DOI 10.25588/CSPU.2020.15.42.016
УДК 37.032 ББК 74.00
В. С. Васильева , А. А. Селенкова §
1 х
1ORCID № 0000-0003-4224-5930 g
о
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, ч
психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: fortune18@mail.ru
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ НАРУШЕНИИ
ной организации логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР, основанную на использовании информационно-комму-
•с то
о *
к
то
а
§
то
2ORCID № 0000-0000-6075-0960 ТО
Преподаватель кафедры специальной педагогики, §
то
психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный §
то
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. |
E-mail: abramovskih.alena@mail.ru !§
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ §
я а
у
я
ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ И СВЯЗНОЙ я
РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Н
я
о
Аннотация |
я
Введение. В статье обоснована актуальность использования ^ информационно-коммуникационных технологий в качестве средст- я
ва коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной е
§
речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; представлен §, обзор основных точек зрения различных исследователей на проблему ОНР и внедрения ИКТ в систему специального (коррекцион-
ного) образования; раскрыты дидактические возможности ИКТ, я применяемых в логопедической практике.
I
Цель статьи — обосновать авторскую концепцию эффектив- |
я в я й
лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошколь- §
никационных технологии.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвящённой проблеме коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР, использования ИКТ в системе специального (коррекционного образования); а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, методы статистической обработки данных.
Результаты. Разработано содержание логопедической работы с оптимальным использованием ресурсных возможностей ИКТ, способствующее более эффективному преодолению нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР, в сравнении с традиционной логопедической коррекцией; представлена организационная структура и характеристика основных компонентов коррекционно-развивающей работы.
Обсуждение. Приводится обоснование, что результативностью использования информационно-коммуникационных технологий в качестве средства коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР является повышение эффективности коррекционной работы в целом, соответствие уровня развития указанных компонентов речевой системы у данной категории детей возрастным стандартам.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация содержания логопедической работы посредством ИКТ способствует более § эффективному преодолению нарушений лексико-грамматического
к строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР по сравне-
§ ... и нию с традиционной логопедической коррекцией.
^ Ключевые слова: информационно-коммуникационные тех-
N
«о нологии; общее недоразвитие речи; логопедическая коррекция;
•о
§ старшие дошкольники; лексико-грамматический строй речи, связ-
и
сц
ная речь.
Основные положения:
- определены дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, используемых в логопедической практике;
- представлено содержание логопедической коррекции на ^ основе ИКТ, способствующее более эффективному преодолению
ших дошкольников с ОНР.
Статистические данные свидетельствуют о том, что количество детей с речевой патологией неуклонно растёт. Наиболее многочисленную группу из них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР), под которым понимают различные
формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при сохранном слухе и интеллекте [1, с. 34; 2, с. 221].
Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформули-
S §
л о
нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у стар- S
ч
то
о «
s
то
а
1 Введение (Introduction) §
«
Современный этап развития системы образования характе- | ризуется значительными преобразованиями, вызванными измене- S
нием научной, методической и материальной базы обучения и вос- ТО
н
питания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий g модернизации является использование информационно-коммуника- ^ ционных технологий (ИКТ), что, с одной стороны, позволяет повысить S эффективность образовательного процесса, с другой — в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания как нормально развивающих дошкольников, так и детей
ö
с различными нарушениями в развитии, в том числе речевыми.
с s ►S
у
s
то S
s s
з
S о
»
3
то
s
то д
то
сложные речевые расстройства, характеризующиеся нарушением »
►3 3
s
то
г о
д о
s «
Л
ровано в результате многоаспектных исследований различных форм ьн
го
речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведённых Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова,
Ой о
3 3
S а
Г. И. Жаренкова и др.) в 50-60-х г. г. ХХ века. В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р. Е. Левина) [3].
Четвёртый уровень речевого развития был выделен Т. Б. Фи-личевой в результате многолетнего изучения речи 6-7-летних дошкольников.
Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и её предметно-смыслового содержания.
Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам), замедленный темп речевого развития, ограниченный словарный запас; речь аграмматична, малопонятна, отмечается недостаточное развитие фонетико-фонематической стороны речи. Особенности развития лексико-грамматического строя речи, ха-растеризующегося единством лексических и грамматических свойств данного языка [2], при ОНР описаны в исследованиях М. Е. Хватце-ва (1959), Р. Е. Левиной (1951, 1958), В. К. Орфинской (1959, 1968), Н. Н. Трауготт (1940), Н. А. Никашиной (1968), Г. А. Каше (1985), О. В. Правдиной (1973), Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной (1986, 1991), С. Н. Шаховской (1971), Б. М. Гриншпуна (1988) и др. [4].
§ Своеобразие развития различных психических функций у
вя
к детей с общим недоразвитием речи показано в работах Л. И. Беля-
§
О ковой, Ю. Ф. Гаркуши, О. Н. Усановой, Э. Л. Фигередо, Т. Б. Фили-
чевой, Г. В. Чиркиной и др.
Также дети данной категории отличаются своеобразием сен-| сорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы (Н. С. Жукова, Л. С. Волкова, Г. И. Колесникова, Л. В. Кузнецова, Р. И. Лала-ева, Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, Т. Б. Филичева, Е. А. Екжа-
нова и др.).
Указанные нарушения создают серьёзные препятствия при подготовке к школьному обучению, полностью или частично препятствуют речевому общению и, следовательно, ограничивают ^
возможности социальной адаптации. Поэтому в настоящее время о
л
о г и е с к и е а
сп е
к
одной из актуальных задач логопедии является повышение эффективности процесса коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. А сложная структура нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционно-развивающей работы с опорой на сохранные виды восприятия [5].
Оптимальному решению данной задачи способствует ис- ^
пользование в процессе логопедической коррекции информацион- ^
3
но-коммуникационных технологий, которые определяются как со- S
а
вокупность методов, производственных процессов и программно- у
то
технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, S
и
хранения, распространения, отображения и использования инфор- ^
а
мации в интересах её пользователей [6].
3и
ТО
то
S
то S g
Использование ИКТ в контексте системы коррекционного 3
но
образования детей с нарушениями речи прошло несколько этапов »
ре
развития: от первых попыток создания специальных средств обу- и
у
чения, основанных на идее визуализации акустических компонен- де
►3 3
s
то г о д о
тов речи, которые могли бы использоваться в процессе логопедической коррекции различных нарушений речи, до разработки уникальных компьютерных программ, сочетающих коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, таких, как «SpeechViewer» («Видимая речь»), «Мир за твоим окном», |
«Игры для Тигры» и др. [7]. о
го
Применение информационно-коммуникационных технологий в
о
в специальном (коррекционном) образовании детей с различными ра
с
проблемами в развитии, в том числе речевыми, базируется на ос-
новных положениях исследовании, проведённых отечественными (А. П. Ершов, И. В. Роберт, Е. И. Машбиц, В. В. Рубцов и др.) и зарубежными (Р. Вильямс, Kleiman G. M. и др.) учёными в области общей педагогики; на результатах исследовании отечественных (Б. И. Айзенберг, О. П. Белоножко, В. И. Голод, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина) и зарубежных учёных (Ж. Саго, Moores D., Strong Levitt Н., Papert S.) в области специальной педагогики и психологии [8].
По мнению многих авторов, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речевого развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р. Ф. Аб-деев, 1994; В. П. Беспалько, 2002; Е. И. Машбиц, 1988; О. И. Кукушкина, 1994 и др.).
