УДК 159.9+37.018.1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА РОЛИ ОТЦА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕННОСТЕЙ
Лепешев Д.В., Ракишева Г.М., Гелисханова З.А. НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
(г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Захлебаева В.В.
Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. Вопрос роли отца в воспитании ребенка в современном мире актуализируется согласно целому ряду причин. Данная статья представляет теоретические и статистические научные предпосылки для организации проведения научно-педагогической лабораторией «Педагогическая инноватика» НАО Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова (Республика Казахстан) совместно с партнерами из Житомирского государственного университета им. И. Франка (Украина), Modern Education and Research Institute (Бельгия, Брюссель) международного комплексного мониторингового исследование на тему: «Анализ современных проблем формирования института отцовства».
Трудности нынешней семьи определяются не только глобализацией
развития экономики, социальной защищенностью семьи, а также
демографической обстановкой многих государств мира.
Авторы, через сравнительный теоретический анализ отечественных и
зарубежных исследований, обращают внимание на то, что роль отца в семье
неоспорима.
Проблема заключается, согласно суждению авторов, в том, что на сегодняшний день важно пересмотреть методы и приемы воспитания будущего отца. Сберечь и создать новый благоприятный имидж в семье и обществе.
Ключевые слова: психолого-педагогической роль отца, ценности, особенности развития ценностей младшего школьника, семья, институт отцовства.
Актуальность проводимого нами международного комплексного
мониторингового исследование на тему: «Анализ современных проблем формирования института отцовства» с участием научно-педагогической лабораторией «Педагогическая инноватика» НАО Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова совместно с партнерами из Житомирского государственного
университета им. И. Франка (Украина), Modern Education and Research Institute (Бельгия, Брюссель) состоит в том, что семья для
взрослого является средством удовлетворения ряда его потребностей.
Для ребенка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и
интеллектуального развития. В семье у человека формируются ценности,
мировоззрение, морально - нравственные качества. В семье закладываются первые ступени его развития и дают дальнейший отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Для того, чтобы гармонично развиваться и
расти, необходимо быть адаптированной личностью. Подобному росту и развитию способствует удовлетворение потребностей, закладывающиеся умение которого происходит в детстве, в семейной среде, что приводит к психическому здоровью личности [1].
Проблема отцовства определена усложнением нынешних социальных обстоятельств, обострением противоречивости семейных взаимоотношений как важнейшей части общества.
Кризис социального института брака и семьи в сегодняшних обществах считается общепринятым феноменом. Становится наиболее явным, что статусы и роли матери и отца значительно модифицировались под воздействием нынешних социально-
экономических и социокультурных условий. Как следствие, появилось желание переосмыслить содержательный характер с нынешними общественными отношениями аспектами внутрисемейного формирования.
Отношение «отцы и дети», расширяясь за границы биологического рода и семьи, расходятся до макросоциального уровня, обретают массовые масштабы, международное значение, в том числе политическое и идеологическое.
По мнению ученых, любовь отца формируется впервые годы жизни ребенка и ее нужно заслужить. Для того что бы заслужить его любовь, нужно соответствовать отцовским требованиям, то есть любовь отца служит наградой за способности, успехи и достижения. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Так же ученые считают, что роль отца в воспитании ребенка заключатся в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Отец - это источник знаний для детей о мире, труде, технике, способствует развитию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации. Недостаток отцовской любви может отрицательно повлиять на образ «Я» и самооценку, а также эмоциональную неустойчивость, агрессию, наркотическую и алкогольную зависимость и проблемах поведения [2].
В Казахстане исследования в области института семьи и отцовства нашли свое
логическое отражение в публикациях таких ученых, как Абсаттаров Р.Б. [3], Алпысбек М.А. [4], Аргынбаев Х.А. [5], Атемова К.Т., Исабекова Г.Б. [6], Жахан Ж.Ж. [7], Калиев С., Жарыкбаев К. [8], Корнилко И.А., Битабаров Е.А., Алтаева Б.С. [9], Кожахметова К.Ж. [10,11], Лепешев Д.В. [12,13,14], Мамытжанов К., Айтбаева А.Б., Касен Г.А. [15], и др.
