Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе'

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
4463
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Двуреченская Ольга Николаевна

В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. Представлен анализ современных подходов в использовании компьютерных технологий на различных этапах логопедической работы и рассмотрены основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Двуреченская Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN LOGOPEDIC WORK

In article information and communication technologies in logopedic work with children of preschool and younger school age with speech fouls are analyzed. The analysis of modern approaches in use of computer technologies at various stages of logopedic work is submitted and the basic principles which have been been the basis for creation of interactive correctional games for children with fouls of the speech are considered.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе»

УДК 373

О.Н. ДВУРЕЧЕНСКАЯ, старший преподаватель, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: penjksha@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

O.N. Dvurechenskaya

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN LOGOPEDIC WORK

В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. Представлен анализ современных подходов в использовании компьютерных технологий на различных этапах логопедической работы и рассмотрены основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компьютерные технологии, дети с нарушениями речи.

In article information and communication technologies in logopedic work with children of preschool and younger school age with speech fouls are analyzed. The analysis of modern approaches in use of computer technologies at various stages of logopedic work is submitted and the basic principles which have been been the basis for creation of interactive correctional games for children with fouls of the speech are considered.

Keywords: information and communication technologies, computer technologies, children with speech fouls.

Анализ специальной научной и методической литературы по проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи у детей и применения компьютерных средств обучения в специальной педагогике показал актуальность данной проблемы как в аспекте теоретического анализа, так и в аспекте рассмотрения практических приемов использование данных средств в логопедической практике. В связи с этим особую актуальность приобретает рассмотрение специализированных компьютерных технологий, учитывающих общие закономерности и особенности развития дошкольников с речевыми нарушениями.

В настоящее время электронные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста учащегося и применяемых технологий компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют решения, направленные на развитие различных психических функций, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей с различными нарушениями речи [4, 5, 18].

Можно выделить два типа компьютерного обучения. Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Он определяет то задание, которое предъявляется педагогом. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает педагогу в управлении учебно-коррекционным процессом, например выдает результаты выполнения тестовых заданий (введение электронной «речевой карты»); такие данные могут позволить отследить динамику речевого развития у детей с речевыми нарушениями [6, 9].

Тяжёлые речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной

деятельности, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса и выраженную моторную неловкость. У детей этой группы крайне низкая работоспособность. Коррекционная работа с такими детьми обычными методами и приёмами не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность [7, 10, 15, 16, 17].

Развитие науки и техники в середине двадцатого столетия привело к созданию микропроцессоров и компьютеров, позволяющих значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития [1, 2, 12, 13, 19].

Внедрение компьютерных технологий сегодня является еще одним важным направлением работы в коррекционно-образовательном процессе. Современные информационные технологии облегчают работу логопеда (составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации; позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям) и повышают мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, стимулируют речевую и познавательную активность, а также повышают самооценку ребенка [3, 8, 11].

Основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи:

• системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

• игровая форма обучения, интересная для детей;

• интерактивное решение задач, поставленных в процессе коррекционного воздействия;

• полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

• дифференцированный подход к обучению, возможность выбора по сложности или объему варианты заданий и игр.

Работа со всеми интерактивными играми проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного и младшего школьного возраста [3, 21].

На сегодняшний день разработаны специализированные компьютерные программы для детей с различными отклонениями в развитии: «Игры для Тигры», «Мир за твоим окном», «Состав числа», «Состав слова», «Развивающие игры в среде «Logo»», «Моя жизнь», «Лента времени», «В городском дворе», «Видимая речь», «Дельфа -142», «Речевой калейдоскоп», «Алик. Скоро в школу», «Планета чисел для малышей», «Забавные картинки», «Весёлая Азбука Кирилла и Мефодия», «Волшебный букварь», «Флора и фауна», «Пятачок и разные звери», «Дракоша и занимательная география», «Винни-Пух учится читать», «Винни-Пух в волшебном лесу»; «Гарфилд - малышам. Развиваем мышление», «Гарфилд - малышам. Развиваем речь», «Пятачок в волшебном лесу», «Дракончик Гоша спасает черепах», «Баба -Яга учится читать», «Игры для Тигры» и т.д. Данные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.

Целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии при изучении любой темы и на любом этапе логопедических занятий. При объяснении (введении) нового материала, при закреплении, при повторении, при обобщении, при обследовании, в коррекционной работе по формированию фонематического анализа и

восприятия, в коррекционной работе на лексическом уровне, в коррекционной работе на синтаксическом уровне, в коррекционной работе по развитию связной речи младших школьников [3, 20, 21].

Информационно-коммуникационные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной сред, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения. Использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

Таким образом, цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 125 с.

2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002. - 352 с.

3. Вальчук, Н.П., Шамшур, Э.В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду (из опыта работы) //Дефектология. - 2000. - № 3. — С. 55-65.

4. Гаркуша, Ю.Ф., Черлина, Н.А., Манина, Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. - 2004. - № 2. - С. 34-36.

5. Гергей, Т., Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе //Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 41-48.

6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / JI. В.Лопатина, Н. В.Серебрякова, Л.С.Соломаха. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 240 с.

7. Жукова, П.С., Мастюкова, Р.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда. 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1990.- 239 с.

8. Козина, И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения //Дефектология. - 1997. - №5. - С. 25-27.

9. Комарова, Т.С., Комарова, И.И., Туликов, А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 168 с.

10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. -СПб.: ИД «МиМ», 1997. - 286 с.

11. Королевская, Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. - С.47-55.

12. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006. -231 с.

13. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. - 1994. - № 5. - С. 45-48.

14. Лизунова, Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. - М., 2007. - 86 с.

15. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов /под ред. Р.И.Лалаевой, С.Н.Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 368 с.

16. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 680 с.

17. Лопатина, Л.В., Серебрякова, П.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Л.И. Герцена, 2001. - 191 с.

18. Лынская, М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми»// «Логопед». -2011. - № 3. - С. 13-15.

19. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. - 191 с.

20. Репина, З.А., Лизунова, Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры» // Вопросы гуманитарных наук. - 2004. - № 5 (14). - С. 285-287.

21. Тимофеева, Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. - 1997. - №2. -С.41-49.

© Двуреченская О.Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.