УДК 377.018.48
В.П. Глухое
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье представлены данные комплексного исследования уровня сформированном^ навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи (дети со вторым и третьим уровнями речевого развития). Сопоставительное (с нормой речевого развития) исследование проведено на основе разработанных автором технологий логопедического обследования и методики дифференциально-диагностической оценки с использованием критериев психолингвистического анализа.
Речевая деятельность, связная речь, дети с общим (системным) недоразвитием речи, навыки составления фразовых высказываний, монологические высказывания, специфические затруднения в овладении навыками связных высказываний.
The article presents the data of complex research of the level of formation of skills of coherent statements of preschool children with general underdevelopment of speech (children with the second and third levels of speech development). Comparative (with the norm of speech development) research is conducted on the basis of the technologies of logopedic inspection developed by the author and the methods of differential and diagnostic assessment using the criteria of psycholinguistic analysis.
Speech activity, connected speech, children with general (systemic) underdevelopment of speech, writing skills, phrasal utterances, monologic utterance, specific difficulties in mastering the skills of connected utterances.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системное недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и сопутствующей задержки познавательного развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. В последние годы число детей, имеющих общее недоразвитие речи, неуклонно увеличивается, в связи с чем проблема формирования навыков связной речи, коррекции процесса формирования речевой деятельности у данного контингента детей приобретает особую актуальность.
По данным педагогической практики и специальных исследований (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Л.Ф. Спирова и др.), большинство детей с недоразвитием речи, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Словарный запас таких детей небогат, уровень овладения грамматическим и синтаксическим строем речи довольно низкий, семантическая сторона речи недостаточно сформирована, «арсенал» языковых средств выражения мысли крайне беден [1], [8].
Изучение литературы по проблеме исследования показало, что проблема формирования навыков связных высказываний у дошкольников с системным недоразвитием речи (прежде всего при втором уровне речевого развития) недостаточно отражена в специальной литературе; разработка путей формирования связной речи у этих детей по-прежнему является одной из актуальных задач теории и практики логопедии.
В задачи нашего исследования входило:
- изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у старших дошкольников с ОНР
(II и III уровни речевого развития в сопоставительном плане) и последующее целенаправленное ее формирование по разработанной нами системе;
- разработка перспективной программы коррек-ционной работы по формированию навыков связных высказываний у детей со вторым уровнем речевого развития.
Для реализации указанных задач мы использовали следующие методы исследования: изучение словаря у детей по специально составленной схеме обследования; исследование связной монологической речи с помощью серии экспериментальных заданий; наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения; изучение медико-педагогической документации; беседы с воспитателями, родителями и детьми; метод статистической обработки данных экспериментального исследования и др.
Комплексное констатирующее исследование проводилось нами в МДОУ - Центрах развития ребенка (ЦРР) с логопедическими группами № 50, 58, 91 и 103 г. Люберцы Московской обл., Центре диагностики и консультирования Люберецкого района, ГБОУ / детский сад № 1296 ЮВАО г. Москвы в период 2003 - 2010 гг. По результатам подготовительного этапа исследования, включавшего мониторинг, предварительное психолого-педагогическое изучение детей (проведенное педагогами-дефектологами и логопедами ПМПК и ДОУ), были сформированы экспериментальные группы детей в возрасте 4,5 - 5 лет (I ЭГ) и 5 - 5,5 лет (II ЭГ), имевших (по заключению ПМПК) общее недоразвитие речи. В результате тщательного отбора (на основании данных логопедического и психоневрологического обследования) в исследуемую группу вошли 80 детей с ОНР, находящихся на II уровне речевого развития, и 120 детей с
третьим уровнем речевого развития (по классификации Р.Е. Левиной - Т.Б. Филичевой [8], [9] и др.) с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Как показало анамнестическое исследование, общее недоразвитие речи у детей во многих случаях случаев было обусловлено осложненной симптоматикой: это факторы пренатальной патологии (гипок-сическая энцефалопатия, билирубиновая энцефалопатия, резидуально-органические поражения мозга, генетический фактор); перинатальной патологии (травматическая энцефалопатия); постнатальной патологии (гипертензионно-гидроцефальный синдром); экзогенно-органические факторы (инфекции, травмы, интоксикации, влияющие на ЦНС, вирусные заболевания, прием лекарственных препаратов, ионизирующая радиация, вибрация, цереброастенический синдром и др. Указания на признаки раннего органического повреждения ЦНС были обнаружены у 84 % обследованных детей с ОНР.