Республика Казахстан отдает особое внимание проблемам поддержки семьи. В соответствии со стратегией «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» странной взят курс на ускоренную модернизацию и индустриализацию, нашедшее отражение в Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира.
Казахстан собирается применять 15-20 -летнее «окно возможностей» с целью осуществления пяти стратегических
направлений наукоемкой экономики, развитее современной инфраструктуры и углубление международной интеграции.
6 декабря 2016 года Президент Республики Казахстан подписал Указ, утвердивший Концепцию семейной и гендерной политики Республики Казахстан до 2030 года [16]. В документе представлены результаты формирования семьи, брака, материнства, отцовства и детства с 2006 по 2016 гг., как составной части социальной политики Казахстана, представляющей собой систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового обеспечения, нацеленную на улучшение условий и увеличение качества жизни семьи.
Государственная политика Республики Казахстан в интересах детей считается приоритетной областью деятельности государственных органов. Республика Казахстан выделяет следующие цели государственной политики в интересах детей: обеспечение прав и законных интересов детей и не позволение их ущемлению, развитие правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физиологическому, умственному, духовному и нравственному формированию ребенка, защита ребенка от психологического и физического негативного влияния [17].
Выступая на торжественной церемонии открытия Года молодежи Призидент РК Н.А.
Назарбаев отметил: «Вместе с институтом материнства необходимо формировать институт отцовства, развивать в молодых людях ответственность за свою семью. Следует обеспечить доступную психологическую и консультативную поддержку всем аспектам семейных взаимоотношений. Нас особенно волнует проблема рарушения семьи. Исследователи, общественники, средства массовой информации должны сосоредоточить на этом значительное внимание» [18].
Ценностные ориентации - одна из главных аспектов личности человека, это уникальная форма осознания личностью особенностей развития общества в целом, сущности собственного «Я». Ценности характеризуют мировоззрение личности, её способность действовать, то есть её социальную, интеллектуальную и творческую активность [19, с. 45].
Философы делали попытки объяснить значения слова «ценность», но наиболее полный анализ был проведен К. Марксом. Он проанализировал значения слов «стоимость», «ценность» на разных языках. К. Маркс сделал вывод, что слова «Value», «Valeur» (ценность, стоимость) выражают свойство,
принадлежащее предметам. Действительно, «они первоначально выражают не что иное, как потребительскую стоимость вещей для человека, такие их свойства, которые делают их полезными или приятными для человека... Это есть общественное бытие вещи» [ 19, там же].
Семья на протяжении всего существования человечества была и есть основной человеческого общества. Именно семья обеспечивает условия для гармоничного развития индивида.
Ещё в древности философы задавались такими вопросами, что же такое семья? Все ли равны в семье?
Аристотель называет отца «царём», говоря о том, что властвует он над детьми в силу своей любви к ним. В средние века семья находилась в полном ведении религиозных институтов и регулировалась традициями, обычаями разных народов.
Семьи с научной стороны начали изучать в середине XIX в. Связано это с развитием науки социологии, в которой семья рассматривалась в аспекте самостоятельного предмета изучения, со своим своеобразным
институтом, а также первоосновой гражданского общества и государства.
О.Конт считал семью единицей общества представляющую элемент социальной структуры. В своих трудах он рассматривал её в сфере индивидуальной эволюции социального чувства, опираясь на детскую привязанность, и именно отсюда, по его словам, развивается инстинкт уважения предков [20, с. 521-522].
Э.Дюркгейм обосновал теорию ценностей семьи с социологической точки зрения, определяя ее как ценность, которая движет поведением человека. Большое влияние на западных психологов оказала теория раннего социального развития З. Фрейда, где он говорит о главной роли матери в развитии младенца, а отцы имеют значение только в более поздний период детства [21, с. 240].
