Научная статья на тему 'Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием информационно-компьютерных технологий'

Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием информационно-компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1142
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНИК / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ / LEXICO-GRAMMATICAL SYSTEM OF SPEECH / PRESCHOOL CHILD / COMPUTER TECHNOLOGIES / GAME-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмоилова Эльмира Зинюровна

В статье освещен вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи дошкольников с использованием информационно-компьютерных технологий. Инновационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения познавательно-речевого развития у дошкольников с нарушением речи включают в себя компьютерные технологии. Компьютерные технологии способствуют коррекции речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные возможности и минимум на 2-3 вида анализаторов дошкольников, что повлечет за собой формирование новых нейронных связей в коре головного мозга. В минимальные сроки коррекционной работы решаются максимально возможные задачи при одновременно усложняющемся их уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмоилова Эльмира Зинюровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF VIOLATIONS OF THE LEXICO-GRAMMARTIC SIDE OF SPEECH AT PRESCHOOLERS WITH COMMON INSECURITY OF SPEECH WITH THE USE OF INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES

The article deals with the issue of correction of the lexico-grammatical structure of speech of preschool children with the use of information and computer technologies. Innovative technologies of correctional and pedagogical support of cognitive-speech development in preschool children with speech impairment include computer technologies. Computer technologies contribute to the correction of speech and personality disorders with reliance on compensatory capabilities and at least 2-3 types of preschoolers, which will entail the formation of new neural connections in the cerebral cortex. In the shortest possible time for corrective work, the maximum possible tasks are solved with a simultaneously more complicated level.

Текст научной работы на тему «Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием информационно-компьютерных технологий»

Здесь можно использовать прием "множественный выбор", когда требуется заполнить пропуск в предложении, выбрав один из нескольких вариантов. Продукция предполагает самостоятельное использование грамматических форм при выполнении задания на заполнение пропусков.

В заключение следует подчеркнуть, что, поскольку в процессе обучения используется коммуникативный подход, то отмеченное ранее единство обучения и контроля требует коммуникативной направленности тестовых заданий. Не рекомендуется использовать формальных заданий типа "употребите в следующих предложениях вопросительную форму", "замените отрицательную форму на вопросительную", "составьте предложения из следующих слов ". Можно дать задания, действительно мотивирующие речевую деятельность. Например, предложить заполнить пропущенную реплику в диалоге. Учащимся дается задание уточнить информацию, употребив слово 'really', при этом будет использована вопросительная форма, а вопрос будет звучать как в реальной жизни.

Выводы. Лингводидактическое тестирование в начальной школе имеет свою специфику, связанную с возрастом учащихся младшего школьного возраста. Процедура тестирования должна быть тщательно продумана и разработана, чтобы исключить у детей отрицательные эмоции и предложить им интересные и посильные тестовые задания. Хотя тестовые занятия должны использоваться в обучении на уроке с целью овладения детьми технологией их выполнения, полезно разграничивать задания для итогового и текущего контроля, так как в ходе последнего может быть в полной мере реализована его обучающая функция. Качество тестовых заданий обеспечивается лингвистической и методической сторонами языкового и речевого тестирования.

Литература:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. - М: Изд-во ИКАР, 2008.

2. Иванова Л.Н., Иванова Е.А. Практикум по лингводидактическому тестированию в начальной школе. -Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2017.

3. Hughes A. Testing for Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press. 2009

Педагогика

УДК 372.2.01

магистрантка II курса Исмоилова Эльмира Зинюровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье освещен вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи дошкольников с использованием информационно-компьютерных технологий. Инновационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения познавательно-речевого развития у дошкольников с нарушением речи включают в себя компьютерные технологии. Компьютерные технологии способствуют коррекции речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные возможности и минимум на 2-3 вида анализаторов дошкольников, что повлечет за собой формирование новых нейронных связей в коре головного мозга. В минимальные сроки коррекционной работы решаются максимально возможные задачи при одновременно усложняющемся их уровне.

Ключевые слова: лексико-грамматический строй речи, дошкольник, компьютерные технологии, игра-презентация.

АппоШюп. The article deals with the issue of correction of the lexico-grammatical structure of speech of preschool children with the use of information and computer technologies. Innovative technologies of correctional and pedagogical support of cognitive-speech development in preschool children with speech impairment include computer technologies. Computer technologies contribute to the correction of speech and personality disorders with reliance on compensatory capabilities and at least 2-3 types of preschoolers, which will entail the formation of new neural connections in the cerebral cortex. In the shortest possible time for corrective work, the maximum possible tasks are solved with a simultaneously more complicated level.

