2. Бжезинский З. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис: [16+] / пер. с англ. М.Н. Десятовой. - М.. - АСТ, 2014. - 287 с.
3. Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И. 2003.
4. Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. - М.: Весь мир, 2004.
5. Гуревич П.С. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М. 1996
6. Культурология: Словарь / А.И. Кравченко. - М.: Акад. проект, 2000. - 670
7. Нейчман Б. «Четвертый мир»: нации против государств // Глобализация.Контуры XXI в. М., 2002. Т. III. С. 53.
8. Словарь по этике / Под ред. А. Гусейнова и И. Кона. М.: Политиздат, 1989. С. 278.
9. Солоницына А. Профессиональная этика и этикет. Учебник. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2005. С. 9.
10. Степнов П. Этические нормы государственных служащих. Социально-философский аспект. М., 2000. С. 51.
11. Тетерина Е.А. Культурология / Е.А. Тетерина. Терминологический словарь. - Пенза: Изд. ПГУ, 2008.
12. Шувалова Н. Административная этика. Учебно-методическое пособие. М.: РАГС, 2010. С. 19.
Педагогика
УДК 372.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студентка 2 курса магистратуры Кузнецова Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ
СКАЗКИ
Аннотация. Статья посвящена изучению возможности использования сказки в коррекции нарушений связной речи у дошкольников с ОНР. На основе анализа специальной литературы рассмотрены формы проведения интегрированных занятий на основе сказок и их значение в логопедической работе с дошкольниками с ОНР. Представлены наиболее известные и апробированные на практике методики проведения коррекционных занятий на основе различных видов сказок.
Ключевые слова: сказка, логосказки, логосказки-тренинги, дидактические сказки, интегрированные занятия, связная речь, связное высказывание.
Annotation. The article is devoted to the study of the possibility of using fairy tales in the correction of coherent speech disorders in preschool children with ONR. Based on the analysis of special literature, the forms of conducting integrated classes based on fairy tales and their significance in speech therapy work with preschool children with ONR are considered. The most famous and approved in practice methods of conducting remedial classes based on various types of fairy tales are presented.
Keywords: fairy tale, logo fairy tales, training fairy tales, didactic fairy tales, integrated classes, connected speech, coherent utterance.
Введение. Одной из главных задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является развитие у них связной речи. Это необходимо как для более эффективного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.
Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является достаточный уровень сформированности связной речи, который позволяет ребенку успешно усваивать знания и развивать логическое мышление, творческие способности и другие стороны психической деятельности.
Умение связно передавать свои мысли является главным показателем владения родным языком. Создание развернутого связного высказывания представляет собой процесс, требующий сосредоточенности и собранности говорящего ребенка, хорошей подготовки, значительных речевых, логических и композиционных навыков.
Изложение основного материала статьи. Способность четко и точно, и вместе с тем логически связно излагать свои мысли или пересказать текст, оказывает влияние не только на речевое, но и на эстетическое развитие ребенка: во время пересказа какого-либо текста или создания своего рассказа ребенок использует метафоры, образы, взятые им из художественных произведений. Умение связно рассказывать помогает дошкольнику наладить общение со сверстниками, преодолевать застенчивость, развивает в нем уверенность в своих силах. Л.С. Выготский подчеркивает, что связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности, которая указывает на уровень речевого и умственного развития ребенка [2]. В связной речи передается умение мыслить последовательно и логично, объективно передать воспринимаемую информацию в виде четкой и правильно поставленной речи. По умению ребенка строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Уровень владения связной речью оказывает важнейшее влияние на дальнейшее обучение ребенка грамоте. Восприятие и передача текстовых учебных материалов, умение давать четкие и развернутые ответы на вопросы, последовательно излагать свои мысли и другие обязательные учебные действия требуют необходимого и достаточного уровня развития связной речи. Умение интересно и связно рассказать о каком-либо событии развивает у ребенка коммуникативные навыки, способствует быстрой адаптации к новой для него обстановке. По мнению А.Н. Гвоздева связная речь - это развернутое изложение определенного речевого материала, которое осуществляется грамматически правильно, логично, последовательно, и обеспечивает общение и взаимопонимание. В данной связи основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника [3].