Семья является основой развития материального базиса общества и является стимулом развития страны, а также главной целью экономики.
Семья является важнейшей основой идеологии государства и Казахстан не исключение. Наша страна, пропагандирует, обеспечивает, осуществляет максимальную помощь семьям, также помогает матерям и отцам раннего возраста.
В 1997 году в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан - 2030 Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» отмечено: «Нам надо и на местном уровне найти новые пути поддержки семьи, женщин в период беременности и воспитания детей. Следует тщательно обсудить, как укрепить институт брака и семьи, решить проблему матерей-одиночек. Если мы хотим быть высокоморальным обществом, мы должны усилить ответственность супругов друг перед другом, а главное - перед детьми. Когда родители заботятся о детях, повзрослевшие дети - о своих престарелых родителях, когда женщина пользуется уважением в семье и обществе - можно быть спокойным за нашу страну. Эти принципы всегда были присущи казахстанскому народу, их надо возродить. Общественность должна подсказать здесь правильные решения, которые следует отразить в законе о семье. Нам нужно особо отмечать родителей, которые ведут здоровый образ
жизни и показывают тем самым пример детям [22].
Определяя направления дальнейшего поступательного развития Казахстана на новом этапе Н.А. Назарбаев в Стратегии Казахстан -2050 подчеркнул роль семьи в процессе совершенствования жизни казахстанского общества во всех сферах и особо отметил роль государства в заботе, обеспечении, гарантировании интересов казахской семьи и подрастающего поколения: «Я против разводов, необходимо воспитывать молодежь в духе ценности семьи, пагубности разводов, потому что из-за них прежде всего страдают дети. «Экеа кой бага бшмегеннщ, баласы козы бага бiлмейдi - (если отец не умеет овец пасти, сын не умеет пасти ягнят).
Воспитание детей - это задача обоих родителей, а не только матери. Но если уж так получилось, то отец должен платить алименты. Государство должно поддерживать одиноких матерей и ужесточить наказание за неоплату алиментов. Воспитание детей - это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование» [23].
Счастье и права ребенка — это тоже основа счастливой семьи в Ст. 24 Закон О правах ребенка РК от 8 августа 2002 года N 345 О правах ребенка в Республике Казахстан. Обязанности родителей по воспитанию ребенка, уходу за ним и содержанию:
1. Родители или другие законные представители обязаны создать условия жизни, необходимые для всестороннего развития ребенка.
2. Родители обязаны воспитывать ребенка, осуществлять уход за ним, содержать его материально, заботиться о его благосостоянии, обеспечивать жилищем.
Согласно социологическим
исследованиям, «отцовство» является сложным компонентом самосознания современного мужчины, структурными элементами которого являются:
- осознание мужчиной формального официального «Отцовства»;
- осознание мужчиной отцовских функций и материнских функций, и их
распределения во взаимодействиях с ребенком;
- осознание мужчиной особенностей эмоционального взаимодействия с
ребенком;
- выделение мужчиной в модели «отношений себя как ребенка собственного отца» позитивных и негативных аспектов, и их проекция на взаимодействия «себя как отца ребенка»;
- осознание мужчиной ребенка как ценности и смысла жизни собственного бытия [24 с.140].
Ученые, исследователи проблем семьи и отцовства, отмечают основную характеристику отцовства, что оно имеет место к ребенку и к его матери. Ведь оба понятия «отцовство», и «материнство» тесно взаимосвязаны, они взаимодополняют друг друга, помогают друг другу в воспитании, защите совместного ребенка. В современном мире понимание ответственного отца, это мужчина, который выполняет как традиционные, так и современные отцовские функции.
