4. Нужнова, С. В. Научно-исследовательская работа студентов как необходимое условие подготовки к профессиональной мобильности [Электронный ресурс] / С.В. Нужнова // Сибирский педагогический журнал, 2012, № 8.
5. Овечкин, В.П. Технологическое мышление специалиста: структура и условия формирования в вузе /
B.П. Овечкин, Я.В. Чуб // Журнал «Педагогическое образование в России». - Екатеринбург, 2009, №3.
6. Шавандина, И.В. Эффективность развития сферы услуг в Российской Федерации / И.В. Шавандина,
C.В. Кучин, В.А. Козлов // Вестник НГИЭИ, 2018, №8(87). - С. 142-153.
7. Шамин, А.Е. Роль вуза, субъекта Российской Федерации, в развитии региональной экономики / А.Е. Шамин, А.Н. Смирнов, Ж.В. Касимова // Вестник НГИЭИ, 2018, №8(87). - С. 114-129.
8. Шамин, А.Е. Особенности предоставления образовательных услуг в региональных вузах / А.Е. Шамин, Ж.В. Касимова // Вестник НГИЭИ, 2018, №10(89). - С. 119-134.
Педагогика
УДК: 376.37
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Алаева Ирина Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Аннотация. В данной статье отражен результат теоретического исследования по проблеме нарушений предложно-падежных форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Обоснована необходимость разработки новой методики коррекции предложно-падежных форм существительных, в которой будут учитываться степень данного нарушения.
Ключевые слова: предложно-падежные формы существительных, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст, коррекция.
Annotation. This article reflects the result of theoretical research on the problem of violation of prepositional-case forms of nouns in preschool children with General underdevelopment of speech. The necessity of developing a new method of correction of prepositional-case forms of nouns, which will take into account the degree of this violation.
Keywords: prepositional-case forms of nouns, General underdevelopment of speech, preschool age, correction.
Введение. Нарушенное речевое развитие у детей в настоящее время имеет широкое распространение. Данная проблема вызывает необходимость разработки новых подходов к ее решению.
В норме к школьному возрасту ребенок научается свободно излагать свои мысли, грамматически верно строить предложения. При отсутствии логопедической помощи детям с речевыми нарушениями на этапах дошкольного и школьного возраста, усвоение учебной программы характеризуется трудностями.
В связи с этим, формирование предложно-падежных форм существительных и коррекция их нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) является одним из актуальных вопросов логопедии.
Исследование направлено на изучение и анализ нарушений предложно-падежных форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) в научной коррекционно-педагогической литературе, а также определение актуальности поиска новых методов коррекции вышеуказанных нарушений.
Изложение основного материала статьи. Необходимыми условиями развития личности ребенка является полноценное овладение речеязыковой деятельностью и сформированность способности адекватно вступать в процесс коммуникации со взрослыми и сверстниками.
Дети с речевой патологией испытывают значительные проблемы в процессе общения. Из-за трудности усвоения ими лексем, правил русского языка, происходит искажение построения предложно-падежных конструкций.
Данную проблему исследовали такие ученые, как С.Н. Сазонова, Н.В. Серебрякова, А.В. Соболева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Н.П. Рудакова, В.И. Яшина и др. Ими было отмечено, что дети с общим недоразвитием речи имеют сложности в усвоении и применении предлогов с пространственным значением, которые понимаются в первую очередь.
Исследования Л.В. Ковригиной показывают, что усвоение дошкольником предложно-падежных форм существительных с пространственным значением и верное применение их в речи происходит на неосознанном уровне, что является необходимой предпосылкой для сознательного усвоения морфологической системы языка в процессе школьного обучения.
Примерно в 2 года и 2 месяца речь нормально развивающегося ребенка обогащается простыми предлогами «в», «на», «у», «с», которые в дальнейшем активно используются. После 4 лет предлоги чаще употребляются нужном контексте, происходит совершенствование их использования [2, с. 47].