Ребенок с нормативным речевым развитием примерно к 6-7 годам должен овладеть основными компонентами родного языка - связной речью, уметь последовательно излагать свои мысли, конструировать развернутые высказывания, без труда пересказывать небольшие по объему тексты, владеть навыком составления рассказа-описания по серии картинок. Кроме того, у ребенка в этом возрасте должно быть поставлено правильное звукопроизношение, умение воспроизводить многосложные слова.
У детей с общим недоразвитием речи основные речевые навыки к периоду школьного обучения оказываются не сформированы. Нарушение связной речи выражается в разной степени: от полной неспособности соединять слова в предложения до развернутой речи с фонетико-фонематическим или лексико-грамматическим недоразвитием. Но в любом случае в той или иной степени страдают все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Словарь дошкольников с ОНР ограничен и отстает от возрастной нормы не только по качественным, но и по количественным характеристикам. Таким образом, общее недоразвитие речи - это замедленный и неравномерный процесс овладения языковыми инструментами родного языка [3].
Как считает Т.Б. Филичева, у дошкольников с ОНР очень медленно развиваются и закрепляются речевые формы, отсутствует инициативность в речи, при этом у большинства диагностируется явное фонетическое недоразвитие, в речи преобладают существительные, неразвита глагольная лексика, недостаточно слов, обозначающих признаки предметов и отношения, общая речевая активность заметно снижена [11].
Имея достаточно развитый словарный запас для конструирования собственных высказываний, дошкольники с ОНР с трудом идут на контакт с окружающими и сверстниками, практически лишены возможности словесной коммуникации, поскольку усвоенные ими речевые формы не рассчитаны на полное удовлетворение потребности в общении. Выраженные отклонения в процессе онтогенеза, обусловленные непосредственно характером речевых нарушений, препятствуют полноценному и своевременному развитию речевого общения, которое развивается у дошкольников с ОНР значительно позднее, чем у детей с нормативным речевым развитием и обусловлено, в основном их физиологическими потребностями.
Обучение связной речи детей с ОНР занимает одно из важных мест в коррекционной педагогике. Процесс формирования связной речи осуществляется как во время разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим явлениями, так и на специальных коррекционно-логопедических занятиях.
В настоящее время в коррекционных группах детских садов существует тенденция к увеличению количества времени, отводимого исключительно на образовательную деятельность, при этом имеющую не всегда нужное и полезное содержание. Данную проблему возможно разрешить посредством применения интегрированных образовательных технологий. В этом случае решается сразу несколько задач по развитию и коррекции речи детей, например, возможность решать одновременно несколько видов задач, при этом освобождается время для организации игровой деятельности, музыкальных занятий, занятий спортом и др. В особенности это актуально для дошкольников с ОНР, поскольку большинство из них имеют синдром дефицита внимания и отличаются гиперактивностью [8].
В интегрированных занятиях в тесной взаимосвязи используются знания из самых разных образовательных областей, при этом взаимодополняя друг друга. В данной связи интегрированная образовательная деятельность является для дошкольников с ОНР более актуальной и значимой, так как способствует развитию у них целостного представление о мире как взаимосвязанной и единой системе.
Использование сразу нескольких видов деятельности, например, речевой, изобразительной, театральной, музыкальной и др. дают возможность дошкольникам с ОНР реализовать свой творческий потенциал, коммуникативные навыки, побуждают детей с ОНР делиться друг с другом впечатлениями, свободно высказываться, у них развивается речевая активность и познавательный интерес, поскольку в рамках интегрированных занятий любая тема требует от детей активизации опыта из практической деятельности. В процессе таких занятий у дошкольников обогащается словарный запас, уточняются навыки грамматического конструирования высказывания, развивается поисковый и творческий интерес. Методы проведения интегрированных занятий для коррекции связной речи детей с ОНР могут быть самыми различными. В данной связи одним из эффективных и универсальных методов формирования связной речи дошкольников с ОНР является использование сказок в системе интегрированных занятий.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что занятия с использованием сказок являются одними из основных в общей системе коррекции нарушений речи у дошкольников, так как именно сказка обеспечивает всестороннее и комплексное воздействие на речевую деятельность ребенка и в этом состоит ее основное отличие от других различных методов [6].
