Научная статья на тему 'Использование инновационных информационных технологий при коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи'

Использование инновационных информационных технологий при коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1717
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лынская Марианна Ильинична

В статье рассматриваются возможности внедрения информационных технологий в коррекционно-педагогический процесс по преодолению общего недоразвития речи, а также представлена авторская компьютерная программа, направленная на формирование речи у неговорящих детей с алалией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лынская Марианна Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных информационных технологий при коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

I М.И. Лынская

Аннотация. В статье рассматриваются возможности внедрения информационных технологий в коррекционно-педагогический процесс по преодолению общего недоразвития речи, а также представлена авторская компьютерная программа, направленная на формирование речи у неговорящих детей с алалией.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, информационные технологии, электронные образовательные ресурсы, компьютерная программа.

Summary. The article discusses the opportunities for using information technology in the speech therapy of alalic children, and describes a software application developed by the author.

Keywords: information technology, interactive educational resources, general speech underdevelopment, alalia.

Одним из важнейших направлений исследований отечествен-80 ной и зарубежной специальной педагогики является разработка специальных средств обучения, необходимых для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, обусловленных нарушениями их развития.

Основная задача информатизации образования — индивидуализация процесса воспитания и обучения. Принципиальное новшество использования компьютера — интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения, что и обеспечивает качественную индивидуализацию обучения [2].

Компьютер дает уникальные возможности социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию,

позволяет расширить сферы будущей трудовой деятельности [3, 74-75]. При разумном и профессиональном использовании компьютерные игры могут существенно расширить сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности дошкольника [4]. Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррек-ционной программы, уровень подготовки детей и структуру нарушения [5, 99-104]. Многие исследователи [1; 4; 6, 89] указывают на то, что занятия на компьютере положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации. Все ведущие исследователи в области применения информационных технологий в образовательном процессе ука-

Содержание и технологии образования

зывают на их положительное влияние на познавательную мотивацию детей (Т.А. Никишина, И.Г Захарова, О.И. Кукушкина, Л.А. Лизунова, В.Н. Могилева и др.).

На основе применения компьютерных программ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями появляются новые возможности совершенствования педагогических систем коррекции общего недоразвития речи. Это обеспечивается системным, де-ятельностным подходом к разработке компьютерных программ, «полисенсорным воздействием, способствующим активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия; осуществлением интерактивного обучения; созданием психолого-педагогических условий развития положительной мотивации к проведению логопедических занятий» [1, 9].

Совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов, задействованных в процессе выполнения заданий компьютерных программ, повышают эффективность коррекции речевых расстройств. Использование компьютерных технологий позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиаль-ные условно-рефлекторные связи ЦНС. В результате этого у детей формируются речевые навыки, развивается контролирующая функция речи. Применение компьютерных программ позволяет учитывать особенности протекания некоторых психических процессов. Таким образом, применение компьютерных средств в процессе обучения детей с недоразвитием речи способствует улучшению памяти и внимания [1].

Для получения образования на базе компьютерных технологий необ-

ходимы три основных компонента: аппаратно-программный базис, подготовленный преподаватель и электронные учебные материалы — образовательные электронные издания и ресурсы. В настоящее время создано недостаточно электронных ресурсов для нужд специального образования, многие логопеды не вполне компетентны в сфере информатизации, они не обучены эффективно использовать аппаратные и программные средства. Представление информации с помощью компьютера и аудиовизуальных средств обладает рядом неоспоримых преимуществ перед традиционным обучением, среди которых можно указать обеспеченность наглядности обучения, когда средствами динамического показа можно представить быстротекущие процессы более медленно или смоделировать труднодоступные наблюдению явления природы средствами мультипликации.

Создаваемый нами учебный электронный ресурс предполагает три основных блока: обучающая компьютерная программа для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) (1-й уровень П1 развития речи), мультимедийный курс для родителей таких детей; образовательное электронное издание для логопедов и студентов педагогических вузов. Заметим, что образовательное электронное издание качественно отличается от традиционного учебника, так как позволяет в интерактивной форме представить лабораторные занятия с детьми, осуществить мониторинг решения учебных задач, произвести проверку знаний студентов. Для обеспечения дистанционного образования студентов и поддержки родителей детей с речевыми нарушениями из регионов России нами был создан веб-сайт.

