Научная статья на тему 'Логостихи в коррекции лексических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи'

Логостихи в коррекции лексических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЛОГОСТИХ / КОММУНИКАЦИЯ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / ORIGINAL SPEECH THERAPY POEMS / COMMUNICATION / SPEECH THERAPY CORRECTION / LEXICAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна

Статья посвящена изучению возможностей использования авторских логостихов в работе с детьми с общим недоразвитием речи. На основе анализа научно-методических источников по проблеме, изучения современного опыта коррекционной работы с детьми с недоразвитием речи и собственных исследований авторы доказывают эффективность использования логостихов в дифференцированной логопедической коррекции лексических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обоснованы методики диагностики лексических нарушений у детей с общим недоразвитием речи и механизм психолого-педагогического воздействия авторских логостихов на расширение, активизацию и закрепление их словарного запаса. Представлена логопедическая программа, направленная на дифференцированную коррекцию нарушений лексики детей с целью усвоения лексических единиц, их интериоризации и актуализации в различных актах коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Лебедева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGOSTHE IN THE CORRECTION OF LEXICAL DISORDERS IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The article is devoted to the study of potential uses of original speech therapy poems in working with children with general underdevelopment of speech. Based on the analysis of scientific and methodological sources on the issue, study of modern experience correction work with children with speech underdevelopment and their research, the authors prove the efficiency of the use of original speech therapy poems in differentiated speech therapy correction of lexical disorders in older preschoolers with general underdevelopment of speech. Substantiated methods of diagnosis of lexical disorders among children with general underdevelopment of speech and mechanism of pedagogic and psychological impact of original speech therapy poems on expansion, intensification and reinforcement of their vocabulary. You will find speech therapy programme aimed at differentiated correction of vocabulary disorders of children for assimilation of lexical units, interiorization and updating them in various acts of communication.

Текст научной работы на тему «Логостихи в коррекции лексических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

17. Sedova K., Sedlacek M. Svaricek R. Teacher professional development as a means of transforming student classroom talk // Teaching and Teacher Education. - 2016. - №57. - P. 14-25

Педагогика

УДК: 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ЛОГОСТИХИ В КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей использования авторских логостихов в работе с детьми с общим недоразвитием речи. На основе анализа научно-методических источников по проблеме, изучения современного опыта коррекционной работы с детьми с недоразвитием речи и собственных исследований авторы доказывают эффективность использования логостихов в дифференцированной логопедической коррекции лексических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обоснованы методики диагностики лексических нарушений у детей с общим недоразвитием речи и механизм психолого-педагогического воздействия авторских логостихов на расширение, активизацию и закрепление их словарного запаса. Представлена логопедическая программа, направленная на дифференцированную коррекцию нарушений лексики детей с целью усвоения лексических единиц, их интериоризации и актуализации в различных актах коммуникации.

Ключевые слова: недоразвитие речи, логостих, коммуникация, логопедическая коррекция, лексические нарушения.

Annotation. The article is devoted to the study of potential uses of original speech therapy poems in working with children with general underdevelopment of speech. Based on the analysis of scientific and methodological sources on the issue, study of modern experience correction work with children with speech underdevelopment and their research, the authors prove the efficiency of the use of original speech therapy poems in differentiated speech therapy correction of lexical disorders in older preschoolers with general underdevelopment of speech. Substantiated methods of diagnosis of lexical disorders among children with general underdevelopment of speech and mechanism of pedagogic and psychological impact of original speech therapy poems on expansion, intensification and reinforcement of their vocabulary. You will find speech therapy programme aimed at differentiated correction of vocabulary disorders of children for assimilation of lexical units, interiorization and updating them in various acts of communication.

Keywords: underdevelopment of speech, original speech therapy poems, communication, speech therapy correction, lexical disorders.