В работе с детьми с ОНР традиционно используется большое количество сказок самой различной тематики. Например, дидактические сказки придумывают сами педагоги для обеспечения соответствующего настроя детей к учебным занятиям. Данный вид сказок в понятной детям метафорической форме передает учебный материал, а также дидактические задания и инструкции. Другой вид сказок - психокоррекционные, которые сочиняют психотерапевты, психологи, сами родители и педагоги. В таких сказках фиксируются проблемные аспекты развития детей с ОНР: поведенческие, речевые и эмоциональные затруднения, тревоги, страхи, различные комплексы, трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Относительно новый вид сказок - это логосказки, относятся к инновационным педагогическим технологиям. Такие сказки имеют определенную грамматическую и лексическую основу, направлены на постановку звуков и автоматизацию их в речи, развивают фонематический слух, процессы словообразования и словоизменения, развивают у детей с ОНР связную речь. Коррекционное воздействие при этом осуществляется в сказочной игровой форме и является наиболее целенаправленным и всестороннем.
При работе с дошкольниками с ОНР М. А. Паваляева использует специальную серию авторских сказок под названием «Сказки Тихого Дона». Автор отмечает, что преимущество использования сказок неоспоримо в коррекционно-логопедической работе: обогащается активный словарь, осуществляется работа над автоматизацией поставленных звуков и использование их в самостоятельной речи. Содержание сказок учат детей правильно конструировать диалоги, положительно влияют на развитие логичной и связной речи. Игры-драматизации и театрализованные постановки на основе сказок способствуют развитию формированию просодической стороны речи: силы и тембра голоса, темпа и ритма речи, выразительности и интонационной окрашенности высказывания. М.А. Паваляева подчеркивает, что образование слов, словосочетаний и
предложений станет для детей с ОНР намного увлекательнее, если для этого использовать материал на основе сказок [9].
Н.А. Погосова составила сборник для коррекционных занятий с детьми с речевыми нарушениями, используя в качестве основы программу «Погружение в сказку». В данной программе сказку автор использует для формирования у детей с ОНР лексико-грамматического строя, звукопроизношения и связной речи [10].
Н.В. Нищева предлагает другую, не менее эффективную методику работы с детьми с ОНР, основанную на авторских сказках. Ее пособие «Развивающие сказки» предназначено для детей 5-7 лет с различными нарушениями речи. На основе определенного сказочного сюжета, автором созданы дидактические игры для знакомства детей с окружающим миром, кроме того, в пособии предлагаются многочисленные упражнения для формирования грамматики и звукопроизношения, игровые задания для развития восприятия, слухового и зрительного внимания, связной речи [8].
Логопеды О.Г. Ивановская, Е.А. Петрова и С.Ф. Савченко разработали несколько способов работы со сказкой в соответствие с возрастными особенностями дошкольников с ОНР, используя в качестве основы хорошо знакомые всем русские народные сказки «репка», «Гуси-Лебеди», «Колобок» и др. Игры и задания, представленные данными авторами, включают в себя подробное знакомство детей со сказкой, проведение анализа сказки и закрепление ее содержания [7]. Такой метод помогает формированию ведущих психических функций у дошкольников с ОНР, обеспечивает творческий подход к выполнению заданий. Разработки данных авторов позволяют организовать разнообразную деятельность детей, в том числе постановку сказки с использованием костюмов ее персонажей, пересказ сказки с показом главных героев на фланелеграфе, показ сказки в теневом театре с использованием контурных изображений, изготовление сказочных персонажей в технике оригами, выполнение нестандартных дидактических игр и заданий. Логопедические сказки, кроме всего перечисленного, развивают полисенсорность, т.е. «сказка» плюс «предметная деятельность», графические навыки и мелкую моторику.
