Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / РЕЧЬ / СЛОВАРЬ / МЫШЛЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ПЕРВОКЛАССНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алхатова Толкын Сериковна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Алиева Э. С.

В статье затронуты вопросы взаимосвязи интеллектуального компонента и психологической готовности ребенка к обучению в школе, основные качества психического развития ребенка первоклассника и роль педагога в обучающем процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алхатова Толкын Сериковна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Алиева Э. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

УДК 37.013.75

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Алхатова Т.С., Лепешев Д.В.

НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

Алиева Э. С.

Кокшетаусский университет им.А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье затронуты вопросы взаимосвязи интеллектуального компонента и психологической готовности ребенка к обучению в школе, основные качества психического развития ребенка первоклассника и роль педагога в обучающем процессе.

Ключевые слова: интеллект, речь, словарь, мышление, коммуникация, первоклассник.

Современный ребенок, поступающий в первый класс, кардинально меняет свой стандартный образ жизни, если в дошкольном возрасте игра занимала ведущую деятельность, то поступая в школу, учебная деятельность становится для него ведущей.

Процесс адаптации первоклассников сейчас стал еще сложнее ввиду того, что за школьные парты садится ребенок, достигший шестилетнего возраста и психологически он не готов к учебной деятельности, потому как ведущей деятельность еще остается игровой.

В работах Л.С.Выготского [1], А.Р.Лурии [2], Л.С. Цветковой [3] обоснованно доказано, что отставание психического развития, его профилактика и преодоление трудностей в учебной деятельности является областью изучения нейропсихологии, которая рассматривает этот вопрос через теорию системной динамической локализации высших психических функций.

Программа обучения первоклассников требует от ребенка не только основ знаний алфавита, элементарных математических представлений, а более сложных форм умственной деятельности, саморегуляцию, контроль, критичность к результатам своей деятельности, проявление интереса к выполнению заданий, понимание инструкции, удержание алгоритма, развитость вербального и невербального воображения и многое другое. Поэтому рассуждая о психологической готовности ребенка к школе, можно предположить, что первоклассник должен справиться с предъявляемыми требованиями обучения в школе.

Качественным показателем психического развития является интеллектуальная составляющая (рис.1), в которую входит достаточный запас знаний об окружающем мире, достаточный словарный запас, без этих составляющих ребенку в школе будет психологически не комфортно.

Работа психолога организаций дошкольного образования, кабинетов психолого-педагогической коррекции, учителя логопеда, дефектолога должна строиться на повышение уровня знаний в области живой и неживой природы, различных сфер человеческой деятельности и отношений, достаточного осмысления содержания, установление функциональных, пространственных, причинно-следственных связей.

Нами предлагается вариант занятия педагога, целью которого является активизация речи, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире для интеллектуальной, а значит и психологической готовности к школе.

Рис.1. Компоненты интеллектуальной готовности.

Повторение темы «Транспорт» Цели и задачи:

Образовательная: закрепить понятие «виды транспорта», закрепить понятия наземный, водный, воздушный, железнодорожный транспорт.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес

Коррекционная: научить ребенка обобщать, группировать. Расширять объём памяти посредством увеличения объема зрительно запоминаемых объектов. Развивать зрительное и слуховое внимание. Развитие активизации речи через тему «Транспорт». Приобщение к музыке через использование музыкального сопровождения и различных шумовых эффектов.

Инструментарий: картинки с изображением транспорта, компьютер, игрушка самолет с сюрпризом, нитки и машинки, рожки, картинка с изображением моря, краски, влажные салфетки, музыка.

Ход занятия:

1. Орг. Момент.

Карина, посмотри, к нам на занятие пришли гости! Давай поздороваемся! Здравствуйте! -Сегодня мы отправимся в путешествие в мир знаний. На чем можно отправиться в путешествие?

- можно на поезде/имитация поезда, идущего чух-чух-чух/ -можно на корабле/имитация ту-ту-ту/

-на самолете /имитация летящего самолета л-л-л-л—л/

- Чтобы отправится на машине, нам нужно знать, что у машины есть колеса, бензобак, мотор, сигнал и многое другое.

