Научная статья на тему 'Развитие речи детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи с использованием современных информационных технологий'

Развитие речи детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи с использованием современных информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
1129
170
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Вьюнова Екатерина Евгеньевна

В статье исследуются основные взгляды на исследования психологов и педагогов по проблеме нарушений в развитии речи у детей дошкольного возраста, определены виды речевых расстройств, уровни речевого недоразвития в современной логопедии. Рассмотрены основные направления коррекционной работы детей с нарушением речи с использованием информационные технологии. Признание психологами и педагогами особого значения дошкольного детства для становления личности определяют основные принципы воспитательно-образовательной работы с детьми этого возраста: дифференциальный подход к каждому ребенку, учет индивидуальных особенностей, своевременное выявление проблем в развитии и их коррекцию в сенситивные сроки. По различным данным количество детей, которые в силу неблагоприятных условий воспитания и обучения, соматической и нервно-психической ослабленности, имеют невыраженные отклонения в развитии и испытывают различные трудности в обучении, составляют от 20 до 60 % учащихся начальной школы (О.В. Защиринская, 1995), а в дошкольном возрасте, отклонения в нервно-психической сфере имеют 30-40 % детей (Л.Н. Винокуров, 1994, Е.А. Ямбург, 1997 и др.).[1] Р.Е. Левина в своих работ неоднократно отмечала особенности тяжёлых речевых расстройств детей дошкольного возраста. Она выделила категорию детей у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур[2]. Дети данной группы, с её точки зрения, показывают следующие речевые расстройства: в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух; недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем в связи с этим, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования; словарный запас значительно беде, отстает от возрастной нормы как по количественным, так и качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь. Более глубоко были изучены отдельные проявления речевой патологии детьми, разными авторами. Исследования Р.Е. Левиной (1959, 1961), Н. Трауготт (1940), В.К. Орфинской (1968), С.Н. Шаховской (1960), Р.И. Лалаевой (1999), Н.В. Серебряковой (1999) направлены на рассмотрение особенностей формирования лексико-грамматических средств языка. В работах Г.И. Жаренковой рассмотрены вопросы тяжелого недоразвитии речи (I, II уровне) влияющие на выраженные нарушения в понимании обращенной речи, а также грамматических форм. Установлена прямая зависимость между степенью сформированности речи и уровнем ее понимания (1961). В работах Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Г.А. Каше, О.Н. Усановой показано своеобразие слоговой структуры слов и произношения. Одним из средств коррекции нарушений речи являются компьютерные технологии. Компьютерные технологии активно внедряются в работу специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях. Использование компьютера в игровой и учебной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья рассматривается под углом зрения разработки новых обучающих программ и развивающих методик. Использование компьютера в обучении и воспитании детей с речевыми нарушениями, становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в России. Приоритетная задача применения компьютерных технологий в специальной педагогике и психологии состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания; создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. В специальном (коррекционном) образовании компьютерные технологии все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям детей средство обучения (A.B. Аграновский, И.В. Больших, B.C. Вальчук, Н.Т. Вальчук, E.JI. Гончарова, З.М. Кордун, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, О.Н. Лизунов, JI.P. Лизунова и др.). На данный момент разработано и много компьютерных программ, рассчитанных на детей дошкольного возраста. Данные программы нацелены на развитие внимания, памяти, мышления. Однако не все массовые компьютерные игры можно использовать для обучения детей в логопедических группах. Большинство из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. На данный момент необходимо создание компьютерных программ которые отвечали бы требованиям коррекционной педагогики. Альтернативой В данной случае может стать создание собственных слайд-фильмов, презентаций в программе Microsoft PowerPoint и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников. Процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала, и у детей быстро наступает утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Ситуация достижения цели, заложенная в игре дополнительно стимулирует ребенка к выполнению задания. Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения задания, а как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность. На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше. Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, занятия с использованием компьютера для дошкольников 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не может длиться дольше этого времени. Требования к интерфейсу программы должны соответствовать возрастным особенностям детей дошкольного возраста имеющим нарушения речи. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Умеренное использование спецэффектов будет повышает интерес, создавать положительный эмоциональный настрой. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занималось более одного ребенка. На подгрупповых и фронтальных занятиях лучше использовать мультимедийный проектор, большой телевизор и пр. У детей с системным недоразвитием речи помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы, имеются недостатки познавательной деятельности, недостаточный уровень развития словесно-логического мышления, вербальной памяти, внимания. Следовательно, в презентации необходимо включать упражнения, направленные на развитие грамматического строя, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха, профилактику нарушений письменной речи, а также развитие неречевых процессов. Предлагаемый лексический материал должен быть доступен как по семантике, так и по слоговой структуре. В каждое занятие нужно вводить упражнения, направленные на семантизацию. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и понастоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность игру. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Таким образом, применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Вьюнова Екатерина Евгеньевна,

Текст научной работы на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи с использованием современных информационных технологий»

Развитие речи детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи с использованием современных информационных технологий

Вьюнова Екатерина Евгеньевна

МБДОУ Детский сад № 59 г.