Ребенок, пересказывая или сочиняя сказку, максимально включает в речь синтаксические, грамматические и лексические ресурсы, у него начинают активно развиваться основные характеристики связной речи - выразительность, логичность и последовательность. Как подчеркивает Е.В. Жулина, принимая во внимание психолого-физиологические особенности дошкольников с ОНР, наиболее эффективны в плане коррекции будут являться русские народные сказки. В некоторых случаях, как считает автор, статичность характеров, недостаточная динамика и «психологичность» текста можно отнести даже к достоинствам, нежели к недостаткам. Кроме этого, метафоричность и символичность русских народных сказок способствуют развитию насыщенности и выразительности речи [4].
Авторские сказки учителей- логопедов Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской - это логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями. Авторы ставят лексико-грамматические задачи: обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий [1].
Для коррекционной работы с детьми с ОНР Е.В. Жулина подчеркивает эффективность использования русского фольклора, где учтена специфика этнической среды [5].
Как считает А.М. Поваляева, материал на основе сказок для коррекционных занятий следует выбирать, руководствуясь возрастом детей, только тогда ребенок, наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка близка и интересна дошкольникам, вызывает эмоциональный отклик, развивает воображение, мышление, речь, дает образцы русского литературного языка. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, повышается эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал [9].
Структура логопедических занятий с использованием сказок строится в большинстве случаев по следующей схеме: «слушаем, рассказываем, сопереживаем и сами сочиняем сказку». Самое сложное для детей в данной схеме - это самостоятельное сочинение сказок, которое необходимо для развития связной монологической речи для последующего перехода дошкольников к новой для них, учебной деятельности.
Формы работы со сказкой для развития связной речи детей с ОНР весьма разнообразны: это может быть и рассказ новой либо пересказ уже знакомой сказки (групповой, индивидуальный, от 1-го или 3-го лица); придумывание продолжения или концовки известной сказки; самостоятельное составление сказки по сюжетным картинкам или на заданную тему с опорой на иллюстрированный материал; групповое или индивидуальное сочинение сказки; сопоставление сказочных персонажей или нескольких известных сказок, их обсуждение; рассматривание и комментирование сказочных иллюстраций; выбор любимого сказочного героя; выбор и обсуждение самой смешной сказки или отдельной части из сказки; беседы в форме игры с персонажами из сказок; театрализованные игры, игры-драматизации; организация кукольного театра; рисование сюжета или персонажей из сказки и т.п.
Для увеличения мотивации детей и создания творческой атмосферы на коррекционных занятиях, необходимо творчески подходить к выбору сказочных произведений. Часто дошкольникам предлагается изменить по своему усмотрению ход сюжета: с помощью «волшебной палочки» придумывать окончание сказки, вводить новые сюжетные ситуации, смешивать сюжеты нескольких сказок в один, изменять характеристики героев - из плохих делать хороших и т.п. Для активизации речевой деятельности дошкольников с ОНР педагог предлагает придумать и задать какой-либо шуточный вопрос героям сказки, послать им воображаемую телеграмму или написать письмо, самостоятельно подобрать поговорку или пословицу к данной сказке, изменить или придумать совершенно новое название уже известной сказки и др. [3].
По мнению О.Г. Ивановской, сказка при работе с детьми с ОНР должна обязательно быть одушевленной, зримой, для чего необходимо использовать наглядный материал, например, сюжетные картинки, настольно-печатные пособия, небольшие макеты из подручных материалов, фланелеграф, карточки с графическими изображениями или символами, мягкие игрушки, перчатки с наклеенными персонажами сказки, элементы кукольного театра и др. Кроме того, для большей красочности и наглядности используются маски, объемные ширмы, теневой, картонный, кукольный театры и др. [7].