Keywords: lexico-grammatical system of speech, preschool child, computer technologies, game-presentation.

Введение. Перспективным средством коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, которые имеют нарушения лексико-грамматической стороны речи, является информационные компьютерные технологии. Основой использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике представлен ряд базовых психолого-педагогических и методологических положений, разработанных рядом ученых, таких как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин. Ряд отечественных и зарубежных исследований по применению компьютера в процессе коррекционно-образовательного процесса убедительно доказывают и целесообразность этого, и использование особой роли компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Компьютер, действительно, обладая большим потенциалом игровых и обучающих возможностей, способствуют оказанию значительного воздействия на дошкольника. Лишь во взаимодействии логопеда, дошкольника и компьютера возможно достичь положительных результатов. Информационно-компьютерные технологии принадлежат к эффективным средствам обучения, которые все чаще применяются в специальной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии дошкольников с речевыми нарушениями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Изложение основного материала статьи. Состояние проблемы изучения нарушений лексико-грамматического строя речи и определения путей их коррекции у дошкольников с недоразвитием речи на сегодняшний день определяется общей направленностью комплекса лингвистических, психолого-педагогических и психолингвистических исследований. Поиски конкретных путей совершенствования

методов коррекционной работы, которые позволяют выявить резервы речемыслительных возможностей дошкольников данной категории и определить реальные средства их мобилизации, требуют выявления у них синтаксических представлений. Использование психолингвистического метода в рамках традиционного для логопедии психолого-педагогичексого пространства, предполагающего выявление и описание механизма формирования речеязыковых умений в онтогенезе и дизонтогенезе, дает возможность по-новому подойти к решению вопросов организации коррекционного обучения языку дошкольников с недоразвитием речи.

Развитие коррекционной и специальной логопедии неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников с различными видами отклонений, в частности, дошкольников с отклонениями в лексико-грамматическом строе с ОНР.

Информационно-компьютерные технологии, которые могли бы использоваться с дошкольниками 6-7 лет для развития лексико-грамматических категорий, не смотря на обилие развивающих игр, представлены в современной логопедии недостаточно. Это приводит к необходимости учителя-логопеда, создавать электронные пособия, которые могли бы соответствовать как возрасту дошкольников, так и конкретным коррекционно-образовательным задачам. Такую возможность предоставляет использование в работе программы Microsoft Office Power Point и анимационных приложений. Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель - логопед.

Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах. Внедрение эффективных методов и современных средств обучения дошкольников в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ. Не менее важным является проведение дальнейших педагогических исследований, направленных на уточнение методических приемов работы логопеда в условиях включения средств визуализации звучащей речи в обучении разных категорий дошкольников с отклонениями в речевом развитии, нуждающихся в коррекции нарушений произношения.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования дошкольников, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога. Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. Использование мультимедийных презентаций и имеет такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, мобильность, многофункциональность.

Эффективность применения ИКТ зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения всех детей, формирует мотивацию и психологический комфорт, благоприятствует развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляет свободу выбора форм и средств деятельности. Благодаря последовательному появлению изображений на экране дошкольники выполняют упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дошкольники получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Компьютерные технологии в работе с детьми дошкольного возраста позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте - самостоятельно приобретать новые знания, развивать познавательную, коммуникативную и другие виды деятельности, также расширяют словарный запас, улучшают речь.

Нами на этапе констатирующего эксперимента была использована педагогическая диагностика О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной для определения уровня развития речи детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали достаточно низкий уровень развития речи как в экспериментальной, так и в контрольной группе. В экспериментальной группе на высоком уровне не оказалось ни одного ребенка - 0%, на хорошем уровне - 27% детей, на уровне ниже среднего - 73%. В контрольной группе на высоком уровне также не было ни одного ребенка - 0%, на хорошем уровне оказались 38,5% детей, на уровне ниже среднего - 61,5%. Анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента поспособствовал сделать вывод о том, что не все дети справились с предложенными заданиями. В первой серии заданий, ориентированных на обследование словаря и грамматики, большую трудность вызвали задания, связанные с многозначными словами, с подбором антонимов и синонимов, образованием форм слов, обозначающих названия детенышей животных, с подбором однокоренных слов.

Качественный анализ результатов выполнения заданий детьми контрольной группы на этапе констатирующего эксперимента показал, что при выполнении заданий у детей также возникали трудности при выполнении аналогичных заданий, что и у детей экспериментальной группы. В результате на высоком уровне нет ни одного ребенка - 0%, на хорошем уровне оказались 38,5% детей, на уровне ниже среднего -61,5%.