Химки

Ключевые слова:

Психолого-педагогические условия развития образовательного процесса

В статье исследуются основные взгляды на исследования психологов и педагогов по проблеме нарушений в развитии речи у детей дошкольного возраста, определены виды речевых расстройств, уровни речевого недоразвития в современной логопедии. Рассмотрены основные направления коррекционной работы детей с нарушением речи с использованием информационные технологии.

Признание психологами и педагогами особого значения дошкольного детства для становления личности определяют основные принципы воспитательно-образовательной работы с детьми этого возраста: дифференциальный подход к каждому ребенку, учет индивидуальных особенностей, своевременное выявление проблем в развитии и их коррекцию в сенситивные сроки.

По различным данным количество детей, которые в силу неблагоприятных условий воспитания и обучения, соматической и нервно-психической ослабленности, имеют невыраженные отклонения в развитии и испытывают различные трудности в обучении, составляют от 20 до 60 % учащихся начальной школы (О.В. Защиринская, 1995), а в дошкольном возрасте, отклонения в нервно-психической сфере имеют 30-40 % детей (Л.Н. Винокуров, 1994, Е.А. Ямбург, 1997 и

др.).[1]

Р.Е. Левина в своих работ неоднократно отмечала особенности тяжёлых речевых расстройств детей дошкольного возраста. Она выделила категорию детей у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур[2]. Дети данной группы, с её точки зрения, показывают следующие речевые расстройства:

- в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух;

- недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем в связи с этим, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования;

- словарный запас значительно беде, отстает от возрастной нормы как по количественным, так и качественным показателям;

- оказывается недоразвитой связная речь.

Более глубоко были изучены отдельные проявления речевой патологии детьми, разными авторами. Исследования Р.Е. Левиной (1959, 1961), Н. Трауготт (1940), В.К. Орфинской (1968), С.Н. Шаховской (1960), Р.И. Лалаевой (1999), Н.В. Серебряковой (1999) направлены на рассмотрение особенностей формирования лексико-грамматических средств языка.

В работах Г.И. Жаренковой рассмотрены вопросы тяжелого недоразвитии речи (I, II уровне) влияющие на выраженные нарушения в понимании обращенной речи, а также грамматических форм. Установлена прямая зависимость между степенью сформированности речи и уровнем ее понимания (1961). В работах Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Г.А. Каше, О.Н. Усановой показано своеобразие слоговой структуры слов и произношения.

Одним из средств коррекции нарушений речи являются компьютерные технологии.

Компьютерные технологии активно внедряются в работу специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях. Использование компьютера в игровой и учебной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья рассматривается под углом зрения разработки новых обучающих программ и развивающих методик.

Использование компьютера в обучении и воспитании детей с речевыми нарушениями, становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в России. Приоритетная задача применения компьютерных технологий в специальной педагогике и психологии состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания; создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. В специальном (коррекционном) образовании компьютерные технологии все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям детей средство обучения (A.B. Аграновский, И.В. Больших, B.C. Вальчук, Н.Т. Вальчук, E.JI. Гончарова, З.М. Кордун, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, О.Н. Лизунов, JI.P. Лизунова и др.).

На данный момент разработано и много компьютерных программ, рассчитанных на детей дошкольного возраста. Данные программы нацелены на развитие внимания, памяти, мышления. Однако не все массовые компьютерные игры можно использовать для обучения детей в логопедических группах. Большинство из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. На данный момент необходимо создание компьютерных программ которые отвечали бы требованиям коррекционной педагогики. Альтернативой В данной случае может стать создание собственных слайд-фильмов, презентаций в программе Microsoft PowerPoint и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников.

Процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала, и у детей быстро наступает утомление и пресыщение однообразной деятельностью.

Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Ситуация достижения цели, заложенная в игре дополнительно стимулирует ребенка к выполнению задания.

Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения задания, а как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.

На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.

Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, занятия с использованием компьютера для дошкольников 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр и обсуждение презентации не может длиться дольше этого времени.

Требования к интерфейсу программы должны соответствовать возрастным особенностям детей дошкольного возраста имеющим нарушения речи. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Умеренное использование спецэффектов будет повышает интерес, создавать положительный эмоциональный настрой. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занималось более одного ребенка. На подгрупповых и фронтальных занятиях лучше использовать мультимедийный проектор,

большой телевизор и пр.

У детей с системным недоразвитием речи помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы, имеются недостатки познавательной деятельности, недостаточный уровень развития словесно-логического мышления, вербальной памяти, внимания. Следовательно, в презентации необходимо включать упражнения, направленные на развитие грамматического строя, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха, профилактику нарушений письменной речи, а также развитие неречевых процессов. Предлагаемый лексический материал должен быть доступен как по семантике, так и по слоговой структуре. В каждое занятие нужно вводить упражнения, направленные на семантизацию.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность - игру.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Таким образом, применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Список литературы:

Х.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., Х994. — 96 с.

2.Левина Р.Е. Об изучении и обучении детей с глубокими растроствами речи // Психолого-педагогические проблемы восстановления речи при черепно-мозговых ранениях. - М.: Изв. АН РСФСР, - Х945. - Вып. 2. - С. Х2Х-Х28.

3.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. -М.: Просвещение. - Х968. - Х33 с.

4.Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 200Х. Х9Х с.