Введение. Актуальным вопросом в современной логопедии является коррекция лексических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. По результатам статистики, число таких детей за последние годы значительно увеличилось, а отсутствие своевременной помощи в преодолении трудностей в развитии речи ведет к их низкой обучаемости в школе. Вопросам лексических нарушений детей с общим недоразвитием речи посвящены работы: В.М. Акименко, Е.Ф. Архиповой, В.А. Гончаровой, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой, Р.И. Лалаевой, Т.В. Тумановой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой и др. Рассматривая возможные пути коррекции недостатков словаря детей-дошкольников, ученые развивают различные подходы к решению проблемы. Так, В.В. Гербова, Т.А. Куликовская, Л.Г. Парамонова, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, доказали благотворное влияние стихотворных произведений на развитие речи детей.

Ученые единодушны в том, что в коррекционной работе с детьми, страдающих общим недоразвитием речи, стихи чаще всего используются с целью автоматизации и дифференциации звуков, сопровождения артикуляционной гимнастики, реже с целью развития словаря и связной речи. Их исследования дают право сделать вывод о том, что в коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи следует учитывать степень выраженности лексических нарушений, которая зависит от общего уровня речевого развития. Данное заключение свидетельствует о возможности построения подхода к решению вышеуказанных проблем на основе разноуровневой дифференцированной программы логопедической коррекции лексических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством стихов.

В российской педагогике эталоном речевого развития в онтогенезе принято считать материалы, полученные А.Н. Гвоздевым, которые были сведены в таблицу ученым-педагогом Н.С. Жуковой. Согласно данным А.Н. Гвоздева, к четырем годам в лексике ребенка накапливается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц [1, с. 81]. Научные исследования приводят к пониманию закономерности: усвоение детьми лексических единиц при общем недоразвитии речи происходит заметно медленнее в силу имеющихся у них первичных дефектов, психических особенностей, которые проявляются в быстрой утомляемости, истощаемости, недостатках памяти и внимания [3; 4]. В зависимости от степени выраженности общего недоразвития речи определены его уровни. Данное деление вызвано необходимостью «учёта меняющихся качеств речеязыковой деятельности в условиях дизонтогенеза, для разработки дифференцированных приёмов развития, а также для создания системы профилактических мероприятий» [8, с. 151].

В исследованиях многих ученых - специалистов в области логопедии (В.К. Воробьевой,

B.А. Гончаровой, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной,

C.Н. Шаховской, А.В. Ястребовой и др.) описываются характерные лексические нарушения для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и доказывается связь выраженности этих нарушений с уровнем речевого развития [9, с. 67]. Ученые выявили, что, дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в

усвоении лексических знаков, которые связаны с недоразвитием различных компонентов языковой системы -фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Этот факт взаимообусловлен психолого-педагогическими особенностями детей с ОНР, который необходимо учитывать в специально организованной коррекционной работе.

Изложение основного материала статьи. Известно, что развитие психических процессов и всех компонентов речи детей непосредственно связано с развитием словаря. Психолого-педагогические исследования показывают, что дети с нарушениями речи мало общаются с окружающими, в связи с этим круг их представлений о мире значительно ограничивается, и их общее психическое развитие может замедляться при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий.

Так, Н.С. Жукова отмечает, что независимо от формы патологии речи, присутствующей у ребенка, прохождение трех основных периодов речевого развития, выделенных А.Н. Гвоздевым, неизбежно (период предложений, состоящих из аморфных слов - корней; период усвоения грамматической структуры предложения; период усвоения морфологической системы русского языка) [1, с. 38].

Необходимо отметить, что особенности протекания познавательной предметно-практической деятельности дошкольников с ОНР рассматриваются в российской науке и практике давно. Так, исследования российских ученых конца XX века (Л.И. Белякова, А.П. Воронова, Н.С. Жукова, Л.Э. Царгуш и др.) показывают, что дошкольники с ОНР имеют особенности ориентировки в пространстве: дети затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», испытывают сложности в обращении с собственным телом; для них характерны использование способов проб и ошибок, трудности в выборе из известных способов действий, нарушено словесно-логическое, значительно отстает наглядно-образное и несколько — наглядно-действенное мышление [10].