Сравнительный анализ результатов обследования уровня развития речи у детей обеих групп показал, что на высоком уровне нет ни одного ребенка, ни в одной из групп. На хорошем уровне в контрольной группе оказалось больше детей - 38,5%, чем в экспериментальной - 27%. На уровне ниже среднего на начало экспериментальной работы оказалось большее количество детей экспериментальной группы - 73%, а в контрольной - 61,5%. Таким образом, перед началом проведения формирующего эксперимента, дети экспериментальной группы показывают достаточно низкий уровень развития речи, что требует проведения системы педагогической работы.

На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и апробирована система педагогической работы по использованию ИКТ в развитии речи детей 5-6 лет. Система работы включила в себя четыре раздела, в соответствии с основными направлениями речевого развития детей:

1 раздел - использование игр-презентаций в воспитании звуковой культуры речи;

2 раздел - использование игр-презентаций в развитии словаря;

3 раздел - использование игр-презентаций в формировании грамматического строя речи;

4 раздел - использование игр-презентаций в развитии связной речи.

В содержании каждого раздела нами были отобраны и систематизированы игры-презентации сделанные в программе Microsoft Power Point. Далее эти игры проводились с детьми 5-6 лет. Игры использовались как в

совместной деятельности воспитателя с детьми в свободное время, так и в непосредственной организованной деятельности на занятиях.

Количественный анализ данных в экспериментальной группе показал, что на высоком уровне развития речи оказалось 30,7% детей, на хорошем уровне - 53,8%, на уровне ниже среднего - 15,5%. Проведенное сравнение уровня развития речи детей экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента показало значительные положительные изменения в речи у воспитанников. Так на высоком уровне развития речи не было ни одного ребенка - 0%, а стало 8 человек - 30,7%, на хорошем уровне было 7 человек - 27%, а стало 14 человек - 53,8%, на уровне ниже среднего было 19 человек - 73%, а осталось 4 человека - 15,5%. Количественный анализ полученных данных в контрольной выявил, что на высоком уровне развития речи находится 11,5% детей, на хорошем уровне - 57,7%, на уровне ниже среднего - 30,8%. Сравнение уровня развития речи детей контрольной группы также выявил положительные изменения. Так на высоком уровне не было ни одного ребенка - 0%, а стало 3 человека - 11,5%, на хорошем уровне было 10 человек - 38,5%, а стало 15 человек - 57,7%, на уровне ниже среднего было 16 человек, а осталось 8 человек - 30,8%.

В результате сравнения уровня развития речи детей экспериментальной и контрольной групп на этапе контрольного эксперимента показал значительное преобладание в показателях экспериментальной группы. Так, на высоком уровне в экспериментальной группе оказалось 30,7% детей, а в контрольной - 11,5%, на хорошем уровне в экспериментальной группе - 53,8%, а в контрольной - 57,7%, на уровне ниже среднего в экспериментальной только 15,5%, а в контрольной - 30,8%. Проведенный сравнительный анализ уровня развития речи у детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения формирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе наблюдается выраженная положительная динамика в изменении уровня речевого развития по сравнению с контрольной группой.

Выводы. Процесс внедрения компьютерных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды ДОУ активно участвуют в процессе широкого использования информационно-компьютерных технологий в своей практической деятельности. Применение компьютеров в коррекционно-логопедической работе может позволить занятия с несколькими дошкольниками одновременно, используя при этом индивидуальный подход посредством вариативности задания, способствуя процессу активизации непроизвольного внимания, процессу повышения мотивации к обучению, процессу расширения возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач коррекционно-развивающего обучения на логопедических занятиях и оптимизации работы логопеда на занятиях.

Процесс использования различных образовательных средств информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении позволил нам решить ряд следующих задач:

1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.

2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач, т.е. применение полученных знаний на практике.

3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.

4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.

5. Восстановление знаний, умений и навыков.

6. Контроль и дифференцированное оценивание уровней знаний и умений.

Полученные результаты исследования позволили нам сделать вывод об эффективности использования ИКТ в развитии лексико-грамматического строя речи дошкольников.

Литература:

1. Белая, К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности. / К.Ю. Белая. // Современное дошкольное образование. - 2010. - № 4. - С. 14.

2. Бурачевская О.В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста [Гекст| // Актуальные задачи педагогики: Материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Молодой ученый, 2016. - С. 113-117.

3. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М.Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.

4. Комарова, Т.С. Информационно-компьютерные технологии в дошкольном образовании. / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов и др. - М.: Мозаика-синтез, 2011. - 128 с.