Преимуществами использования информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике являются:
- использование игровой формы обучения;
- возможность выбора предоставляемой ребёнку информации;
- визуализация абстрактной информации и динамических процессов;
- имитация экспериментов и сложных реальных ситуаций, с которыми ребёнок не сталкивается в повседневной жизни, но необходимых для систематизации и обобщения его представлений;
- активизация полисенсорного воздействия, т.е. включение
50
| сохранных анализаторов, что даёт возможность создания эффек-
^ тивных компенсаторных механизмов; ^ - возможность познакомить ребёнка с новыми способами
§ сбора информации; § - внедрение дифференцированного подхода к обучению, поз-
оз воляющего адаптировать процесс коррекционно-развивающей рабо-
cq ты к индивидуальным особенностям ребёнка и темпам усвоения им
материала;
- возможность дифференциации и индивидуализации обучения (предоставление материала в доступной для ребёнка форме);
- возможность повторения одного и того же задания до по- ^
с
и
о
л
о г и е с к и е
лучения положительного результата;
- объективность — фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
- формирование стойкой мотивации и произвольных позна-
спе
вательных интересов; к
Одной из форм подготовки и предоставления учебного материала на логопедических занятиях является мультимедийная презентация. Под мультимедиа-технологией понимают совокупность ап-
к
- расширение возможности самоконтроля; П
ри
- формирование сотрудничества между ребёнком и учите-
то н
лем-логопедом. н
§ § §
при и
н ар
паратных и программных средств, которые обеспечивают восприя- у
е
тие человеком информации одновременно несколькими органами ни
и
чувств. При этом информация предстаёт в наиболее привычных для ^
современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), ви- и
в
деоинформации, анимации (мультипликации, оживления) [9]. 3
н
о
Мультимедиа — это отражение объектов действительности »
ре
во всех возможных формах. Мультимедийная презентация представ- чи
у
ляет собой удобный и эффективный способ представления инфор- де
т
мации с помощью компьютерных программ, сочетающий динамику, §, звук и изображение, т. е. те факторы, которые позволяют наиболее долго удерживать внимание ребёнка.
Актуальность использования мультимедийных презентаций до
на логопедических занятиях обусловлена социальной потребно- о
л
стью в повышении качества обучения и воспитания детей старшего но
го
дош-кольного возраста с ОНР, практической потребностью исполь- о зования в дошкольных образовательных учреждениях современных ра информационно-коммуникационных технологий.
Также с целью коррекции нарушений лексико-грамматичес-кого строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях используют прикладные программные средства, которые представляют собой компьютерные программы, предназначенные для использования в учебном процессе. Наиболее широкое применение нашли обучающие программы, развивающие игры и учебно-игровые средства [10].
Данные компьютерные программы способствуют повышению эффективности коррекционно-развивающей работы: обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя и связной речи, фонематической стороны речи, подготовке артикуляционного аппарата, формированию навыков правильного звукопроизноше-ния, а также психических процессов (логического мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания).
Таким образом, использование ИКТ:
- расширяет возможности включения в работу сохранных анализаторных систем, создавая для ребёнка ситуацию успеха, и повышает его познавательный интерес;
- делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие учебного материала. О. И. Кукушкина (2001 г.) в своих исследованиях отмечает,
что использование ИКТ в процессе обучения старших дошкольников с нарушениями речи позволяет:
- мотивировать их деятельность (посредством моделирова-ва ния коррекционно-развивающей компьютерной среды) в тех случа-
§
к ях, когда другими средствами это сделать невозможно;
§
о - проектировать новые содержательные области образова-
ния, освоение которых усложнено вне компьютерных моделей;
- находить существенно более эффективные способы реше-ил ния традиционных задач специального образования.
Кроме того, использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими
нарушения речи, рассматривается как один из основополагающих компонентов повышения профессиональной компетенции специалистов системы специального (коррекционного) дошкольного обра- П
с
зования [11]. о
л
о г и е с к и е а
сп е
к
школьного возраста с ОНР.
3 Результаты (Results)
Исследование состояния словарного запаса, грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР выявило недостаточный уровень развития всех обследуемых компонентов речевой
речи был выявлен у 16,67 % дошкольников (4 человека) экспериментальной группы (ЭГ) и 12,5 % детей (3 человека) контрольной группы (КГ), низкий уровень развития связной речи — у 25,0 % де-
3и
ТО
то
н
то
н g
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Изучение состояния речевого развития детей старшего дошкольного возраста представлено в работах многих исследователей: Е. Ф. Архиповой, Г. А. Волковой, О. Е. Грибовой, Н. В. Серебряковой и Л. С. Соломахи, Е. А. Стребелевой, Т. А. Ткаченко, О. С. Ушаковой, Г. В. Чиркиной и др.
В процессе нашего исследования была использована методика Н. В. Серебряковой и Л. С. Соломахи [12]. В качестве количест- ^ венной оценки полученных результатов мы использовали балльную ^ систему, предложенную Е. Ф. Архиповой. S
Для обследования были выбраны следующие параметры: у
то
исследование состояния лексико-грамматического строя ре- s
и
чи: словарного запаса (номинативный, предикативный, атрибутивный ^
а
словарь) и грамматического строя (словообразование, словоизменение); s
?