Раньше функции родителей были четко определенны «отец» - глава семьи, добытчик, «мама»-хранительница домашнего очага, то сейчас эти четкие границы стираются. Зачастую это происходит из-за того, что оба родителя работают или, когда жена берет обязанности мужа на себя.
При даче понятия и определении сущности отцовства и материнства, понимая равенство их прав и обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка, следует учитывать, что родители как правовая категория могут быть разными.
Психологи отмечают наличие следующих компонентов присущих отцовству: «участие», «постоянство», «осведомленность», «забота», которые связаны со следующими факторами: объективными - наличие или отсутствие отца в родительской семье мужчины, наличие или отсутствие собственного ребенка у него; а также субъективными - образ своего отца, образ идеального отца, иерархия семейных ценностей [25, с. 56].
В современном мире понимание феномена отцовства зависит от социальных, политических влияний и это предопределяет стили воспитания, тем самым преобразовывает понимание отцовства.
Институт отцовства в сложившимся понимании прошел огромный пусть развития и
становления. Чтобы понять его сущность нужно рассмотреть его с историко-правовом аспекте, проследить причинно-следственные связи его формирования.
Научный анализ различных историко-правовых памятников, доказывает, что отцовство как отдельный элемент не выделен нигде. Большинство рассматривают семью в целом и не разделяют отдельные элементы такие как мама, папа.
В Своде законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) выявлено, что в древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи. Он представляет ее в деловых отношениях. Он вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить, продать безвозвратно, хотя бы это и делалось под видом «усыновления» малолетнего приемыша. В случае бездетности жены муж имеет право на развод, для него вообще не существует юридических препятствии к разводу [27, с. 33]. Для жены устанавливались только три основания для развода, в числе которых было оставление мужем дома и местности проживания, следовательно, его длительный отказ от семейных отношений. Почти во всех древних писаниях говориться о том, что жена не имеет право голоса, рассматривается больше как вещь, а не человек.
Несколько изменилось отношение к институту семьи начиная с 1Х-Х вв., так как европейское средневековье испытывало на себе сильнейшее влияние церкви, «...стало утверждаться представление будто брак является особым таинством, подобным причастию или крещению». Следствием такого взгляда было запрещение внебрачных связей и разводов.
Делая вывод, мы можем сказать, что с древности отец был сродни «царю», его власть была безграничной, конечно ответственности у него было больше. Он обеспечивал, защищал, продолжал род, передавал жизненные принципы, прививал любовь к религии.
Только в эпоху Возрождения семью начали рассматривать как то, что состоит из нескольких составных частиц. Ж.-Ж. Руссо в XVIII веке говорил об ответственности отца и гуманистическом подходе к ребенку, к которому он призвал родителей. И также он высказал мнение о том, что раз родители
родили ребенка физически, то также должны родить его духовно, привить ему любовь, моральные ценности и духовные. [28, с. 178].
В период Ренессанса главной акцент в философии, социологии, педагогике также иных науках делается на гуманизацию человеческих действий, осознание
общечеловеческих ценностей, также мысли суверенитета, распределения власти, равенства людей, превосходство индивидуальной имущества, демократизация действий правительственного управления. Именно в этот период закладываются основные принципы нынешней педагогики, особый интерес уделяется проблемам обучения растущего поколения. Папа как руководитель семьи, авторитет, добытчик семьи, страж домашних, церковных, государственных, внутренних устоев.
Первые попытки анализа роли и значения института отцовства осуществлялись в трудах летописцев и выдающихся деятелей Киевской Руси, в частности митрополита Иллариона, летописца Нестора, князя Владимира Мономаха и других. Значительное влияние на развитие взглядов на институт отцовства имели идеи христианства [29, с. 71].
У казахов в течение всей истории существования и развития основные общественные отношения регулировались посредством норм обычного права. Источниками обычного права казахов являлись:
- устный обычай
- практика суда биев или судебный продуцент;
- положение съезда [5].