По убеждению Э.Л. Фигередо, внимание детей с нарушением речи недостаточно устойчивое и плохо распределяется, что особенно проявляется в невозможности сочетать речевую и какую-нибудь другую деятельность. Объем внимания недостаточный, а продуктивность намного ниже, чем у нормально говорящих. Также отмечается недостаточность развития произвольных форм внимания. У большинства детей с ОНР выявлена неполноценность слухового восприятия, замедленность, фрагментарность, непостоянство, неустойчивость порогов восприятия. Имеются нарушения и тонких форм зрительного гнозиса, пространственные и временные нарушения. Таким детям требуется больше времени для приема, переработки зрительных, слуховых и других видов впечатлений. В исследованиях отмечается, что мнестическая деятельность детей с ОНР также имеет особенности: страдают все виды памяти, в особенности те, которые требуют мыслительных процессов (например, опосредованное запоминание), снижены продуктивность, переключение, распределение и устойчивость процесса запоминания [6, с. 89].

Подробную характеристику лексических нарушений у детей с ОНР описала Т.Б. Филичева. Ею отмечено, что несмотря на разнообразный предметный словарь, у детей отсутствует понятие о «некоторых животных и птицах (пингвин, страус), растениях (кактус, вьюн), людях разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частях тела (подбородок, веки, ступня)». Имеются родовидовые смешения (индюк, голубь - птичка, деревья - клены, лес - елочки), дети преднамеренно заменяют сложные для них слова на более простые. Значительно ограничено использование глаголов и прилагательных, чаще их значение приближенно (узкий - тонкий, нарисовал - рисовал); в речи слова заменяются близкими словами по ситуации; свойственно смешение признаков. Владея словами, обозначающими разные профессии, «дети испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода; одни дети называют одинаково их (учитель - вместо «учительница»), другие предлагают свою форму словообразования, не свойственную русскому языку (поварка - вместо «повариха») и т.п. [9, с. 181].

Учитывая особенности в развитии словаря детей, Ф.А. Сохин определил задачи словарной работы со старшими дошкольниками в детском саду. В эти задачи входит обеспечение количественного накопления слов, необходимых для содержательного общения, освоения социально закрепленного содержания слов и дальнейшее их введение в активную речь. Одним из них является «опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности». Реализация этого принципа осуществляется в структуре программы через включение словарной работы в разные виды деятельности [6, с. 91].

Автор рекомендует учитывать постепенно развивающиеся возможности познания ребенком окружающего мира и считает необходимым менять и содержание работы по признаку усложнения, а именно:

- расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

- введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам [6, с. 92].

Доказано, что в старшем дошкольном возрасте практически завершается усвоение грамматической системы языка, который является важнейшим этапом речевого развития детей, формируется навык самоконтроля речевых высказываний, внимание к правильной речи возрастает [2, с. 20]. Таким образом, учет вышеперечисленных принципов и развития словаря в онтогенезе, поможет при планировании коррекционной работы избежать преждевременной или «запаздывающей» подачи лексического материала детям с общим недоразвитием речи.

Положительное влияние художественной литературы на формирование лексики детей с ОНР описывают исследователи Н.И. Акиньшина, О.А. Подольская, К.Д. Феофилатова. Они считают, что постижение богатства русского языка детьми достигается через использование в работе с ними разных литературных жанров. Большой вклад в организацию работы с художественными произведениями внесла Е.А. Флёрина -она выявила значение художественной литературы в развитии дошкольников с ОНР, доказав её положительное влияние на развитие их психики [5].

Известно, что для преодоления недостатков речевых нарушений в коррекционной педагогике создано немало методик. Одна из них связана с художественным словом, конкретно - стихотворением. «В нем заключается простота и четкость ритма, краткость самого стишка и отдельных строк, простота и ясность знакомых детям образов, отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности» [7, с. 105]. Интерес детей к стихам объясняется присутствием в них ритма, рифмы, звуковых

повторов, стилистических фигур (антитез, сравнений), содержания. Следует отметить, что в научной литературе нет строгого определения для логостиха, а также нет градации стихов по целям. Один и тот же стих может использоваться для автоматизации и дифференциации заданного звука, для выработки дикции, развития фонематического слуха т.д. Таким образом, «простое» стихотворение переходит в разряд логопедических, когда имеет целевое назначение в коррекционной работе с детьми с ОНР. В.И. Яшина объясняет действие стихов на детей следующим образом: «Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков». Она рассматривает два важных компонента стихов -это содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Автор считает необходимым «научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве» [11, с. 154].