Усвоение предложных конструкций детьми, имеющими отклоняющееся от нормы развитие речи, протекает с существенным различием от детей без аномалии речи. Благодаря соединению различных предлогов с таким грамматическим элементом, как флексия, становится возможным передать разнообразие значений.
Фактом остается то, что понимание и применение предлогов наступает лишь вслед за овладением флексиями, как «наиболее функциональными элементами языка». Ребенок, освоивший систему использования флексий, без труда вводит предлоги в речь, научается «передвигать слово по
словоизменительной шкале» [2, с. 65].
Дети, имеющие нарушения в развитии течи, очень продолжительное время не фиксируют связь между флексией и предлогом, их единства. Если верно воспроизводится флексия, то предлог или опускается, или заменяется аморфными гласными звуками [а], [и], [у]. И напротив, при правильном применении предлога неправильно оформляется флексия [2, с. 66].
Общее недоразвитие речи заключается в нарушении в формирования всех компонентов речевой системы. Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают «типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи» [2].
Второй уровень речевого развития характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Коммуникация осуществляется посредством использования искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Иногда используются в речи местоимения, союзы, простые предлоги в элементарных значениях. Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.
Третий уровень речевого развития «характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития» [2]. У детей наблюдается аграмматизм, который выражается в ошибках в согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
В связи с тем, что в группы коррекционной направленности для детей с нарушениями речи поступают воспитанники с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития, данное исследование будет связано именно с этой категорией детей.
Как отмечают Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, овладение грамматикой детьми с ОНР происходит в том же порядке, что и при нормальном речевом развитии. Дети с ОНР отличаются своеобразием овладения грамматическим строем речи, которое проявляется в «более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития» [4, с. 45].
При этом стоит отметить, что степень выраженности нарушения зависит от тяжести проявления недоразвития речи.
При выраженном недоразвитии речи употребление детьми предложно-падежных форм существительных отражает основные закономерности значительно более ранних периодов речевого онтогенеза, что проявляется в использовании существительных в именительном падеже в значении форм косвенных падежей.
При более высоких уровнях речевого развития замены падежных форм сохраняются, но в качестве формы-заменителя выбираются формы другого косвенного падежа.
Нарушения использования предложно-падежных форм существительных у детей с ОНР III уровня выражаются в упущении предлога и употреблении существительного в именительном падеже, замене предлога или не правильном его употреблении, замена одной конструкции на другую, ошибки словоизменения существительных с непродуктивными окончаниями [7, с. 6]. В современных исследованиях подтверждается факт роста числа детей с общим недоразвитием речи и усложнения коррекции данного нарушения [3, с. 101].
В настоящее время существует достаточное количество методов коррекции как грамматических нарушений в целом, так и предложно-падежных форм существительных в частности, но не имеют оптимальных коррекционных возможностей.
В методиках Е. М. Струниной и О. С. Ушаковой [6], С. Н. Сазоновой [5], Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [7] работа над предлогами ведется в общей системе коррекции нарушений грамматического строя речи. Общим в их методиках является мнение о том, что формирование грамматического строя будет проходить успешно при создании соответствующих условий для предметной деятельности, ежедневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
B.И. Яшина предлагает осуществлять формирование грамматически правильной речи через дидактические игры, игры-драматизации, словесные игры, что в свою очередь положительно повлияет на корректное использование предложно-падежных форм существительных [9].
C. Н. Шаховская, исследуя характерные ошибки словоизменения существительных у детей с моторной алалией, предложила свою систему формирования грамматических категорий существительных, прилагательных и глаголов, которая заключается в последовательной работе с использованием определенных методов.
Формирования предложно-падежных форм существительных С. Н. Шаховская рекомендует осуществлять по определенному алгоритму, который заключается в следующем:
1 - формируется смысловое значение падежной или предложно-падежной формы,
2 - в однословных ответах отрабатывается использование "чистой" словоформы,
3 - повтор предложно-падежные формы существительных,
4 - самостоятельное построение предложно-падежных форм существительных.