Отмечаем, что были произведены попытки кодификации обычного права, т.е. установления Касым хана в первой половине XVI века и Есим хана в XVII веке. Во всех кодификациях важное место уделялось семейно-брачным отношениям. Положения регулировали вопросы заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
У каждого человека есть присущий только ему набор ценностных ориентаций. Ценностные ориентации выступают важным регулятором поведения человека в социуме, определяя его отношение к себе, к окружающим людям, к миру. В основе ценностных ориентаций лежат человеческие
потребности. У каждого есть индивидуальный набор потребностей. Именно они двигают и побуждают к активности, деятельности, поведения человека. Другими словами, это несоответствие между тем, что человек хочет и в чем испытывает нужду и тем, что есть в действительности. Обычно такое состояние двигает человека к действиям по устранению данного противоречия, он начинает искать в окружающей действительности предметы, который могли бы удовлетворить его потребности, разрешить противоречивую ситуацию. Этим предметом может выступать все что угодно: например, еда, если человек голоден или одобрение коллектива, если человек испытывает потребность в признании. Каждый предмет, процесс или явление, которые удовлетворяют потребности человека и является ценностью для него. Следовательно, ценностные ориентации иногда
представляются, как ориентации человека на определенные ценности, которые зависят от характера переживаемых им потребностей. Опираясь на человеческие ценности, мы выстраиваем свое поведение в зависимости от характера этих ценностей. Если человек начинает испытывать сильную потребность в материальном, финансовом благополучии (ценность), он будет больше стремиться действовать так, чтобы добиться такого благополучия, которое ему необходимо.
Основополагающим педагогическим фактором в присвоении ценностей являются знания о них. Которые, включены в содержание учебных предметов, теории о ценностях позволяют расширить круг представлений ребенка о индивидуальных, общественных, национальных, общечеловеческих ценностях. Осмыслить сущность, ценность, осуществить их поиск и оценку возможно в духовно-практическом опыте личности. Когда ребенок, вступает во взаимодействие с миром ценностей, становится субъектом, осуществляется деятельность по освоению и присвоению этого мира.
Отсюда вывод, что деятельность, выступая вторым педагогическим фактором присвоения ценностей. воспроизводит личностные функции учащихся.
Третьим существенным педагогическим фактором присвоения ценностей, выступает
оценка младшего школьника извне (другими людьми).
Если рассматривать с позиции гуманистической психологии, появление духовных потребностей в индивидуальном развитии личности предшествуют ряд потребностей: самооценка, самоуважение, которое в свою очередь базируются на потребностях в любви и признании у других людей.
Самоуважение в онтогенезе зарождается из отдельных мелких самооценок и оценок индивида другими людьми. Главным важным фактором формирования ценностных ориентаций, представлений, ценностей и идеалов является воспитание ребенка. Школа играет тут большую роль, особенно в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом определенном этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания.
В воспитании младших школьников, говорит Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях [30, с. 78].
В этом случае ценностями для индивида являются определенные состояния
переживания его отношений с миром. Если радостное волнение или нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, то удовольствие от мысли, что их станет больше, свидетельствует о наличии у человека потребности в приобретении вещей. Но при этом эмоциональное состояние намного ценнее чем сама вещь, которое человек испытывает при ее поиске и покупке. Именно эти ориентации на комплексы эмоциональных ценностей находятся в основе так называемой эмоциональной направленности личности.
Ориентации человека на эмоциональные ценности, может проявлять себя в различных ситуациях деятельности человека. Потребности и ценности индивида изменяются в процессе его жизни и деятельности. Одни потребности и ценности полностью или частично удовлетворяются, или становятся менее важными для этого человека, другие потребности, напротив, становятся
актуальными, выходят на первый план, ориентируя человека на новые ценности. Учеными пришли к выводу о том, что
ценностные ориентации и, поведение человека меняются в процессе его целенаправленной деятельности [31, с. 83].