2 / 2009

Преподаватель

Обучающая программа для детей предполагает высокий уровень интерактивности [7], позволяющий ребенку исследовать объекты на экране компьютера, поскольку они активизированы: их можно перемещать, совмещать, комбинировать и т.д. Программа предполагает несколько блоков, в том числе блок по развитию лексико-грамматической стороны речи. Остановимся на методике развития и формирования лексико-грамматической стороны речи с использованием информационных технологий у детей с ОНР (1-й уровень развития речи).

Основная задача работы логопеда с детьми на данном этапе развития речи — преодоление речевого негативизма, стимуляция пользования речью, формирование мотивации к речевому общению (Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская, Е. Януш-ко и др.). Современные исследования показали, что использование компьютера в целях повышения мотивации, в том числе к речи, весьма оправдано. Использование компьютерных технологий повышает мотивацию, так как ребенок получает похвалу не только со стороны взрослого, который с ним работает, но и со стороны компьютера. У детей постепенно исчезает негативизм, появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно [1]. Многие исследователи указывают на то, что наилучшему усвоению материала способствует его многократное повторение. Компьютерные программы позволяют следовать этому принципу, причем каждый раз несколько видоизменяя форму, что не создает у ребенка отрицательный настрой к занятиям с логопедом.

Прежде чем приступить к выполнению заданий из коррекционно-развивающей части программы по

формированию лексико-грамматичес-кой стороны речи, проводится ее обследование с помощью программы. В программе представлены задания на исследование пассивного номинативного словаря в разных категориях: родовые понятия (игрушки, фрукты, мебель и др.), названия явлений природы (дождь, снег и т.д.), предметов и их частей (чайник-носик; дерево-ветка и др.); пассивного предикативного словаря: действия, обозначающие голосовые реакции животных и птиц (хрюкает, пищит), действия, связанные с эмоциями (плачет, смеется и др.), семантически близкие названия действий (пьет-ест, говорит-кричит) и др.; пассивный атрибутивный словарь: антонимы, признаки предметов, обозначающие величину, форму, цвет, вес. Результаты выполнения ребенком каждого задания из диагностической и обучающей части фиксируются в базе данных. Отмечается время выполнения задания, количество и характер ошибок, совершенных ребенком. В дальнейшем возможно запросить в базе данных динамику развития лексики у ребенка по тому или иному показателю: программа автоматически представит сводную таблицу и составит график.

Все задания из диагностической и обучающей частей привязаны к одному сценарию. Большинство заданий предусматривает несколько уровней сложности. Приведем примеры упражнений из программы по обогащению пассивного и активного словаря в соответствии с лексической темой «Овощи». Выполнению этих упражнений на компьютере предшествует несколько индивидуальных и фронтальных занятий с логопедом по данной теме. Дети знакомятся с натуральными овощами, их муляжами и изображениями. Лексический материал для за-

Удержание и технологии образования

нятий на данном этапе подбирается с учетом: с одной стороны, частотности слова, с другой — простоты его слоговой структуры (количество слогов: один или два; звуконаполняемость: звуки раннего и среднего онтогенеза). Это, например, овощи: лук, тыква, кинза и др. Логопед обязательно должен задействовать максимальное количество анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой), так как создание дополнительных ассоциативных связей усиливает компенсаторные процессы. Название овощей закрепляется с помощью компьютерного задания. Компьютерный герой «Волшебник Говорун» предлагает ребенку сварить суп — на экране компьютера появляется кухня, кастрюля и несколько овощей.