Для решения задач исследования нами была составлена программа констатирующего эксперимента, разработана и апробирована (в ходе скринингового исследования) методика его проведения, которая подробно представлена в ряде научных и учебно-методических трудов автора [2], [4] и др. В целях комплексного исследования связной речи детей нами использовалась серия заданий, которая включала: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, [10]); составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа), составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок, сочинение рассказа на основе личного опыта, составление рассказа-описания, составление рассказов с элементами творчества.
При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа учитывались показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определялись: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность речевого сообщения, полнота отображения предмета речи, смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. Индивидуальный качественный анализ высказываний детей с ОНР и с нормальным речевым развитием позволил установить несколько уровней выполнения заданий по каждому из видов рассказа. В основу выделения данных дифференциально-диагностических уровней сформиро-ванности навыков связных монологических высказываний был положен ряд психолингвистических критериев оценки связного текстового сообщения [3], [5]. С учетом этих критериев было выделено 5 диагностических уровней сформированности навыков связных высказываний - «хороший» (полностью соответствующий показателям нормы), удовлетворительный (в основном удовлетворяющий потребностям речевой
коммуникации в рамках познавательной деятельности), «недостаточный» (средний), «низкий» и «начальный» / условно «нулевой» (навыки составления развернутого высказывания отсутствуют; рассказ-сообщение подменяется «номинацией», перечислением отдельных составляющих фрагмента действительности, выступающего в качестве предмета речи). Для оценки составляемых рассказов на основе указанных выше психолингвистических критериев была разработана схема дифференциально-диагностической оценки уровней выполнения экспериментальных заданий [2] и др.
Проведенное исследование связной речи и других, тесно связанных с ней, особенностей речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) позволило получить следующие данные.
Определить ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как: названия деталей предметов, их качественные характеристики (цвет, объем, пространственные параметры и др.). Выявлены затруднения при выполнении задании на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов и др. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей со вторым уровнем речевого развития степень освоения лексического и грамматического строя речи, интеллектуальных действий со знаками языка не обеспечивают минимально достаточного уровня языкового развития, необходимого для овладения навыками связных высказываний.
По данным наблюдений за детьми на учебных и внеучебных занятиях, в процессе игр, дети с ОНР мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных высказываний детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми был характерен ряд особенностей: отсутствие смысловой организации высказывания, логической связи между элементами сообщения, резко выраженная фрагментарность и ситуативность.
На основании экспериментального исследования было установлено, что старшие дошкольники с системным недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связных высказываний. У большинства детей с ОНР существенные затруднения возникали уже при составлении высказываний на уровне отдельных предложений (по наглядной опоре), что может быть связано с неумением детей устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамма-тическом оформлении высказывания. Еще большие затруднения вызвало составление фраз по трем тематически связанным картинкам, когда на первый план выступала задача определения адекватного предикативного содержания фразы путем установления логической связи между предметами-денотатами. В первую очередь это относится к детям I ЭГ, имеющим
второй уровень речевого развития: 67,5 % детей этой группы испытывали выраженные затруднения при выполнении первого экспериментального задания и 90 % - при выполнении второго задания. Анализ выполнения этих заданий детьми с ОНР указывает на трудно -сти в программировании содержания фраз-высказываний. Это проявляется в неспособности детей с общим недоразвитием речи к самостоятельному составлению высказываний, в неумении устанавливать или актуализировать в речи предикативные (субъектно-объектные) отношения, в пропусках значимых смысловых звеньев фразы, в наличии большого количества пауз-остановок при составлении предложений и др. Отмечались трудности в лексико-грамматическом оформлении высказываний (лексические ошибки, различные нарушения грамматической структуры фразы-ошибки на образование глагольных форм, нарушения синтаксической связи, нормативного порядка слов и др.).