- исследование состояния связной речи (составление расска- 3
но
за по серии сюжетных картинок, пересказ). »
3то
В исследовании приняли участие 48 детей старшего до- s
у
д то
то »
►3 3
s
то г о д о
системы: «
§
низкий уровень развития лексико-грамматического строя но
о г
о ? о 3 3 а с
257
тей (6 человек) в ЭГ и 16,67 % дошкольников (4 человека) в КГ;
- уровень развития лексико-грамматического строя речи ниже среднего был выявлен у 25,0 % (6 человек) детей ЭГ и 33,33 % (5 человек) дошкольников КГ, уровень развития связной речи ниже среднего — у 41,67 % (10 человек) детей ЭГ и 50,0 % (12 человек) дошкольников КГ;
- средний уровень развития лексико-грамматического строя речи был выявлен у 41,67 % (10 человек) дошкольников как в ЭГ, так и в КГ, средний уровень развития связной речи — у 33,3 % (8 человек) детей обеих групп;
- уровень развития лексико-грамматического строя речи выше среднего был выявлен у 16,67 % (4 человека) детей ЭГ и 25,0 % (6 человек) дошкольников КГ; детей с уровнем развития связной речи выше среднего в ЭГ и КГ не выявлено;
- ни в ЭГ, ни в КГ не было выявлено дошкольников с высоким уровнем развития связной речи.
На основе данных констатирующего эксперимента было разработано содержание логопедической коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР с использованием ИКТ, построенное с учётом «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Коррекционная работа с дошкольниками экспериментальной группы проводилась в течение года и включала в себя три периода
§ обучения: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — де-
ко
§ кабрь, январь, февраль; III период — март, апрель, май.
§
^ В процессе логопедической работы в качестве средства кор-
^ рекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи
ева у старших дошкольников с ОНР использовались следующие среде
| ства ИКТ:
а
- игровые компьютерные обучающие программы — на индивидуальных логопедических занятиях (2 раза в неделю);
- мультимедийные презентации — на фронтальных логопедических занятиях (3 раза в неделю), которые являются основной формой коррекционной работы.
В I периоде обучения коррекционно-развивающая работа по с формированию лексико-грамматического строя речи с использова- хол
ог
нием информационно-коммуникационных технологий была направ- ич
тос
лена на: развитие умения выделять названия предметов, действий, «и
то
а § то «
признаков; понимание обобщающего значения слов; практическое усвоение простых способов словообразования; усвоение некоторых
предложений, усвоение навыка построения короткого рассказа.
тия по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной были направлены на: закрепление употребления приставочных глаголов, образования относительных и притяжательных прилагательных, уменьшительно-ласкательной формы существи-
форм словоизменения; усвоение притяжательных местоимений. 3
и
Коррекция нарушений связной речи проводилась по следу- то
н
то
ющим направлениям: овладение навыками составления простых и
g
§ §
Содержание фронтальных логопедических занятий по раз- 3
и
витию лексико-грамматического строя и связной речи во II периоде на
3у
обучения включало в себя: практическое образование относительных то
ни
прилагательных, различение и выделение названия признаков, усво- и ение согласования прилагательных с существительными, употребле- а
ние предлогов; сравнение предметов, составление простого описания предмета, распространение предложений с однородными чле- о нами, первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных
сложных предложений, составление коротких рассказов, пересказов. то
де
В III периоде обучения фронтальные логопедические заня- " т
то »
►3 3
s
то г о д о
оль
тельных, согласования прилагательных с существительными, усво- ьн
ог
ение слов-антонимов, расширение значений предлогов; распро- °
о
странение предложений, составление предложений, рассказа, ра
с
усвоение конструкции сложноподчинённых предложений.
259
Дети контрольной группы находились в условиях традиционной логопедической работы, ориентированной на коррекцию нарушений лексико-грамматического строя и связной речи и не предполагающей включения ИКТ в коррекционно-развивающий процесс.
