Она позволяет в любой момент, находясь на расстоянии, осуществлять «диалог» между ВУЗом и Работодателем, формируя единю точку зрения на требования к конечному результату образовательного маршрута и самому процессу обучения.
Выводы. Подводя итоги, отметим, что, выстраивание системы взаимодействия Вузов сработодателями и службами трудоустройства является одним из важнейших перспективных направлений развития этих учебных заведений.
Именно создание такой системы, по нашему мнению является действенным инструментом обеспечения государственно-общественного партнерства в области высшего образования, способного преодолеть до сих про существующий значительный разрыв между результатами образовательной деятельности вуза и потребностями рынка труда.
Из трех рассмотренных выше моделей взаимодействия ни одна не может рассматриваться в качестве приоритетной или оптимальной.
Однако, по нашему мнению, каждая из них имеет определенный потециал для усиления ориентации деятельности вуза на актуальные требования к выпускникам со стороны социально-экономической сферы, как региона, так и страны в целом.
Важным представляется, чтобы выбирая одну из них руководство вуза соотносило его потенциал в области социального партнерства, состояние рынка труда с реальными потребности, как вуза так и работодателей, что позволит в полной мере рассматривать качество высшего образования, понимаемого как степень удовлетворенности потребителей, как одного из основных целевых ориентиров развития вуза.
Литература:
1. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на Х съезде Российского Союза ректоров / Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. -2013. - № 4. - С. 5-9
2. Гафурова А.Г. Взаимодействие работодателей и вузов при компетентностной подготовке специалистов. - TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA, с. 164-167
3. Никитина Т.В., Саркисов Б.А. Определене путей повышения эффективности взаимодействия вуза с рынком труда и работодателями. - Наука образование транспорту, 2014, с. 107-110
4. Язовцев И.А. Генезис взаимодействия системы «вуз - работодатель». - Управленец / 7-8/35-36/2012, с. 38-45.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна Нижегородский государственный педагогический университет (г. Нижний Новгород); магистрант III курса, направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование / Логопедия Дадашова Сабина Дмитриевна
Нижегородский государственный педагогический университет (г. Нижний Новгород)
ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ПОСТРОЕНИЯ СВЯЗНОГО РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Аннотация. Статья раскрывает содержание особенностей речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Особое внимание автор уделяет аспектам формирования навыков построения связной речи детей с общим речевым недоразвитием третьего уровня путем обучения построения рассказу с опорой на иллюстрации, рассказу - описанию, пересказу, творческому рассказу с использованием сказок на логопедических занятиях. Кроме того автор анализирует особенности практического использования сказки на логопедических занятиях в ходе проведения им экспериментального исследования.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи третьего уровня, связная речь, речевое развитие, логопедическая работа, сказка, логопедическое занятие, связное речевое высказывание.
Annotation. The article reveals the content of features of speech of preschool children with General underdevelopment of speech of the third level. The author pays special attention to the aspects of formation of skills of construction of coherent speech of children with General speech underdevelopment of the third level by teaching the construction of a story based on illustrations, story - description, retelling, creative story using fairy tales in speech therapy classes. In addition, the author analyzes the peculiarities of the practical use of fairy tales in speech therapy classes in the course of his experimental study.
Keywords: General underdevelopment of the speech of the third level, connected speech, speech development, speech therapy work, fairy tale, speech therapy lesson, coherent speech.
Введение. Под общим недоразвитием речи принято понимать ряд сложных речевых расстройств, наличие которых у детей предполагает существование ряда нарушений в формировании всех компонентов речевой системы, которые относятся к ее звуковому и смысловому аспектам, при условии наличия у ребенка нормального интеллекта и слуха.
Изложение основного материала статьи. Дети старшего дошкольного возраста, у которых имеются ОНР третьего уровня, имеют ряд недостатков процесса формирования связной речи, которая характеризуется ограниченностью словарного запаса, наличием многократных повторов сходных по звучанию слов, имеющих различные значения. Кроме того, даже при правильном осознании логической последовательности событий, дети, имеющие ОНР III уровня зачастую ограничиваются только перечислением совершенных действий.