Когда личность приобщается к культуре происходит, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей. И в процессе овладения культурой индивид становится личностью потому, что личность есть человек, а совокупность свойств позволяют ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми, общаться с ними и осуществлять деятельность по производству предметов культуры [32, с. 21].
Следовательно, ценностные ориентации личности являются важнейшим регулятором поведения человека, которое во многом зависит от характера деятельности, в которую включен человек и изменяются в процессе его жизни.
Самое важное в воспитании детей - это личность отца, отношения с детьми и его влияние на формирование духовного мира детей. Также важно умение отца создать такую атмосферу в семье, в которой легко дышится и интересно живется детям, в которой часто звенит мамин смех и находится время для веселой шутки и для серьезного, доверительного разговора с детьми, для семейных праздников, для школьных дел и оценок.
Есть конечно такие отцы, которые интересуются жизнью ребенка, поддерживает его в любых начинаниях. Но также есть те, которые абсолютно не принимают никакого участия в воспитании ребенка. Зачастую такие отцы только требуют от своих детей, только потому, что он кормит, обувает ребенка. Если отец учится понимать сына, проникается его жизнью, и чем настойчивее он это делает, тем теплее, естественнее, уважительнее отношение сына к отцу [33].
А.С.Макаренко однажды заметил: "Уж не потому ли возникают эти тяжелые разлады, что отцы, стараясь развивать детей, сами утратили святую способность к развитию. Загляните в свою душу, отцы". Не каждому отцу удается помогать в развитии интеллекта ребенка, но одна из главных задач папы привить любовь к труду, к уважению себя и людей. Научить исходя из личного опыта [34].
Главная роль отца в процессе идентификации. Именно идентификация является главным фактором в формировании ценностей, моральных норм и отец играет главную роль особенно для мальчика.
Если мы сравним материнский и отцовский стиль воспитания, то мы можем увидеть, что авторитарный стиль воспитания отца в основном несет положительный эффект на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери несет противоположный эффект.
Многие исследователи подчеркивают важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка, для формирования его самооценки. Например, забота о нем, требовательность.
Таким образом, ценностные ориентации являются важной характеристикой личности и показателем её сформированности. Раскрытие особенности процесса развития и воздействия ценностных ориентаций, которые составляют содержательную часть характеристики личности, зависят от путей её формирования и от активной социальной позиции. Исследование данного процесса требует особого внимания к узловым моментам формирования ценностей, связанных с периодами онтогенеза, переходы возрастного развития личности, когда появляются новые ценности и новые потребности, интересы, чувства.
Библиографический список
1. Макарова Н.Г. Значение семьи для личности в современном обществе //Личность, семья и общество: педагогика и психология, 2013, № 30. - С 28.
2. Целик А.В. Исследование представлений об «идеальном» отце у подростков, 2020
3. Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. -Алма-Ата: Гылым, 1995. - 245 с.
4. Алпысбек М.А. Шижере казахов: источники и традиции (Учебник для вузовских и послевузовских спецкурсов). - Астана, 2013, с. 240
5. Аргынбаев Х.А. Казахская семья. -Алматы: Кайнар, 1996. - 288 с.
6. Атемова К.Т., Исабекова Г.Б. Духовная культура. Казахская культура.
Кочевая культура. Семья. Традиции. //Вестник КарГУ, серия «Педагогика», 2015. - С. 48-59.
7. Жахан Ж.Ж. Народное воспитание и преемственность поколений казахского народа.
- [Электронный режим]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/16_NTP_2008/Psihologi aZ34050.doc.htm
8. Калиев С., Жарыкбаев К., Казахское обучение и воспитание.-Алматы: Санат, 1996. -350 С. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогике казахов Изд. 2.- Алматы: БАУР, 2006. - 364 с.
9. Корнилко И.А., Битабаров Е.А., Алтаева Б.С. Семейные традиции казахского народа как фактор нравственного воспитания современных школьников. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rusnauka.com
10. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология. теория. практика.