Тематические рифмовки и авторский текст используются для расширения и закрепления словарного запаса, его актуализации, перевода из пассивного в активный словарь; они содержат определенное количество лексических единиц, которые подобраны в соответствии с проблемами, выявленными у детей с ОНР. В данном контексте заучивание не является самой целью, основное - это понимание, осмысление, языкового значения. Не стоит доказывать, что пассивный словарь не переходит в активный без коррекционной помощи. При использовании логостихов необходимо учитывать произносительные возможности детей, а заучивание стихов возможно только после исправлений нарушений звукопроизношения. В противном случае из-за перегрузки физиологических механизмов речи неправильное произношение закрепится и даже усугубится [9, с. 31].

В связи с этим обстоятельством следует подбирать такие стихотворения, которые не содержат в себе звуков, сложных для произношения. Слова, которые служат рифмами в детских стихах, «должны быть главными носителями смысла всей фразы. На них должна лежать наибольшая тяжесть семантики;...каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм;...не загромождать своих стихов прилагательными;...преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей;...стихи должны быть игровыми, так как, в сущности, вся деятельность дошкольников, выливается в форму игры;...не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией! в своих стихах мы должны не столько приспособляться к ребенку, сколько приспособлять его к себе, к своим "взрослым" ощущениям и мыслям» [10, с 187].

Совмещая чтение логостихов с играми, разминками, театрализацией, вместе с решением задач коррекционного развития словаря детей, можно решить и другие задачи: совершенствование фонематических процессов, просодической стороны речи, мелкой, общей и артикуляционной моторики и др.

Выводы. Таким образом, в общей системе коррекционной работы по речевому развитию детей с ОНР дошкольного возраста словарная работа занимает одно из первых мест. Исследования ученых подтверждают, что без лексической базы затруднено развитие ребенка, его мыслительных процессов, и коррекция недостатков словаря должна быть построена по принципу системности и планомерности. Исследования показали, что работа с логостихами требует выполнения определённых правил, позволяющих получить нужный результат. Занятия, построенные по программе с логостихами, позволяют учитывать индивидуально-психологические особенности детей данной категории и способствуют расширению и активизации их словарного запаса, интериоризации новых лексем с последующей их актуализацией. Четко структурированные, имеющие ритмический рисунок, интересный и понятный контент логостихи позволяют решать и проблемы просодической стороны речи. Практика доказывает, что систематическое использование логостихов положительно влияет на развитие не только словаря, но и речевой деятельности детей в целом, что способствует прогрессу в психическом развитии дошкольников.

Литература:

1. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.

- Москва: Эксмо, 2016. - 286 с.

2. Жулина Е.В., Кафьян Э.М. К вопросу о структуре психического развития детей с задержкой экспрессивной речи // Вестник Мининского университета. 2016 №3 (16). С. 20

3. Жулина Е.В., Лебедева И.В. Особенности формирования коммуникативной компетенции студентов-логопедов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 63-65.

4. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой.

- 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 704 с.

5. Мониторинг коррекционно-логопедической работы: учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. - 400 с.

6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В. Секачев, 2017. - 224 с.

7. Титова Т.А., Елецкая О.В., Матвеева М.В., Куликова Н.С. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: учебно-методическое пособие / Т.А. Титова, О.В. Елецкая, М.В. Матвеева, Н.С. Куликова.

- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016 - 192 с.

8. Феофилатова К.Д. Художественная литература как средство формирования словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2016. №3. С. 47.

9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей. - М.: В. Секачев, 2016. - 196 с.

10. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

11. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.

Педагогика

УДК 378.12: 171

кандидат искусствоведения, профессор Журавлева Ольга Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКИ»)

Аннотация. В статье освещены актуальные проблемы современного профессионального высшего образования - создания вузовских электронных учебников по музыкально - историческим дисциплинам, предназначенных для аудиторных занятий и самостоятельной работе студентов. Уточнен и разработан терминологический аппарат проблемы в рамках электронного учебника по художественному и музыкальному (мультимедиа, гипертекст, слайд-шоу, презентация, «свободный выбор», новигация, электронный учебник и др.). Представлен собственный опыт создания и работы с электронным учебником по курсу «Истории музыки» (Раздел 2. «Отечественная музыка» для студентов бакалавриата специальности 44.03.01 и и укрупненной группы подготовки 53.00.00 кафедры музыкальной педагогики и исполнительства.