Пример задания по теме "Овощи"

Ребенку предлагается выбрать определенный овощ и положить его в кастрюлю. Возможность «перетащить» мышкой овощ в кастрюлю появляется только в случае проявления речевой активности ребенком. После того как овощи выбраны, Волшебник Говорун предлагает ребенку совершить разнообразные действия: например, порезать лук. На экране появляется лук, терка, нож, расческа. Ребенка спрашивают, какой предмет понадобиться ему, чтобы порезать лук. Возможность активизировать нож и увидеть анимацию того, как режется лук, появляется толь-

ко после проявления речевой активности ребенком. Для формирования категории множественного числа существительных в именительном падеже в задании даются инструкции, типа возьми тыквы и положи в кастрюлю (на экране две тыквы, активизация картинки произойдет только в том случае, если ребенок выберет мышкой обе). Для развития речемыслительной деятельности, понимания речи задания в компьютерной программе предполагается отгадывание загадок ребенком: положи в кастрюлю красный, круглый, сочный...(помидор). Ребенок может не называть слово, достаточно просто навести курсор на соответствующую картинку. Задания такого типа позволяют развивать пассивный и активный словарь ребенка (как номинативный, так и предикативный), формировать понимание речи (в том числе различение грамматических категорий), речемыслительную деятельность в целом. По окончанию задания появляется анимация (кастрюля перемещается на плиту, суп начинает кипеть, ребенок получает приз).

Широкому внедрению информа- по ционных технологий в специальное образование обязательно должны сопутствовать специальные меры, направленные на эмоциональное развитие обучаемых [2]. Неоднозначные мнения высказываются о возникновении аутизации личности вследствие использования компьютерных технологий, но мы считаем, что четкая организация занятий с ребенком с использованием информационных технологий не создаст у ребенка замкнутость и отчужденность, в настоящее время создан ряд компьютерных программ для коррекции раннего детского аутизма. Для того чтобы избежать вредоносного влияния на эмоцио-

2 / 2009

Преподаватель

нально-волевую сферу ребенка, не спровоцировать невротизацию, разработчикам специализированных логопедических компьютерных программ необходимо учитывать психологические особенности детей с речевыми нарушениями, а также возрастные особенности детей. При выборе персонажей, системы поощрений и порицаний при создании компьютерной программы для детей с нарушениями речи, необходимо учитывать психологические особенности таких детей, которые подробно представлены в литературе: наличие возрастного страха отрицательных сказочных персонажей: Бабы-Яги, волка и др.; страх быть «не тем», который часто возникает при формировании учебной деятельности ребенка в ответ на неправильные методы поощрения и наказания; при попытке приблизить обучающую компьютерную программу к компьютерной игре нельзя использовать сцены насилия, так как это может привести к неврозам у детей; система требований, предъявляемых к ребенку в программе, должна быть однозначна, поскольку неоднозначность, непоследовательность в методах воспитания может вызвать невротические реакции у детей [8]. В последнее время рынок информационных образовательных ресурсов для детей дошкольного возраста быстро расширяется, появляется значительное количество развивающих, обучающих компьютерных программ, основной целью которых служит развитие речи нормально развивающегося ребенка. Такие информационные ресурсы могут быть использованы в логопедической работе, однако логопеду необходимо модифицировать способы представления информации этих ресурсов для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для

таких детей требуется дробное и алгоритмизированное предъявление информации: большая предварительная работа по созданию понятийно-терминологических основ использования компьютера; специальная организация языкового материала, позволяющая формировать речемыслительную деятельность ребенка; поэтапная автоматизация полученных навыков в коммуникативных ситуациях [4].

Безусловно, компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии речи и личности ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобуль-барной дизартрии: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2004.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. — М., 2003.

3. Смылкина Н.Н. ИКТ для детей с ограниченными возможностями // Информатика и образование. — 2004. — № 4.

4. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет работе с компьютером. — М., 2007.

5. Вренева Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррек-ционного педагога ДОУ // Организация и содержание образования детей с нарушениями развития: Тезисы Международной научно-практической конференции. 25—27 июня 2008 года. — Часть II. — М., 2008.

6. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду // Информатика и образование. — 2003. — № 4.

7. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. — М., 2005.

8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986. ■

1ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.