Научная статья на тему 'ТЕАТРАЛИЗОВННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ТЕАТРАЛИЗОВННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
8
Поделиться
Ключевые слова
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / THEATRICAL ACTIVITY / SPEECH THERAPY CORRECTION / PRESCHOOLERS / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / COHERENT SPEECH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Привалова Ольга Алексеевна

В статье показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе логопедической коррекции нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты экспериментального изучения особенностей связной речи у дошкольников с ОНР по сравнению с группой детей с нормативным речевым развитием. В качестве эффективного технологического ресурса коррекции нарушений связной речи определена театрализованная деятельность.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Привалова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THEATER ACTIVITIES IN THE LOGOPEDIC CORRECTION OF CONNECTED SPEECH DISABILITIES OF PRE-SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL DISABILITY

The article shows the relevance of the use of theatrical activity in the process of speech therapy correction of disorders of coherent speech of preschool children with General underdevelopment of speech. The results of an experimental study of the features of coherent speech in preschool children with ONR compared with a group of children with normative speech development are presented. As an effective technological resource for correction of connected speech disorders, theatrical activity is defined.

Текст научной работы на тему «ТЕАТРАЛИЗОВННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

2. Елленберг Джордан. Як школи не помилятися. Сила математичного мислення. - К.: Наш формат, 2018. - 408 с.

3. Родипна 1.В. Гумашзащя i гумаштаризащя природничо-науково! освт школярiв: Автореф. дис...канд. пед.наук. 13.00.01 - Луганський нащональний пед.ун-т iм.. Шевченка, Луганськ, 2000. - 20 с.

4. Шкильменская Н.А. Гуманитарный потенциал курса алгебры и начал анализа профильной школы. Модель, принципы и особенности реализации: монография. - Архангельск: Поморский университет. - 2007.

5. Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. - 160 с.

Педагогика

УДК 372.2.01

магистрантка III курса Привалова Ольга Алексеевна

Нижегородский государственный университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ТЕАТРАЛИЗОВННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе логопедической коррекции нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты экспериментального изучения особенностей связной речи у дошкольников с ОНР по сравнению с группой детей с нормативным речевым развитием. В качестве эффективного технологического ресурса коррекции нарушений связной речи определена театрализованная деятельность.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, логопедическая коррекция, дошкольники, общее недоразвитие речи, связная речь.

Annotation. The article shows the relevance of the use of theatrical activity in the process of speech therapy correction of disorders of coherent speech of preschool children with General underdevelopment of speech. The results of an experimental study of the features of coherent speech in preschool children with ONR compared with a group of children with normative speech development are presented. As an effective technological resource for correction of connected speech disorders, theatrical activity is defined.

Keywords: theatrical activity, speech therapy correction, preschoolers, General underdevelopment of speech, coherent speech.

Введение. В рамках дошкольного образовательного учреждения у детей развивают различные наклонности и способности, при этом особо внимание уделяется способности владеть речью. Именно поэтому основу всей системы воспитания в детском саду составляет систематическое обучение речи, а также методическое развитие речи и языка. Развитие связной речь происходит как бы параллельно с умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия, наблюдательности. Более того, можно говорить о взаимозависимости все вышеперечисленных процессов. Дело в том, что для того, чтобы ребенок мог хорошо и связно рассказывать о чем-нибудь, необходимо чтобы он имел ясное представление об объекте рассказа, умел анализировать, отбирать основные свойства и качества, а также устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Изложение основного материала статьи. Дети, как правило, прежде переходят к связному предложению в рассказах, которые имеют спокойный и повествовательный характер. В процессе передачи событий, которые вызывают яркие эмоциональные переживания, дети дольше задерживаются на ситуативно-экспрессивном изложении. Все это в целом ведет к тому, что в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня развития. Дети более точно начинают отвечать на вопросы, при этом их ответы могут быть краткими или развернутыми.

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается умение оценивать высказывание и ответы товарищей, дополнять их или исправлять [11. На 6-ом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Вместе с тем, дети все также нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Более того, авторы отмечают, что у детей этой возрастной группы умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям развито недостаточно.

Значительные сложности в овладении навыками связной речи наблюдаются у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). У дошкольников ограничены представления об окружающем мире, отмечаются бедный словарный запас, грамматически неправильно оформлена речь. Отмечается недостаточная сформированность прoизносительной и семантической сторон речи. Обнаруживаются трудности в oтборе лексических средств, в способах выражения, лексико-грамматическом структурировании, в реализации замысла высказываний, в нарушении связности, последовательности изложения, в построении, удержании в памяти программ внутренней речи [2].