Ключевые слова: инновационные технологии, высшая школа, мультимедиа, гипертекст, электронный учебник.

Annotation. The article highlights the current problems of modern higher education - the introduction of innovative technologies to ensure the educational process, the creation of University electronic textbooks on music and historical disciplines designed for classroom and independent work of students. The terminological apparatus of the problem (multimedia, hypertext, electronic textbook, manual, etc.) is clarified. Own experience of creation and work with the electronic textbook on «History of music» is presented (Section 2. «Domestic music» for undergraduate students majoring 44.03.01 and and enlarged training group 53.00.00 Department of music pedagogy and performance.

Keywords: innovative technologies, higher school, multimedia, hypertext, electronic textbook.

Введение. В настоящее время наука активно разрабатывает актуальные вопросы, связанные с определением дидактического, психологического и методологического потенциалов информационных технологий обучения, их влияние на парадигму образования.

Среди инновационных технологий современного высшего образования важное место занимают мультимедийные и компьютерные технологии в учеб-ном процессе. Разнообразную электронную продукцию для вузов разработали современные ученые в области информатики, физики, экономических, общественных наук, иностранных языков. Значительное место в этом процессе занимают электронные учебники, пособия, кейсы по разным предметам, которые значительно повышают качества овладения студентами учебного материала и являются основой в разработке дистанционного образования.

В области высшего художественного и музыкального образования также наработан определенный объем электронной учебной продукции. Однако, пока этой процесс ограничивается переводом в электронный вид (сканирование бумажных изданий), самых распространенных учебников по эстетике, различным видам и жанрам искусства, включая и музыку. Дополнительную функцию выполняют электронные ссылки на библиотеки, энциклопедии и архивы. В этой связи, перед преподавателями высшего звена художественного и музы-кального образования возникают задача создания собственных искусствоведческих электронных учебников, предназначенных для аудиторных занятий, самостоятельной работе и дистанционном обучении студентов.

Изложение основного материала статьи. В современных научных исследованиях активно изучаются вопросы конструирования электронных учебников, наполнения и методического обеспечения их составляющих. Ученые, в работах которых отражены научно обоснованных принципов и дидактических основ отбора и структурирования учебного материала для электронных учебников (В. Мадзигон [5], Ю. Жук [2], А. Красовськоий [3] и др.); формулировки требований к содержанию, возможностей программно-педагогического обеспечения учебного процесса (В. Редько [6], Т. Соколовская [7]). Наряду с этим, разработка электронных учебников в области высшего художественного и музыкального образования остается открытой проблемой.

Изложение основного материала статьи. Бесспорно, в настоящее время, электронный учебник является важной частью модернизации современной образовательной системы. В современной науке отмечается: «электронный учебник» - это продукт, в котором аккумулирован учебный материал, методически целесообразно структурированный в определенной дидактической системе, тематика и объем которого соответствуют требованиям программы данного курса или учебного предмета [6]. Электронный учебник опре-деляют также как сложный по структурному строению средство для самобучения [3]. Современные отечественные ученые [1; 6] выделяют такие категории современных электронных учебников:

1. Отсканированные изданные ранее учебники, копии которых размещены в сети интернет для свободного пользования.

2. Электронные учебные комплексы, которые вмещают в себя учебник, справочник, тесты, предназначенные для использования во всех видах учебной деятельности (при изложении теоретического материала, его практической отработки, для контроля знаний и самостоятельной работы).

3. Элементы учебно-коммуникационных систем, являющихся частью сете-вой информационной среды учебного заведения: электронный учебный комплекс как элемент электронной библиотеки, управляемый программмной средой и используемый в сетевых образовательных системах (в локальной сети учебного заведения и глобальной всемирной сети интернет).

Исходя из этой классификации, электронный учебник по «Истории музыки», относится к категории электронных учебных комплексов, предназначенных для широкого пользования студенческой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.