Эффективность логопедической коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР экспериментальной и контрольной групп, осуществляемой посредством ИКТ, определялась по следующим критериям:
- сравнение состояния словарного запаса (номинативного, предикативного, атрибутивного);
- сравнение состояния грамматического строя речи (словообразования и словоизменения);
- сравнение состояния связной речи (рассказ по сюжетной картинке, пересказ).
Реализация предложенного содержания коррекционной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий позволила на этапе контрольного сравнительного эксперимента получить данные, свидетельствующие о том, что уровень развития обследуемых компонентов речевой системы у дошкольников ЭГ в целом стал значительно выше, чем у детей КГ:
- низкий уровень развития лексико-грамматического строя и связной речи не был выявлен ни у дошкольников ЭГ, ни у детей КГ;
- уровень развития лексико-грамматического строя речи ниже среднего был выявлен у 12,5 % (3 человека) дошкольников КГ,
§ уровень развития связной речи ниже среднего — у 16,67 % (4 чело-
вко
» века) детей КГ; в ЭГ дошкольников с данным уровнем не выявлено;
§ -
О - средний уровень развития лексико-грамматического строя
речи был выявлен у 16,67 % (4 человека) дошкольников ЭГ и 54,16 % (13 человек) детей КГ, средний уровень развития связной речи — у | 33,3 % (8 человек) детей ЭГ и 58,33 % (14 человек) дошкольников КГ;
- уровень развития лексико-грамматического строя речи выше среднего был выявлен у 37,5 % (9 человек) детей ЭГ и 25,0 %
(6 человек) дошкольников КГ; уровень развития связной речи выше среднего - у 25,0 % (6 человек) дошкольников ЭГ и только у 16,67 % (4 человека) детей КГ;
- высокий уровень развития лексико-грамматического строя ^
о
речи был выявлен у 45,83 % (11 человек) дошкольников ЭГ и толь- о
л о г s
е с к s то
а
§
е
к
и 1
ко у 8,33 % (2 человека) детей КГ; высокий уровень развития связной речи — у 41,67 % (10 человек) дошкольников ЭГ и лишь у 8,33 % (2 человека) детей КГ.
4 Обсуждение (Discussion)
Учитывая вышеизложенное, считаем, что использование информационно-коммуникационных технологий в качестве сред-
то н
ства коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связ- g
g
ной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР оказывает ^ значительно большее положительное влияние на состояние указан- § ных компонентов речевой системы в сравнении с традиционной g формой коррекционной работы. у
е
5 Заключение (Conclusion) |
s
Итак, неуклонный рост числа дошкольников с ОНР, одним ь
d
из проявлений которого является нарушение лексико-грамматического строя и связной речи, необходимость совершен- |
о
ствования процесса обучения и воспитания данной категории де- »
е
тей, практическая значимость этих проблем обусловили актуаль- 1
ность разработки и реализации содержания логопедической е
g
коррекции, основанной на использовании ИКТ. »
В результате апробации содержания логопедической работы а
по коррекции нарушений указанных компонентов речевой системы Г
0
посредством информационно-коммуникационных технологий, об- о
ладающих уникальными дидактическими возможностями, были 0
л
получены данные, позволяющие сделать следующий вывод: приме- 0
о
нение современных ИКТ с учётом особенностей и закономерностей
„S
развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволяет по- §
о
высить эффективность процесса коррекции нарушений лексико-грам-
матического строя и связной речи, оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности, психических процессов (произвольного внимания, памяти, мышления, восприятия), позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционно-развивающих занятий и эффективность обучения в целом, в сравнении с традиционной логопедической коррекцией.
Библиографический список
1. Волкова Л. С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 703 с. (Серия «Коррек-ционная педагогика»).
2. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.- 400 с.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи : программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М. : Просвещение, 2010. 272 с. (Серия «Коррекционное образование»).
4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М. Ф. Фомичева [и др.] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. В. Волосовец. М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
5. Васильева В. С., Абрамовских А. А. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. Т. 8. № 4. С. 18-26.
6. Троян Г. М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании : учебное пособие
^ для системы повышения квалификации и профессиональной переподго-
а
| товки специалистов. М. : РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова,
| 2002. - 153 с.
