УДК 159.9+37.018.1
ФЕНОМЕН ОТЦОВСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Лепешев Д.В., Ракишева Г.М., Алхатова Т.С., Бакейхан Д.Б. НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
(г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. Представленная статья раскрывает проблематику отцовства. Семейная психология и детско-родительские отношения изучены в большом объеме с точки зрения материнства. Исследование отцовства является актуальным в современном мире, роль отца в воспитании будущего гражданина, главы семьи недостаточно изучена и данное вопрос является началом актуализации данной темы.
Ключевые слова: феномен отцовства, отец, подросток, влияние отцовства, история отцовства.
Вклад отца в развитие ребенка очень важен. Причем не столько в контексте экономического или статусного обеспечения, сколько в морально-психологическом.
Анализируя исследования, посвященные проблемам семейной психологии, можно сказать, что единого мнения относительно структуры отцовства не существует.
И.С. Кон определяет родительство, как систему взаимосвязанных явлений,
включающих:
а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям;
б) специфические родительские роли и нормативные предписания культуры;
в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям стиль воспитания (рис.1) [1].
Рис. 1. Понятие «Родительство» с точки зрения Семейной психологии по Кону И.С.
Р.В. Овчарова обращает внимание на то, что родительство - это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную
совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях
поведенческой составляющей родительства (рис.2) [2].
Рис. 2. Понятие «Родительство» с точки зрения Семейной психологии Р.В. Овчаровой.
Т.А. Гурко, доктор социологических наук считает, что в англоязычной литературе существует два термина, определяющих родительство: термин «parenthood»
используется в анализе институциональных характеристик родительства, термин «parenting» - для раскрытия родительских
ролей, одобряемых конкретной культурой моделей обращения с детьми, социально сконструированное понятие, т.е. асимметрия внутри семьи - продукт не биологических различий, а социально-культурных факторов (норм, ценностей) (рис.3) [3].
Рис. 3. Понятие «Родительство» с точки зрения Семейной психологии Т.А. Гурко
Каждое поколение и эпоха составляет свой канон или идеал отца, согласно своим законам и условиям.
Если на ранних этапах развития человеческого общества воспитание ребенка занимался целый клан, что вызывало отсутствие привязанности ребенка с биологическими родителями, вследствие этого говорить об отцовстве не приходилось, но в тоже время иметь детей считалось почетным делом.
По убеждению философов Аристотеля, Цицерона, уход за детьми и кормить ребенка с инвалидностью не обязательно, смерть ребенка нужно принимать «со спокойной душой», в иных случаях отношения отца и сына необходимо строить на взаимовыгодном сотрудничестве: ребенка кормить в том случае, если он помогал отцу в ведении домашнего хозяйства.
Надо отметить тот факт, что при высокой рождаемости существует не менее
высокая смертность детского населения, холодное отношение к детям можно воспринимать как психологическую защиту родителя.
Воспитание детей в духе религиозных канонов, сеяло беспрекословное подчинение главе семьи - отцу и воспитанием детей в основном занималась мама [4].
Семья является маленькой ячейкой общества, и отец в воспитании сына занимает позицию, сам того не ведая, социального контролера.
Значимость роли отца описана психологами в воспитании юноши-подростка, важность его психологического состояния, принятия себя и социума (рис. 4).
Согласно представлениям А-Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации [6].
Психолог А.И. Захаров отцов, чьи дети болеют неврозами, характеризует как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных болыпена собственноемнение, чемнамнение окружающих[7].
Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказываетсяв будущем навоспигании своих собственных детей[1].
Рис. 4. Роль отца в психологическом воспитании подростка.
Предвзятое отношение к отцовству, приводит к психологической неустойчивости подростка, прерывается преемственность поколений, что сказывается на частые разводы молодых пар, которые своевременно не получили багаж знаний мужского воспитания. Снижение роли отцовства влияет на фактор
сохранения семьи. Так по статистическим данным за последние 10 лет, мы прослеживаем стабильный рост разводов, лишь в период пандемии было снижение данного показателя, обусловленное тем, что члены семьи находились в тесном контакте друг с другом в кругу семьи (рис. 5).
браков ■+■ разводов
Рис. 5. Количество зарегистрированных браков и разводов в Республике Казахстане.
Ниже представлены статистические разводах в разрезе села и города за 6 месяцев данные по сведениям о заключении брака и 2021 год (рис. 6).
Рис. 6. В разрезе села, города свод данных за 6 месяцев по заключению браков и разводов в
2021 году.
всего город село
Разводов 59796 44081 15715
Браков 139504 98230 41274
Итак, на основе вышеизложенного можно проследить тот факт, что соблюдение традиций и роль отцовства в сельской местности выше, нежели в городе.
При изучении истории воспитания ребенка в казахской семье и влияние отцовства на становление подростка, юноши мы наблюдаем, что роль отца важный эталон для подражания. Так, по традиции, не положено наказывать ребенка не только в детском возрасте, но и в подростковом. После совершения обряда обрезания, ребенок больше находился с отцом и был членом религиозной общины. Отец учил ребенка держаться в седле, активно привлекал к хозяйственной и производственной деятельности, что соответствовало возрасту.
В случаях запрета на ту или иную деятельность отец объяснял причину отказа, так уважение к старшему, уступать дорогу взрослому воспитывалось отцом для получения благословения старейшин. Когда воспитанием детей мужского рода занимается отец, то
требовательность вырабатывает
ответственность подростка к выполнению поручений.
Отечественная любовь формирует доверие к отцу, но для того чтобы заслужить это высокое чувство подросток должен его заслужить через правильные поступки и соответствовать определенным социальным требованиям.
В педагогике самый эффективный метод - это личный пример и если отец в поведении демонстрирует заботу о семье, не ведет асоциальный образ жизни, занимается воспитание детей, то непременно взрослея, подросток создаст образ себя через видение и наблюдение в семье, где воспитывался. Отец должен понимать важность воспитания сына с применением лучших традиций своего народа, пользуясь своей родовой памятью, как продолжателя рода. Структурная модель феномена отцовства, предложенная Ш. Барта, Г.Г.Филиповой содержит следующие компоненты:
потребностно-эмоциональный. включающий биологические: социальные аспекты мотивации, потребность в контакте; эмоциональные реакции, переживания; операциональный, как осведомленность и умения; операции по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку включая экзистенциальные переживания [5]
Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент - оценочный, в который входят:
1) самооценка как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;
2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу.
Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры [6].
Таким образом, отцовство - это интегральная совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающая в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является
комплексность, а также социальная детерминированность.
Библиографический список
1. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. - М.: Наука, 1988.
2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
3. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. -2000. - №10.
4. Овчарова Р. В. Психология родительства. - М; «Академия», 2005.
5. Эйдемиллер Э.Г. Юцтискис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999.
6. Борисенко, Ю.В. Становление психологической готовности к отцовству: психолого-педагогический контекст и технологии сопровождения: дис. ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Борисенко Юлия Вячеславовна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т]. - Кемерово, 2018. - 200 с.
Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
ORCID 0000-0002-9899-2831 е-mail: [email protected]
Ракишева Гульмира Мадиевна, доктор PhD, зав. кафедрой Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
е-mail: [email protected]
Алхатова Толкын Сериковна, исследователь, педагог-исследователь, магистр психологии кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). ORCID 0000-0001-5555-3758 е-mail: [email protected]
Бакейхан Д.Б., студентка кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Дата поступления статьи: 15.11.2021
© Лепешев Д.В., Ракишева Г.М., Алхатова Т.С., Бакейхан Д.Б., 2021