Обучение монологической речи начинается с обучения пересказу. Стоит отметить, что для дошкольников с ОНР III уровня допускают ошибки при изложении логической последовательности событий, пропуская и упуская отдельные действия, второстепенных героев. Малодоступным для детей с данными речевыми нарушениями выступает рассказ-описание игрушки или предмета по предложенному плану (имеет место замена описания на простое перечисление предметов и их составных частей) [4, с. 118].
Что же касается творческого рассказывания, дошкольники с ОНР III уровня испытывают значительные трудности при его построении (в большинстве случаев подобными навыками дети с данным речевым нарушением просто не обладают). Вызывает затруднения составление развернутого рассказа по иллюстрациям (серии иллюстраций сюжетного плана), задания на определение основной мысли произведения, определение последовательности и логики излагаемых событий. Так, дети с ОНР III уровня составляют собственные рассказы, акцентируя внимание на внешних, поверхностных впечатлениях, но не на причинно-следственных связях и особенностей взаимоотношения героев повествования.
Отставание в речевом развитии оказывает отрицательное воздействие на процесс развития памяти дошкольников: при относительной сохранности смысловой памяти, отмечается значительное снижение логической памяти и уровня продуктивности запоминания (по сравнению со сверстниками, у которых отсутствуют дефекты речевого развития). Так, дети с ОНР III уровня часто опускают отдельные элементы сложных конструкций, забывают сложные инбструкции, изменяют последовательность представленных для выполнения заданий. Большой частотностью характеризуются ошибки, допускаемые при дублировании в процессе составления описания предмета или изображений (картинки).
Некоторые дети с ОНР III уровня способны лишь к проведению беседы вопросно-ответного типа (вместо составления самостоятельного рассказа). Так, экспрессивная речь дошкольников со всеми вышеуказанными особенностями может выступать в качестве средства общения лишь в рамках отдельных условий и предполагает наличие постоянной помощи и стимулирующих дополнительных вопросов-подсказок, суждений поощрительного и оценочного характера со стороны взрослого (логопед или родитель) [4, с. 163].
Без обращения особого внимания на их речь, дети с ОНР III уровня являются малоинициативными, лишь изредка выступая в качестве инициаторов коммуникативного процесса. От этого имеются ряд нарушений в общении со сверстниками, низкая частотность обращения к взрослым за вопросами, их игровые ситуации не сопровождаются рассказом. Таким образом, речь дошкольников с ОНР III уровня характеризуется низкой коммуникативной направленностью.
Шаховская С.Н. в своих работах обращает внимание на то, что у детей, имеющих патологию речевого развития наблюдается преобладание пассивного запаса слов над активным (при это слова переходят из пассивного словарного запаса в активных очень медленно) [4, с. 73]. Так, дошкольники с ОНР III уровня не используют в полной мере имеющийся у них словарный запас, не умеют употреблять слова при построении высказывания, осуществляя спонтанный выбор языковых единиц при осуществлении речевой деятельности. Так, при наличии нормального слуха и первично сохранного интеллекта, дети с общим недоразвитием речи имеют крайне скудный словарь, который в значительной степени отличается от нормы, а употребление в речи слов данного словаря отличается своеобразием, носит узко-ситуативный характер. Например, усвоенные во время занятий лексемы далеко не сразу начинают использоваться данными дошкольниками в процессе коммуникации, а при изменении коммуникативной ситуации могут оказаться неспособными вспомнить слово (слова), которые, казалось бы, им хорошо знакомы и используются в других условиях.
При описании совокупности нарушений лексического строя языка детей в ОНР III уровня, Грибова О. Е. обращает внимание на тот факт, что в качестве одного из механизмов патогенеза выступает низкая степень сформированности звукобуквенных обобщений, которые характеризуются наличием прямой связи с уровнем речевого развития [2, с. 39].