а
^ 7. Кукушкина О. И. Информационные технологии в контексте
сц отечественной традиции специального образования : монография. М. : По-
а
50 §
н
е
а
лиграф-сервис, 2005. - 327 с.
8. Трифонова Э. П. Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы глухих школьников : дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. - 286 с.
9. Буланова-Топоркова М. В. и др. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушкина. Изд. 3-е, испр. и доп. Москва; Ростов-на-Дону : МарТ, 2006. - 333 с. ( Серия «Педагогическое образование»).
10. Солоневичева М. Н. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях : методическое пособие. СПб : ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества |
то
образования и информационных технологий», 2008. - 88 ^ ТО
11. Васильева В. С. Научно-теоретические основы концепции ^
3'
развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образо- ^
5'
о
3
вательных организаций // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11-3 (53). С. 27-29.
Associate Professor at the Department of special pedagogy, psychology and subject methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
h
h О
<1 о'
О a
то о
12. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопеди- то
ческой работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Q
S
В. П. Балобанова [и др.] : c6. методических рекомендаций. СПб. : ДЕТСТ- §
ВО-ПРЕСС (РГПУ им. А. И. Герцена), 2001. - 240 с. £
§
§
, - то
V. S. Vasileva1, A. A. Selenkova2 TO
1ORCID № 0000-0003-4224-5930 ^
TO
Candidate of Pedagogic Sciences, ^
l §
TO
a
E-mail: fortune18@mail.ru l
d r
2ORCID № 0000-0000-6075-0960 h
an
Teacher at the Department of special pedagogy, psychology and subject methods ^
South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. ^
re
E-mail: abramovskih.alena@mail.ru ^
o
ol e
a
R
*£ >
50
'5?
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN VIOLATION OF THE LEXICAL AND GRAMMATICAL STRUCTURE AND CONNECTED SPEECH IN CHILDREN OLDER THAN THE PRESCHOOL AGE
Abstract
Introduction. The article substantiates the relevance of the use of information and communication technologies as a means of correcting violations of the lexical and grammatical system and coherent speech in children of preschool age with ONR; provides an overview of the main points of view of various researchers on the problem of ONR and the introduction of ICT in the system of special (correctional) education; reveals the didactic possibilities of ICT used in speech therapy practice.
The purpose of the article is to substantiate the author's concept of effective organization of speech therapy work on the correction of violations of lexico-grammatical system and coherent speech in older preschoolers with ONR, based on the use of information and communication technologies.
Materials and methods. The main methods of the study are the analysis of scientific literature on the problem of correction of violations of lexical and grammatical system and coherent speech in older preschoolers with ONR, the use of ICT in the system of special (correctional education); as well as diagnostic techniques, including observation, description, conversation, methods of statistical data processing.
Results. The content of speech therapy work with the optimal use of ICT resources, contributing to a more effective overcoming of violations of the lexical and grammatical system and coherent speech in older preschoolers with ONR, in comparison with traditional speech therapy correction; the organizational structure and characteristics of
^ the main components of correctional and developmental work.
Discussion. The substantiation is given that the effectiveness of the use of information and communication technologies as a means of correcting violations of the lexico-grammatical system and coherent speech in older preschoolers with ONR is to increase the efficien-
p
y
cy of correctional work in General, the level of development of these h
o
components of the speech system in this category of children age i standards.
Conclusion. It is concluded that the implementation of the content of speech therapy through ICT contributes to a more effective overcoming of violations of lexical and grammatical system and coherent speech in older preschoolers with ONR, compared with traditional speech therapy correction. ^
Keywords: Information and communication technologies; General underdevelopment of speech; speech therapy correction; senior preschoolers; lexical and grammatical structure of speech, coherent § speech.