5. Ушакова, О.С. Методики обследования развития речи дошкольников: пособ. Для восп. Детского сада. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: РАО. - 1997. - 68 с.

6. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк / Д.Б. Эльконин - М.: Изд-во АПН СССР, 1958. - 115 с.

Педагогика

УДК 811.161.1. - 054.6

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного Карпеченкова Юлия Геннадьевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного Олейник Марина Анатольевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММЫ MY TEST X ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

РУССКИМ АФОРИЗМАМ

Аннотация. Настоящая статья посвящена особенностям работы над русскими афоризмами в иностранной аудитории, а также возможностям применения компьютерной обучающе-контролирующей программы My Test X при обучении русским крылатым выражениям и фразеологизмам иностранных учащихся на практических занятиях по русскому языку. В статье представлены типовые вариативные задания данной программы, разработанные и апробированные авторами.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, афоризмы, компьютерная программа, методика обучения, задания, эффективность.

Annotation. The given article is devoted to the description of the specifics of working at the Russian aphorisms in a foreign audience, and also to some ways of the using of a computer program My Test X in teaching Russian popular expressions and phraseological units of foreign students in practical Russian language classes. In the article the complex of typical variative exercises of the program is presented which were created and approved by the authors.

Keywords: Russian as a foreign, aphorisms, computer program, methods of teaching, quests, effectiveness.

Введение. Широкие возможности информационных технологий повсеместно используются в практике преподавания иностранных языков и активно внедряются в процесс обучения русскому языку как иностранному, в частности. Применение современных технологий позволяет и обучать, и контролировать, и, одновременно, экономить учебное время.

В работе с иностранными обучающимися актуальны электронные учебные пособия, презентации, аудио-и видеофайлы, компьютерные программы и всевозможные гаджеты, целью которых чаще всего является обучение грамматике и пополнение словарного запаса.

Осуществлению речевого развития иностранных обучающихся способствует изучение афоризмов, являющихся неотъемлемой составляющей современного русского языка. Коммуникативная ценность афоризмов заключается в возможности восприятия устной речи, адекватном осознавании, выделении мысли, умении строить диалогическую или монологическую речь, высказывать и аргументировать свою точку зрения, рассуждать. Методическая эффективность использования афористических единиц - крылатых выражений и фразеологизмов - в учебной практике РКИ обоснована в научных работах авторов настоящей статьи как с позиций лингвистики, так и других ориентиров (различие ценностных ориентаций, стереотипов культур, межкультурные коммуникации) [3; 4].

Изложение основного материала статьи. Важным вопросом остается эффективность внедрения афоризмов в процесс обучения, организация их усвоения, а также обеспечение обобщения и контроля степени владения афоризмами, что требует использования различных приемов семантизации, включения наглядности, языковых игр, затрат времени на проверку заданий и прослушивание продуцируемой речи.

Решением перечисленных выше проблем может быть обучающе-контролирующая программа компьютерного тестирования My Test X, используемая на занятиях по русскому языку для иностранных студентов факультета РКИ РГПУ им. А. И. Герцена, позволяющая экономить время и комплексно сочетать в себе различные виды речевой деятельности: аудирование, письмо, чтение. Программа My Test X содержит следующие виды заданий: перестановка букв; одиночный выбор; множественный выбор; указание порядка; часть изображения; сопоставление вариантов; подтверждение и опровержение высказывания; ручной ввод текста; ручной ввод числа. В задания можно включить аудио-, видеофайлы, фотоматериал, рисунки и символы [2].

Кроме того, возможности данной программы позволяют варьировать количество и тип заданий, давая возможность провести тестирование на любом этапе занятий по таким дисциплинам, как « Практикум по межкультурной коммуникации », «Практикум по культуре речевого развития» и др.

Если тестирование выполняется в обучающем режиме, то правильные варианты ответов показываются в ходе его выполнения, если режим контролирующий, то ознакомиться с результатами и подробным отчётом об ошибках можно после его завершения.

Обратимся к примерам. Для каждого типа задания представлено описание и фото экрана (screenshot) с программой в режиме My Test Editor (студенты выполняют в My Test Student), на котом виден тип задания, ограниченное время выполнения (в зависимости от объема и сложности) и содержание задания. Сложность каждого задания также может варьироваться (от 1 до 100 баллов).

1. Перестановка букв.

На выполнение данного типа задания отводится 15 секунд. Требуется составить из букв слово «фразеология». Цель данного задания - проверка знания терминологии, а также развитие языковой догадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.