Научная статья на тему 'Логопедическая коррекция грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением информационных технологий'

Логопедическая коррекция грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1085
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / КОМПЬЮТЕР / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / SPEECH THERAPY CORRECTION / GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH / PRESCHOOLERS / INFORMATION TECHNOLOGY / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / COMPUTER / INTERACTIVITY / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL CLASSES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мироненко Вероника Александровна, Медведева Елена Юрьевна

Рассматривается актуальность использования информационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Дается характеристика грамматического строя речи у дошкольников онтогенезе. Актуализируются особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии. Приведены результаты экспериментального исследования. Доказывается необходимость использования компьютера в коррекции грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи. Доказывается состоятельность созданной компьютерной программы, с учетом требования коррекционной программы, уровня подготовки дошкольников и структуры нарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мироненко Вероника Александровна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGOPEDIC CORRECTION OF THE GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH WITH THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The urgency of using information technologies in correctional work with preschool children with general speech underdevelopment is considered. The characteristics of the grammatical structure of speech in preschool children ontogenesis are given. The features of the development of the grammatical aspect of speech in preschool children are being actualized with normal and disrupted speech development. The results of an experimental study are presented. The necessity of using a computer in correcting the grammatical structure of children's speech with a general speech underdevelopment is being proved. The consistency of the created computer program is proved, taking into account the requirements of the correctional program, the level of preparation of preschool children and the structure of the violation.

Текст научной работы на тему «Логопедическая коррекция грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с применением информационных технологий»

связанной с чтением текстов. Самостоятельная работа была организована в рамках работы в военно-научной секции. Для языкового развития иностранных учащихся интересной и плодотворной может оказаться тема работы, объединяющая исторический, культурологический и лингвистический аспекты. Особый интерес у учащихся вызывает возможность сопоставить русскую культуру с культурой родной страны. Приведем два примера такой исследовательской деятельности, которые нами рассматриваются еще и потому, что демонстрируют огромный интерес иностранных учащихся к творчеству А.С.Пушкина.

В работе над темой исследования «Высокий стиль в художественных текста о Санкт-Петербурге» учащегося (Л. Батбаяр, Монголия) привлекла такая проблема, как интерес А.С.Пушкина к истории Санкт-Петербурга и личности Петра I. Лингвистическим аспектом его исследования является знакомство с историей становления понятия «стиль», которое ввел в русский язык и русскую литературу М.В.Ломоносов. Учащийся обозначил требования ученого к высокому стилю: использование церковно-славянских и старославянских слов, которыми следовало писать стихи торжественного содержания (например, оду - стихотворение, прославляющее императоров, великих людей).

Историко-культурологическим аспектом в его исследовании стало знакомство с историей Санкт-Петербурга и отражением темы Санкт-Петербурга в русской культуре. Учащийся отметил, что Санкт-Петербургу посвятили свои произведения художники, поэты, скульпторы и композиторы. Часто поэты и писатели использовали высокий стиль для восхваления этого города. Анализируя отношение А.С.Пушкина к Санкт-Петербургу, учащийся подчеркнул любовь поэта к этому городу и его уважение к Петру I, который был основателем города.

Учащийся, проанализировав стихи поэта о Санкт-Петербурге, сделал вывод, что А.С.Пушкин часто использовал высокий стиль, чтобы передать свое восхищение Санкт-Петербургом. Очень близок к жанру оды по стилистической направленности отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», который начинается словами: «Люблю тебя, Петра творенье...». А.С.Пушкин с восторгом говорит о Санкт-Петербурге, что он -«Петра творенье», одно из лучших «произведений» этого гениального человека и императора. Торжественно звучат слова об архитектуре города - «строгий, стройный вид», у реки Невы, которая является составляющей частью новой столицы России, - «державное теченье». Поэт с восторгом пишет: «Красуйся, град Петра». И сравнивает этот город с величием России - «неколебимо, как Россия».