Таким образом, общее недоразвитие речи является крайне неравномерным, замедленным процессом овладения ребенком совокупностью языковых средств родного для него языка. Дети с данной речевой патологией испытывают трудности в овладении самостоятельной речью, причем с течением времени данные расхождения проявляются все более ярко. Согласно исследованиям Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т. Б., не возникает задержки и резкого отличия от нормы появления первых слов у детей, имеющих общее недоразвитие речи, однако различаются сроки, в течение которых осуществляется использование детьми отдельных слов вместо использования двухсловных предложений [3, с. 248]. Так, в качестве основных симптомов нарушений речевого развития выступает стойкость и длительность отсутствия речевого подражания новым лексемам, использование в речи преимущественно открытых слогов, а также редуцирование формы слова путем пропуска отдельных его фрагментов.
Согласно исследованиям Воробьевой В. К. и Шаховской С.Н. речь детей с ОНР отличается несовершенством структурно-семантической организации: имеет место слабая развитость умения связного и последовательного изложения собственных мыслей [1, с. 95]. При построении высказывания дети пользуются набором слов и синтаксических конструкций в значительно упрощенном варианте и ограниченном количестве. Кроме того, они испытывают ряд трудностей, связанных с программированием высказывания, синтезированием его отдельных элементов в единое целое, использованием и отбором материала для решения конкретной коммуникативной задачи. Результатом данных затруднений при построении высказывания выступает наличие длительных пауз и пропусков отдельных смысловых компонентов высказывания.
Таким образом, у детей стершего дошкольного возраста с ОНР III уровня спонтанное речевое развитие отличается замедленностью протекания и своеобразностью, в результате чего отдельные элементы речевой системы в течение длительного периода времени так и остаются недостаточно сформированными. Препятствиями полноценного речевого общения со взрослыми и сверстниками (его ограниченности) выступают наличие ряда трудностей в овладении лексико-грамматическим строем родного языка, формированием словарного запаса, особенностями процесса восприятия обращенного к ним высказывания.
Логопедическое занятие выступает в качестве главной формы коррекционного обучения, цель которого состоит в регулярном развитии у ребенка речевых компонентов. Компонентами логопедического занятия (которое проводит логопед) по развитию связной речи дошкольника являются коррекционное формирование лексико-грамматического строя языка у дошкольника, целенаправленность развития фразовой речи, обучение рассказыванию, навыкам речевого общения. Стоит отметить, что именно рассказывание в рамках логопедического занятия выступает в качестве основного средства по формированию связной монологической (повествовательной и описательной) речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня.
Основными задачами логопедического занятия при обучении рассказыванию являются: формирование и закрепление у ребенка навыков речевого общения, навыков построения связного монологического высказывания, регулятивных навыков, направленных на осуществление контролирующей функции по
отношению к процессу построения высказывания со стороны дошкольника, активизация и развитие восприятия, воображения, мышления и памяти. В свою очередь, процесс формирования у ребенка навыков устной коммуникации и создания развернутого высказывания предполагает усвоение основ построения такого рода высказываний, владение основами планирования собственной речи, владение навыками выделения главной и второстепенной информации, основных смысловых элементов рассказа, обучение особенностям лексического и грамматического оформления высказываний соответственно нормам родного языка [5, с. 62].
Одним из важнейших принципов в логопедической работе является принцип коммуникативного подхода, который предполагает широкое применение таких приемов и форм обучения (в том числе и игровых), которые способствуют активизации ряда речевых проявлений у ребенка с нарушениями речевого развития. При этом не стоит забывать об обще дидактических принципах (принципах системности и последовательности в изложении материала, принципе учета индивидуальных и возрастных психологических особенностей ребенка, наличие направленности на самостоятельность и активность речевой деятельности).
При проведении логопедического занятия крайне важным является формирование и поддержание мотивации процесса коммуникации со стороны дошкольника. Поддержанию необходимого уровня заинтересованности ребенка во время занятий способствует использование четкой и логичной системы отбора вопросов, используемых на логопедическом занятии в качестве опор-подсказок для ребенка, умелый отбор тематического материала занятия, использование красочного иллюстративного материала, привлечение к работе логопеда родителей воспитанников. То есть, для логопеда является крайне важным наличие знаний касательно интересов обучаемых им детей, что будет способствовать активизации их речевых навыков во время занятия путем создания необходимого уровня мотивации.