Констатирующее исследование показало, что навыки составления отдельных (фразовых) высказываний у детей со II уровнем речевого развития в большинстве случаев находятся на начальной стадии формирования, а у детей с III уровнем речевого развития (при наличии выраженного первичного речевого дефекта) они сформированы на достаточно низком уровне.
Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности навыков отдельных фразовых высказываний у детей ОНР не обеспечивает успешного решения коммуникативной задачи составления связных развернутых высказываний. Не владея в достаточной мере средствами выражения мысли, дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в составлении развернутого рассказа-сообщения.
Сравнительные экспериментальные исследования показали, что у старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) качественно-количественные показатели успешности выполнения заданий на составление различных видов монологических высказываний значительно ниже, чем у детей с нормальным развитием речи (по показателям объема рассказов, степени отображения предмета речи, самостоятельности, адекватности высказываний поставленной речевой и творческой задаче, связности и последовательности речевого сообщения, использования языковых средств).
Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, несемантизированные продолжительные паузы на границах фраз, повторы фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки), отмечаемые у детей с ОНР, могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.
Исследование показало, что у детей со вторым уровнем речевого развития навыки самостоятельного составления связных монологических высказываний либо не сформированы (от трети до половины детей I экспериментальной группы не смогли выполнить
задания на составление развернутых высказываний различного вида), либо находятся на начальной стадии формирования. Во многом это связано с несфор-мированностью представлений о связном монологическом высказывании - рассказе-сообщении об услышанном, увиденном, наглядно представленном на серии картинок и т.д., его композиционном построении и семантической логико-смысловой организации. У детей отсутствуют или недостаточно сформированы представления о том, как составляется речевое сообщение о предмете, предметной ситуации или том или ином событии. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в сознании ребенка-дошкольника пока еще не сформирован четкий семантический «стандарт» развернутого речевого высказывания. Второй «определяющей» причиной несформирован-ности навыков связных развернутых высказываний является низкий уровень овладения основными средствами языка (лексическими, грамматическими, синтаксическими), необходимыми для составления речевого сообщения.
Проведенное нами исследование позволяет сделать предположение о том, что выявленные у детей с ОНР затруднения в составлении монологических высказываний, их недостаточная информативность, нарушения связности речи обусловлены не только не-сформированностью навыков планирования и программирования речевого сообщения, неумением отобразить замысел в связном последовательном повествовании; в определенной степени они обусловлены неумением анализировать предмет речи, выделять основные компоненты его предметного содержания. Отсутствие достаточной речевой практики, несфор-мированность перцептивно-аналитической деятельности, навыков целенаправленного анализа содержания прослушанного текста, предмета описания, наглядно представленной предметной ситуации, данных своего личного опыта не обеспечивают создания достаточно полного и четкого образа предмета речи [6], что, в свою очередь, затрудняет действия планирования речевого сообщения, создания и удерживания в памяти программы развернутого высказывания.
В то же время в рассказах детей с нормальным развитием речи лишь в небольшом числе случаев отмечались нарушения связности и последовательности изложения, почти не наблюдались смысловые пропуски и ошибки. Самостоятельное, как правило, выполнение заданий указывает на то, что у детей создавалась программа рассказа-сообщения.