В настоящее время, применение здоровьесберегающих технологий, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Одним из эффективных средств коррекции нарушений связной монологической и диалогической речи дошкольников с ОНР служит театрализованная деятельность. Коррекционный процесс нарушений связной речи дошкольников с ОНР будет проходить успешнее, если будет организованна систематическая работа с использованием театрализованной деятельности посредством принципа концентрического наращивания материала по всем изучаемым лексическим темам.

Принимая участие в театрализованных играх, дошкольники отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это словесное творчество является нужным и понятным самим дошкольникам. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно театрализованная игра, которая основан на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Для диагностики состояния связной речи дошкольников с ОНР III уровня и дошкольников с нормой речевого развития, нами было проведено экспериментальное исследование на базе МАДОУ «Детский сад №35» г.Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 40 дошкольников с ОНР III уровня, а также 40 дошкольников с нормой речевого развития. Для диагностики нами была использована комплексная программа выявления состояния связной речи Воробьевой В.К. [2]. Программа изучения состояния связной речи Воробьевой В.К. позволяет получить более полное представление о состоянии связной речи у дошкольников с ОНР с опорой на принцип динамического системно-структурного подхода, который наиболее полно отвечает современным представлениям о связной речи как о поэтапно формирующейся в ходе обучения, развития детей речемыслительной деятельности.

По итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о наличии низкого уровня развития логичности и последовательности связной речи у дошкольников с ОНР III уровня по сравнению с дошкольниками с нормой речевого развития. Старшим дошкольникам с ОНР III уровня необходима логопедическая коррекция нарушений связной речи средствами театрализованной деятельности.

На основе теоретического анализа исследуемой проблемы и результатов констатирующего эксперимента, которые показали преобладание низкого уровня развития связной речи у дошкольников с ОНР III уровня, была разработана программа формирующего эксперимента.

Программа состоит из трех этапов:

I этап (сентябрь - октябрь) - диагностика развития связной речи; развитие диалогической и монологической речи; составление простых предложений по вопросам.

II этап (ноябрь - февраль) - развитие диалогического общения: умение слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие с ровесниками.

III этап (март - май) - развитие самостоятельной связной речи детей: совершенствование навыка связного, последовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умению передавать диалог действующих лиц; контрольный эксперимент.

На формирующем этапе исследования нами была проведена комплексная работа по коррекции связной речи у дошкольников с ОНР с использованием элементов театрализованной деятельности, которые оказывают положительное влияние на развитие связной речи, у дошкольников наблюдается значительное повышение речевой активности, коммуникативной направленности речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами, использование их в практике общения.

В формирующем эксперименте приняли участие 20 дошкольников с ОНР III уровня, занятия с которыми проводились по разработанной программе посредством театрализованной деятельности и 20 дошкольников с ОНР III уровня, которые занимались по традиционной программе.

Элементы театрализованной деятельности нами были использованы на всех видах логопедических занятий, и в ходе режимных моментов. Главной целью использования элементов театрализованной деятельности на логопедических занятиях было создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР III уровня и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Успех коррекционной работы логопедической работы с дошкольниками зависит от взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя. Совместная коррекционно-логопедическая работа логопеда и воспитателя осуществляется следующим образом [3]:

1. Логопед формирует у дошкольников с ОНР III уровня первичные речевые навыки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Воспитатель закрепляет сформированные навыки.

В своей работе воспитатель руководствуется дидактическими принципами: системности, доступности, наглядности, последовательности.

Совместно воспитатель и логопед оформляют родительский уголок с рекомендациями для родителей по изучению определенной лексической темы, то есть показывают, как по этой теме они могут в домашних условиях самостоятельно пополнить словарный запас, провести дидактические игры, сделать аппликации, составить рассказ [4].

Одним из важных условий правильной организации коррекционной работы явился факт учета особенностей психического здоровья дошкольников. В связи с этим, при планировании занятий, логопедом были учтены объем и характер материала, необходимость чередования относительно сложных и легких заданий, а также смена видов деятельности детей в процессе занятия [5].

Всего было проведено 12 занятий, они проходили в дневное время. Занятия проводились группой. Длительность одного занятия составляла - 25 мин. Занятия проводились 1 раз в неделю.

В коррекционной работе нами были использованы игры и упражнения на развитие правильной артикуляции, развитие дыхания и свободы речевого аппарата, четкой дикции, разнообразной интонации. Каждое занятие начиналось с артикуляционной гимнастики, которая воплощалась в театральной форме: «Покажите, как волк скалит зубы», «Как облизывается кошечка», «Как тянет свой хобот слонёнок», «Как хомячок надувает щёчки».