С данной точки зрения одним из наиболее эффективных и продуктивных материалов логопедической работы выступает использование сказки на занятиях с дошкольниками с ОНР третьего уровня. Так, со сказками ребенок знакомится с самых первых дней своей жизни, и к старшему дошкольному возрасту знает их содержание достаточно хорошо, в связи с чем при использовании сказок на логопедических занятиях у него возникает трудностей (возникают в значительно меньшей степени) при формировании монологического высказывания при выстраивании содержательной линии, использовании языковых средств, образности оформления собственного высказывания по сравнению с использованием других текстов прозаического содержания. В сказке отчетливо отслеживается сюжетная линия, четко распределены роли главных действующих лиц, она содержит эмоционально-оценочный компонент, нравственные основы и духовные ценности, которые формировались на протяжении достаточно длительного времени. Таким образом, при использовании сказок на логопедических занятиях по формированию навыков монологической связной речи у детей с ОНР третьего уровня имеет место не только проведение коррекционной логопедической работы, но и реализуется воспитательная функция процесса обучения путем знакомства с фольклором и системой духовно-нравственных ценностей родной культуры, развитие воображения и творческого мышления ребенка (сказка представляет собой вымышленный рассказ, включающий несуществующие элементы повествования), что оказывает положительный эффект как на формирование навыков связной речи, так и на общий уровень развития ребенка в целом.
Выводы. Таким образом, логопедическое занятие выступает в качестве основной формы коррекционного обучения и направлено на систематическое развитие всех речевых компонентов. Основной задачей логопедического воздействия на дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня, заключается в обучении их связному и последовательному, правильному с точки зрения грамматики и фонетики изложению собственных мыслей при построении связной речи. Одним из наиболее эффективных способов формирования связной речи в рамках логопедического занятия выступает использование сказки при обучении основам самостоятельного построения связного монологического высказывания: при обучении пересказу, рассказу по картинкам, рассказа-описания и т.д. Сказка выступает в качестве материала, характеризующегося доступностью и простотой изложения, образностью и емкостью использования языковых средств, четкой сюжетной линией, яркостью образов главных героев. Кроме того, сказки вызывают большой интерес у дошкольников, стимулируя их к построению собственного высказывания с целью выражения собственного мнения относительно того или иного персонажа (рассказ-описание), потребности самому рассказать уже давно известный ему сюжет как с опорой на иллюстрации (которыми очень богаты детские книги со сказками). Кроме того, имеет место формирование личностных качеств дошкольников путем восприятия духовно-нравственных норм и ценностей, которые также имеют место в сюжетной линии сказочного повествования. Сказка оказывает положительное влияние на развитие воображения и творческого мышления ребенка, поскольку сказка по сути своей характеризуется вымышленностью и ирреальностью повествования и особенностей сюжетной линии. Использование сказки на логопедических занятиях способствует созданию благоприятного речевого окружения, положительного эмоционального настроя.
Нами проведена экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения д.с. «Светлячок». Нами были исследованы возможности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня, путем использования сказок на логопедических занятиях.
В результате проведенного нами диагностического исследования было установлено, что у большей части обследуемых детей старшего дошкольного возраста имеются трудности, связанные с правильностью согласования членов предложения в процессе составления собственных высказываний, последовательного изложения собственных мыслей при использовании иллюстративного материала в качестве зрительной опоры, при составлении описания предмета, изложении сюжетной линии, составлении связного рассказа. Так, было установлено, что уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня различны и варьируются от низкого (составления фразы) до наиболее сложных (составления рассказов, речевых высказываний).
В рамках проведения коррекционной работы по преодолению выявленных нарушений речевого развития у обследуемых детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня и формированию навыков построения связной речи в рамках логопедических занятий были использованы русские народные сказки. Так, данный вид фольклорных произведений был использован при осуществлении
работы по составлении рассказа по картинкам, описания иллюстрации, в рамках вопросно-ответной беседы, обучения пересказу, при обучении описанию предмета (сказочного персонажа).