- Алматы: Гылым, 1998. - 317 с.
11. Кожахметова К.Ж. Халыктык педагогиканы зерттеудын, кейбiр гылими жэне теориялык мэселелер!. - Алматы: Бшм министрлшнщ баспасы, 1993.-17 б.
12. Лепешев Д.В. Современные проблемы исследования семейных ценностей, национальных традиций в современной казахстанкой семье (анализ результатов комплексного социологического исследования по изучению уровня осведемленности детей и подростков, педагогических работников и родителей) //Вестник АПНК, - № 6., 2019. - С. 126 - 135.
13. Лепешев Д.В. Ногаткова О.И. Анализ состояния современных недостатков семейного национального воспитания //Вестник Казахской академии образования №1, 2020. - С. 78-83.
14. Лепешев Д.В. Современные проблемы исследования семейных ценностей, национальных традиций в современной казахстанкой семье //Вестник Академии педагогических наук Казахстана. - Алматы, №1, 2020. - С. 82-90.
15. Мамытжанов К., Айтбаева А.Б., Касен Г.А. Народная мудрость в воспитании: духовные ценности, традиции и обычаи // Педагогика жэне психология. - 4 (37) 2018, С. 169-177.
16. Шаханова Н. Мир традиционно культуры казахов (этнографические очерки). -Алматы: Казахстан, 1998.
17. Концепция семейной и гендерной политики в Республики Казахстан до 2030 года.
- Астана, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/U 1600000384
18. Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 345
19. Выступление Призидента Казахстана на торжественной церемонии открытия Года молодежи, 2019 года
20. Андре К-П. Философский словарь /Пер. с фр. Е В. Головиной. - М.,2012. - 752 с.
21. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда /Пер. с фр. А.Б. Гофмана, примечания В.В. Сапова. - М.: Канон, 1996. -432 с.
22. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» от 16 октября 1997 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/addresses 27.03.2019.
23. Абдикалыкова Г. Семья -созидательная сила «Мэцгшк Ел» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kazpravda.kz/articles/view 01.04.2019.
24. Социология семьи: учебник /Под ред. А.И. Антонова. - М: Высшее образование, 2011. - 637 с.
25. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права (история государства и права зарубежных стран: учебник. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1983. -656 с.
26. Руссо Ж. -Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. /Под ред. Г.Е. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1982.
- Т.1. - 656 с.
27. Смалько О. Становление и развитие взглядов ученых на отцовство: ответственное родительство как феномен цивилизованного общества. //Современное образование Витебщины. - 2005. - № 2(8). - С. 71-75.
28. Большой толковый психологический словарь. Пер. с анг./Ребер Артур. - М.: ВЕЧЕ -АСТ. 2001. Том 1. - 464 с.
29. Гильбух Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии
/Ю.З. Гильбух //Вопросы психологии. 2007. № 6. - С. 78.
30. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Просвещение, 1989. -356 с.
31. Михайличенко В. Е. Психология развития личности: Монография /В.Е. Михайличенко - Х.: НТУ «ХПИ», 2015. - 388 с.
32. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие /Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова,
Г.В. Юсупова и др. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 255 с.
33. Культивируя роль отцов: истории пап: папы из разных сфер поделились своим опытом, историями и вдохновляющими примерами отцовства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unicef.org/kazakhstan
34. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 1986. - 355 с.
Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
ORCID 0000-0002-9899-2831 е-mail: [email protected]
Ракишева Гульмира Мадиевна, доктор PhD, зав. кафедрой Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
е-mail: [email protected]
Захлебаева Виктория Викторовна, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры Социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). ORCID 0000-0003-1931-9145 е-mail: [email protected]
Гелисханова З.А., студентка кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Дата поступления статьи: 12.11.2021
© Лепешев Д.В., Ракишева Г.М., Захлебаева В.В., Гелисханова З.А., 2021