Большое внимание на логопедических занятиях отводится упражнениям на развитие дыхания, формированию длительного вдоха, целенаправленной воздушной струи. Здесь не обходится без театрализованной игры: «Дети, вы добрый ветерок, который спасёт колобка от медведя». Были также использованы упражнения для развития у дошкольников мимики, жестов с элементами пантомимы. Очень важно было научить дошкольников передавать страх, радость, удивление.

В ходе формирующего эксперимента нами была проведена целенаправленная обучающая работа, во время которой дошкольники с ОНР III уровня занимались с большим интересом, старались быть активными.

После проведения формирующего эксперимента, нами был проведён контрольный эксперимент. На контрольном этапе исследования по методике «Выявление состояния связной речи» (В.К. Воробьевой), было выявлено, что в экспериментальной группе у большинства дошкольников с ОНР III уровня наблюдается средний уровень развития связной речи.

На контрольном этапе у 72,5% дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы наблюдается средний уровень развития связной речи, у 27,5% дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы наблюдается уровень развития связной речи ниже среднего. 40% дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы после проведения программы формирующего эксперимента показали высокий уровень умения составлять предложения по подробному пересказу текста, у 40% дошкольников с ОНР III

уровня экспериментальной группы наблюдается средний уровень умения составлять предложения по подробному пересказу текста 20% дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы показали уровень ниже среднего.

На контрольном этапе у 95% дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы наблюдается средний уровень умения составить рассказ по сюжетным картинкам, 5% дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы показали уровень ниже среднего.

Выводы. На формирующем этапе исследования была разработана и апробирована программа логопедической работы по коррекции связной речи у дошкольников с ОНР с использованием элементов театрализованной деятельности. В ходе формирующего эксперимента строилась коррекционная работа с детьми экспериментальной группы. Для коррекции связной речи у дошкольников с ОНР использовались логопедические занятия. Всего было проведено 14 занятий для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, они проходили в дневное время. Занятия проводились группой. В логопедические занятия были включены элементы театрализованной деятельности, направленные на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. На контрольном этапе исследования по методике «Выявление состояния связной речи» (В.К. Воробьевой), было выявлено, что в экспериментальной группе у большинства детей наблюдается средний уровень развития связной речи.

Таким образом, проведение комплекса логопедических занятий положительно сказалось на успешности выполнения данных заданий: большинство детей экспериментальной группы показали средний уровень. Следовательно, коррекционная работа по развитию связной речи у детей с ОНР оказалась эффективной.

Литература:

1. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. М.: МПСИ, 2012. - 248 с.

2. Воробьева, В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. М.: Сфера, 2009. - 324 с.

3. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2006. — 420 с.

4. Жукова Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.

5. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 624 с.

Педагогика

УДК: 371

кандидат педагогических наук, доцент Романова Галина Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); кандидат педагогических наук Штанько Ирина Вениаминовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Аннотация. В статье раскрываются проблемы работы современного педагога дополнительного образования с детьми, имеющими ограниченные особенности здоровья. На основе выявленных профессиональных запросов в этой области представляется программа повышения квалификации и реализация модуля «Работа с детьми ОВЗ в системе дополнительного образования детей». Подробно представлена технология разработки адаптивной дополнительной программы на основе персональных характеристик детей разных возрастов с различными нарушениями.

Ключевые слова: дети с ОВЗ; «доступная среда»; программа повышения квалификации; интерактивные практические задания; воркшоп; адаптированная дополнительная общеразвивающая программа; научно-методическая деятельность.

Annotation. The article reveals the problems of the modern teacher of additional education with children of ovz. On the basis of the identified professional needs in this area, the program of training and implementation of the module «work with children in the system of additional education of children.» The technology of development of an adaptive additional program based on the personal characteristics of children of different ages with various disabilities is presented in detail.

Keywords: children with disabilities, «accessible environment; training program; interactive practical tasks; workshop; adapted additional General development program; scientific and methodological activities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Проблема интеграции детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в социокультурное пространство современного детства в последнее время является все более актуальной, государственные указы и нормативные документы включают в себя вопросы организации «доступной среды». Изменения, которые стремительно происходят в современной России, касаются всех сфер жизнедеятельности общества, соответственно они напрямую затрагивают и все уровни образования. Важным и приоритетным направлением усовершенствования современного дополнительного образования выступает инклюзивное образование.

В соответствии с требованиями к организации образовательного процесса в образовательных организациях рекомендуется создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Образование сегодня должно быть доступно каждому независимо от состояния физического или умственного здоровья.

Изложение основного материала статьи. Бесспорно, создание безбарьерной среды жизнедеятельности для проживания, транспортировки, образования, медицинского обслуживания является архиважной для вхождения детей с ОВЗ в общество.