Анализ проведенной работы по развитию связной речи показал положительные результаты. По итогам проведенной работы у детей отмечается положительная динамика. Было отмечено улучшение показателей в работе над развитием связной речи. Так, мы можем сделать вывод о том, что использование сказки в рамках логопедических занятий по формированию навыков построения монологического высказывания у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня характеризуется наличием положительных результатов и отличается высокой степенью заинтересованности детей на занятии, готовностью и наличием желания вступать в диалог с логопедом, способствует развитию творческих способностей ребенка, его воображения, памяти. Кроме того имеет место знакомство ребенка с духовными и нравственными ценностями русского народа, что положительно сказывается на общем развитии дошкольника, формировании его личностных качеств.
Литература:
1. Воробьёва, В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи / В.К. Воробьева. - М.: № 4 - 2015. - 160 с.
2. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология / О.Е. Грибова. - М.: 2001. - № 6. - 198 с.
3. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: 2010. - 567 с.
4. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. 3-е изд., перераб и доп. - М. Владос, 2003. - 261 с.
5. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. -М.: Альфа, 2001. - 325 с.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна Нижегородский государственный педагогический университет (г. Нижний Новгород); магистрант III курса, направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование / Логопедия Дадашова Сабина Дмитриевна
Нижегородский государственный педагогический университет (г. Нижний Новгород)
ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье описывается содержание и результаты исследовательской работы, целью которой было изучение образовательных возможностей сказки и ее влияние на процесс развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Особое внимание автор уделяет описанию методов, которые были использованы в ходе экспериментальной работы.
Ключевые слова: связная монологическая речь, речевое недоразвитие, коррекция речевой функции, сказкотерапия, психокоррекционная сказка, дидактическая сказка.
Annotation. The article describes the contents and results of research the purpose of which was to study the educational possibilities of the tale and its impact on the process of development of coherent monologic speech of preschool children with General underdevelopment of speech. Special attention is paid to the description of the methods which were used during the experimental work.
Keywords: coherent monologic speech, speech underdevelopment, correction of speech function, the tale therapy, psychocorrection's tale, didactic tale.
Введение. Вопросы развития связной монологической речи в различных ее аспектах были и остаются одними из самых актуальных в системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Связная речь представляет собой не просто последовательность логически связанных между собой высказываний, предполагающих точность и грамматическую правильность, она является отражением всех достижений ребенка в освоении родного языка, его грамматического строя, словарного запаса, звуковой стороны речи.
Изложение основного материала статьи. Связная монологическая речь играет ведущую роль в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста. Являясь одной из важнейших функций человека, речевая функция оказывает влияние на становление высших форм познавательной активности индивида, формирование его понятийного мышления [4, с. 131.
Системное речевое недоразвитие, которое отмечается у детей старшего дошкольного возраста, как правило, наряду с задержкой развития ряда психических функций, в качестве способа нивелирования предполагает использование дифференцированного подхода в вопросе выбора приемов и методов формирования навыков самостоятельного построения связного монологического высказывания [12, с. 1321.
С учетом характера некоторых речевых расстройств, нарушения в сфере речевого развития отрицательно влияют на процесс психического развития детей, их поведение и деятельность, что негативно влияет на формирование личности индивида, представляя собой основу наслоений психического характера, являясь причиной проявления отрицательных свойств характера, особой специфики эмоционально-волевой сферы.
Общее недоразвитие речи детей с сохранным интеллектом, нормальным состоянием слухового канала восприятия информации представляет собой речевую патологию, которая состоит в нарушении формирования каждого из компонентов речевой системы: различение звуков, объем словарного запаса, произношение, грамматический строй, словообразование. Учеными выделяются три уровня речевого развития детей с ОНР в соответствии с их уровнем речевого развития. Вне зависимости от уровня развития, ребенку с общим нарушением речи не свойственна спонтанность в осуществлении корректного онтогенетического речевого развития, что характерно для обычных дошкольников с нормальным уровнем речевого развития [5, с. 79].