Сопоставляя отношение А.С.Пушкина к Санкт-Петербургу с отношением к этому городу поэта Нацагдоржа Д. (монгольского поэта), учащийся отметил, что Санкт-Петербург вызывал всегда любовь и почитание у всех, кто здесь жил или когда-нибудь здесь побывал. Он предложил отрывок из поэмы «Медный всадник» на монгольском языке. Нацагдорж Д. использует торжественную, эмоционально насыщенную лексику; свое восхищение Санкт-Петербургом монгольский поэт передает с помощью восторженных слов. В своем стихотворном тексте поэт передает восхищение и трепетный восторг - чувства, которые он сам испытывает к Санкт-Петербургу. По мнению учащегося, Нацагдорж Д. сумел найти в родном языке слова, которые по интонации и эмоциональной насыщенности не только передают чувства А.С.Пушкина, но и помогают читателю понять восторженное отношение к Санкт-Петербургу самого монгольского поэта.

Выводы. В заключении хотелось бы отметить, что работа с текстом в процессе обучения русскому языку иностранных учащихся помогает не только овладеть изучаемым языком, но и понять ментальность другого народа, формирует межкультурную компетенцию.

Литература:

1. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. - М., 2003, 234 с.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского как иностранного. - М., 1990, 297 с.

3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981, 214 с.

4. Шибко Н.Л. Общие вопросы преподавания русского языка как иностранного. - Санкт-Петербург, 2014, 368 с.

Педагогика

УДК: 376.3

магистрант Мироненко Вероника Александровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический

университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Рассматривается актуальность использования информационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Дается характеристика грамматического строя речи у дошкольников онтогенезе. Актуализируются особенности развития грамматической стороны речи у дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии. Приведены результаты экспериментального исследования. Доказывается необходимость использования компьютера в коррекции грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи. Доказывается состоятельность созданной компьютерной программы, с учетом требования коррекционной программы, уровня подготовки дошкольников и структуры нарушения.

Ключевые слова: логопедическая коррекция, грамматический строй речи, дошкольники, информационные технологии, общее недоразвитие речи, компьютер, интерактивность, коррекционно-развивающие занятия.

Annotation. The urgency of using information technologies in correctional work with preschool children with general speech underdevelopment is considered.

The characteristics of the grammatical structure of speech in preschool children ontogenesis are given. The features of the development of the grammatical aspect of speech in preschool children are being actualized with

normal and disrupted speech development. The results of an experimental study are presented. The necessity of using a computer in correcting the grammatical structure of children's speech with a general speech underdevelopment is being proved. The consistency of the created computer program is proved, taking into account the requirements of the correctional program, the level of preparation of preschool children and the structure of the violation.

Keywords: speech therapy correction, grammatical structure of speech, preschoolers, information technology, General underdevelopment of speech, computer, interactivity, correctional and developmental classes.

Введение. Речевое развитие представляется важной составляющей процесса всестороннего формирования личности дошкольника, так как его основная цель - овладение речью как средством общения. Всестороннее развитие дошкольников в интеллектуальном, социальном, эмоционально-волевом, а также нравственно-эстетическом плане предполагает владение родным языком.

Грамматический строй речи представляется умением грамотно изменять и образовывать слова, что означает обладать умением правильно произносить окончание слова, согласовывать слова в предложении, пользоваться в речи предлогом. Процесс формирования грамматического строя дошкольника должен быть своевременным, это в свою очередь, послужит важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем речи должно осуществляться посредством познавательного развития, в связи с освоением ряда предметных действий, игр, труда и иных видов деятельности дошкольника. В ходе становления речи грамматический строй, как правило, усваивается дошкольником самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Важную роль при этом играют такие факторы как благоприятные условия воспитания, наличие активной речевой практики, достаточный уровень развития словаря, состояния нервной системы дошкольника. Не овладев грамматическим строем речи, дошкольник не сможет понимать речь окружающих, выражать собственные мысли.

Грамматический строй речи является единой системой, объединяющей ряд подсистем, таких как морфология, синтаксис, словообразование. Грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова изучает морфология. Синтаксис определяет сочетаемость и порядок слов, словосочетания и предложения. Словообразование, в свою очередь, изучает образование слов на базе других однокоренных слов при помощи средств, присущих языку.