Работа над значением предлогов проводится параллельно с изучением падежей с последующей дифференциацией падежных форм. Автор предлагает строить словосочетания и предложения с уже отработанным существительным в разных падежных формах.
Л.Н. Ефименкова предлагает начинать формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи одновременно с формированием экспрессивной речи ребенка, поэтому работу по устранению нарушения словоизменения существительных предлагается проводить в ходе работы над структурой фразы, над ее грамматическим оформлением. Для этого автор предлагает систему упражнений, в «основе которой лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного, к распространенному» [1, с. 63].
На сегодняшний день имеется достаточное число методик по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, но, несмотря на это, окончательно выстроенного алгоритма работы нет.
Нарушение, связанное с использованием предложно-падежных форм существительных, широко распространено среди детей с общим недоразвитием речи. Данный вопрос требует решения.
Выводы. Речь дошкольников с ОНР III уровня характеризуется нарушениями навыка грамматически правильного использования предлогов в речи, построения предложно-падежных конструкций согласно правилам русского языка. Они испытывают трудности в диалоговом общении, составлении сообщений. Ситуацию осложняют вторичные отклонения в развитии когнитивных процессов, а также нарушения моторики и быстрая утомляемость.
Исходя из вышеизложенного актуальность проблемы коррекции нарушений предложно-падежных форм существительных у детей дошкольного возраста, страдающих общим недоразвитием речи, очевидна. Дифференцированный подход в коррекции к данному нарушению позволит построить эффективную коррекционную работу.
Литература:
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Национальный книжный центр, 2015. (Развитие и коррекция.) - 112 с.
2. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Эксмо, 2016. - 288 с.: ил.
3. Жулина Е.В., Романова А.А. К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. - С. 101-103.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с; ил.
5. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Светлана Николаевна Сазонова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 144 с.
6. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., Альфа, 1993. - 103 с.
8. Шаховская, С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией. // Патология речи. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1971. - 30-62.
9. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с. — (Сер. Бакалавриат).
Педагогика
УДК: 378. 2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Аргунова Светлана Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Аннотация. В данной статье освещены аспекты коррекции связной речи у дошкольников с ОНР посредством драматизации. Описаны закономерности развития связной речи детей с ОНР. Выделены наиболее эффективные механизмы коррекции связной речи в театрализованной деятельности.
Ключевые слова: речь, дошкольник, общее недоразвитие речи, связная речь, игра, драматизация. Annotation. This article covers aspects of the correction of coherent speech in older preschoolers with speech disorders through the dramatization. The patterns of development of related speech are described. The most effective mechanisms for the correction of coherent speech in theatrical activities are highlighted.
Keywords: Speech, preschooler, speech disorders, connected speech, game, dramatization.
Введение. Для успешного обучения в школе, а в дальнейшем приобретения желаемой профессии важным является умение пользоваться связной речью. Верное понимание и описание текстовых учебных материалов, умение давать полные ответы на поставленные вопросы, самостоятельно высказывать свои рассуждения - все эти операции требуют достаточно сформированного уровня развития связной речи.
В настоящее время происходит рост числа детей у которых выявляется общее недоразвитие речи (ОНР). Которое, во-первых, оказывает негативное влияние на становление всей речевой деятельности, во-вторых, обуславливает вторичные отклонения в психическом развитии, коммуникации и вызывает трудности социализации. Если ОНР не исправить в дошкольном возрасте, это приведет к проявлению вторичных нарушений в письменной речи при обучении в школе.
Изложение основного материала статьи. Под связной речью понимают, полный речевой дискурс, который обеспечивает коммуникацию и взаимопонимание между собеседниками, основной чертой которой является - понятность. В свою очередь она делится на диалогическую и монологическую.
По своей сути диалогическая речь в большей степени зависит от ситуации, она непроизвольна и мало организованна. Многие ученые рассматривают ее как первичную форму общения, которая помогает развитию взаимоотношений между детьми. Монологическая речь - произвольна, содержательна, организованна, изложение текста говорящим происходит в логической последовательность. По мнению