Highlights:
Didactic possibilities of information and communication technologies used in speech therapy practice are defined; °
Presents the content of the speech correction based on ICT, contributing to more effectively address the violations of lexical -grammatical system and the coherent speech of the senior preschool children with the ONR.
a §
to C
to?
to to
h
l
References r
TO
1. Volkova L.S. (2004), LogopTOdya [Speech Therapy]. Gumanitarnyj ° izdatTOl'skij cTOntr Vlados, Moscow, 704 p. (In Russian). r
2. Seliverstov V.I. (1997), Ponyatijno-tTOrminologichTOskij slovar' a logopTOda [Terminological dictionary of a speech]. Gumanitarnyj izdatTOl'skij cTOntr Vlados, Moscow, 400 p. (In Russian). TO
3. Filicheva T.B., Chirkina G.V., Tumanova T.V. (2010), KorrTOkciya h
o
narushTOnij rTOchi (Programmy dlya doschkol'nyh obrazovatTOl'nyh ~~ uchrTOzhdTOnij kompTOnsirujuschTOgo vida) [Correction of speech disorders (Prog- to
a
rams for preschool educational institutions of compensating)]. Izdatel'stvo "Prosveshhenie ", Moscow, 272 p. (In Russian).
4. Fomicheva M.F., Volosovets T.V., Kutepova E. N. (2002), Osno-vyi logopedii s praktikumom po zvukoproiznocsheniju [Basics of speech therapy with a workshop on sound]. Izdatel'skij centr "Akademiya", Moscow, 200 p. (In Russian).
5. Vasilyeva V.S., Abramovskikh A.A. (2016), K voprosu ob ispol'zovanii informatsionnyh tehnologij v protsesse korrektsii rechevykh naruschenij u detej starschego doshkol'nogo vozrasta [On the use of information technologies in the process of correction of speech disorders in children of preschool age]. Korrektsionno-pedagogicheskoe obrazovanie, 4, 1826. (In Russian).
6. Troyan G.M. (2002), Universal'nye informatsionnye i telekommu-nikatsionnye tekhnologii v distantsionnom obrazovanii [Universal information and telecommunication technologies in distance education]. Redaktsionno-izdatel'skiy tsentr "Alfa" Moskovskogo gosudarstvennogo otkrytogo pedagogicheskogo universiteta im. M. A. Sholokhova, Moscow, 153 p. (In Russian).
7. Kukushkina O.I. (2005), Informatsionnye tehnologii v kontekste otechestvennoj traditsii spetsial'nogo obrazovanija [Information technologies in the context of the national tradition of special education]. Izdatel'stvo "Poligraf-servis", Moscow, 327 p. (In Russian).
8. Trifonova E.P. Ispol'zovanye informatsionno-kompjuternyh tekhnologij v korrektsionnoj rabote po razvitiju poznavatel'noj sfery gluhih cshkol'nikov: dissertation of candidate of pedagogical Sciences [The use of information and computer technologies in correctional work on the development of the cognitive sphere of deaf students]. 2008. 286 p. (In Russsian).
a 9. Bulanova-Toporkova M.V. (2006), Pedagogicheskie tehnologii
o
[Pedagogical technology]. Izdatel'stvo "MarT", Moscow; Rostov-na-Donu, $ 333 p. (In Russian). ^ 10. Solonevicheva M. N. (2008), Ispol'zovanye informatsionnyh
a" tekhnologij v docshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenijah [The use of in-
'S? £
formation technologies in preschool educational institutions]. Regional'nyj centr ocenki kachestva obrazovaniya i informacionnyh texnologij, St. Peters-
^ burg, 88 p. (In Russian).
11. Vasilyeva V.S. (2016), Nauchno-teoreticheskie osnovy koncepcii
razvitiya kommunikativnoj kompetencii pedagogov doshkol'nyh obra-
zovatel'nyh organizacij [Scientific and theoretical bases of the concept of
development of communicative competence of teachers of preschool educate
tional organizations]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, 11, Cc 186-191. (In Russian). |
12. Balobanova V.P., Bogdanova L.G., Venediktova L.V. (2001), ll
Diagnostika narucshenij rechi u detej i organizatsija logopedicheskoj raboty s
e
v usloviyah docshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija [Diagnosis of t
s
speech disorders in children and organization of speech therapy in preschool TO
e
educational institutions]. Izdatel'stvo "Detstvo-Press", St. Petersburg, 240 p. u
e
(In Russian). o
i n'
i o t
o n
Ï3-
e ^
P
a n
d
n n
n
e
t
d e
e e
h
o
e
n
o e
to
TO
a
n
TO
S
TO
o
o
o
s g
TO
a v
vko n le el
a
v le
is
£