Изложение основного материала статьи. Проблему усвоения грамматического строя дошкольниками изучали многие ученые. Выдающийся исследователь А. Н. Гвоздев в работе «Формирование у дошкольника грамматического строя русского языка» подробно описал все компоненты грамматики, а именно морфологии, синтаксиса и словообразования [2]. Данным автором выделены этапы овладения дошкольниками грамматической структуры родного языка. К первому этапу он относит однословные и двухсловные предложения (с 1г 3мес.), ко второму этапу - формирование различных форм для выражения синтаксических отношений (с 1г.10 мес. до 3 лет), а третий этап, по мнению А.Н. Гвоздева содержит усвоение морфологических структур языка, оформление грамматических категорий (с 3 до 7 лет).

Ноэм Хомский полагал, что язык представляет собой довольно сложную структуру [7]. Но при этом дети осваивают ее довольно быстро, значит существует генетическая программа освоения языка, единая для каждого ребенка на планете. Американский психолог Д. Слобин доказал, что у детей различных языковых культур есть общие составляющие языкового развития. Автор полагает, что сначала в речи детей появляются однословные предложения, и только после этого - двухсловные. Сначала усваиваются предлоги «на», «в», «под», затем «спереди», «сзади», сначала осваиваются суффиксы, а затем приставки [5].

По мнению Н. Хомского для усвоения языка существует определенный период, когда ребенок наиболее чувствителен к языку и осваивает его быстро и успешно. Если языковое обучение выходит за его рамки, оно не будет успешным и потребуется коррекционная работа [7].

В условиях современной дефектологической науки появилось множество новых тенденций, реализуемых в процессе коррекции речи детей дошкольного возраста. Ткаченко Т.А. была разработана система с использованием наглядности и моделирования плана высказывания [6]. Воробьева В.К. предложила систему развития грамматического строя речи, опирающуюся на приемы моделирования [1]. Медведевой Е.Ю. представлен анализ работы с детьми с нарушениями речи, рассмотрена технология использования семантических полей в работе с детьми данной категории [3].

Таким образом, в работах многих авторов подчеркивается, что речевой дизонтогенез характеризуется несформированностью всех компонентов языковой системы. В нашем исследовании выявлены специфические особенности функционирования морфолого-синтаксической системы языка у дошкольников с ОНР ill уровня. Доказано, что у названной категории дошкольников отмечаются трудности в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. Наиболее часто дошкольниками были допущены ошибки в образовании имени существительного родительного падежа единственного и множественного числа, образовании существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употреблении приставки, при изменении существительного по падежам дошкольниками были допущены ошибки следующего характера: медвежонок - медвеженков - медвеженков - медвеженок и т.д. Трудность выполнения задания заключена в смешении падежных форм и в окончании существительного. К примеру, дошкольниками с ОНР III уровня часто смешивались окончания родительного, винительного, предложного падежей. Имели место пропуски предлога (предложный падеж мечтаю красивую куклу). Лишь 10% дошкольниками с нормальным речевым развитием были допущены ошибки типа: нет кого? медвежонков. Также ошибки часто проявлялись в замене окончания наиболее продуктивной флексии -ов- (родительный падеж).

Дошкольниками с ОНР III уровня были допущены ошибки в преобразовании имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число (стул - стулья, нога - ногов). При этом только 10% дошкольников с нормальным речевым развитием допустили 1- 2 ошибки типа: стул - стулы, нога - ногов.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя речи можно объяснить рядом причин: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, морфологией. В русском языке представлено много исключений из правил поэтому при употреблении нетипичных форм, дошкольниками часто допускаются ошибки, на это указывает анализ полученных результатов.

В процессе констатирующего эксперимента выяснился тот факт, что дошкольники с ОНР III уровня с трудом сосредотачивают своё внимание на анализе условий задания и поиске возможного способа и средства

его выполнения. Дошкольниками с нормальным речевым развитием правильно согласовываются прилагательное с существительным единственного числа в роде (кружка - красная, варежки - красные, пальто - красное).

При согласовании прилагательного с существительным единственного числа в роде (кружка - красный цветом, пальто - красноё цветом) дошкольниками с ОНР III уровня были допущены ошибки по типу замены окончания мужского рода окончаниями женского (шар красная), окончания женского рода - мужским (красный чашка). Данный факт доказывает несформированность грамматической категории рода.

Дошкольниками с нормальным речевым развитием образовывались имена существительные родительного падежа единственного и множественного числа (дом - дома - домов). Дошкольниками с ОНР III уровня были допущены ошибки ближе к концу выполнения заданий, что объясняется быстрым утомлением, истощением нервной системы. Задания, связанные со словообразованием существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом, явились трудными для дошкольников с ОНР III уровня.

