данными.

В ходе проведенного исследования удалось решить следующие задачи. Во-первых, проанализировано эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Оказалось, что студенты уверены в себе, обладают внутренним локус контролем, достаточно настойчивы в достижении поставленной цели, общительны, доброжелательны. Они самодостаточны, готовы развиваться в лучшую сторону. Им не свойственны чрезмерное самообвинение и внутренняя конфликтность.

Во-вторых, установлены взаимосвязи между смысложизненными ори-ентациями студентов, с одной стороны, и самоотношением личности, с другой. Интерпретированы все полученные зависимости. Оказалось, что фактор «цель в жизни» имеет только положительные связи с самоотношением личности. При эмоционально насыщенной и интересной жизни, при высоком уровне удовлетворенности самореализацией, при высоком уровне «локуса контроля - Я» и «локуса контроля - жизнь» человек уважительно относится к себе, ощущает себя хозяином своей судьбы, при этом у него низкий уровень самообвинения и внутренней конфликтности.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

2. Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 1978.

3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). - М..: Смысл, 1992. - 16 с.

4. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. -С20-21.

5. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999.

6. Миронова. Т.Л. Самосознание, профессиональное самосознание и его эмоционально-оценочный аспект // Актуальные проблемы современной психологии: материалы круглого стола, посвящ. 10-летию Бурятского университета и 5-летию социально-психологического факультета (17 октября 2005 г.) / под ред. Т.Л. Мироновой. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. - С. 39-71.

7. Никитина Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: монография. - М.: Прометей, 2002. - 316 с.

8. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М., 1991.

9. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М., 1993.

10. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1985.

11. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. - 1987.

12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - М.: Питер, 2005.

13. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.

Комиссарова Любовь Гомбоевна, аспирант кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, психолог Бурятского лесопромышленного колледжа, г. Улан-Удэ.

Komissarova Lubov Gomboevna, postgraduate student, department of general and social psychology, Ulan-Ude, Smolin Str., 24a, Buryat State University, psychologist of Buryat Forestry College, Ulan-Ude.

УДК 316.61 © И.В. Приступа

Отношение военнослужащих по призыву к явлениям молодежного экстремизма

В статье рассмотрена проблема отношения военнослужащих по призыву к явлениям молодежного экстремизма, выявлены их социально-психологические установки к изучаемому феномену.

Ключевые слова: молодежный экстремизм, ценностные ориентации, мотивы, военнослужащие по призыву, современная молодежь.

I.V. Pristupa

Attitude of conscripts to youth extremism

The article considers a problem of military's attitude to the cases of youth extremism. It reveals the social- psychological attitudes to the studied phenomenon.

Keywords: youth extremism, value orientations, motivation, conscripts, modern youth.

На фоне экономического кризиса, политических процессов, происходящих в российском обществе, происходит трансформация личностных и социальных ценностей. В первые годы реформ для общественного сознания был характерен экономический детерминизм - восприятие и объяснение происходящего в социуме как обусловленного преимущественно экономическими причинами. Такие проблемы, как острейшая социальная несправедливость, деградация морали, социальная и физическая незащищенность граждан, рассматривались в качестве второстепенных [5], ценности национальной культуры как классической, так и народной заменялись образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение американского образа жизни в его примитивном и облегченном варианте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.