Выводы. Таким образом, интегрированные занятия на основе сказок являются действенным способом коррекции связной речи у дошкольников с ОНР. Занятия со сказкой расширяют кругозор, активизируют
словарный запас, развивают грамматический строй речи, повышают коммуникативную функцию речевой деятельности. Использование материала на основе сказок в логопедической практике существенно повышает уровень развития связности речи детей с ОНР, закрепляет у них представления об основных способах построения высказывания, что делает речь детей более развернутой, последовательной и логичной. Занятия с использованием сказок создают у детей положительный эмоциональный настрой, способствуют снятию напряжения, что в целом, повышает мотивацию дошкольников к обучению.
Литература:
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. - М.: Каро. - 2008 - 96 с.
2. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
4. Жулина Е.В., Лебедева И.В. Коррекция нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами авторской сказки / Е.В. Жулина, И.В. Лебедева // Вестник Мининского университета. 2019. № 63 (1). С. 111-115.
5. Жулина Е.В. Фольклор как средство коррекции отклоняющегося психического развития при задержке экспрессивной речи / Е.В. Жулина, М.В. Амосова // Вестник МГОУ. Сер.: Психологические науки. -2008. - № 3. - С. 135-141.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. -СПб., 2006. - 95 с.
7. Ивановская О.Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О.Г. Ивановская, Е.А. Петрова, С.Ф. Савченко. - СПб.: КАРО, 2008. - 186 с.
8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2010 - 143 с.
9. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказка о веселом Язычке / М.А. Поваляева, Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 80 с.
10. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей / Н.М. Погосова, Изд.: Речь, 2008. - 208 с.
11. Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 36-41.
Педагогика
УДК 372.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студентка 2 курса магистратуры Кузнецова Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье проведено исследование нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Изучены подходы к определению основных составляющих связного высказывания. На основе анализа специальной литературы раскрыты особенности нарушений связной речи, рассмотрены основные методики изучения состояния связной речи, представлены результаты исследования уровня развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: связная речь, связное высказывание, логическая последовательность высказывания, нарушение связной речи, сюжетные картинки, рассказ-описание.
Annotation. In the article, a study of violations of coherent speech in preschool children with a general underdevelopment of speech. The approaches to the definition of the main components of a coherent utterance are studied. On the basis of the analysis of the special literature, the peculiarities of violations of coherent speech are revealed, the main methods of studying the state of coherent speech are discussed, and the results of a study of the level of coherent speech in preschool children with general speech underdevelopment are presented.
Keywords: coherent speech, coherent utterance, logical sequence of utterances, violation of coherent speech, plot pictures, narrative description.
Введение. Рассматривая нарушения речевой деятельности у детей с ОНР необходимо отметить, что состояние связной речи у них значительно отличается от речи детей с нормативным речевым развитием. А.Н. Гвоздев к основным недостаткам относит следующие: трудности в конструировании высказывания; нарушение его логичности, последовательности и целостности, нежелание детей с ОНР вступать в диалог со взрослыми или сверстниками, узость активного словаря, несогласование частей речи [1].
По мнению ученого связная речь - это не только строго определенная последовательность связанных друг с другом мыслительных процессов, которые преобразовываются в соответствующие слова и правильно составленные фразы. Связная речь является совокупностью всех достижений ребенка к определенному возрасту в овладении родным языком, его грамматики, лексики и фонетики, а также словарного запаса. По тому, как ребенок может связно выразить свою мысль, можно судить об уровне его речевого развития [2].
К моменту поступления в школу уровень развития связной речи у детей с различными речевыми нарушениями существенно отстает от нормы, что препятствует полноценному освоению школьной программы. Низкий уровень сформированности речевой и коммуникативной компетенции, по мнению Е.В. Жулиной, который имеет место при речевых нарушениях, является причиной дальнейшей коммуникативной дезадаптации [4]. В данной связи правильно организованная и своевременная коррекция нарушений связной речи имеет первостепенное значение в общем комплексе коррекционно-логопедических мероприятий.