При выполнении задания на образование прилагательного от существительного допускалось ряд ошибок: (мяч из резины - резинчаный, шуба из меха- мягкая, цветок из бумаги - бумажечный и т.п.). Дошкольники с ОНР III уровня не смогли справиться с дидактической игрой «Из чего сделан предмет?» в ответах детей присутствовали такие слова - стекольная, резинчатый, деревовый. Для дошкольников с ОНР III уровня было характерно неправильное употребление глагола движения с различными приставками, образование прилагательного от существительного, дошкольники не справлялись с заданием по образованию слова с суффиксом, приставкой.

В результате проведённого исследования, нами был сделан вывод о том, что у дошкольников с ОНР III уровня отмечаются значительные нарушения в процессе формирования грамматического строя речи по сравнению с дошкольниками с нормальным речевым развитием, что может указывать на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию грамматического строя речи с использованием информационных технологий.

Основной задачей информатизации образования представляется индивидуализация процесса обучения и воспитания. Принципиальным новшеством использования компьютера служит интерактивность, которая позволяет развить активно-деятельностные формы обучения, что сможет обеспечить качественную индивидуализацию обучения. В процессе разумного и профессионального использования компьютерных игр, может быть существенно расширено сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности дошкольника. Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы, уровень подготовки дошкольников и структуру нарушения. Различные исследователи указывают на то, что проведение занятий с использованием компьютера положительно влияет на развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук. Процесс применения компьютерных программ в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, является основой для появления новых возможностей с целью совершенствования педагогической систем коррекции ОНР III уровня. Данный факт обеспечен системным, деятельностным подходом к разработке компьютерной программы, «полисенсорным воздействием, что способствует процессу активизации компенсаторных механизмов с целью сохранных видов восприятия; созданием психолого-педагогических условий развития положительной мотивации к проведению логопедических занятий; осуществлением интерактивного обучения».

При совместной координированной работе анализаторов, таких как моторный, слуховой и зрительный, которые задействованы в процессе выполнения заданий компьютерной программы, повышается эффективность коррекции речевого нарушения. Применение компьютерной технологии способствует формированию устойчивых визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей центральной нервной системы. Вследствие данного факта, у дошкольников происходит формирование речевых навыков, развитие контролирующей функции речи. Использование компьютерной программы позволяет учесть особенности протекания ряда психических процессов. Следовательно, использование компьютерных средств в процессе обучения дошкольников с ОНР III уровня позволяет активизировать потенциал дошкольника.

С целью получения образования на базе компьютерной технологии важно наличие трех основных компонентов: аппаратно-программного базиса, подготовленного преподавателя и электронных учебных материалов - образовательных электронных изданий и ресурсов. На сегодняшний день создан недостаточный ряд электронных ресурсов, необходимый для специального образования, многие логопеды не обучены эффективно использовать программные и аппаратные средства, не являются вполне компетентными в области информатизации. Рядом неоспоримых преимуществ перед традиционным обучением обладает представление информации с помощью компьютера и аудиовизуальных средств, среди которых присутствует наглядность обучения, когда средствами динамического показа можно представить быстротекущие процессы более медленно или смоделировать труднодоступные наблюдению явления природы средствами мультипликации.

В процессе разработки ряда основных направлений коррекционного обучения нами были учтены теоретические данные согласно проблеме исследования, а также результаты констатирующего эксперимента. В качестве средства коррекции нарушения грамматического строя у дошкольников с ОНР III уровня в процессе логопедического исследования нами была представлена разработка специализированной компьютерной программы. Данная программа состоит из четырех коррекционно-развивающих блоков, названия которых соответствуют названиям тем основной программы коррекции, которые представлены в главном меню программы. Программа проста в управлении, с помощью манипулятора «мышь» и при помощи клавиатуры выполняются основные действия. Важно, что при этом не требуется специального обучения для работы с программой. Выбор необходимого блока программы происходит при наведении на него курсора-указателя и посредством нажатия на левую клавишу «мыши».

Обучающая программа для дошкольников предполагает высокий уровень интерактивности, который сможет позволить исследовать объекты на экране компьютера. В результате их можно перемещать, совмещать, и комбинировать.