Для монологических высказываний детей со вторым уровнем речевого развития и многих детей с III уровнем ОНР характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи (короткие фразы, недостаточное употребление предложений с однородными членами, сложных предложений, конструкций прямой речи и др.), что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения. У многих детей с системным недоразвитием речи отмечены лексические затруднения (при выборе слов-лексем), ошибки, связанные со
слабостью лексических дифференцировок. Анализ аграмматизмов выявил у детей с ОНР большую частоту ошибок на построение предложений, в том числе неправильное оформление связи слов, пропуски слов, ошибки на образование глагольных форм, дублирование элементов фразы и др. Выявлены серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний - нарушения синтаксической связи между фразами, прежде всего из-за несоответствия ви-довременных форм глаголов; пропуски глаголов-предикатов, повторения частей текста.
Констатирующее исследование показало, что у детей со вторым уровнем речевого развития выявлен низкий уровень грамматикализации речевых высказываний. При этом все основные варианты аграм-матизма (структурный, синтаксический, семантический) имеют «глобальный характер», что существенно влияет на возможность овладения связной речью. «Стабильный» и высокий уровень «аграмматичности» (отступления от норм кодифицированной грамматически правильной речи) отмечен и в рассказах большинства детей с третьим уровнем речевого развития.
Сравнительные исследования показали, что уровень сформированности навыков составления монологических высказываний у детей с нормальным развитием речи значительно выше, чем у детей с ОНР, находящихся на третьем уровне речевого развития. (Условно, по средним показателям, в два раза - по первым трем видам высказываний, и примерно в три раза выше - по трем следующим - рассказ-описание и рассказы с элементами творчества).
В то же время дети со вторым уровнем речевого развития существенно отстают от детей с III уровнем ОНР в овладении навыками связных высказываний - у большинства детей первой ЭГ (примерно две трети группы) навыки монологической речи не сформированы, а у остальных детей находятся в начальной стадии формирования (последнее относится к таким видам развернутых высказываний, как рассказ из личного опыта и сообщение по серии сюжетных картинок).
Комплексное исследование связной речи детей старшего дошкольного возраста позволило получить дополнительные данные о степени готовности детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению. Наше исследование показало, что общий уровень сформированности навыков связных высказываний у детей с ОНР III уровня не обеспечивает необходимой подготовки к предстоящему школьному обучению. Об этом свидетельствуют затруднения в речевой деятельности детей, которые проявлялись, прежде всего, при составлении связных развернутых высказываний (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ из личного опыта, рассказ-описание, продолжение рассказа по данному началу).
В еще большей степени это относится к детям со вторым уровнем речевого развития: навыки самостоятельного составления рассказа у них еще не сформированы, а уровень сформированности связной фразовой речи соответствует низкому или недостаточному. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию связной (диалогической и монологической) речи детей со II и III уровнями ОНР, включающей формирование навыков построения различных видов связных высказываний, навыков планирования самостоятельной монологической речи в сочетании с направленным формированием языковых (лексико-граммати-ческих, морфолого-синтаксических) средств оформления связных высказываний.
Коррекционное обучение детей с ОНР по разработанной нами программе, рассчитанной на двухлетнее пребывание в логопедических группах детского сада, проводилось нами в указанных выше коррекци-онных учреждениях в период с 2008 по 2012 гг. Система обучения являлась конкретизацией одного из важных разделов программы воспитания и обучения в детском саду применительно к детям, имеющим системное недоразвитие речи. Содержание и результаты обучающего эксперимента будут представлены нами в последующих публикациях.
Литература
1. Воробьева, В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией: дис. ... канд. пед. наук / В.К. Воробьева. - М., 1986.
2. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов / В.П. Глухов. - М., 2012.
3. Глухов, В.П. Психолингвистика / В.П. Глухов. - М., 2013.
4. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития / В.П. Глухов. - М., 2013.
5. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М., 1982.
6. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М. ; СПб., 2003.
7. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М., 2006.
8. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. - М., 2001.
9. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. -М., 2002.
10. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность / Л.С. Цветкова. - М., 1985.