Музыка «Машина, машина ...» Машина, машина идет в пути В машине, в машине шофер сидит би-би В машине, в машине ребят полно Поехали дети, глядят в окно би-би Вот речка, вот море, вот лес густой Приехали дети, машина стой -Ну вот мы приехали...

2. Объяснение темы урока

-Давай посмотрим с тобой картинки а/ просмотр картинок

-Давай посмотрим картинки. -Что это? /самолет/ -А это?/корабль/ -А это? /поезд/ -А это? /машина/

-Как мы назовем одним словом? /транспорт/

б/ определение по способу передвижения/воздушный, морской, железнодорожный, наземный/

-Где летает самолет? /в небе по воздуху, это воздушный транспорт/

-поезд это, поезд ездит по железной дороге, по рельсам железнодорожный транспорт/

-корабль — это морской транспорт он плывет по воде.

-автобус, машина - это наземный транспорт.

Закрепление.

-дай мне воздушный транспорт, а теперь наземный, железнодорожный, морской транспорт.

в/ давай послушаем звуки транспорта и попытаемся угадать.

/Прослушивание звуков различных транспортов/

3. Игра «День и ночь»

Запомни картинки, сейчас пока ты будешь спать, может картинка пропасть. Будь внимательна! Какого транспорта не стало?

4. Физминутка «Вот мы в автобусе сидим.»

5. Нанизывание транспорта на нитки

-вот машинки, вот дорога. Нужно вдеть машинки в нитку, и они будут ехать по дороге. - Молодец!

6. Пальчиковая игра.

1,2,3,4,5,

Будем транспорт называть Машина, вертолет, корабль, автобус, самолет /сжимаем и разжимаем пальцы рук/ 5 пальцев мы в кулак зажали 5 видов транспорта назвали.

7. Картинка «на море»

-Посмотри, что изображено на картинке? /море/

-А какой вид транспорта может быть в море? /корабль/

-А над морем в облаках, какой вид транспорта может быть? /самолет/

-А еще смотри -это воздушный шар, он тоже относится ктранспорту. Давай приклеем этого милого медвежонка, который спускается к морю на воздушном шаре. А еще приклеим кораблик, самолет, рыбку в море...

/нужно заклеить фигурки из рожек -самолет, воздушный шар, корабль, рыбок, мишку/ и раскрасить пальчиком.

8. Рефлексия.

-Карина, нужен ли транспорт людям?

«В небе, на земле и на воде - транспорт нужен нам везде!».

-Какой транспорт летает по воздуху? по железной дороге? По воде? По земле?

На этом сегодня наше путешествие в мир знаний окончено. Смотри, прилетел самолет. А что там есть? Это тебе подарок.

Таким образом, существенную роль в психологической готовности к школе играет формирование мыслительной деятельности первоклассника, воспитание любознательности, формирование культуры поведения в общественных местах и транспорте, положительное отношение к школе, развитие речи, умение самостоятельно планировать свою практическую деятельность, уметь обобщать и классифицировать, выделять признаки сходства и различия.

Единство интеллектуального компонента и психологической готовности к школе позволит первокласснику преодолеть переход от игровой деятельности к учебной.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Мышление и речь- М; 2016

2. Лурия А.Р. «Язык и сознание» - М; 1979

3. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект - М.: 1995.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCГО 0000-0002-9899-2831 е-mail: d_Lepeshev@mail.ru

Алхатова Толкын Сериковна, руководитель Акмолинской областной психолого-медико-педагогической консультации, преподаватель-исследователь, бакалавр дефектологии, магистр психологии кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCГО 0000-0001-5555-3778

е-mail: alkhatova-ts@mail.ru

Алиева Э. С., магистрант кафедры Социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

е-mail: alieva22.04@mail.ru

Дата поступления статьи: 09.02.2022

© Лепешев Д.В., Алхатова Т С.., Алиева Э.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.