I период обучения представлен коррекционно-развивающей работой по формированию грамматического строя речи при использовании информационных технологий. Работа направлена на процесс развития умений выделять названия предметов, действий, признаков; понимать обобщающее значение слов; практическое

усвоение простых способов словообразования; усвоение ряда форм словоизменения; усвоение притяжательных местоимений. Коррекция нарушений грамматического строя речи проводилась по следующим направлениям: овладение навыками составления простых предложений, усвоение навыка составления простого предложения с однородными членами.

II период обучения предполагал фронтальные логопедические занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи, включая процесс практического образования относительных прилагательных, различение и выделение названий признаков, усвоения согласования прилагательного с существительным, употребление предлогов; сравнение предметов. Составление простого описания предмета, распространение предложений, работа по первоначальному усвоению наиболее конструктивно доступных сложных предложений, составление коротких рассказов, пересказ - данным видам деятельности уделялось большое внимание.

В III периоде обучения представлен фронтальными логопедическими занятиями по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи. Они были направлены на закрепление употребления приставочного глагола, образования относительного и притяжательного прилагательного, уменьшительно-ласкательной формы существительного, согласования прилагательного с существительными, усвоение слов-антонимов, расширение значений предлогов; распространение предложений, составление предложений, рассказа, усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.

Выводы. Результаты контрольного эксперимента показали, что с использованием информационных технологий в группе дошкольников с ОНР III уровня сократилось количество дошкольников, которые имеют низкий и ниже среднего уровни развития грамматического строя речи. В контрольной группе показатель на уровне ниже среднего составил 16,67% дошкольников. Количество дошкольников, имеющих высокий уровень, составляющий 41,67%, и уровень развития грамматического строя речи выше среднего, составляющий 41,67%, в экспериментальной группе содержится значительно больше, чем в контрольной группе. Показатель высокого уровня составил 8,33%; уровень выше среднего - 25,0%. Разница в показателях составила 33,33% и 16,67% соответственно.

Эффективность разработанной компьютерной программы по коррекции и развитию грамматического строя речи была доказана, а также была определена возможность ее дальнейшего совершенствования.

Литература:

1. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у дошкольников с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.

2. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР. Ч. 1, 1949. - 268 с.

3. Медведева, Е.Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи [Электронный ресурс] / Е.Ю. Медведева // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород, 2014, №3. - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/511.

4. Мироненко, В.А., Медведева, Е.Ю. Современные информационные технологии коррекции грамматической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Мироненко В.А., Медведева Е.Ю. // Журнал «Проблемы современного педагогического образования». -Ялта, 2017, №57-10.

5. Слобин, Д.И. Когнитивные предпосылки грамматики // Психолингвистика / Сост. Шахнарович AM. М 1984. - С. 143-207.

6. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников 5 лет / Т.А. Ткаченко. - М. : Изд-во «Гном, Д», 2005. - 112 с.

7. Хомский, Н. Язык и мышление. М.: Изд-во Московского университета. М.: Изд. МГУ, 1972. - 123 с.

8. Цейтлин, С.М. Язык и дошкольник: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

9. Шахнарович, А.М. Психолингвистический статус производного слова в онтогенезе / А.М. Шахнарович // Вопросы филологии. - 2000. № 1. - С. 4144.

10. Эльконин, Д. Б. Психология развития человека. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.

Педагогика

УДК 378.51

старший преподаватель кафедры математики, физики и методики их преподавания Мозговая Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В СРЕДНЕЙ

ШКОЛЕ

Аннотация. Формирование у школьников современных научных представлений и понятий о пространстве - одна из важнейших задач интеллектуального развития учащихся. Механизмом пространственного мышления является оперирование образами и их преобразованием. В этот процесс вовлекаются образы, возникающие на различной графической основе, поэтому в пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, то есть переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям. Цель статьи развитие пространственного мышления учащихся на основе формирования графических образов геометрических понятий при обучении геометрии в основной школе.

Ключевые слова: пространственное мышление, пространственные образы, графическое изображение, развитие интеллекта обучающихся.

An^tatton. The formation of modern scientific ideas and concepts of space among schoolchildren is one of the most important tasks of intellectual development of students. The mechanism of spatial thinking is the operation of images and their transformation. This process involves images that arise on a different graphical basis, so in spatial

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.